На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Диалектита, как учение о всеобщей связи и развития

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ДИАЛЕКТИКА, КАК УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ И РАЗВИТИЯ.
 
1 ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДИАЛЕКТИКИ.
 
Теория диалектики есть наука о наиболее общих законах развития всей действительности, поскольку диалектика обладает универсальностью и буквально пронизывает все, включая сферу человеческой деятельности. Теория диалектики выступает методологической основой познания, точнее, всех видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и практики за время существования общества.
Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика представляет собой диалектику внешнего мира живой и неживой природы, общества, тогда как субъективная диалектика – это диалектика мыслительной деятельности человека, нематериальной сферы действительности. Естественно, что объективная и субъективная диалектика, в общем и целом совпадают друг с другом, поскольку мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира.
Диалектика выступает одновременно и теорией, и всеобщей методологией, и методом мышления, в котором реализуется эта методология. Причем диалектический метод мышления и познания противоположен метафизическому, который в силу своей односторонности предполагает рассмотрение объектов вне их подлинной связи и развития.
Любое явление действительности должно рассматриваться с учетом не только всесторонних связей в конкретной обстановке, но и истории его развития, т.е. должен соблюдаться конкретно-исторический подход к анализу явлений. Это требование имеет большое методологическое значение, особенно в связи с возникновением и широким использованием в современной науке системно- структурного метода. В соответствии с этим требованием системно-структурный метод должен дополняться историческим, осуществляться на общей базе диалектико-материалистической методологии, предполагать, стало быль, всесторонний (комплексный, системный) подход к изучению явлений действительности, системный анализ.
Если в природе и в обществе все в конечном счете совершается диалектически, то это не может не выражаться в человеческом сознании. Оно само – способ существования диалектики, но диалектики субъективной. Ее сфера – мир чувств, переживаний, знания, мысли, ценностей, духовных установок и ориентаций, морали, науки. Философии. Это мир непрерывного борения и сопротивления, утверждения и отрицания, стереотипов и новаций. Их диалектика, равно как и объективная диалектика бытия, в тех или иных своих сторонах воспроизводится стихийно в обыденном человеческом мышлении. Так, народным сознанием фиксируется наблюдающееся единство противоположностей в поговорках типа «нет худа без добра», «воля заведет в неволю», «счастье с несчастьем двор обо двор живут» и др. для философии свойственно стремление теоретически выразить сущность диалектических процессов, происходящих в сферах бытия и сознания. В этом случае субъективная диалектика выступает в виде той или иной мировоззренческой теории. Среди них принято выделять три исторические формы диалектики: диалектику древних философов, идеалистическую диалектику и материалистическую диалектику.
В философии древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Зенон и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотношения единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия. Если обращение древних философов к подобным идеям имело, в общем, характер ценных, стихийных диалектических догадок, то немецкие философы 18-19 вв. свои размышления о развитии приводили в сознательно построенную логическую систему. Наиболее стройной теорией идеалистической диалектики стало учение Гегеля. Он признает ее ведущим началом принцип противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действительности нить восходящего развития, формулирует главные его законы. Но как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира. Идеалистическая диалектика свое предназначение сводила, в конечном счете, только к рациональной интерпретации «разумной» действительности для примирения с нею. И все-таки в эволюции духовно-мировоззренческой культуры гегелевское учение – ступень преходящая. Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики. Она отныне предстает как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».
Вместе с тем в философии наших дней воспроизводятся и различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Такова, например, экзистенциалистическая версия диалектики. Ее приверженцы (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр и др.) исходят в интерпретации диалектики из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия, трактуемого к тому же преимущественно в духе погружения одинокого индивида в коллизии личного сознания. Мир смысложизненных переживаний субъекта, особенности его духовного состояния и противоречий существования в пограничных ситуациях (страдание, чувство вины, ожидание смерти, ужас и т.п.) характеризуются, конечно, сложной динамикой чувств, мыслей и действий людей. Их диалектику нужно, безусловно, знать. Вместе с тем ограничивать ее компетенции, что свойственно теоретикам экзистенциализма только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой – при отрицании универсальной объективной диалектики бытия – крайне уязвимо и философски несостоятельно.
Одним из вариантов идеалистического понимания диалектики является ее истолкование неотомистами, современными последователями учения религиозного философа Фомы Аквинского. Неотомисты Ж. Маритен, Э. Жильсон и другие видят диалектику в сосуществовании бога и природы с момента акта творения мира.
В отличие от сугубо религиозной версии диалектики с ее трагически неразрешимыми и неустранимыми противоречиями определяемого высшими силами человеческого бытия приверженцы так называемой «негативной диалектики» сосредоточивают внимание на критике существующей действительности. Группа философов Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе) возводят в ранг главного мировоззренческого принципа идею универсального отрицания. Они определяют диалектику как «последовательное осознание неидентичности», как безоговорочное «анти», «контра», «нет» всему позитивному. Отрицание – на самом деле один из важнейших элементов  диалектики – превращается ими в абсолют, в акт всеобщего отречения.
В каждом конкретном случае подобные теоретические доктрины нуждаются в специальном анализе. В них могут содержаться ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя, в общем, такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.
В отличие от них материалистическая диалектика представляет собой философское понимание мира в его целостности, единстве и саморазвитии. Содержание диалектики как теоретической системы составляют ее элементы: категории, законы, принципы и концепции. Ознакомимся с ними подробнее.


