На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Актуальные проблемы реформирования железнодорожного транспорта

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                      Кармацкий В.Ф. (СЖД)
                      Плахотич  С.А. (УрГУПС) 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  ТРАНСПОРТА 

      Основные  вопросы, раскрываемые в лекции:
    Обоснование необходимости реформирования железнодорожного транспорта. Основные нормативные документы, регламентирующие процессы реформирования железнодорожного транспорта.
    Цели и задачи структурной реформы. Этапы реформирования.
    Итоги первого этапа реформирования в отрасли и на Свердловской железной дороге.
    Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте общего пользования. Основные понятия, термины.
    Основные понятия и термины законодательства об акционерных обществах, о собственности в РФ, о приватизации государственного и муниципального имущества, способы приватизации, законодательство об особенностях приватизации железнодорожного транспорта общего пользования. Формы собственности. Регистрация прав собственности.
    Принципы, особенности и механизм создания ОАО «Российские железные дороги» и его дочерних обществ. Основные положения о порядке взаимодействия ОАО «РЖД» с хозяйственными обществами, акциями (долями) которых владеет ОАО «РЖД»
    О втором и третьем этапах реформы на железнодорожном транспорте

1. Обоснование необходимости  реформирования железнодорожного  транспорта. Основные  нормативные документы, регламентирующие процессы реформирования железнодорожного транспорта.

     Переход железнодорожного транспорта – одной  из базовых отраслей экономики Российского государства – в новую организационно–правовую форму является историческим событием, для достижения которого проделан непростой путь.
     Идеология эволюционного подхода к реформе  отрасли была заложена в «Основных направлениях развития железнодорожного транспорта», принятых на Всероссийском съезде железнодорожников в 1996 году и утвержденных Президентом России, а затем в Концепции и Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте 1998 и 2001 годов. Постановлением Правительства РФ № 283 от 26 мая 2003 г. внесены изменения в Программу и детализированы задачи структурной реформы на 2003 – 2005 годы.
     Именно  эти документы явились отправной точкой эффективного развития железнодорожного транспорта в новом качестве – в виде мощной государственной корпорации с созданием конкурентной среды в сфере перевозок и других видах деятельности.

2. Цели и задачи структурной реформы. Этапы реформирования.

 
     Структурная реформа естественных монополий, в  том числе и железнодорожного транспорта, является одной из приоритетных задач современного этапа развития российской экономики.
      Министр путей сообщения  Г.М. Фадеев так сформулировал лозунг, под которым сейчас осуществляются реформы: «Реформа на железнодорожном транспорте – исключительно без права на ошибку».

Цели  реформирования железнодорожного транспорта

 
   
    Повышение устойчивости, доступности, безопасности и качества транспортных услуг;
    Снижение совокупных народо–хозяйственных затрат;
    Обеспечение экономического роста через развитие транспортной инфраструктуры;
    Формирование гармоничной транспортной системы страны, обеспечение цельности экономического и геополитического пространства
 
Основные задачи реформирования 

     Это, в первую очередь:
    разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности;
    сохранение и оптимизация системы государственного управления единой производственной инфраструктурой железных дорог и централизованного диспетчерского управления;
    обеспечение транспортной безопасности;
    формирование конкурентного сектора в сфере перевозок, ремонта подвижного состава, услуг;
    оптимизация системы государственного регулирования тарифов;
    обеспечение финансовой прозрачности и экономической эффективности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;
    создание новых мотиваций к труду, повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.

Этапы реформирования

 
Реформирование  железнодорожного транспорта проводится в три этапа:
      первый  этап – 2001–2002 годы;
      второй  этап – 2003–2005 годы;
      третий  этап – 2006–2010 годы. 

