На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Инвентаризация глазами ревизора

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
"Бюджетный  учет", 2008, N 10 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ  ГЛАЗАМИ КОНТРОЛЕРОВ 

    В данной статье мы рассмотрим методику проведения инвентаризации основных средств  и материальных запасов контролирующими  органами субъектов Российской Федерации. 

    Материальные  ценности, находящиеся на ответственном хранении, в хозяйственном ведении, оперативном управлении, в аренде или собственности учреждения, имеют большое значение для любого бюджетного учреждения. Без них невозможно нормальное функционирование учреждения. Их своевременное оприходование, списание, отражение операций по ним в бюджетном учете, а также обеспечение сохранности ценностей представляет интерес для ревизионных органов. Мы остановимся на порядке проведения проверки сохранности материальных ценностей в бюджетных учреждениях контролирующими органами субъектов РФ на примере Финансово-казначейского управления Зеленоградского административного округа Департамента финансов г. Москвы. 

Задачи  проверки 

    Целями  проведения проверки сохранности материальных ценностей контролирующими органами являются:
    - выявление фактического наличия  имущества;
    - сопоставление фактического наличия  имущества с данными бюджетного  учета;
    - проверка полноты отражения в  учете имущества;
    - получение информации для проведения  проверки расходования средств бюджета по различным подстатьям бюджетной классификации.
    Для реализации указанных выше целей  проверка ревизионными службами порядка  ведения учета и сохранности  материальных ценностей преследует задачи, представленные на рисунке 1. 

Задачи  проведения инвентаризации контролирующими органами 

-------------------------¬---------------------------------¬--------------¬
¦  Проверка правильности ¦¦Проверка правильности проведения¦¦ Определение ¦
¦    ведения первичной   ¦¦    инвентаризации и порядка    ¦¦ правильности¦
¦  учетной  документации  ¦¦отражения ее результатов  в учет妦  отнесения  ¦
L---------------------T---L----------------T----------------¦ материальных¦
                     /¦\                  /¦\               ¦ ценностей на¦
                      L---------------¬    ¦    ----------->¦ счета учета ¦
-------------------------¬            ¦    ¦    ¦           L--------------
¦Определение  правильности¦       -----+----+----+---¬       --------------¬
¦ начисления амортизации ¦<------+-----------------¬+------>¦ Установление¦
L-------------------------       ¦¦ Задачи проверк覦       ¦ сохранности ¦
                      -----------+L-----------------+-----¬  ¦ материальных¦
                     \¦/         L--T-T---------T----     ¦ ¦  ценностей  ¦
----------------------+--¬          ¦ ¦        \¦/        ¦ L--------------
¦    Проверка полноты    ¦ ---------- ¦   ------+--------¬¦  --------------¬
¦   отражения операций   ¦ ¦          ¦   ¦   Проверка   ¦¦ ¦   Проверка  ¦
¦         в учете        ¦ ¦         \¦/  ¦ правильности ¦¦ ¦ правильности¦
L-------------------------  ¦----------+--¬¦    ведения   ¦¦ ¦  отражения  ¦
                           ¦¦ Определени妦  складского  ¦L>¦ операций по ¦
                           ¦¦правильност覦     учета    ¦ ¦приобретению,¦
-------------------------¬  ¦¦ присвоения ¦¦  материально  ¦  ¦ перемещению ¦
¦  Анализ использования  ¦<-¦ инвентарных¦¦ответственными¦  ¦  и выбытию  ¦
¦ материальных ценностей ¦  ¦   номеров  ¦¦    лицами    ¦  ¦  ценностей  ¦
L-------------------------  L-------------L---------------  L-------------- 

Рисунок 1 

Этапы проверки 

    Проведение  проверки сохранности основных средств  и материальных запасов контролирующими  органами не ограничивается лишь фактической  проверкой ценностей в натуре и представляет собой целый комплекс процедур, без которых невозможно объективно оценить результаты инвентаризации. Проведение проверки условно можно разделить на следующие этапы (рис. 2). 

