На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Синтез искусств на уроках русского языка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План.
Введение.
 
Глава первая.
§1. Применение межпредметного материала.
§2. Виды межпредметных связей.
§3. Принцип наглядности как средство реализации межпредметных связей. Зрительная и слуховая наглядность.
§4. Межпредметные связи русского языка, изобразительного искусства и музыки.
 
Глава вторая.
§1. Анализ учебных программ по музыке.
§2. Анализ учебных программ по изобразительному искусству.
 
Глава третья.
Конспект интегрированного урока русского языка, музыки и изобразительного искусства на тему: «Портретные описания».
 
Глава четвертая.
Выводы на основании проанализированных источников.
 
Заключение.
 
 
Введение.
 
Современное общество, давшее толчок развитию и утверждению научно-технического прогресса, одновременно породило и  ряд довольно болезненных проблем, свойственных современной цивилизации, которые наиболее остро проявились в XX веке и благополучно перекочевали в третье тысячелетие. Гуманитарные принципы оттеснены естественнонаучным подходом к миру природы, обществу и  человеческой деятельности. Основная нагрузка по разрешению данной проблемы легла на педагогическую общественность.
В профессиональной среде  учителей отмечается ослабление внимания к общей культуре учащихся. Сегодня  на уроке редко звучит полноценное  детское высказывание о произведениях  искусства, детская речь далеко не всегда выполняет коммуникативно-речевые  функции.
Большинство учащихся, оканчивая  школу, не имеет представления о  художественном опыте поколений, не умеет общаться с высоким искусством, не владеет искусствоведческой терминологией. Это приводит к эмоциональной  «глухоте», невосприимчивости к прекрасному, затрудняет формирование восприятия, мышления, воображения.
Именно школе отводится  главная роль по решению сложной  задачи - помочь развивающейся личности обрести себя, внутреннюю свободу  и гармонию путём возрождения  и утверждения духовных ценностей. А осуществиться всё это может  через открытый диалог школьного  образования и искусства. Благодаря своим функциям (эвристической, компенсаторной, коммуникативной, аксиологической, эстетической и др.), искусство развивает познавательные и творческие способности человека, активизирует воображение. Обращение к нему является необходимым элементом процесса обучения и воспитания школьников, помогающим в решении одной из самых актуальных задач школьной педагогики – воспитании гармонично развитой личности.
Педагогическая практика показывает, что самым продуктивным на уроках является использование комплексного подхода, выраженного в так называемом синтезе искусств (литературы, живописи, музыки, речи и т.д.). В частности, на уроках словесности обращение  к синтезу искусств успешно реализуется  на основе книги, связывающей художественный текст и изображение (иллюстрацию) в сотворчество художника-иллюстратора и писателя, превращая их деятельность, разделенную обычно во времени, во взаимодополняющий процесс.
Не менее важна и  связь с музыкой как видом  искусства на уроках русского языка, а также соединение трех искусств: музыки, живописи и искусства слова.
Тема синтеза искусств как одного из важных принципов уроков русского языка привлекла наше внимание своей новизной и актуальностью  на современном этапе развития обучения. Важную роль в процессе обучения и воспитания школьников играют гуманитарные дисциплины. Перед гуманитарными дисциплинами сегодня стоят следующие задачи: воспроизводство общественно-исторического опыта (культуры), воспроизводство общества, воспроизводство личности. Синтез искусств и его конкретная реализация в виде интегрированных уроков, позволяют решать эти задачи.
 Существует 3 этапа интеграции: 1) работа с образцами – знакомство  с художественными произведениями, изучение языка, науки, связанных  с различными видами искусства; 2) конструирование – написание  сочинений, стилистически связанных  с изучаемой эпохой, создание  творческих работ на уроках  изобразительного искусства; 3) моделирование  – создание модели эпохи. 
Для этого необходимо вооружить  школьников следующими умениями:
    умением поисковой работы с текстом, направляемой учителем;
    умением выполнять элементарные исследовательские работы;
    умением осмысливать связи произведений, вписанных в единый контекст литературы.
 Гуманитарно-эстетический  цикл школьных предметов позволяет  достичь необходимого разнообразия  в объединении нескольких предметов: ИЗО и музыки; литературы и МХК; русского языка, литературы и музыки; русского языка, ИЗО и музыки. Последнюю цепь мы собираемся рассмотреть в данной работе.
Целью данной работы является рассмотрение существующих точек зрения на поставленный вопрос, их анализ, приведение теоретических положений в соответствие с практическими соображениями, а также формулировка выводов  на основании выполненной работы.
В связи с этим объектом исследования данной работы является возможность синтеза искусств на уроках русского языка, его актуальность, а также вопросы его практического  применения.
При разработке темы данной работы использовался метод анализа  литературы и представленных в ней  точек зрения.
 


