На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социальное управление. Функции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Ведение
   Целью данной работы является определение  природы социальных процессов и  социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе.
   Актуальность  данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых, социальные отношения  определяют социальную структуру общества, его качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не статичную  субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так  и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы. Как правило, результатом таких  однонаправленных взаимосвязанных  изменений, определяющихся мотивами и  ориентациями людей, является смена  состояния социальной системы, а  значит и изменение ее структуры, элементов и отношений. Изменения, происшедшие в нашей стране в  период реформ, определяются как революционные. Произошла коренная качественная ломка  социальной структуры, произошло изменение  системы ценностей, регуляторов  отношений между людьми, изменились социальные позиции, занимаемые людьми в обществе, а следовательно изменилась и система социальных отношений. Существует необходимость выяснить суть этих изменений, определить тенденции, позитивные и негативные стороны, и, на основе этого, найти необходимые  регуляторы, позволяющие с меньшей  социальной ценой достичь процветания общества.
   Наряду  с глобальными структурными изменениями  в российском обществе в период реформ, стал возможен плюрализм подходов к  социальной структуре общества, к  социальным отношениям. Не отрицая  классового подхода К.Маркса к обществу, представители других теорий говорят  о том, что такой подход годится  для анализа социальных структур прошлых обществ, поскольку отношения  собственности, как определяющие положение  класса в обществе, на данный момент оказались размыты, потеряли свою определенность. Люди взаимодействуют друг с другом скорее на основе статусных признаков, они объединяются в социальные группы на каких-то общих позициях, интересах, поэтому автором рассматривается здесь построение общества как совокупность социальных групп и отношений между ними.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Функции социального управления, специфика их реализации в социальной сфере.
   Функции социального управления – это, прежде всего, та многозначительная роль которую  оно выполняет относительно потребности  общественной системы, составляющих ее классов, социальных групп, индивидов. Характер и содержание функции непосредственно  определяются сущностными особенностями  социального управления и его  объекта. Социальное управление обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь  деятельности людей в интересах  общества и личности человека, сохранение целостности и гармоничного развития.
   Решение этой задачи проявляется двуединая  природа функций социального  управления, которое функционирует  в следующих сферах гражданского общества.  Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности. Выражаясь в конкретных формах деятельности, эти отношения определяют многообразие производственных объединений и организаций (трудовые коллективы, кооперативы, артели, товарищества, предпринимательские ассоциации, семейные объединения и т.д.).
   Богатство и разнообразие данных образований  в прямой степени зависит от многообразия различных форм собственности.  Политическая сфера - это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. Именно этот интерес является доминирующим и определяющим политическое лицо организации, её отношение к существующему государству.  Духовная сфера - это отражение процессов функционирования и развития гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании, выражающихся на предложенном уровне в виде научных теорий, концепций на уровне общественной психологии в форме обыденного сознания, житейского опыта, традиций и т.д.
   Кроме основ и сфер в гражданском  обществе следует выделить также  и условия, которые необходимы для  его успешного функционирования. Среди них нужно выделить следующие.  Первое условие - это собственность. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином.  Второе условие предполагает достаточную развитость многообразной социально-политической общественной структуры, выражающей всё множество интересов в обществе. 
Имеется в виду, прежде всего, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления. Эта структура создаёт (наряду с существующими вертикальными связями, выражающимися во взаимоотношениях личности и государства) горизонтальные связи в обществе и делает его более организованным, прочным стабильным. При отсутствии последних гражданин напрямую связан с государством и тогда возникает острое противоречие личности и государства.  Третье условие - развитие личности, активное, сознательное участие в общественном самоуправлении. Гражданское общество может быть только при индивиде такой степени развитости, что мы называем личностью как в социальном смысле, так и в психологическом смысле.

   Последние предлагает полную самодеятельность при  включённости в тот или иной институт гражданского общества. С одной стороны они проявляют себя в процессе воспроизводства общества как такового, независимо от господствующего типа общественных отношений, от качественных особенностей данной общественно-экономической формации. С другой стороны функции социального управления служат целям развития общества как конкретной общественно-экономической формации, утверждению определенного типа отношений. Так, анализируя двуединую природу функций управления, неспособность управления эффективно выполнять свою социальную функцию приводит к серьезным негативным явлениям в обществе.   
