На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Виды психодиагностики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Виды  психодиагностики: общая  и специальная, их характеристики.
    Типология клиентов турфирмы по параметрам поведения: активность и эмоциональность (концепция А.М.Руденко)
    Наивная психодиагностика: физиогномика, френология, графология, хиромантия.
Наивная психологическая  диагностика – Научной психологической диагностике предшествовала наивная психологическая диагностика, содержание которой определяется физиогномикой, френологией, графологией, хиромантией.
Физиогномика (греч. phsis «природа» + gnomon «знающий») – учение о связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности. Происходит от перевода двух греческих слов «природа» и «знающий». Физиогномика основывается на представлении о том, что по внешним признакам человека могут быть установлены его психологические характеристики. В частности, в выражениях лица отражаются некоторые особенности личности. Существует теория, объясняющая эти связи, в основе которой примитивные аналогии между внешним видом животных и соответствующими характеристиками людей. Если лицо похоже на лисицу, то человек хитер, как лисица и т.д. В течение длительного времени физиогномика служила предпосылкой для многих типологий характера. Однако в первой половине XIX физиогномика была практически забыта.
Френология (греч. phren «ум, разум» + logos «слово, понятие, учение») – учение Ф. Галля о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа. Основная идея френологии заключалась в том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. При сильном развитии этой способности соответствующий центр мозга также очень развит, что отражает на конфигурации черепа. Это позволяет составить с помощью специальных измерений френологическую карту. В ХХ века френология пользовалась большой популярностью как метод психологической диагностики. Френология постулирует возможность диагностики особенностей личности на основе выступов на черепе.
Графология (греч. grapho «пишу» + logos «слово, понятие, учение») – это учение о почерке, который признавался разновидностью выразительных движений, отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека возникла давно. На их существование указывали Аристотель, Феофраст и многие другие мыслители. В 1622 г. итальянский врач К. Вальдо опубликовал работу с описанием способов определения особенностей личности по почерку. Широкое распространение графология получила в XIX веке. Термин «графология» во второй половине XIX век был введен аббатом Мишоном.
Изучение почерка  может иметь диагностическое  значение. Сегодня наиболее достоверно установлена зависимость почерка  от эмоционального состояния и некоторых  типологических свойств высшей нервной  деятельности пишущего. При некоторых  психических заболеваниях почерк больных  приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией  нередко отличается вычурностью, нарочитой  стилизованностью. В криминалистике почерк анализируется с целью  выявления признаков, позволяющих  идентифицировать преступников. Существует судебное почерковедение. Отдельные  приемы графологического анализа в  сочетании с другими методами применяются в исследованиях  по дифференциальной психологии и психофизиологии.
Хиромантия (греч. cheir «рука» + manteia «гадание, пророчество) – образована от двух греческих слов: «рука» и «пророчество». Хиромантия – одно из наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу ладоней. Рисунок на поверхности ладоней называется папиллярным (кончики пальцев) и флексорным (ладонь). В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией. Изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знаний дерматоглифики (греч. derma «кожа» + gliphe «гравировать»).
Папиллярный рисунок  индивидуален. Его уникальность, персональный характер были использованы в криминалистике.
 В середине  прошлого, то есть ХХ века, усилился  интерес антропологов и медиков  к изучению дерматоглифики. Причиной  этому послужили успехи в области  исследования хромосомных болезней  человека. Появляются работы, в которых  указывается на связь между  отельными особенностями рисунков  кожных покровов и хромосомными  аномалиями. Установлено типичное  расположение сгибательных борозд ладони при болезни Дауна. При аномалиях по половым хромосомам, например болезни Шерешевского-Тернера, болезни Клайнфельтера, трисомии-Х наблюдаются отклонения в дерматоглифики.
Интерес к психологическим  аспектам дерматоглифики возник сравнительно недавно. Тем не менее уже сейчас психологи утверждают, что у здоровых людей разнообразие папиллярых и ладонных рисунков очень велико. Г. И.
Акинщикова в комплексном лонгитюдном исследовании установила взаимосвязи между некоторыми дерматоглифическими признаками и интеллектом, измеряемым по тесту Векслера.
 Наивная психология  пользовалась преимущественно методом  наблюдения. Прекрасные образцы  наблюдения, позволившего тонко  раскрыть характеры человека, оставил  Феофраст (конец IV – первая половина III века до нашей эры).