Этапы проведения проверки 

-----------------------------------------------------------------¬
¦ Проверка соответствия учетной политики учреждения действующему ¦
¦                        законодательству                        ¦
L--------------------------------T--------------------------------
                                \¦/
---------------------------------+-------------------------------¬
¦   Проверка наличия и состояния  регистров аналитического учета  ¦
L--------------------------------T--------------------------------
                                \¦/
---------------------------------+-------------------------------¬
¦                    Проведение инвентаризации                   ¦
L--------------------------------T--------------------------------
                                \¦/
---------------------------------+-------------------------------¬
¦    Сверка полученных результатов с  данными бюджетного учета    ¦
L----------------------------------------------------------------- 

Рисунок 2 

    До  начала проведения инвентаризации ревизор  знакомится с учетной политикой учреждения. Здесь контролирующие органы интересует наличие приказа об учетной политике, отражения норм по бюджетному и налоговому учету в учетной политике учреждения, утверждение рабочего плана счетов и другие вопросы учета в организации. При этом следует обратить особое внимание бухгалтерских служб на необходимость своевременного внесения изменений в учетную политику.
    Далее контролирующими органами исследуются:
    - наличие плана (графика) - схемы  документооборота;
    - оптимальность и целесообразность  выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета ценностей на счетах;
    - используемые методы внутреннего  контроля;
    - соблюдение сроков проведения  инвентаризации ценностей и порядок  оформления результатов инвентаризации;
    - правильность оформленных договоров  о материальной ответственности  с заведующими складами, кладовщиками  и другими лицами, которым переданы  под отчет материальные ценности;
    - наличие журналов, доверенностей  и других документов.
    При проверке наличия и состояния регистров аналитического учета ревизором запрашиваются следующие документы:
    - инвентарные карточки;
    - описи инвентарных карточек;
    - инвентарные списки;
    - оборотные ведомости;
    - накопительные ведомости по приходу  и расходу продуктов питания;
    - книги учета материальных ценностей;
    - книги регистрации боя посуды;
    - журналы операций;
    - инвентаризационные описи;
    - акты на списание;
    - раздаточные ведомости;
    - сличительные ведомости.
    В ходе ревизии проверяется правильность составления и оформления документов. Ревизорами проводится сопоставление данных по одному и тому же объекту основных средств, представленных в различных документах. Так, сопоставляются данные инвентарных карточек, оборотных ведомостей, книг учета и журналов операций. Ревизионные службы проверяют, проводится ли инвентаризация материальных ценностей в установленные сроки, когда была проведена последняя инвентаризация, назначены ли должностные лица, ответственные за сохранность этих ценностей, правильно ли эти ценности списываются в расход, обеспечивают ли складские помещения и кладовые сохранность материальных ценностей, а также наличие и правильность составления договоров о материальной ответственности, порядок проведения инвентаризации в учреждении, в том числе проведение обязательной инвентаризации и правильность оформления ее результатов.
    Установление  правильности проведения предыдущей инвентаризации начинается с проверки наличия в  организации приказов на проведение инвентаризации материальных ценностей  и назначения инвентаризационной комиссии. При этом следует помнить, что в состав инвентаризационной комиссии не может быть включено материально ответственное лицо.
    При проверке правильности составления  инвентаризационных описей внимание контролера сосредоточено на наличии подписей всех членов инвентаризационной комиссии (в противном случае результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными); присутствии визы председателя инвентаризационной комиссии на приложенных к реестрам документах; соблюдении требований законодательства по заполнению описей; проверке правильности арифметического подсчета итогов.
    Инвентаризационные  описи должны быть заполнены четко  и ясно, без помарок, на каждой странице описи должны быть указаны прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях. Не допускается оставление в описях незаполненных строк, кроме того, на последней странице незаполненные строки должны быть прочеркнуты. На материалы, находящиеся на ответственном хранении или полученные для переработки, должны быть составлены отдельные описи.
    После этого ревизоры переходят непосредственно  к собственно инвентаризации основных средств и материальных запасов, перед проведением которой необходимо издать приказ о проведении инвентаризации (рис. 3). 