 
 
 

   2. Социально-экономическая функция управления.
   Основой всей системы общественных отношений  людей, ведущим фактором реализации их коренных, материальных интересов, достижения социальных целей, являются экономические отношения. В регулировании  положения роли человека в системе  экономических отношений, направлении  и стимулировании процессов экономической  деятельности людей, социальном контроле за выполнение социально-экономических  программ, состоит содержание социально-экономической  функции (деятельности человека), социального  управления. Реализация этой функции  базируется на использовании закона соответствия производственных отношений  производственным силам, их главному элементу - человеку, его социальным действиям, качествам. Осуществляя социально-экономическую функцию, социального управление должно раскрыть, выразить и разрешить противоречия между потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей и существующей системой экономических отношений.
   Эта система призвана стимулировать  трудовую активность человека, его  творческий потенциал на основе материальной заинтересованности в конечных результатах  своего труда. Регулирование системы экономических отношений связано, прежде всего, с воздействием на отношение собственности и распределения. В интересах оптимального проявления их стимулирующего действия социального управление осуществляет поиск и внедрение новых форм реализации собственности, организации и стимулирование труда, отношений владения, пользования и распоряжения, в рамках которых человек объективно исполняет роль хозяина на рабочем месте, в трудовом коллективе, обществе в целом. С другой стороны, экономические отношения должны создать положение человека в системе распределительных отношений, что бы его личная материальная заинтересованность, стремление получить необходимые блага прямо зависели от ценности вложенного труда, качества и количества его результата. Социального управление разрешает объективно существующие, постоянно воспроизводящиеся противоречия между личными и общественными интересами, соединяет, упорядочивает трудовые действия и мотивы деятельности людей на пути реализации социального целей.
   Успех здесь завит оттого насколько  социальное управление находит способы  выполнения своей социально-экономической  функции.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Духовно - идеологическая функция управления.
   В выполнении своих по организации, упорядочению жизнедеятельности общества, воздействию на его развитие, социального управление использует субъективные факторы поведения человека и его отношения к деятельности. Эта сторона определяет содержание духовно-идеологической функции социального управления.
   Одним из мощных факторов, побуждающих человека к действию, является его сознание, проявляющееся в виде идеальных  стремлений и становящееся идеальной  силой. Овладевая миллионами людей, цели и стремления людей превращаются в материальную силу, мощное средство преобразования реальной жизни. Ядром общественного и индивидуального сознания выступает мировоззрение. Оно определяет духовный мир личности, социального, общественно-политическую активность человека, характер мотивов и стимулов трудовой деятельности, его нравственный облик. Совокупность средств, способов, форм и методов идейно-политического образования и воспитания, организации людей их активного включения в общественную жизнь, составляет содержание духовно-идеологической функции социального управления.
   Значение  этой функции в условиях интенсификации демократических процессов существенно  возрастает, ибо, демократия невозможна без сознательной дисциплины и ответственности. Нарастающим демократическим процессом  должен соответствовать все более  высокий уровень нравственности, пролит культуры, уважение к законам  – объективной основе организации  социальной жизни. Становление правового  государства в нашей стране требует  решительной переориентации духовно-идеологической функции социального управления на воспитание зрелого правосознания, создание единой государственной системы  юр всеобуча. Демократия опирается на порядок более высокого уровня, на инициативность, организованность во всех делах, постоянную готовность к действию, к практической реализации знаний и убеждений. 
   4. Социально-политическая функция управления.
   Социально-политическая функция находиться в тесном диалектическом единстве с социально-экономической  функцией. Взаимно определяя друг друга, эти функции приводят в  движении социальные силы общественного  развития, повышают их эффективность. Экономика обуславливает политическую деятельность, возможные политические действия. И тем не менее первенствующая роль принадлежит политике, которая  служит наиболее активным средством  преобразования общества.
   Характеризуя  социально-политическую функцию управления, следует рассмотреть две ее составляющие. Одна отражает содержание политики, которая выражается в ее социальных целях, проведении их в жизнь. Другая, не менее важная, показывает, каким способом политика претворяется в жизнь. При этом ключевым вопросом остается вопрос о власти. Способ осуществления власти раскрывает содержание социального политической функции с точки зрения механизмов ее реализации.
