На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Таможенное право: предмет, методы, нормы, источники субъекты

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    МОСКОВСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
    МОСКОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ ФИЛИАЛ 

                         
 
 
 

                                      Контрольная работа 

Предмет :Таможенное право
Тема  : Таможенное право: предмет, методы, нормы, источники субъекты. 
 
 
 

Выполнил :  Зейналов Т.Ф
   Проверил(а) :____________ 
 
 

Руза 2012
Содержание 
 

Введение....................................................
Таможенное право: предмет, система, источники  

1. Предмет таможенного права................................  

2. Соотношение таможенного права с другими отраслями права..  

3. Основные цели и принципы таможенного права...............  

4. Система таможенного права................................  

5. Источники таможенного права..............................  

6. Таможенное право как отрасль права и как учебная дисциплина..................................................... 
Заключение..................................................
Список литературы........................................... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение 

Известно, что каждая отрасль права имеет свой предмет  и метод регулирования. Поскольку  таможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в  правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования  представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Следует заметить, что среди юристов  отсутствует единодушие в вопросе  о том, существует ли самостоятельная  отрасль российского права –  таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты  полагают, что можно говорить о  таможенном праве как об отрасли (подотрасли либо даже одном из институтов) административного права, его своеобразной отдельной ветви. 

Такие взгляды вполне имеют право на существование, как  и концепция таможенного права, в соответствии с которой оно  рассматривается в качестве отрасли  права. Именно эта концепция лежит  в основе анализа данной проблемы. Взятое без необходимых разъяснений  понятие таможенного права несколько  условно и далеко не бесспорно. Приступая  к его анализу стоит заметить, что аналогичный подход к рассмотрению отрасли права уже был рассмотрен в юридической литературе. Поэтому  я в своей курсовой работе постараюсь рассмотреть эту проблему в полном объеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 

таможенное право: предмет, система, источники 

1. предмет таможенного  права 

В основу разграничения  отраслей права юридическая наука  издавна кладет предмет правового  регулирования, то есть круг общественных отношений, регулируемых нормами той  или иной отрасли права. Предмет  правового регулирования – ведущий  критерий выделения отраслей права. Каждая отрасль права имеет свой специфический предмет правового  регулирования. 

Предметом таможенного  права являются общественные отношения, носящие комплексный характер. Этот круг отношений обусловлен самим  содержанием и структурой таможенного  дела, которое и является предметом  правового регулирования. 

Вопрос о предмете регулирования таможенного права  является наиболее сложным и, пожалуй, одним из наименее разработанных  в юридической науке. Лишь в некоторых  публикациях по таможенной политике высказывались соображения по этому  поводу. Так, К.К. Сандровский отмечал: «Применительно к таможенному праву  таким предметом являются общественные отношения, возникающие в связи  с установленным государством таможенным режимом и проведением таможенной политики в целом». Недостатком данного  определения является то, что оно  не отражает таможенного дела в целом. Внимание акцентируется только на одной, хотя и очень важной, сердцевиной  его части (таможенная политика). В  этом определении предмет правового  регулирования в какой-то мере сведен к более узкому понятию – таможенному  режиму, который представляет собой  совокупность правил и положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ для таможенных целей. 

Таможенное дело по своему составу и структуре  – явление сложное, многоплановое, оно имеет комплексный характер. Поэтому и общественные отношения  в сфере таможенного дела могут  быть подразделены на группы, отличающиеся значительной спецификой и регулируемые нормами разных отраслей права: конституционного (государственного); в доминирующей части – административного и  административно-процессуального; гражданского; уголовного; трудового и других отраслей права, а в определенной части  – и международного права. 

Если попытаться классифицировать общественные отношения, входящие в предмет регулирования  таможенного права, то в соответствии с принятой структурой таможенного  дела, они могут быть представлены в следующем виде. 

Первая группа –  общественные отношения в сфере  таможенной политики; вторая – отношения  и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров  и транспортных средств; третья –  отношения, характеризующие статус таможенных режимов; четвертая –  отношения в области таможенно-тарифного  регулирования; пятая – отношения  в области взимания таможенных платежей; шестая – отношения, связанные с  таможенным оформлением; седьмая –  отношения в области таможенного  контроля; восьмая – отношения  в сфере таможенной статистики; девятая  – отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере  таможенного дела; десятая – отношения, связанные с нарушением таможенных правил и ответственностью за них; одиннадцатая – отношения, возникающие в связи  с производством по делам о  нарушениях таможенных правил; двенадцатая  – отношения, возникающие в связи  с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил. 

