На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 
По дисциплине                                   Финансы                                                    .
 
На тему:  Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность                                       государственного бюджета                                                                                   .      
 
 
 
Оглавление
 
 
Введение……………………………………………………….…………......…….3
1.              Теоретические основы государственного бюджета.……………..................5
1.1 Понятие государственного бюджета и бюджетной системы.….………..5
1.2 Принципы формирования бюджета……………………………………....8
1.3 Функции государственного бюджета……………...….....…....................10
1.4 Эволюция взглядов отечественных экономистов на государственный бюджет ………………………………………………………………………...11
2.              Анализ государственного бюджета……………………………...………....17
2.1  История развития бюджетной системы.....………………….....................17
     2.2 Финансовая система Российской Федерации…………….........................18
     2.3 Бюджетный процесс в Российской Федерации…………………….……20
     2.4 Бюджетный дефицит………...………………………………….…………21
3. Рекомендации по проблеме государственного бюджета………………….24
     3.1 Государственный бюджет…………………………………………………24
     3.2 Основные приоритеты бюджетных расходов…………………................25
     3.3 Проблемы формирования и использования средств государственного бюджета в условиях финансового кризиса……………………………………...26
Заключение………………………………………………………...............….…28
Список литературы…………………………………….……..………………..30
Введение
 
Центральное место в системе финансовых планов государства занимает бюджет.
Бюджет - слово английского происхождения, означающее «мешок».
Бюджет – это основной инструмент проверки сбалансированности финансовой системы страны, соответствия прихода и расхода финансовых ресурсов.
Бюджет по-разному может рассматриваться с экономических и правовых позиций. Как экономическая категория он выражает отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны. Эти отношения складываются между государством, предприятиями и населением. Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости национального дохода. Как правовая категория бюджет представляет собой с одной стороны основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов, с другой стороны он принимается в особой процедуре законодательным органом государственной власти в форме закона.
Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления.
Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее природой,  социально-экономическим строем, задачами и функциями государства.
Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозвратной выдачи средств на определенные сферы и мероприятия. Государственный бюджет является важнейшим финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который образуется для покрытия государственных расходов.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета. Задачами работы являются:  - изучение теоретических основ государственного бюджета, - проведение анализа государственного бюджета Российской Федерации, - обсуждение рекомендаций по проблеме государственного бюджета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Теоретические основы государственного бюджета
1.1 Понятие государственного бюджета и бюджетной системы
 
