На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антикризисная инвестиционная политика предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
1 Антикризисная инвестиционная политика предприятия
1.1  Инвестиционный анализ в условиях антикризисного управления
1.2 Учет рисков  инвестиционных процессов в антикризисном управлении
1.3 Инвестиционная политика антикризисного управления
2 Анализ деятельности ОАО «Дорогобуж»
2.1 Оценка   социально-экономического  положения субъекта РФ
2.2 Анализ  отрасли
2.3 Характеристика ОАО «Дорогобуж»
2.4 Анализ финансового состояния предприятия
2.5 Проблемная область предприятия
3 Расчет стоимости ОАО «Дорогобуж»
3.1 Формирование мероприятий антикризисной политики
3.2 Расчет стоимости компании «Как есть»
3.3 Расчет стоимости компании «С внутренними улучшениями»
3.4 Расчет стоимости компании «С внешними и внутренними улучшениями»
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 
 
 
 
Введение
 
Развал советского союза и в результате переход у рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия. Основной  задачей менеджмента того времени стало избежание финансового состояния. Многие ученые признают, что особенность российского финансового менеджмента стало управление в условиях кризиса – антикризисное управление.
Актуальность антикризисного управления обусловлено ещё и тем, что в стратегическом плане оно помогает обеспечить предприятию в течение длительного периода такое конкурентное преимущество, которое позволит иметь востребованную рынком продукцию и достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, возникающих при ее создании и продажах.
Цель курсовой работы – провести оценку антикризисных решений.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести исследования литературы по теме «Антикризисная инвестиционная политика предприятия»;
- дать оценку социально – экономического положения Смоленской области;
- провести анализ химической отрасли и в частности производителей минеральных удобрений;
- охарактеризовать ОАО «Дорогобуж»;
- провести анализ финансового состояния ОАО «Дорогобуж»;
- выявить проблемную область исследуемого ОАО «Дорогобуж» и разработать комплекс мероприятий;
- оценить стоимость ОАО «Дорогобуж» до и после принятых антикризисных решений и проведенных мероприятий;
- сделать выводы по проделанной работе.
 

1 Антикризисная инвестиционная политика предприятия

1.1  Инвестиционный анализ в условиях антикризисного управления

 
Одним из важнейших факторов устойчивого развития нацио­нальной экономики является объем инвестиций. В 1990-е гг. в Рос­сии наблюдается тенденция неуклонного спада инвестиций, ко­торая характеризуется опережающими темпами даже по отноше­нию к спаду производства. Так, в 1995 г. валовой внутренний про­дукт (ВВП) снизился по сравнению с 1990 г. на 38%, а объем инвестиций в основной капитал — на 69 %. В 1997 г. при снижении ВВП на 40 % по сравнению с 1990 г. объем инвестиций в основ­ной капитал сократился уже на 76 % по сравнению с тем же пе­риодом. Поэтому положение в сфере инвестиций можно охарак­теризовать как кризисное [1].
В настоящее время одной из главных задач является установление приоритета реального сектора экономики над финансово-спекуля­тивными, т. е. создание более выгодных условий для инвестиций в реальное производство по сравнению с денежными вложениями в финансово-спекулятивные операции.
При анализе инвестиционной деятельности необходимо разгра­ничивать капиталообразующие и финансовые инвестиции. В со­ставе капиталообразующих инвестиций наибольший удельный вес составляют капитальные вложения (инвестиции в основные сред­ства, на создание реального капитала).
Кроме них следует выделить инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, научно-ис­следовательские и опытно-конструкторские разработки и пр.), инвестиции в оборотные средства, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, затраты на капиталь­ный ремонт.
Причины, обуславливающие необходимость инвестиций, мож­но сгруппировать следующим образом: новое строительство, связанное с освоением новых видов дея­тельности: реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий и расширение действующих предприятий.
Тактические и стратегические инвестиционные решения разли­чаются масштабами финансовых вложений и степенью неопреде­ленности результатов принимаемых решений, что обуславливает различную степень финансовых рисков.
Реализация государственной антикризисной стратегии опира­ется на ряд предпосылок, к которым относятся [2]:
?   политическая и социально-экономическая стабильность в об­ществе;
?   наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, в том числе совершенствование налогового законода­тельства;
?   рост реальных налоговых поступлений в бюджет;
?   устойчивость национальной валюты;
?   снижение темпов инфляции;
?   прекращение утечки капитала из страны.
Оздоровление несостоятельных предприятий требует увеличе­ния не только оборотных, но и средств с длительным циклом освоения[1]. Рассчитывать сегодня на серьезную государственную поддержку в этой области не приходится из-за трудностей с фор­мированием и использованием как государственного, так и регио­нальных и местных бюджетов. Внешнему управляющему приходит­ся прежде всего опираться на собственные ресурсы предприятия и возможное привлечение средств из других источников.
Основными источниками финансирования инвестиционного процесса являются:
?   собственные финансовые средства (прибыль, амортизацион­ные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми организа­циями в виде возмещения ущерба, и т.д.);
?   продажа основных фондов, земельных участков и других видов активов;
?   привлеченные средства от продажи акций; средства, выделяемые ФПГ на безвозмездной основе, благотворительные и иные взносы;
?   ассигнования из бюджетов — федерального, субъектов Россий­ской Федерации и местных;
?   иностранные инвестиции, предоставленные в виде финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также прямых денежных вложений международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий различных форм собственности и частных лиц;
?   различные формы заемных средств, в том числе кредиты, пре­доставляемые государством на возвратной основе, кредиты ино­странных инвесторов, облигационные займы, векселя, кредиты банков и других институциональных инвесторов.
Для проведения содержательного анализа источников инвес­тиционных ресурсов в их составе выделяют четыре группы [3]:
1)  бюджетное финансирование (всех уровней);
2)  собственные накопления предприятий и организаций;
3)  иностранные инвестиции;,
4)  сбережения населения
При определении значимости каждой группы в качестве ос­новного принципа используют оценку возможного прироста вло­жений в инвестиции за счет каждой из них в современных условиях.
1.              Использование бюджетов всех уровней для финансирова­ния инвестиционных программ является весьма проблематичным. Из данных табл. видна устойчивая тенденция снижения инве­стиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств. Особенно заметным является снижение финансирования капитальных вложений за счет средств федерального бюджета. Учи­тывая рост государственного долга, плохую собираемость нало­гов, секвестрование расходов, вряд ли можно рассчитывать на выделение из бюджетов значительных ассигнований на инвести­ционные программы в настоящее время.
2. Реального накопления собственных ресурсов предприятий по существу не происходит. Одной из главных причин этого является высокий уровень инфляции, который обусловил обесценение амортизационных фондов и оборотных средств предприятий. У мно­гих предприятий не хватает финансовых ресурсов даже на поддер­жание объемов производства, а тем более на техническое перево­оружение или увеличение выпуска продукции. В свою очередь, падение производства приводит к уменьшению прибыли, необ­ходимой для накопления инвестиционных ресурсов. Сегодня обо­ротные средства предприятия почти на 80 % обеспечиваются кре­дитами коммерческих банков. Это приводит к тому, что большая часть прибыли уходит на выплату банковских процентов. Для российских предприятий характерны высокие издержки и низкая рентабельность производства, значительный уровень износа и уста­ревания оборудования, потеря достаточно весомой части высоко­квалифицированного персонала, рост дебиторской и кредитор­ской задолженности, что приводит к сокращению реальной базы для накопления и инвестиций. Результаты проводимых Госком­статом России ежемесячных выборочных обследований деловой активности в промышленности показывают устойчивое преоблада­ние доли руководителей предприятий, ежемесячно отмечающих снижение обеспеченности финансовыми средствами по сравне­нию с предыдущими периодами.
3. Многие экономисты связывают возможность оживить инвес­тиционные процессы с активным привлечением иностранных инвестиций. Наиболее привлекательными для иностранных инве­сторов остаются промышленность, торговля и общественное пи­тание. Кроме того, поведение иностранных инвесторов чрезмерно подвержено влиянию многих экономических, политических и пси­хологических факторов.
4. Размер сбережений населения оценивается различными ав­торами до 20 — 30 млрд. долл. и более. Однако большая часть сбере­жений находится в наличной форме у населения, а готовность его доверить свои сбережения какому-либо финансовому учреждению предполагает уверенность в финансовой честности этого учреж­дения..
Таким образом, необходимо на всех уровнях принимать управ­ленческие решения, стимулирующие процесс накопления, а ре­альный рост инвестиций возможен главным образом за счет внут­ренних источников — накоплений предприятий и мобилизации средств населения.

