На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Финансовое право"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Лекция 1.
Финансы и финансовая деятельность
государства. 

     1. Понятие и роль  финансов
          Термин  «финансы» от латинского  «financia» – денежный платеж. Существует несколько понятий финансов. Например, финансы – одна из сторон экономических отношений общества, развитие которого обусловлено существованием  товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для  выполнения своих задач.     
           Финансы – совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства или организации-предприятия, а также система их  формирования, распределения, контролирования и использования.
            Финансы всей сферы  денежных  отношений не охватывают. По своему  материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его субъектов, муниципальных образований, предприятий, организаций и учреждений.
            Основным понятием финансов следует считать такое:
             «Это экономические денежные  отношения по формированию, распределению  и использованию фондов денежных средств государства, его субъектов и муниципальных образований, а также предприятий, организаций, учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе  осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта, и контроль за удовлетворением потребностей общества».
                Финансы отличаются от других  экономических инструментов (деньги, прибыль, себестоимость) своими  специфическими функциями.       Их основные функции – распределительная и контрольная.
           При посредстве финансов происходит  распределение валового внутреннего  продукта и национального дохода, а также контроль за производством  и распределением материальных  и социальных благ.
      Являясь рычагом регулирования экономики, финансы способствуют организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех отраслей экономики.
           Сравнивая финансы и деньги, можно  сделать вывод, что различные  элементы экономики. Их основное  различие в выполняемых ими функциях. Деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т.д. 

2. Финансовая система  Российской Федерации 
        Все финансовые отношения структурированы в финансовую систему.
         Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются денежные фонды.
              Финансовая система РФ    
               
Бюджет- ные фонды
  Внебюд-жетные фонды   Государ-ственный и муници-пальный кредит   Финансы организа-ций и предприя-тий   Страховые фонды
 
          Основное место отведено бюджетным фондам.
          В данном случае имеют место  отношения по мобилизации, использованию  и распределению средств бюджетов  различных уровней. Различают  2 вида бюджетных отношений: возникающие внутри бюджетной системы и отношения, основанные на бюджетной системе (например, по мобилизации ресурсов в бюджет).
           Появление внебюджетных фондов обусловлено политикой государства по целевому использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования.
            Государственный кредит представляет собой отношения по временному использованию денежных средств, где кредитор – физическое или юридическое лицо, а должник – государство.
            Существует государственный кредит  в следующем виде:
1. Государственные  займы;
2. Кредиты,  полученные РФ от кредитных  организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций;
3. Бюджетные  кредиты и т.д.
            В это же звено входит и  муниципальный кредит. Отличается  от государственного должником.  Здесь им является муниципальное  образование.
             Страховые фонды на данный момент являются негосударственными, за исключением 2-х компаний в связи с отменой государственной монополии в страховом деле.
              Финансы предприятий, организаций непосредственно связаны с материальным производством. В зависимости от формы собственности различают финансы государственных, частных, муниципальных предприятий. 

     3. Понятие и методы  финансовой деятельности
      Финансовая деятельность – это деятельность  государства и местного самоуправления, направленная на создание, распределение и использование определенных денежных фондов.
           Это особый вид государственной деятельности, ее осуществляют органы 3-х ветвей власти в пределах своей компетенции.
            Вся финансовая деятельность  осуществляется в соответствии  с основными, закрепленными в  Конституции РФ принципами:
             1. Законности. Весь процесс создания, распределения и использования денежных фондов регламентирован нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается применением норм государственного принуждения.
             2. Гласности. Проявляется в процедуре доведения до сведения граждан содержания различных финансовых документов.
             3. Федерализма. Конституция разграничила компетенцию РФ и ее субъектов по вопросам финансового права (ст.71,72).
             4. Плановости. Вся финансовая деятельность базируется на целой системе финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления и утверждения законодательно закреплен.
              Основным финансово-плановым актом  страны является бюджет.
              Финансовая деятельность осуществляется  различными методами. В практике и теории финансового права их принято делить на 3 группы: метод образования денежных средств, их использования и распределения.
              Важнейшим методом собирания  денежных средств является налоговый метод – т.е. установления налогов: в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере изымаются денежные средства для зачисления их в бюджеты различного уровня.
              Следующий метод – метод обязательных платежей (взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды.
               В отличие от 2-х вышеназванных  методов, имеет место и метод добровольных взносов – покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады  в банки и т.д.
              При распределении и использовании государственных денежных средств применяются 2 важнейших метода: финансирования и кредитования. Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном кредитовании денежных средств.
              Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных и муниципальных организаций; кредитование – как в отношении государственных, так и в отношении негосударственных организаций. 
     Метод финансирования выражается в безвозмездном  и безвозвратном кредитовании денежных средств.
      Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных и муниципальных организаций; кредитование – как в отношении государственных, так и в отношении негосударственных организаций.
      Использование осуществляется в двух формах: наличное обращение и безналичное обращение. 

