На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация системы управления собственным капиталом предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ 
 

 
Кафедра  финансов, кредита и банковского  дела

 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине «Финансовый менеджмент» на тему:
«Организация системы управления собственным капиталом предприятия». 
 
 

                                                           Выполнила:   
                                                           Студентка группы  
                                                                 

                                                           Научный руководитель: 
                                                         
    профессор  
                                                                                   
     
     
     
     
     
     

Москва, 2011 г. 

Оглавление 

 

Введение

     В настоящее время управление предприятием как экономической системой требует  решения многочисленных проблем, причиной которых являются как внешние, так и внутренние факторы. При этом одним из основных внутренних факторов неопределенности для принятия управленческих решений является неполная информация, как о текущем состоянии, так и о перспективах развития собственного предприятия. Решение этих проблем требует формирования новых подходов к управлению и инструментов их внедрения, которые помогли бы модифицировать организационную и информационную структуры предприятия таким образом, чтобы четко улавливать тенденции изменений и мгновенно приспосабливаться к ним. В качестве такой концепции можно использовать управление собственным капиталом предприятия. В данной работе рассмотрено управление собственным капиталом предприятия, так как именно формирование структуры капитала, полностью удовлетворяющей всем потребностям и возможностям предприятия, является одной из основных экономических проблем руководителей на сегодняшний день.
     Управление  собственным капиталом предприятия  получает в последние десятилетия  все более широкий теоретический  базис и эффективные формы практической реализации. Круг вопросов, решаемых этим видом функционального управления предприятием, настолько обширен, что принимаемые управленческие решения в этой области неразрывно связаны со всеми основными видами деятельности предприятия и всеми стадиями его жизненного цикла, что и определило актуальность данного исследования.
     Целью курсовой работы является рассмотреть  понятие и структуру собственного капитала, управление собственным капиталом: задачи, этапы, механизм, а так же роль дивидендной и эмиссионной политики в управлении собственным капиталом.

Глава 1. Понятие собственного капитала предприятия

1.1. Понятие собственного  капитала и его  структура

      Собственный капитал характеризует общую  стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для  формирования определенной  части  активов.  Эта  часть  актива,  сформированная  за  счет инвестированного в них  собственного  капитала,  представляет  собой  чистые активы предприятия. Собственный капитал включает в себя различные по  своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования  источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал. Кроме того,  в состав  собственного  капитала,  которым  может  оперировать   хозяйствующий субъект  без  оговорок  при  совершении  сделок,   входит   нераспределенная
прибыль;  фонды  специального  назначения  и   прочие   резервы.   Также   к собственным    средствам    относятся    безвозмездные     поступления     и
правительственные  субсидии
      Уставный  капитал (складочный капитал, уставный фонд) организации представляет собой совокупность средств, вложенных собственниками организации при ее учреждении. Уставный капитал организации определяет минимальный размер имущества организации, гарантирующего интересы ее кредиторов. Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами. Увеличение и уменьшение уставного (складочного) капитала производятся по результатам рассмотрения итогов деятельности организации за предыдущий год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.
      Резервный капитал. Представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенную для внутреннего страхования его хозяйственной деятельности. Размер этой резервной части собственного капитала определяется учредительными документами. Формирование резервного капитала осуществляется за счет прибыли предприятия (минимальный размер отчислений прибыли в резервный фонд регулируется законодательством).
      Специальные (целевые) финансовые фонды. К ним относятся целенаправленно сформированные фонды собственных финансовых средств с целью их последующего целевого расходования. В составе этих финансовых фондов обычно выделяют: амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд охраны труда, фонд развития производства и т.д. Порядок формирования и использования средств этих фондов регулируется уставом и другими учредительными документами предприятия.
      Нераспределенная  прибыль. Характеризует часть прибыли предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками (акционерами, пайщиками) и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования на развитие производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.
      Прочие  формы собственного капитала. К ним относятся расчеты за имущество (при сдаче его в аренду), расчеты с участниками (по выплате им доходов в форме процентов или дивидендов) и некоторые другие, отражаемые в первом разделе пассива баланса.

