На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Защита интересов матери и ребенка по новому трудовому кодексу

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Любая организация стремится к  созданию эффективной системы организации  труда: больше производства, услуг, прибыли. Однако такая «система организации» - это частные интересы компании, тогда как есть еще интересы работников, в том числе такой категории  как женщин-матерей и детей.
Рыночные отношения чаще всего  не способствуют социальной политике в рамках конкретной организации (в  том числе охране прав матери и  ребенка) и даже прямо ей противоречат. Недобросовестным работодателям «выгодно»  использовать детский труд - как  наиболее низкооплачиваемый, увольнять  будущих матерей (беременных женщин), как бы избавляясь от «лишнего социального  груза», неликвидного работника. В результате дети используются на работах с тяжелым  трудом, опасных и ночных работах, что сказывается на их здоровье, здоровье нации в целом. Молодые  женщины «боятся» становится матерьми, дабы не потерять работу и не остаться без средств к существованию, а отсюда падение уровня рождаемости. Рыночная экономика диктует свои условия труда, однако здесь, на страже материнства и детства встает государство и право.
Защита материнства является одной  из приоритетных задач Российского  государства, особенно в последние  годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства.
Подтверждение государственной политики в данной области в Конституции  Российской Федерации соответствует  международно-правовым актам ООН  по правам человека и свидетельствует  о том значении, которое придается  в современном обществе семье, женщине-матери, детям.
Новое трудовое законодательство Российской Федерации воплотило в себе международные  и конституционные принципы, включило новые механизмы и детали защиты материнства и детства.
Между тем, на практике, данные нормы  как умышлено, так и не умышленно  широко нарушаются: используется детский  труд, увольняются молодые мамы, или же, наоборот, принудительно  привлекаются к работе. С этим мы сталкиваемся каждый день.
Исследование правовых основ защита интересов матери и ребенка - традиционно  актуальная тема. Пока в данной сфере  в нашей стране не будет созданы  законодательные механизмы и  стабильная практика применения, не будет  «здорового государства», о котором  так любит говорить исполнительная власть.
Тем более актуально для рассмотрения основ защиты интересов матери и  ребенка по новому Трудовому кодексу  Российской Федерации, т.к. гарантирование прав материнства и детства в  сфере труда - это не только закрепление  равенства трудовых прав мужчины  и женщины, но и гарантии по использованию труда матери (женщины) и ребенка в тяжелых условиях труда.
Актуальность нашего исследования подтверждается следующими обстоятельствами:
Во-первых, представляет важность сопоставление  действующих разноотраслевых норм (конституционных, трудовых, семейных) направленных на защиту интересов материнства  и детства. Только совокупное использование  разноотраслевых норм позволит сформировать действенный институт защиты материнства  и детства.
Во-вторых, требует четких ответов  следующие вопросы: Какие меры входят в институт защиты материнства? Охватывает ли охрана материнства только трудовое право или также и иные отрасли  права? Представляется актуальным анализ судебной практики по данным вопросам.
Действующий трудовой закон уже  показал свои сильные и слабые стороны, в виду чего в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Дальнейшее же выявление слабых сторон Трудового кодекса РФ, позволит наметить дальнейшие пути совершенствования  трудового законодательства.
В-третьих, представляет актуальность рассмотрения генезиса защиты прав матери и ребенка. В настоящее время  разрабатывается ряд мер по совершенствованию  института охраны материнства и  детства, однако многие из этих мер  носят популистский характер, и не могут быть воплощены на практике. В тоже время, необходимы реалистичные меры, проверенные практикой, отвечающие интересам всех граждан Российской Федерации, а не узких кругов населения.
Любой исследователь, рассматривающий  проблематику защиты интересов матери и ребенка, столкнулся бы с проблемой  необъятности рассматриваемого вопроса. Однако при правильной постановке цели и задач исследования, можно найти  ту грань, те правовые аспекты, которые  требуют детального исследования.