Глава первая.
§1. На уроках русского языка межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений. Выбор способов использования межпредметного материала зависит, во-первых, от его вида, во-вторых, от специфики изучаемого языкового материала и от особенностей формируемых умений, в-третьих, от специфики контактирующих учебных дисциплин (изучающих язык или его отдельные стороны или не изучающих его), а также временных связей – синхронных и несинхронных.
Сообщение (слово) учителя  используется, во-первых, на начальном  этапе ознакомления с теми или  иными явлениями (например, с нормами  литературного языка, с видами работ  по развитию связной речи), во-вторых, при знакомстве с явлениями, которые  недостаточно известны школьникам (например, с функциями языка, с особенностями  употребления языка в разных сферах общественной жизни), в-третьих, если привлекается материал, который на уроках по другому  предмету в данный момент не изучается. Беседа с использованием межпредметного материала дает больший эффект, если в ней ведется работа над сходными или смежными понятиями, уже изученными или изучаемыми на уроках по другим предметам. В связных ответах учащихся межпредметный материал может фигурировать, если он уже знаком детям и если о нем уже говорилось на уроках русского языка.
§2. Межпредметный материал каждого вида по-разному применяется на уроках русского языка.
Понятийно-терминологическая  межпредметная связь реализуется при прохождении программного материала в форме сопоставления понятий, изучаемых на уроках русского языка, и понятий, изучаемых на уроках по другим предметам. При сопоставлении одинаковых понятий целесообразно ставить такие вопросы: какие одинаковые факты вы изучали на уроках иностранного языка? Что общего и чем различается категория рода (числа, лица и т. д.) в русском и иностранном языке?
Для сопоставления смежных  понятий вопросы подбираются  в зависимости от специфики контактирующих учебных предметов. Например, при  изучении имени числительного в 6 классе можно поставить вопрос: в чем отличие в понятии  числа на уроке русского языка  и на уроке математики? При изучении антонимов в 5 классе можно поставить  вопрос: что составляет языковую основу художественного приема антитезы (на уроке литературы)?
Для закрепления полученных знаний целесообразно предланать учащимся включать в свои ответы межпредметный материал, над которым велась работа в классе.
Коммуникативно-речевая  межпредметная связь реализуется в работе над нормами русского литературного языка при изучении лексики, грамматики и в работе по развитию связной речи. И учитель, и учащиеся должны понимать, что на всех предметах формируются одни и те же коммуникативные навыки, но на разном языковом материале, поэтому и необходимы межпредметные связи, которые усиливают, закрепляют формируемые умения.
В связи с работой над  нормами (лексическими, орфоэпическими, грамматическими) при ознакомлении с соответствующим языковым материалом целесообразно ставить такие  вопросы: как произносятся только что  изученные вами термины географии (математики)? Как они сочетаются с другими словами? А в каком  стиле речи их чаще всего употребляют?
Школьники всех классов тренируются  в составлении связных рассказов  об изученных нормах. В этих сообщениях в качестве примеров необходимо использовать знакомые термины из других наук, что  расширит представление детей о  нормах литературного языка, которые  регулируют функционирование языка  во всех сферах общественной жизни.
В процессе обучения связной  речи нельзя не учитывать того, что  делается в этом направлении по другим предметам: в работе над структурой текста, средствами связи в нем  его частей, над планом готового текста и создаваемого самим учеником, в работе над разного рода пересказами, сочинениями разного функционально-смыслового типа и функционального стиля.
Межпредметная связь на коммуникативном уровне достигается, во-первых, путем взаимных консультаций учителей-предметников, работающих в одной параллели, о намечаемой работе по развитию связной речи, во-вторых, в результате бесед с учащимися на уроках русского языка при ознакомлении их с новыми видами работы по развитию речи. Для этого полезно ставить такие вопросы: на уроках какого предмета вы уже работали над планом (сжатым пересказом и т. д.)?
Учебно-дидактическая  связь проявляется в использовании на уроках русского языка контекстного и неконтекстного материала учебников и книг для внеклассного чтения по другим школьным предметам. Этот материал необходим, во-первых, для показа специфики соответствующей разновидности научного стиля, во-вторых, для закрепления изученных языковых явлений и для формирования соответствующих им умений и навыков. Подбирают необходимый дидактический материал как учителя, так и сами ученики. Учитель, ориентируясь на специфику программного материала, составляет обучающие упражнения на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения по тому или иному предмету. Учащиеся по заданию учителя по этим же источникам выбирают слова, словосочетания, предложения, отрывки, которые затем используются ими для работы по теме. Чтобы была ясна межпредметная связь русского языка, к текстам обучающих упражнений полезно ставить такие вопросы: из какого предмета взят этот текст? На основании чего вы узнали, что он взят оттуда?
§3. Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Средства наглядности делятся на зрительные, звуковые и зрительно-слуховые. Использование средств наглядности подразумевает межпредметные связи живописи и музыки с русским языком, что и будет рассмотрено в данной работе.