      Первый  этап реформирования железнодорожного транспорта включал в себя:
      отработку механизма и нормативно– правовой базы для разделения на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления и выбор организационно – правовой формы для единого хозяйствующего субъекта (федеральное унитарное государственное предприятие или открытое акционерное общество).
      реструктуризацию кредиторской задолженности предприятий федерального железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней, иным обязательным платежам и договорным обязательствам (Для успешного начала работы акционерного общества нужно было максимально освободиться от долгов. В соответствии с законодательством об акционерных обществах кредиторы вправе востребовать долги у создаваемого общества в течение первого месяца работы. Общая кредиторская задолженность железнодорожного транспорта на начало 2002 года составляла 155 млрд. рублей. В соответствии с Постановлением Правительства от 25 декабря 2001 года № 890, постановлениями 78 субъектов Российской Федерации, 714 муниципальных образований реструктуризирована задолженность в бюджеты и внебюджетные фонды в сумме 51,6 млрд. рублей. При этом, ежегодные выплаты по реструктуризации составляют 7,3 млрд. рублей )
      разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте (законопроекты о железнодорожном транспорте прошли обсуждения в Гос. Думе в 4–х чтениях, до их принятия 10.01.2003г.) ;
      развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе создание грузовых компаний–операторов, (независимых перевозчиков) владеющих собственным подвижным составом,
      создание условий для недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта пользователей услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте,
      инвентаризацию имущества и земельных участков предприятий железнодорожного транспорта, формирование перечня организаций и имущественных комплексов, предлагаемых к внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта; (Общая стоимость проинвентаризированного имущества отрасли по состоянию на 01 января 2003 года составила 2,3 триллиона рублей.)
      выделение в структуре федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно–восстановительных работ и входящих в потенциально конкурентный сектор, с целью реализации задач второго этапа реформирования;
      создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок. (В 2003 году работало 54 компании–оператора, осуществляющих грузовые перевозки и обеспечивающие около 7% всего грузооборота сети. В текущем году компании–операторы планируют инвестировать в приобретение подвижного состава более 200 млн. долларов США, доведя парк собственных вагонов до 43 тыс. единиц.)

Итоги первого этапа  реформирования в  отрасли и на

Свердловской  железной дороге.

 
      Первый этап реформирования железнодорожного транспорта завершен в сентябре 2003 года созданием ОАО « РЖД» (см. постановление Правительства РФ №585).
      На  Свердловской железной дороге на первом этапе внимание руководителей и  специалистов дороги, дорожного штаба  в 2003 году было сосредоточено на решении задач для осуществления перехода к работе в условиях нового законодательства о железнодорожном транспорте. Это, в первую очередь, участие в разработке нормативной базы, обеспечивающей процессы реформирования. Специалисты дороги активно участвовали в отработке положений по новой системе планирования и бюджетирования, проектов и опытных версий корпоративной Автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами. Предложения дороги по ведению налоговых расчетов были одобрены и приняты за основу в системе ОАО «РЖД». Велась интенсивная работа по проектам Правил перевозок, Прейскуранта 10–01, Положений в развитие законодательства в сфере грузовых перевозок, лицензирования видов деятельности, развития конкурентной среды.
      Оперативно  осуществлялись мероприятия первого этапа структурной реформы, направленные на снижение финансовых рисков, затрат на содержание объектов социальной сферы, убытков дороги от нерентабельных видов деятельности.
      В результате принятых мер, в прошлом году полностью выполнены обязательства по налоговым платежам. Текущие платежи в бюджеты и внебюджетные фонды по отношению к 2002 году возросли на 9 % и составили более 9 млрд. рублей. (Ежегодно в бюджеты и внебюджетные фонды от предприятий отрасли направляется более 100 млрд. рублей налоговых и обязательных платежей.)
     По  инициативе дороги были внесены изменения в нормативно – правовые акты субъектов РФ по реструктуризации кредиторской задолженности в связи с принятыми поправками в налоговом законодательстве. В соответствии с утвержденными графиками проведено погашение реструктуризированной кредиторской задолженности. По состоянию на начало 2004 года ее сумма уменьшилась на 46,8 % (или на 1,2 млрд. руб.).
      В 2003 году выполнено установленное задание по снижению убытков дороги от пригородных перевозок. Всего получено дотаций и льгот в объеме 1038, 4 млн. рублей. В том числе денежных средств в объеме 797,43 млн. рублей. Для снижения потерь в доходах от эксплуатации убыточных малоинтенсивных железнодорожных линий привлечено средств средства субъектов РФ и муниципальных образований в объеме 108,2 млн. рублей.
      Под особым контролем руководства дороги находилось выполнение заданий по передаче жилья, объектов соцкультбыта, образовательных учреждений в собственность субъектов Федерации и муниципальных образований.
      Передано 87 учреждений образования дороги. Расходы на их содержание учтены в местных бюджетах на 2004 год.
      По  состоянию на 01января 2003 года на балансе  дороги находилось более 4 тысяч жилых домов, общей площадью 1537,8 тыс. кв. м., в том числе 133,5 тыс. кв. м. – не передаваемый жилищный фонд (общежития и жилье в служебно–технических зданиях), который внесен в уставный капитал ОАО РЖД. Подписано актов на прием–передачу в 2003 году на 701 тыс. кв. м. План передачи жилищного фонда на 2004 год – 705,5 тыс. кв. м.. В первом квартале текущего года пока не удалось завершить эту задачу. Хотя именно в эти сроки формируются бюджеты органов местной власти на 2005 год и в них должны быть учтены расходы на содержание передаваемого жилья.
       Наиболее  актуальными на первом этапе были вопросы формирования перечня имущества, которое внесено в уставный капитал акционерного общества. С этой целью была проведена тщательная выверка данных бухгалтерского учета, особенно по объектам недвижимости по юридическим лицам, включенным в состав ОАО «РЖД». В установленные сроки была проведена инвентаризация имущества и обязательств дороги по состоянию на 30 июня 2003 года по всем первичным балансодержателям, входящим в состав РИК Свердловской железной дороги. Проинвентаризировано имущества на сумму 179,1 млрд. рублей и обязательств на сумму 11, 1 млрд. рублей, с последующей корректировкой по состоянию на 30 сентября.
     Итогом работы стало  формирование и подписание сводного передаточного акта со всеми приложениями. Работниками служб финансовой, управления имуществом, ДЦВ и бухгалтерами в подразделениях дороги проведена большая, кропотливая работа по формированию приложений к сводному передаточному акту, по сверке перечней объектов имущества, подлежащих и не подлежащих внесению в уставный капитал.
      В установленные МПС сроки в  основном завершена работа по межеванию, инвентаризации и постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами недвижимости дороги.
      Всего поставлено на кадастровый учет 100,7 тысяч гектаров земель, в том числе 69,7 тысяч гектаров полосы отвода и 31 тыс. гектаров внеполосных земельных участков. В уставной капитал ОАО «РЖД» внесено 631 земельный участок, общей площадью 4,4 тыс. гектаров.
      В настоящее время завершаются  работы по государственной регистрации права собственности на земли железнодорожного транспорта.
      При этом следует учесть, что законодатель установил две категории земельных участков под объектами железнодорожного транспорта:
    земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 29–ФЗ1, а также на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы. Эти участки являются федеральной собственностью. Их внесение в уставный капитал ОАО «РЖД» не допускается. На эти участки регистрируются права собственности Российской Федерации.
    земельные участки, находящиеся в собственности ОАО «РЖД». На эти участки регистрируются права собственности ОАО «РЖД».