1.2 Учет рисков  инвестиционных процессов в антикризисном управлении

В условиях несостоятельного предприятия любые действия внеш­него управляющего связаны с повышенным по сравнению с нор­мальными условиями работы риском. Поэтому ему практически при каждом управленческом решении приходится базироваться на приемах и методах риск менеджмента [4].
Менеджмент всегда связывает получение дохода с зависимо­стью от риска. Риск и доход представляют собой две взаимообу­словленные финансовые категории. Под риском понимается воз­можная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека. Для финансово­го менеджера риск — это вероятность неблагоприятного исхода бизнеса. Разные инвестиционные проекты имеют различную сте­пень риска, при котором самый высокодоходный вариант вложе­ния может оказаться настолько рискованным, что, как говорит­ся, «игра не стоит свеч». Понятие «риск» имеет много факторную природу, раскрыть которую можно лишь во взаимосвязи с таки­ми понятиями, как «неопределенность», «вероятность», «усло­вия неопределенности», «условия риска».
Риск и неопределенность являются неотъемлемыми чертами хозяйственной деятельности и процессов управления. Неопреде­ленность рассматривается как условие ситуации, в которой нельзя оценить вероятность потенциального результата. Понятие «риск» в экономическом смысле предполагает потери, ущерб, вероят­ность которых связана с наличием неопределенности (недоста­точности информации, недостоверности), а также выгоду и при­быль, получить которые возможно лишь при действиях, обреме­ненных риском, что чаще всего связывается с инвестиционной деятельностью.
В менеджменте понятие «риск» определяется характером и слож­ностью проблем, условиями принятия управленческих решений и прогнозированием результата. Управленческий риск следует рас­сматривать как характеристику управленческой деятельности, осуществленной в ситуации той или иной степени неопределенно­сти вследствие недостаточности информации, при выборе менед­жером альтернативного решения, критерий эффективности кото­рого связан с вероятностью проявления негативных условий ре­ализации [5].
Разные виды деятельности организации связаны с множеством рисков. Учет рисков очень важен в системе антикризисного управ­ления. Систематизация и их детальное исследование позволяют про­вести ранжирование, создать сценарии вероятного хода событий для конкретной ситуации. Инвестиционный риск — это риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Например, риск вложе­ния средств в какой-либо проект связан с неопределенностью его реализации. Эта неопределенность обусловлена неполнотой и по­грешностью исходных данных для исполнения проекта, величи­ной затрат и результатов, связанных с возникновением негатив­ных ситуаций при проектировании, а также с воздействием фак­торов технического, коммерческого, политического характера.
В общем случае инвестиционные риски подразделяют на два вида [5]:
?   связанные с покупательной способностью денег;
?   связанные с вложением капитала.
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, от­носятся следующие:
1) инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В случае обратного процесса — дефляции, т. е. снижения цен, воз­никает дефляционный риск — риск того, что при росте дефицита происходит падение уровня цен, ухудшение экономических усло­вий предпринимательства и снижение доходов;
2) валютный  риск представляет собой опасность валютных, потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валютsпо отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций;
3) риск ликвидности — это риск, связанный с возможно­стью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости;
4) инвестиционные риски, связанные с вложениями капитала, включают в себя следующие подвиды рисков:
?   упущенной выгоды;
?   снижения доходности;
?   прямых финансовых потерь.
Риск упущенной выгоды — это риск наступления кос­венного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль в результате неосуществления какого-либо мероприятия, напри­мер страхования, хеджирования, инвестирования) [6].
Риск снижения доходности может возникнуть в ре­зультате уменьшения размера процентов и дивидендов по порт­фельным инвестициям, вкладам и кредитам. Портфельные инвес­тиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Термин «портфельный» происходит от итальянского porto folio в значении совокупности ценных бумаг, которые имеются у ин­вестора.
Риск прямых финансовых потерь связан с тем, что предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью эко­номической конъюнктуры, которая следует из непостоянства спро­са (предложения) на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, огра­ниченности знаний об областях бизнеса и коммерции, а также многих других обстоятельств.
              Далее, после анализа риска следует проанализировать инвестиционную политику организации.

