На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранения в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ  В г.ПЫТЬ-ЯХ 

Специальность: «Финансы и кредит»
(срок  обучения 3 года). 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
 

             По  дисциплине: Финансы
      На  тему: Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранения в Российской Федерации 
       

                                              
                                                                                            Преподаватель:
                                 к.э.н., доцент
                                 Табунщикова Т.Ф.
                                 Студент ОЗО 2 курса
                                                                                       Бенке А.С 
     
     

Пыть-Ях  2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..………3
ГЛАВА№1 ПОНЯТИЕ, ФИНАНСИРОВАНИЕ, СУБЪЕКТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
      Обязательное медицинское страхование …………………….…….…………5
      Финансирование медицинского страхования…………………………...…….7
      Необходимость создания обязательного медицинского страхования……..10
      Субъекты обязательного медицинского страхования……………………….12
ГЛАВА №2 ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
      Фонды обязательного медицинского страхования……………………….…13
      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования………...….14
      Территориальный фонд обязательного медицинского страхования……….18
      Страховые медицинские организации……………………………..…………21
      Роль системы ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ………………………………………………………………..…23
      Проблемы медицинского страхования в России. Возможные пути выхода…………………………………………………………………….……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...…...34
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Как известно, Россия в последнее десятилетие  переживает настоящий реформаторский бум: в той или иной степени  успешно реформируются многие сферы  деятельности - судебная реформа, военная  реформа, реформа системы пенсионного обеспечения…
     Здравоохранение не стало исключением. Самым масштабным изменением системы здравоохранения новейшего периода стало изменение принципов и структуры финансирования оказания медицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С правовой точки зрения произошёл переход от административного регулирования финансирования здравоохранения к регулированию нормами гражданского права.
     С точки зрения экономики и социального  обеспечения российская система здравоохранения перестала быть полностью государственной и приобрела черты страховой медицины.
     Принципиальное  различие между государственной  и страховой медициной заключается  в том, что при государственной  системе организации медицинской  помощи здравоохранение полностью  финансируется из государственного бюджета. При страховом принципе финансирования средства на здравоохранение формируются за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также взносов предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Существует и третья система организации медицинской помощи - это частная медицина, в которой весь объём медицинской помощи оплачивается самим пациентом.
     Государственная медицина зачастую не обеспечивает необходимого качества медицинской помощи вследствие недостаточного бюджетного финансирования и неэффективного распределения имеющихся средств. Частная медицина доступна не всем. Поэтому в мире система медицинского страхования признана наиболее оптимальной формой организации оказания медицинской помощи.
     В идеале страховая медицина призвана обеспечивать за счёт своих источников финансирования качественную медицинскую помощь любому застрахованному лицу. В этом заключается социальная функция страховой медицины - так как периодичность платежей не соответствует периодичности обращения за медицинской помощью, реализуется так называемый накопительный принцип страхования; кроме того, установленная законодательством одинаковая для всех ставка отчислений на нужды страховой медицины формирует денежные средства, затрачиваемые на лечение в том числе социально незащищённых граждан, обеспечивая равные объём и качество медицинской и лекарственной помощи любому застрахованному.
     В России основным нормативным актом, регулирующим медицинское страхование, является Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", принятый 28 июня 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), который провозглашает, что медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целями которой являются гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
     Медицинское страхование осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА №1  ПОНЯТИЕ, ФИНАНСИРОВАНИЕ, СУБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
      ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
     Обязательное  медицинское страхование (ОМС) - один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания (регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»). В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на ОМС.
     Согласно  Закону "О медицинском страховании граждан в РФ", ОМС обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования".
     В России действуют ОМС является Базовая  и Территориальные программы  ОМС. Базовая программа ОМС - разрабатывается Министерством здравоохранения РФ, согласовывается Министерством финансов РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством. Базовая программа включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования.
     Медицинская помощь в рамках базовой программы  предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
     Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.
     Основная  цель ОМС состоит в сборе и  капитализации страховых взносов и предоставления за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. ОМС является частью системы государственной системы социальной защиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице. Также благодаря системе ОМС осуществляется дополнительное к бюджетным ассигнованиям финансирование здравоохранения и оплаты медицинских услуг. Необходимо отметить, что возмещение заработка, потерянного за время болезни осуществляется уже в рамках другой государственной системы - социального страхования и не является предметом ОМС.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ФИНАНСИРОВАНИЕ  МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
