На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Роль малых форм устного народного творчества в нравственно-эстетическом развитии ребенка

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


«Едва ли можно  найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и  потребности детского
возраста и  потому самый занимательный, чем  тот,
который связан с детским бытом, с повседневной
жизнью, который возник, вырос и развился из
исканий высокой  радости детской народной массы.
Это – детский  фольклор».
Г.С.Виноградов.
 
Понятие о фольклоре.
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавший в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.       Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.    Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.
Слово фольклор – это  английское слово, сложенное из двух слов “фольк”--народ, “лор”-- учение. Фольклор – это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения? Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверяя и т.д.
Термин Фольклор впервые  был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом.
Фольклор — поэтическое  творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст  в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для  познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял.
Фолькло?р — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. 
Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.
Устное народное творчество как часть народного  быта.
«Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что  наиболее глубокие и яркие, художественно  совершенные типы героев созданы  фольклором, устным творчеством трудового  народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее — доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, — Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, — все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни» (М. Горький, Советская литература, доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей, М., 1935, стр. 12).
Фольклор поэтический  нельзя рассматривать изолированно от других проявлений духовной культуры. Устная народная поэзия тесно связана с областями народного сценического искусства (мимика, жест, драматическое действо — при исполнении не только так называемой «народной драмы» и драматизированных обрядов — свадебных, похоронных, земледельческих, хороводов и игр, но и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографического искусства (народные танцы, пляски, хороводы), музыкального и вокального искусства. Следовательно, фольклористика включает некоторые разделы таких дисциплин, как театроведение, хореография, музыковедение (раздел его, называемый «музыкальной этнографией» или «музыкальным Фольклор»). Вместе с тем фольклор не может быть изучаем без помощи лингвистики, без изучения того диалекта, говора, на котором создаются данные устно-поэтические произведения. Однако фольклористика есть прежде всего часть литературоведения, а фольклор есть часть словесного искусства. Фольклор, как и письменная художественная литература, является словесно образным познанием, отражением общественной действительности.
Одной из важнейших специфических  черт народной устного творчества является коллективность. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства  определенных групп, но и коллективно  создается и распространяется.
Коллективность – это  не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляется  в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет  лучшее, сходное с его мыслями  и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей.
С коллективностью народного  творчества органично связана устная форма существования фольклора. Фольклор появился раньше, чем письменность и первоначально существовал  только в устной передаче. Устная форма  существования народной поэзии ведет  к появлению вариантов одного и того же фольклорного произведения – это еще одна специфическая  черта фольклора – вариативность.
Изучение языка русского устного народного творчества невозможно представить без трудов выдающегося  лингвиста, литературоведа, фольклориста, этнографа и философа А.А. Потебни. Начав свой творческий путь магистерской диссертацией «О некоторых символах в славянской народной поэзии», Потебня до конца своих дней постоянно обращался к фольклору, а его лингвистическая концепция строится с учетом большого количества фактов, почерпнутых из устно-поэтических произведений фольклора почти всех славянских народов. Устно-поэтическая речь, по его мнению, является той сферой, где органически сливаются этническое, мировоззренческое, историческое, языковое и эстетическое. Для учёного с широкими научными интересами язык фольклора стал благодатной областью приложения активных исследовательских усилий.
Заслуга Потебни в изучении языка народной словесности в том, что он не ограничился констатацией отдельных фактов, а попытался создать концепцию устно-поэтической речи. К сожалению, он не оставил работы, которая бы полно представляла систему его воззрений на язык фольклора и сконцентрировала бы конкретные наблюдения. Однако большой и разнообразный фактический материал, сопровождаемый лаконичными комментариями и глубокими замечаниями, щедро рассыпан по всем философским, лингвистическим и литературоведческим трудам и заметкам Потебни,
Мысли выдающегося филолога A. Н. Веселовского о языке устного народного творчества концентрируются вокруг нескольких фундаментальных вопросов, органически связанных друг с другом: а) язык фольклора в отношении к другим формам речи, прежде всего к диалектной, иными словами, о наддиалектном характере устно-поэтической речи; б) формульность поэтической речи, генезис, функционирование и эволюция формулы, необходимость «народно-песенной и сказочной морфологии»; в) постоянный эпитет как одно из ярких проявлений формальности устно-поэтической речи.
Отличия устного  народного творчества от художественной литературы.
Фольклорные произведения отличаются от художественной литературы особенностями  художественной формы. К этим особенностям относится, прежде всего, традиционная поэтика, выработанная народом на протяжении столетий. Традиционная народная символика, постоянные эпитеты, метафоры придают  народному творчеству специфический  колорит.
Фольклор отличается от письменной литературы и особенностями типизации. Литературе характерно создание типичных характеров в типичной обстановке. Типичный характер, отражая основные черты своего социального окружения  и своей эпохи, проявляется через  индивидуальные качества героя, через  индивидуальный и неповторимый облик. Образы устного народного творчества не имеют такой индивидуализации.
Роль фольклора  в формировании  личности ребенка.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится  на кончиках его пальцев, "Рука –  это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука –  это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».