1.3 Инвестиционная политика антикризисного управления

 
Основой большинства инвестиционных проектов в современ­ной экономике является привлечение капитала через продажу ценных бумаг. Однако получение денежных ресурсов из этого ис­точника не является автоматическим процессом. Если фирма на­ходится в кризисном состоянии или развивается без четкого и понимаемого инвесторами плана, то последние начинают прояв­лять сдержанность и будут готовы вложить свои средства лишь на условиях, которые, скорее всего,. окажутся неприемлемыми для фирмы-реципиента. Тогда восполнять недостаток акционерного ка­питала придется с помощью заемных средств, что нередко сопро­вождается опасно высокими процентными ставками за кредит и трудновыполнимыми условиями погашения задолженности.
В подобного рода ситуациях единственным выходом для фирм является проведение политики рационирования капитала, т.е. раз­витие в условиях жестко ограниченного объема доступных инвестиций, когда приходится отвергать даже те инвестиционные про­екты, которые обладают положительной величиной чистой теку­щей стоимости NPV [7].
Эта ситуация не меняет общего принципа инвестиционного анализа — необходимости максимизации ценности фирмы, а0 заставляет более внимательно продумывать будущие инвестици­онные возможности и будущую доступность средств для их фи­нансирования.
Все множество современных расчетных методов оценки можно условно разделить на 3 группы [7]:
1 упрощенные методы;
2 методы дисконтирования;
3 составные методы прямых расчетов эффективности инвестиций
Упрощенные методы позволяют быстро произвести необходимые расчеты эффективности инвестиций, но их можно применить только для очень простых ситуаций инвестирования, с небольшим сроком жизни и объемами вложений. Из-за их простоты, эти методы используют банки, кредитные учреждения и другие финансовые институты в ситуациях большого количества инвестиционных заявок на финансирование. Среди таких методов можно назвать ряд нижеследующих:
1) метод расчета срока окупаемости инвестиций, который заключается в определении необходимого для возмещения периода времени, за который вложенные средства окупятся доходами, полученными от реализации проекта. Метод отражает период ожидания инвесторами возврата вложений, т.е. период времени, в течение которого инвесторы будут рисковать средствами;
2) метод расчета средней нормы прибыли на инвестицию. Этот метод имеет много названий: прибыль на инвестицию, прибыль на используемый капитал, учетная норма прибыли. В российской литературе данный метод иногда именуется показателем расчетной рентабельности капитальных вложений. Суть метода в том, средняя прогнозируемая прибыль инвестиционного проекта делится на среднюю балансовую стоимость инвестиций;
3) общая прибыль проекта. Она представляет собой сумму всех прибылей компании по годам в пределах рассматриваемого проекта.
К методам дисконтирования относятся стандартные методы определения эффективности на основе расчетов чистой приведенной стоимости (NPV), внутренней рентабельности проекта (IRR), срока окупаемости (PB):
1. Метод расчета чистой приведенной стоимости (Net Present Value - NPV) в отечественных источниках именуется по-разному. В частности, он кроме чистой приведенной стоимости фигурирует как чистая текущая стоимость, дисконтируемый денежный доход, чистая настоящая стоимость, чистый приведенный эффект, чистый дисконтируемый доход, дисконтируемая прибыль, действительная стоимость, интегральный эффект, чистая современная стоимость. 2) Метод расчета внутренней нормы доходности (IRR). В литературных источниках метод фигурирует как: внутренняя норма рентабельности, внутренняя норма прибыли, внутренняя форма возврата инвестиции, внутренняя норма окупаемости инвестиций, собственная норма прибыли, предельная капиталоотдача, предельная эффективность капитальных вложений, процентная норма прибыли, дисконтированный поток реальных денег, финансовая норма прибыли. IRR можно интерпретировать как предельный уровень доходности инвестиций. Под внутренней нормой доходности понимают процентную ставку, при которой чистая приведенная стоимость проекта равна нулю. Этот критерий характеризует уровень доходности конкретного инвестиционного проекта, выраженного дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инвестиций приводится к настоящей стоимости инвестированных средств. Другими словами, IRR используется для определения такого коэффициента дисконта, при котором NPV обращается в ноль.
2. Метод определения индекса рентабельности (PI). Метод расчета индекса рентабельности в литературных источниках представлен такими разными названиями, как индекс прибыльности, индекс доходности, коэффициент чистого дисконтируемого дохода, доход на единицу затрат [9].
Хотя индекс прибыльности – это всего лишь логическая формулировка правила чистой текущей стоимости, возможны ситуации, когда более эффективные инвестиционные проекты проигрывают менее прибыльным из-за более высоких первоначальных капитальных вложений.
3. Дисконтируемый период окупаемости. Данный метод использует базовую структуру метода окупаемости, но ликвидирует один из основных недостатков этого метода путем дисконтирования потока денежных средств по соответствующей ставке дисконтирования. Под дисконтируемым периодом окупаемости подразумевается продолжительность периода времени, в течение которого сумма дисконтируемых будущих потоков будет равна сумме денег, вложенных в начальный период времени. Расчет срока окупаемости может быть полезным средством оценки для предприятий, у которых возникли проблемы с ликвидностью. Таким образом, дисконтируемый период окупаемости - это минимальный временной интервал от начала реализации бизнес-проекта до момента, за пределами которого интегральный экономический эффект (компоненты которого определены с учетом фактора времени) будут неотрицательными.
Следующими методами являются - методы прямых расчетов эффективности инвестиций. Эти методы основываются на подходе с позиций прямого, а не условного расчета, основываются на отказе от основных исходных положений методологии дисконтирования:
1. В настоящее время все большую популярность среди этих методов приобретает концепция управления стоимостью компании [11]. В рамках данной работы определим наполнение концепции управления стоимостью, обозначим инструменты, используемые в рамках данной концепции, и проанализируем методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции EVA (Economic Value Added) — экономической добавленной стоимости.
Суть концепции управления стоимостью компании заключается в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании и ее акций. Т.е. все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента должны быть направлены на одну общую цель: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости. В силу огромной практической значимости вопросы в рамках концепции управления стоимостью получили широкое отражение в научных и практических исследованиях.
Согласно концепции EVA стоимость компании представляет собой ее балансовую стоимость, увеличенную на текущую стоимость будущих EVA. Очевидно, что наибольший прирост стоимости любой компании в первую очередь вызван ее инвестиционной активностью, которая может быть реализована как за счет собственных, так и за счет заемных источников. Основная идея, обосновывающая целесообразность использования EVA, состоит в том, что инвесторы компании должны получить норму возврата за принятый риск [11]. Другими словами, капитал компании должен заработать, по крайней мере, ту же самую норму возврата, как схожие инвестиционные риски на рынках капитала. Если этого не происходит, то отсутствует реальная прибыль, и акционеры не видят выгод от инвестиционной деятельности компании.
2. "Полная стоимость владения" (Total Cost of Ownership, TCO). Методология TCO очень хорошо подходит для подсчета текущих стоимостных параметров, с ее помощью можно достаточно полно проанализировать эффективность выполнения каких-то отдельных функций или набора функций [11]. В сочетании с другими параметрами, применяемыми на практике, она позволяет получить удачную схему учета и контроля расходов на информационные технологии.
3. "Совокупный экономический эффект" (Total Economic Impact, TEI). Методология совокупного экономического эффекта предназначена для поддержки принятия решений, снижения рисков и обеспечения «гибкости», то есть ожидаемых или потенциальных преимуществ, остающихся за рамками анализа преимуществ и затрат [11].
При оценке затрат обычно оперируют тремя основными параметрами - стоимостью, преимуществами и гибкостью. Для каждого из них определяется свой уровень риска. Анализ стоимости обычно осуществляется по методу TCO. Оценка преимуществ должна проводиться с точки зрения стоимости проекта и стратегических вложений, выходящих за рамки информационных технологий. Гибкость определяется с использованием методологий расчетов фьючерсов и опционов, например моделей Блэка-Шоулза, или оценки справедливой цены опционов (Real Options Valuation). Анализ рисков должен предусматривать доступность и устойчивость параметров системы, ее архитектуры, объема и временных рамок реализации проекта [12].
Методология TEI нагляднее работает при анализе двух различных сценариев, особенно если два эти варианта сопряжены с построением инфраструктуры или реализацией информационных проектов, чьи преимущества и недостатки в отдельности оценить сложно.
4. "Быстрое экономическое обоснование" (Rapid Economic Justification, REJ). Подобно TEI, методология Rapid Economic Justification предусматривает конкретизацию модели TCO за счет установления соответствия между расходами на ИТ и приоритетами бизнеса [12].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Анализ деятельности ОАО «Дорогобуж»

 