     Необходимость внедрения медицинского страхования  в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.
     По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.
     В связи с внедрением принципов  медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.
     Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц. Госбюджет выполняет защитную функцию по отношению к социально незащищенным группам населения (пенсионеры, инвалиды, дети) и работникам сферы образования, культуры, здравоохранения, управления. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации). Эти расходы включаются в себестоимость продукции предприятия (работ или услуг).
     Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между ЛПУ и населением. Однако максимальный эффект функционирования страховой медицины может быть достигнут лишь тогда, когда потребитель пользуется свободой выбора как ЛПУ и врача, так и тех посредников, которые гарантируют пациенту (страхователю) защиту его интересов. В противном случае монополия посредника порождает корпоративные интересы, противоположные интересам конечного потребителя.
     В соответствии со ст.10 Закона РФ «О медицинском  страховании» источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:
    средства республиканского бюджета (Российской Федерации), бюджетов республик в составе РФ и местных  бюджетов;
    средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
    личные средства граждан;
    безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
    доходы от ценных бумаг;
    кредиты банков и других кредиторов;
    иные источники, не запрещенные законодательством.
     Из  этих источников формируются:
    финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения;
    финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.
     Финансовые  средства государственной системы  ОМС предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. В большинстве зарубежных стран с развитой системой обязательного медицинского страхования существует три основных источника финансирования обязательного медицинского страхования:
    отчисления из бюджета;
    средства предпринимателей;
    личные средства граждан.
     В России финансовые средства системы ОМС формируются из двух источников:
    платежи из бюджета;
    отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования в настоящее время в размере 2.8% от начисленной заработной платы.
     Средства  поступают через банки в фонды  обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.
     В формировании и использовании фондов обязательного медицинского страхования есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным страхованием развиваются негосударственные – добровольные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ОМС
     Одной из основных причин введения ОМС явилась необходимость улучшения здравоохранения, так как выделяемые ранее средства из госбюджета не доходили до поликлиник и больниц, распыляясь на нужды, далекие от потребностей медицины.
     Второй  причиной стала насущная необходимость повышения качества медицинского обслуживания. Недаром говорилось: «лечиться даром - даром лечиться».
     Третья  причина состояла по существу в «крепостной» привязанности жителей к своим районным, сельским и городским поликлиникам по месту жительства.
     Внедрение ОМС в нашей стране дает возможность не только выбора поликлиники, но и лечащего врача. По данным только одной страховой компании, 10% пациентов предпочли сменить лечебное учреждение, к которому они были прикреплены. Страховые компании являются важным фактором поднятия качества медицинского обслуживания, так как за плохое лечение пациента, по решению экспертного совета, врач может заплатить из своего кармана.
     В медицинском страховании появилась  фигура частнопрактикующего врача. Узаконив частных специалистов, поставив их в равные стартовые условия, в том числе и в налогообложении, с другими врачами, тем самым создали условия для развития конкуренции в здравоохранении, что, безусловно, только на пользу пациентам.
     Согласно  закону, врач, работающий в системе первичной помощи, получил возможность стать распорядителем всей суммы средств, отпущенных на медицинское обслуживание пациентов. Иными словами, принципиально меняются функциональные обязанности врача. Он становится в ответе за все - и за оказание первичной помощи, и за реабилитацию больного, оплачивая услуги консультантов, лечение в стационаре и т.п.  
     Медицинское страхование - это не автоматическое увеличение окладов, а реальная плата  за медицинские услуги, оказываемые  пациентам. Это право врача зарабатывать самому, а не пробивать вместе с профсоюзом более высокие оклады. Медицинское страхование должно стать тем экономическим рычагом, который позволит провести структурную перестройку системы здравоохранения, сократить лишних врачей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СУБЪЕКТЫ  ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
     Законом "О медицинском страховании  граждан в РФ" определён круг лиц, участвующих в системе ОМС  и обеспечивающих её работоспособность.
     В первую очередь это страхователи - любые предприятия, учреждения, организации, а также государство в лице местных органов государственной власти, уплачивающие взносы на ОМС. С 1 января 2001 года взносы в фонды ОМС уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового Кодекса РФ.
     Следующий участник системы ОМС - страховые медицинские организации. Это юридические лица, имеющие лицензию на право деятельности по обязательному медицинскому страхованию. Страховая медицинская организация (страховая компания) заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС, осуществляет деятельность по ОМС на некоммерческой основе, выдаёт страховые полисы, а также контролирует объём, сроки и качество медицинской помощи и защищает интересы застрахованных.
     Медицинские учреждения - ещё один участник системы ОМС - учреждение независимо от форм собственности, лицензированное на осуществление определённой деятельности и услуг по программам ОМС, а также имеющее аккредитацию, то есть соответствующее установленным профессиональным стандартам.
     И, наконец, самые многочисленные участники  системы ОМС - застрахованные лица - граждане России, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня дохода, а также иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, которые имеют право на бесплатное (для них) получение медицинских услуг, включённых в государственную программу обязательного медицинского страхования.  

