На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние сезонности на деятельность туристической организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО  Санкт-Петербургский государственный 
университет сервиса и экономики 

Институт Туризма  и Международных экономических  отношений.
Кафедра «Управления предпринимательской деятельностью» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине: «Менеджмент в туризме и гостиничном  сервисе» 

на тему: «Влияние сезонности на деятельность туристической организации»
                                  
 
 

                                                                             

                                                                                   Выполнила: 
                                                                                   студентка группы 0611у  
                                                                                   Соболева О.А.                                               
                                                                                   Проверил:
                                                                                   Шевченко М.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Санкт-Петербург
                                              2011г.
                                        Содержание 
 

 Введение…………………………………….…………………………………3
      Теоретическая часть………………………….……………………………….4
    Глава 1. Понятие сезонности в туризме……………….…………………….4
           1.2.Регионы сезонности и не сезонности……..……..…………………8
   1.3. Виды туризма и сезонности……………………………………….11
    Глава 2. Преодоление сезонности в туризме………………………...…….14
          2.1. Способы преодоления сезонности………………….…………….15
  2.2. Новые виды туризма как способ преодоления сезонности…......16
       2.3. Рекламные стратегии..……………………………………...….…..20
    Практическая  часть…………………………………………………………23
      Заключение…….………...…………………………………………………..33
      Литература…………..……………………………………………………….34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
  Особое  место среди факторов, оказывающих  влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая  специфическая проблема.
  Сезонность  - это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами.
  Негативные  последствия сезонной неравномерности спроса требуют изучения данного явления и принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные - в межсезонье и пониженные - в «мертвый сезон»; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный, событийный и т.д.).
  Сглаживание сезонности в туризме дает большой  экономический эффект, позволяя увеличить  сроки эксплуатации материально-технической  базы, повысить степень использования  труда персонала в течение года, увеличить поступления от туризма.
  Цель  моей курсовой - рассмотреть, что такое сезонность, какие виды сезонности бывают, как определить, насколько бизнес подвержен сезонности, как реагировать на сезонные спады, какие методы корректировки сезонных спадов продаж более эффективны в различных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Понятие сезонности в туризме. 

    Сезонность - устойчиво (из года в год) повторяющаяся, характерная для данного места цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий рекреации. Сезонное колебание спроса и предложения в течение одного года может выглядеть, например, так: 

  
  Рис.1 Объёмы реализации туристского продукта в течение 1 года. 

  А вот следующая кривая сбыта показывает сезонные колебания продаж в течение трёх лет: 

  
  Рис.2 Объёмы реализации туристского продукта в течение 3 лет. 
 
 
 
 