2.1 Оценка   социально-экономического  положения субъекта РФ

 
Смоленская область является частью Центрального экономического района России. Промышленность данного региона включает в себя такие отрасли производства, как машиностроение и металлообработка (производство измерительных и гидрометеоприборов, вычислительной техники, электроприборов, холодильников, автомобилей, энергетического и торгового оборудования, авиационная промышленность), химическая отрасль (производство аммиака, селитры, минеральных удобрений и пластмасс), легкая (выпуск бельевого трикотажа, швейных изделий, хлопчатобумажных и льняных тканей) и пищевая. Ведется добыча бурого угля, торфа [15].
Промышленность. Промышленность является ведущей отраслью Смоленской области. Около 40% промышленно-производственного потенциала сконцентрировано в центральном городе области Смоленске. Наибольший удельный вес в объеме валовой продукции промышленности занимают предприятия гранильной отрасли. Самым крупным из них является Государственное унитарное предприятие Смоленское производственное объединение "Кристалл". Также Смоленск является крупным центром машиностроения и металлообработки. Наибольший удельный вес, среди машиностроительных предприятий, занимают приборостроение, электронная, электротехническая автомобильные промышленности. Отраслевая структура промышленности: электроэнергетика - 32%, машиностроение и металлобработка - 19%, пищевая - 12%, ювелирная - 11%, химическая - 12%, промышленность стройматериалов - 5%, легкая - 3%, лесная и деревообрабатывающая - 1%. Область вносит существенный вклад в производство электроэнергии - 2,8% объема всей энергетики России. Выпуск промышленной продукции в 2004г. по сравнению с 2003г. сократился на 0,5%.
Промышленностью области увеличены по сравнению с 2003г. производство электросварочного оборудования (на 33,0%), крупных электромашин (на 9,3%), осветительных электроламп (на 8,3%), бытовых холодильников и морозильников (на 37,0%), сборных железобетонных конструкций и изделий (на 8,8%), льняных тканей (на 2,0%), цельномолочной продукции (на 7,8%).
Снижены выработка электроэнергии (на 12,3%), производство минеральных удобрений (на 1,9%), трикотажных изделий (на 26,8%), животного масла (на 7,2%), мяса (на 16,2%), чулочно-носочных изделий (на 3,7%).
Сельское хозяйство.  В структуре экономики области сельскому хозяйству отводится значительное место. Площадь сельскохозяйственных угодий составляют 43,3% от всех земель области. Здесь специализируются на выращивании зерновых, технических и кормовых культурах. Во всех районах области возделываются зерновые культуры. Огромные территории выделены под пашни ржи, ячменя, пшеницы, гречихи. Второй по важности земледельческой культурой на Смоленщине является картофель. Урожай льна составляет 40% от сбора Центрального района и 28% - России. Под кормовые культуры выделены 40% посевных площадей.
К 1 января 2005г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий уменьшилось по сравнению с этой же датой 2004г. на 10,3%, свиней - на 21,0%, овец и коз - на 8,2%. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) за 2004г. по сравнению с 2003г. сократилось на 2,8%, молока - на 4,7%, яиц - на 6,4%.
К началу января 2005г. в сельскохозяйственных организациях имелось в наличии кормов по 14,1 центнера кормовых единиц в расчете на условную голову крупного скота против 12,9 центнеров год назад.
По предварительным данным в 2004г. в хозяйствах всех категорий получено 195,1 тыс.тонн зерна в весе после доработки (120,2% к 2003г.), накопано 528,5 тыс.тонн картофеля (102,0%), собрано 128,4 тыс.тонн овощей (106,2%).
Занятость и рынок труда. Отраслевая структура среднесписочной численности работников: промышленность - 27,7%, сельское хозяйство - 15,3%, транспорт и связь - 7,7%, строительство - 6,8%, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки - 7,7%, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения - 5,2%, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, образование, культура и искусство - 21,8%, аппарат органов управления - 5,1%, прочие отрасли - 2,7%.
Уровень регистрируемой безработицы (от экономически активного населения) - 0,9% (по России - 2,5%); доля безработных, которым начислено пособие - 100% от общей численности зарегистрированных безработных (по России - 89,4%); коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию) - 3,2 чел. (по России - 4,3).
Средняя заработная плата в ноябре 2004г. по сравнению с ноябрем 2003г. выросла на 12,6% и составила 5071 рубль.
Далее следует подвести итоги анализа. Смоленский регион располагает развитой транспортной сетью - это автомобильный, железнодорожный и водный транспорт.  Смоленская область входит в четверку субъектов ЦЭР, где уровень обеспеченности производственными фондами наиболее высок. Показатель производства ВДС в материальной сфере и промышленности выше, чем в сфере услуг. В аграрном секторе этот показатель выше среднероссийского. По сравнению с другими регионами, здесь более активно развиваются рыночные отношения. Однако наблюдается дальнейшее падение производства, рост безработицы, что не предполагает экономического роста. Отрицательными факторами являются: низкая конкурентоспособность выпускаемых товаров, преобладание импорта, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры. На сегодняшний день, для Смоленской области актуальны проблемы конверсии и модернизации станкостроительной, автомобильной промышленности, электротехнического и энергетического машиностроения. Существуют проблемы развития трикотажной, льняной и пищевой отраслей производства, необходимость технического переоснащения предприятий и укрепления сырьевой базы.
 
 
 

2.2 Анализ  отрасли

 
ОАО «Дорогобуж»  является производителем минеральных удобрений. Предприятие относится к химической промышленности.
Индекс химического производства в феврале 2006 года по сравнению тем же периодом 2005 года составил 100,5 %. В частности, карбида кальция произведено 12,7 тыс. тонн (95,8 % — к январю-февралю 2005 года), серной кислоты 744 тыс. тонн (96,3 %), кальцинированной соды 209 тыс. тонн (98,4 %), каустической соды 99,3 тыс. тонн (102 %), синтетического аммиака 1 млн тонн (103,5 %). Также минеральных удобрений (в пересчете на 100 % питательных веществ) 1,416 тыс. тонн (106,3 %). В том числе: азотных — 570 тыс. тонн (98,4 % — к январю-февралю 2005 года); фосфатных — 222 тыс. тонн (95,3 %); калийных — 454 тыс. тонн (90,8 %).
Кроме того, синтетических смол и пластических масс 275 тыс. тонн (106,3 %), в том числе: полистирола и сополимеров стирола 19,4 тыс. тонн (114,2 %); поливинилхлоридной смолы и сополимеров винилхлорида 47,8 тыс. тонн (102,8 %); полиэтилена 89,1 тыс. тонн (106,8 %); полипропилена 22,7 тыс. тонн (88,5 %).
Химических средств защиты растений (пестицидов) и прочих агрохимических продуктов произведено 49 % по сравнению с январем-февралем 2005 года. В том числе: фунгицидов 138 тонн (в 3,1 раза больше, чем в 2005), гербицидов 232 тонн (42,2 %), протравителей 5 тонн (10,5 %). Мыла, моющих, чистящих и полирующих средств, парфюмерных и косметических средств выработано 101,5 % по сравнению с январем-февралем 2005 года. Так, глицерина технического произведено 463 тонны (80,2 %), мыла хозяйственного 9,6 тыс. тонн (93,5 %), мыла туалетного 6,4 тыс. тонн (90,5 %), моющих средств 56,4 тыс. тонн (125,1 %), одеколонов, душистой и туалетной воды 7,8 млн штук (108 %), декоративной косметики 3,8 млн штук (131 %), средств по уходу за волосами 20,4 млн штук (86,9 %), зубной пасты (тубов) 17,4 млн штук (70,6 %).
Что касается производства минеральных удобрения, то производство минеральных удобрений в России, по данным Росстата, за первые два месяца 2006 года увеличилось на 6,3 % по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года — до 3 млн тонн (в пересчете на 100 % питательных веществ).
Социальная среда оказывает косвенное воздействие на производство минеральных удобрений.  В свете последних событий в отношении загрязнения окружающей среды, общественность сильно заинтересована уменьшением вредности производства. Так же населенные пункты, располагаемые непосредственно в близи от  источника выброса, заинтересованы в оздоровлении окружающей среды.
Технологическая среда. Технология стала основополагающим для развития отрасли. Большое количество средств выделяется на развитие новых способов производства продукции, а так же на поиски качественно нового продукта. Стоит отметить, что до 1990 года не одно предприятие в России не заменяло производственные мощности.
Экономическая среда. Развитие химической отрасли, в частности, производство минеральных удобрений является привлекательной для инвесторов. По данным проекта "Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса РФ до 2015 года", представленного министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко к 2015 году планируется увеличить объем химического и нефтехимического производств в 1,6-1,8 раза. Для этого в отрасль необходимо будет инвестировать около 2 трлн рублей. Основной проблемой является износ технологического оборудования, который на данный момент составляет в среднем 57,8 %.
Политико-правовая среда.  Государство заинтересовано в развитии отрасли, так как оно заинтересован в стабильных налоговых поступлениях. Так же многие государственные программы, в частности «Программа продержки народного производителя» не осуществимы без собственных производителей минеральных удобрений и т.д.
              С другой стороны ошибки государства. Стоит только вспомнить скандал с покупкой 20% государственных акций «Апатита» холдингом «Еврохим», после чего деятельность некоторых производителей могла прекратиться.
В таблице 2.1 приведены основные финансовые показатели химической отрасли за 5 лет.
Таблица 2.1 – Динамика показателей за 5 лет
 
2001
2002
2003
2004
2005
Коэффициент текущей ликвидности
1,04
1,1
1,12
1,19
1,37
Коэффициент промежуточной ликвидности
0,61
0,64
0,69
0,72
0,84
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,1
0,12
0,15
0,17
0,24
Коэффициент оборачиваемости ДЗ
5,81
5,66
5,54
5,93
6,66
Коэффициент оборачиваемости КЗ
3,51
3,75
4,04
4,71
5,86
Рентабельность активов по чистой прибыли
12,26%
7,56%
4,03%
6,30%
10,57%
Рентабельность собственного капитала по
чистой прибыли
23,87%
14,41%
7,74%
11,58%
19,03%
Рентабельность продаж по прибыли до
налогообложения
14,24%
9,32%
5,20%
7,22%
10,68%
 
На рисунке 2.1 представлена динамика показателей ликвидности. По данным рисунка видно, что коэффициенты ликвидности росли на протяжении 5 лет. Коэффициент текущей ликвидности только в 2005 году превысил нормативное значение. Коэффициент абсолютной ликвидности не привысил нормативного значения на протяжении 5 лет. В целом по отрасли минеральных удобрений показатели кредитоспособности увеличивается, что говорит о увеличении кредитной привлекательности предприятий.
 

