На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Наука и общество

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
        В последнее столетие наука  развивалась и развивается в  настоящее время очень быстрыми  темпами. В настоящее время  объем научных знаний удваивается  каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За последние 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своем развитии. Около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческого общества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления "новой экономики", начала переноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и др. Все это убедительно доказывает, что наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.
           Соотнося науку с жизнедеятельностью  человека, возникают вопросы: что  такое наука?  Каковы движущие  силы возникновения и развития  науки? Существуют ли границы  научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Как наука сопряжена с разнообразием форм и видов жизнедеятельности человека? Какова роль науки в жизни общества? Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо - философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся не­возможности тотального управления социальными процессами.
     Наука по самой своей сути явление социальное. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий  и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой  им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами  научного сообщества. В науке существует свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    Наука как социальный институт. Особенности формирования науки.
     Наука, имея многочисленные определения, выступает  в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. Институциональное понимание науки раскрывает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве особой формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д.
     Наука как социальный институт или форма  общественного сознания, связанная  с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то обстоятельство, что наука является социальным институтом, в котором миллионы людей нашли свою профессию, — результат относительно недавнего развития. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с другими формами профессиональной занятости.
     В современной эпохе роль науки столь существенно возросла, что потребовалась новая шкала ее внутренней дифференциации. И речь уже не идет лишь только о теоретиках или экспериментаторах. Стало очевидно, что в большой науке одни ученые более склоняются к эвристической поисковой деятельности — выдвижению новых идей, другие к аналитической и экспликационной — обоснованию имеющихся, третьи — к их проверке, четвертые — к приложению добытого научного знания.
     По  подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Как  правило, основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность. В современных условиях научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества просто невозможно. Более того, наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.
     Современную науку вполне справедливо называют Большой наукой. В конце XX века численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. В современных условиях наука включает более 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Постоянно возрастают тенденции интернационализации научных исследований, а сама наука становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению обращаются не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история.
     Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:
         - совокупность знаний и их носителей;
         - наличие специфических познавательных целей и задач;
         - выполнение определенных функций;
         - наличие специфических средств познания и учреждений;
         - выработка контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
         - существование определенных санкций.
     Наука как социальный институт зависит  от других социальных институтов, которые  обеспечивают необходимыми материальными  и социальными условиями для  ее развития. Исследователи раскрыли зависимость современной науки от потребностей развития техники, социально - политических структур и внутренних ценностей научного сообщества. А также доказано, что современная научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт.
     Большой вклад в изучение истории науки  внес академик В.И. Вернадский. Он считал, что наука была порождена жизнью, практической деятельностью людей, развивалась как ее теоретическое обобщение и отражение. Наука вырастала из потребностей практической жизни. Формирование науки Вернадским рассматривается как глобальный процесс, обще планетарное явление. Главным стимулом и причиной зарождения науки, новых идей, Вернадский считал требование жизни. Целью открытий было стремление к знанию, а его двигала вперед жизнь, и ради нее, а не собственно науки, трудились и искали новые пути (знания) ремесленники, мастера, техники и т.п. Человечество в процессе своего развития осознало необходимость искания научного понимания окружающего, как особого дела жизни мыслящей личности. Уже при самом начале своего зарождения наука поставила одной из своих задач овладеть силами природы для пользы человечества.
       О науке, научной мысли, их  появлении в человечестве можно  говорить - только тогда, когда  отдельный человек сам стал  раздумывать над точностью знания  и стал искать научную истину  для истины, как дело своей  жизни, когда научное искание  явилось самоцелью. Основным явилось точное установление факта и его проверка, выросшие, вероятно, из технической работы и вызванные потребностями быта. Истинность знаний, открываемых наукой, проверяется практикой научного эксперимента. Главный критерий правильности научных знаний и теорий является эксперимент и практика. 