   Социального политическая функция управления состоит в организации системы политических отношений, взаимодействия между властью и народом, таким образом, что бы воспроизводить гармоничную их взаимосвязь в непрерывно меняющихся условиях. 
   В основе функционирования и развития форм и методов социального политического  управления находятся интересы людей, участвующих в этом процессе, их взаимодействие. При совпадении главных  общественных целей социального  групп, национальных общностей, существует многообразие и противоречивость интересов, постоянно проявляющиеся в реальной жизни людей. Задача социально-политической функции управления: найти точки  и способы соприкосновения, в  которых различные интересы сливаются  в общие усилия и конкретные действия.   
 

5. Предложения по  регулированию социальных  процессов.
    Способность организаций удовлетворять свои потребности, или решать свои проблемы, является уникальной, так как именно в этой особенности проявляется  то, что обычно называют «коллективным  разумом». На самом деле, конечно, все  понимают, что организация не обладает разумом и способность удовлетворять  свои потребности (решать свои проблемы) мы ей приписываем, так как используем аналогию организации с живым  организмом. Однако, такое представление  помогает пониманию сверхсложного  феномена, которым является социальная организация.
    Конечно, организация – не живой организм и не способна выявлять и удовлетворять  свои потребности. Это делают люди, которые в процессе социализации, начинают осознавать свою причастность к организации и ее потребностям (проблемам).
    Решить  проблему – это значит ликвидировать  наблюдаемое отклонение от некоторого общепринятого в организации  представления о норме (или нормах). Для этого в организации принимаются адекватные меры и используются соответствующие средства.
    Исходя из практики решения социальных проблем в различных социальных организациях, можно сделать вывод, что основными управленческими средствами, с помощью которых социальные организации решают свои проблемы являются традиционное управление (менеджмент), социальные институты, инновации, социальные нормы и целевые комплексные программы (ЦКП), межорганизационное сотрудничество (кооперация).
     Данные выводы подтверждаются  и научными публикациями, касающимися отдельных управленческих средств (способов) решения социальных проблем. 
                   1.Классическое управление (менеджмент).

    Некоторые авторы рассматривают традиционное управление как основное средство решения проблем, возникающих перед организацией. Для этого используются функции классического менеджмента (планирование, организовывание, руководство, координация, контроль), а также функция целеполагания. Проблема фиксируется, если обнаруживается отклонение от цели организации. После этого составляется план работ, выполнение которых позволяет решить проблему, т.е. ликвидировать отклонение от цели. При этом речь идет обычно об ординарных проблемах, не требующих структурных или институциональных преобразований в организации.
    2. Социальные институты.
    Многие  социологи и институционалисты  рассматривают социальные институты  как главное средство удовлетворения потребностей общества.
    Так, известный американский институционалист Т. Веблен считал, что общество, в процессе эволюции создает социальные институты, назначением которых является удовлетворение его потребностей. По его мнению, социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
    Социальные  институты можно разделить на два вида – регламентные (нормативно-правовые) и организационные (структурные). Первые регламентируют (упорядочивают) взаимоотношения  членов общества или организации. Это  своего рода «правила игры», в соответствии с которыми действуют члены организации. К ним относятся обычаи, традиции, нормы права, нравственные нормы. Организационные  институты – это организационные  структуры, закрепляющие отношения  между членами общества. К организационным  институтам могут быть отнесены не только социальные организации, но и  другие организационные формирования (например, государство, правительство, дума).
    До  появления государства институты  складывались в обществе стихийно и  закреплялись в нем благодаря  общественному мнению. Несогласные  с ним подвергались санкциям в  виде общественного порицания, изгнания из общины, телесного наказания. Специальных  институтов власти для этого еще  не существовало. Такой путь становления институтов является естественным («снизу вверх»), поскольку они «вырастают» из самого общества и не требуют власти для их закрепления и удержания. С появлением государства (согласно Дюркгейма) положение серьезно усложнилось, так как государство не ограничилось закреплением естественно сложившихся институтов, а начало создавать и вводить (с помощью законов) свои институты. Создаваемые государством институты требовали насильственного внедрения и закрепления, для чего необходимо стало создание специальных правоохранительных органов (прокуратура, судебная власть). Следует заметить, что многие насильственно внедряемые («сверху вниз») институты так и не удается закрепить. Обычно такие институты заменяются новыми одновременно со сменой власти.