1.2. Источники формирования собственного капитала

      Собственный капитал формируется и пополняется из следующих источников:
      – средства, вложенные собственниками организации при ее учреждении (уставный капитал, складочный капитал, уставный фонд);
      – чистая прибыль прошлых лет и  отчетного года за вычетом уплаченных из нее доходов и дивидендов учредителям (участникам). Чистая прибыль есть часть прибыли, остающаяся в распоряжении организации после выплаты налога на прибыль и иных платежей в бюджет;
      – безвозмездные взносы учредителей, других физических и юридических  лиц;
      – средства целевого финансирования, вложенные на безвозвратной основе.
     Первые  два источника формирования собственного капитала являются основными. Успешная финансово-хозяйственная деятельность обеспечивает постоянное приращение собственного капитала организации за счет чистой прибыли отчетных лет.

1.2.1. Внутренние и внешние  источники формирования  собственного капитала

     Управление  собственным капиталом связано  не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной  его части, но и с формированием  собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие организации. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов организации можно представить следующим образом.

     В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении организации, – она формирует основную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивая прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости организации. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно в организациях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала организации они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов организации.
     В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению организацией дополнительного капитала путем дополнительной эмиссии и реализации акций или путем дополнительных взносов средств в уставный фонд. Для отдельных  организаций одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь. В число прочих внешних источников входят бесплатно передаваемые организации материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.

1.3. Этапы формирования собственного капитала

      Формирование  собственного капитала предприятия  осуществляется по следующим этапам:
    анализ формирования собственного капитала в предыдущем периоде;
    определение общей потребности в собственном капитале;
    оценка стоимости собственного капитала из различных источников;
    обеспечение привлечения собственного капитала за счет внутренних источников;
    обеспечение привлечения собственного капитала за счет внешних источников;
    выбор наилучшего соотношения внутренних и внешних источников формирования собственного капитала.
      Анализ  формирования собственного капитала в предыдущем периоде проводится с целью выявления собственного потенциала и его соответствия темпам развития предприятия. При этом определяются удельный вес собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов, источники формирования собственного капитала, оценивается достаточность финансовых ресурсов, сформированных в исследуемом периоде, сформированных в исследуемом периоде.
      Определение общей потребности  в собственном  капитале проводят по следующему алгоритму: общая потребность в собственном капитале в планируемом периоде равна сумме собственного капитала на конец планируемого периода минус сумма собственного капитала на начало планируемого периода плюс сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде.
      Оценка  стоимости собственного капитала из различных  источников проводится как для внутренних, так и для внешних источников. В результате принимаются решения относительно выбора альтернативных источников формирования собственного капитала.
      Анализ  возможностей привлечения  собственного капитала за счет внутренних источников предшествует анализу привлечения собственного капитала за счет внешних источников. Привлечение собственного капитала за счет внутренних источников осуществляется за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений.
      Привлечение собственного капитала за счет внешних источников призвано обеспечить ту часть капитала, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников. К внешним источникам относятся паевой капитал и дополнительная эмиссия акций.
      Выбор наилучшего соотношения  внутренних и внешних  источников формирования собственного капитала основывается на минимизации средневзвешенной стоимости собственного капитала.
 