4. Законодательство  Российской Федерации  о железнодорожном  транспорте общего  пользования. Основные  понятия, термины.

 
     Законодательство  Российской Федерации о железнодорожном  транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и других федеральных законов.
     Деятельность  в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
     18 января 2003 года в «Российской газете» официально опубликованы три закона. Два из них – законы «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», вступившие в силу с 18 мая
     Два других – «О внесении изменений в закон о естественных монополиях» и «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» вступили в силу с момента опубликования.  

    Федеральный Закон «О железнодорожном транспорте в

    Российской  Федерации»

 
     Федеральный Закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 17–ФЗ был принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года.
      Закон устанавливает:
    правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования;
    основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта;
    основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.
     Железнодорожный транспорт в России является составной частью единой транспортной системы государства.
     Основной  и высшей целью железнодорожного транспорта является его обязанность во взаимодействии с организациями других видов транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
         Железнодорожный транспорт в Российской Федерации  состоит из:
    железнодорожного транспорта общего пользования;
    железнодорожного транспорта необщего пользования;
    технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально–конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
      Деятельность  организаций железнодорожного транспорта необщего пользования, регламентируется иными нормативными правовыми актами и находится в ведении Министерства транспорта РФ. Закон не распространяется на функционирование технологического железнодорожного транспорта организаций.
      (Об  этих видах железнодорожного  транспорта студенты подробнее узнают на следующем курсе в дисциплине «Промышленный железнодорожный транспорт).
      Имущество железнодорожного транспорта может  находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
      Это положение является новым в законодательстве о железнодорожном транспорте и открывает доступ к инфраструктуре железных дорог всем перевозчикам, независимо от их организационно–правовой формы и формы собственности, создает правовую базу для развития конкуренции. 