    Характеристика психодиагностики: понятия, принципы, направления и задачи.
Психодиагностика  (от греч. рsyche – душа и diagnostikos – способный распознавать) – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Принципы:
Принцип конкретности подчеркивает относительность психологического диагноза. Организация психодиагностического обследования, выбор диагностируемых психических образований определяются соответствием психического развития и состояния человека тем требованиям, которые предъявляет конкретная жизненная ситуация. Вполне естественно, что диагностика психологической готовности детей к обучению в общеобразова­тельной школе и к обучению в гуманитарной школе с углубленным изучением иностранных языков потребует ориентации на разные психические образования, а следовательно, выбора разных методических средств.Психологический диагноз, отражающий возможность обучения ребенка в массовой школе, может означать неполное психологическое и психофизиологическое соответствие требованиям обучения в гимназии.
Принцип ориентации на выявление индивидуальности предполагает признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути, предыстории и истории развития. Исключительность жизненной проблемы человека, его психологического портрета – исходная точка психодиагностической деятельности психолога, которая определяет содержание психодиагностической гипотезы, необходимость и достаточность диагностических средств в методическом комплексе, длительность психодиагностики и форму психодиагностического заключения.
Принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев (например, «плохая память», «хороший интеллект» и т. п.) в процессе выявления психологических особенностей человека и при постановке психологического диагноза. Все психические процессы выполняют адаптационную функцию, что делает их целесообразными и необходимыми для обеспечения самосохранения и развития человека в изменяющихся условиях жизнедеятельности.
Принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью как принцип психологической диагностики занимает особое место. Он во многом определяет не только ход психодиагностического обследования, но и содержание психодиагностических гипотез, консультирования по результатам обследования. Его суть заключается в том, что человек как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие сегодня, во много раз превышают темп естественного биологического и социального адаптациогенеза человека – результата длительного филогенеза и индивидуального развития, что, безусловно, отражается как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и самим собой
Направления: дифференциальная диагностика, диагностика личностных особенностей, исследование взаимоотношений между людьми (или психотерапевтического контакта) и диагностика изменений личности, поведения.
Задачи:
1. Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.
2. Конструирование психодиагностических методик.
    Психометрические основы психодиагностики: надежность, валидность и стандартизация методик.
Надежность психодиагностических тестов.
Помимо стандартизации тест должен быть проверен на предмет  своей эффективности по критерию надежности.
Надёжностью называется один из критериев качества теста, который  говорит о точности психологических  измерений, т.е. позволяет судить о  том, насколько внушают доверие  полученные результаты.
Надежность - согласованность  результатов, полученных при каждом повторном выполнении теста одним  и тем же испытуемым, с результатами его первого тестирования. (Способность  выдавать одни и те же результаты в  разных условиях проведения теста).
Тест должен обладать надежностью. Этот показатель определяет независимость результатов  теста от действия случайных факторов. Этих факторов множество, их трудно контролировать:
- качество измерительного  инструмента;
- правильность  понимания инструкции испытуемым;
- поведение экспериментатора;
- состояние испытуемого;
- наличие посторонних  лиц;
- освещение и  температура в помещении;
- отношение к  тестированию и т.д.
Кроме стандартизации и надежности тест должен быть проверен на предмет своей эффективности  по критерию валидности.
Валидность - степень соответствия теста своему назначению измерять то, для чего он создан; действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен.
Оценка валидности теста включает следующие этапы:
Выделяется несколько  типов валидности:
1. Очевидная  валидность. Оценивается общее соответствие теста его назначению.
2. Содержательная  валидность. Предмет определенного психологического исследования может складываться из нескольких элементов. Тест, используемый в данном исследовании, должен содержать задания для оценки максимально возможного числа этих элементов. Т.е. насколько полно тест выявляет все стороны этого свойства.
3. Конструктная (концептуальная или понятийная) валидность. Отражает степень соотнесения результатов теста для оценки определенного свойства личности с базовыми для него теоретическим представлениям о данном свойстве, которые и объясняют результаты тестирования. Т.е. можно этим тестом определить это свойство или нет.
4. Критериальная валидность. Позволяет соотнести результаты тестирования с оценками этого же свойства, но полученными другими способами, например, через наблюдение или через анализ продуктов деятельности.