Глава 2. Организация управления собственным капиталом  предприятия

2.1. Элементы системы управления собственным капиталом

      Собственный капитал организации – это  основа наращивания объемов ее деятельности. Поэтому чрезвычайно важно находить источники его увеличения. Ими могут быть: нераспределенная прибыль прошлых лет, безвозмездно полученные ресурсы; размещение ценных бумаг или привлечение новых участников и акционеров.
      Размер собственного капитала организации имеет исключительно важное значение для ее деятельности: чем больше размер капитала, тем выше уверенность контрагентов, кредиторов, покупателей, поскольку при этом повышается ее надежность. Капитал является резервом для адекватных действий в неожиданно возникающих непредвиденных обстоятельствах, позволяющим избежать неплатежеспособности в процессе приспособления к работе в изменяющихся условиях, или, иначе говоря, источником финансирования в случае финансовых трудностей.
      При определении необходимого размера  капитала следует, в первую очередь, учитывать его минимально допустимый уровень. Поэтому основной проблемой  при планировании капитала, или, иначе  говоря, определении его целесообразного  значения, является выбор приемлемого соотношения собственных средств и обязательств. Такая задача является одной из основных в планировании. Важность ее обусловлена тем, что, с одной стороны, чем больше такое отношение, тем больше финансовая независимость или степень надежности организации, с другой стороны, чем больше доля заемных (привлеченных) средств в общей сумме средств, тем при прочих равных условиях будет больше прибыльность собственного капитала.
      Такой эффект называется эффектом финансового  рычага. Это связано с тем, что  прибыль, заработанная путем использования всех средств организации (как собственных, так и заемных), будет относиться к сумме собственных средств. Следовательно, чем меньше сумма собственных средств в общей сумме средств, тем больше будет прибыль на их единицу.
      Таким образом, при определении необходимого размера капитала организации приходится идти на компромисс, выбирая между степенью ее надежности, с точки зрения возможности успешно противостоять непредвиденным финансовым осложнениям, которая будет тем больше, чем больше будет доля собственного капитала в общей сумме ее средств, и прибыльностью капитала, которая при прочих равных условиях (стоимость привлеченных средств, прибыльность активов) будет тем больше, чем меньше доля собственного капитала в ее средствах.
      При принятии решения об увеличении капитала необходимо выбрать соответствующие пути его осуществления. Капитал может быть увеличен как за счет внутренних источников (доходов от продажи продукции, продажи части активов с прибылью, переоценки основных средств), так и за счет внешних (выпуска дополнительных акций).
      Выбор способа увеличения капитала организации  определяется ростом капитала, располагаемым  временем, а также допустимыми  затратами на приобретение дополнительного  капитала. Так, если предполагается достаточно медленный рост капитала с учетом предполагаемого роста активов, его необходимое увеличение может быть обеспечено за счет внутренних источников, как правило, из нераспределенной прибыли. Если планируется быстрый рост активов или необходимо неожиданное существенное увеличение капитала, потребуется привлечение средств внешних инвесторов.
      При выборе способа увеличения капитала, как и при принятии любых финансовых решений, рекомендуется исходить из принципа повышения ценности организации. Считается, что ценность организации возрастает при увеличении ее прибыли и росте курса акций на рынке. Эти вопросы, однако, являются не столь однозначными. Акционеры, с точки зрения очередности выплаты вознаграждения на вложенный капитал, занимают подчиненное положение относительно других кредиторов, принимая на себя, таким образом, более высокий риск, они должны получать и более высокое вознаграждение за участие в капитале в виде дивидендов и роста курсовой стоимости акций. Регулярная выплата дивидендов, тем более с увеличением их размера, приводит к росту курса акций на рынке.
      С другой стороны, с увеличением выплаты  дивидендов будет уменьшаться оставшаяся часть прибыли, используемая с целью  увеличения капитала для роста активов  и получения в будущем большей  прибыли, а также для создания резервов на случай непредвиденных финансовых осложнений. Поэтому решение об увеличении капитала за счет получаемой прибыли должно всегда тщательно анализироваться из-за возможных последствий.
      Следует также учитывать и особенности  существующего налогообложения. Так, если при планируемом увеличении капитала учитывается переоценка основных средств организации по более высокой текущей рыночной цене и полученная таким образом расчетная дополнительная прибыль будет включаться в облагаемый налогом доход, возрастет величина уплачиваемого налога, что приведет к увеличению оттока денежных средств. Если это нежелательно, то такое реальное увеличение капитала лучше считать сокрытыми резервами.
      Увеличение  капитала за счет дополнительной эмиссии  акций также имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, в этом случае увеличивается капитал на значительную сумму. С другой стороны, акционеры могут неодобрительно отнестись к выпуску дополнительных акций, поскольку это может привести к снижению прибыли на акцию и падению курсовой стоимости акций на рынке.
      Кроме того, в этом случае возникает риск приобретения большого количества акций  инвесторами, которые могут затем  существенно повлиять на политику организации  и управление ею. При сохранении же существовавшего размера дивиденда и значительном увеличении количества акций может уменьшиться нераспределенная прибыль со всеми вытекающими последствиями. Еще одним осложняющим фактором является необходимость правильного выбора момента выпуска дополнительных акций с учетом возможной оценки рынком их курсовой стоимости, поскольку считается, что стоимость акций на фондовой бирже отражает рыночные ожидания относительно возможности получения дохода в будущем и оценку рынком достоверности финансовой отчетности организации.
      Следует также учитывать, что за привлечение  дополнительного акционерного капитала новым акционерам надо платить дивиденды. Если поддерживать выплачиваемый дивиденд на прежнем уровне, это может привести к дополнительным расходам. При выплате дивидендов уменьшается объем средств для создания резервов, ослабляется процесс формирования собственного капитала, уменьшается рыночная стоимость акций и способность организации к развитию и обеспечению прибыльности в будущем.
      С другой стороны, при выплате повышенных дивидендов обычно увеличиваются значения отношения рыночной цены акции к доходу на акцию и рыночная стоимость собственного капитала (ценность финансового учреждения). Следовательно, если в этих условиях будут выпускаться новые акции, их можно будет продать по более высокой цене.
      Таким образом, при определении необходимого размера капитала организации и  выборе варианта его увеличения следует  учитывать всю совокупность рассмотренных  факторов и связанные с ними возможные  риски.