Итак, цель данной работы - исследовать  защиту интересов матери и ребенка  по новому трудовому кодексу Российской Федерации. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие  задачи:
- рассмотреть правовые (законодательные)  основы защиты и материнства  и детства;
- проанализировать общие вопросы  защиты материнства и детства;
- выделить механизмы защиты  интересов матери и ребенка  в семейном праве;
- исследовать механизмы защиты  интересов матери и ребенка  в трудовом права;
- выделить механизмы защиты  интересов матери и ребенка  в иных отраслях права;
- проанализировать проблемы защиты  интересов матери и ребенка  в современном обществе, предложить  решения таких проблем, рекомендации  по их преодолению.
В заключение работы подвести итоги  проделанному исследованию.
Теоретической основой проделанной  работы являются труды: В.Д. Карповича, В.В Лазарева, А.Н. Гуева, К.Н. Гусова, Ю.Н. Коршунова и др.
В работе использовано действующее  законодательство Российской Федерации: трудовое, семейное, уголовное законодательство, материалы Конституционного суда РФ, материалы судебно практики.
Объектом исследования являются правовые аспекты защиты интересов матери и ребенка в трудовом праве  РФ. Предметом исследования являются: действующие нормы конституционного, семейного, трудового законодательства о матери и ребенке, детском труде, гарантиях и их социальной защите.
    Конституционно-правовые основы защиты интересов матери и ребенка
1.1 Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства
В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ[1] закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...»  Пункт 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья  находятся под защитой государства».
Данные принципы выступают базисом  для принятия государством в лице его полномочных органов мер  по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.
Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского  законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы  и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.
Определяющее значение в определении  пределов охраны материнства и детства  имеют международно-правовые акты. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.
Международно-правовая защита материнства  и детства находит свое отражение  в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи ООН  резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)[2] закрепила (п. 2 ст. 25), что материнство  и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства  и детства, как один из ключевых признаков  выделяется в:
- Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);
- Хартии социальных прав и  гарантий граждан независимых  государств (утв. Межпарламентской  Ассамблеей государств-участников  Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).
Нормы о защите материнства и  детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).
С начала 20 века было разработано и  принято ряд специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты:
- Конвенция Международной Организации  Труда №103 об охране материнства  (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.)[5];
- Конвенция Международной Организации  Труда №3 об охране материнства  (1919 г.) (не ратифицирована РФ)[6];
- Конвенция Международной Организации  Труда № 156 о равном обращении  и равных возможностях для  трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся  с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);
- Рекомендация Международной Организации  Труда от 15 июня 2000 г. №191 о пересмотре  рекомендации 1952 года об охране  материнства[7];
- Рекомендация Международной Организации  Труда от 28 июня 1952 г. №95 об охране  материнства[8].
Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный  конвенции МОТ: №138 «О минимальном  возрасте для приема на работу»[9], №29 «О принудительном или обязательном труде»[10] и №182 «О запрещении и немедленных  мерах по искоренению наихудших  форм детского труда»[11].
Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных  актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых  на уровне субъектов Российской Федерации (в том числе Республики Татарстан). В этой связи подчеркнем, что координация  вопросов материнства и детства  отнесено к совместному ведению  Российской Федерации и субъектов  РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ; Ст.II Федеративного договора РФ).
На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:
- Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30 декабря 2001 г. №  197-ФЗ[12] (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.);
- Семейный кодекс РФ от 29 декабря  1995 г. № 223-ФЗ[13] (с изм. и доп.  от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.);
- Основы законодательства Российской  Федерации об охране здоровья  граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1[14] (с изм. и доп. от 24 декабря  1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря  2004 г.);
- Федеральный закон от 29 декабря  2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда  социального страхования Российской  Федерации на 2005 год»[15];
- Федеральный закон от 19 мая  1995 г. № 81-ФЗ «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей»[16] (с изм. и доп. от 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа  2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) и иные  законодательные акты.