ГЛАВА №2  ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ.
2.1. ПОНЯТИЕ: ФОНДЫ МЕДИЦИНСКОГО СТАХОВАНИЯ
     Фонды ОМС – это самостоятельные  государственные кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования. Фонды ОМС предназначены для аккумулирования страховых взносов, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
     По  Закону «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» существует три группы субъектов управления организацией и финансированием ОМС. Эти субъекты заключают договора осуществление ОМС, собирают и аккумулируют страховые взносы, направляют средства на оплату медицинских услуг. С точки зрения теории страхования они выступают страховщиками, но имеют существенные различия и обладают строго разграниченными полномочиями по выполнению конкретных страховых операций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО  СТРАХОВАНИЯ (ФФОМС)
     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) создан Верховным Советом РФ и Правительством РФ как самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Федеральный фонд ОМС освобожден от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
     Основными задачами Федерального фонда, согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857, являются:
    финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»
    обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС
    аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС
    Основными функциями Федерального фонда являются:
    осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС
    разработка предложений о размере взносов на обязательное медицинское страхование
    осуществление в соответствии с установленным порядком аккумулирования финансовых средств Федерального фонда
    выделение в установленном порядке средств территориальным фондам ОМС, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ ОМС
    осуществление совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы РФ контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды ОМС
    осуществление совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС, в том числе путем проведения соответствующих и целевых проверок
    осуществление в пределах своей компетенции организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования ОМС
    внесение предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных актов по вопросам ОМС
    участие в разработке базовой программы ОМС граждан
    осуществление сбора и анализа информации, в том числе о финансовых средствах системы ОМС, и представление соответствующих материалов в Правительство РФ
    организация подготовки специалистов для системы ОМС
    изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов по вопросам ОМС
    организация научно-исследовательских работ в области ОМС
    участие в международном сотрудничестве по вопросам ОМС
    ежегодно в установленном порядке представление в Правительство РФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.
     Финансовые  средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
      Финансовые  средства Федерального фонда образуются за счет:
    части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на ОМС в размерах, устанавливаемых федеральным законом
    ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках ОМС
    добровольных взносов юридических и физических лиц
    доходов от использования временно свободных финансовых средств
    нормированного страхового запаса Федерального фонда
    поступлений их иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
      Страховые взносы (отчисления) в Федеральный  фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.
      Временно  свободные финансовые средства ФФОМС в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
      Доходы  от использования временно свободных  финансовых средств и нормированного страхового запаса ФФОМС могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда.
      Затраты на содержание ФФОМС, создание и поддержание  его материально-технической базы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда.
      Финансовые  средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при  утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
      ФФОМС ежегодно разрабатывает бюджет и  отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.
      Управление ФФОМС осуществляется коллегиальным органом – правлением и директором фонда.
      Состав  правления Федерального фонда утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года.
      Контроль  за деятельностью Федерального фонда  осуществляет ревизионная комиссия.
      Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает  аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ И ИХ ФИЛИАЛЫ (ТФОМС)
     Порядок создания и деятельности ТФОМС регламентируется Положением о территориальном фонде  обязательного медицинского страхования.
     Территориальный фонд является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами РФ. Это самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, подотчетное органам представительной и исполнительной власти. Территориальный фонд освобожден от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.