Стандартизация - совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации).
    Психометрические основы психодиагностики: достоверность, дискриминативность, репрезентативность, нормативность.
Достоверность -  устойчивость измерительной процедуры. Она отличается от валидности в ситуациях, когда испытуемый пытается намеренно исказить  ответ или измеряемая характеристика линейно связана с какой-либо иной характеристикой. Для повышения достоверности используется различные приемы  типа: введение дополнительных шкал (лжи. коррекции); построение вопросов из супервопросов (сочетание обычных вопросов о поведении иди предпочтениях); использование признаков, независимых от диагноза и др.
Дискриминативность - дифференцирующая, различающая способность ТЕСТА в целом или отдельного ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ, указывающая на их способность разделять отдельных испытуемых по уровню выполнения. Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью.
Репрезентативность  – способность выборки испытуемых быть представительной, т.е. достаточно точно (адекватно)отражать характеристики того контингента испытуемых, которых обследуется.
    Общая характеристика психодиагностических методов. Типы данных L.Q.T.
В мире насчитывается  более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно. Такую, самую общую, схему классификации психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она следующим образом:
1.Методы психодиагностики  на основе наблюдения.
2.Опросные психодиагностические  методы.
3.Объективные  психодиагностические методы, включая  учет и анализ поведенческих  реакций человека и продуктов  его труда.
4.Экспериментальные  методы психодиагностики.
Первая группа методов – диагностика на основе наблюдения – обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное использование его результатов  для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы  и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким  образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Наблюдение, отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям, носит название стандартизированного наблюдения.
Есть несколько  разновидностей этой группы методов: анкета, опросник, интервью. Анкетой называется такой метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое – какие социально – демографические данные о себе. Например, свой возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и т. п. Опросником называют метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов.
Помимо письменных опросов, о которых шла речь, есть устные опросы. Один из них называется интервью. Психолог сам задает испытуемому  вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы заранее определены и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе.
Одним из методов  психодиагностики через анализ результатов  деятельности является контент – анализ, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Задача контент – анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить психологические характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества.
Особенность эксперимента как метода психодиагностики заключается  в том, что для оценки какого –  либо свойства испытуемого ставится и проводится специальный психодиагностический эксперимент. Процедура такого эксперимента включает в себя создание некоторой  искусственной ситуации, стимулирующей  проявление исследуемого качества у  испытуемого, а также стандартную  методику фиксирования и оценки степени  развитости данного качества. В результате организации и проведения психодиагностического  эксперимента исследователь получает интересующие его оценки через специальным образом организованное наблюдение за поведением испытуемого в экспериментальной ситуации.
    Характеристика метода наблюдения.
Основной и  очень важный метод. С его помощью  можно получить информацию, которую  невозможно получить другими способами.
Имеет ряд достоинств, преимуществ:
 дает возможность  увидеть поведение человека во  всей широте проявлений, с разных  сторон (можно сделать в естественной  обстановке). Это главное преимущество.
 В самом  процессе наблюдения, в поведении  человека можно выделить существенные  и второстепенные аспекты поведения,  и наблюдать за существенными.
Для проведения наблюдения не требуется получение  согласия со стороны испытуемого  и установление с ним контакта (в отличие от всех оставшихся методов).
Требования, которые должны удовлетворять  наблюдения.
 поведение  испытуемого должно оцениваться  во многих его ролях и ситуациях  с разных сторон.
наблюдатель должен проводить с испытуемым очень много времени (не менее 2-3 месяцев). Желательно не менее 3-4 сеансов в неделю. Их длительность зависит от цели (от нескольких минут до нескольких часов).
 заранее до  начала процесса наблюдения должны  быть определены те особенности  поведения, которые будут фиксироваться,  и заранее установлена связь  этих симптомов поведения с  теми психологическими особенностями,  которые психодиагност хочет оценить, используя этот метод.
психодиагност должен быть заранее натренирован в проведении наблюдения.
должны быть исключены ролевые отношения  между испытуемым и психодиагностом для беспристрастности.
 одновременно  за испытуемым должны наблюдать  не менее 10 психологов и оценка, которая должна быть получена, должна быть средней из оценок  каждого психолога.
Все психологи  должны быть независимыми друг от друга. Это повышает эффективность результата (метод оценок).