В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства  и детства, полномочными государственными органами принимаются программы  по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь  деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. №732 «О федеральной  целевой программе «Дети России»  на 2003 - 2006 годы»[17] (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) среди перечня основных мероприятий которой названы: государственная  поддержка материнства и детства, совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.
В настоящее время в Государственной  думе находится ряд проектов законодательных  актов, направленных на защиту интересов  материнства и детства. Так можно  выделить проект федерального закона №127413-4 «Об единовременном федеральном  государственном денежном пособии  семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка» (внесен депутатом  ГД С.Н. Бабуриным), основная суть которого сводится к выплате единовременного  пособия семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка. При  этом размер пособия устанавливается  в каждом случае в размере 200 000 (двести тысяч) рублей. Проект был справедливо  раскритикован Правительством РФ, так  сравнительно большая сумма пособия  может стать основой иждивенческого образа жизни большой части населения  страны.
1.2 Общие вопросы защиты материнства и детства
Естественное, природное назначение женщины - быть матерью. Существование  на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные  реалии, что прискорбно, порождают  долгоиграющую тенденцию того, что  женщины в России все реже стремятся  заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей  нашего исследования - более того, а  рамках одной дипломной работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А  потому остановимся лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями - гражданки России рожают мало, в  результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации), рассмотрению которых в том числе посвящена данная работа.
Чтобы быть последовательными в  нашем изложении, необходимо дать понятия  основных категорий нашего исследования.
Материнство - категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу - иными словами  «материнство» - свойство только женщины. Действующее российское законодательство не дает четкого определения женщины, однако Конвенция МОТ № 103 Об охране материнства в ст. 2 закрепляет, что  термин «женщина» означает любое  лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее  или не состоящее в браке. Определяющий признак отнесения человека к  категории «женщина» - только и исключительно  половой, т.е. набор биологически определенных первичных и вторичных половых  признаков, полученный человеком от природы при рождении.
«Материнство - реализованная способность  женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства  не сводимо к биологическим аспектам репродуктивной способности; его нельзя также ограничивать отношениями  между матерью и ребенком непосредственно  после родов и в первый год  жизни. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей  и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности  за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними»[1]. Из данного рассуждения следует, материнство не сводится к биологической  репродуктивной функции женщины - материнство  это и отношения в связи  с приемными детьми, а также  последующие, можно сказать, пожизненные  отношения с ребенком (детьми).
На этом фоне возникает логичный вопрос - равнозначны ли категории  «материнство» и «отцовство», как  принадлежности лица относительно конкретного  ребенка? Конституция в п. 2 ст. 7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Конституции вторит и первая статья Семейного кодекса РФ. Можно с  уверенностью предположить, что в  отношениях по воспитанию ребенка, уходу  за ним, общению с ним и пр. материнство  и отцовство совершенно равноправные категории. Мать и отец имеют равноценный  объем прав и обязанностей по отношению  к детям, и поэтому выделение  в ст. 38 Конституции РФ только «материнства» - это закрепление роли именно женщины  в плане отношений не только после  рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно  родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства  и отцовства - т.е. роли обоих родителей  в семье и в воспитании детей  равнозначны и необходимы для  полноценного роста и развития человека.
Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или  нет (ст. 2 Конвенции МОТ № 103). Согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше». Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 СК РФ). 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству - с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации, это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».
При использовании термина «дети» в законодательстве (и на бытовом  уровне) значение его может быть различным. Термин «дети» может употребляться  для обозначения конкретных кровных  и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет.
В основополагающей для нашего исследования 38 статье Конституции присутствует еще одно понятие, которое необходимо разобрать - «семья».
Понятие «семья» является ключевым, составляющим базис семейных правоотношений вообще. Несмотря на то, законодатель не определяет понятие семьи, ее значение и первостепенная важность проводится через абсолютно все положения  Семейного кодекса. Понятие семьи  долгое время оставалось в науке  семейного права дискуссионным. Не вдаваясь в существо противоречий, заметим следующее.
Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества[2].
В правовых актах, и, прежде всего в  СК РФ, понятие семьи связано с  установлением круга членов семьи, образующих ее состав.
В российской правовой доктрине семья  определяется как круг лиц, связанных  личными неимущественными, а также  имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и  принятии детей на воспитание[3].
По определению ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах, семья является и остается естественной и основной ячейкой  общества, имеющей право на защиту со стороны общества и государства.
Члены одной семьи связаны семейными  правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми  в их семьи детьми. При этом соответствующие права и обязанности возникают в указанных в СК РФ случаях и при наличии условий, им установленных.
Семейные правоотношения - отношения, построенные на чувствах взаимной любви  и уважения, взаимопомощи. Именно об этом говорит СК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 1).
Семейное право регулирует особый вид общественных отношений - отношения  между людьми в связи со вступлением  в брак, созданием семьи, рождением  и воспитанием детей[4]. Такой вывод  следует из анализа ст. 2 СК РФ.
Не совсем верным будет следующее  определение семейных правоотношений как отношений урегулированных  нормами семейного законодательства.
В этой связи важно акцентировать  внимание на различие собственно семейных правоотношений и правоотношений, урегулированные  нормами семейного законодательства, и в первую очередь СК РФ.
Семейные правоотношения в их точном значении -- это подпадающие под  действие семейно-правового регулирования  отношения между членами семьи  в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства[5].
Наряду с названными отношениями, СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей  природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают  публичные образования, например, администрация  организации. Так, факт смерти родителей  ребенка порождает возникновение  правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие  органы местного самоуправления и государственной  власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит  административно-правовой характер[6].
Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения»  и «семейные отношения». Последняя  категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами  права (семейного права), но и отношения  между названными субъектами, которые  не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными  факторами.
Итак, материнство, детство, семья  представляют собой взаимосвязанную  систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние  общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и  преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной  реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую  реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности. Сказанное объясняет, почему Конституция  объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках одной статьи[7].
Охрана материнства и детства - это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых  условий для рождения, выживания  и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.
Интересен факт, что еще на рубеже 19-20 вв. в ряде европейских стран  уже существовали государственные  программы по защите матери и ребенка - например, страхование материнства. Страхование материнства имело  целью обеспечить условия существования  еще не рожденного и новорожденного ребенка вместе с его матерью. Страхование материнства обыкновенно  связывалось с воспрещением женщине  участвовать в работах на фабриках и в мастерских в течение известного промежутка времени до и после  родов. В Швейцарии этот промежуток определялся восемью неделями, из них недели две до родов. В течение  восьми недель запрещалось работа для  рожениц и в Германии по закону 28 декабря 1908 г. С установлением подобных запрещений возникала необходимость  обеспечить женщину материально  на все время, когда она не вправе была более работать: иначе ее положение  только бы ухудшилось. В Германии по законам о государственном страховании  на случай болезни, обязательном для  всех рабочих обоего пола, занятых  в промышленности и торговле, застрахованные женщины получали денежное пособие, в размере не менее половины средней  заработной платы, в течение шести  недель после родов[8].
В России же, долгое время не было ни законодательного воспрещения промыслового труда рожениц, ни страхования материнства. Правовые основы институт материнства  и детства появились сравнительно недавно. После прихода к власти Советов, происходит уравнение трудовых прав женщины и мужчины, со временем, формируется институт материнства  и детства. Кодекс Законов о Труде 1922 года[9] в целях защиты здоровья и интересов матери и беременной женщины устанавливал ряд ограничений, связанных с трудовой деятельностью. Так, к примеру, ст. 131 не допускает  сверхурочная и ночная работа беременных и кормящих грудью, ст. 133 разрешает  женщинам, начиная с пятого месяца беременности отказываться от командировок, ст. 134 дает кормящим матерям кроме  общих перерывов также дополнительные для кормления ребенка - как видно, молодое советское государство  уже на заре своего существования  достаточно серьезно подошло к вопросу  заботы о здоровье детей и матерей - своих гражданах. Однако, защита государством материнства и детства, семьи  как конституционный принцип  была впервые закреплена в 1977 г.