     Контрольные вопросы:
     1. Содержание понятия «финансы».
     2. Основные функции финансов.
     3. Элементы финансовой системы  РФ.
     4. Содержание понятие «финансовая  деятельность».
     5. Основные принципы осуществления финансовой деятельности, закрепленные в Конституции РФ.
     6. Методы осуществления финансовой  деятельности. 

     Темы  докладов:
     1. Бюджетные фонды
     2. Внебюджетные фонды
     3. Государственный и муниципальный  кредит
     4. Финансы организаций и предприятий
     5. Страховые фонды
 

Лекция 2.
Органы, осуществляющие финансовую деятельность в Российской Федерации 

1. Понятие финансовой  деятельности государства
      Финансовая деятельность государства — это деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.
    Чтобы правильно проводить работу по аккумуляции  доходов и осуществлению расходов из фондов денежных средств, в государстве  до начала планируемого финансового года должны быть выявлены все возможные источники доходов и правильно установлены направления расходования средств. Должна проводиться большая работа по корреляции доходов и расходов государства из разных источников и по разным направлениям.
    Так, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать бюджетные доходы и  расходы на следующий год. Расходы  и доходы государства в течение  года могут быть осуществлены только в пределах программных, плановых ассигнований. Доходы должны поступать в фонды денежных средств в строго определенные, заранее установленные соответствующим финансовым планом сроки, от определенных плательщиков, в определенном объеме.
    Таким образом, финансовая деятельность государства  это обязательно плановая деятельность, основанная на финансовом плане.
    Осуществляя финансовую деятельность, государство  занимается постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при  формировании фондов денежных средств  как по доходам, так и по расходам, учитывая, что конечной целью финансового планирования является соответствие доходов расходам и, как идеальный результат, — получение по каждому фонду баланса доходов и расходов денежных средств.
    Все фонды денежных средств в государстве  подразделяются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены. 