К средствам зрительной наглядности  относятся картина, репродукция, иллюстрация. Картина служит источником высказываний учащихся при обучении разным видам  сочинений: описание внешности человека, описание животного, описание местности. Картина (репродукция) используется и  в процессе обучения  школьников составлению предложений (на заданную тему, по опорным словам), а также  при написании творческих диктантов. Как средство обучения применяется  на уроках русского языка раздаточный  изобразительный материал, основу которого составляют рисунки, в том числе  и сюжетные, помещенные на специальных  карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют  учащихся к употреблению изученной  лексики, дают материал для отработки  норм русского литературного языка.
Достоинством заданий  по карточкам является наличие в  раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что  позволяет реализовать принцип  дифференцированного обучения.
Раздаточный материал предусматривает:
      задания на обогащение словарного запаса учащихся: объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы и т. п.;
      задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики: выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания;
      задания, направленные на предупреждение грамматических ошибок (нарушение норм русского литературного языка): образовать те или иные формы, составить словосочетания и предложения, исправить ошибки; составление небольших связных высказываний: сделать подписи к рисункам, выбрать заголовок из ряда возможных, устно описать рисунок и т. д.
Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:
      Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.
      При использовании раздаточного материала необходимо прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.
      Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы со школьниками.
Работа с карточками занимает 6–8 минут учебного времени.
Основным способом реализации слуховой наглядности является магнитофонная  запись. В последнее время также  актуальным стало использование  оптических носителей, а также использование  мультимедийных средств. Средства слуховой наглядности не только формируют у учащихся речевую культуру, но и являются средством реализации межпредметных связей на уроке русского языка.
Работа по развитию речи включает в себя формирование выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); при занятиях музыкой учащиеся знакомятся со звуком, тембром, интонацией.
§4. Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Эффективность работы с картинами на уроках русского языка.
1. Сюжетная картина – мыслительная работа, помогающая решить задачу организации проблемного обучения.
2. В результате знакомства  с живописью дети учатся сопоставлять  изображенное на картине с  тем, что они наблюдают в  действительности, а это, в свою  очередь, способствует развитию  логического мышления.
3. Рассматривание картин  приучает детей вдумчиво относиться  к явлениям и фактам искусства  и жизни, развивает в них  критическое чутье, широту мысли,  любовь к обобщениям.
4. Произведение живописи  – источник ярких впечатлений, которые воздействуют на эмоции детей; служит основой для осмысленного связного высказывания, которое приобретает выразительность за счет использования тропов и фигур.
Требования к  отбору произведений живописи для работы по развитию речи.
      Учет воспитательно-образовательного значения.
      Доступность содержания картины детскому пониманию.
      Учет связи работы по картине с изучаемым на уроках материалом.
Эффективность использования  отдельных жанров живописи для обучения сочинению.
      Натюрморт и сочинение-описание.
      Произведения художников-анималистов и сочинение-описание.
      Жанровые картины и сочинения повествовательного характера.
Особенности методики работы над сочинениями по произведениям  живописи.
      Работа по картине отвечает требованиям программы по развитию связной речи, программы по изобразительному искусству; учащиеся знакомятся со спецификой живописи, творчеством художников и т. д.
      Картина анализируется как произведение живописи в единстве содержания и формы.
      В работе по картине устанавливается предваряющая связь, которая позволяет опереться на знания учащихся об изобразительном искусстве.
      Работе по картине на уроках русского языка предшествует беседа на уроке изобразительного искусства.
      Работа по картине завершается проведением самостоятельных сочинений по картине или на основе жизненного опыта.
      Целесообразно учить вначале описанию произведения живописи, а затем – рассказу на основе изображенного.
      Сочинения по картине проводятся в определенной последовательности и взаимосвязи с другими видами сочинения.
      Проведение лексической подготовки для обогащения словаря на тему данной картины.
В работе над картиной целесообразно  использовать следующие приемы и  последовательность:
      подготовка к восприятию произведения живописи;
      краткий рассказ учителя о художнике и истории создания картины;
      беседа по картине;
      проведение словарно-стилистической работы на тему картины;
      составление схемы или плана высказывания;
      составление устного высказывания или написание сочинения;
      выполнение домашнего задания в связи с работой по картине;
      анализ высказывания.
 


