На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Субъекты прав на недвижимое имущество

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Содержание 
 
 

Ведение……………………………………………...……………………………….…….3 

1. Общие положения о недвижимом имуществе, как об объекте гражданского правоотношения………..…………………....…..….………………………….…..……6
1.1. Понятие недвижимого  имущества…………………………………..……………
1.2. Правовое регулирование недвижимости………………………………………...7
1.3. Классификация недвижимого  имущества……………………………………….9 

2. Субъекты прав  на недвижимое  имущество………………………….…………...20
2.1. Права на недвижимость  физических и юридических  лиц…………………...20
2.2. Права на недвижимость государства
и муниципальных образований………………………………………………………28
2.3. Сделки и оформление  прав на недвижимое  имущество…………...................31
2.4. Государственная  регистрация продажи 
недвижимого имущества………………………………………………………………42
2.5. Защита прав на недвижимое имущество……………………………………….45 

Заключение…………………………………………………………………………...…51
Глоссарий……..…………………………………………………………………………52
Библиографический список…..………………………………………………………54 

Приложение 
 
 
 

Введение 

      Недвижимость - один из самых важных институтов в гражданском праве.  Поскольку недвижимость в частности жилого назначения, как жилище, как место обитания, является для человека одним из условий его существования. Следовательно, права на недвижимое имущество и сделки с ним затрагивают интересы почти всех граждан и юридических лиц.
      Рынок недвижимости, как и любой иной рынок, чутко реагирует на изменения, происходящие в государстве. В 1992 - 1994 годах в России в условиях смены  социально-экономической формации и обвального падения производства, одним из наиболее действенных способов защиты капитала от инфляции стали вложения на рынке недвижимости.
      Однако  отрицательные процессы, происходившие  в государстве (политическая и финансовая нестабильность, несовершенство и противоречивость законодательства, криминогенная обстановка) негативно влияли на динамическое развитие рынка недвижимости.
       Во  исполнение норм Гражданского кодекса  Российской Федерации,   1 (далее – Гражданский кодекс) о государственной регистрации прав на недвижимость, Президентом РФ 21 июля 1997 года подписан Федеральный закон N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"2 (далее – Закон о регистрации),  который имеет исключительно важное значение для упорядочения и цивилизованного развития рынка недвижимости и главное, для обеспечения гарантий защиты прав собственников недвижимого имущества.
      Сегодня права на недвижимость граждан и  юридических лиц, получают надежную защиту путем признания их государством, посредством государственной регистрации  в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязанностьё ведения которого возложена на специальные государственные органы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
      Естественно, что последовательное осуществление столь масштабного Закона, потребовало принятия дополнительных нормативно-правовых актов - постановлений, инструкций, методик и других документов, обеспечивающих установленное Законом создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правил ведения Единого государственного реестра, фиксирующего все данные об объекте недвижимого имущества и  его правоустанавливающих документах.
      Государственная регистрация завершающий этап приобретения прав на недвижимость, имеющий юридическое (правообразующее) значение.
      С вступлением в силу 25.10.2001г. Земельного кодекса Российской Федерации3 (далее – Земельный кодекс),  введены новые правила на рынке недвижимости. Земельный кодекс установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, согласно которому, недвижимость должна следовать судьбе земельных участков, т.е. сделка с недвижимостью должна сопровождаться приобретением прав на занятый ею земельный участок.
      В 2005г. введены в действие Жилищный и Градостроительный кодексы РФ, Федеральные законы «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» иные нормативные акты, определяющие правила совершения сделок и приобретения прав, на земельные участки, здания, жилые и нежилые помещения.
      Для решения задач, связанных с развитием  рынка доступного  жилья и ипотечного кредитования, приняты важнейшие поправки к Гражданскому кодексу , Федеральному закону от 16.07.1998. № 102-ФЗ « Об ипотеке ( залоге недвижимости) ( далее – Закон об ипотеке), Закону о регистрации. Проведена административная реформа органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов кадастрового и технического учета недвижимости.
      Законность  имущественного оборота во многом зависит  от «прозрачности» рынка, возможности  быстрого получении достоверной  информации о недвижимости и о правах на нее. Единый государственный реестр - важнейший информационный ресурс, доступ к которому имеют все участники рынка недвижимости.
      Государственная регистрация носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную  регистрацию, обязан предоставлять содержащиеся в Едином государственном реестре сведения о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (для юридического лица - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
      Орган по регистрации прав несет ответственность  за своевременность и точность записей  о праве на недвижимое имущество  и сделках с ним,  за полноту  и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним. При этом необходимо отметить, что ответственность за точность данных об объектах недвижимого имущества, за своевременность их представления несут органы по учету соответствующих объектов.
      В данной работе подробно рассматривается понятие недвижимости, дается характеристика современного российского рынка недвижимости и приводится его классификация. Во второй главе отдельно рассмотрены права на недвижимость и условии их возникновения у физических, юридических лиц, а так же публичных образований в лице РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, как субъектов гражданских прав. Одна из глав посвящена оформлению прав на недвижимость, при этом имеются в виду не только право собственности, но иные вещные права, а так же ограничения (обременения) этих прав, возникающие при заключении сделок с недвижимостью. 
 