Общим признаком, объединяющим все названные группы отношений  в единое целое, является то, что  в совокупности они составляют общественные отношения в сфере таможенного  дела. Все эти отношения имеют  управленческий характер и во многом охватываются административно-правовым регулированием. Некоторые отношения  в области таможенных платежей регулируются нормами банковского права. В  частности, согласно статьи 122 Таможенного  кодекса, в качестве обеспечения  уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Центрального банка на проведение операций в иностранной  валюте. 

В тех случаях, когда  уплата таможенных платежей обеспечивается залогом товаров и транспортных средств, связанные с этим отношения, в частности оформление залога и  обращение взыскания на предмет  залога, регулируются в соответствии с законодательством РФ о залоге. 

Некоторые отношения, связанные со статусом должностных  лиц таможенных органов, регламентируются нормами трудового права. 

Таким образом, главной  отличительной чертой всего массива  общественных отношений в сфере  таможенного дела является их комплексный  характер в целом, неоднородность разных групп и блоков этих отношений. Это  в значительной мере обусловливает  возможность объединить их в единое целое и выделить в качестве предмета регулирования таможенного права. 

Само таможенное дело – не застывшее, неподвижное  явление, его состав и структура  постоянно развиваются и видоизменяются, в нем появляются новые элементы. В связи с этим видоизменяется правовое регулирование общественных отношений в сфере таможенного  дела. Само наличие этих отношений, имеющих комплексный характер, является объективным фактором, обусловливающим  возможность выделения таможенного  права в самостоятельную отрасль  права. Эта объективная возможность  подкрепляется субъективными факторами. Речь идет, прежде всего, о правовом регулятивном воздействии на эти отношения. Результатом такого воздействия является приобретение названными отношениями правовой формы, юридической «оболочкой». Таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела. 

К предмету регулирования  таможенного права следует отнести  характер и содержание таможенного  права, основы таможенной политики, статус и функции таможенных органов, порядок  перемещения через таможенную границу  товаров и транспортных средств, таможенные режимы, таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль; отношения, возникающие в  связи с совершением контрабанды  и иных преступлений в сфере таможенного  дела, а также в связи с нарушениями  таможенных правил и ответственностью за них; производство по делам о нарушениях таможенных правил. 

К существенным особенностям российского таможенного права  относится следующее. Эта правовая отрасль формируется и функционирует  в условиях возникновения и развития рыночных экономических отношений  и углубления приватизационных процессов. Она развивается с учетом и  на базе интеграции российской экономики  в мировое хозяйство, оказывающей  значительное влияние на развитие внутриэкономических  процессов и характер внешнеэкономической  деятельности страны. И таможенное дело, и таможенное право в России развиваются в направлении сближения  с общепринятыми международными нормами и практикой. 
 

2. соотношение таможенного  права с другими 

    отраслями  права 

Конституционное право, имеющее основополагающий, исходный характер для всех остальных отраслей права, играет такую роль и по отношению  к таможенному праву. Некоторые  нормы конституционного права, не теряя  такого своего значения, одновременно входят в состав таможенного права. Это, например, часть 1 статьи 74 Конституции  о недопущении установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для  –свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 

Таможенное право  должно развиваться в соответствии с нормами и положениями конституционного права. Возможности такого развития имеются. Уже сейчас можно определить некоторые его основные направления. Но в Таможенном Кодексе по существу ничего не сказано о роли субъектов  Российской Федерации в таможенном регулировании, что является очевидным  пробелом. Конституционные положения  призваны стать правовыми стимуляторами  обновления ТК, привести к его дополнениям  и изменениям. Нуждаются в изменении  в соответствии с новой Конституцией и другие крупные акты таможенного  законодательства, например, законы «О таможенном тарифе», «О вывозе и ввозе  культурных ценностей». 