2 ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.
 
Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия.
 
Окружающие нас процессы, предметы, объекты находятся в сложной взаимосвязи. Одни связи являются очевидными, о существовании других можно судить лишь после длительных наблюдений и размышлений. Последнее объясняется тем, что связи зачастую оказываются весьма сложными, опосредованными большим числом промежуточных звеньев.
На всех структурных уровнях – от ядерного до метагалактического – обнаруживаются сложная взаимосвязь и взаимодействие явлений самой различной природы и сложности.
Данное обстоятельство получило свое адекватное выражение в основополагающем принципе материалистической диалектики – всеобщей взаимосвязи. Согласно этому принципу, связь явлений, под которой понимается такое отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом, имеет универсальный, вселенский характер.
Хотя в природе все взаимосвязано, каждый атом Вселенной опосредованно связан как-то со всеми остальными, взаимодействие осуществляется далеко не всегда и не везде; оно предполагает определенное качественное сходство взаимосвязанных явлений. К тому же существуют и однонаправленные воздействия, при которых ответное действие на воздействующие предметы отсутствует. Так, в случае реликтового излучения, источник которого перестал существовать много лет тому назад, говорить об ответном действии облучаемого предмета на этот источник, разумеется, нет никаких оснований. Но в подобных случаях имеет место взаимодействие с другими окружающими явлениями и предметами, так что каждое явление выступает как часть единого мирового процесса, и можно говорить все-таки об универсальности, всеобщности не только взаимосвязей, но и взаимодействий.
Если бы в природе взаимодействие отсутствовало, то не было бы и движения. Движение – это результат взаимодействия и одновременно всякое изменение. Принцип взаимосвязи, таким образом, логически предшествует другому основополагающему принципу теории диалектики – принципу развития. Но только логически, ибо реально взаимосвязь и развитие не существуют раздельно.
Взаимосвязь имеет место не только между различными вещами материальной действительности, но и всевозможными другими процессами. При этом под вещью понимается субстрат явления как конкретная основа свойств последнего, которые реализуются в отношениях между явлениями, во взаимодействии с другими телами. Свойства не существуют вне своей материальной основы (вещи) и могут быть самыми различными. Многообразие свойств определяется разнообразием связей и отношений.
Классификация связей может быть осуществлена по различным основаниям. Наиболее существенное из них предполагает различные структурные уровни материальной действительности, в соответствии с иерархией которых и осуществляется их классификация. Каждому структурному уровню соответствуют свои формы связи, свой способ взаимодействий.
Особым видом связи является функциональная связь в математике. Например, в формуле S=f(t) значение функции S (пути, например) однозначно зависит от величины аргумента t (времени, в данном случае).
Большой сложностью и спецификой обладают формы связи на различных уровнях социального организма, в области социальных отношений. Все без исключения сферы общественной жизни (экономическая, политическая, идеологическая и т.п.) влияют друг на друга, а не просто связаны между собой.
Информационные связи зачастую оказываются более существенными для нормального функционирования организма, чем пищевые и энергетические.
Информационная связь предполагает канал передачи информации и соответствующий контур регуляции, в котором используется обратная связь. Если по каналу прямой связи посылается информация управления, которая в соответствии с целью системы переводит управляемый объект в заданное состояние, то по каналу обратной связи поступает так называемая осведомительная информация о состоянии управляемого объекта, используемая для последующей коррекции воздействий. Естественно, что для выступающего в роли управляющей системы живого организма «целью» является его «стремление выжить». Этой биологической цели и подчиняется вся деятельность организма.
Носителями информации, которую используют животные, могут быть самые различные раздражители (запах, цвет, звуковая сигнализация и т.п.). Передаваться эта информация тоже может по самым различным каналам связи (в воздушной среде, воде, через твердые тела и пр.).
Знание информационных связей в живой природе имеет большое значение для конструирования технических устройств, способных имитировать, моделировать информационно-регулятивные процессы биологических систем, где всегда есть чему поучиться.