Приказ  о проведении инвентаризации в ходе ревизии 

                                   Приказ 

N __________                                       от _____________ 2008 г. 

В рамках проверки _________________________________________________________
                      (наименование проверки и проверяемого учреждения)
приказываю провести инвентаризацию нефинансовых активов _________ и создать
                                                          (дата)
инвентаризационную  комиссию в следующем составе:
Ф.И.О., должность - председатель комиссии.
Члены комиссии:
______________________
  (Ф.И.О., должность)
______________________
  (Ф.И.О., должность)
______________________
  (Ф.И.О., должность)
Инвентаризацию  провести в присутствии _____________________________________
                                          (Ф.И.О., должность специалиста
_______________________________.
контрольно-ревизионного органа) 

Подпись руководителя организации и печать учреждения. 

Рисунок 3 

    Особое  место отводится проверке закрепления материальной ответственности. Договор о полной материальной ответственности должен быть оформлен по типовой форме, утвержденной Постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности". Этим же нормативно-правовым актом определен Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры. Прежде чем приступить к исполнению служебных обязанностей, материально ответственные лица обязаны изучить правила приемки ценностей и оформления операций по их приемке и отпуску, а также ведению учета в местах хранения. Они должны быть ознакомлены с должностными инструкциями, в которых определены обязанности и права работников, порядок приема и отпуска ценностей, их оформления, ведения количественного учета, сроки представления отчетов в бухгалтерию. 

    Внимание! Если работник исполняет свои служебные  обязанности, связанные с материальной ответственностью, не единолично, то между  работниками должны быть распределены и зафиксированы обязанности по обслуживанию ценностей. В противном случае могут возникнуть проблемы при взыскании ущерба с виновных лиц. 

    В ходе проведения инвентаризации контролирующими  органами проверяются своевременность  оформления имеющихся у материально ответственных работников документов, а также записей в книгах или карточках складского учета. Выясняют, нет ли на складе неучтенных излишков материалов и сырья, которые могут возникать в результате замены сырья при изготовлении готовой продукции, обвеса, обсчета, оформления актов на потери материалов при их транспортировке или при их хранении на складах.
    Практика  проведения такого рода проверок показывает, что при злоупотреблениях неучтенные излишки материальных ресурсов обычно хранятся отдельно, поэтому при обследовании склада их можно обнаружить. В связи с этим бухгалтерским службам бюджетных учреждений необходимо обратить особое внимание на места складирования старых, неиспользуемых, непригодных ценностей. Регулярные осмотры таких мест помогут избежать неприятностей при проверке.
    Важным  условием предупреждения хищений материальных ресурсов является организация пропускной системы на территории их хранения. При контроле проверяются книги  регистрации, пропусков, журналы взвешивания  грузов на автомобильных весах, сообщения охранников-контролеров и органов милиции о вывозе и выносе с территории организации материальных ресурсов без должного оформления, приказы (распоряжения) о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и т.п. После обследования склада ревизоры могут непосредственно осуществлять контрольные проверки поступления материальных ресурсов и их вывоза, контрольные инвентаризации отдельных материалов и сырья.
    Проверка  складского хозяйства и сохранности  материальных ценностей одновременно с последующей документальной проверкой дает возможность сделать обоснованные выводы о целостности ресурсов. 

Объект  проверки и процедуры ее проведения 

    Проверка  сохранности основных средств и  материальных запасов, как правило, проходит по следующим направлениям (рис. 4). 