 
 

1. Общие положения  о недвижимом имуществе, как об объекте гражданского правоотношения
1.1. Понятие недвижимого имущества 

      Термин “недвижимость” появился в российском законодательстве со времен Петра I. Однако, в ныне действующих законодательных актах еще не проведено четкое разграничение между движимым и недвижимым имуществом.4
         « К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр,  и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество» п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса.
  « Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.          В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию. Права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором» ст. 132 Гражданского кодекса.
         Гражданским законодательством в императивной форме установлен открытый, публичный характер акта государственной регистрации недвижимости.
     «Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации» п. 4 ст. 131 Гражданского кодекса.
       Эта норма, безусловно, позволит существенно снизить риск ненадлежащего совершения сделок с объектами недвижимости для участников гражданского оборота.  

1.2. Правовое регулирование  недвижимости

 
      Определив недвижимыми вещами (иначе именуемыми недвижимым имуществом или недвижимостью)  земельные участки, участки недр,  все, что прочно связано с землей (в частности,  здания, сооружения и объекты незавершенного строительства), по признаку того, что одни являются недвижимостью по своей природе, другие не могут перемещаться без несоразмерного ущерба своему назначению, Кодекс отнес к недвижимости ряд других объектов, которым заведомо не присущи указанные выше признаки. Это воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Несмотря на явную физическую природу указанных объектов как движимых вещей, они законодательно отнесены к недвижимому имуществу не только ввиду высокой стоимости и необходимости специального регулирования оборота, но и потому, что они являются « движущимися участками территорий», находящимися под юрисдикцией Российской Федерации. Кроме того, и те, и другие подлежат государственной регистрации.
     Тем самым гражданское законодательство допускает возможность отнесения законом к недвижимости или, точнее, к режиму, установленному для недвижимости, и любого иного имущества.
        « Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев указанных в законе» п.2 ст. 130  Гражданского кодекса.
     Следовательно, законодательно установлено, что в отличие от прав на недвижимые вещи, которые во всех случаях подлежат государственной регистрации, права на движимость необходимо регистрировать только в случаях, прямо предусмотренных в законе. В частности, можно указать на постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
        Деление вещей, о котором идет речь, учитывается различными нормами. Вот несколько примеров. Залог недвижимости (ипотека) подчинен специальным правилам. Одно из них связано с особым, отличным от используемого при залоге движимости порядком обращения взыскания на заложенное имущество (ср. пп. 1 и 2 ст. 349 Гражданского кодекса). Отличаются друг от друга также нормы, регулирующие порядок возникновения права собственности на вновь созданную недвижимость, с одной стороны, и движимость - с другой (ст. ст. 219 и 220 Гражданского кодекса). Государственные, а равно муниципальные унитарные предприятия наделены различным объемом прав на принадлежащее им движимое и соответственно недвижимое имущество. Так, в частности, ст. 295 Гражданского Кодекса  запрещает указанным предприятиям продавать принадлежащее им недвижимое имущество, сдавать его в аренду, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, а также иным способом распоряжаться им без согласия собственника. В отличие от этого для распоряжения движимым имуществом те же субъекты в согласии собственника не нуждаются.
           Как уже отмечалось, составной частью более строгого режима недвижимого имущества является обязательная его государственная регистрация. Государственная регистрация состоит во внесении соответствующих записей в единый государственный реестр, который в соответствии с Кодексом, будут вести учреждения юстиции. 5 Указанный реестр должен охватить широкий круг прав, включая право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, ипотеки, сервитута, а в случаях, предусмотренных Кодексом или иными законами, также и иные права (п. 1 ст. 131 гражданского кодекса).
      Отказ соответствующего органа в регистрации  либо уклонение от нее могут быть обжалованы в суд. Даже в общих  нормах Кодекса о защите гражданских прав закреплена возможность для любого заинтересованного лица, оспорить совершенную в реестре запись, защищая принадлежащие ему права (п. 5 ст. 131 Гражданского кодекса ).
        В случаях, предусмотренных законом, может производиться и специальная регистрация либо учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 Гражданского кодекса). Например, ст. 24 КТМ установила необходимость внесения в Государственный судовой реестр всех судов, технический надзор за которыми ведется Регистром.
       