Информационная связь является взаимной, если взаимодействуют две кибернетические системы, каждая из которых оказывает управляющее воздействие на другую. Такая возможность имеет жизненно важное значение для всех живых существ. И дело не только в том, что сигнализация об опасности позволяет своевременно избежать ее. Иногда подобная информационная связь оказывается решающей в борьбе за жизнь. Например, то, что мангуст, как правило, выходит из поединка с коброй победителем, объясняется его более быстрой реакцией на выпады змеи, быстрейшей переработкой зрительной информации. (В тот момент, когда кобра после броска оказывается вытянутой, мангуст быстрым и точным движением успевает схватить ее зубами за голову).
Особенно сложны информационные связи в обществе, так как часто представляют собой единство материального и идеального. Человек способен вырабатывать информацию в «чистом виде», кодируя ее с помощью слов естественного языка. Являясь результатом и средством информационной связи с внешним миром, социальная информация оказывается условием создания и развития духовной и материальной культуры. Здесь мы сталкиваемся с социальным «наследованием», преемственностью культуры, без которой был бы невозможен никакой прогресс.
Типология связей не ограничивается различением их в плане основных форм движения материи. Поскольку каждому структурному уровню материальной действительности присущ свой способ взаимосвязи, поскольку можно говорить о специфике связей на каждом из них, равно как и между этими уровнями.
Различают такие связи внешние и внутренние. Внутренние связи – это связи между элементами системного образования, совокупность которых образует его структуру. Внешние же связи представляют собой отношения между данным явлением и окружающими его предметами, процессами.
Различие между внутренним и внешним относительно и зависит от того, какой структурный уровень действительности берется при этом за основу. Скажем, национальные связи между различными народами страны являются внутренними, в то время как их мировые, интернациональные связи по отношению к данной стране оказываются внешними.
В теоретической и практической деятельностью важно отличать существенные связи от несущественных. Существенные – это связи глубинные, устойчивые, определяющие специфику данного явления. Особое место в системе существенных связей занимают закономерные связи. Именно законы дают качественную характеристику явлений окружающего нас мира. Познав законы, человек, в общем и целом способен предвидеть ход развития как природных, так и некоторых социальных процессов.
Закон – это вместе с тем необходимая связь явлений. Последнее объясняется тем, что даже в неживой естественной природе всегда имеет место определенная упорядоченность (смена дня и ночи, времен года т.п.). Природа – это не нагромождение случайностей, а сложный мировой процесс, в котором через массу случайностей пробивает себе дорогу необходимость. Иначе говоря, закон действует как тенденция.
Для закономерных связей характерна и устойчивость, которая тесно связана с повторяемостью, цикличностью процессов. Без этого не может быть закона как такового. Итак, закон – это существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями.
От законов следует отличать закономерности. Понятие закономерности шире понятия закона, поскольку закономерность проявляется в ряде законов. К тому же, когда говорят о закономерности, то подчеркивают, что в качестве таковой учитываются не только законы, но и принципы. С помощью понятия закономерности выражают и общую тенденцию развития.
Законы техники, как правило, предполагают однозначные связи. Сказанное, конечно, не означает, что в технике совершенно не имеют место случайности, ибо функционирование технических систем осуществляется в условиях вероятностных процессов внешней среды.
В макромире принято различать еще статистические законы, дающие количественную характеристику массовым явлениям.
Итак, в макромире наблюдается три типа законов: закон – тенденция, закон однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический закон – закон больших чисел.
Различают всеобщие, общие и частные законы. Всеобщие – это законы диалектики, которые имеют универсальный характер, действуют во всех без исключения сферах действительности. Общими законами являются такие, которые, не будучи всеобщими, тем не менее, выражают связи, общие для наук о материальной действительности. Например, закон сохранения и превращения энергии справедливо считается общим для всех естественных наук, исследующих природные процессы. Однако его нельзя считать всеобщим законом хотя бы уже потому, что он не имеет никакого отношения к нематериальным явлениям, ментальным процессам.
Частные законы имеют значительно меньшую сферу действия, чем общие. Они присущи лишь отдельным формам движения материи, некоторым структурным уровням материальной действительности. Каждая частная наука содержит в своем составе целую серию таких законов. Частными законами являются, например, законы наследственности и изменчивости (биология), периодический закон Менделеева (химия) и т.п.
Есть много иных оснований, по которым осуществляется классификация законов. Необходимо учитывать специфику законов общественно развития, которые проявляются не стихийно, а через деятельность людей. К тому же они менее долговечны.
 