Во-вторых, с помощью фольклора  осуществляется усвоение нравственно-поведенческих  культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие  нормы и ценности находят выражение  в системе образов. Раскрывая  характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает  народные представления о красоте  человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы  и поговорки.
В-третьих, с помощью фольклора  возможно воспитание уважительного  отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.
В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок  чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность  в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.
Фольклор выполняет следующие функции:
1.  Эстетическая 
2.  Воспитательная 
3.  Познавательная
Эстетическая функция  фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и  понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
Суть воспитательной функции  заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством  народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким  моральным и нравственным смыслом  и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и  «плохо».
Познавательное значение фольклора заключено в том, что  это способ знакомства ребенка с  окружающим миром. «Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно»
Детский фольклор — часть  народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических  особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся  и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала «могучую и всеопределяющую» роль слова в формировании личности. Это величайшее из человеческих духовных сокровищ.
Народная педагогика несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых – умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитие подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных учёных, изобретателей, художников и писателей.
Народная педагогика не обошла также вопроса и о физическом развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры.
Большая часть народной поэтической  культуры рождена в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому главное  качество всех народных героев – трудолюбие. Человек труда воспет в народных песнях, сказках, былинах, он уважаем, чтим. В труде человек общается с  природой, обращается к ней ласково, как к родному, близкому существу: землица-матушка, красно солнышко, соловушка  и т.д. В народной поэзии перед  нами предстает человек, любящий, охраняющий и защищающий природу. Родная земля  – родина человека, она его кормит, одевает, украшает его бытие, рождает  стремление к творчеству, к искусству, формирует его духовность. Ей надо помогать, защищать от врагов. Идея патриотизма, любви к малой родине отражена практически во всех жанрах устного  народного творчества – в сказках, героическом эпосе, песнях, пословицах, поговорках. Патриотизм всегда связан с определенными качествами человека: храбростью, отвагой, добродетелью, честью и достоинством.
В труде люди также общаются между собой. Постепенно складывается система норм, правил, взаимоотношений  в общинах, семьях. На первое место  выдвигаются такие качества, как  взаимопомощь, любовь, дружба.
Так, благодаря фольклорным  произведениям от поколения к  поколению у народа складывалось представление об идеале человека –  носителе всех лучших качеств, присущих характеру нации.
Этот идеал образно, афористично  предстает в народных пословицах, поговорках – своеобразных педагогических миниатюрах. В них – проверенная  тысячелетиями форма назиданий, нравоучений, заповедей. Современному педагогу нужно лишь донести до ребенка  истинный их смысл.
Пословицы и поговорки  не только отражают быт, обычаи народа, а также климатические условия, в которых он живет. Ими пересыпаны славянские месяцесловы, они украшают и обогащают нашу речь, расширяют  словарный запас, развивают воображение. Чтобы использовать простейшие поговорки  или пословицы, ребенок должен проделать  поистине титанический интеллектуальный труд: быстро оценить ситуацию, соотнести  ее с поговоркой, высказать свое суждение.
Загадки в отличие от пословиц и поговорок отражают сущность сегодняшнего дня. Они динамичны, изменчивы. И  если в настоящее время загадки  о старинных предметах выходят  из активного бытования, то возникают  новые, современные, отражающие нашу жизнь. Загадки не содержат явно выраженного  отношения к нравственным ценностям, нормам поведения, а направлены на поиск  сходства различных предметов и  явлений. В них нет той глубинной  мудрости, которую мы находим в  пословицах. Они решают другую задачу, являясь своеобразным тестом на сообразительность. Ценность загадок в их образности, художественности, поэтичности. Их яркие  аллегорические образы помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают  смекалку, поэтический взгляд, способность  к образно-логическому мышлению. Благодаря таким поэтическим  средствам языка, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами в загадке происходят волшебные превращения: морковь  становится красной девицей с  косой и т.п. Метафора и сравнение  в загадках даются в форме занимательной  игровой задачи, требующей сопоставления, сравнения. Сама загадка является ступенью, ведущей ребенка к пониманию  поэтического образа, развитию художественного  мышления, творчества. Поэтому дети нередко сами создают собственные загадки и бесконечно рады, если взрослые не могут их разгадать.
Многие загадки сопровождают ребенка в царстве сказок. Героям сказки, как правило, приходится отгадывать три загадки, чтобы получить какой-либо предмет или сохранить свою жизнь. Слушание и чтение народных сказок доставляют нам много счастливых минут, мы не устаем удивляться богатству  народной выдумки, заложенной в них  мудрости. По словам известного фольклориста В.П. Аникина, русская сказка — «художественное  творение, в котором отложилась история  народа, это красочный наряд его  памятливой души».
Читая или слушая сказку, мы не замечаем, как оказываемся  во власти удивительного вымысла, казалось бы, не имеющего ничего общего с действительностью. Но вместе с тем сказка несет определенную идейно-нравственную нагрузку: материализованное  в гиперболических образах добро  и зло ведут между собой  борьбу. Утверждение нравственного  закона жизни – это и есть правда сказки. Своим содержанием она  всегда зовет на борьбу со злом, призывает  отстаивать справедливость, добро, человечность. В ней предельно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, этические  и эстетические идеалы. В сказках  народ высмеивает безделье, желание  легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. Очень красив язык сказок: певуч, поэтичен, со множеством метафор, сравнений, метких и поучительных поговорок и пословиц. Все это делает сказку незаменимым средством воспитания детей разных возрастов и полов.