Особенности психодиагностического  наблюдения.
 Заранее определены  цель, задачи и объект наблюдения.
 Заранее выбираются  ситуации для наблюдения.
 Заранее устанавливается  связь внешних поведенческих  симптомов с теми психологическими  характеристиками, которые психолог  хочет оценить. Для того, чтобы потом от поведенческих проявлений перейти к оценке психологических черт.
    Характеристика метода эксперимента.
Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование  одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих  изменений в поведении изучаемого объекта (см. рис. 7).
Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять  гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные  планы проведения эксперимента.

Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые  обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием.
Чаще всего  в психолого-педагогических экспериментах  имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует.
Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать  последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиболее рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя  условия заучивания того или иного  учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание  будет наиболее быстрым, прочным  и точным. Проводя исследования при  одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности  протекания психических процессов  у каждого из них.
    Проведение опроса в психодиагностике.
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования  и беседы (интервью).
Источником информации в опросе являются письменные или  устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.
Если опрос  проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в  том, что в нем одновременно может  участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут  быть статистически обработаны. В  юридической практике анкеты применяются  достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных  фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной  информации, но и компрометирует сам  метод. Оценивая в целом метод  анкетирования, можно отметить, что  он представляет собой средство первичной  ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего  изучения личности или группы.
Получение информации в процессе непосредственного общения  исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более "психологичной" формой опроса, так как в ней имеет  место взаимодействие субъектов, подчиненное  определенным социально-психологическим  закономерностям. Важнейшее условие  успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы  общения. Исследователь должен расположить  к себе опрашиваемого, вызвать его  на откровенность.
Опрос можно  рассматривать как один из самых  распространённых методов получения  информации о субъектах -- респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
    Анкетирование в психодиагностике: виды анкетирования, достоинства и недостатки.
Анкетирование в психологии используется с целью  получения психологической информации, а социологические и демографические  данные играют лишь вспомогательную  роль. Здесь контакт психолога  с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану  исследования, так как процедура  «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими  затратами получить высокий уровень  массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его  анонимность (личность респондента  не фиксируется, фиксируются лишь его  ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей  за короткий срок.
Виды  анкетирования
По  числу респондентов
Индивидуальное  анкетирование (один респондент)
Групповое анкетирование (несколько респондентов),
Аудиторное анкетирование  — методическая и организационная  разновидность анкетирования, состоящая  в одновременном заполнении анкет  группой людей, собранных в одном  помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По  полноте охвата
Сплошное (опрос всех представителей выборки)
Выборочное (опрос части выборки)
По  типу контактов с  респондентом
Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
Заочное (анкетёр отсутствует)
Рассылка анкет  по почте
Публикация анкет  в прессе
Публикация анкет  в Интернете
Вручение и  сбор анкет по месту жительства, работы и т.д.. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой - отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.
    Характеристика тестов. Требования к тестовым методикам.
Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).
Можно выделить ряд общих  требований, предъявляемых  к тестовым заданиям:
1) стандартизированность  - способ единообразного (как правило, вербального) изложения содержания инструкций, процедуры обследования, материалов, способов регистрации и т.д. при применении  того или иного теста, кроме того, стандартизированность предполагает единообразие оформления результатов тестирования, достигаемое на основе их соотнесения со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок;
2) соблюдение  постоянства самой процедуры  тестирования, включая  содержание  и форму инструкции (вплоть до  интонации и жестов экспериментатора), точность предъявления  стимульного материала, лимит времени;
3) надежность - один  из критериев качества теста  и тестирования, характеризующий  степень  постоянства,  точности  и устойчивости получаемых результатов;
4)  валидность теста - критерий качества теста, характеризующий его действенность, адекватность применения, точность измерения исследуемого свойства; валидность теста определяется корреляцией его результатов с другими критериями измеряемого свойства.
Различаются следующие  виды тестов.
    Классификация тестов по направленности.
По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного  теста:
· тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;
· личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента), с помощью которых изучаются  особенности личности испытуемого; тесты настроении и состояний, направленные на изучение временных состояний, таких  как эмоции;
· другие.
    Характеристика проективных тестовых методик.