Рассмотрим теперь соотношение между уголовным  и таможенных правом. Будучи комплексным  по характеру и структуре, таможенное право вбирает в себя нормы  уголовного и уголовно-процессуального  права. Речь идет о формировании в  Таможенном Кодексе статей о контрабанде, других преступлениях в сфере  таможенного дела. Санкции за совершение таких преступлений в Таможенном Кодексе не устанавливаются –  в нем содержатся отсылочные нормы  к УК. 

Административное  право наиболее тесно среди всех других отраслей соприкасается с  таможенным правом. Нормы материального  административного права и административно-процессуальные нормы занимают доминирующее, ведущее  положение в системе правовых норм таможенного права. Однако это  не означает, что таможенное право  поглощается административным правом. Хотя административно-правовые нормы занимают центральное место в таможенном праве, последнее вследствие многообразия и неоднородности регулируемых им отношений не растворяется в административном праве, сохраняет свою специфику, будучи одной из комплексных отраслей современного российского права. 

Обнаруживается и  взаимосвязь таможенного и трудового  права. Речь идет о нормах ТК, касающихся правового статуса должностных  лиц, их прав и обязанностей в области  труда. Так, согласно статье 433, должностному лицу таможенного органа предоставляется  дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается в соответствии со стажем службы в этих органах. 
 

3. основные цели  и принципы таможенного права 

Основными целями таможенного  права являются: 

1)   создание  условий для эффективной деятельности  таможенных и других государственных  органов по осуществлению таможенного  дела, его развитию и совершенствованию; 

2)   обеспечение  оптимальной научной обоснованной  организации таможенной системы,  объединяющей таможенные и иные  государственные (исполнительные) структуры,  обеспечивающие реализацию таможенной  политики; реализация этой цели  предполагает обеспечение развития  демократических начал таможенной  системы в целом и статуса  таможенных органов в особенности; 

3)   создание  надежных условий обеспечения  законных прав и свобод граждан,  их общественных объединений  при осуществлении таможенного  дела, обеспечение соблюдения прав и исполнения обязанностей граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях. Реализации этой цели служат многие новеллы таможенного законодательства. В ней проявляется демократический характер российского таможенного права; 

4)   обеспечение  соблюдения социально-экономических  приоритетов и интересов России  в целом и субъектов Федерации.  В первую очередь речь идет  об экономическом суверенитете  и экономической безопасности, защите  российского рынка, стимулирования  развития национальной экономики,  а также об активизации связей  российской экономики с мировым  хозяйством. 

Принципами таможенного  права являются: 

1.   Законность  – один из основополагающих  принципов таможенного права  и функционирования таможенной  системы России в целом. Этот  важнейший принцип всех правовых  отраслей закреплен в нормах  конституционного права, имеющих  основополагающее значение для  таможенного права. В соответствии  с ч.2 ст.15 Конституции, «органы  государственной власти (а таможенные  органы – это исполнительные  органы государственной власти), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законы».  Более конкретно этот принцип  отражен в ряде статей Таможенного  Кодекса. Так в ст.2 ТК говорится  об определении целей таможенной  политики в соответствии с  Кодексом и другими законодательными  актами РФ. Одной из основных  задач таможенных органов согласно  п.2 ст.10 является обеспечение соблюдения  законодательства. 

Одно из конкретных проявлений принципа законности в таможенном праве – это обеспечение законности при применении мер воздействия  за нарушения таможенных правил. В  ст.248 ТК установлено: «Никто не может  быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе  как на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение, а также исполнение постановлений таможенных органов Российской Федерации о наложении взысканий осуществляются строго на основании законности. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими предусмотренными законодательством Российской Федерации способами». 

