На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Цели и задачи конфликтологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
1.Объект и предмет конфликтологии
Конфликтология – это наука о конфликтах.
Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом - общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты.
При всей важности вторых для общего понимания сущности конфликта, центральным объектом журналистской  конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром - межличностные. Однако социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными, поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению.
Цели и задачи конфликтологии в социальной работе:
исследование конфликтов, связанных с деятельностью социального  работника;
организация системы  практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.
Наиболее актуальные на сегодняшний день задачи:
преодолеть низкий уровень конфликтологических знаний в сфере социальной работы;
создать системную  базу эмпирических знаний, включающую результаты ситуативного анализа реальных конфликтов в области социальной работы;
разработать методики и технологии оценки опасности возникновения  конфликтов в основных сферах профессиональной деятельности социального работника.
На протяжении всей своей жизни человек постоянно  сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в  подобной ситуации, всегда стараемся  завершить ее как можно скорее и наилучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей  и средств.
Человечество накопило огромный опыт и развязывания, и  разрешения конфликтов. В ХХ в. на фоне общего роста гуманитарных наук сформировалась конфликтология – особая область знаний о конфликтах и способах их урегулирования, которая обобщает и развивает этот опыт.
Задачи конфликтологии не только познавательно-теоретические (изучение структуры, механизма, динамики, причин и других составляющих конфликта), но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что же делать с конфликтами. В простейших случаях человек может сориентироваться и без специальных знаний, но если ситуация сложна, в ней задействовано множество людей со своими интересами, то становится необходимым владение приемами урегулирования конфликтов, а то и привлечение специалиста-конфликтолога.
Изучение конфликтологии дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели. Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров можно добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником.
Что изучает конфликтология?
Понимание конфликта  зависит от общих мировоззренческих  установок и связано с пониманием природы самого человека. С древних  времен существует две точки зрения на этот вопрос. Первая восходит к Аристотелю, который, размышляя о соотношении  общества и индивида, отдает явное  предпочтение обществу.
 Человек –  часть более широкого целого, и без него утрачивает свой  смысл и сущность. Такой взгляд  в науках о человеке преобладал  довольно долго. К решению этого  вопроса в пользу человека  впервые пришел английский философ  Т. Гоббс в XVII веке. Он полагал,  что естественное состояние общества  – «война всех против всех».  Природа создала людей равными,  и это порождает равенство  надежд и возможностей, люди добиваются  одного и становятся врагами.  Государство существует для защиты  людей друг от друга не по  природе, а в силу общественного  договора.
В зависимости от позиции наблюдается и разный подход к пониманию конфликта:
конфликт обусловлен неправильным общественным устройством (неправильное распределение благ, отсутствие меры и справедливости), следовательно, построение совершенного общества приведет к исчезновению конфликтов;конфликт обусловлен самой природой человека и естественным равенством людей, а значит – неизбежен.
Этот спор остается актуальным и в наши дни. Европейская  традиция либерализма придает большое  значение свободному рациональному  выбору человека, обладающего свободой воли, самостоятельно строящего свою судьбу, отвечающего за свои неудачи  и достижения, добивающегося своих  целей. Либерализм – основание активного  отношения к жизни.
Противоположная точка  зрения ориентирована на внешние  обстоятельства. Чтобы жизнь стала  богаче, лучше и интереснее, нужно  сделать общество более справедливым. На практике это приводит к подавлению личной свободы и ответственности, к формированию иждивенческой психологической  установки. Человек не может выжить без общества, но, становясь взрослым и самостоятельным, он осознает и  свою зависимость от общества, и  противоположность своих интересов  во многих важных для него вопросах. Интересы людей изменчивы и подвижны, постоянно возникают отношения  конкуренции, несовместимости позиций, а значит, конфликт должен быть понят  как частный случай социального  взаимодействия.
Попытки создать  бесконфликтное общество, в котором  не должно существовать конфликтов, постоянно  повторялись в истории, но все  они потерпели неудачу. Когда  наличие конфликта отрицается, у  людей нет возможности научиться  управлять им и достойно из него выходить. Они либо до конца отстаивают свою точку зрения, либо загоняют конфликт вглубь, где он вызывает тяжелые переживания и исподволь разрушает отношения. Оба эти варианта малоэффективны. И на самом деле социальные системы отличаются не наличием или отсутствием конфликтов, а тем, как они умеют с ними справляться. Очень важно, чтобы люди ориентировались не только на достижение своих целей, но и на сохранение отношений.