Рисунок 2.1 – Динамика показателей ликвидности
На рисунке 2.2 представлена динамика показателей оборачиваемости. В целом по отрасли оборачиваемости увеличиваются, что говорит о уменьшении оборота.

Рисунок 2.2 – Динамика показателей оборачиваемости
 
На рисунке 2.3 представлена динамика показателей рентабельности по химической отрасли. На рисунке видно, что рентабельность собственного капитала максимальна в 2001 году, далее уменьшение показателя вплоть до 2003 года, а потом рост. В целом по данной схеме изменяются все показатели рентабельности. Падение значения показателя рентабельности связано с уменьшением выручки, и как следствие прибыли организации с 2001 по 2003 годы.

Рисунок 2.3 – Динамика показателе рентабельности

2.3 Характеристика ОАО «Дорогобуж»

 
ОАО «Дорогобуж» функционирует с 1973-го года. С 1996 года ОАО «Дорогобуж» вошел в состав холдинга «Акрон». В состав холдинга «Акрон» входит два предприятия: ОАО «Дорогобуж» и ОАО «Акрон». Холдинг «Акрон» производит 18% всех минеральных удобрений производимых в России. ОАО «Дорогобуж» производит 6% от всех минеральных удобрений производимых  в России.  Полное фирменное наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Дорогобуж». Основной вид деятельности – производство и реализация минеральных удобрений и азотных соединений.
К основным видам продукции ОАО «Дорогобуж», обеспечившим за анализируемый период не менее 10% объема выручки, относятся аммиачная селитра, азофоска и сухие смешанные удобрения, доля выручки которых в общем объеме реализации впервые превысила 10% рубеж в 2005 году (смотри таблицу 2.2).
Таблица 2.2 – Основные виды продукции
Наименование
Факт
2003 г.
2004 г.
2005 г.
тыс. т.
тыс. т.
тыс. т.
1. Минеральные удобрения в 100% пит. в-в
513 
512 
556 
в т.ч. азотные
313 
309 
340 
         фосфорные
98 
97 
101 
         калийные
102 
106 
116 
2. Минеральные удобрения в физ. весе
1 222 
1 214 
1 345 
в т.ч. аммиачная селитра
619 
610 
691 
         в т.ч. на сухие смеси
98 
122 
261 
         азофоска
595 
595 
630 
         в т.ч. на сухие смеси
31 
28,2 
20,4 
         сухие смеси
137 
159 
306 
3. Аммиак
477 
455 
493 
4. Продукция неорганической химии в натуральном выражении
 
 
 
         в т.ч. известь
26 
24 
32 
         жидкая углекислота
19 
31 
35 
 
              Организационная структура предприятия (с указанием основных подразделений и участков) представлена в приложении Д.
Поставщики. Среди поставщиков особое внимание следует обратить на поставщика апатитового-концентрата, Общество с ограниченной ответственностью «ФосАгро-Маркетинг», г. Кировск Мурманской области. Сравнительно небольшое количество поставщиков сырья осложняет ситуацию. Недавние ошибки государства, в области естественных монополий и в частности контрольного пакета акций «ФосАгро-Маркетинг», который незаконным путем оказался в руках конкурента общества, могли негативно повлиять на деятельность общества, вплоть до банкротства. Поставщики оказывают сильное влияние на деятельность общества.
Потребители. Основной статьей дохода общества является продажа минеральных удобрений. В связи с этим от потребления минеральных удобрений зависит финансово-экономическое состояние общества. ОАО «Дорогобуж» использует товарно-недифференцированный маркетинг, что предполагает географической сегментирование. Предприятие выделяет 2 основных сегмента внутренний и внешний. Для анализа будем использовать данный о деятельности общества на внутреннем рынке. География продаж представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – География продаж минеральных удобрений
Внутренний рынок продаж
2003
2004
2005
Белгородская область
10%
13%
8%
Брянская область
11%
6%
15%
Краснодарский кран
 
5%
3%
Липецкая область
б%
10%
8%
Московская область
7%
4%
б%
Орловская область
24%
11%
7%
Ростовская область
3%
8%
6%
Смоленская область
8%
4%
2%
Татарстан
14%
20%
18%
Калининградская область
6
5%
5%
Прочие
11%
14%
22%
Итого
100%
100%
100%
 
Конкуренты. Существует большое количество разного рода причин, по которым за последнее 10 лет на рынке минерального удобрения не появилось не одного нового производителя минерального удобрения. Во первых, это огромный стартовый капитал, который не под силу найти отечественному производителю. Во вторых, это уровень насыщенности рынка минеральных удобрений, который достиг своего максимума, при данном уровне экономического состояния страны. Далее следуют менее важные факторы, которые не возможно не учесть, это уникальность и баснословная цена оборудования, крайняя недоступность каналов распределения, проблемы с естественными монополиями и так далее.
Несмотря на нестабильность положения в отрасли ОАО «Дорогобуж» имеет большое число конкурентов, которые всеми возможными способами стараются улучшить свое положение на рынке.
Основные конкуренты ОАО «Дорогобуж» в России:
1 Открытое акционерное общество «Минудобрения», г. Россошь
2 Открытое акционерное общество «Кирово - Чепецкий химкомбинат»
3 Предприятия холдинга «Еврохим», г. Москва (ОАО «Невинномысский Азот»; ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот»; ОАО «Ковдорский ГОК» и др.)
4 Предприятия холдинга «ФосАгро» (ОАО «Апатит», г. Кировск Мурманской обл.; ОАО «Аммофос», г. Череповец Вологодской обл.; ОАО «Череповецкий Азот» и др.)
Далее следует привести динамику основных показателей. Основные показатели представлены в таблице 2.4
Таблица 2.4 - Основные показатели деятельности предприятия
Наименование показателя
2003
2004
2005
Выручка, тыс. руб.
3 693 047
4 409 426
1 460 008
Себестоимость, тыс. руб.
2 384 781
2 759 437
779 170
Валовая прибыль, тыс. руб.
1 308 266
1 649 989
680 838
Чистая прибыль, тыс. руб.
76 581
339 962
218 590
Численность персонала
3843
3754
3721
Производительность труда, тыс. руб./чел.
961
1175
392
Фондоотдача, %
432
503
167
Объем денежных средств, направленных на оплату труда, тыс. руб.
402 757
478 457
162 519
Ср. З/П на 1 рабочего,  тыс.руб.
104,8
127,5
43,7
 
 
Выручка предприятия росла в течение всего рассматриваемого периода, что было связано с ростом объемов продаж, изменением номенклатуры проданной продукции и ростом ее цены. Кроме того, на увеличение выручки оказал влияние рост курса доллара, поскольку до 70% продаж предприятие осуществлял на экспорт. Динамика выручки себестоимости прибыли представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 – Выручка, себестоимость, прибыль
 
Снижение чистой прибыли в 2003 году связано с ухудшением результатов внереализационной деятельности и увеличением суммы налога на прибыль.
Рост производительности труда за все годы в течение периода 2000 – 2004 годов, за исключением 2002 года, составлял более 20% в год, что значительно выше значений инфляции.
Аналогичная динамика прослеживается у коэффициента фондоотдачи, который увеличился с 336% в 2000 году до 503% в 2004 году.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2004 год значительно улучшились: чистая прибыль превысила уровень 2003 года в 4,4 раза, что связано с улучшением результатов по основным видам деятельности и внереализационной деятельности, а также с уменьшением суммы процентов, уплаченных за кредиты.
Существенное сокращение численности сотрудников предприятия в 2001 году связано с выделением в дочерние общества таких подразделений предприятия, как агрофирма «Днепр», швейный цех, производство катализаторов. Уменьшение численности в 2004 году произошло в связи с исключением из структуры ОАО «Дорогобуж» цеха централизованного изготовления прессинструмента. Изменение численности работников (сотрудников) предприятия за первый квартал 2005 г. не является для предприятия существенным.
 