Закон определил основные термины и понятия 

      Законом вводятся такие новые понятия, как  «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования», «владелец инфраструктуры», «перевозчик» и «оператор железнодорожного подвижного состава».
      Рассмотрим  некоторые основные понятия, определяемые законом.
    инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее – инфраструктура) – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования рассматривается как естественно–монопольный вид деятельности, на который в большей степени должно распространяться государственное регулирование в области железнодорожного транспорта. В частности, статьей 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным  законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    владелец инфраструктуры – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора. На владельца инфраструктуры Федеральными законами возлагаются такие важнейшие функции, как осуществление непрерывного планирования перевозок грузов, утверждение плана формирования и графика движения поездов по инфраструктуре, согласование заявки на перевозку с другими владельцами инфраструктур и смежными видами транспорта. Определено, что владелец инфраструктуры оказывает перевозчикам услуги на основании публичного договора, примерная форма которого должна устанавливаться рассматриваемым проектом Правил. Но это не исключает право владельца инфраструктуры оказывать услуги перевозчикам на основании хозяйственных договоров.
    перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
      Любой перевозчик имеет право на не дискриминационный доступ к инфраструктуре. Конкретные правила такого не дискриминационного доступа утверждены Правительством.
      Существующая  структура организации перевозок железнодорожным транспортом будет разделена на две составляющие: инфраструктурную, предусматривающую тарифное и другое регулирование со стороны государства, собственно перевозочную, со свободным ценообразованием, обеспечивающим  нормальную конкуренцию.
      Перевозочная  составляющая определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, а инфраструктурная составляющая – порядок предоставления услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта и порядок доступа к ним.
      Как показывает мировой опыт проведения реформ национальных железных дорог, эти  вопросы являются ключевыми для успеха или неудачи реформы, направленной на создание рынка железнодорожных перевозок.
      Перечень  услуг инфраструктуры и порядок  их оказания определяются Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
       оператор железнодорожного подвижного состава – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации;
    земли железнодорожного транспорта – земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах;
    полоса отвода железных дорог (далее – полоса отвода) – земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
     Закон определяет порядок  лицензирования отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта.
     Лицензирование  определенных федеральным законом отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или иными федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
      Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 18–ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»Государственной Думой 24 декабря 2002 года и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года
      Устав регулирует отношения, возникающие  междуследующими участниками перевозочного  процесса:
    перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования.
      Устав устанавливает их права, обязанности  и ответственность, включая претензии, иски друг к другу.
      Устав железнодорожного транспорта, закрепляет законодательно разделение железных дорог на два самостоятельных блока – собственно перевозки и инфраструктуру.
      Этот  же документ закрепляет законодательно права независимых перевозчиков. При этом особое внимание уделено грузоперевозчикам, владеющим собственным подвижным составом.
     Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003 года №  29–ФЗ устанавливает организационно–правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта. 

5. Основные понятия  и термины законодательства  об акционерных  обществах, о собственности в РФ, о приватизации государственного и муниципального имущества, способы приватизации, законодательство об особенностях

приватизации железнодорожного транспорта общего пользования.

Формы собственности. Регистрация прав собственности.

 
    Основные  понятия, термины в отношении  собственности определены в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации2 в Разделе II. Право собственности и другие вещные права.
    Содержание  права собственности определяется следующими признаками:
    1. Собственнику принадлежат права  владения, пользования и распоряжения  своим имуществом.
    2. Собственник вправе по своему  усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону3 и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
    Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. До внесения имущества федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал ОАО «РЖД» это бремя лежало на плечах государства, но государство не имело средств на его содержание должным образом. (см. к примеру, цифры об износе основных фондов, состоянии локомотивного или вагонного парка.)
   В статье 212 ГК РФ определены субъекты права собственности.
    В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности. При этом, законодатель не дает четкого толкования термина «иные формы собственности».
    Имущество может находиться в собственности  граждан и юридических лиц, а  также Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований.
    Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

6. Принципы, особенности и механизм создания ОАО «Российские железные дороги» и его дочерних обществ. Основные положения о порядке взаимодействия ОАО «РЖД» с хозяйственными обществами, акциями (долями) которых владеет ОАО «РЖД»