  Принято различать четыре сезона туристской активности:
  Сезон пик - период, наиболее благоприятный  для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации.
  Сезон высокий - период наибольшей деловой  активности на туристском рынке, время  действия наиболее высоких тарифов  на туристский продукт и услуги.
  Сезон низкий - сезон снижения деловой  активности на туристском рынке, для  которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги.
  Сезон «мертвый» - период, максимально неблагоприятный  для организации рекреационной  деятельности (например, дискомфортные погодные условия).
  Можно сказать сезонность - довольно сложное явление. Часто её последствия противоречивы. Довольно часто появление на рынке туристского продукта обуславливает пик сезонных колебаний и цен, особенно в летний период времени. Ему соответствует и сезонный подъём спроса. Однако в настоящее время многие туристские фирмы имеют достаточно широкий ассортимент туристских программ и маршрутов, который обеспечивает им спрос практически в течение всего года. Это оказывает сглаживающее влияние на сезонные колебания. Однако всего равно чаще всего можно наблюдать в качестве "мёртвого" сезона раннюю весну. Таким образом, в значительной мере сезонность - это проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и предложения.
  Сезонность  в турбизнесе определяется целым  рядом факторов:
  - природно-климатических;
  - экономических;
  - социальных (наличие свободного времени);
  - демографических;
  - психологических;
  - материально-технических;
  - технологических.
  Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно подразделить на первичные и вторичные.
  К первичным относятся факторы, формирующиеся  под воздействием природно-климатических  условий; ко вторичным - все остальные.
  Сезонные  колебания и климатические условия  страны главным образом влияют на туристский спрос.
  Климатические факторы связаны с тем, что  в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются  по месяцам года.
  Социальные  факторы обусловлены тем, что  большая часть школьных каникул приходится на летние месяцы. Поэтому родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле - августе (месяцы наименьшей производительности труда).
  Объем реализованных услуг туризма  имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. В этих целях проводится статистическое изучение сезонных колебаний.
  Сезонные  колебания измеряются при помощи индексов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних  месячных уровней за ряд лет к  общему среднемесячному объему реализованных  услуг за весь расчетный период.
  В практике экономического анализа используются различные методы расчета индекса сезонности: простой средней, аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей средней и др.
  Наиболее  легким из них является метод простой  средней, который применяется для вычисления сезонных колебаний в тех случаях, когда внутригодовое изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного) уровня.
  Индексы сезонности рассчитываются в два  этапа:
  1. Рассчитываются средние уровни для каждого месяца по данным за все годы исследуемого периода (г/Д что позволяет избавиться от случайных колебаний месячных уровней по годам. При этом применяется простая средняя, рассчитанная по формуле как частное от деления суммы значений всех вариантов на общее число единиц. В ней варианты обозначаются через у, число единиц через п, среднее значение — как у.
  2. Определяется общая средняя (уд) за весь исследуемый период. При расчете сезонных колебаний по абсолютным данным об объеме явления за каждый месяц исчисляется путем деления общего объема явления за весь исследуемый период (сумма исходных данных) на число месяцев в исследуемом периоде (так, при периоде 3 года — 36 месяцев). При расчете сезонных колебаний на основе среднесуточных уровней г/о определяется путем деления суммы исходных данных на общее число календарных дней в исследуемом периоде.
  Изучение  сезонности позволяет влиять на неравномерность  спроса в туризме. В настоящее  время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса. 
 
 