2.   Демократизм  как принцип таможенного права  имеет многообразные проявления  и формы. В Преамбуле Таможенного  Кодекса содержатся положения  об обеспечении защиты прав  граждан, хозяйствующих субъектов  в области таможенного дела. Согласно  п.14 ст.10 ТК таможенные органы  содействуют осуществлению мер  по защите общественного порядка,  нравственности населения, жизни  и здоровья человека, защите животных  и растений, охране окружающей  и природной среды, защите интересов  российских потребителей ввозимых  товаров. Разделом XI ТК предусмотрены  информирование, консультирование  и принятие предварительных решений  по таможенно-правовым вопросам. В ТК содержатся и другие  конкретные нормы, характеризующие  демократизм таможенного права.  В частности, ст.308 ТК «Права  лица, привлекаемого к ответственности  за нарушение таможенных правил»  установлено, что лицо, привлекаемое  к ответственности за нарушение  таможенных правил, вправе знать,  за какое нарушение таможенных  правил оно привлекается к  ответственности; знакомиться с  материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, обжаловать  постановление по делу. О демократизме  таможенного дела свидетельствует  предусмотренный раздел XIII ТК институт  обжалования и рассмотрения решений,  действий или бездействия таможенных  органов и их должностных лиц.  В этот раздел входят четыре  главы, в которых последовательно  регламентируются общие положения  об обжаловании, первоначальное  обжалование, вторичное обжалование,  рассмотрение решений, действий  или бездействий таможенных органов  РФ и их должностных лиц  в связи с протестом прокурора,  а также в порядке контроля. Глава 48 ТК специально посвящена обжалованию постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил. 

Демократизм российского  таможенного права обуславливает  его гласный и общедоступный  характер. В ТК включен самостоятельный  раздел XI «Информирование и консультирование. Предварительные решения». Это характеризует  нацеленность таможенного законодательства на широкое ознакомление населения, всех интересующихся лиц с информацией  по таможенным вопросам. Демократизм  российского таможенного права  проявляется в ст.393-396 ТК, предусматривающих  принятие таможенным органом предварительного решения. Положения, зафиксированные  в этих статьях, позволяют расширить  набор таможенных инструментов и  средств регулирования различных  аспектов таможенного дела на разных стадиях таможенного процесса, дают возможность юридическим и физическим лицам более гибко решать таможенные вопросы, сообразуясь со своими потребностями  и конкретными возможностями. 

3.   Полномасштабное  и четкое таможенное регулирование  как принцип таможенного права  предполагает: а) отнесение таможенного  регулирования к ведению РФ, как  это предусмотрено пунктом «ж»  ст.71 Конституции; б) полноту и  масштабность охвата правовым  регулированием общественных отношений  в сфере таможенного дела. Речь  идет о максимально возможном  обеспечении именно правового  регулирования этого вида отношений.  Постоянное обновление правового  регулирования, устранение имеющихся  пробелов – обязательное условие  эффективного функционирования  таможенного права, соответствие  его новым политическим и социально-экономическим  реалиям России. 

4.   Обеспечение  эффективности таможенно-правовых  средств и инструментов и их  рационализация. Таможенное право  не может эффективно и целенаправленно  реализоваться без умножения  и рационализации всего набора  таможенно-правовых средств и  инструментов. Многое в этом плане  уже намечено в ТК. Речь идет  о расширении средств таможенного  контроля; введении в таможенный  оборот многообразия таможенных режимов; таких новых инструментах как таможенный брокер, таможенный переводчик, служащий по таможенному оформлению. В то же время, в этом направлении таможенной деятельности еще сохраняются резервы, в частности, на каких участках, как перемещение товаров и транспортных средств, таможенный контроль, таможенные платежи. 

5.   Учет опыта  международно-правового сотрудничества  и регулирования в области  таможенного дела. Можно без преувеличения  утверждать: тенденции развития  российского таможенного права  отражают его нацеленность на  международно-правовое сотрудничество  и участие России в межгосударственном  регулировании в сфере таможенного  дела. Эти тенденции в развитии  таможенного права подтверждаются  содержанием соответствующих статей  ТК, а также ряда международно-правовых  соглашений и иных такого рода  актов с участием России. 

Этот принцип четко  отражен в ст.2 ТК: «Российская  Федерация стремится к активному  участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Российской Федерации развивается  в направлении гармонизации и  унификации с общепризнанными международными нормами и практикой». Более конкретно  данный принцип воплощен в п.17 ст.10 ТК, в соответствии с которым таможенные органы «обеспечивают выполнение международных  обязательств Российской Федерации  в части, касающейся таможенного  дела; осуществляют сотрудничество с  таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами  таможенного дела». 
 