Принципы  создания ОАО «РЖД»4

 
      В соответствии с Постановлением правительства  РФ «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»« от 18 сентября 2003г. № 585 в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта5 создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») как единый хозяйствующий субъект железнодорожного транспорта общего пользования. Этим же постановлением утвержден Устав ОАО «РЖД». Приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществлена путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта – ОАО «РЖД».6 Приватизированное имущество закрепляется в собственности юридического лица.7
      Уставный капитал ОАО «РЖД»8 формируется путем внесения в него имущества организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11августа 2003 г. №1111–р9.
      Размер  уставного капитала ОАО «РЖД» в момент его создания был определен Правительством Российской Федерации, исходя из стоимости подлежащих приватизации активов организаций федерального железнодорожного транспорта в сумме 1 трлн. 535 млрд. 700 млн. рублей, или более 50 млрд. долларов, – это больше чем, у «Газпрома» и РАО «ЕЭС» вместе взятых. Своим имуществом в компанию вошло 987 предприятий.
      Единственным  учредителем открытого акционерного общества является Российская Федерация.
      Вновь образованная компания 23 сентября 2003 года прошла государственную регистрацию и с 1 октября приступила к деятельности в соответствии с действующим законодательством.
     В результате законодательно закрепленного  разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления ОАО «РЖД» приняло от МПС функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте. При этом компания законодательно закреплена в государственном секторе экономики. 
 

О приватизации имущества  федерального железнодорожного транспорта 

      Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003 года № 29–ФЗ устанавливает организационно–правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта
     Полномочия  единственного акционера ОАО  «РЖД» от имени Российской Федерации в соответствии с законодательством о приватизации и об акционерных обществах осуществляет Правительство Российской Федерации.
     Все акции10 ОАО «РЖД» в бездокументарной форме находятся в собственности Российской Федерации (ст. 7 ФЗ–29).
     Продажа и иные способы отчуждения находящихся  в собственности Российской Федерации акций единого хозяйствующего субъекта, передача их в залог, а также иное распоряжение указанными акциями осуществляется на основании федерального закона.
     Кроме того, существуют ограничения оборота имущества единого хозяйствующего субъекта (п.1 ст.8). ОАО «РЖД» не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог следующее имущество, внесенное в его уставный капитал:
     магистральные железнодорожные линии со всеми  расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте;
     малоинтенсивные железнодорожные линии, участки  и станции, имеющие оборонное значение;
     информационные  комплексы управления движением  на железнодорожном транспорте и  систему управления перевозками;
     объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение;
     объекты мобилизационного назначения, объекты  гражданской обороны, законсервированные и неиспользуемые в производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва;
     железнодорожный подвижной состав, предназначенный  для осуществления специальных  железнодорожных перевозок;
     объекты и имущество, предназначенные непосредственно  для выполнения аварийно–восстановительных работ.
     Указанное имущество может находиться только в собственности ОАО «РЖД», как единого хозяйствующего субъекта или в федеральной собственности.
     Единый  хозяйствующий субъект без согласия Правительства Российской Федерации (п.2 ст.8) не вправе передавать в залог, а также продавать и иным влекущим за собой переход права собственности образом распоряжаться следующим находящимся в его собственности имуществом:
     акции дочерних обществ  ОАО «РЖД»; (исключается возможность их продажи на рынке ценных бумаг или их передача иным способом в чью–либо собственность без согласия Правительства РФ)
     малоинтенсивные железнодорожные линии, участки  и станции со всеми расположенными на них сооружениями, а также земельные участки, на которых размещены указанные объекты;
     объекты недвижимого имущества, относящиеся к инфраструктуре 11 железнодорожного транспорта общего пользования, за исключением объектов, указанных в пункте 1 статьи 8 закона.
     Порядок распоряжения указанным в настоящем  пункте имуществом определяется Правительством Российской Федерации.
     Не  влекущее за собой переход права  собственности распоряжение (за исключением залога) имуществом, указанным в настоящем пункте, осуществляется ОАО «РЖД» самостоятельно. 

О функциях Министерства путей сообщения  Российской Федерации 

      После исключения из Министерства путей сообщения  Российской Федерации организаций  федерального железнодорожного транспорта, вошедших в ОАО «РЖД» оно до 11 марта 2004 г. сохранялось как федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и выполняло следующие функции:
    проведение государственной политики в области железнодорожного
транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребности населения;
    разработка, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов в области:
      – технической эксплуатации железных дорог, иных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, безопасности перевозок и экологии, обеспечения охраны объектов, сохранности перевозимых грузов и имущества, пожарной безопасности, а также охраны труда;
      – установления обязательных требований к техническим средствам, используемым на железнодорожном транспорте, а также услугам, предоставляемым при перевозках грузов и пассажиров (технических регламентов и стандартов);
    лицензирование, сертификация и стандартизация на железнодорожном транспорте в пределах своих полномочий;
    надзор за соблюдением метрологических правил и норм;
    руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной;
    обеспечение защиты государственной тайны;
    участие в осуществлении государственной политики в области борьбы с террористическими проявлениями на железнодорожном транспорте, координация и взаимодействие по данному вопросу с компетентными органами;
    регулирование в области перевозок для государственных нужд и социально значимых перевозок пассажиров;
    другие функции государственного регулирования в области железнодорожного транспорта.
     В основном эти же функции перешли к новому Министерству транспорта и связи Российской Федерации 