    2. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность
    Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои органы, которые  наделены для этого специальной компетенцией. В то же время практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Органы общей компетенции — высшие представительные и исполнительные органы государственной власти — руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).
    Представительные  органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
    Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета  и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства.
    Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных (закрытых городов) образований. Поскольку финансовая система едина, то все перечисленные органы выполняют на своей территории функции в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Например, органы местного самоуправления помимо того, что утверждают местные бюджеты и используют их средства на нужды местного значения, обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, страховых фондов.
    Органы  государственного управления специальной  компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:
    1.     государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученным участком государственной деятельности, они:
    а) тратят бюджетные ассигнования;
    б) создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяет в бюджет.
    Они утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции, имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь  перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами;
    2.     государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
    Систему финансовых органов возглавляет  Министерство финансов РФ. Все национально-территориалъные образования и административно-территориальные образования имеют в составе своих правительств или администраций управления, соответствующие республиканские министерства финансов, или другие органы финансового управления.
    В органах местного самоуправления, сельских, поселковых финансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии. Учитывая, что  основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется Министерством финансов, рассмотрим его компетенцию более подробно.
    Министерство  финансов выделяется комплексным характером своих функций. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими  органами исполнительной власти, оно  стало преемником ранее самостоятельно существовавших служб — Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ.
    Министерство  финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции (ст. 6 Положения):
    1. подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
    2. участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально- экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
    3.     участвует в разработке и осуществлении  мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
    4.     участвует в подготовке предложений  по основным направлениям кредитной,  денежной политики РФ, улучшению  состояния расчетов и платежей в экономике;
    5.     участвует в формировании и  осуществлении единой политики  цен;
    6.     участвует в подготовке федеральных  целевых программ, обеспечивает  в установленном порядке их  финансирование за счет средств  федерального бюджета;
    7.     разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;
    8.     участвует в установленном порядке  в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
    9.     разрабатывает и принимает в  установленном порядке нормативные  правовые акты по вопросам, относящимся  к компетенции Министерства, обязательные  для исполнения на территории РФ;
    10. обеспечивает повышение качества  научных исследований в области  финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно- исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств;
    11. проводит совместно с Министерством  РФ по связи и информатизации  единую техническую политику  в области информатизации своих  территориальных органов;
    12. обеспечивает разработку и исполнение  государственного бюджета, что закреплено в ст. 165—167 БК РФ.
    Один  из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, — Центральный банк РФ, который, являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в  области банковской деятельности. Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег, он определяет вместе с Правительством политику государства в области денег и денежного обращения. Центральный банк РФ контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка. Через расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк контролирует все расчеты коммерческих банков.
    В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает  все большее значение, процессы перераспределения  и накопления идут только через финансовые ресурсы, поэтому контроль и наблюдение за деятельностью по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных фондов приобретает все большую роль. В результате в период перехода к рынку появился целый ряд органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства.
    Такими  специальными органами являются:
    -       Счетная палата  постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основной задачей Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
    -       Федеральное казначейство следит  в целом за проведением бюджетной  политики и осуществлением эффективного  управления доходами и расходами  в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями во всех государственных карманах.
    Основным  органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба, которая состоит из центрального республиканского органа госуправления (Министерство РФ по налогам и сборам) и государственных налоговых инспекций в субъектах Федерации.
    Для усиления государственного влияния, контроля, слежения рублем, соблюдением законности в области финансовой деятельности образована Федеральная служба налоговой полиции, одной из основных задач которой является предупреждение коррупции в области финансовой деятельности, в том числе и в органах налоговой инспекции. Финансовой деятельностью занимаются и таможенные органы, которые в настоящее время аккумулируют примерно четвертую часть бюджетных средств. 
 

     Контрольные вопросы:
     1. Содержание понятия «финансовая деятельность государства».
     2. Основные органы осуществляющие финансовую деятельность государства.
     3. Деятельность правительства по  осуществлению финансовой деятельности  государства.
     4. Органы государственного управления специальной компетенции.
     5. Основные функции, выполняемые Министерством финансов.
     6. Деятельность Центрального банка РФ по осуществлению финансовой деятельности государства.
     7. Специальные органы, осуществляющие  финансовую деятельность. 

     Темы  докладов:
     1. Министерство финансов РФ: принципы деятельности, компетенция, функции.
     2. Центральный банк РФ: принципы деятельности, компетенция, функции. 

     Приложение:
     1. ФЗ «О центральном банке Российской  Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ
     2. Тестовые задания 

 

Лекция  3.
Финансовое  право как отрасль 
российского права. 

     1. Предмет и понятие финансового права
     Основное  предназначение финансового права  – четкое закрепление прав, обязанностей, ответственности  участвующих в  них субъектов. Финансовое право  регулирует только финансовые отношения.
     Финансовое  право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований (далее – МО), необходимых для реализации их задач.
     Предмет финансового права – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и МО по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.
     Не  всегда в предмет финансового  права включают отношения, связанные  с муниципальными финансами. Однако подобное исключение противоречит принципу единства финансовой системы и требованию Конституции о проведении единой финансовой политики на территории РФ.
     Финансовое  право отражает новые экономические  и политические процессы, происходящие в стране. Исходя из существующей ситуации, можно выделить следующие направления  развития финансового права:
     1. Финансово-правовые нормы базируются на принципе равенства всех  субъектов, вне зависимости от форм собственности.
     2. Усиливается материальная ответственность за нарушения в сфере финансов.
     3. Увеличивается арсенал методов финансовой деятельности государства и МО при преобладании фискальной стороны.
       4. Тенденции развития федеративных отношений отражены в финансовом праве.
       5. Принцип разделения властей закреплен в большинстве финансово-правовых норм. 