Человечество на протяжении последних веков особенно активно искало средства управления конфликтами. В различных обществах  сложились свои традиции их разрешения. Начиная с XVII в., века жизнь в Европе была довольно бурной. Во второй половине XIX в. широко распространился и стал довольно влиятельным марксизм с его теорией классовой борьбы как главной формы конфликта. Благодаря этому европейское общество к сегодняшнему дню накопило большой опыт примирения конфликтующих сторон и выработало культуру компромисса как основу европейской политики.
В США XIX в. – век  индивидуализма и конкуренции –  дал тип личности, ориентированной  на себя. Соединенные Штаты более  децентрализованы, чем Европа. Местные  власти, а также фирмы, компании пользуются большим влиянием. Развитие бизнеса  учило учитывать интересы других людей, а экономическая депрессия  побудила к экспериментам в области  организации производства, в результате которых возникла новая теория человеческих отношений, отвергающая догматический  марксизм. Признание человека личностью, а не функцией производства привело  к изменению социально-психологического климата и взятию курса на профилактику конфликта. Поскольку каждый имеет  право отстаивать свои интересы, но обострение наносит ущерб всем сторонам, то лучший выход – открытый переговорный процесс, в котором противники становятся партнерами и сотрудничают.
В России XIX в. основной конфликт не классовый, а общедемократический  – между произволом монархии и  гражданскими правами населения, и  в отношении к нему характерен максимализм. В русской религиозной  философии принцип соборности являлся  одним из важнейших, и он утверждал, что человек – часть целого и конфликт является ересью, преследуется и наказывается. Революционная доктрина поощряла конфликт (революция –  локомотив истории). Для российского  национального сознания не характерна терпимость к инакомыслию, идеалы духовности требовали самопожертвования, а  не примирения. В советской России утвердился догматический марксизм, для которого человек – материал истории, винтик механизма. Конфликты  на более низких уровнях, чем классовая  борьба, не имели самостоятельного значения и были невозможны в справедливо  организованном обществе. Таким образом, в России наиболее распространенными  формами борьбы с конфликтами  стали насилие и отрицание, замалчивание. Это объясняет, почему широко распространившиеся сейчас западные (главным образом  – американские) методики разрешения конфликтов не очень хорошо приживаются  на нашей почве.
Итак, в XX в. накопившиеся знания о конфликтах потребовали  выделения их в отдельную область. Сначала наука о конфликтах развивается  в рамках социологии, в контексте  крупномасштабных социологических  теорий. Постепенно изучение конфликта  стало принимать практическую направленность: поиск способов и средств профилактики и урегулирования конфликтов, и в  разработку этой проблемы активно включились психологи.Социология конфликта ориентирована на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа общественных отношений.Психология конфликта ориентирована на анализ межличностных и внутриличностных противоречий и связана с нахождением психологических средств и способов разрешения конфликтов.Конфликтология объединяет в себе оба эти подхода, являясь особой областью знаний о конфликтах и способах их урегулирования. Это прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической деятельности по урегулированию конфликтов.
Конфликтология пользуется данными, теоретическими моделями, методами других наук, особенно тесно связана с социологией и психологией. Другие науки – история, культурология, правоведение, педагогика, политология – дают материал и служат полем приложения для ее концепций.
Традиционно область  интересов конфликтологии образуют следующие проблемы:
сущность социального  конфликта;
классификация конфликтов;
эволюция конфликтов;
генезис конфликтов;
структура конфликта;
функции конфликта;
информация в конфликте;
динамика конфликта;
диагностика конфликта;
предупреждение конфликта;
завершение конфликта.
Разные исследователи, давая свои определения конфликта, все же улавливают его сущность сходным  образом, поэтому ставят одни и те же вопросы и решают их примерно одинаково.
2.Цели  и задачи конфликтологии.