Современное Российское законодательство данный принцип не просто закрепляет в Основном законе страны, кодифицированных актах, законах и подзаконных  актах. Оно создает механизмы  его реализации и санкции для  нарушителей.
Нет нужды доказывать, почему именно институты материнства и детства  нуждаются в дополнительной защите - тем не менее, попробуем пояснить на типичном примере из практики.
Женщина забеременела, вышла в отпуск по беременности, родила, находится  в отпуске по уходу за ребенком - нормы трудового кодекса не позволяют  уволить работника, находящегося в такой ситуации. Но с другой стороны, можно понять и работодателя - проходит год, два, сотрудник теряет квалификацию, его место должен хотя бы на время занять другой работник, которого нужно вводить в курс дела (что может быть связано и с расходами на обучение, и с общим вливанием в коллектив). По возвращении сотрудницы-женщины может возникнуть вопрос об излишних кадрах - кого увольнять, старого или нового сотрудника? Более того, пока ребенок маленький рано или поздно начнутся многочисленные больничные, школьные собрания и пр. проблемы непременно связанные с процессом ухода, воспитания и обучения ребенка. А что, если женщина - одинокая мать? Чтобы разрешить такие ситуации, закон четко гарантирует защиту интересов женщины и ребенка во многих подобных ситуациях (конкретнее их рассмотрению посвящена вторая глава дипломной работы).
Не менее проблемным вопросом является вопрос использования детского труда. Приведем типичный пример из практики. На стройке (строительство, например, здания) обращается к прорабу мальчик 12 лет  с просьбой принять на подсобные  работы (носить мешки, работать на высоте, да все что угодно), за пол ставки от «взрослого оклада». При этом мальчик  может убедить работодателя, что  очень нуждается в деньгах (например, родители мало зарабатывают или мальчик  вообще сирота). Вправе ли прораб принять  мальчика на работу? На полный рабочий  день? Платить ему только половину заработной платы? На практике работодатель - «бог и закон», однако российское законодательство диктует жесткие условия использования  и гарантии детского труда.
Таким образом, во исполнение конституционных  принципов действующее законодательство создает необходимую систему  защиты интересов матери и ребенка, охраны материнства и детства: от деклараций до санкций нарушителям  норм закона.
В общем и целом, деятельность государства  по защите материнства и детства  можно разделить на три пласта:
1. Принимаются соответствующие  законодательные акты, прописываются  гарантии и нормы реализации  гарантий. Разрабатываются программы  на федеральном и региональном  уровнях;
2. Создаются механизмы и институты,  направленные на реализацию этих  гарантий и норм;
3. Нарабатывается практика, совершенствуются  институты и нормы, создаются  дополнительные условия, корректируются  в соответствии с изменением  экономических, социальных и иных  обстоятельств в государстве  и в мире в целом, поскольку  защита материнства и детства  - феномены динамичные, развивающиеся.
Перейдем непосредственно к  рассмотрению отраслевых механизмов защиты материнства и детства.
 
2. Права ребенка и механизм их  защиты
2.1 Механизмы защиты интересов  матери и ребенка в семейном  праве
Отчество легко и удобно распознается лишь в строении семьи легальной. Материнство ясно без всяких легальных  презумпций, по признакам естественной связи[1].
Декларация прав ребенка в шестом принципе гласит, что «ребенок для  полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви  и понимании. Он должен, когда это  возможно, расти на попечении и  под ответственностью своих родителей  и во всяком случае в атмосфере  любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок  не должен, кроме тех случаев, когда  имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной  власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих  семьи, и о детях, не имеющих достаточных  средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись  государственные или иные пособия  на содержание детей».