                                1.1.Регионы сезонности и не сезонностью
  В современном туризме наблюдается  определенная закономерность сезонности, которая выведена на основе многолетних наблюдений. Суть ее такова: чем дальше расположена та или иная страна от основных туристических центров Европы и Северной Америки, тем менее выражена там сезонность. Это можно объяснить, прежде всего, относительной стабильностью природно-рекреационных условий, а также сравнительно невысоким уровнем развития туризма в странах южного полушария.
  Различные районы пребывания имеют специфические  формы сезонной неравномерности. Это  дает право говорить о специфике неравномерности спроса в отдельном районе, стране, в масштабах всей планеты. Каждая дестинация может совершенно по-разному заполняться туристами в течение года. В связи с этим спрос на туристские услуги в отдельном районе, стране, в масштабах всей планеты различен. Сезонный характер предпочтений потребителя, играет большую роль при выборе им места отдыха.
  В странах, где годовые колебания  температуры и других элементов  климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее (например, Марокко имеет круглогодичный туристский сезон).
  Также стремительно развиваются средиземноморские курорты Турции, где существует длительный туристский сезон. Эти курорты очень популярны у россиян, так как, уезжая в отпуск холодной осенью или зимой, можно в это время вдоволь насладиться Средиземным морем и мягким климатом. Тем более что туристу благоприятствует развивающая политика Турции, в результате чего можно совместить высококачественный и недорогой отдых.
  Что касается Египта, то здесь пик активности туристов приходится на зиму и весну, поскольку летом и осенью температура воздуха зашкаливает далеко за +40. Однако пляжный отдых, основное туристское направление в этой стране, там круглогодичен.
  А вот то, что касается Финляндии, так  это одна из немногих стран Европы, где нет жесткой сезонности в туризме. Причем, именно Финляндия ближе всего по климатическим условиям к нашей стране. Насколько же грамотно ведётся в Финляндии туристская политика, которая позиционирует её на международном туристском рынке как страну четырёх сезонов.
  Из  стран южного полушария только Австралийский  Союз имеет заметно выраженную сезонность. Здесь на октябрь — декабрь  приходится треть всех иностранных  туристов, посещающих страну. Именно этот период, когда в странах северного  полушария наблюдается спад в системе туризма, наиболее благоприятный для отдыха по комплексу природно-рекреационных условий.
  В тропических странах района Карибского моря, где климатические условия  почти одинаковы на протяжении всего  года, тоже наблюдается сезонность. Туристским сезоном здесь является теплая зима.
  Европа  как район наибольшего развития туризма отличается самым высоким  уровнем сезонности. Высокая концентрация иностранного туризма проявляется  ярко выраженной сезонностью летом. На протяжении двух летних месяцев (июль — август) по Европе путешествует примерно половина общего годового количества иностранных туристов. В Испании, например, число туристских посещений достигает кульминации в августе — 21,7 % общего годового числа иностранных туристов. В Югославии свыше 50 % всех ночевок туристов приходится на июль и август, причем уровень концентрации туристских потоков в эти месяцы возрастает в средиземноморских странах, как в Европе, так и в Африке и Азии. Зимой поток туристов заметно перемещается в африканские страны бассейна Средиземного моря. В этих странах туристский сезон длится весь год. Заезд иностранных туристов происходит более-менее равномерно на протяжении всего года. Разница в количестве прибывших туристов по месяцам незначительная.
  Таким образом, уровень сезонности не во всех странах одинаков, а в отдельных странах практически даже отсутствует. В тех странах, где годовые колебания элементов климата небольшие, сезонность туризма проявляется слабее или же ее вовсе нет. В странах, где заметно проявляются природно-климатические отличия по временам года, лето остается основным туристским сезоном.
  Проблема  увеличения туристского сезона остро  встает перед туристическим хозяйством преобладающего большинства стран, но особенно она актуальна для  стран Европы, где наблюдается высокий уровень концентрации туристских потоков в летние месяцы.
  Проблема  сезонности ждет своего решения в  социалистических странах Европы, где  туристский сезон суженный. Например, в Болгарии, Венгрии, Югославии на июль и август приходится почти половина всех туристов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2 Виды туризма и сезонности.  

  Сезонность спроса зависит также и от вида туризма и территории его освоения. Так, например, лечебно-познавательный туризм считается наименее подверженным сезонным колебаниям спроса, чего не скажешь о пляжном и горнолыжном. К другим "несезонным" типам туризма относятся деловой, экскурсионно-познавательный, паломнический. Для молодёжного и детского туризма характерен сезон отпусков и каникул. Спрос на образовательный туризм стабилен в течение всего года, однако некоторый подъём спроса характерен для лета и весны. Пожалуй, единственными видами туризма, сезонность которых ограниченна конкретными датами, являются охотничий и рыболовный, поскольку время отлова (отстрела) чётко регулируется правительством. 

  Несезонный  туризм.  