 
На  всех ступенях развития потребность  ребенка в счастье,  
тепле, ласке удовлетворялась через колыбельные песни…  
А.А. Потребня
Поэзия  младенчества колыбельные пестушки потешки.
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные –  идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же – колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять).
В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости  и печали. В колыбельной песне  мать находит выход своим чувствам, возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую  разрядку.
Колыбельная песнь – величайшее завоевание народной педагогики, она  нераздельно соединена с практикой  воспитания детей именно в том  самом нежном возрасте, когда ребенок  – еще беспомощное существо, требующее  постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых  он просто не выживет.
Основное содержание колыбельных  песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.
Лисицы спят 
Все по кусточкам, 
Куницы спят 
Все по норочкам, 
Соколы спят 
Все по гнездышкам, 
Соболи спят, 
Где им вздумалось, 
Маленькие детки 
В колыбелях спят.
 
КОЛЫБЕЛЬНАЯ СКАЗКА. 
Спи, малыш мой, сладко-сладко. 
Положу тебя в кроватку. 
Пусть тебе мой дорогой, 
Ангел сохранит покой. 
 
Будешь ты расти, мой милый, 
Сильный, умный и красивый. 
Станешь в школу ты ходить 
И пятёрочки носить. 
 
А сейчас, закрой-ка глазки. 
Расскажу тебе я сказку 
Про весёлого Жучка  
И про Фомку-паучка. 
Повернись-ка на бочок, 
Слушай сказку мой дружок. 
 
Жил на свете, в чистом поле, 
Подчиняясь Божьей воле, 
Славный, красненький Жучок. 
С ним жил Фомка-паучок. 
 