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями и организациями, учреждениямиzиzнаселением называются бюджетными.
Бюджетныеzотношенияzвозникают вzраспределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) иzсвязаны с формированиемzиzиспользованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственныхzпотребностей.
Совокупность бюджетных отношений поzформированию и использованию бюджетного фондаzстраны составляет понятие государственного бюджета.
«Государственныйzбюджет - это денежные отношения, возникающие у государства сzюридическими и физическимиzлицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованиемzиzиспользованием бюджетного фонда, предназначенногоzнаzфинансирование народного хозяйства, социально-культурныхzмероприятий, нужд обороны и государственного управления»[1].
Государственныйzбюджет возник с появлением государ­ства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюд­жет приобрел форму документа, утверждаемогоzзаконода­тельным органом страны. Родоначальником бюджета и про­цесса его утверждения является Англия, где после рево­люции 1686—1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.
Расходы государства изначально были разделены на две части — на гражданские (цивильные) и военные расходы. В России первая роспись государственных доходов и расхо­дов была составлена в 1722 г. на следующий, 1723 г. С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 г. начинается составление бюджета России.
Бюджет является регулятором экономики в стране, так как фиксирует направления расходования средств, перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода.
Задачи государственного бюджета:
1) перераспределение средств ВВП;
2) обеспечение бюджетной сферы экономики;
3) финансирование социальной политики государства;
4) регулирование и стимулирование различных отраслей экономики;
5) контроль деятельности государственных фондов.
Государственный бюджет регулирует отношения в хозяйственной, экономической сферах, направляя и перераспределяя бюджетные средства в поддержку конкретных регионов или отраслей. При этом возможно усиление или сдерживание роста производства, изменение структуры спроса и предложения. Перераспределение средств ВВП проходит двумя этапами:
1) формирование доходной части бюджета;
2) формирование расходной части бюджета.
Доходы бюджета - материальные средства, которые поступают в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Причем денежные средства поступают в бюджеты всех уровней в безвозмездном и безвозвратном порядке.
В процессе формирования доходной части бюджета некоторая доля ВВП изымается в пользу государства. Так происходит формирование финансовых взаимоотношений государства и налогоплательщиков. При этом доходы бюджета могут быть налоговыми и неналоговыми. Налоговые доходы поступают в бюджет за счет вновь созданной стоимости и доходов, получаемых при ее первичном распределении и накоплении. Неналоговые доходы формируются в результате экономической деятельности государства или распределения ранее полученных доходов между уровнями бюджетной системы.
Расходы бюджета - материальные средства, которые распределяются на нужды государства и местного самоуправления. Перераспределение бюджетных средств происходит при помощи дотаций, субвенций, бюджетных ссуд и субсидий. При этом в подавляющем большинстве случаев все виды расходов бюджета носят безвозвратный характер. Однако бюджетные ссуды и бюджетные кредиты могут предоставляться также и на возвратной основе.
Доходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления средств и направления их расходования. Если расходы превышают доходы, то баланс бюджета сведен с дефицитом, и в этом случае говорят о бюджетном дефиците.
Основные доходные статьи в государственном бюджете:
1. Налоги на доходы и собственность, отчисления на различные нужды (например, на содержание жилищного фонда), дающие около трех четвертей поступлений в госбюджет и включающие:
- личный подоходный налог
- налог на прибыль предприятий
- налог на собственность (имущество) и др.
2.  Налоги на товары и услуги, составляющие около одной пятой бюджетных поступлений:
     - акциз, с помощью которого в бюджет изымают часть стоимости товара, не отражающую эффективность производства, а являющуюся результатом повышенного спроса на данный товар (водка, табак, автомобили и др.)
     - налог на добавленную стоимость
     - налог с продаж (с оборота)
     - таможенные пошлины
3. Прочие поступления:
     - доходы от государственных предприятий
     - займы государства и др.
Согласно российскому законодательству бюджетная система Российской Федерации — это, «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.»[2]
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
?        Федеральный бюджет
?        бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
?        бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
?        бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
 
1.2 Принципы формирования бюджета
 
Принципы государственного бюджета наиболее полно выражают сущность бюджетного устройства Российской Федерации.
Основным правовым документом, регулирующим бюджетные аспекты экономики, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. В соответствии с ним выделяют следующие принципы бюджета:
1) Единство бюджетной системы. Основывается на том, что при функционировании бюджетной системы используется единая правовая база и единая документация на всех уровнях системы. При этом существует единый порядок финансирования расходов, а также принципов бюджетного процесса на территории Российской Федерации;
2) Самостоятельность бюджетов различных уровней. Основывается на праве самостоятельного бюджета различных уровней власти, а также на возможности выбора органами государственной власти и местного самоуправления источников финансирования дефицитов бюджетов. При этом дефициты бюджетов одних уровней не могут компенсироваться за счет средств бюджетов других уровней;
3) Разграничение доходов и расходов. Осуществляется между уровнями бюджетной системы государства и означает следующее. За каждым уровнем бюджетной системы закреплены строго регламентированные источники получения доходов и полномочия на осуществление расходов;
4) Сбалансированность бюджета. Означает, что расходы бюджетов всех уровней должны соответствовать доходам (собственным и дополнительным);
5) Полнота отражения доходов и расходов. Означает обязательность отражения доходов и расходов в бюджетах разных уровней в полном объеме;
6) Эффективность и экономность использования. Это означает, что при планировании расходов бюджетных средств необходимо исходить из наиболее выгодных позиций с точки зрения необходимости и экономии;
7) Совокупное покрытие расходов. Означает, что все расходы бюджета определенного уровня покрываются из совокупности доходов бюджета данного уровня.
При этом при возникновении необходимости бюджету нижестоящего уровня могут быть перечислены дополнительные средства (в различных формах) из бюджета вышестоящего уровня сверх планируемых им доходов. Тем самым регулируется сбалансированность бюджетов, а региональные и местные бюджеты могут получать дополнительные ресурсы для выполнения своих функций;
8) Адресность и целевой характер. Означает, что средства, выделяемые для конкретной цели, могут быть использованы только по целевому назначению;
9) Гласность. Означает, что принятые и вновь принимаемые законы о бюджетах открыты для общества;
10) Достоверность. Означает, что все доходы и расходы бюджетов всех уровней должны быть правильно рассчитаны.
 