4. система таможенного  права 

Обычно выделение  правовых образований и признание  их в качестве отраслей права связываются  не только с характерными и специфическими для каждой из них предметом и методом регулирования либо праовым (юридическим) режимом, но и с определенной их целостностью, независимо от того, каков характер этой отрасли права, является ли она базовой (профилирующей), специальной или комплексной. Это положение полностью относится и к таможенному праву. Системообразующими факторами в этом случае выступают комплексный характер регулируемых им общественных отношений, обусловленных спецификой самого таможенного дела, и одновременно комплексное правовое регулирование. Нормы, составляющие таможенное право, будучи включенными прежде всего в ТК, обретают необходимые последовательность, стройность, внутреннюю согласованность и образуют некую целостную систему. В этом смысле только и можно понимать таможенное право. Целостный и системный характер таможенного права обуславливается единством и комплексным характером таможенного дела. 

Понятие «система таможенного  права» включает в себя подразделение  юридических норм этой отрасли на главные части, основные разделы, институты  и входящие в них нормы. 

С некоторой долей  условности можно подразделить таможенное право на общую и особенную  часть, как это принято и в  других отраслях права. 

В общую часть  входят понятие и содержание таможенного  дела, таможенный политики и ее целей, таможенной территории и таможенной границы Российской Федерации и  другие общие термины и понятия, относящиеся к регламентации  таможенного дела и закрепленные в таможенном законодательстве. Общая  часть таможенного права несколько  уже общей части учебного курса  «Таможенное право Российской Федерации», включающей разделы о научно-теоретических  основах таможенного дела и об истории таможенного права, о  предмете, системе и источниках таможенного  права, не входящие, естественно, в общую  часть права. 

К общей части  таможенного права относятся  разделы о субъектах таможенного  права; о формах и методах деятельности таможенных органов; об ответственности  в таможенном праве. 

Система особенной  части таможенного права сформирована с учетом специфики соответствующих  блоков, элементов таможенного дела. Она включает правовое регулирование  порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; таможенного тарифа и взимания таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности. К ней же относятся  дознание, осуществляемое таможенными  органами, их оперативно-розыскная  деятельность, производство по делам  о нарушении таможенных правил и  их рассмотрения. 
 

5. источники таможенного  права 

Под источниками  таможенного права, как и любой  другой отрасли права, понимаются исходящие  от органов государственной власти официально-документальные формы выражения  и закрепления норм права. 

Источниками таможенного  права как отдельной правовой отрасли являются правовые акты, в  которых содержатся нормы таможенного  права. К их числу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные  акты Президента и Правительства  РФ, министерств, государственных комитетов  и других федеральных органов  исполнительной власти. Нормы таможенного  права содержатся также в некоторых  актах региональных таможенных управлений. К источникам таможенного права  можно отнести те международные  договоры и соглашения в сфере  таможенного дела, которые признает и в которых участвует Российская Федерация, например, Соглашение о принципах  таможенной политики от 13 марта 1992 года, подписанное большинством стран СНГ. Каждый из перечисленных источников таможенного права имеет свою специфику. 

1.   Конституция,  будучи основным источником таможенного  права, содержит достаточно ограниченное  число юридических норм, непосредственно  относящихся к таможенному праву.  Это, например, уже упоминавшаяся  ч.1 ст.74 Конституции, в соответствии  с которой на территории России  не допускается установление  таможенных границ, пошлин, сборов  и каких-либо препятствий для  свободного перемещения товаров,  услуг и финансовых средств;  пункт «ж» ст.71, в соответствии  с которым таможенное регулирование  отнесено к ведению Федерации.  Однако многие конституционные  нормы более общего характера  также имеют отношение к таможенному  праву. Это часть 1 ст.8 о поддержке  конкуренции и свободе экономической  деятельности и ч.2 ст.8 о признании  и защите равным образом частной,  государственной, муниципальной  и иных форм собственности;  часть 1 ст.34 о праве каждого  на свободное использование способностей  и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности; часть  3 ст.15, в соответствии с которой  любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если  они не опубликованы официально  для всеобщего сведения. Перечисленные  конституционные нормы являются  исходными положениями для таможенного  права. 

Таким образом, Конституция  занимает особое место среди других источников таможенного права. Будучи основным законом России, она предопределяет характер таможенного права в  целом. В этом состоит главная  особенность Конституции как  источника таможенного права. Конституция  является не только юридической базой  для последующего развития таможенного  права, как, впрочем, и ряда других правовых отраслей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.