1.3. Классификация недвижимого имущества

 
         Рынок недвижимости в России  только складывается. В классическом  его понимании он представлен  обычно в трех основных сегментах:  рынок жилых и нежилых помещений, рынок земельных участков, рынок ценных бумаг на недвижимость. К примеру, рынок жилых и нежилых помещений предусматривает как продажу, так и аренду, и эксплуатацию. Этот рынок охватывает многоквартирные дома, нежилые помещения, модное ныне у нас коттеджное строительство и т.д. 6
         Действуют различные формы собственности: частная, собственность акционерных предприятий, местная, муниципальная и, наконец, федеральная. Определить эффективность той или иной формы очень сложно - все зависит от конкретных ситуаций.
          Законодательно закрепив права частной собственности на недвижимое имущество, осуществив приватизацию в Российской Федерации, государство перестало быть единственным собственником подавляющего числа объектов недвижимости, что послужило началу формирования рынка недвижимости.
             Широкие перспективы открываются и для рынка ценных бумаг на недвижимость. Так, указом Президента РФ о регулировании рынка ценных бумаг в качестве таковой признан жилищный сертификат. 7
         Чем выше стоимость объекта недвижимости, тем больше сумма налога на него. Именно из этого налога, поступающего в местный бюджет, оплачивается строительство дорог, создание инфраструктур и многое другое, что позволяет местному сообществу гармонично развивается, а каждому отдельному собственнику создает благоприятную среду для проживания или производственной деятельности без помех окружающим.
         Если собственник не в состоянии  эффективно использовать свою  недвижимость, т.е. она не приносит  прибыли, налоги становятся обременительными и недвижимость приходится продавать. Старый владелец получает за нее рыночную стоимость, кто-то другой будет готов к уплате налога, обеспечив более эффективное использование. Так земельный участок, или объект недвижимости, “выбирает” себе собственника.
      Введение  в действие  Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенной порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее – Закон), стимулирует более широкое развитие рынка  земельных участков, индивидуальных жилых домов, гаражей, дачных и садовых домиков.
        Закон  внес изменения в  ст. 25.2 Закона о регистрации, согласно  которой осуществлялась государственная  регистрация права собственности  на создаваемый или созданный  объект недвижимого имущества, если для его строительства, реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, а так же  ввел в Закон о регистрации  новую статью 25.3 , тем самым,  установив новые правила государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок,  предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
      Так согласно положениям Закона, если в  акте, свидетельстве  не указан вид  права, на котором предоставлен такой  земельный участок или невозможно определить вид этого права, такой  земельный участок считается  предоставленным гражданину в частную  собственность, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законам такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность  граждан не требуется.
         Земля как непременный фактор производства имеет ряд существенных особенностей, которые нельзя не учитывать при всех формах хозяйствования. Это ограниченность земельных участков, зависимость эффективности их использования от местоположения, природных свойств, рельефа местности и т.п. Есть свои особенности и в правовом режиме использования земель, включая их назначение, обременения и ограничения в их использовании.
         По своему целевому назначению  земли обычно делятся на семь  категорий: земли населенных пунктов, сельскохозяйственные, промышленности, природоохранные, водного фонда, лесного фонда, запаса. Земельные участки под приватизированными предприятиями, как правило, находятся на территории городов и тем самым относятся к землям населенных пунктов.
        Согласно ст. 36 Земельного кодекса, любой собственник строения, здания, сооружения имеет право на выкуп земельного участка под этим зданием, строением, сооружением. Тем самым преодолевается противоестественное разделение единого объекта недвижимости  здания и функционально обеспечивающего его деятельность земельного участка.
         Только частная собственность на единый объект недвижимости (включая землю) может служить гарантией свободы коммерческого использования недвижимого имущества, вовлечения всего комплекса активов в хозяйственный оборот, ибо невозможно оперировать объектом недвижимости (например, получить под него кредит), если он не находится в полной собственности.
      Поэтому законодательно установлен запрет приватизации зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений сооружений промышленного  назначения, без  одновременной приватизации земельных участков на которых они расположены, за исключением случаев, если такие  земельные  участки изъяты из оборота или ограничены в обороте,   п. 7 ст.  3 Федерального закона от 25.10.2001. № 137-ФЗ « О введении в действие  Земельного  кодекса Российской  Федерации». 8
         В целом анализ мотивации выкупа земли и постприватизационного поведения предприятий позволяет сделать вывод, что преимущественное значение имеют мотивы производственного использования земли. В значительной мере это объясняется неразвитостью вторичного земельного рынка. Но с другой стороны, данное обстоятельство свидетельствует о позитивном намерении предприятий активно использовать земельные ресурсы в хозяйственной деятельности.
        Наиболее масштабны потенциалы рынка жилья. Не менее 90 процентов жилья во всякой, как это принято говорить, цивилизованной стране покупается сегодня в рассрочку.
         Особенно широкие масштабы рынок жилья в России приобрел в результате приватизации квартир. Бесплатная, передача квартир в частную собственность создала для владельцев новые возможности для операций с этим видом недвижимости9.