Тесты, реализующие  проективные методики тестирования, ставят перед тестируемым какую-либо неструктуированную, весьма "расплывчатую" задачу, которая допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать как 100% правильное или неправильное. Тестовая задача формулируется нечетко, с использованием кратких инструкций и ограничений общего характера. Это побуждает тестируемого проявлять максимум фантазии при решении поставленной задачи.
Основная гипотеза таких тестов состоит в том, что  способ решения тестируемым подобных задач должен отражать разнообразные фундаментальные характеристики его психики. Предполагается, что поставленная "нечеткая" задача побуждает испытуемого к каким-либо характерным для него действиям или мыслительным процессам, которые являются индивидуальными для него и на основе которых можно судить о разнообразных качествах испытуемого.
В принципе проективные  методики тестирования позволяют протестировать испытуемого так, что у него не возникнет ни малейшего подозрения о том, что его подвергают тестированию.
Считается, что  подобные тесты выявляют так же скрытые  или неосознанные стороны характера  личности. Более того, чем менее  структуирована и формализована тестовая задача, тем менее вероятно, что у тестируемого возникнет какая-либо защитная реакция на нее, в результате которой он попытается избежать тестирования или каким-либо способом привести результаты тестирования к желаемому виду.
Вероятно, к проективным  методикам следует отнести и  тесты-наблюдения, которые позволяют  выявить различные черты характера  испытуемого исходя из разнообразной  информации о нем, которая на первый взгляд может показаться малозначимой. При этом нет никакой необходимости  ставить перед испытуемым какие-либо задачи - достаточно просто поинтересоваться, как он обычно одевается, какие часы носит, какие вещи находятся в  его сумке и т.п.
    Этический кодекс психодиагноста.
В идеальном  случае хорошо подготовленный психолог-диагност должен выбирать методики, которые  подходят как для частной цели, с которой он проводит диагностирование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Он также хорошо должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и способен оценить технические параметры таких ее характеристик, как нормы, надежность и валидность.
Психолог должен придавать большое значение достоинству  и ценности бытия каждого отдельного человека. Он принимает на себя обязательство  улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемого, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда другим с целью, несовместимой с ценностью этических эталонов. Испрашивая для себя возможности диагностического обследования, свободы и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на основаниях компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и тех открытий в личностном мире индивида, которые он обнаружил, и вниманию к социальным запросам и интересам своих коллег и общества. Среди тех основных принципов, которые могут составлять этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть названы:
1) благополучие  обследуемого индивида;
2) ответственность,  в основе которой объективность, 
3) моральные  и правовые стандарты, соответствующие  моральным требованиям общества;
4) корректность  и сдержанность в публичных  заявлениях;
5) конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации  об индивиде;
6) отношения  с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;
7) неразглашение  результатов обследования;
8) меры предосторожности  в обследованиях; 
9) условия, возможности  и ограничения в публикации  методик; 
10) интерпретация  диагностических результатов. 
    Шкальные техники в психодиагностике.
Шкальные техники  предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый - холодный», «сильный - слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования – это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективного структурирования объектов на уровне шкалы наименований.
    Ассессмент. Технологии и принципы ассиссмент-центра.
Ассессмент (assessment) — стандартизированная многоаспектная оценка персонала, включающая в себя множество оценочных процедур: интервью, психологические тесты, деловые игры и т.д. Используется при приеме на работу, при обучении и развитии персонала, при назначении сотрудников на руководящие должности, для принятия решения о соответствии сотрудника занимаемой должности, для определения возможности выполнять новые функции, при планировании дальнейшего обучения сотрудников внутри компании и определения их потенциала развития и т.д.
Ассесмент-центр (assessment centre, центр оценки) - это метод комплексной оценки персонала, основанный на моделировании ключевых моментов деятельности сотрудников для выявления уровня развития их профессионально-важных качеств (компенций) и определения потенциальных возможностей.
Технология Assessment Centre используется для отбора, обучения и развития персонала.
Основные  принципы ассесмент-центра
-комплексность оценки. Каждый участник в ходе ассесмента оценивается несколькими экспертами-наблюдателями, что позволяет составить целостный и объективный портрет человека;
-независимость оценки. Эксперты-наблюдатели должны быть специалистами, не заинтересованными в результатах ассесмента. Оптимальным вариантом является приглашение внешних консультантов, которые не знакомы с оцениваемыми сотрудниками и находятся вне политики Компании-заказчика;
- однозначность критериев оценки. Важно изначально четко определить, какие именно качества, знания и навыки будут оцениваться в ходе ассесмента, а также по каким критериям будет производиться эта оценка. Зачастую в качестве основы для оценки используются корпоративные компетенции, а в качестве критериев выступают четко определенные поведенческие индикаторы, отражающие уровень владения сотрудником каждой компетенцией.