Каждый день Жучок летал 
На болотце - там искал 
Он нектар с цветков морошки - 
Паучку носил по крошке. 
 
Фомка тот нектар любил. 
Чай с нектаром сладкий пил. 
А Жучку из паутинки, 
Плёл кроватку на травинке. 
 
Чтоб лежал не на земле, 
А спал, как будто на волне... 
Чтобы ветер обдувал, 
Сны как сказки навевал... 
 
Жили дружно и не скучно, 
Помогали если нужно 
Совсем маленьким жучкам 
И малышкам-паучкам. 
 
А теперь, мой дорогой, 
Спи спокойно, мой родной. 
Баю, баюшки, бай-бай. 
Спи мой милый, засыпай.
Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок 
И ухватит за бочок, 
И утащит во лесок, 
Под ракитовый кусток; 
Там птички поют, 
Тебе спать не дадут
Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить, говорят.
Большие ноги 
Шли по дороге: 
Топ, топ, топ, 
Топ, топ, топ. 
Маленькие ножки 
Бежали по дорожке: 
Топ, топ, топ, топ, 
Топ, топ, топ, топ!
Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И, наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки фатунющки,
А в роток говорок,
А в головку  разумок.
Когда ребенок делает первые шаги, то поется следующая потешка:
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?»
В лесок на мошок
Избушку мшить,
Чтоб не холодно  жить.
Ребенок начинает бегать, делают вид, что догоняют его  и приговаривают:
Я точу, молочу
На чужом гумне.
Ко мне курочка  пришла,
Куропаточка пришла.
Я девушку нагоню,
Я красную нагоню,
За себя ее возьму.
 
Потешки. 
 
Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки»)
Ладушки, ладушки!  
Где были?  
У бабушки.  
Что вы ели?  
Кашку.  
Пили?  
Простоквашку.  
Простоквашка вкусненька,  
Кашка сладенька,  
Бабушка добренька!  
Попили, поели, шу-у-у…  
Домой полетели,  
На головку сели,  
Ладушки запели.
В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:  
 
Киска, киска, киска, брысь!  
На дорожку не садись:  
Наша куколка пойдет,  
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).  
Или:  
Уходи с дороги кот!  
Кукла Танечка идет,  
Кукла Танечка идет,  
Ни за что не упадет!  

Водичка, водичка, 
Умой мое личико! 
Чтобы глазоньки блестели, 
Чтобы щечки краснели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок!
 
Поэзия игры: дразнилки, прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, загадки.
Издревле на Руси маленьким  детям читали разные прибаутки. И  делалось это неспроста. Прибаутки  для детей веселили и развлекали малышей, помогали утешить и успокоить  ребенка. Однако их изначальная цель была несколько другой. С помощью  прибауток дети знакомились с  окружающим миром. Это знакомство проходило  в идее игры, поэтому детям было нескучно, а наоборот интересно и  увлекательно.
Прибаутки — это коротенькие смешные рассказы для детей. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи.
Петушок, петушок, золотой гребешок,   
Масляна головушка, шелкова бородушка,   
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,   
Деткам спать не даешь?
Помимо того, что прибаутки  помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей  используются слова, которые несут  сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.
В прибаутках обязательно  есть сюжет. Однако, учитывая, что маленький  ребенок еще не способен надолго  заострять на чем-то внимание, то действие обычно ограничивается одним эпизодом. Описываемая картинка очень яркая  и изображает стремительное действие.
Дон, дон, дон!   
Загорелся кошкин дом.   
Бежит курица с ведром —   
Заливать кошкин дом.
Чтобы изображаемая картинка была еще более выразительной, в  прибаутках часто используются особые ритмы. Например, в прибаутке передается грохот едущей телеги.
Трах, трах, тара-рах!   
Едет баба на волах.
Или колокольный звон:
Тили-бом, тили-бом,   
Загорелся кошкин дом...
Благодаря этому прибаутка  быстро запоминается и вырабатывает у ребенка чувство ритма. Детские  прибаутки доставляют ребенку много  радостных минут. Прибаутки дарят  положительные эмоции не только самому малышу, но и его родителям. Именно хорошее настроение является залогом  здоровья и гармоничного развития ребенка. Прибаутки подразумевают тесный контакт с мамой, что доставляет малышу дополнительное удовольствие и  укрепляет связь между ними.
Стучит, бренчит  по улице,  
Фома едет на курице,  
Тимошка на кошке  
По кривой дорожке.  
- Куда, Фома, едешь?  
Куда погоняешь?  
- Еду сено косить.  
- На что тебе сено?  
- Коровок кормить.  
- На что тебе коровы?  
- Молоко доить.  
- А зачем молоко?  
- Ребяток кормить.
Мишка косолапый  по лесу идет,  
Шишки собирает, песенки поет  
Шишка вдруг упала - прямо мишке в лоб.  
Мишка рассердился, и ногою - топ!
 