         Вместе с тем развились и  формы купли-продажи квартир и других видов жилья. Среди этих форм все большее распространение получает приобретение квартир в рассрочку. Надо отметить, что на Западе почти вся недвижимость, находящаяся у населения, обременена долгами, необходимостью выплаты стоимости жилья в рассрочку. В России в результате приватизации граждане стали владельцами недвижимых активов (квартир) не обремененных долгами. Поэтому российские граждане оказываются в этом отношении в значительно лучшем положении, чем граждане других стран.
         Вместе с тем, все это дополняется и вновь открывшимися возможностями приобретения жилья в кредит. Вкратце схема здесь такова.
           Покупатель сразу же выкладывает первый взнос - около 30 процентов; остальные 70 выплачивает банк, с которым заключен соответствующий договор, либо квартира приобретается полностью за счет средств банка.
         Банк или его дочерняя фирма  осуществляют сбор документов, занимаются  оформлением сделки купли-продажи,  осуществляют расчеты с продавцом  и т.д. Поэтому размер комиссионных, например, по Москве  достигает 13 процентов рыночной цены квартиры. Эти затраты оправданы, если сделка оформляется с участием надежных организаций, так как жилищный рынок насыщен криминальными элементами стремящимися к незаконному обогащению.
         Материальным обеспечением кредитования служит сама квартира, так как приобретение или строительство жилья за счет кредита банка или иной кредитной организации влечет возникновение ипотеки в силу закона, ст. 77  Закона об ипотеке.
        Рыночное перераспределение квартир позволило улучшить использование жилого фонда, стимулировало расселение части коммунальных квартир, позволило отчасти решить жилищную проблему.
         В целом жилищная проблема  не только сохраняется, но и  усиливается. Этому способствует постоянный приток в Россию беженцев и вынужденных эмигрантов из стран ближнего зарубежья.
         После приватизации значительной доли жилого сектора в городах обострилась проблема использования квартир, находящихся в собственности, не по прямому назначению.
         Разумеется, использование жилых  помещений, находящихся в собственности  граждан и юридических лиц,  под нежилые цели - для размещения  в них офисов, контор,  мастерских, вычислительных центров и т.д. - отнюдь не способствует решению  жилищной проблемы, поскольку значительная часть жилплощади изымается из общегородского фонда. Поэтому в данном вопросе законодательно устанавливаются некоторые ограничения.
      Так  в соответствии п.3 ст. 22 Жилищного  кодекса Российской Федерации, перевод  квартиры в нежилое помещение в многоквартирном доме допускается только в случаях, если такая квартира находиться на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещения, не являются жилыми.
        Стабильный спрос на офисы, торговые и складские площади, а также высокая стоимость подобного имущества, гарантирующие немалые комиссионные, привлекают большое количество посреднических структур.
Данный  факт отрицательно влияет на развитие всего фондового рынка, недостаточное вовлечение в коммерческий оборот самой недвижимости. Участники рынка недвижимости пока предпочитают прямые инвестиции. Узок и круг ценных бумаг, связанных с использованием и реализацией недвижимости.
         Прежде всего, бесспорным достоинством жилищных облигаций является их накопительная сущность. Они дают возможность постепенно накапливать их необходимое количество для покупки квартиры, являясь удостоверением права на указываемый в номинале метраж жилья. 10
         Рыночные методы оценки помогают максимально выгодно распоряжаться недвижимым имуществом, этим новым ресурсом, который предприятия и граждане получают в свое распоряжение. Эта оценка становится необходимой уже тогда, когда собственники земли и недвижимости захотят заложить их для получения кредита. Без должной оценки рассчитывать и на привлечение дополнительных инвестиций, в том числе иностранных.
         На первом этапе приватизации, при создании совместных предприятий  такие оценки или вообще не  делали, или делались просто на глазок. Сам инвестор определял цену. Когда же это касалось серьезных объектов, то привлекались западные оценочные фирмы, которые в большинстве случаев проводили оценку в пользу иностранных инвесторов, занижая реальную рыночную стоимость наших активов.
         Оценка необходима и при вторичной эмиссии акций приватизированных предприятий, стремящихся увеличить свой уставной капитал на величину, подкрепленную реальными материальными средствами. Именно реальный проспект эмиссии позволит инвесторам избежать ошибок при установлении котировок акций. Оценка также необходима и при разделе имущества, определении способов лучшего коммерческого использования земли и недвижимости и во всех других операциях, связанных с недвижимостью.
        Анализ перспектив увеличения стоимости недвижимости и ее коммерческого использования должен опираться на строгий экономический расчет, точную и профессиональную оценку действительной рыночной стоимости имущества. Оценка - это обоснованное знаниями, опытом, использованием строго определенных подходов, принципов и методов, а также процедурных и этических норм, мнение специалиста или группы экспертов, как правило, профессиональных оценщиков о стоимости объекта недвижимости11.
         Выделяют три основных метода оценки рыночной стоимости недвижимости: метод сравнения, затратный метод и метод капитализации доходов.
         Основной метод оценки - это метод сравнительных продаж. Этот метод применим в том случае, когда существует рынок земли и недвижимости, существуют реальные продажи, когда именно рынок формирует цены, и задача оценщиков заключается в том, чтобы анализировать этот рынок, сравнивать аналогичные продажи и таким образом получать стоимость оцениваемого объекта. Метод построен на сопоставлении предлагаемого для продажи объекта с рыночными аналогами. Он находит наибольшее применение на Западе (90 процентов случаев). Однако для этой работы необходим уже сформировавшийся рынок земли и недвижимости.