- равные возможности для участников. В ходе ассесмент-центра все оцениваемые сотрудники находятся в равных условиях и имеют одинаковые возможности для проявления своих способностей.
- на ассесменте оценивается только наблюдаемое поведение участников, а не причины, которые за ним стоят. Благодаря этому, центр оценки позволяет четко увидеть и понять, КАК человек действует в определенных рабочих ситуациях и НАСКОЛЬКО он при этом ЭФФЕКТИВЕН.
    Этапы и модели функционирования ассессмент-центра.
Подготовительный  этап:
 Планирование  ассессмент-центра. Определение задач конкретного ассессмент-центра, составление «модели компетенций», подготовка системы оценки профилей, обеспечение (помещение, аудио-, видео-фиксация).
Подбор методик  для оценки компетенций. Определение  необходимых кейсов, деловых и  ролевых игр, бланков наблюдения, подбор тестов, план интервью.
Отбор и подготовка наблюдателей-экспертов. Правила обора  и инструктаж наблюдателей-экспертов. Процедура проведения ассессмент-центра
Работа ведущего ассессмент-центра. Введение в процедуру ассессмент-центра участников. психологический настрой. Регламентация времени, проведение разогревающих упражнений,  деловых и ролевых игр, кейсов, мозгового штурма, дискуссий.
Работа наблюдателей-экспертов. Правила обратной связи, стратегия  обсуждений, фиксация информации в  бланках.
Подведение  итогов ассессмент-центра
Обработка полученных материалов. Методы оптимальной обработки  полученного материала, согласование решений.
Методы работы, используемые в тренинге. Мини-лекции, деловые игры, мозговой штурм, кейс-стади, ролевые игры, видеоанализ.
    Характеристика интервью и беседы.
Интервью - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.
 Интервью  обычно применяется, во-первых, на  ранней стадии исследования для  уточнения проблемы и составления  программы; во-вторых, при опросе  экспертов, специалистов, глубоко  разбирающихся в том или ином  вопросе; в-третьих, как наиболее  гибкий метод, позволяющий учитывать  особенности личности опрашиваемого.
 Специфика  интервью состоит, прежде всего,  в том, что при его использовании  источником первичной социологической  информации является человек  (респондент) - непосредственный участник  исследуемых социальных процессов  и явлений.
По степени  формализации можно выделить несколько  видов интервью:
    нестандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью.
    Стандартизированное интервью. Оно предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику,
    где так же четко представлены и варианты ответов  на поставленный вопрос.
    полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью.В таких интервью предусматривается менее жесткая структура действий интервьюера.
    фокусированное интервью предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию.
    групповое и индивидуальное - в зависимости от того, кто
    выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с  небольшой группой учащихся, семьей, бригадой, причем интервью способно приобретать  в таких ситуациях дискуссионный  характер
Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
В психологической  беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в  форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется  в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической  психологии.
В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому  человеку вопросы.
     Существует  два вида беседы:
    Управляемая
    Неуправляемая
В ходе управляемой беседы психолог активно  контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный  контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.
В случае и управляемой, и неуправляемой  беседы от психолога требуется наличие  навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и  респондентом, при этом исследователь  выступает как наблюдатель, анализирующий  внешние проявления психической  деятельности респондента. Основываясь  на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается  побуждение исследуемого субъекта к  активному участию в диалоге.
    Восприятие психологических качеств человека по его личному имиджу.
Источниками информации о психике человека могут  служить его внешность и любые  проявления поведения. Важнейшая информация о личности содержится в произвольных действиях и речи.
     Внешность человека – его фигура, черты  лица, прическа, манера одеваться, а  также стиль поведения создают  у наблюдателя целостный образ  этого человека. Такой образ называется личным имиджем.
     Имидж является неотъемлемой частью культуры делового общения. Имидж (образ, ореол) – это эмоционально окрашенный образ кого-либо (чего-либо), который складывается в массовом сознании и имеет характер стереотипа. Понятие имиджа включает как естественные свойства личности, так и специально создаваемые ею.