Объекты проведения проверки сохранности основных средств
и материальных запасов контролирующими органами 

               -------------------------------------------¬
               ¦        Объект проведения  проверки        ¦
               L-T--------------------------------------T--
                \¦/                                    \¦/
-----------------+------------------¬ ------------------+-----------------¬
¦         Основные средства         ¦ ¦        Материальные запасы        ¦
L----------------------------------T- LT-----------------------------------
-----------------------------------+¬ -+----------------------------------¬
¦  ------------------------------¬  ¦¦ ¦¦ ------------------------------¬  ¦
¦  ¦Здания, помещения, сооружения¦<+¦ ¦+>¦  Медикаменты и перевязочные ¦  ¦
¦  L------------------------------  ¦¦ ¦¦ ¦           средства          ¦  ¦
¦  ------------------------------¬  ¦¦ ¦¦ L------------------------------  ¦
¦  ¦    Машины и оборудование    ¦<+¦ ¦¦ ------------------------------¬  ¦
¦  L------------------------------  ¦¦ ¦+>¦       Продукты питания      ¦  ¦
¦  ------------------------------¬  ¦¦ ¦¦ L------------------------------  ¦
¦  ¦    Транспортные средства    ¦<+¦ ¦¦ ------------------------------¬  ¦
¦  L------------------------------  ¦¦ ¦+>¦    Строительные материалы   ¦  ¦
¦  ------------------------------¬  ¦¦ ¦¦ L------------------------------  ¦
¦  ¦       Производственный      ¦<+¦ ¦¦ ------------------------------¬  ¦
¦  ¦  и хозяйственный инвентарь  ¦ ¦¦ ¦+>¦       Мягкий инвентарь      ¦  ¦
¦  L------------------------------  ¦¦ ¦¦ L------------------------------  ¦
¦  ------------------------------¬  ¦¦ ¦¦ ------------------------------¬  ¦
¦  ¦   Прочие основные средства  ¦<-¦ ¦L>¦  Прочие материальные запасы ¦  ¦
¦  L------------------------------  ¦ ¦  L------------------------------  ¦
L------------------------------------ L------------------------------------ 