2.2. Процесс управления собственным капиталом

      Процесс управления собственным капиталом  организации включает:
      1. Анализ формирования собственного капитала в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития организации.
      На  первом этапе анализа изучаются  общий объем формирования собственных  финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой  продукции организации, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов.
      На  втором этапе анализа рассматриваются  источники формирования собственных  финансовых ресурсов. В первую очередь  изучается соотношение внешних  и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.
      На  третьем этапе анализа оценивается  достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных в предплановом периоде. Критерием такой оценки выступает показатель «коэффициент самофинансирования развития организации». Его динамика отражает тенденцию обеспеченности развития организации собственными финансовыми ресурсами.
      2. Определение будущей потребности в собственном капитале осуществляется следующим образом:
 , где
Псфр  – общая потребность в собственных  финансовых ресурсах организации в  планируемом периоде;
Пк –  общая потребность в капитале на конец планового периода;
Уск –  планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;
СКн –  сумма собственного капитала на начало планируемого периода;
Пр –  сумма прибыли, направляемой на потребление  в плановом периоде.
      Рассчитанная  общая потребность охватывает необходимую  сумму собственных финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
      3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала организации.
      4. Формирование собственного капитала за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их нормирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов организации является сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.
      Метод ускоренной амортизации активной части  основных фондов увеличивает возможности  формирования собственных финансовых ресурсов за счет этого источника. Однако следует иметь в виду, что рост суммы амортизационных отчислений в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов основных фондов приводит к соответствующему уменьшению суммы чистой прибыли. Поэтому при изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы, т.е. из следующего критерия:
, где
ЧП –  планируемая сумма чистой прибыли;
АО –  планируемая сумма амортизационных  отчислений;
СФРмакс – максимальная сумма собственных  финансовых ресурсов,   формируемых за счет внутренних источников.
      5. Формирование собственного капитала за счет внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
      Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников рассчитывается последующей формуле:
, где
СФРвнеш – потребность в привлечении  собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;
Псфр  – общая потребность в собственных  финансовых ресурсах в планируемом  периоде;
СФРвнут – сумма собственных финансовых ресурсов, планируемых к привлечению  за счет внутренних источников.
      Обеспечение удовлетворения потребности в собственных  финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за счет привлечения дополнительного паевого капитала (владельцев или других инвесторов), дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.
      6. Оптимизация структуры собственного капитала. Процесс оптимизации основывается на следующих критериях:
    обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;
    обеспечение сохранения управления организацией первоначальными учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.
      Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов (об этом речь пойдет в дальнейшем) оценивается  с помощью коэффициента самофинансирования развития организации в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.
      Коэффициент самофинансирования развития организации  рассчитывается по следующей формуле:
, где
Ксф –  коэффициент самофинансирования предстоящего развития организации;
СФР –  планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;
- планируемый прирост активов  организации.
      Успешная  реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих  основных задач:
    проведением объективной оценки стоимости отдельных элементов собственного капитала;
    обеспечением максимизации формирования прибыли организации с учетом допустимого уровня финансового риска;
    формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) организации;
    формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала.

2.3. Политика формирования собственного капитала

     Основу  управления собственным капиталом организации составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективности управления этим процессом разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями развития организации в предстоящем периоде.
      Политика  формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть  общей финансовой стратегии организации, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования ее производственного развития.
      При разработке политики формирования собственного капитала необходимо учитывать следующее.
      Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:
    Простотой привлечения, так как управленческие решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами организации без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.
    Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.
    Обеспечением финансовой устойчивости развития организации, ее платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.
      Вместе  с тем, ему присущи следующие  недостатки:
    Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности организации в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах ее жизненного цикла.
    Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.
    Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых ресурсов, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности организации над экономической.
      Таким образом, организация, использующая только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