1.3 Функции государственного бюджета
 
Государственный бюджет - один из важнейших элементов финансовой системы государства. С помощью бюджета происходит централизация финансовых средств государства и их перераспределение на необходимые цели.
Бюджет выполняет следующие функции:
1) перераспределение полученных средств национального дохода и ВВП;
2) регулирование и стимулирование различных сфер экономики государства;
3) формирование централизованного фонда денежных средств с помощью налогов и займов;
4) расходование средств централизованного фонда;
5) контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств;
6) социальная направленность расходования средств;
7) распределительные процессы в народном хозяйстве;
8) регулирование отраслей хозяйства и учреждений непроизводственной сферы.
Государственный бюджет оказывает существенное воздействие на развитие социально-экономической сферы страны. Он служит для формирования централизованного фонда денежных средств и эффективного его распределения в соответствии с бюджетной и налоговой политикой государства. Распределительная функция бюджета реализуется посредством распределения части национального дохода, которая в нем концентрируется.
Контрольная функция бюджета реализуется посредством осуществления контроля за движением его доходной и расходной частей.
Распределительная и контрольная функции государственного бюджета свидетельствую о том, что бюджет является важной экономической категорией. Таким образом, государственный бюджет - это система экономических отношений, на основе которых осуществляются доходы и расходы государства.
Средства государственного бюджета позволяют функционировать также и органам государственного управления. При этом бюджет мобилизует средства всех отраслей экономики для проведения мер государственной внешней и внутренней политики.
При формировании доходной и расходной частей государственного бюджета отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками средств (налоговых и неналоговых), а также с получателями бюджетных средств. Иными словами, так характеризуются взаимоотношения государства и населения, а также хозяйствующих субъектов.
С помощью средств государственного бюджета финансируются общегосударственные и муниципальные программы, а также расходы на управление, социальную защиту, государственную оборону, экологию, общественную безопасность граждан. Распределение бюджетных средств - важнейший фактор реструктуризации экономики в целом, ее отдельных отраслей, а также реализации целевых и научно-технических государственных программ.

 