    Для решения своих проблем общество может использовать не только свои институты (формальные и неформальные), но и заимствовать «чужие» образцы.    Представление об институтах (организационных и регламентных) как основном средстве удовлетворения потребностей (решения проблем) общества позволяет по-новому взглянуть на структуру его механизма управления и вообще на организационную структуру управления социальных организаций. В самом деле, если в ответ на возникающие перед обществом проблемы (потребности), оно создает специальные институты, в том числе и организационные институты управления (например, министерства) для их решения, то, следовательно, структура механизма (системы) управления общества должна являться отражением текущих и предыдущих его проблем. Такой вывод существенно отличается от представления об обществе как целенаправленной системе, где каждое подразделение ее управляющего органа ориентировано на достижение общей цели. Чтобы убедиться в правильности такого вывода, достаточно сравнить состав министерств (организационных институтов) и отраслей государственного законодательства (регламентных институтов) любой страны с ее важнейшими проблемами (их обычно выявляют в результате опроса населения) и обнаружить значительное совпадение.
      3. Инновации.
    В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, технологического процесса или в новом подходе к социальным услугам.
    По  определению А.А. Мешкова/  /, «инновация – это любая декларированная  идея или система идей о том, как  должно быть изменено поведение индивидов  с тем, чтобы решить существующие в организации проблемы или улучшить качество ее функционирования».
    Однако, инновации включают не только идеи. Они обычно рассматриваются более  широко, т.е. как «планируемый и управляемый  процесс внедрения в организацию  качественных изменений – новшеств». При этом каждое такое изменение  ориентированно на решение определенной проблемы. Профессиональную помощь организациям в этом обычно оказывают управленческие консультанты (консультанты по управлению).
    Многие  социальные потребности удовлетворяются  благодаря именно инновациям (электричество, радио, телевидение, автомобили, самолеты и др.), без чего трудно себе представить  современную жизнь. Однако, история  изобретений и открытий дает нам  немало примеров, когда, несмотря на свою прогрессивность, новации не находили должного понимания «на родине»  и отвергались как инородное  тело. Многие из них оказались забытыми, другие же подхватывались «чужими» обществами и признавались «на родине» спустя много лет.
    Также как и социальные институты, новации  могут создаваться и внедряться как «снизу вверх», так и «сверху  вниз». В далекие времена ученые работали в основном в одиночку или  под покровительством меценатов, без  участия государства. Однако, по мере становления государства, последнее  постепенно стало брать на себя роль покровителя ученых, финансируя их работы. При этом основное внимание уделялось проблемам безопасности страны и разработкам средств вооружения (самолетов, ракет, атомных и водородных бомб и т.п.).
    Внедрение новаций всегда являлось и является одним важнейших средств решения  проблем организации, что проявляется  как на уровне общества, так и  на уровне отдельной фирмы. В настоящее  время российское государство, не имея возможности финансировать науку, практически «выпустило из рук» мощное средство решения проблем общества.
    4.Социальные  ценности и нормы.
    Это средство логически вытекает из определения  проблем социальной организации. В  самом деле, если проблемы – это  отклонение от социальных норм, которые изменяются как естественным, так и искусственным путем, то, следовательно, есть возможность решать проблемы путем целенаправленного изменения социальных норм.
    Например, грязь на улицах российских городов, связанная с тем, что почти все бросают мусор (пивные банки, окурки сигарет, полиэтиленовые пакеты, обертки и т.д.) где попало, стала серьезной социальной проблемой. Для ее решения необходимо прививать детям новую (точнее, хорошо забытую старую) социальную норму поддерживать  чистоту в городе как у себя дома. Очевидно, что с такой задачей без института семьи и системы образования не обойтись.
    Некоторые проблемы практически невозможно решить без формирования новых социальных норм или ценностей. Это относится, главным образом, к нравственным проблемам, решаемым семьей, школой, вузом,  и церковью, закладывающих у человека наиболее глубокие и устойчивые социальные нормы и ценности, передаваемые из поколение в поколение.