         Метод оценки по затратам к  земле практически не применим. Может использоваться лишь в исключительных случаях оценки земли неразрывно от произведенных на ней улучшений. Считается, что земля постоянна и не расходуема, а затратный метод применяется для оценки искусственных объектов, созданных человеком. При оценке этим методом стоимость земли складывается со стоимостью улучшений (зданий, сооружений), а земля оценивается отдельно другими методами.
         Вообще говоря, стоимость земли  определяется тем, какой доход  можно получить от ее использования.  В связи с ограниченностью лучших для использования земельных участков, например, в городах, здесь испытывается соответствующий дефицит и расчет стоимости земли. Следующим методом оценки, который применим именно для России,- является метод оценки, основанный на анализе наиболее эффективного использования недвижимости, и этот анализ связан с определением того вида использования, который будет приносить владельцу максимальный доход.
         В последнее время, спрос на услуги оценщиков и их профессиональную подготовку в России стал, интенсивно расти. Это обусловлено и недавними событиями в финансовой сфере, когда попытки создания механизма кредитования через страхование кредитов потерпели фиаско: банки много потеряли на липовом страховании. В случае с недвижимостью, которая берется банком в залог при выдаче кредита, потери практически невозможны. Таким образом, рынки недвижимости и капитала становятся неразрывными компонентами экономики в целом.
         Естественно, что со стороны  банков возник большой интерес  к таким операциям. И все они нуждаются в квалифицированной оценке недвижимости, проводящие страхование по реальной стоимости объектов недвижимости.
         Оценка необходима также в  рамках региональной налоговой  политики. Во всем мире основой  системы местного налогообложения служит налог на недвижимость, за счет этого налога формируется около 70 процентов местного бюджета. Конечно, с развитием самого рынка, с появлением реальных стоимостей возможен переход к такой системе налогообложения, которая бы стимулировала развитие рынка недвижимости и обеспечила бы вместе с тем пополнение местных бюджетов. Этим объясняется и безусловный интерес к оценке, проявляемый со стороны местных администраций.
         Стоимость услуг по профессиональной  оценке сильно различается  в зависимости от типов оцениваемых объектов, сложности работ и, разумеется, от того, какие именно специалисты привлекаются к проведению оценки. Обычно стоимость услуг измеряется либо в часах, помноженных на тариф почасовой оплаты, либо зависит от величины объекта, но никогда не привязывается к его стоимости.
         Ипотека означает выдачу ссуды  под залог недвижимого имущества. Классический объект ипотеки - земельный участок. Ипотека открывает возможность предоставлять в качестве залога также здания, сооружения, жилые дома, отдельные квартиры12.
         Ипотечные кредиты, как правило,  недороги, маржа ипотечных банков  невелика, а прибыль “набирается”  за счет больших объемов размещаемых кредитов. Привлекают эти банки средства также под невысокие проценты, но вследствие очень высокой надежности, размещаемые ими ипотечные облигации пользуются устойчивым спросом.
         На рынке ипотечных кредитов  функционируют четыре субъекта:
         1. заемщик, стремящийся приобрести, возможно, лучшую недвижимость;
         2. банк, который стремится получить максимально возможную прибыль путем ограничения риска ипотеки;
         3. инвестор, который стремится получить  максимальную прибыль, вкладывая  средства в закладные;
         4. правительство, которое должно  создать правовые и экономические условия для функционирования системы ипотечного кредитования.
         Ипотечные кредитные механизмы  должны обеспечить доступность  кредита для заемщика, а также  прибыльность кредитования.
         Существуют несколько разновидностей кредитных механизмов защиты кредитного финансирования от инфляции, которая существует в стране.
         Первый механизм - это кредитование  с фиксированной ставкой. 
         Второй механизм основан на  кредитах со ставкой, корректируемой  по уровню цен в стране, когда периодически (примерно раз в квартал) пересматривается кредитная ставка в зависимости от изменения уровня цен.
         Третий механизм - кредитование с  регулируемой отсрочкой платежей - разработан одним из институтов  экономики США специально для применения в российских условиях. Суть его в том, что заемщик должен выплачивать по основному долгу или кредиту не более 30 процентов дохода. Первоначальная сумма выплаты относительно низка и повышается со временем. Это позволяет перенести выплату основной части долга на более поздний срок. Принцип этого механизма в том, что рассчитывается две процентные ставки, одна из которых называется “контрактной” и служит для расчета суммы задолженности, а вторая - “платежной”, для расчета ежемесячных платежей. Эти ставки неравнозначны.
         Согласно ст. 334 Гражданского кодекса, п. 2 ст. 1 Закона «Об ипотеке» залог возникает:
     - на основании договора об ипотеке,  заключенного между залогодателем  и залогодержателем;
     - на основании федерального закона  при наступлении указанных в нем обстоятельств, если в законе предусмотрено, какое имущество и для обеспечения исполнения какого обязательства признается находящимся в залоге.
        Особенности государственной регистрации ипотеки могут быть установлены Законом «Об ипотеке» п. 5 ст. 29 Закона о регистрации
     Ипотека в силу договора или в силу закона подлежит государственной регистрации в Едином государственной реестре прав.
         Государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, так же подлежат  закладные, и  ипотечные соглашения касательно объектов недвижимости.
         Механизм реализации заложенного имущества установлен законодателем общим, как для недвижимого, так и для движимого имущества.
         В силу ст. 350 ГК  РФ реализация (продажа)  заложенного имущества,  на которое в  соответствии с  законом обращено  взыскание, производится путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном процессуальным законодательством, если законом не установлен иной порядок.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Субъекты прав  на недвижимое имущество
2.1. Права на недвижимость  физических и юридических лиц 