Необходимо  отметить, что обретение профессионального  имиджа не является самоцелью. Тем не менее, обладание им имеет глубокий практический смысл, так как составляет личную и профессиональную характеристику.
Желательность того или иного личного имиджа зависит от среды, в которой живет  и действует человек. С имиджем  в значительной степени связано  признание человека окружающими  его людьми и оценочное отношение  к нему. Однако человеку, который  сознательно создает свой имидж, нельзя терять голову и идти за окружением. Конечно, надо считаться с мнением  других людей, но не «растворяться» в  нем, а постоянно совершенствовать свои личные качества, развивать эрудицию и профессионализм. Проявление этих качество всегда впечатляюще действует на людей.
Наиболее  важные слагаемые имиджа работника  сервиса следующие:
    Профессионализм и компетентность в области профессиональной деятельности.
    Нравственная надёжность.
    Гуманитарная образованность. Гуманитарная культура человека позволяет ему пропускать через себя различную информацию, подвергая её рациональной и чувственной обработке.
    Образование специалиста в области психотехнологии. Секрет воздействия имиджа заключается в обращении к бессознательной сфере личности. Имидж привлекает внимание людей, направляет их активность в нужном направлении, а затем осуществляет управление их поведением.
    Характер и акцентуации характера (тест Леонгарда – Шмишека).
 
Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретённых особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определённом отношении.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние  варианты нормы, называют акцентуацией характера.
Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.
Методика состоит  из 88 вопросов, на которые требуется  ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):
- Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
- Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
- Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
- Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
- Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
- Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
- Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
- Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
- Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
- Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
Максимальный  показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации  считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».
    Черты лица человека и его характер.
При знакомстве с человеком сознательное, произвольное внимание наиболее долго концентрируется  на его лице. Желание узнать характер человека по его лицу существует у людей очень давно. Трудно найти другую область, в которой были бы переплетены реальные научные данные и обыденные, житейские знания. Существует множество книг (и научных, и популярных), где разбирается каждая черточка лица. Из многочисленных литературных источников нами были выбраны только те описания, которые обоснованы с точки зрения антропологии и психологии. Приведенные описания относятся только к людям с европейским типом внешности.
- Эталоном считается овальное лицо. Такое идеальное лицо имеет правильные пропорции, и кажется, что его обладатель должен был бы иметь идеальных характер. В жизни такие лица встречаются крайне редко, а идеальные характеры не встречаются вообще. Пропорции большинства лиц, скорее, тяготеют к тому или иному типу, сочетая в себе и признаки других.
- Продолговатое лицо - так называемый аристократический тип. Считается, что продолговатая форма лица (особенно если она достигается за счет высокого лба) свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности и рассудительности. Такие люди обладают организаторским талантом и ярков выраженной целеустремленностью.
- Круглое лицо традиционно ассоциируется с добродушием, миролюбием, мягкостью и обаянием. Считается, что круглолицые любят комфорт, вкусную еду и приятную компанию. Житейские обобщения порой заставляют считать круглолицего человека недалеким и простоватым. Кроме того, круглое лицо сейчас «не в моде». Наверное, поэтому многие женщины с таким лицом стремятся изменить его форму, чтобы оно выглядело более овальным.
- Человек с треугольным лицом, вероятно, обладает высокой чувствительностью, нередко – одаренностью, неординарностью мышления и тягой к новым впечатлениям.
- Квадратное лицо, форма которого создается квадратным подбородком и выдающимися скулами, характерно для людей, склонных во всем видеть причины материального свойства, энергичных, прямолинейных и жестких. Они могут быть очень дисциплинированными и исполнительными или, наоборот, мятежными бунтарями. Такими лицами часто обладают герои боевиков и приключенческих фильмов как образцы «суровой мужественности».
- Форма лица во многом определяется формой подбородка. Рассмотрим признаки характера, которые обычно связывают с этой частью лица.
- Широкий подбородок считается свидетельством волевых качество, склонности человека решать многие проблемы силовым путем и повышенным вниманием к материальной стороне жизни. Не исключено, что он может быть резким и грубым. А если к тому же у него большая голова, то это может быть проявлением упрямства и упорства.