    Несмотря  на свою относительную устойчивость, ценности подвержены изменениям. Они могут изменяться как естественным путем, так и искусственным. Первый тип изменений связан с изменением общественного мнения, второй - с средствами массовой информации (СМИ), которые в современном мире стали играть определяющую роль, поскольку оказывают сильное влияние на общественное мнение.
    Для того, чтобы разрушить любое общество не надо ни пушек, ни снарядов, не надо никакого внешнего вторжения. Достаточно разрушить общество изнутри, лишив его систему воспитания (институт семьи) и образования необходимых ресурсов и навязывая через СМИ свою систему ценностей.  Именно это и происходит в настоящее время с Россией, где при попустительстве властей происходит борьба двух систем ценностей: базовой, прививаемой семьей, школой и вузом, и американской, навязываемой СМИ. От результата этой борьбы зависит в конечном счете будущее России. 
    5. Целевые комплексные программы (ЦКП).
    До  начала перестройки (до 1985 г.) ЦКП считались чуть ли не главным средством решения социальных и социально-экономических проблем общества. Достаточно вспомнить многочисленные и разнообразные программы, составляемые и выполняемые на союзном, республиканском и региональном уровнях (продовольственные, жилищные, энергетические, транспортные, охраны природы и здоровья населения). Несмотря на свою низкую эффективность, ЦКП (их стали называть, просто, программами или комплексными программами) и до сих пор являются одним из основных средств решения федеральных, территориальных и отраслевых проблем.
    Составляются  они и на уровне отдельных предприятий.
    Главное достоинство ЦКП заключается  в том они изначально имеют  межотраслевой характер и развивают  у руководителей проблемное мышление, увязывая воедино все, что как  то может повлиять на решение проблемы. 
         6.Межорганизационное сотрудничество (кооперация.)

    Некоторые возникающие проблемы имеют общий  характер, т.е. они касаются не одной  а нескольких организаций. В таких  случаях организации объединяются (временно или постоянно) или координируют свои действия.
    Иногда  организация обращается за помощью  к другим организациям для решения  своих проблем. В таких случаях  также происходит регулирование  межорганизационных отношений, позволяющее  мобилизовать ресурсы нескольких организаций  для решения общих проблем  или проблем отдельных организаций. Для регулирования межорганизационных отношений в крупных организациях имеются специальные органы управления. Примерами таких органов на уровне государственного управления являются министерства иностранных дел, министерства межнациональных отношений, министерства по делам различных союзов и договоров. На уровне отдельных предприятий  примерами таких органов являются отделы по международным связям.
    Как видим, для решения своих проблем  социальная организация имеет широкий  выбор управленческих средств (классический менеджмент, социальные институты, инновации, культурные ценности, ЦКП, межорганизационные объединения), применение которых зависит  от специфики решаемых проблем.
    Возникает естественный вопрос: каким образом  для решения определенных проблем  выбираются те или иные средства? К  сожалению, приходится констатировать, что этот выбор определяется далеко не научными методами и во многом зависит  от субъективного фактора, в результате чего происходит накопление проблем  и, как следствие, рост социальной напряженности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение
    Из  выше сказанного можно сделать следующие выводы:
    1. Cоциальные организации действительно осуществляют выявление и решение стоящих перед ними проблем. При этом некоторые проблемы документируются, оставляя реальные свидетельства о их постановке и решении. Вместе с тем, следует отметить, не существует единства понимания проблем организации и соответственно единых требований к их постановкам и технологии решения;
    2. Для решения проблем организации используются различные средства (способы), выбираемые в зависимости от их специфики и наличия проблемных знаний. Ординарные проблемы обычно решаются в рамках существующих структурных подразделений с помощью функций, методов и технологий классического менеджмента. Неординарные проблемы решаются путем создания и введения новых  нормативно-правовых актов, социальных институтов, инноваций, социальных ценностей, межорганизационного сотрудничества (кооперации).
    3. Для того, чтобы правильно выбирать те или иные управленческие средства средства для решения социальных проблем, руководителям необходимо иметь проблемное мышление, наряду с отраслевым и территориальным. Необходимо также иметь постоянно обновляемый и накапливаемый банк проблемных знаний, содержащий информацию о прецедентах с тем, чтобы не допускать одних и тех же ошибок при решении однотипных проблем.  
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.