     В своем развитии наука прошла следующие этапы:
     1. Преднаука - она не вышла за рамки наличной практики и моделирует изменения объектов, включенных в практическую деятельность (практическая наука). На этом этапе происходило накопление эмпирических знаний и закладывался фундамент науки - совокупность точно установленных научных фактов.
     2. Наука в собственном смысле  слова - в ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Знания уже не формулируются как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности "самой по себе", и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов. На этой стадии наука обрела предсказательную силу.
     3. Формирование технических наук  как своеобразного опосредующего  слоя знания между естествознанием  и производством, а затем становление  социальных и гуманитарных наук. Эта стадия  связана с эпохой  индустриализма, с увеличивающимся  внедрением научных знаний в  производство и возникновением  потребностей научного управления социальными процессами.
     В современном  понимании наука - это  особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной  познавательной деятельности. Главное  качество науки - постоянно генерировать рост нового знания,  выходя за рамки  привычных и уже известных  представлений о мире.
     Каждый  этап развития науки сопровождался  особым типом ее институализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности -научных кадров. Как социальный институт наука начала формироваться в 17-18 ст., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. К середине 19 в. формируется дисциплинарная организация науки, возникает система дисциплин со сложными связями между ними. В 20 в. наука превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров.
     На  каждом из этапов развития науки научное  познание усложняло свою организацию. Совершались новые открытия, создавались  новые научные направления и  новые научные дисциплины. Формируется  дисциплинарная организация науки, возникает система научных дисциплин  со сложными связями между ними.  Развитие научного познания сопровождается и интеграцией наук. Взаимодействие наук формирует междисциплинарные  исследования, удельный вес которых  возрастает по мере развития науки. 
 
 
 
 
 
 