Отечественная конфликтология, являясь одновременно фундаментальной и прикладной наукой, имеет следующие цели и выдвигает необходимые для их достижения задачи:
1) исследование всех  конфликтов, которые выступают в  качестве объекта данной науки,  а также активное развитие  и расширение теоретической базы. Для этого необходимо решить  следующие задачи:
- преодоление разобщённости,  свойственной частным конфликтологическим наукам, формирование самостоятельной науки, имеющей междисциплинарный характер;
- проведение междисциплинарных  исследований конфликтов;
- выделение научной  специальности «конфликтология»;
- проведение научных  и научно-практических конференций,  семинаров, освещающих и решающих  методологические, теоретические и  методические проблемы науки;
- создание системной  базы эмпирических данных, включающей  результаты ситуационного анализа  реальных конфликтов всех видов;
- издание научных  журналов и других различных  периодических изданий, посвящённых  проблемам конфликтологии, более широкое отражение в них фундаментальных проблем данной науки;
- расширение научных  контактов с мировым сообществом  конфликтологов, расширение публикаций важнейших работ зарубежных авторов;
- создание в системе  научных институтов РАН Института  конфликтологии на базе уже действующего Центра конфликтологических исследований;
2) создание системы  конфликтологического образования, пропаганда необходимости конфликтологических знаний в обществе. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- расширение учебных  специальностей, в которых обязательной  учебной дисциплиной является  «Основы конфликтологии», введение данной дисциплины во всех вузах;
- введение курса  «Основы конфликтологии» во всех учебных заведениях, в системе повышения квалификации во всех отраслях, в особенности при подготовке руководящих специалистов;
- издание в качестве  учебной литературы важнейших  трудов зарубежных авторов;
- публикация научно-популярных  работ по конфликтологии, пропаганда их среди широких слоёв населения;
- создание в вузах  кафедр конфликтологии на основе междисциплинарного принципа с привлечением к работе психологов, социологов, политологов, философов, правоведов, занимающихся проблемами конфликта;
3) организация в  России системы практической  работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов. Задачи, которые ставятся наукой для достижения данной цели, сводятся к следующему:
- разработка методик  и технологий оценки опасности  возникновения конфликтов в основных  сферах общественной жизни;
- создание отдельных  групп и центров прогнозирования,  предупреждения и урегулирования  реальных конфликтов;
- создание Ассоциации  российских конфликтологов, которая поставила бы перед собой задачу разработки прикладных, теоретических и методологических проблем конфликтологии;
- разработка универсальных  междисциплинарных методов анализа  реальных конфликтов и создание  на этой основе специальной  базы данных, которая бы позволила  проводить оценку актуальных  конфликтов и сравнение их  с аналогичными завершившимися.
3.Понятийный  аппарат конфликтологии.
Совокупность понятий  конфликтологии условно можно подразделить на следующие группы:
1) структура конфликта,
2) динамикаконфликта,
3) разрешение конфликта  (управление конфликтом),
4) типология конфликтов.
Совокупность этих понятий раскрывает как объект, так  и предмет науки о конфликте. Рассмотрим указанные четыре группы понятий.
Структура конфликта
Под структурой любого объекта понимается совокупность его  частей, элементов и связей, отношений  между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
1) объект конфликта,
2) участники конфликта,
3) социальная среда,  условия конфликта,
4) субъективное восприятие  конфликта и его личностные  элементы.
1 Объект конфликта.  Всякий конфликт имеет свою  причину, возникает по поводу  необходимости удовлетворения какой-либо  потребности. Та ценность, которая  способна удовлетворить эту потребность  и из-за овладения которой возникает  конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта  могут выступать материальные, социальные  и духовные ценности.
2 Участниками конфликта  могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации,  государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта  являются противодействующие стороны  или противники. Они образуют  стержень конфликта. При выходе  из противоборства хотя бы  одной из главных сторон конфликт  прекращается. В зависимости от  характера этих сторон конфликты  могут быть подразделены на  четыре типа:
1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом;
2) межличностный,  при котором одна личность противостоит другой, как это имеет место в повести Гоголя “Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”;
3) конфликт типа  личность — группа, яркий образец  которого представлен Грибоедовым в его пьесе “Горе от ума”;
4) и наконец, конфликт  группа — группа, носителями которого  могут быть как малые, так  и большие социальные образования,  например, нации, классы, государства.
Кроме главных сторон конфликта могут быть и Другие его участники, которые играют в  нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так  и малозначимыми, вплоть до ролей  так называемых “людей из толпы”.
Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются  как с социологической, так и с психологической точек зрения.
С социологической  точки зрения они могут существенно  различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко неравны, о чем  свидетельствуют трагические судьбы “инакомыслящих”, активно выступавших  против Советского государства. По своей  социальной значимости роли участников конфликтарасполагаются в следующем порядке: 1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени, 2) далее следуют коллективы, 3) социальные слои, 4) государство. Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.
Неодинакова роль отдельных  участников конфликта и с психологической  точки зрения; в этом отношении  она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может  руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.
Как социальная значимость участников, так и их цели, установки  проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает  высокой степени развития. Именно в это время наступает “момент  истины” в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников.
3 Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.
4 Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:
1) представления  о самих себе,
2) восприятие других  участников конфликта,
3) образы внешней  среды, большой и малой, в  которой развертывается конфликт.
Именно эти образы, идеальные картины конфликтной  ситуации, а не сама объективная  реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.
Конечно, в целом  эти образы и картины порождаются  объективной реальностью. Однако, как  заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.
При этом следует  иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления  о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта,возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор
возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку  каждое действие одногоиз участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.
Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.
Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи  с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития.
Динамика конфликта
Можно выделить следующие  три основные стадии развития конфликта:
1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),
2) стадию открытого  конфликта,
3) стадию разрешения (завершения) конфликта.
1 На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.
На этой “инкубационной”  стадии развития конфликта могут  предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.
2 Признаком перехода  скрытой (латентной) стадии конфликта  в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:
 расширение числа  участников; 

 нарастание числа  проблем, образующих комплекс  причин конфликта, переход от  деловых проблем к личностным; 

 смещение эмоциональной  окраски конфликтав сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
 возрастание степени  психической напряженности до  уровня стрессовой ситуации.
Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих  новые предпосылки для негативного  исхода конфликта.
Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции  сторон, особенно той, которая имеет  большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.
В случае несовместимости  сторон, стремления к уничтожению  другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений  или даже к уничтожению одной  из сторон.
Разрешение конфликта 
В другом случае, при  обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам, к восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения. Теоретическое обеспечение практического разрешения, регулирования, конфликта — важнейшая цель конфликтологии.
Различные стратегии, методы, приемы управления конфликтом, сужения его границ, нахождения почвы  для согласия составляют содержание особого раздела данного учебника. Здесь же укажем на два возможных  способа разрешения конфликта:
1) трансформация  объективных факторов, породивших  конфликт;
2) преобразование  субъективной, психологической стороны,  идеальных образов конфликтной  ситуации, сформировавшихся у сторон.
Однако эффективность  применения этих методов может быть разной. Их использование может привести или к полному, или же лишь к  частичному разрешению конфликта.
Частичное разрешение конфликта достигается, когда прекращается внешнее конфликтное поведение  сторон, но еще не преобразуется  внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная  сфера, породившаяконфликтное поведение. Так, конфликт разрешается не полностью, лишь на поведенческом уровне, когда, например, применяются административные санкции к обеим сторонам конфликта, а объективная причина конфликта не устраняется.
Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации — и на внешнем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигается, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания дополнительных ресурсов.
Следует постоянно  иметь в виду, что наиболее сложной  задачей управления конфликтом на разрешительной стадии является преобразование субъективного  образа, идеальной картины конфликтной  ситуации у конфликтующих сторон. Проблема преобразования имеющихсяценностных установок, мотивов и принятие новых требует от руководителя или посредника высокого уровня психологической подготовки и опыта регулирования конфликтных ситуаций.
Следует также отметить, что не всегда конфликт проходит все  указанные стадии: латентную (скрытую), открытую и разрешительную. Так, объективно сложившаяся конфликтная ситуация может быть не замечена, не осознана теми, чьи интересы она ущемила. Тогда, естественно, конфликт не начнется. Конфликт не начнется и в том случае, если вслед за возникновением его объективных  причин они тотчас же устраняются.
Типология конфликта
Еще одной группой  понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия, определяющие основные разновидности конфликтов, их типологию. Необходимость классификации конфликтов диктуется исследовательскими интересами более глубокого проникновения в их сущность, а также практическими потребностями наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу. Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.