Глава вторая.
§1. Программа по музыке.
Алиев В. В., Науменко Т. И., Кичак Т. Н. Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5–8 классы.
При сохранении подхода к  музыке как части общей духовной культуры школьника программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией  музыкального восприятия, а также  с другими видами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5–8 классов.
Цель предмета «Музыка» в  основной школе заключается в  духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной  культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
Из задач музыкального образования можно выделить необходимость  научить находить взаимодействия между  музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным  искусством) на основе вновь приобретенных  знаний.
Настоящая программа предусматривает  решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном  воспитании культуры мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета «Музыка» несомненна. Однако, по убеждению  авторов, постановка такой задачи не только правомерна, но естественно  вытекает из характера и широкой  гуманитарной направленности предмета.
Важнейшим методом программы, во многом определяющим его содержание, является метод междисциплинарных  взаимодействий. Границы его распространения  на область учебных дисциплин, равно  как и его смысловое развитие, значительно расширяются и углубляются. Расширение «междисциплинарного поля»  позволяет включить в его пределы  значительный круг учебных дисциплин  – таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.
«Несмотря на коренные различия, искусства, по-видимому, произрастают из одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает  все более и более убедительно». (П. Флоренский Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных композициях. – М., 1993.)
Углубление содержания в  программе для основной школы  повлекло и более дифференцированный подход в применении метода междисциплинарных  взаимодействий. Углубляются аспекты  образных соответствий. Например, 7 класс, тема «Драматические образы в музыке», в которой освещаются различные  стороны взаимодействий музыкальных  и поэтических образов на примере  вокальной баллады Ф. Шуберта  «Лесной царь» и  ее литературного  первоисточника – И. В. Гете, В. А. Жуковского. Углубляются соответствия на уровне средств художественной выразительности: 5 класс, в теме «Музыка – сестра живописи» находим общие для музыки и живописи понятия: пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и. т. д.
Кроме того, подробное освещение  в программе получают и другие проявления взаимодействий, связанные:
    с созданием произведений в одном виде искусства, вдохновленных произведениями других искусств;
    с очевидным влиянием искусств друг на друга.
Задачи предполагают постоянную координацию курса с другими  предметами:
    с литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры. Например, сказки Андерсена, поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и т. д.; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложения, фраза);
    с русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; фрмирование культуры анализа текста на примере приема «описание» (романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»).
Междисциплинарное взаимодействие осуществляется либо при параллельном освоении материала в рамках указанных  предметов, либо «методом подхвата» (один за другим), что способствует более  объемному его восприятию и усвоению.
В программе 5 класса выделены особые разделы «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». На основании знаний, полученных в этих разделах, ученикам предъявляются требования находить взаимодействия между музыкой и изобразительным искусством, между музыкой и литературой; выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков.
 