    Социальные  функции науки. Роль науки в обществе.
     Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее  проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки  участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных  условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.
     Говоря  о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три  группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции познавательная и мировоззренческая, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы, в-третьих, ее функции как социальной силы, в четвертых, культурная функция и другие функции, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.
      Познавательная и мировоззренческая функции науки.
     Познавательная  функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как  раз познание природы, общества и  человека, рационально-теоретическое  постижение мира, открытие его законов  и закономерностей, объяснение самых  различных явлений и процессов, осуществление прогностической  деятельности, то есть производство нового научного знания.
     Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана  с познавательной функцией, главная  цель ее - разработка научного мировоззрения  и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения  человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать  мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия.
     Наука вырабатывает, прежде всего, научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.
     Одновременно  с этим процессом возникновения  и укрепления познавательно - мировоззренческих  функций науки занятия наукой постепенно становились в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки  как социального института в  структуре общества.
2.2 Функция науки  как непосредственной  производительной  силы.
     Производственная, технико-технологическая функция  призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи  говорят и пишут о превращении  науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении  ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует  данную функцию науки.
     Говоря о функциях науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько
     Наука получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку «применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов». Со своей стороны, практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.
      Функция науки в качестве социальной силы.
     Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо  обнаруживается еще одна группа функций  — она начинает выступать и  в качестве социальной силы, непосредственно  включаясь в процессы социального  развития. Наиболее ярко это проявляется  в тех довольно многочисленных в  наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для  разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой  программы, определяющей, как • правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально  необходимо непосредственное участие  ученых как носителей специальных  знаний и методов из разных областей. Также существенно, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
     Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем  современности. В качестве примера  здесь можно назвать экологическую  проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных  для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука —  один из факторов тех радикальных  и далеко не безобидных изменений, которые  происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в  числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми  увидели симптомы надвигающегося кризиса  и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных  деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая  роль и в определении масштабов  и параметров экологических опасностей. В этой своей функции наука  затрагивает социальное управление.
2.4 Культурная функция  науки.
     Культурная, образовательная функция заключается  главным образом в том, что  наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит  педагогической науке. Данная функция  науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему  образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую  направленность, занимает исключительно  важное место в сфере духовного  производства.
     Культурная  функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е. к  тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный потенциал  культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает, прежде всего, формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре.
2.5 Другие социальные  функции науки.
     Культурно-воспитательная, образовательная функция заключается  главным образом в том, что  наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит  педагогической науке. Данная функция  науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему  образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую  направленность, занимает исключительно  важное место в сфере духовного  производства.
     Прогностическая функция - наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир  сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия  таких изменений. При помощи научных  моделей ученые могут показать возможные  опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их определению.
     Управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать  идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений  и процессов. Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты осуществляют информационное обеспечение управленческо-регулятивного процесса,. консультирование работников государственного аппарата, своими практическими рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные структуры, служебные и деловые отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительна поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров.
     Идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной памяти, связь времен, преемственность  различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов  в сфере научного производства, сообщества и этоса.
     Практически-действенная  функция в известной мере как  бы интегрирует все другие функции  науки, характеризует её как универсальную  преобразующую социальную силу, которая  способна изменить все общество, все  его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным  образом через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации, "овеществления" научного знания, идей ученых.
     Наука — сфера исследовательской деятельности, направления на получение новых  знаний о природе, обществе и мышлении.
     В настоящее время развитие науки  связано с разделением и кооперацией  научного труда, созданием научных  учреждений, экспериментального и лабораторного  оборудования. Являясь следствием общественного разделения труда, наука возникает в след за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей. Появление крупного машинного производства создаёт условия превращения науки в активный фактор самого производства. В условиях научно-технической революции происходит коренная перестройка науки, уже не просто следующей за развитием техники, а обгоняющей её, становящейся ведущей силой прогресса материального производства.
       В наши дни наука становится во все большей мере производительной силой общества. Все формы физического и умственного труда: медицина, транспорт, связь, быт современного человека — испытывают на себе глубокое преобразующее действие научно-технического прогресса.
     Действенным инструментом управления развитием  науки является финансирование и  материальное обеспечение научных  исследований. Финансы и материальные ресурсы предназначаются в первую очередь для наиболее важных и  перспективных направлений научно-технического прогресса. Все большее распространение  получает принцип финансирования не отдельных научно-исследовательских  подразделений, а крупных научных  программ. Программно-целевой подход к научной деятельности оптимизирует внутренние тенденции научного познания и управление им. Расширяет возможности  планирования науки, увязывая её внутренние стимулы с организационными вопросами  совершенствования структуры научных коллективов.
     Наука все глубже проникает в сущность явлений и процессов мироздания, раскрывает более полно картину  мира. Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается  в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область  человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу и наблюдали  за ней, но ставили эксперименты, высказывали  гениальные догадки, создавали теории. Важнейшая закономерность исторического  развития науки – возрастание ее роли в производстве и управлении обществом, ее значения в общественной жизни. С древних времен истории человека, наука возникает как ответ на практические, прежде всего производственные, потребности  общества. Появление  астрономии, математики и механики было вызвано становлением ирригации, мореплавания, строительства крупных общественных сооружений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.
     Наука есть постижение мира, в котором  мы живем. Соответственно, науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы  обрести твердую жизненную базу, человек  должен  продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Индивидуум  должен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь построить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми требованиями дня.
     Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет сохранять лидирующую позицию человек будущего должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области наук о человеке, наук социальных.
     Современная Россия может иметь достойное будущее лишь двигаясь по пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий.  Всесторонняя образованность населения - главная опора науки. 
 
 
 
 
 
 

     Что означает положение: «В 20 веке наука превращается в непосредственную производительную силу».
     Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка  и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука  превращается в производственную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие "наука" включает в себя как деятельность по получению  новых знаний, так и результат  этой деятельности - сумму полученных знаний, образующихся в совокупности в научную картину мира.
     Цель  науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле - теоретическое  отражение действительности.
       Будучи неотъемлемой от практического  способа освоения мира, наука,  как производство знания представляет  собой специфическую форму деятельности, в результате которой дается  приращение нового знания. Поэтому  наука выступает как сила, постоянно  революционизирующая другие виды  деятельности.
     Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, условно  можно подразделить на три большие  группы (подсистемы) - естественные, общественные, технические.
     По  своей направленности, по непосредственному  отношению к практике, отдельные  науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.
     Фундаментальные науки познают законы, управляющие  поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления.
     Прикладные  науки используют результаты фундаментальных  для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.
     Вплоть  до конца 19 века наука играла вспомогательную  роль по отношению к производству.
     Затем развитие науки начинает опережать  развитие техники и производства, складывается единая система "Наука - техника - производство", в которой  науке принадлежит ведущая роль.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.