О реформировании структуры федеральных органов власти в марте 2004 года и упразднении МПС РФ 

     Указом  Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», вступившим в юридическую силу с 11 марта 2004 года, изменена система и структура федеральных органов исполнительной власти в сфере железнодорожного транспорта.
     Образовано  новое Министерство транспорта и  связи Российской Федерации, которому передаются функции по принятию нормативных правовых актов в сфере деятельности упраздняемых Министерства путей сообщения РФ, Министерства транспорта РФ и Министерства РФ по связи и информатизации.
      Указом  Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 внесены изменения в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти в сфере железнодорожного транспорта, утвержденную Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314.
      Министерство  транспорта и связи Российской Федерации с 22 мая 2004 года преобразовано в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.
      Новому  Министерству транспорта РФ с 22 мая 2004 года подведомственны следующие  федеральные службы и федеральные агентства:
            Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
            Федеральное агентство  воздушного транспорта.
            Федеральное дорожное агентство.
            Федеральное агентство  железнодорожного транспорта.
            Федеральное агентство  морского и речного транспорта.
      Федеральное агентство геодезии и картографии.
      Министерство  транспорта РФ в установленной сфере  деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору  кроме случаев, устанавливаемых  Указами Президента Российской Федерации  или постановлениями Правительства Российской Федерации. Эти функции по контролю и надзору в сфере железнодорожного транспорта будет осуществлять Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
      Федеральная служба по надзору в сфере транспорта будет наделяться полномочиями по нормативно–правовому регулированию в сфере контроля и надзора на железнодорожном транспорте не только Указами Президента Российской Федерации, но и постановлениями Правительства Российской Федерации.
      От  Министерства транспорта РФ переданы Федеральному агентству железнодорожного транспорта функции по управлению государственным имуществом на железнодорожном транспорте, которое не внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» по сводному передаточному акту от 30.09.2003 г., кроме случаев, устанавливаемых Указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации12
      Уточнено, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта оказывает государственные услуги непосредственно или через подведомственные ему федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам гражданам и организациям в области образования, здравоохранения в других областях, установленных федеральными законами.
      Федеральное агентство железнодорожного транспорта будет наделяться полномочиями по нормативно–правовому регулированию в сфере управления государственным имуществом, в области правоприменения и оказания государственных услуг на железнодорожном транспорте наряду с Указами Президента Российской Федерации также и постановлениями Правительства Российской Федерации.
     Наряду  с этими полномочиями Федеральное  агентство железнодорожного транспорта наделено полномочиями по предоставлению государственных услуг в сфере  железнодорожного транспорта, имеющих исключительную общественную значимость, на установленных федеральным законодательством условиях.

7. О втором и третьем  этапах реформы  на железнодорожном  транспорте 

 
      На  втором этапе реформы, рассчитанном на 2004–2005 годы, после тщательного технико–экономического анализа, ОАО «РЖД» будет учреждать дочерние акционерные общества, осуществляющие отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте. Это относится к пассажирским перевозкам в дальнем и пригородном сообщении, отдельным специализированным грузовым перевозкам, услугам по ремонту технических средств и производству запасных частей и другим. Соответственно, часть имущества железных дорог, на базе которого осуществляются эти виды деятельности, может быть передана в уставный капитал учреждаемых ОАО «РЖД» дочерних открытых акционерных обществ.
      Третий  этап реформ рассчитан на 2006–2010 годы. В дальнейшем, на третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта (2006–2010 годы) предусматривается продажа акций дочерних обществ ОАО «РЖД» для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. 