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 1–4 классы. Алеев В. В., Т. Н. Кичак.
Метод междисциплинарных  взаимодействий является важнейшим  стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметных связей, широко применяемых  в области школьной педагогики.
Авторам представляется более  точным употребление термина «дисциплина», выражающего, по определению С. Ожегова, «самостоятельную отрасль… науки». В данном случае такую самостоятельность отрасли представляет каждый из предметов эстетического цикла, вместе составляющих единую образовательную область «Искусство».
Кроме того, более адекватным авторы считают употребление понятия  «взаимодействие», выявляюшего процессы воздействия различных дисциплин друг на друга, а также их взаимную обусловленность.
В рамках программы для  начальной школы метод междисциплинарных  взаимодействий проявляет себя в  «создании художественного контекста» – поэтического, изобразительного по отношении к музыкальному; в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне темы; в обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой и живописью; в нахождении взаимодействия между музыкой и изобразительным искусством.
Авторы особо отмечают, что явление взаимодействий распространяется не только на область искусства, но и получает широкое воплощение с  точки зрения «музыка и жизнь».
 
§2. Программа по изобразительному искусству.
Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного  искусства. Т. Я. Шпикалова, Н. М. Сокольникова, Н. Н. Светловская, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. 1–8 классы.
В программе для 1–8 классов возможны линии для реализации сотрудничества учителей гуманитарных предметов в преподавании интегрированного курса: традиционность народного искусства; вариативность и импровизация как принципы народного творчества; синкретизм; фольклорность мировосприятия народного мастера, отраженная в символике языка народного искусства; взаимодействие народного искусства с другими видами художественного творчества, в системе национальной культуры и культуры народов мира.
Особенностью реализации программы является установка на формирование у учащихся типа правильной читательской деятельности. А это значит, что при чтении текста, если мы хотим, чтобы чтение реализовывалось именно как речевая деятельность, мы должны обеспечить учащимся возможность через текст услышать голос того, кто с ними говорит, дать почувствовать, как говорит собеседник, чтобы через речь выработать интерес и к литературному произведению, и к процессу его прочтения.
 