 
Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.  
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.  
Самому ли съесть? Или Машеньке (имя ребенка) снесть?  
Я и сам укушу, да и Машеньке снесу.
 
Считалки известны каждому  с детства. Этот жанр народного творчества, как и многие другие, передается из уст в уста от одного поколения  к другому. И хотя, на первый взгляд, считалки могут показаться глупыми  и абсолютно бессмысленными, для  детей они представляют огромную пользу, поскольку в процессе игры развивают фантазию, образное мышление и прививают любовь к родному  языку.
Считалка — коротенький стишок, с помощью которого определяется ведущий. Первые считалки возникли очень давно. Сейчас они слывут детской забавой, а в давние времена считалки использовались исключительно взрослыми. С помощью коротких ритмичных стишков крестьяне и ремесленники распределяли между собой работу. Например, кому идти на охоту или браться за какой-нибудь тяжелый труд. Считалки помогали распределить работу так, чтобы никому не было обидно. Охотники же использовали считалки для того, чтобы посчитать свою добычу. Они полагали, что это принесет им удачу.
Яблочко катилося вкруг огорода, кто его поднял, тот воевода, тот воевод, воеводский сын: шишел, вышел, вон пошел.
Сейчас, конечно, эта роль считалкам уже не отводится. Хотя они, как и прежде выполняют свою изначальную функцию распределения  ролей. Только теперь их используют в  своих играх исключительно дети.
Вышел месяц из тумана,  
Вынул ножик из кармана,  
Буду резать, буду бить,  
Все равно тебе водить.
При произнесении считалки говорящий дотрагивается до других рукой. Таким образом, считалки учат справедливости. Водящего выбирают не по желанию или симпатии, а совершенно честно, счетом. Считалки помогают детям распределить роли так, чтобы никому не было обидно. Они добавляют в детские игры еще большей веселости.
Очень часто в считалках  используют необычные, специально придуманные  слова. Дело в том, что в древние  времена, когда считалки использовали в совершенно серьезных целях, словам придавалось магическое значение. Считалка выступала в роли своеобразного  заклинания или гадания, поэтому  и смысл многих слов нам сегодня  кажется непонятным. К тому же наши предки верили в то, что животные понимают и умеют разговаривать  на человеческом языке, поэтому собираясь  на охоту, они специально зашифровывали  слова, чтобы звери их не поняли.
Эники-беники, ели вареники,  
Эники-беники ба!
Считалки необходимы ребенку  для развития речи. Они выгодным образом отличаются от прочих стихотворных форм своей ритмичностью и звонкостью. Дети легко запоминают считалки и  охотно их используют в своих играх. И, несмотря на то, что многие считалки достались нам по наследству от предков, в наше время этот жанр нисколько  не утратил своей популярности. К  тому же, с каждым годом появляются все новые и новые считалки. Они делают игры детей еще более  интересными, а главное лишний раз  тренируют память и речь ребенка.
 