Остановимся подробнее на мероприятиях второго этапа реформирования 

      Основные  задачи второго этапа реформирования на 2004 год сформулированы на недавнем заседании Правления компании и в Плане мероприятий ОАО «РЖД» на первое полугодие. «Надо понимать, – сказал 23 января Президент ОАО «РЖД» Фадеев Г.М., – что основная работа по реформированию только начинается, так как построен всего лишь «нулевой цикл» реформы».
     Предстоит огромная работа по завершению мероприятий переходного периода. Это, в первую очередь, завершение в первом квартале процедуры регистрации прав на недвижимое имущество, без которой компания не могла бы распоряжаться им как своей собственностью. Этому процессу предшествовала техническая инвентаризация объектов недвижимости, с последующей постановкой их на государственный технический учет. Срыв сроков технической инвентаризации и регистрации прав собственности мог привести к потере уже затраченных на их проведение больших средств и к дополнительным расходам.
     По  действующему законодательству переход права собственности на недвижимое имущество требует государственной регистрации и, в связи с этим, значительных финансовых затрат.
     По  экспертной оценке стоимость подготовки технической документации, оформления права хозяйственного ведения и оперативного управления, регистрации государственной собственности в органах юстиции для железных дорог, регистрация права собственности на объекты недвижимости открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (кроме земельных участков) в совокупности составляет около 5,5 млрд. рублей. Из них более 3,2 млрд. рублей нужно было заплатить за услуги органов технической инвентаризации (БТИ) по действующей методологии и расценкам на составление и обновление технической документации на объекты недвижимости. 

О регистрации прав собственности на Свердловской железной дороге 

      Структурными  подразделениями Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» совместно с филиалами ФГУП «Ростехинвентаризация» выделено почти 30 тысяч объектов недвижимого имущества, подлежащего технической инвентаризации и государственной регистрации.
     Регистрация права собственности осуществляется в семи регистрационных округах: Свердловская, Пермская, Тюменская области, Ханты–Мансийский, Ямало–Ненецкий автономный округ, Омская область и республика Удмуртия.
      В установленные руководством ОАО  «РЖД» сроки Свердловской железной дорогой поданы в учреждения юстиции заявления с неполными пакетами документов на государственную регистрацию права собственности акционерного общества на объекты недвижимого имущества, внесенные в уставный капитал. Результатом проведенной работы по подаче документов на регистрацию стало получение права на начисление амортизации и как следствие этого – право на снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
      В соответствии с распоряжением Президента компании Фадеева Г.М., несмотря на сложность задач, регистрация прав собственности на объекты недвижимости дороги по состоянию на 30.03.2004 г в основном завершена.  

О создании дочерних акционерных  обществ ОАО «РЖД»13 

      Отличительной особенностью второго этапа реформирования являются задачи корпоративного строительства в ОАО «РЖД», формирования холдинговой системы управления, создания конкурирующих компаний.
      На  первый план выходят вопросы обеспечения финансовой прозрачности, повышения экономической эффективности работы и привлечения инвестиций для развития компании, как коммерческой структуры и хозяйствующего субъекта.
      В первом полугодии, после утверждения Советом директоров Стратегической программы предстоит решать проблемы в области развития рыночных отношений в сфере самого железнодорожного транспорта и реструктуризации производственной деятельности Компании.
      В настоящее время основные положения, касающиеся создания дочерних обществ ОАО «РЖД», регулируются Программой структурной реформы. Программа структурной реформы предусматривает, в частности, следующие положения:
    На подготовительном этапе ведется подготовка к выделению из ОАО «РЖД» самостоятельных структурных образований, осуществляющих отдельные виды деятельности, в дочерние компании (или независимые акционерные общества со 100–процентной государственной собственностью на акции).
    На втором этапе проводится реорганизация ОАО «РЖД» путем выделения из него структурных образований, осуществляющих:
      Пригородные пассажирские перевозки.
      Пассажирские  перевозки в дальнем следовании.
      Ремонт  технических средств для железнодорожного транспорта и производство запасных частей.
      Транзитные, интермодальные и рефрижераторные перевозки (при условии что это выделение не произошло на первом этапе реформирования).
      Неосновные  виды деятельности, не связанные с  перевозками (в области социальной сферы, строительства, телекоммуникаций, недвижимости и др.).
       Кроме того, на втором этапе проводится постепенная  реорганизация указанных самостоятельных структурных образований путем преобразования их в дочерние общества ОАО «РЖД» или независимые хозяйствующие субъекты с последующей частичной продажей акций (долей)
      Первые  «дочки» у компании появятся не раньше второй половины 2004 г. Это обусловлено сроком завершения государственной регистрации прав собственности ОАО «РЖД» на недвижимое имущество, а также регламентным сроком создания дочерних предприятий, который составляет минимум 6 – 8 месяцев. Много неясных вопросов возникает в связи с недостаточной правовой проработкой механизмов создания дочерних обществ.
      Считаем, что при создании ДАО необходимо обеспечить оптимальное сочетание централизации управления с развитием инициативы и заинтересованности филиалов в результатах работы компании. Создавая дочерние акционерные общества по отраслевому признаку, с более высоким организационно – правовым статусом, чем у филиала, важно не ослабить роль начальников дорог в управлении транспортным обслуживанием территорий. Дорога – филиал акционерного общества должна оставаться первичным звеном и полномочным представителем ОАО «РЖД», как основного перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта в регионе.
Закрепленная  в Программе структурной реформы  Концепция создания дочерних обществ  ОАО «РЖД» предусматривает следующие основные моменты:
    дочерние общества создаются при реорганизации ОАО «РЖД» в форме выделения самостоятельных структурных подразделений, функционирующих на базе имущества организаций ФЖТ;
    выделению в дочерние общества подлежат лишь отдельные самостоятельные структурные подразделения, сформированные на первом этапе структурной реформы ФЖТ. Ряд организаций ФЖТ будет продолжать функционировать в качестве самостоятельных структурных подразделений ОАО «РЖД»;
    выделение самостоятельных структурных подразделений ОАО «РЖД» может привести к созданию не только дочерних обществ, но и независимых акционерных обществ со 100–процентной государственной собственностью на акции;
    в дальнейшем акции (доли) независимых хозяйствующих субъектов могут быть проданы третьим лицам.
 