1.4 Эволюция взглядов отечественных экономистов на государственный бюджет
 
Чтобы проследитьаэволюцию взглядовпотечественных экономистов на сущностьмиифункции бюджета, его влияниепна экономику страны, необходимо краткочостановиться на теории финансовявяцелом. Это связано с тем, что бюджетсявляетсясфинансовойакатегорией.
Развитие отечественнойяфинансовойянауки в XX веке можно условно разделить на два периода по историческим особенностямясоциально-экономической жизнияобщества. Первый периоданачинается с момента зарождения советскойафинансовой школы в 20-е годы до начала 90-х годов. Наиболее яркими его представителямияявляются A.M. Александров, Д.А. Аллахвердян, A.M. Бирман, Б.Г. Болдырев, М.И. Боголепов, В.П. Дьяченко, Г.М. Точильников, Э.А. Вознесенский, Н.Г. Сычев, А.Г. Зверев, B.C. Павлов, Г.Л. Рабинович, В.В. Лавров, Д.С.Моляков, П.С.Никольский и другие.
В это время государствояуже на стадиияпервичногояраспределения национального дохода как собственникяосновной части средств производства имело право на получениеаопределенной его части, вместеясяпредприятиями и населением. Поэтому, понимая финансыякакякатегорию, возникающую и существующую параллельноясягосударственной властью, как средство обеспечения государства денежнымиасредствами, советскиеяученые-экономисты, в основном, присваивали ей распределительныйяхарактер и относили к экономическому базису.
Одним из первыхярешившимявопрос об отделениияфинансов от производственнойяосновы и отнесении их к надстроечномуяобразованию был Э.А. Вознесенский, который разграничилапервичное распределениеанационального дохода, протекающее без участия государства, а, следовательно, и финансов, от вторичногояраспределения (перераспределения), в котором финансы играют важную роль, обеспечивая государствояденежнымиясредствами для реализацииясвоихяфункций.
Это толкованиерсущности финансов получило широкоерраспространение во втором периоде развитиявотечественнойвфинансовой науки, начало которому было положено новымирэкономическими явлениями конца 80-х годов.
Значительный вклад в разработку теории финансов в этот период внесли В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, В.К. Сенчагов (московская финансовая школа), Б.М. Сабанти, М.В. Романовский, О.В. Врублевская (ленинградская финансовая школа), А.Ю. Казак, В.П. Иваницкий (уральская финансовая школа) и ряд других ученых.
По мнению Э.А. Вознесенского, система финансов - это совокупность финансов отраслейвнародноговхозяйства, кредита в различныхрформах и общегосударственныхрфинансов, важнейшей частью которых является государственный бюджет.
Не полностью соглашается с ним В.П. Дьяченко и Г.М. Точильников выделяя в системе финансов 2 звена: финансы социалистических предприятий и социалистического государства, причем последнее звено, в основном, реализуется через бюджет.
По мнениюzРомановского М.В., система финансовzсостоит из двух укрупненных подсистем: государственныеzиzмуниципальные финансы; финансы хозяйствующихzсубъектов.
Развитиеzосновных положений ленинградскойzфинансовой школы (в том числе, Э.А. Вознесенского и Б.М. Сабанти) получилоzпродолжение в работах уральскихzученых-экономистов и, в частности А.Ю. Казака. По его мнению, система финансов должнаzрассматриватьсяzкак взаимосвязанное единство 3 звеньев: общегосударственныхzфинансов (государственного бюджета, государственныхпвнебюджетныхzфондов и государственного кредита), местныхzфинансов (местных бюджетов, внебюджетных фондов местного значения и финансов муниципальныхzпредприятий) и финансов государственных предприятий.
Несмотря на разнообразиеzсуществующих мнений все ученые и экономисты выделяют в качествеоосновного элемента системыофинансов общегосударственныеzфинансы. В свою очередь, в этом звене ведущее место занимает государственный бюджет, играющийzважную роль в регулировании экономическихzиzсоциальныхопроцессов в интересах общества.
Поэтому целесообразнымzпредставляется исследованиеzсущности и функций бюджета как финансовойzкатегории и основногоzинструмента реализации государственнойzфинансовой политики.
В трудах эпохи СССР определениеzбюджета звучало так: "Государственный бюджет СССР являетсяzосновным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. В Государственном бюджете СССР сосредоточивается часть национального дохода Советского Союза, направляемая на планомерное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и других отраслей народного хозяйства, на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов государственной власти и органов государственного управления."[3]. В это время, характеризующим преобладанием государственной формы собственности, бюджет концентрировал основную часть денежных ресурсов государства, которые начинали поступать уже на стадии первичного распределения национального дохода, а также через него осуществлялось финансирование большей части расходов. Другие уровни бюджетов были лишены самостоятельности и включались в главный бюджет страны.
Несмотря на ограниченность приведенного понимания бюджета, вызванную спецификой политической, экономической и социальной жизни этого периода, в нем содержится ряд важных черт бюджета: плановость, функционирование в виде фонда денежных средств, использование для удовлетворения разнообразных потребностей государства, предприятий и населения.
Как уже отмечалось выше, в начале 90-х годов начинается новый период в развитииоотечественнойофинансовой науки. Произошлиzизменения в стране, как политического, так и социально-экономическогоzхарактера. Поэтому бюджетzстали рассматриватьомногогранно, что наглядно прослеживается в работах ученых этого времени.
По мнениюzакадемика Казака А.Ю. государственныйzбюджет является центральным звеномообщегосударственных финансов, а также системы финансов в целом. Экономическое содержаниеzиzсущность бюджета обусловлены природой и функциямиzгосударства, которое нуждается в денежных ресурсах для осуществленияzсвоихzфункций. Государственныйобюджет следует рассматривать в совокупности: как объективнуюоэкономическую категорию (обусловленную функциями государства), как систему денежных отношений, как основной финансовый план государства и как важнейший финансовый регулятор (инструмент государственной финансовой политики).
С точки зрения профессора Родионовой В.М., "государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределенияпнационального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованиемоиоиспользованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурныхомероприятий, нужд обороны и государственного управления".
По мнению Дробозиной Л.А., государственный бюджет - это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. По материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности - основное орудие перераспределения национального дохода. В частности, "государственный бюджет Российской Федерации выражает экономические отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации как закон".
С точки зрения профессора В.К.Сенчагова, "государственный бюджет- это основной финансовый план страны, обеспечивающий образование, распределениеоиоиспользование централизованногоофонда денежных средств как обязательного условия функционированияолюбогоогосударства".
По мнению профессораzРомановского М.В., "бюджет - это система императивных денежныхzотношений, в процессе которыхzобразуется бюджетный фонд"[4].
По мнениюzакадемика Поляка Г.Б., "бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенногоzдля финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".
Разнообразные определенияzбюджета приводятся в законодательных актах, популярных изданиях монографияхzотечественных и зарубежных авторов. В качестве примера представляетсяzвозможным привести некоторые определения «бюджета».
Современный экономический словарь - «Бюджет - имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год».
Дж. Ю. Стиглиц в работе «Экономика государственного сектора» отмечает, что «Бюджет федерального правительства - показатель движения денежной наличности, ежегодных доходов и расходов государства»[5].
По мнению автора, в силу присущей понятию "бюджет" комплексности, его можно характеризоватьпспразличных позиций. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, которыми располагает любой экономический субъект, будь то отдельное лицо, семья, учреждение, предприятие, государство. С другой стороны, бюджет - это денежные отношения по поводу формирования и использования фонда денежных средств для обеспечения выполненияпфункцийпипзадач государства и органов местного самоуправления.
 