      Для того чтобы физическое лицо могло  заключать различные сделки с  недвижимость оно должно обладать правоспособностью  и дееспособностью, а также иметь  те или иные конкретные права на недвижимость. 13
      Способность иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности, является необходимым условием возникновения конкретных субъективных прав. Круг прав и обязанностей, которые могут иметь граждане Российской Федерации, весьма широк. Права и свободы граждан составляют основу конституционного строя Российской Федерации, делают человека самостоятельным субъектом, обладающим способностью требовать от органов государственной власти и управления реализацию и защиту своих прав (ст.2 Конституции). Правоспособность - это общая, абстрактная возможность быть субъектом права или обязанности, а конкретные права и обязанности возникают, как правило, на основе юридических фактов (ст.8 Гражданского кодекса). Для приобретения прав, входящих в круг правоспособности, нужны определенные условия и действия. Поэтому при равной правоспособности всех граждан их конкретные субъективные права существенно различаются в зависимости от возраста, имущественного положения, состояния здоровья, желаний и других условий.
     Хотя  статья 17 Гражданского кодекса называется "правоспособность гражданина", она имеет в виду не только граждан Российской Федерации, но и других физических лиц, включая иностранцев, лиц без гражданства. В соответствии с Конституцией гражданская правоспособность основана на принципах равноправия и социальной справедливости (ст.7, 19 Конституции). Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Определенные ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливаются законом или Правительством РФ в целях государственной безопасности или в качестве ответной меры для граждан тех государств, которые установили соответствующие ограничения для россиян.
     Правоспособность  возникает с фактом рождения и сопутствует гражданам на всем протяжении жизни. Она не зависит от возраста, состояния здоровья, возможности осуществления прав и обязанностей, жизнеспособности человека.
      Рождение живого ребенка определяется медицинскими показателями по определенным признакам, к которым относятся вес, степень доношенности, самостоятельное дыхание. По закону не требуется, чтобы ребенок был жизнеспособным. Если он прожил, хотя бы незначительное время, он признается субъектом права, что имеет практическое значение, в частности, при наследовании. Наследником может быть ребенок, зачатый при жизни и родившийся после смерти наследодателя (ст.1116 Гражданского кодекса).
      Правоспособность гражданина прекращается смертью в момент, когда возврат к жизни исключен. К правовым последствиям смерти приравнено объявление гражданина умершим судом. Однако если объявленный умершим жив, он полностью правоспособен, т.к. решение суда не может прекратить правоспособность. Это качество человека неотчуждаемо.
     Содержание  правоспособности граждан составляет в совокупности систему их социальных, экономических, культурных и других прав, которые определены и гарантированы Конституцией (гл.2). При этом учитываются права, обеспеченные международными актами, в частности Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.14
     Ст.17 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право  владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
      Гражданское законодательство существенно расширило (по сравнению с ранее действовавшим законодательством) правоспособность граждан. В соответствии с новыми экономическими условиями в Кодексе предусмотрена возможность граждан, иметь в собственности любое имущество, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь другие права, указанные в комментарии статье. Необходимо учитывать, что в Кодексе содержится перечень основных, самых значимых прав. Они не исчерпывают объем и содержание правоспособности граждан. Это невозможно сделать, т.к. граждане могут вступать в любые, не запрещенные законом правоотношения.
      Реализация правоспособности граждан имеет определенные пределы. Осуществляя принадлежащие ему гражданские права и свободы, гражданин не должен наносить ущерба окружающей среде, нарушать права и законные интересы иных лиц. В некоторых случаях подобные ограничения установлены законом. В соответствии со ст.27 Конституции "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства". Следовательно, закон разграничивает место пребывания гражданина и место его жительства. В первом он находится временно - гостиница, санаторий и т.п. Вторым является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, жилое служебное помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные жилые помещения.
      С целью обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод и исполнения ими своих обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством установлена регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713.15 Для регистрации в органы внутренних дел необходимо предъявить документ, удостоверяющий право на вселение - ордер, договор, заявление лица, предоставляющего жилое помещение, и др., а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и заявление установленной формы. 1
      Нормативные акты о прописке фактически утратили силу. Граждане, прописанные по месту постоянного жительства, считаются прошедшими регистрацию. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Например, О. приобрела по договору купли-продажи в г.Магас РИ однокомнатную квартиру. Паспортный отдел ГУВД Магас РИ отказал ей в регистрации, сославшись на то, что квартира не освобождена и О. не уплатила значительный по сумме городской сбор, установленный законом Республики Ингушетия. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ признала отказ неправомерным. Он не соответствует ст.27 и 55 Конституции. В решении суда указывается, что О. как собственница квартиры должна быть зарегистрирована независимо от каких-либо условий. Требование сбора в таком большом размере является незаконным ограничением конституционного права человека на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства. 16
      Местом жительства несовершеннолетних является место жительства их родителей. При их раздельном проживании родители определяют, с кем из них будет проживать ребенок, а в случае спора - суд, исходя из интересов и с учетом мнения детей (п.3 ст.65 Семейного кодекса). Местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства опекуна, кроме случаев, когда подопечные находятся в воспитательном или лечебном учреждении.