Так в общем можно охарактеризовать (представить) идеальную картину  реализация интересов ребенка в  семье. Рассмотрим, как дело обстоит  в действительности.
Ребенок и мать - это уже семья. Защита их интересов в семье осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и  рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной материи  интересы ребенка являют первостепенными.
Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и  роды являются одними из оснований, когда  брак может быть зарегистрирован  до достижения невестой брачного возраста (ст. 13 СК РФ), также беременность и  роды предоставляют брачующимся  выбор даты бракосочетания (т.е. возможность  сделать это досрочно, даже в самый  день подачи заявления) (ст.11 СК РФ). Такие  нормы закрепляют условия того, чтобы  ребенок родился и рос в  юридически оформленной семье - естественной для него среде.
Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый  ряд пособий гражданам, имеющих  детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»[2] устанавливает  единую систему государственных  пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и  воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства  и детства. Статья 3 называет виды пособий:
- пособие по беременности и  родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности;
- единовременное пособие при  рождении ребенка;
- ежемесячное пособие на период  отпуска по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет;
- ежемесячное пособие на ребенка.
Кроме федеральных, региональные акты также гарантируют своим гражданам  некое материальное довольствие.
После рождения ребенка устанавливается  его происхождение. Пункт 1 ст. 48 СК РФ устанавливает происхождение ребенка  от матери (материнство) на основании  документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском  учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или  на основании иных доказательств. Установление материнства - процедура гораздо  более простая, чем установление отцовства. Это, прежде всего, связано  с видимой (внешней) стороной рождения ребенка - избавление женщины от бремени  вынашивания плода.
Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила, тем самым защищает права материнства  и суррогатной матери - женщины, которой  был имплантирован эмбрион в  целях его вынашивания. В безусловном  порядке матерью ребенка считается  она (ст. 51 СК РФ).
Если же женщина, родившая ребенка (суррогатная мать), отказывается дать свое согласие на запись других лиц  в качестве родителей ребенка  и хочет оставить ребенка у  себя, она на основании справки  медицинского учреждения, в котором  произошли роды, сама регистрирует в органах загса рождение ребенка  и записывается в книге записей  рождений как мать этого ребенка. Если суррогатная мать состоит в  браке, запись об отце производится в  общем порядке. Если суррогатная  мать не замужем, запись об отце ребенка  производится также на общих основаниях; она в равной степени должна быть признана имеющей право подать совместное заявление о регистрации ребенка  с мужчиной, желающим быть записанным отцом данного ребенка[3].
Однако если родителями в книге  записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права  оспаривать данную запись, ссылаясь, что  биологически матерью ребенка является она (п. 3 ст. 52 СК РФ). Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной  жизни и безопасности как матери, так и ребенка во избежание  психологических и социальных стрессов.
Дальнейшая защита материнства  и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) в  СК РФ представлена следующими нормами:
- статья 62. Несовершеннолетние родители  имеют права на совместное  проживание с ребенком и участие  в его воспитании. Несовершеннолетние  родители, не состоящие в браке,  в случае рождения у них  ребенка и при установлении  их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет;
- статья 63. Права и обязанности  родителей по воспитанию и  образованию детей;
- статья 64. Права и обязанности  родителей по защите прав и  интересов детей;
- статья 66. Осуществление родительских  прав родителем, проживающим отдельно  от ребенка;
- статья 68. Защита родительских  прав;
- статья 80. Обязанности родителей  по содержанию несовершеннолетних  детей;
- статья 86. Участие родителей в  дополнительных расходах на детей;
и мн. др.
В браке интересы права и интересы беременной женщины защищены следующими нормами: согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака  во время беременности жены и в  течение года после рождения ребенка  ни в загсе, ни в суде).