2.4 Анализ финансового состояния предприятия

 
Для проведения финансового анализа был выбран метод «Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов)». Данный метод представит наиболее полно текущее положение организации.
В таблице 2.5 представлены основные коэффициенты.
Таблица 2.5 – Основные показатели деятельности ОАО «Дорогобуж»
Наименование показателя
2003
2004
2005
Коэффициент текущей ликвидности
1,07
1,13
3,24
Коэффициент промежуточной ликвидности
0,59
0,65
1,99
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,07
0,22
0,55
Рентабельность активов, %
4,62
2,84
9,71
Рентабельность собственного капитала, %
12,58
6,47
19,53
Рентабельность продаж, %
3,58
2,07
7,71
Оборачиваемость ДЗ, раз
2,16
2,21
1,88
Оборачиваемость КЗ, раз
4,95
7,09
4,80
Оборачиваемость ТМЦ, раз
5,01
5,29
5,02

 
Ликвидность. С 2003 года происходил постоянный рост собственных оборотных средств предприятия, вызванный ростом капитала и резервов при постоянном уровне внеоборотных активов, что свидетельствует об улучшении ликвидности и платежеспособности предприятия. Динамика коэффициентов ликвидности представлена на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 – Коэффициенты ликвидности
 
Коэффициент текущей ликвидности предприятия в течение последних лет находился на уровне, обеспечивающем развитие предприятия за счет привлеченных ресурсов с низким кредитным риском. Снижение указанного коэффициента в 2004 году на 25% по сравнению с итогом 2003 года было вызвано снижением обязательств и полученной нераспределенной прибылью, что открывает перед предприятием возможности по дополнительному привлечению заемных средств.
Снижение коэффициента быстрой ликвидности в 2003 году связано с увеличением величины запасов и краткосрочных обязательств предприятия. В 2004 году оба показателя ликвидности улучшились, что объясняется опережающим ростом оборотных активов (за счет денежных средств) по сравнению с краткосрочными обязательствами предприятия.
Рентабельность. Из таблицы 2.4 видно, что рентабельность активов значительно выросла по сравнению с 2003 годом, так же как и рентабельность продаж, и рентабельность собственного капитала. Несмотря на падение показателей рентабельности активов и рентабельности капитала по сравнению с 2004 годом, показатели являются удовлетворительными. Изменение рентабельности представлено на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Динамика показателей рентабельности
 
Оборачиваемость. От состояния оборотных активов зависит успешное существование производственного цикла предприятия, ибо недостаток оборотных средств парализует производственную деятельность, прерывает производственный цикл и в конечном итоге приводит предприятие к отсутствию возможности оплачивать по своим обязательствам и банкротству. В результате проведенных расчетов можно сделать вывод, что оборотные средства используются, не очень эффективно, в основном из за большой доли дебиторской задолженности. Динамика оборачиваемости представлена на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7  - Оборачиваемость

2.5 Проблемная область предприятия

 
На основе финансового анализа выявлены причины возможной неплатежеспособности организации [6]:
1 Внешние причины неплатежеспособности:
?      рост инфляции 9-12%;
?      ухудшение платежеспособности населения (на внутреннем рынке)
?      политическая нестабильность и нерешительность действий правительства (дело о «ФосАгро-Маркетинг»);
?      высокая стоимость кредитных ресурсов;
?      повышение цен на энергоресурсы (составляют 15% себестоимости);
?      усиление конкурентной борьбы;
?      наличие беспредела в проверках со стороны налоговой инспекции (имеет место случай в котором налоговая инспекция опечатала сервер, прекратив деятельность предприятия на несколько дней).
2 Внутренние причины:
?      высокий уровень физического и морального износа оборудования (на предприятии величина износа составляет 80%);
?      увеличение себестоимости продукции;
?      высокие производственные затраты ресурсов и труда;
?      неэффективная организация процессов управления;
?      отсутствие ресурсосберегающей технологии
Так как на внешние факторы ОАО «Дорогобуж» не в силах оказать значительное воздействие, то воздействие следует сконцентрировать на внутренних факторах. Таким образом, проблемной областью предприятия будет неэффективная финансовая стратегия, то есть финансы. На предприятии может сложиться кризисная ситуация в связи с тем, что оборачиваемость дебиторской задолженности меньше чем оборачиваемость кредиторской задолженности. Значительный рост, за последний год себестоимости продукции. Проблемной областью являются финансы.
9
 


 

3 Расчет стоимости ОАО «Дорогобуж»

             

3.1 Формирование мероприятий антикризисной политики

             
В рамках антикризисного управления ОАО «Дорогобуж» будет использовать антикризисную стратегию «Восстановление». Данная стратегия предполагает восстановление эффективности бизнеса.
В рамках конкурентной стратегии, которой придерживается ОАО «Дорогобуж» - «Сфокусированная стратегия низких издержек» и выбранной антикризисной стратеги были разработаны операционные, инвестиционные и финансовые мероприятия, которые должны вывести предприятие из кризиса.
В рамках операционной стратегии будут реализованы следующие мероприятия:
1. Снижение затрат по производственной деятельности:
- внедрение ресурсосберегающих технологий. В 2003 году ОАО «Дорогобуж» приобрело технологию «Поверхностная обработка апатита». Даная технология требует при внедрении присутствие специалистов, контракт с которыми удалось заключить только в 2006 году;
- введение более жесткого контроля за потреблением энергоресурсов. Предполагается мастерам помимо своих основных обязанностей следить за «Ненужной освещенностью» в помещениях.
Принятые меры приведут к снижению себестоимости единицы продукции на 3%. Так как ОАО «Дорогобуж» выбрало своей конкурентной стратегией сфокусированную стратегию низких издержек, то снижение себестоимости положительно влияет на стратегию предприятия.
2. Увеличение объемов продаж: путем понижение цены клиентам в Брянской, Липецкой, Ростовской областях. Принятые меры приведут при потере в цене готовой продукции 1,5% к увеличению объемов продаж на 10%. Данное решение позволит заключить стратегически важные контракты.
3. Совершенствование систем бухгалтерского учета: внедрение новой информационной системы START-2000, которая увеличит производительность труда (включает в себя: генерацию и создание информационной среды;  логистическое  управление; управление внеоборотными активами; управление финансами; управление себестоимостью; бюджетное управление). Внедрение информационной системы приведет к уменьшению административных расходов 4,6 %. Так же система будет конкурентным преимуществом.
В рамках инвестиционной стратегии руководство ОАО «Дорогобуж» планирует следующие мероприятия:
1. Ускорение оборота денежных средств:
- создание системы скидок клиентам, как за увеличение объема закупок, так и за своевременную оплату (предполагается давать скидку в 1,5% за своевременную оплату);
- использование по некоторым должникам операцию факторинга;
- анализ клиентов и их финансового состояния с точки зрения возникновения рисков (исключение неплатежеспособных клиентов).
Данное мероприятие должно привести к увеличению оборачиваемости дебиторской задолженности, в результате чего уменьшению краткосрочных кредитов, а, следовательно, увеличению коэффициентов платежеспособности. В итоге планируется увеличение инвестиционной привлекательности в целях обновления основных производственных фондов.
2. Реализация инвестиционного проекта «Переработанный аммиак». В рамках проекта предлагается существующие производственные мощности продавца демонтировать. Перевозка будет осуществляться по железнодорожным  путям. Собираться проект  будет на ОАО «Дорогобуж» под руководством специалистов.
Для реализации инвестиционного проекта необходимы капитальные вложения в размере 1000 миллионов рублей. При реализации данного проекта планируется увеличение выручки на 612 миллионов  в год.  Срок окупаемости проекта равен 5 лет.
3. Выход на новый рынок. При реализации инвестиционного проекта «Переработанный аммиак» произведенную продукцию планируется реализовать. Группой потребителей, на которых будет ориентированна продукция находится в Центральной России. Средняя цена за тонну составит  3400 рублей. Себестоимость продукции увеличится на 50 руб. за тонну  и составит 2050 рублей. Данный проект позволит увеличить прибыль до налогообложения на 1012662 тыс. руб. (за 5 лет).
Для реализации инвестиционной политики необходимо выбрать источник финансирования мероприятия. Главная задача политики минимизировать стоимость капитала. В связи с агрессивной политикой по выплате дивидендов, которой предприятие придерживается последние 2 года выгоднее использовать заемный капитал. По данным рейтингового центра «АК&M»  ОАО «Дорогобуж» присвоен рейтинг кредитоспособности по национальной шкале: «А» с позитивными перспективами «АА», что означает доверие со стороны кредиторов.
В рамках финансовой политики планируется взять долгосрочный кредит в размере 1 миллиард рублей, на срок 10 лет под ставку 18% годовых. Размер издержек по ЗК составит 180 миллионов руб. в год. Кредит будет взят в 1 января 2006 года.