Рисунок 4 

    При инвентаризации зданий, сооружений и  другой недвижимости ревизор начинает свою работу с проверки правоустанавливающих документов на занимаемое нежилое помещение и земельный участок, проверки наличия документов, являющихся основанием постановки указанных объектов на баланс учреждения.
    Данные  по земельным участкам, находящимся в оперативном управлении учреждений, сверяются с данными государственного кадастрового учета, зафиксированными в выписках из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях, копиях хранящихся в кадастровом деле документов.
    При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым  в регистрах бюджетного учета  отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
    Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они  построены, объем (по наружному или  внутреннему обмеру), площадь (общая  полезная площадь), число этажей (без  подвалов, полуподвалов и т.п.), год  постройки и т.д.
    В практике ревизора имеют место случаи, когда в бюджетном учете не отражаются работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и т.п.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов). Это обстоятельство классифицируется ревизором как искажение данных бюджетной отчетности.
    При инвентаризации машин и оборудования, транспортных средств, производственного  и хозяйственного инвентаря контролирующие органы обращают внимание на наличие  и состояние технических паспортов и другой документации. Зачастую эти документы находятся в ненадлежащем виде либо отсутствуют в учреждении. При этом возникают ситуации, когда в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н), комплексу объектов основных средств присвоен один инвентарный номер, но на одной из составных частей комплекса номер отсутствует. В инвентарной карточке данные о составных частях также отсутствуют. В этом случае доказать отсутствие излишков и принадлежность составной части к комплексу поможет технический паспорт основного средства. Именно поэтому бюджетным учреждениям необходимо более ответственно относиться к хранению указанной выше документации.
    Особое  внимание следует обратить на объекты основных средств, не используемые организацией и находящиеся длительное время в заводской упаковке. Фондоотдача таких объектов равна нулю, соответственно, расходы на приобретение таких основных средств являются нерациональными.
    При инвентаризации материальных запасов  ревизор проверяет прежде всего  правильность ведения аналитического учета. Так, каждое материально ответственное  лицо обязано вести книги учета, где фиксируются приход, расход материальных ценностей и выводятся их остатки на конец месяца. Книги учета должны быть установленного образца, прошнурованы, пронумерованы и проверены бухгалтерской службой учреждения. В практике ревизионных служб нередки случаи, когда книги либо не ведутся, либо ведутся неверно. Так, данные в книги учета вносятся несвоевременно, отсутствует контроль со стороны бухгалтерии, что приводит в лучшем случае к расхождениям между данными книг, бюджетного учета и фактическим наличием материальных ценностей, в худшем - к недостаче.
    При проведении инвентаризации медикаментов и перевязочных средств используют Нормы естественной убыли, утвержденные Приказом Минздрава России от 13 ноября 1996 г. N 375. При этом встречаются случаи списания естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения при отсутствии потерь.
    При инвентаризации спирта допускаются  расхождения между журнальными  остатками спирта (за вычетом начисленных  потерь при хранении и перемещении) и результатами замеров не более 0,2 процента от количества спирта по учтенным данным. Проверка наличия спирта путем измерения оформляется актом по форме N П-27. Зачастую в организациях здравоохранения в нарушение Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта (утв. Минпищепромом СССР 25 сентября 1985 г.) обязательные внезапные проверки не проводятся, акты не оформляются.
    В учреждениях здравоохранения и  детских учреждениях, где имеются  продукты питания, наряду со снятием  остатков в кладовой проверяется  правильность и полнота отпуска  продуктов на кухню. В процессе ревизии 1 - 2 раза внезапно, до начала работы кухни, проводится проверка соответствия фактического количества продуктов, переданных на кухню, количеству, указанному в накладной, с учетом количества довольствующихся. Также в ходе инвентаризации осуществляется проверка соблюдения норм списания продуктов питания по меню, контрольное взвешивание готовых блюд. Параллельно с инвентаризацией проводится проверка аналитического учета продуктов питания, при которой запрашиваются следующие документы: оборотные ведомости, накопительные ведомости по приходу и расходу продуктов питания, меню.
    Данные  инвентаризации по каждому виду ценностей  записываются в инвентаризационную опись с указанием количества, веса или объема каждого вида ценностей. Проверяющими тщательно рассматривается каждое отклонение, выясняются причины, в результате которых возникли излишки или недостача. По окончании проверки в натуре полученные данные сверяются с данными бюджетного учета и выводятся расхождения. Полученные сведения используются при дальнейшей проверке правильности расходования бюджетных средств по различным подстатьям бюджетной классификации. 

Основные  нарушения 

    Нарушения, выявляемые контролирующими органами, можно условно классифицировать следующим образом (рис. 5). 

Наиболее  часто встречающиеся нарушения при проведении
инвентаризации  основных средств и материальных запасов 

                          26%                ---¬ Искажение бюджетной
                    24%  ----¬               ¦**¦ отчетности.
                   ----¬ ¦ххх¦ 23%          L---
                   ¦\\\¦ ¦ххх¦ ----¬         ---¬
                   ¦\\\¦ ¦ххх¦ ¦@@@¦         ¦##¦ Арифметические ошибки.
                   ¦\\\¦ ¦ххх¦ ¦@@@¦         L---
                   ¦\\\¦ ¦ххх¦ ¦@@@¦         ---¬ Нарушение порядка ведения
                   ¦\\\¦ ¦ххх¦ ¦@@@¦         ¦//¦ бюджетного учета.
                   ¦\\\¦ ¦ххх¦ ¦@@@¦         L---
                   ¦\\\¦ ¦ххх¦ ¦@@@¦         ---¬ Нарушения порядка ведения
  12%         12%  ¦\\\¦ ¦ххх¦ ¦@@@¦         ¦\\¦ документации материально
 ----¬       ----¬ ¦\\\¦ ¦ххх¦ ¦@@@¦         L--- ответственными лицами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.