 
 
2. Анализ государственного бюджета РФ
2.1 История развития бюджетной системы
 
До 1991 г. бюджетная система России состояла из одного уровня.  В  государственный  бюджет  СССР  включались бюджеты разных уровней всех союзных республик, краев, областей, вплоть до местных бюджетов. Это делало его чрезвычайно громоздким. В 1991 г. согласно закону РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и иным законодательным актам бюджетная система России стала состоять из трех уровней, таких как:
1)     федеральный бюджет Российской Федерации;
     2) бюджеты   национально-государственных   и административно-территориальных образований;
3)     местные бюджеты.
Это   значительно   упростило   бюджетную   систему   и наделило местные органы самоуправления определенной самостоятельностью.
По  закону  от  6  октября  2003  г.  «Об  общих  принципах организации   местного   самоуправления»   бюджеты   на местах могут разделяться на два уровня:
1) бюджеты  муниципальных  районов,  городских округов;
2) бюджеты сельских и городских поселений.
Таким образом, сейчас бюджетная система России имеет четыре уровня.
Все бюджетные уровни автономны и не являются частью друг  друга.  Данная  структура  играет  решающую  роль  в современной   России   и   странах   Запада,   в   которых возрастает роль местных бюджетов как важнейшего звена финансовой  системы.  В  некоторых  странах  (таких  как Япония,  Германия,  США)  на  долю  местных  бюджетов приходится более 50 % всего капитала страны. В  последнее  время  на  местные  бюджеты  переложены дополнительные   функции,   связанные   с   расходами, увеличением собственной доходной базы, делегированием   налоговых   полномочий.   Все   эти изменения проводятся с максимальным приближением к западным   стандартам.   Необходимо   также   соблюдать пропорции   распределения   между   бюджетами   разных уровней, увеличения доли местных бюджетов в сравнении с федеральным бюджетом. Так, в 1995 г. это распределение  составляло  49%  и  51  %  соответственно. Однако   в   настоящее   время   наблюдается   обратный процесс, например в 2002-2005 гг. все акцизные сборы в 100%-ном размере поступили в федеральный бюджет. Это вполне   оправданно   с   точки   зрения   краткосрочного планирования и распределения денежных ресурсов между убыточными субъектами, но в долгосрочной перспективе должна   быть   предусмотрена   большая   автономность местных бюджетов.
Российским   законодательством   предусмотрено  с оставление   консолидированного   бюджета   -   так называется   свод   бюджетов   разных   уровней, использующегося для расчетов статистических данных, но в  отличие  от  федерального  бюджета  не  являющийся законодательным актом и не подлежащий утверждению.
 