      Однако  Концепция создания дочерних обществ, предусмотренная Программой структурной реформы, носит общий (неконкретный) характер. Многие вопросы, касающиеся создания дочерних обществ, остались неразрешенными. Возникающие вопросы относительно Концепции создания дочерних обществ носят как общий характер (т. е. возникают при создании дочернего общества любым обществом, не только ОАО «РЖД»), так и специальный (т. е. возникают при создании дочерних обществ именно ОАО «РЖД» как юридическим лицом, созданным в процессе приватизации имущества организаций ФЖТ). 

      К числу вопросов общего характера  можно отнести следующие:
    Основания отношений «основное – дочернее общество».
    Способ создания дочерних обществ.
    Организационно–правовая форма дочерних обществ.
    Система управления и построения отношений с дочерними обществами.
    Проблемы защиты имущества и др.
 
      К числу вопросов специального характера  можно отнести следующие:
      Критерии  выделения структурных подразделений  ОАО «РЖД» в дочерние общества.
      Критерии, по которым оценивается необходимость оставить структурные подразделения в составе ОАО «РЖД».
      Принцип выделения: «одно структурное подразделение – одно дочернее общество» или «несколько структурных подразделений – одно дочернее общество» и др.
      Кроме того, отдельные положения Концепции  создания дочерних обществ ОАО «РЖД» не отвечают ни интересам ОАО «РЖД», ни интересам дочерних обществ, в частности создание дочерних обществ при реорганизации ОАО «РЖД» в форме выделения.
      Таким образом, Концепция создания дочерних обществ ОАО «РЖД», предусмотренная Программой структурной реформы, характеризуется неполнотой правового регулирования и нецелесообразностью реализации отдельных положений.
      Принимая  во внимание вышеизложенное, представляется целесообразным внести в Программу  структурной реформы изменения и дополнения, в частности, относительно следующих положений:
    Возможность создания зависимых обществ14.
    Способ создания ДЗО – путем учреждения вновь.
    Организационно–правовая форма дочерних обществ – ОАО, ЗАО, ООО.
    Система построения отношений ОАО «РЖД» с ДЗО и управления ими.
    Критерии создания ДЗО и т. д.
     В процессе выделения структурных  подразделений из ОАО «РЖД» возможна ситуация, когда на базе этого имущества будет создано зависимое общество с ограниченной ответственностью, с закреплением 100% акций (долей участия) ДЗО в собственности ОАО «РЖД». Но, в силу п. 2 ст. 10 Закона об АО, подп. 3 п. 2 ст. 7 Закона об ООО акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не могут иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Иными словами, ОАО «РЖД», 100% акций которого закрепляются в федеральной собственности, не может выступать единственным участником дочерних обществ. Однако контрольный пакет акций дочернего общества, принадлежащих ОАО «РЖД», должен составлять от 75% и до 100% минус одна акция15
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.