На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мышление дошкольника

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3 

1. Творческое мышление  дошкольников талант  или результат  целенаправленного  воздействия………………………………………………4 

1.1 Понятие  «творческое мышление»……………………………………………4 

1.2 Условия развития творческого мышления дошкольников…………………8 

2. Плоскостное моделирование  - одно из средств  развития
творческого мышления старших  дошкольников………………………….11
2.1 Сущность  и особенности развивающих игр…………………………….…11 

Заключение……………………………………………………………………..16
Глоссарий………………………………………………………………………..18
Список  использованной литературы…………………………………….....19
Приложение……………………………………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Наше  время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать  нестандартные решения, умеющие  творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
     Как много способных и талантливых  детей. Среди подростков талантов значительно  меньше. А талантливые взрослые - это скорее исключение чем правило.
     Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами. Современными психологическими исследованиями определено, что основы диалектического способа мышления закладываются с четырехлетнего возраста (Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Веракса и др.). В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных мыслительных операций диалектического характера.
         Цель курсовой работы: прояснить, как нужно правильно развивать творческие способности детей.
     Задачи:
- рассмотреть  особенности и условия развития  творческого мышления дошкольников
- изучить  особенности и классификацию развивающих игр;
- рассмотреть  плоскостное моделирование, одно из средств развития
творческого мышления старших дошкольников. 

     1. Творческое мышление  дошкольников талант  или результат  целенаправленного  воздействия
     1.1 Понятие «творческое  мышление» 

     Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания человеком действительности?
     Прежде  всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой  порождение нового знания, активную форму  творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
     Отличие мышления от других психологических  процессов состоит в том, что  оно почти всегда связано с  наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
     Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
     Существует  несколько видов мышления:
     - Теоретическое понятийное мышление
     - Теоретическое образное
     Оба вида мышления неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.
     Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в  том, что мыслительный процесс в  нем непосредственно связан с  восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
     Последний из видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае является правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание кого-либо конкретного материального продукта.
     Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако, в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются.
     Мышление  в отличие от других процессов  совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию и действительности.
     Абстракция - это выделение какой-либо стороны или и явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют.
     Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его  с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
     Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения - понятия - она выводится суждение о принадлежности единичных вещей  и явлений определенному классу.
     Кроме рассмотренных видов мышления имеются еще и операции мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. В процесс мышления зачастую вмешиваются эмоции. Известно, что чувство придает мысли большую страстность. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же не возможна, как без логики, знаний, умений, навыков.
     Что же такое творческое мышление? Одним  из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
     1. Оригинальность, нетривиальность, необычность  высказываемых идей, ярко выраженное  стремление к интеллектуальной  новизне. Творческий человек почти  всегда и везде стремится найти  свое собственное, отличное от  других решение. 

     2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
     3. Образная адаптивная гибкость, т.е.  способность изменить восприятие  объекта таким образом, чтобы  видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
     4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать  разнообразные идеи в неопределенной  ситуации.(см Приложение) 

     Очевидно, что рассматриваемое нами понятие  тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
     Творчество - сложный психический процесс, связанный  с характером, интересами, способностями  личности. Воображение является его  фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.
     Хотя  это не исключает возможность  создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
     Творческая  деятельность развивает чувства  детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму  положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Условия развития творческого мышления дошкольников 

     Одним из важнейших факторов творческого  развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ  нескольких авторов, в частности  Дж. Смита и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
     Первым  шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем  раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
     Вторым  важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой  средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
     Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
     Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
     Но  предоставление ребенку такой свободы  не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое  условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
     Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому  шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
     Но  создание благоприятных условий  недостаточно для воспитания ребенка  с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
     Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Плоскостное моделирование  - одно из средств  развития творческого  мышления старших  дошкольников
     2.1 Сущность и особенности  развивающих игр 
 

К началу дошкольного возраста ребенок уже  обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет
собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность
реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается
как раз  в том, чтобы опираясь на эти потенциальные  возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.
     Как же решить эту задачу в условиях общественного дошкольного воспитания? Пытаясь ответить на этот вопрос, остановимся  на некоторых принципиальных положениях, лежащих в основе предложенной системы  игр.
     Прежде  всего развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
     В любой игре содержится два типа правил - правила действия и правила общения  с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди,
     небольшими  группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.
     Эти два правила в простой и  доступной для детей форме, без  назидательности и навязывания  роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.
     Но  все это становится возможным  только в том случае, если игра, разработанная  взрослым и предложенная ребенку, в  готовом виде (т.е. с определенным содержанием и правилами) активно  принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что игра принята,
     являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий -самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении.
     Только  если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному
развитию  личности: единство познавательного  и эмоционального начал, внешних  и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.
     Психологический возраст ребенка - понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем психического развития. Главное здесь - последовательность этапов развития (недопустимо перешагивать через целый этап). Игры должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов - от самых простых и доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи.
     Так, например, трехлетние дети, как правило, любят и умеют бегать и прыгать. Используя эти умения, можно организовывать новые игры, основанные на новой последовательности этих движений, их постепенном усложнении и главное - их новом содержании и осмыслении: не просто бегать и прыгать, а прыгать в воображаемой ситуации (по кочкам на болоте или бежать от кота или лисицы, которые могут их поймать).
     Кроме того, на каждом возрастном этапе между  детьми существуют значительные индивидуальные различия, их так же необходимо учитывать  при проведении игр. Почти в каждой группе детского сада есть по крайней  мере три типа детей, которые по разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе в игровой, и соответственно требуют разного подхода.
     Дети  первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую  игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. При проведении игры необходимо постараться показать таким детям важность соблюдения этих правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.
     Дети  второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу  понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не в принуждении!) воспитателя.
     Однако  не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В  каждой группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые  отстают в развитии от сверстников  и не могут действовать наравне  с ними. Даже при многократном повторении игры они не понимают ее сути и избегают активных ролей, а взяв их на себя, действуют не правильно. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная, групповая работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Индивидуальные занятия необходимы для нормального психического и личностного развития.
     Таким образом, разные дети требуют разного  подхода и нуждаются в различных  воспитательных воздействиях. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах.
     Ни  в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка  делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) - заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным.
     Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или  усвоить в игре. Мы уже говорили, что ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать  только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнениями или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо. Тем более, недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми.
     Доброжелательность, сюрпризность разного рода неожиданности - являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И  эти средства всегда в Ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или
     огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя  артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека. 

     Заключение 

     Диалектическое  мышление называют творческим мышлением. Это мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения.
     У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.
     У детей дошкольного возраста способности к творчеству развиваются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующихся на существующих.
     Исследования детского творчества выделяет три стадии развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое.
     У детей, в том числе в детских  садах, необходимо выявлять и развивать  интеллектуально-творческие задатки. Для этого применяются развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.
     Детское творчество основано на подражании, которое  служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
     Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет  огромное значение. У детей развивается  мышление, логика, стремление к познанию.
     В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
     Дошкольный  возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
     Успешное  развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глоссарий 

1.Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию и действительности. 

2. Абстракция - это выделение какой-либо стороны или и явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют 

3. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 

4.Наглядно-образное мышление
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.