     Несовершеннолетние, достигшие 14 лет, и граждане, находящиеся  под попечительством, могут выбрать  место своего жительства с согласия родителей или иных попечителей.17 Однако ст.36 Гражданского кодекса предусматривает возможность их раздельного проживания с подопечным только после достижения последним 16-летнего возраста и с разрешения органа опеки и попечительства, тогда как п.1 коммент. статьи ограничивает этот возраст 14 годами, что свидетельствует о несогласованности этого вопроса в Гражданском кодексе. Семейный кодекс вообще не предусматривает возможности раздельного проживания несовершеннолетних с их законными представителями.
      Место жительства граждан имеет большое правовое значение. С ним связано признание гражданина безвестно отсутствующим (ст.42 Гражданского кодекса) и объявление умершим (ст.45 Гражданского Кодекса). Место жительства определяет подсудность при разрешении споров в арбитражном суде (ст.25, 26 АПК) и суде общей юрисдикции (ст.117, 118 ГПК), по нему определяется место исполнения обязательств (ст.316 Гражданского кодекса), место открытия наследства (ст.1115   Гражданского кодекса) и другие права и обязанности граждан.
      Самостоятельно  и в полном объеме осуществлять свои права и обязанности может  только совершеннолетний гражданин. Конституция определяет возраст совершеннолетия и гражданской дееспособности в 18 лет (ст.60). Дееспособность в отличие от правоспособности предполагает способность понимать значение своих действий, управлять ими и предвидеть их последствия, что появляется, как правило, при достижении именно этого возраста. С 18 лет гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться своей собственностью, совершать иные юридические действия и отвечать за них.
      Из общего правила о наступлении дееспособности в 18 лет в Гражданском Кодексе есть два исключения. Первое установлено для лица, которое вступило в брак раньше этого возраста. Единый брачный возраст, установленный для мужчин и женщин - 18 лет (ст.13 Семейного кодекса), может быть снижен по решению органов местного самоуправления до 16 лет при наличии причин, которые они сочтут уважительными. Перечня таких причин в законе нет, но к ним, безусловно, относится беременность невесты, рождение ребенка, фактически сложившиеся брачные отношения и др.
      Ст.13 Семейного кодекса предусматривает также возможность вступления в брак лицами до достижения ими 16 лет, но лишь в виде исключения, с учетом особых обстоятельств, если условия и порядок заключения брака в таких случаях установлены законами субъектов Российской Федерации.
      После регистрации брака граждане, не достигшие 18-летнего возраста, приобретают дееспособность в полном объеме. Это правило необходимо для обеспечения равноправия супругов в браке, что является принципом семейного законодательства. На снижение брачного возраста согласие родителей или других законных представителей не требуется, но их мнение, конечно, при этом учитывается. Регистрация брака лиц, которым был снижен брачный возраст, осуществляется в общем порядке. Несовершеннолетний может не воспользоваться полученным разрешением и отказаться от заключения брака. Тогда он не приобретает дееспособности в полном объеме. Однако при расторжении брака до наступления совершеннолетия дееспособность сохраняется.
      Иначе решается вопрос о дееспособности несовершеннолетнего, если его брак признан недействительным. Поскольку нарушения установленных законом условий для признания брака недействительным могут быть различными, вопрос о последствиях такого признания решает суд в зависимости от конкретных обстоятельств.
      Вторым исключением является эмансипация. Вопросы дееспособности граждан регулируются также ст.26, 28 - 30 Гражданского кодекса.
      Согласно п.1 статьи 49 Гражданского кодекса объем гражданской правоспособности юридического лица определяется его учредительными документами. Коммерческие организации, если в их учредительных документах прямо не указан исчерпывающий (законченный) перечень видов их деятельности, могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, т.е. обладают общей правоспособностью; специальной правоспособностью обладают, лишь те коммерческие организации, для которых она прямо установлена учредительными документами или законом. 18
      Сам Гражданский кодекс к числу коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью, относит государственные и муниципальные унитарные предприятия (включая казенные - ст.115). Ограничение сферы деятельности и, соответственно, правоспособности банков установлено Законом о банках, страховых организаций - Законом РФ от 27 ноября 1992 г. "О страховании"19, фондовых бирж - Законом о рынке ценных бумаг. 20
      Сделки, совершенные юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, т.е. внеуставные сделки, иногда называемые сделками ultra vires, недействительны. Совместное Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 проводит существенное различие между недействительностью внеуставных сделок, совершенных коммерческими организациями, специальная правоспособность которых установлена законом или иными правовыми актами, и теми коммерческими организациями, специальная правоспособность которых вытекает из их учредительных документов. Первые согласно п.18 совместного постановления являются ничтожными по ст.168 , а вторые - оспоримыми согласно ст.173 Гражданского кодекса. Это существенное различие основано на толковании ст.173, и оно относится не только к коммерческим организациям, но и к юридическим лицам вообще.
      Правоспособность юридических лиц - некоммерческих организаций всегда является специальной. Ее объем определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ее учредительных документах.
      Верховный Суд РФ считает, что лицензирование отдельных видов деятельности "относится к характеристике правоспособности юридического лица и в силу этого является институтом гражданского права, регулирование которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации". 21
      Органы, осуществляющие лицензионную деятельность, и порядок ее ведения установлены Постановлением Правительства РФ N 1418. Отказ в выдаче лицензии, ее аннулирование или приостановление действия могут быть обжалованы в суд.
     В ряде случаев ограничение прав юридических лиц, о котором говорится в п.2 коммент. статьи, предусмотрено самим Гражданским кодексом. Так, ст.297, 298 Гражданского кодекса вводят различные ограничения права хозяйственного ведения и права оперативного управления, принадлежащего унитарному предприятию, в том числе и казенному, в части распоряжения принадлежащим им имуществом. Ст.1015 Гражданского кодекса ограничивает право доверительного управляющего - он не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления. Ст.75 Закона о ЦБР разрешает Банку России при определенных условиях ограничивать право кредитных организаций на проведение отдельных операций, а также на открытие филиалов. 