      2. Принципы российского  права.
     Принципы  финансово права – основополагающие начала, правила и требования, выражающие его наиболее существенные особенности. Эти принципы носят общеобязательный характер.
     Содержание  основных общеотраслевых принципов  закреплено Конституцией РФ.
     1. Принцип приоритета публичных интересов. Предполагает использование финансово-правовых форм в интересах государственной экономики, исходя из общезначимых задач.
     2. Социальная направленность финансово-правового регулирования. Данный принцип дополняет вышеназванный, так как учитывает интересы личности при решении задач общественной важности. Данный принцип вытекает из положения Конституции, закрепляющее РФ как социальное государство.
     3. Принцип федерализма. Предполагает сочетание интересов РФ и ее субъектов.
     4. Единство финансовой политики и денежной системы. Подобное единство обеспечивает наличие единого экономического пространства в РФ.
     5. Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности. Все субъекты в равной мере подчинены требованиям федерального финансового законодательства.
     6. Самостоятельность  органов МСУ в финансовой деятельности (ст.12,130-133 Конституции РФ). Данные органы опираются на законодательство федеральное и субъектов РФ, а также имеют право на самостоятельный бюджет.
     7. Социальная направленность финансовой деятельности. Для реализации социальных задач, установленных государством, требуется сосредоточение финансовых ресурсов и их распределения на соответствующие цели.
     8. Принцип распределения законодательной и исполнительной власти в области финансовой деятельности.
     9. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов МСУ (ст.32 Конституции РФ).
     10. Принцип гласности.  Имеет место и в финансовом законодательстве.  Одним из принципов бюджетной системы является принцип гласности (ст.28 БК РФ).
     11.Принцип плановости. Деятельность государства и МО по движению финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов. О некоторых видах планов идет речь в Конституции РФ (ст.71,114,132). Об административно-командной системе и непротиворечии рыночной экономике.
     Финансовое  планирование осуществляется на всех уровнях, а также во всех отраслях и сферах экономики, начиная от государства и заканчивая отдельными органами и предприятиями. В масштабе государства в целом составляется сводный  финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны.
     12. Принцип законности. Означает необходимость соблюдения требований финансового законодательства. Этот принцип распространяется на всех субъектов финансовых правоотношений.
     Отражаются  данные принципы и в подотраслях  и отдельных институтах финансового  права.
           
      3.   Финансовое право  в системе российского  права.
     Существует  мнение, что финансовое право несамостоятельная  отрасль, а часть государственного или даже административного права.
     Но  тот факт, что финансовое право  имеет свой специфический предмет  регулирования, позволяет выделить финансовое право в самостоятельную отрасль, имеющую и свои особые методы регулирования.
     Основной  метод – императивный, имеющий  в финансовом праве особую специфику  в конкретном содержании, в круге  органов, уполномоченных государством на властные действия.
     В определенной части действует и  метод властных предписаний. Имеют  место и методы рекомендаций, согласований.
     Особенности финансового права раскрываются при сравнении и сопоставлении  с иными отраслями права.
     1. Финансовое право базируется и развивается на основах, закрепленных в нормах Конституционного права. Например, наличие бюджетных прав у субъектов федерации, МО  обусловлено федеративным устройством. Имеются в КП нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения. В Конституции закреплены основы финансовой деятельности государства (про бюджетное устройство и бюджетный процесс).
     2. Финансовое право и административное право используют сходные методы правового регулирования (метод властных предписаний). Однако предмет регулирования данных отраслей различен. Административное право закрепляет структуру финансовых органов, организационные формы их деятельности. Финансовое право регулирует отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств.
     3. Так как муниципальное право отрасль комплексная, концентрирующая в себе нормы многих отраслей, в том числе и финансового права.
     4. Финансовое право и гражданское право связаны по предмету, так как в область имущественных отношений входят и денежные. Также финансовые органы являются юридическими лицами и вступают в различные гражданско-правовые отношения. 

      4.    Система и источники  финансового права  Российской Федерации
     Cистема российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
     В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового  права — части: Общая и Особенная.   
       К Общей части относятся нормы  финансового права, которые закрепляют  основные общие принципы, правовые  формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы.
     Нормы Общей части финансового права  конкретизируются в его Особенной  части. Особенная часть состоит  из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты.
     Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения. 
В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.