Загадки для детей — особый вид фольклора, в который вложена вся народная мудрость, накопленная многими поколениями. От прочих фольклорных форм детские загадки отличают лаконичность, четкость построения и яркая образность. Чтение загадок помогает развить поэтическое чувство. Более того, детские загадки развивают творческое мышление, учат находить нестандартные пути решения.
Чтобы отгадать загадку для  детей требуется изрядная смекалка и сообразительность. Психологи  считают, что отгадывание загадок  способствует отличному умственному  развитию малышей.
Полюбуйся, посмотри —   
Полюс северный внутри!   
Там сверкает снег и лёд,   
Там сама зима живёт. 
(холодильник)
Не стремитесь, чтобы ребенок  называл предполагаемую отгадку. Гораздо  лучше, если он будет давать нестандартные  ответы. Значит, он думает не по шаблону. Загадки для детей тренируют  память, учат концентрировать внимание и замечать мелочи. Они также развивают  наблюдательность и любознательность, а также учат задавать вопросы и совершенствуют речевые навыки. В конце, когда все варианты исчерпаются, вы можете сообщить отгадку.
После того как малыш предложит  свой вариант ответа, спросите его, почему он так думает. Постарайтесь проследить логику его рассуждений. Обычно, дети хорошо запоминают загадки. Они с удовольствием их загадывают другим. Попробуйте придумать собственные  загадки вместе с ребенком. Возможно, скоро он сам начнет придумывать  различные загадки.
Загадки для детей расширят кругозор вашего ребенка, познакомят его  с окружающим миром, разовьют воображение, разовьют интерес к родному языку.
Он упрямый  и пузатый,  
Больно бьют его ребята,  
Отчего беднягу бьют?  
Оттого что он надут.  
(Мяч)
Летит птица орел,  
Несет в зубах огонь,  
Огневые стрелы пускает,  
Никто её не поймает.  
(Молния)
В этот гладкий  коробок  
Бронзового цвета  
Спрятан маленький дубок  
Будущего лета.  
(Желудь)
Изначально скороговорки были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились и прочие полезные свойства этой шуточной забавы. Детские скороговорки прекрасно подойдут для развития речи и дикции. С помощью скороговорок для детей вы можете исправить у вашего чада неправильное произношение слогов и букв, поработать над постановкой ударения и т.д. Именно с этой целью скороговорки для детей используют в своей работе логопеды. Детские скороговорки предназначены для исправления разных дефектов речи. Например, скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» прекрасно подойдет тем, кто испытывает трудности в произнесении шипящих звуков. Для тех, кто не в ладах с буквой «р» подойдут скороговорки «Расскажите пpo пoкупки. Пpo какие пpo пoкупки. Пpo покупки, пpo пoкупки, пpo покупoчки свои» и «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».
Детские скороговорки очень  хорошо воспринимаются малышами, потому что для них это процесс  повторения забавных стишков — это  своего рода игра. Сегодня скороговорки используют именно для веселого и  интересного обучения. Помимо формирования языковых навыков скороговорки для детей развивают воображение.
В огороде рос  горох,   
А за речкой – гречка.   
Старый наш козёл Енох   
В огороде рвал горох,   
Гречку рвал за речкой
У ежа - ежата, у  ужа - ужата.  
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.
Маша шила для  мартышки  
Шубу, шапку и штанишки.
Дима дарит  Дине дыни,  
Дыни Дима дарит Дине.
 
Детские дразнилки — это коротенькие стишки, в которых высмеиваются недостатки человека. Обычно дразнилки придумывают сами дети, чтобы защититься от обидчика.
Согласно Толковому словарю  русского языка В.И. Даля эти немудреные выражения придумывали специально для того, чтобы намеренно рассердить обидчика. Дразнилки сложены практически  для всех русских имен.
Коля, Коля, Николай,  
Сиди дома, не гуляй,  
В окошко не гляди,  
Девчонок не дразни.
Но чаще всего детские  дразнилки высмеивают различные  черты характера: жадность, трусость, лень, хвастовство и т.д.
Жадина, говядина,  
Соленый огурец  
На полу валяется,  
Никто его не ест!
С помощью дразнилок дети учатся замечать плохое, несправедливое отношение и поведение. Так дети сами занимаются исправлением недостатков  друг друга. К тому же они учатся слышать слова, подбирать их по смыслу и рифмовать. Если же дразнят не за дело, то всегда можно ответить:
Кто как обзывается, тот так и называется!
Дразнилки для детей передаются из поколения в поколение, от старших  к младшим. Интересно, что взрослые обычно не помнят своих детских дразнилок  и даже читают их глупы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.