Движение и развитие как следствие взаимодействия.
 
Природа образует некую совокупную связь тел, которая предполагает и их взаимодействие друг с другом. Это их взаимное воздействие и есть причина движения и развития.
Универсальность принципа развития, который составляет основное содержание материалистической диалектики, является ее фундаментальной основой, постоянно подтверждается на практике. В окружающей действительности все находится в непрерывном изменении, развитии; все возникает и на определенной ступени своего развития исчезает, превращаясь в иное. Существующие элементарные частицы взаимно превращаются друг в друга, «умирают» старые и «нарождаются» новые звезды, возникают новые виды животного и растительного мира, претерпевают изменения все социальные явления, стремительно прогрессирует знание о мире, меняется лик нашей планеты.
Под давлением неопровержимых фактов идея развития стала общепринятой в 19-20 вв. однако принцип развития понимался зачастую по-разному, в рожденную еще в древности идею развития вкладывался разный смысл.
Часто упрощенную, ошибочную концепцию развития именуют метафизической. Однако такое название данной концепции не совсем корректно. Дело в том, что словосочетание «метафизическая концепция развития» звучит как выражение «деревянное железо» развитие предполагает качественные изменения, тогда как критикуемая концепция сводит развитие к количественным изменениям. В силу всего этого подобную концепцию развития правильнее называть вульгарно-эволюционистской.
Вульгарно-эволюционистской, ошибочной концепции развития противопоставляется диалектическая точка зрения. Движение при этом рассматривается как самодвижение, а его причина усматривается в самой материи, во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как единство прерывного и непрерывного, как поступательное движение по спирали, как движение от старого к новому, обычно от низшего к высшему, к более совершенному. При этом развитие, как уже отмечалось, связано не только с прогрессом, но и предполагает элементы регресса.
В противоположность методологически беспомощной, вульгарно-эволюционистской, диалектическая концепция развития дает ключ к правильному пониманию движения и развития как самодвижения, саморазвития. Естественно, что необходима дальнейшая разработка этой концепции развития и последующее использование ее эвристической роли, так как диалектико-материалистическая методология является и принципиальной основой естественнонаучного и социального познания, и философским принципом, которым можно и нужно руководствоваться при решении любых практических задач.
Не все западные исследователи приемлют диалектику в философии и социологии. Одни, следуя гегелевской традиции объективного идеализма, который сводил развитие к движению в сфере понятий, отрицают объективную диалектику, диалектику внешнего мира (Маркузе и др.), иные утверждают, будто законы и категории диалектики, в которых конкретизируется идея развития, имеют силу лишь применительно к природе, но не к обществу (А. Мерсье, З. Бжезинский, Г. Фальк и др.).
Итак, будучи мощным средством познания природы и общества, принципы и понятия теории диалектики должны использоваться главным образом опосредованно, через ткань соответствующих наук, учитывать специфику и конкретно исторические условия развития явлений действительности.
Характер всеобщих, устойчивых и необходимых связей между явлениями, сторонами, свойствами окружающей действительности в процессе ее развития раскрывается, прежде всего, в трех основных законах диалектики.
 