     Акты  федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты. 
Законы РФ:

       а) Конституция  РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
     б) Акты Федерального Собрания РФ:
     - федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; 
- федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; 
- акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

     Подзаконные федеральные акты:
     • указы, распоряжения Президента РФ;
     • постановления, распоряжения Правительства РФ; 
нормативные акты министерств и других центральных органов; 
приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

     Акты  субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ.
     Законы  субъектов РФ: конституции, уставы субъектов федерации; законы субъектов федерации.
     Подзаконные акты субъектов РФ: указы, распоряжения Президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов РФ; нормативные акты министерств субъектов РФ; приказы, постановления иных органов субъектов РФ.
     Акты  органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности. Виды актов местного самоуправления: 
распоряжения; решения.

     Общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.  

      5.   Отечественная наука финансового права
     Наука финансового права – отраслевая, публично-правовая наука, имеющая своим  предметом изучение финансового  права как отрасли права и  представляющая собой систему знаний в виде финансово-правовых концепций, категорий, принципов, правил юридической техники в сфере государственных финансов, научных               и предложений по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности.
     Финансовое  право переживает этап бурного обновления и развития. На данном этапе можно выделить несколько актуальных проблем развития науки финансового права:
     1. Изменения в государственном и экономическом устройстве страны обусловили изменения в подходе к пониманию предмета финансового права, его системы.
     2. Рост налоговых преступлений дал толчок изучению, как самого нарушения, так и механизма наступления ответственности за него.
     3. Особое место занимает изучение проблемы защиты прав налогоплательщиков и ответственности налоговых органов.
              4. Изучение правового статуса Банка России.
     5. Существуют и изучаются проблемы «расходного» права, а именно финансирование бюджетных учреждений.
              6. Изучение института эмиссионного права. 

     Контрольные вопросы:
     1. Содержание понятия «финансовое  право».
     2. Предмет финансового права.
     3. Основные направления развития  финансового права.
     4. Основные принципы финансового  права,  закрепленные в Конституции  РФ.
     5. Соотношение финансового права  с другими отраслями права.
     6. Система финансового права.
     7. Источники финансового права.
     8. Актуальные проблемы развития  науки финансового права. 

     Темы  докладов:
    1. Конституция  РФ как источник финансового  права
    2. ФКЗ  как источник финансового права
    3. ФЗ  как источник финансового права
    4. Общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры РФ как источники финансового права
 

Лекция 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения. 
 

1. Понятие и виды  финансово-правовых  норм
    Финансово-правовая норма – это установленное  государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.
    Особенности финансово-правовых норм:
    1) их целевое назначение – регулирование отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
    2) редко возникают как фактические;
    3) являются средством реализации  публичных, а не частных интересов;
    4) отличаются от других нестабильностью;
    5) имеются нормы-расчеты, компетенционные  нормы, нормы не обремененные  признаком обяз-ти.
     Структура финансово-правовых норм: гипотеза диспозиция  санкция. Данная структура не тождественна структуре финансово-правового акта. Элементы содержатся в разных частях.
    Виды  финансово-правовых норм:
    I. В зависимости от функций:
    - регулятивные – непосредственно  направлены на регулирование  общественных отношений
    - охранительные – предусматривают  применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения.
    Регулятивные  делятся на:
    1) обязывающие – устанавливают  обязанность лица совершать определенные  положительные действия;
    2) запрещающие – устанавливают  обязанность лица воздержаться  от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме;
    3) управомачивающие – предусматривают  возможность субъекта финансового  права действовать в рамках  требований финансово-правовой нормы,  но по своему усмотрению:
    3.1 нормы, позволяющие субъекту реализовывать  либо не реализовывать свое право;
    3.2 нормы, дающие свободу выбора  во времени реализации, средствах  и т.д.
    II. В зависимости от выполняемых ими операций:
    - общезакрепительные нормы;
    - нормы-дефиниции;
    - нормы-принципы;
    - оперативные;
    - коллизионные, устанавливающие правила поведения при наличии альтернативы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.