2.2 Финансовая система РФ
 
Финансовые отношения строятся между государством и юридическими и физическими лицами; между юридическими и физическими лицами; между юридическими лицами; между отдельными государствами. Субъектами финансовых отношений являются все предприятия и организации всех форм собственности; финансово-кредитные учреждения (пенсионные фонды, благотворительные фонды, доверительные фонды, страховые организации и т.д.); кредитные учреждения (банки, ломбарды и т.д.); финансовые учреждения; органы государственной власти.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и субъектов, осуществляющих эти отношения.
Все блоки и звенья в финансовой системе взаимосвязаны и взаимозависимы. Государство с помощью различных финансово-кредитных рычагов может эффективно перераспределить денежные потоки между блоками и звеньями в финансовой системе, руководствуясь своими приоритетами.
Первый блок играет ведущую роль, т.к. эти финансы обслуживают процесс производства совокупного продукта. Страхование обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса и возмещение убытков (физических и юридических лиц).
Государственные финансы обеспечивают функционирование государства и всей общественной системы. С точки зрения воздействия государства на общественную жизнь ведущим звеном является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется распределение денежных ресурсов на межотраслевом, внутриотраслевом уровнях в производственной сфере, между производственной и непроизводственной сферами, между различными территориями и группами населения национального дохода страны.
Существует два принципа построения финансовой системы:
1. принцип демократического централизма;
2. принцип фискального (бюджетного) федерализма.
В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение ит.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны.
 
2.3 Бюджетный процесс в Российской Федерации
 
Бюджетный   процесс   -   деятельность   властных   и управленческих   органов,   связанная   с   составлением, рассмотрением   и   утверждением   бюджета.   Эта деятельность регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а   на   нижестоящих   уровнях   -   законами   субъектов Российской Федерации. Составной частью этого процесса является бюджетное регулирование - это распределение и перераспределение  ресурсов  между  бюджетами  разных уровней.  Функция  составления  и  исполнения  бюджета принадлежит органам исполнительной власти, а функция рассмотрения,  утверждения,  контроля  над  исполнением бюджета - законодательной власти (парламенту и органам власти на местах).
Бюджетный процесс в России происходит в четыре этапа:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчетов об исполнении бюджета и их утверждение.
Органами,   имеющими   полномочия   осуществлять бюджетный процесс, являются:
1) Президент Российской Федерации;
2) органы    законодательной    власти - Правительство Российской Федерации и органы муниципальной власти;
3) органы денежно-кредитного, муниципального и финансового регулирования и контроля;
4) государственные внебюджетные фонды;
5) получатели денежных средств - бюджетные и иные учреждения;
6) иные  органы,  наделенные  законодательством Российской Федерации бюджетными полномочиями в той или иной степени. Основными задачами бюджетного процесса являются:
1) максимальная   точность   прогнозов   при составлении бюджета;
2) минимизация дефицита бюджета;
3) максимально  точное  составление  расходной части бюджета;
4) соответствие бюджета   выбранным   путям социально-экономического развития;
5) единство   бюджетного   процесса   для   всех уровней бюджетной системы.
Для  составления  бюджета  требуется  в  среднем  восемь месяцев   работы,   бюджет   вступает   в   силу   1   янва
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.