- Закругленный подбородок указывает на то, что его обладатель – человек чувствительный и разумный.
    - Острый подбородок наводит на мысль о хитрости и, возможно, хорошем потенциале предпринимательских качеств.
    - Выдающийся вперед подбородок ассоциируется с волевыми качествами и уверенностью. Это, кстати, отмечается и в поведенческих реакциях: если человек хочет продемонстрировать уверенность и решительность, он обычно выдвигает подбородок вперед, чуть его приподняв, иногда, правда, это проявление заносчивости.
    - Скошенный вниз подбородок воспринимается как указывающий на недостаток волевых качеств (иногда «трудный характер»).
    - Раздвоенный подбородок у мужчин считается признаком страстной натуры, недаром такие мужчины часто пользуются успехом у женщин.
    - «Осмотр» других деталей лица начнем сверху. Кое-что можно сказать о человеке по форме его лба. Принято считать, что высокий и широкий лоб («сократовский») свидетельствует об уме человека, его склонности к интеллектуальным видам деятельности. Недаром интеллектуалов  иногда называют «высоколобыми». Круглая линия волос при высоком лбе указывает на независимость характера. Но иногда бывает трудно распознать действительно высокий лоб (например, если человек начинает лысеть со лба).
    - Наоборот, человек, у которого низкий, угловатый и скошенный лоб, воспринимается как имеющий низкий интеллект, и часто это действительно так. Узкий лоб при низкой линии волос указывает на посредственность, даже примитивность натуры.
    - Некоторую информацию о человеке несет форма его губТонкие губы воспринимаются как признак эмоциональной холодности, расчетливости. Чем больше выпрямлена линия губ, тем более сух и расчетлив человек, а если они образуют прямую линию, то принято считать, что от такого рода человека можно ожидать энергичных и решительных действий.
    - Толстые, выдвинутые вперед губы оцениваются как признак чувствительности и хорошего аппетита.
    - Несомкнутые, расслабленные губы являются признаком нерешительности.
    - Слабая и относительно плохо развитая верхняя губа при выпяченной нижней губе рассматривается как признак сомнения и тщеславия.
    - Если же вперед выдвинута верхняя губа, да к тому же она немного припухшая, это может быть свидетельством хорошего, неконфликтного характера.
    - Если уголки губ приспущены, то это признак привычного плохого настроения, пессимистичного взгляда на мир. Вероятно, такому человеку свойственна эгоцентричность и капризность. Губы, слегка кривящиеся в одну сторону, являются признаком нервозности и постоянной неудовлетворенностью жизнью
    - В завершение «осмотра» лица остановимся на общей подвижности мимики. По силе и скорости движений мимических мышц, по изменениям выражений лица можно судить о наличии быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, об активном восприятии происходящего. Очень подвижная мимика свидетельствует о быстрой реакции на внешние раздражители. Обычно она характерна для людей с импульсивным поведением. Малоподвижная мимика указывает на постоянство душевных процессов, свидетельствуя о редко изменяющемся, устойчивом настроении. Такая мимика ассоциируется со спокойствием, рассудительностью, надежностью и уравновешенностью. Мимика способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Она несет в себе до 70% информации о человеке. Кроме того, подвижность мимики зависит от национальных особенностей. У народов Северной Европы лица относительно малоподвижные, а у народов Южной Европы и Латинской Америки – более подвижные. Мимика народов Востока и тем более людей других рас вообще малопонятна большинству российских наблюдателей.
    Общие принципы анализа невербального поведения.
 
Первоначальную  информацию о психологических особенностях клиента можно почерпнуть из наблюдений за внешностью и стилем поведения. При  дальнейшем общении все слова  и действия работника сервиса  становятся сигналами, на которые клиент реагирует в соответствии со своими внутренними мотивами и состояниями. Причем информацию несут не только осознанные речевые ответы, но и невербальные реакции, т.е. почти неосознаваемые мимические и телесные движения  и изменения голоса. Именно эти малозаметные для неподготовленного наблюдателя элементы поведения могут стать «окошком», через которое можно «заглянуть» во внутренний мир человека.
Для работников сервиса умение разбираться в  особенностях поведения людей, внутренних мотивов поведения особенно важно. Умение правильно понять желания  и намерения клиента поможет  предотвратить конфликт, от этого  часто зависит успех всего  дела и даже безопасность людей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.