3.2 Расчет стоимости компании «Как есть»

             
              Для оценки эффективности  предложенных мероприятий необходимо рассчитать стоимость компании до и после изменений. Для расчета стоимости компании как есть были использованы данные из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Так как на ОАО «Дорогобуж» в ассортиментной линейке более 40 наименований продукции и данные по каждым не представлены, то для упрощения работы были использованы продукты, относящиеся к определению минеральные удобрения. Расчет стоимости компании «Как есть» представлен в приложении В.
В таблице 3.1 представлено итоговое значение стоимости компании «Как есть».
 
Таблица 3.1 - Расчет значения стоимости компании "Как есть"
Показатель
 
NPV, тыс. руб.
3226266,735
ДЗОС, тыс. руб.
5944198,109
Стоимость компании, тыс. руб.
9170464,844
 
Из таблицы видно, что стоимость компании «Как есть» равняется 9,17 миллиардов рублей. В целях антикризисного управления необходимо чтобы принятые изменения увеличили стоимость компании. Максимальный вклад делает ДЗОС равное 5,944 миллиарда. А чистый приведенный доход составил 3,226 миллиарда рублей.
На рисунке 3.1 представлена процентное составление стоимости компании «Как есть».

Рисунок 3.1 – Расчет стоимости компании «Как есть»
 
По рисунку 3.1 видно, что наибольший вклад (65 %) в стоимость компании делает дисконтированное значение остаточной стоимости. А доля чистой приведенной стоимости составляет 35%.
 
 
 

3.3 Расчет стоимости компании «С внутренними улучшениями»

 
Во второй главе было выявлено что, проблемной областью предприятия являются финансы. Для данной проблемной области был разработан комплекс мероприятий.
В результате проведенных мероприятий предприятие увеличит объем продаж на 10% (120 тыс. тонн), выручка увеличится на 384000 тыс. руб. Цена готовой продукции снизится на 1,5%. Себестоимость готовой продукции уменьшится на 3%, а так же уменьшатся на 4,6% административные расходы. Так же ОАО «Дорогобуж» намеревается по средством данных мероприятий заключить стратегически важные договоры, усилив взаимоотношения со старыми клиентами и стало проводить из анализ на платежеспособность. Внедрение современной управленческой системы увеличит инвестиционную привлекательность и усилит конкурентное положение предприятия на рынке минеральных удобрений.
После принятия решений стоит оценить стоимость компании «С внутренними улучшениями». Стоимость компании представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Расчет значения стоимости компании "С внутренними и внешними улучшениями"
Показатель
 
NPV, тыс. руб.
3607914,578
ДЗОС, тыс. руб.
7045272,45
Стоимость компании, тыс. руб.
10653187,03
 
По данным таблицы 3.2 можно сказать, что после внутренних и внешних улучшений стоимость компании составила 10,635 миллиарда рублей. Стоимость компании увеличилась по сравнению со стоимостью «Как есть» на 1,482 миллиарда рублей, что составило рост стоимости компании  в 16%.
Состав стоимости компании представлен на рисунке 3.2. Исходя из рисунка 3.2 видно, что 66% стоимости компании составляет дисконтированное значение остаточной стоимости. Доля в стоимости компании увеличилась на 1%. Доля в стоимости компании приведенного чистого дохода уменьшилась на 1%.
 

Рисунок 3.2 – Стоимость компании «С внутренними улучшениями»
 
На рисунке 3.3 динамика объема продаж в варианте «Как есть» и варианта «С внутренними улучшениями».

Рисунок 3.3 – Динамика объема продаж
 
По данным рисунка 3.3 видно, что объем продаж в натуральном выражении в варианте «С внутренними улучшениями» с 2007 увеличился на 200 тысяч тонн в год, что связано с увеличением загрузки производственных мощностей.
На рисунке 3.4 представлена динамика себестоимости и чистой прибыли в варианте «Как есть» и в варианте «С внутренними улучшениями». По данным рисунка видно, что, несмотря на рост себестоимости в варианте «С внутренними улучшениями» прибыль в варианте «С внутренними улучшениями» тоже увеличивается.

Рисунок 3.4 – Себестоимость/Чистая прибыль
 
На рисунке 3.5 представлена динамика денежного потока в варианте «Как есть» и варианте «С внутренними улучшениями».

Рисунок 3.5 – Динамика денежного потока
 
По данным рисунка 3.5 наглядно видно, что денежный поток в варианте «С внутренними улучшениями» на протяжении 5 лет превышает денежный поток варианта «Как есть».
На рисунке 3.6 представлены составляющие стоимости компании в варианте «Как есть» и в варианте «С внутренними улучшениями».

Рисунок 3.6 – Стоимость компании
 
По данным рисунка 3.6 видно, что стоимость компании в варианте «С внутренними улучшениями» превышает стоимость компании в варианте «Как есть». Стоимость компании увеличилась в основном из-за увеличения ДЗОС.
Разработанные мероприятия во внутреннем улучшении можно считать эффективными, так как они увеличили стоимость компании, привели к увеличению инвестиционной привлекательности и усилению конкурентного положения.
 

3.4 Расчет стоимости компании «С внешними и внутренними улучшениями»

 
Мероприятия, проведенные для внутреннего улучшения достаточно эффективны, однако необходимы внешние улучшения. Для внешнего улучшения ОАО «Дорогобуж» планирует мероприятие «Переработанный аммиак». Данное мероприятие позволит предприятию выйти на новый рынок, то есть производить продукцию отвечающею требованиям потребителей. Группой потребителей, на которых будет ориентированна продукция находится в Центральной России. В рамках данного инвестиционного проекта будет цех по производству модернизированного аммиака демонтирован и перевезен на ОАО «Дорогобуж» и собран. Для реализации инвестиционного проекта необходимы капитальные вложения в размере 1000 миллионов рублей. При реализации данного проекта планируется увеличение выручки на 612 миллионов  в год.  Срок окупаемости проекта равен 5 лет.
Поле проведенных мероприятий стоимость компании увеличилась на 3,6 миллиарда по сравнению с вариантом «С внутренними и внешними улучшениями» и составила 13,2 миллиарда рублей. Стоимость компании «С внешними и внутренними улучшениями» представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Стоимость компании «С внешними и внутренними улучшениями»
Таблица 3.3 - Расчет значения стоимости компании "С внутренними и внешними улучшениями"
Показатель
 
NPV, тыс. руб.
4545835,239
ДЗОС, тыс. руб.
8656135,824
Стоимость компании, тыс. руб.
13201971,06
             
Состав стоимости компании представлен на рисунке 3.7.