Законы диалектики являются законами и бытия и познания. Иными словами, действию этих законов «подчиняются» не только явления материального мира, но и сфера познания. Более того, в качестве законов познания они являются логическим и методологическим инструментом освоения еще не познанных явлений: после того, как объективные законы познаны, они превращаются в сознательно используемые принципы и приемы теоретического мышления, выступают уже и как законы познания, которые не исчерпываются, конечно, законами диалектики.
Сказанное не означает, что между законами диалектики и нашими представлениями он них нет никаких различий. Такие различия существуют, прежде всего, по форме. Законы диалектики – это объективные связи, существующие вне и независимо от объекта, тогда как наши представления о них существуют в сознании субъекта, функционируя в соответствующих формах мышления.
По содержанию они тоже различны. Дело в том, что совпадение мышления и объекта по содержанию надо понимать диалектически, как процесс все более адекватного отражения действительности. Полное тождество здесь возможно лишь как конечная цель. Но человеку ничего другого не остается, как только судить о законах внешнего мира на основе существующих представлений об объективной действительности, которые исторически всегда оказываются в какой-то мере ограниченными. Иначе говоря, в гносеологическом аспекте онтологический имеется, но различие по содержанию между ними все же остается.
Главным из основных законов диалектики является закон единства и взаимодействия противоположностей, который логически следует из принципа универсальной взаимосвязи. Он объясняет источник и движущие силы развития. Для более подробного рассмотрения его сути необходимо охарактеризовать категории, связи между которыми и составляют его главное содержание. К таким категориям относятся «тождество», «различие», «противоположность».
Различие – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Категории «тождество» и «различие» играют важную роль и при анализе процесса развития. Тождество – это, прежде всего равенство явления самому себе, предполагающее различие: каждое явление и тождественно себе, и в тоже время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто целое только в своем единстве.
Явление, кроме того, внутренне раздвоено, содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции: положительно заряженное ядро атома и электроны, заряженные отрицательно, реакции соединения и разложения в химии, ассимиляция и диссимиляция в организме, чувственное и логическое в познании, интересы борющихся классов в обществе и т.д. категория «противоположность» выражает, таким образом, одну из взаимодействующих сторон любого объекта, явления, процесса. При этом противоположности должны не просто внешним образом противостоять друг другу, как, скажем, силы, действующие в различных направлениях на какое-то тело. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т.е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать друг друга.
Диалектические противоположности органически взаимосвязаны и наряду с противоположными свойствами содержат в себе общие черты: северный полюс и южный полюс, например, являются полюсами, хотя они и противоположны.
Противоположные стороны не только взаимоисключают и взаимоотрицают, но и взаимодополняют, взаимодопредполагают друг друга (единство противоположностей). Если бы противоположности только взаимоисключали друг друга, но не находились в органическом единстве, то такое отношение в лучшем случае могло бы служить лишь кратковременным импульсом, толчком к изменению, а не постоянно действующим источником развития. С другой стороны, если бы между противоположностями существовало лишь единство, но не было взаимоисключения, то не было бы и стимула к изменению и развитию. На самом деле взаимоисключение и взаимополагание одновременно присущи противоположностям любого явления, процесса, объекта. Именно такая ситуация создает внутреннее состояние, при котором взаимоисключающие стороны не могут разойтись и «разбежаться», а обречены взаимодействовать друг с другом, выступая постоянно действующим источником развития.
Взаимосвязи противоположностей, будучи свойством объективной реальности, многообразны по форме, способам их развертывания и проявления, что определяется конкретной спецификой явлений в тех или иных областях реальности. Отметим их важнейшие особенности.