Статья 89 СК РФ дает право жене в  период беременности и в течение  трех лет со дня рождения общего ребенка требовать уплаты алиментов  от своего супруга. Алименты взыскиваются даже в том случае, если жена обеспечена средствами в размере, превышающем  прожиточный минимум. Это связано  с тем, что в период беременности, вскармливания ребенка грудью и  осуществления ухода за малолетним ребенком возникает потребность  в многочисленных расходах, которые  должны нести оба супруга. Те же права  остаются за женщиной после расторжения  брака (ст. 90 СК РФ).
Подчеркнем еще раз, что в  отношении к ребенку права  матери и отца равны, поэтому рассмотрение особенностей именно «материнства»  по семейному законодательству не совсем уместно.
Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны  в главе 11 СК РФ. Можно выделить пять основных личных прав ребенка:
- право ребенка жить и воспитываться  в семье;
- право ребенка на общение  с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими  родственниками;
- право ребенка на защиту  своих прав и законных интересов;
- право ребенка выражать свое  мнение;
- право ребенка на имя, отчество  и фамилию.
Большинство из них не только провозглашены  в законе, но и снабжены санкциями. Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через  своих представителей исходя из интересов  и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав -- задача конституционного, а не семейного  права. Семейное право призвано не допустить  дискриминацию ребенка в семейных отношениях.
Отвечая нормам международного права, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации» и иные акты содержан специальные  нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Ст.6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются  государством права и свободы  человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами  международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим  Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими  нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В свою очередь глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей и устанавливаем механизмы  защиты прав и интересов ребенка  в семье.
Необходимость защиты прав ребенка  возникает в любом случае, когда  происходит нарушение его прав - вне зависимости, осознает ли это  сам потерпевший (малолетний).
В международном праве предусматривается  необходимость защиты прав ребенка  от следующих посягательств: а) произвольного  или незаконного вмешательства  в осуществление его права  на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и  выполнения любой работы, которая  может представлять опасность для  его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и  физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических  средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных  или унижающих достоинство видов  обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих  ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (стст. 16, 19, 32-34, 37 Конвенции  о правах ребенка). Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и  нравственных воздействий.
Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного  права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления  права и др.[4] Здесь нужно уточнить, что «права» не подразумевают  только права, означенные в семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между «правами»  и «интересами» быть не должно.
Как известно, в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов  по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки  и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и  специальный (административный) порядок  защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан  и негосударственных организаций  по защите прав и охраняемых законом  интересов, которые совершаются  ими самостоятельно, без обращения  за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой  прав[5]. Защита семейных прав согласно ст. 8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных  СК РФ - государственными органами или  органами опеки и попечительства.
Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и  интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
Родители названы законодателем  в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе  и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями  своих детей и без специальных  полномочий (доверенности) выступают  в защиту их прав с любыми физическими  и юридическими лицами, в том числе  в судах. Представлять права и  интересы ребенка могут как оба  родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей  и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки  и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны  назначить представителя для  защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ).
Если ребенок устроен в детское  воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов  возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка  в подобного рода учреждениях  обязывает их администрацию выступать  в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка  в семью или незамедлительно  устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов  несовершеннолетнего временно возлагается  на орган опеки и попечительства.
Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя  надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с  защитой прав детей.
Споры, связанные с воспитанием  детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в  адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.
Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и  исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего  от всякого рода злоупотреблений  со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют  свои обязанности по уходу и содержанию его. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и  принять необходимые меры для  помощи. С просьбой о защите своих  прав ребенок может обратиться также  в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и  подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр  экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может  обратиться за защитой и к прокурору.
Несовершеннолетнему дается право  обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении  родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.
Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье  не обращаются за помощью заключается  в том, что несовершеннолетние не знают, куда и по какому вопросу они  могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и  воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение  в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими  права детей, как в семье, так  и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.
Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны  незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая  норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и  нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся  дети.
В целях улучшения положения  детей в России было принято одноименное  Постановление Правительства РФ[6], в котором утверждался целый  ряд программ, направленных на поддержку  семьи, материнства и детства: «Дети  Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных  переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подобные программы продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «просемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.