  К несезонному туризму относится  в первую очередь оздоровительный  туризм. Оздоровительный туризм – самое массовое и популярное направление медицинского туризма. В XX веке в мире возникла целая курортная индустрия, охватывающая практически все страны и континенты. На базе традиционных климатических, бальнеологических, и грязевых курортов появились новые формы оздоровления – SPA, wellness, fitness. В список услуг, предоставляемых современными курортно-санаторными учреждениями, часто включаются check-up-программы.
  Наибольшее  распространение и популярность получили курорты, предлагающие несколько  лечебно-оздоровительных факторов, особенно SPA-курорты или SPA-отели. Последние  могут находиться не только в курортных  зонах, но и в крупных мегаполисах, и также предоставлять услуги по оздоровлению и релаксации.
  В мире широко известны европейские центры лечебно-оздоровительного туризма. Чехия  лидирует по числу иностранных туристов, прибывающих на курортно-санаторное лечение. Ежегодно ее посещают 50 000 человек из более чем 70 стран мира. Знаменитая чешская здравница Карловы Вары принимает медицинских туристов со всех пяти континентов. Особой любовью этот бальнеологический курорт пользуется у жителей стран СНГ.
  Горные  и бальнеологические курорты Австрии и Швейцарии также являются главными европейскими направлениями оздоровительного туризма. Множество всемирно известных курортов (Виши, Эвиан) и центров талассотерапии находятся во Франции. Рядом прекрасных бальнеологических курортов располагает Италия. Бурными темпами развивается лечебно-оздоровительный туризм в Польше, Венгрии, Словакии, Болгарии. Румыния и республики бывшей Югославии также предлагают оздоровительные программы на приморских и бальнеологических курортах. Морскими курортами привлекают туристов Испания, Португалия и Греция.
  Традиционными местами оздоровительного туризма  для жителей стран СНГ остаются Израиль (курорты Мертвого моря), Египет и Турция с их морскими климатическими курортами.
  Лечебно-оздоровительный  туризм остается одним из самых перспективных направлений в индустрии туризма. Основа его популярности в XXI веке – победа профилактического направления в современной медицине, а также мода на здоровое тело и здоровый дух.
  Ещё одним несезонным видом туризма  является экскурсионно-познавательный. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление туристов с памятниками архитектуры, археологии, истории, культуры, природы, традициями и обычаями страны. Он также не подвержен сезонности, т.к. памятники архитектуры можно смотреть в любое время года, независимо от природно-рекреационных условий.
  Религиозный туризм тоже относится к несезонным видам туризма. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:
  - паломнический туризм;
  - религиозный туризм экскурсионно-познавательной  направленности.
  Этот  вид туризма также не зависит  от сезонности, т.к. паломники могут  путешествовать в любое время  года.
  Образовательный туризм – ещё один вид туризма, относящийся к несезонному. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:
  - учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
- ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;
- научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
- участие  в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
- экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам». 

  Сезонный  туризм. 

  Сезонный  туризм – это вид туризма, который  наиболее подвержен сезонным колебаниям на протяжении года. К такому туризму  относится пляжный и горнолыжный  туризм. 
 
 

  Глава 2. Преодоление сезонности в туризме. 

  Изучение  сезонности позволяет влиять на неравномерность  спроса в туризме. В настоящее  время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция  к снижению сезонной неравномерности  в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.
  Чтобы привлечь туристов в межсезонный  период или зимний сезон, правительственные  организации и туристические  фирмы осуществляют ряд стимулирующих  мероприятий. Для увеличения туристского  сезона, а затем для сглаживания  сезонности во многих странах проводится пропаганда туристских маршрутов в несезонное время через рекламу, и устанавливаются льготы на этот период. Туристская реклама показывает преимущества отдыха зимой в горах и раскрывает возможности для зимних видов спорта, пропагандирует различные фестивали и выставки, которые проводятся в осенние, зимние и весенние месяцы. Туристам, путешествующим в несезонное время, предоставляются льготы в виде скидок тарифов за проезд и туристский сервис. Туристский опыт таких стран, как Югославия, Италия, Швейцария, Австрия, Франция и других, показывает, что развитие туризма в межсезонный период не только возможно, но и достаточно выгодно. Учитывая то, что межсезонье для развития морского туризма практически существенной роли не играет, туристические организации Италии, Франции и России увеличили в этот период число круизов.
  В последнее время наблюдается  быстрый рост темпов зимних видов  отдыха и количества отдыхающих зимой. По данным ООН, через каждые семь лет  вдвое увеличивается число туристов, отдыхающих зимой. При этом большую роль играют горно-оздоровительные объекты, которые значительно расширяют возможность проведения отдыха зимой.
  Увеличению  туристского сезона содействует  организация разнообразных спортивных соревнований, фестивалей, конкурсов, выставок, научных конференций и т. д. 