Во-первых, не всегда противоположности взаимодействуют (например, правое и левое, верх и низ). А во-вторых, не всегда взаимодействие противоположностей предполагает противоречие. Вряд ли можно говорить о противоречиях между устойчивостью и изменяемостью, веществом и полем, качеством и количеством, которые присущи всем объектам действительности. В неживой природе нет ни борьбы, ни противоречий. Но взаимодействие может становиться борьбой уже в живой природе (борьба за существование, межвидовая и внутривидовая борьба и взаимопомощь и т.д.).
Взаимодействия противоположностей приобретают характер явного противоречия в обществе, где они связаны с интересами людей, с борьбой между людьми, социальными группами, классами. В случае непримиримых, антагонистических противоречий дело может дойти даже до физического уничтожения одной из противодействующих сторон.
Как и другие законы диалектики, закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и познания.
Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, сто он нацеливает на поиск, выделение, фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный синтез его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.
В общих чертах процесс познания можно представить таким образом. Вначале явление предстает как нечто единое, цельное. Затем в процессе познания обнаруживаются противоположные стороны, тенденции т.п. чтобы изучить эти противоположности, необходимо вычленить их в «чистом виде» и исследовать порознь. Таким образом, для более глубокого проникновения в сущность явления приходится их разрывать. При этом создается опасность абсолютизации одной из противоположностей.
В процессе познания противоположности зачастую фиксируются в виде двух противоположных высказываний, которые одновременно являются истинными, т.е. в форме антиномии.
Необходимо отличать антиномии (как следствие мысленного огрубления диалектических процессов) от формально-логических противоречий, являющихся следствием нарушения законов формальной логики. Так, противоречивыми в формально-логическом смысле будут два высказывания: «свет есть корпускула», «свет не является корпускулой». Такого рода формально-логические противоречия должны устраняться. Возможные же диалектические противоречия не устраняются, а разрешаются: устранение даже одной из противоположностей означало бы ликвидацию самого процесса развития.
 
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
 
Если закон единства и взаимодействия противоположностей вскрывает источник движения и развития, то закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития. Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Взаимопереходы количественных и качественных изменений, их взаимодействие обусловлены сложной диалектикой развития явлений и процессов действительности.
Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачок».
 
Закон отрицания отрицания.
 
Закон отрицания отрицания характеризует развитие со стороны его направленности и результата. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Специфическим способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Данный закон раскрывает и роль каждого отрицания в развитии, и результат двойного отрицания, выражает основную тенденцию, направленность развития.
Основными категориями закона отрицания отрицания являются понятия «отрицание», «преемственность», «возврат якобы к старому» в результате двойного отрицания.
Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицанием объектом. Отрицание представляет собой не только мысленную операцию, противоположную утверждению, но и объективную, существенную характеристику процесса развития.
Объективность отрицания обусловлена объективностью противоположных тенденций, лежащих в основе развития всех явлений действительности. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновения нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым.
Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» моментов отрицаемого качества в переработанном виде называется снятием для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение подъем на новую, более высокую ступень. В нем наиболее релье
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.