Рисунок 3.7 - Стоимость компании «С внутренними и внешними улучшениями»
 
Стоимость компании состоит на 66% из ДЗОС. Стоимость компании увеличилась в основном из-за увеличения денежного потока. Однако пропорционально увеличению ДЗОС росло и значение NPV. Доли в стоимости компании не изменились по сравнению с вариантом «С внутренними улучшениями».
В варианте с «Внутренними и внешними улучшениями» объем продаж в натуральном выражении на много превышал объем продаж в варианте «Как есть». Это связано с реализацией инвестиционного проекта в результате чего ОАО «Дорогобуж» смогло выпускать ежегодно 180 тыс. тон. «Переработанного аммиака».  Динамика объема продаж в натуральном выражении варианта «Как есть» и варианта «Внутренними и внешними улучшениями» представлена на рисунке 3.8.
 

Рисунок 3.8 – Динамика объема продаж
 
Динамика себестоимости и чистой прибыли варианта «Как есть» и варианта «Внутренними и внешними улучшениями» представлена на рисунке 3.9.

Рисунок 3.9 – Себестоимость/Чистая прибыль
 
По данным рисунка 3.9 видно, что себестоимость в варианте «Внутренними и внешними улучшениями» превышает себестоимость варианта «Как есть», но чистая прибыль в варианте «Внутренними и внешними улучшениями» тоже больше начального варианта.
На рисунке 3.10 представлена динамика денежного потока варианта «Как есть» и варианта «Внутренними и внешними улучшениями».

Рисунок 3.10 – Динамика денежного потока
 
По данным рисунка видно, что денежный поток варианта «Внутренними и внешними улучшениями» превышает денежный поток варианта «Как есть». Это связано с увеличением выручки в варианте «Внутренними и внешними улучшениями». А увеличение выручки связано с реализацией инвестиционного проекта «Переработка аммиака».
На рисунке 3.11 представлено составляющие стоимости компании в варианте «Как есть» и варианте «Внутренними и внешними улучшениями». По данным рисунка видно, что стоимость компании в варианте «Внутренними и внешними улучшениями» значительно увеличилась по сравнению с вариантом «Как есть». Следовательно принятый инвестиционный проект эффективен, так как он увеличил стоимость компании на

Рисунок 3.11 – Стоимость компании
 
Инвестиционный проект можно считать эффективным, так как он значительно увеличил стоимость компании на 3,6 миллиарда.
 
 
 
 

Заключение

В  результате проделанной работы была изучена литература по теме  «Антикризисная инвестиционная политика предприятия». Были изучены основные моменты инвестиционной деятельности в условиях кризиса на предприятии. Особое внимание было уделено оценки эффективности инвестиционной деятельности в условиях кризиса и оценки риска.
В аналитической главе был проведен анализ Смоленской области по основным направлениям экономики. Были сделаны выводы  о постоянном развитии области, как в культурной и социальной сфере, так и производственно технической. Стоит отметить, что индекс производства в Смоленской области преобладает над индексом услуг, что делает область промышленно развитой. Далее был проведен анализ химической отрасли и в частности анализ производителей минеральных удобрений. Не смотря на высокую изношенность основных производственных фондов отрасль, развивается семимильными шагами, что характерно России в целом.
Анализ финансовых показателей и выявление проблемной области предприятия показал, что на ОАО «Дорогобуж» испытывает проблему с недостатком оборотных средств, то есть оборачиваемость дебиторской задолженности меньше оборачиваемости кредиторской.
В целях улучшения состояния предприятия были предприняты некоторые решения направленные на изменения внутренней и внешней среды. В частности заключение стратегически важных контрактов на долгосрочные поставки продукции, что привело к увеличению объема продаж на 10%, а цену пришлось уменьшить всего на 1,5 %. Далее были предприняты меры по снижению себестоимости производимой продукции  и уменьшены административные расходы.
В результате предпринятых мероприятий стоимость компании увеличилась на 1,286 миллиарда рублей. Но самое главное предприятие получило новых стратегически важных клиентов, увеличило инвестиционную привлекательность, получила конкурентные преимущества, и завоевало хорошую репутацию.
              В пункте «С внутренними и внешними улучшениями» предприятие реализовало инвестиционный проект, направленный на увеличение производственной мощности. Новое оборудование позволило производить новую продукцию, которая пользуется спросом. В результате мероприятий производственная мощность увеличилась 5,4%, а объем продаж увеличился на 9%. В результате стоимость компании увеличилась по сравнению с стоимостью компании «С внутренними улучшениями» на 3,64 миллиарда рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1)           Подшиваленко Г.П., Киселева Н.В., ред. Инвестиционная деятельность. – М.: «КноРус» 2003
2)           А. М. Илышев, Н. Н. Илышева, И. Н. Воропанова. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности. Учебное пособие. – М.: «КноРус» 2003
3)           Мелкумов Я.С. Инвестиции. – М.: “ ИНФРА-М”, 2003.
4)           В. Виноградов, Т. С. Булышева, Е. Ю. Дорохина, К. А. Милорадов, М. А. Халиков Моделирование производственно-инвестиционной деятельности фирмы. – М.: «Юнити-Дана» 2002
5)           Кошкин В. И. и др. Антикризисное управление; 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 11.- И.: «ИНФРА - М», 1999.
6)           Ефимова О.В. Финансовый анализ. 4-е издание. – М.: «Бухгалтерский учет», 2002
7)           Митин А.Н., Фёдорова А.Э, Токарева Ю.А., Овчинников А.В Антикризисное управление персоналом организации: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 272 с.
8)           Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник/ Р.А.Попов. – М.: Высшая школа, 2003.
9)           Митин А.Н. Социокультурные аспекты изменений // Основы управления в условиях критических изменений: Учеб. Пособие. – Екатеринбург: УрАГС, 2000. – 321 с
10)      Баринов В. А. Антикризисное управление: Учебное пособие; Учебное пособие. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002.
11)      Антикризисное управление: Учебное пособие для технических ВУЗов/ В.Г. Крыжановский, В.И. Лапенков, В.И. Лютер и др.; под ред. Э. С. Минаева и В,П, Панагушина. - .: «Издательство ПРИОР», 1999.
12)      К.Блохин, Финансовая отчетность по операциям с инвестиционной собственностью. - "Финансовая газета", 2005, N 49)
13)      С.Сисошвили  «Разработка инвестиционного проекта» / "АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N7
14)      Л.Кузьмина  «Анализ производственных инвестиций» / "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 11)
15)      Материалы сайта http://idiinvest.narod.ru/Book/001_Book
16)      Материалы сайта http://www.w3.org/TR/REC-html40
17)      Материалы сайта http://www.kftam.ru/kf/publ/strat_process.htm
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1 – Агрегированный баланс

и т.д.................


 
Код стр.
2003
2004
2005
АКТИВ
 
 
 
 
I Внеоборотные активы
 
 
 
 
Нематериальные активы
110
-
574
556
Основные средства
120
854 995
877 304
985 329
Незавершенное строительство
130
54 278
78 464
49 838
Доходные вложения в материальные ценности
135
-
-
-

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.