Глава третья.
Интегрированный урок русского языка, музыки и изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Портретные  описания».
Цели урока:
        совершенствовать речевые умения;
        научить выражать музыкальные впечатления в форме высказывания;
        продолжить эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: аудиозапись балета П. И. Чайковского «Спящая красавица», репродукции картин Эдгара Дега «Танцовщицы на репетиции», А. М. Герасимова «Портрет балерины О. В. Лепешинской» и «Жизель».
Ход урока.
Час фей настал.
А. А. Фет.
I. Повторение пройденного материала.
1. Знакома ли вам музыка  П. И. Чайковского? Что вы  знаете о композиторе? Какие  его произведения вы знаете?
2. Мы с вами использовали музыку Чайковского на уроках русского языка и литературы. Какие произведения композитора мы слушали на уроках русского языка?
Какие сочинения мы писали по музыке Петра Ильича? (Название, тип  речи.)
3. Сегодня мы с вами  говорим о портрете, об описании  человека, действий человека. Какие  работы мы выполняли по этой  теме?
4. Мы с вами будем  выполнять сочинение-описание. Мне  бы хотелось, чтобы вы дали  портретные зарисовки сказочных  существ – фей. Музыка П. И. Чайковского вам в этом поможет. Но сначала вспомним, что такое описание. А какие еще типы речи вы знаете? Что такое повествование? Что такое рассуждение?
5. Скажите, можно ли  описать фей из балета Чайковского  «Спящая красавица», не прибегая  к повествованию? Почему же  лучше использовать повествование  с элементами описания?
6. Какой стиль речи  вы выберете? Почему?
7. Что поможет вам написать  сочинение правильнее, красивее, логичнее? Что такое тема? Что такое основная  мысль? Что такое композиция?
II. Подготовка к  сочинению.
1. Сегодня мы с вами  вновь послушаем потрясающую  музыку Чайковского. Мы обратимся  к балету «Спящая красавица».
Балеты Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»  принадлежат к числу лучших произведений мировой музыкальной классики.
Сюжет «Спящей красавицы» заимствован у французского писателя Шарля Перро и разработан балетмейстером М. И. Петипа совместно с И. А. Всеволожским. В одном из писем к Н. Ф. Мекк Чайковский писал о своей работе над «Спящей красавицей»: «Сюжет так поэтичен, так благодатен, что я сочинением его (балета) был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обуславливают достоинство произведений».
Работа наз произведением двигалась быстро.
Идея балета «Спящая красавица» Чайковского – борьба светлых, молодых сил против сил мрака и зла. А раскрывают эту идею феи – сказочные существа, несущие и добро, и зло.
2. Скажите, встречались  ли мы с этими сказочными  феями?
3. Вам было необходимо  вспомнить два произведения: сказку  в стихах Жуковского «Спящая  красавица» и сказку в прозе  Шарля Перро.
4. Какими пред нами предстали феи Жуковского? Сколько их было? А каких фей мы видим у Перро? Сколько их?
5. Ребята, в балете «Спящая  красавица» – целое созвездие фей, это обусловлено сказочным характером его сюжета. Традиционно феи в сказках – покровительницы главных героев, дарующие им чудесные способности, красоту, счастливую судьбу или волшебные предметы, которые помогают им в сложных ситуациях.
Феи, девы судьбы, говорят  предания, присутствуют и при рождении ребенка и потому символически приглашаются в крестные матери. Фольклорные источники  дают различные портреты фей. Их внешний  облик зависит от того, к какой  силе они принадлежат. Феи света  – молодые красавицы, именно они одаривают младенцев лучшими качествами: умом, здоровьем, красотой, большой любовью. Злые феи, олицетворяющие смерть, рок, обычно предстают в виде зловещих красавиц или старух. «Черные» и «светлые» феи как бы борются за душу человека. Весь его путь сопровождает целая вереница дев судьбы. Само слово «фея» – от слова fatum – «судьба».
В балете участвуют одиннадцать  фей.  Них очень интересные имена. Фея добра – это Фея Сирени и те, кто у нее в подчинении, – феи Кандид, Флёр-де-Фарин, Крошка, Канарейка, Виолант. Есть и добрые феи драгоценностей: Бриллиантов, Золота, Серебра и Сапфиров. Противостоит этому созвездию дев счастливой судьбы страшная фея Карабосс – олицетворение сил зла и смерти, ее появлению в балете предшествуют завывания ветра, внезапная музыкальная буря.
Для первого появления  фей Петр Ильич Чайковский написал  музыку, в которой солнечный свет, ласковое тепло летнего дня соединяются  с волшебством ночи, когда сказочные  приключения особенно нас волнуют. Композитор предпочел для выхода прелестных существ музыку в форме  вальса, танца, который ярче всего передает неземной характер этих персонажей.
Вы прослушаете сегодня  пять вариаций появления фей и попробуете дать их портретные характеристики. Вам предстоит написать сочинение, в котором вы отразите свое видение сказочных существ. Конечно, портретные зарисовки получатся у вас разные. Попробуйте не только описать фей, но и передать их движения, их земное начало и сказочную легкость, воздушность.
Первой перед вами появляется Фея искренности; затем к ней  присоединяется Фея цветущих колосьев; вот и еще одна фея – Фея, рассыпающая хлебные крошки; следующей будет Фея – щебечущая канарейка; и последней появится Фея пылких, сильных страстей. Все они предстанут перед феей добра – Феей Сирени, ее мелодией и закончится отрывок из балета.
6. Итак, вы знаете сюжет,  вы знакомы с феями, сейчас  прослушаете музыку, используете  свою фантазию и попробуйте  услышать и увидеть чудесных, милых фей. Какие они?
Мы с вами говорили, что  каждый, слушая музыку, видит и слышит что-то свое. Запишите все так, как  вы видите и представляете в своем  воображении.
7. Оформите тетради.
8. Прослушайте из балета  П. И. Чайковского «Спящая красавица»  вариации фей из Па-де-сис пролога.
9. Есть ли у вас вопросы  к учителю?
III. Написание сочинения.
 
На доске:
Портретные  описания.
П. И. Чайковский. Танцы фей из балета «Спящая красавица».
Фея добра – Фея Сирени.
Кандид – Фея искренности.
Флёр-де-Фарин – Фея цветущих колосьев.
Крошка – Фея, рассыпающая хлебные крошки.
Канарейка – Фея – щебечущая канарейка.
Виолант – Фея пылких, сильных страстей.
Fatum (Фатум) – Судьба, рок, неизбежность.
Феи драгоценностей: Бриллиантов, Золота, Серебра и Сапфиров.
Фея Карабосс – олицетворение сил зла и смерти.
 
Обратить внимание учащихся при обсуждении прослушанного на репродукции картин Эдгара Дега «Танцовщицы  на репетиции», А. М. Герасимова «Портрет балерины О. В. Лепешинской» и «Жизель».
 
 
 
 
 
 
 
 


Глава четвертая.
В современном мире в различных  образовательных концепциях все  большее внимание уделяется испол
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.