  2.1. Способы преодоление сезонности. 

  В мире проблема сезонности решается по-разному. В Великобритании школьные каникулы длятся значительно меньше, чем в  России. Данным вопросом занималась Палата лордов, принявшая решение скорректировать  сроки и продолжительность каникул с целью равномерного распределения внутреннего туристического потока по сезонам. Прямо противоположная ситуация в Италии. Здесь ежегодно в августе закрывается подавляющее большинство предприятий - страна отправляется в отпуск. Не сложно догадаться, что в этот период цены на рекреационные услуги и размещение в гостиницах становятся заоблачными.
  В России же с ее огромной территорией, жесткой региональной централизацией и концентрацией платежеспособного  населения в столичном регионе, в городах-миллионерах и сырьевых центрах, а также с ее исторически сложившейся государственной системой управления санаторно-курортной отраслью - своя специфика. В Москве, при ее сравнительном благополучии с точки зрения притока гостей и заполняемости гостиничных номеров, (средне годовой показатель для отеля категории "пять звезд" составляет 70-80%), наблюдается ярко выраженная сезонность с периодами высокой (середина марта - середина июля, середина сентября - середина декабря) и низкой загрузки (середина июля - середина сентября, середина декабря - середина марта, выходные дни). В Санкт-Петербурге до недавнего времени зимние месяцы (декабрь и февраль) были для отельеров самыми проблемными. Сейчас на фоне растущей активности Северной столицы как центра делового туризма поток бизнес-путешественников позволил в значительной степени исправить ситуацию. Тем не менее сезонные колебания по-прежнему имеются: пик приходит на летние месяцы (с небольшим спадом в июле), угасание туристского потока - на сентябрь и начало октября. Кроме того, высокий спрос на город на Неве отмечается в новогодние праздники, 8 марта, а так же в период весенних и осенних каникул. А также западная система деления отпуска на две части – это ещё один из методов, благодаря которому пытаются диверсифицировать (распылить) нагрузку на гостиничные площади равномерно в течение года.
  На  сезонность спроса влияют также факторы  психологического характера (традиции, подражание, мода). Пики и спады туристкой  активности во многом можно объяснить  консерватизмом большинства туристов, т.е. укоренившимся мнением, что лето - самое благоприятное время для проведения отпусков.
  Для сглаживания сезонных колебаний  в наиболее слабые месяцы рекомендуется  применять методы стимулирования сбыта:
  1.Бесплатное  распространение рекламных буклетов; коммерческого предложения.
  2.Предоставление  скидок и бонусов за определенный  объём покупки и её регулярность.
  3.Предварительное  заключение контрактов с туристическими  компаниями на более выгодных  условиях.
  4.Снижение  цены на полисы в месяцы  с пониженным спросом.
  5.Продажа  услуг в кредит (с обеспечением оплаты).
  6.Разработка  и презентация новых портфелей  услуг.
  Подробней всё это мы рассмотрим в следующей  подтеме. 

  2.2. Новые виды туризма как способ преодоления сезонности. 

  Другое  направление преодоления сезонности - это разработка и продвижение новых видов турпродукта, не подверженных сезонным колебаниям. Это, прежде всего, развитие конгрессного и событийного туризма, а также социального туризма для целевых групп: познавательного - для пенсионеров и образовательного - для молодёжи.
  Концепция социального туризма покоится на трех основополагающих принципах: обеспечение  отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу  туризма людей с низким уровнем  доходов, субсидирование туризма малоимущих и активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии. Эта концепция была реализована на практике в Швейцарии и Франции благодаря системе отпускных чеков. Главным ее элементом является чек — платежно-расчетное средство, вводимое в обращение для оказания адресной помощи туристам и обеспечения доступности отдыха всем слоям населения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.