2.4. Управление прибылью  предприятия от  основной, финансовой  и инвестиционной  деятельности

     В процессе управления прибылью предприятия  главная роль отводится формированию прибыли от основной деятельности, с целью осуществления которой оно создано.
     Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется  в финансовом менеджменте категорией левериджа, т.е. некоторого фактора, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей.
     Существует  три вида левериджа, определяемые путем  перекомпоновки и детализации статей «Отчета о прибылях и убытках» предприятия:
    производственный леверидж;
    финансовый леверидж;
    производственно-финансовый леверидж.
     Логика  такой группировки заключается  в следующем: чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов - производственного  и финансового характера. Они  не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого из них можно управлять.
     Величина  чистой прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового  управления деятельностью предприятия  на нее оказывают влияние: насколько  рационально использованы предоставленные  предприятию финансовые ресурсы; структура источников средств. Первый момент находит отражение в структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования.
     Основными элементами себестоимости продукции  являются постоянные и переменные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное соотношение переменных и постоянных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа.
     Второй  момент находит отражение в соотношении  собственных и заемных средств  как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности  использования последних. Использование  заемных средств связано для предприятия с определенными, порой значительными издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание собственных и привлеченных долгосрочных финансовых ресурсов, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.
     Исходным  является производственный леверидж, представляющий собой взаимосвязь  между совокупной выручкой предприятия, его валовым доходом и расходами  производственного характера. К  последним относятся совокупные расходы предприятия, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты процентов и налогов, т.е. валовым доходом.
     Обобщающим  критерием является призводственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль.
     Предприятие с более высоким уровнем производственного  левериджа считается более рискованным  с позиции производственного риска, т.е. риска неполучения валового дохода. Возникает ситуация когда предприятие не может покрыть свои расходы производственного характера.
     Если  предприятие полностью финансируется  за счет собственных средств, то уровень  финансового левериджа равен  единице. В этом случае принято говорить, что финансовый леверидж отсутствует, а изменение чистой прибыли полностью определяется изменением валового дохода, т.е. производственных условий.
     Эффективность политики управления прибылью предприятия  определяется не только результатами ее формирования. Но и характером ее распределения, т.е. формированием направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
     Характер  распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.
     Итак, в завершении всего вышесказанного, хочется отметить, что прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею. Управление прибылью, таким образом, должно представлять собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования.
     Операционная  деятельность носит приоритетный характер по отношению к инвестиционной, финансовой и другим видам деятельности.
     Поэтому развитие любых иных видов деятельности не должно вступать в противоречие с развитием операционной деятельности, а только поддерживать ее. Соответственно и прибыль от инвестиционной, финансовой и других видов деятельности не должна формироваться в ущерб формированию прибыли от операционной деятельности.

2.5. Дивидендная политика

      Дивидендная политика – это составная часть общей политики управления собственным капиталом и прибылью организации.
      Цель  дивидендной политики – разработка оптимальной пропорции между потреблением прибыли собственниками и реинвестированием ее в активы организации по критерию максимизации рыночной стоимости организации.
      Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования роста организации, чаще всего более дешевым по сравнению со стоимостью привлечения внешних источников финансирования.
      Дивиденды – денежный доход акционеров, получаемый в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала организации.
      Реализация  дивидендной политики предусматривает  осуществление следующих этапов:
      1. Анализ факторов, определяющих предпосылки  формирования дивидендной политики. К ним относятся факторы, характеризующие инвестиционные возможности организации, реальность привлечения финансовых ресурсов из альтернативных источников, объективные ограничения дивидендной политики.
      2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегии акционерного общества.
      3. Разработка механизма распределения  прибыли в соответствии с избранным  типом дивидендной политики.
      4. Определение уровня и форм  выплаты дивидендов. Основными факторами  являются: выплата наличными деньгами, акциями, реинвестирование в дополнительные акции.
      Первоначальным  этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти  факторы принято подразделять на четыре группы:
      1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности организации:
    стадия жизненного цикла организации (на ранних стадиях жизненного цикла акционерное общество вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
    необходимость расширения акционерным обществом своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
    степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды),
      2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников:
    достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
    стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
    стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;
    доступность кредитов на финансовом рынке;
    уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
3. Факторы, связанные с объективными ограничениями:
    уровень налогообложения дивидендов;
    уровень налогообложения имущества организации;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.