2.2. Права на недвижимость государства и муниципальных образований 

      
     Исходя  из  смысла п. 2 ст. 124 Гражданского кодекса, на  Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образованиями как субъектов гражданских отношений,  распространяется правовой режим юридических лиц, так как им присуще все признаки юридического лица (организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельное участие в гражданском обороте, самостоятельность имущественной ответственности, самостоятельное участие в судопроизводстве).
     Однако  необходимо учитывать, что  к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, исходя из особенностей их правового положения, не могут быть применены, в частности, определенные нормы гл.4 Гражданского кодекса "Юридические лица". Среди них ст.49 "Правоспособность юридического лица", ст.51 "Государственная регистрация юридических лиц", ст.54 "Наименование и место нахождения юридического лица", ст.55 "Представительства и филиалы", а равно ст.61, 62, 63, 65 Гражданского кодекса, посвященные ликвидации юридического лица.
        Гл. 5 Гражданского кодекса определяет особенности правового положения соответствующих, субъектов и установленного для них правового режима.
     Российская  Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные  образования самим выделением их в особую главу признаны ГК особыми видами субъектов гражданского права. Их объединяет то, что все они осуществляют основную деятельность в рамках публичного права, но в связи с этим нуждаются в выступлении в гражданском обороте. Непременным условием такого выступления служит наделение соответствующих образований гражданской правосубъектностью. 22
      Хотя п.1 статьи 124  Гражданского кодекса прямо называет только один из основных принципов гражданского законодательства - равенство сторон, в действительности на отношения с участием указанных в гл.5 субъектов распространяются и все остальные из числа предусмотренных в ст.1 ГК основные начала гражданского законодательства, в том числе неприкосновенность собственности, свобода договора и др.
     Правовой, в том числе гражданско-правовой, статус указанных субъектов определяется соответственно Конституцией, конституциями республик в ее составе, уставами других субъектов РФ, положениями о муниципальных образованиях, а также иными законами.
     Правоспособность  указанных в гл.5 Гражданского кодекса субъектов не во всем совпадает. Правоспособность субъектов РФ и муниципальных образований может быть определенным образом ограничена законами Российской Федерации. В частности, ст.212 Гражданского кодекса, допускающей определение видов имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
     Так в соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации23, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в Федеральной собственности. Выморочное имущество поступает в собственность Российской Федерации, п.2 ст.1151 Гражданского кодекса.
      В ряде статей Гражданского кодекса, других, изданных в соответствии с ним законов и иных правовых актов содержатся специальные упоминания о выступлении в гражданских отношениях всех или некоторых субъектов, указанных в гл.5 ГК. Например, ст.582 Гражданского кодекса включила их в число тех, кому могут быть сделаны пожертвования.
      Отдельные из этих норм выделяют гражданские правоотношения, в которых могут выступать исключительно указанные субъекты. Сюда относятся: ст.16 Гражданского кодекса - о возмещении убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, ст.115 Гражданского кодекса - о субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества, ст.212, 214 и 215 Гражданского кодекса - о праве собственности указанных в коммент. статье субъектов, ст.279 и 281 Гражданского кодекса - о выкупе имущества для государственных или муниципальных нужд, ст.306 Гражданского кодекса - о последствиях принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, ст.817 Гражданского кодекса, признающая, что заемщиком в договоре государственного займа могут быть только Российская Федерация или субъект РФ, а муниципального займа - только муниципальное образование, ст.840 Гражданского кодекса - о случаях субсидиарной ответственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при не возврате гражданам банками вкладов, ст.1063 Гражданского кодекса - о выступлении указанных в гл.5 ГК субъектов в качестве организаторов лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр, ст.1069, 1070, 1071, 1081 Гражданского кодекса - о специальных случаях возмещения вреда гражданам и юридическим лицам за счет казны субъектов, указанных в гл.5 ГК. Специальные случаи выступления соответствующих субъектов указаны, в частности, в Федеральных законах от 27 декабря 1995 г. "О государственном оборонном заказе"24, от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции". 25
           В ряде норм содержатся указания, предусматривающие,  ограничения выступлений рассматриваемых субъектов в специально установленных случаях.
      Так, Закон о переводном и простом векселе устанавливает, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе обязываться по переводному и простому векселю только при условии, если это специально предусмотрено законом.      В некоторых случаях выделение субъектов, указанных в гл.5 ГК, связано с необходимостью создания для них специального правового режима. Так, в силу п.1 ст.1063 Гражданского кодекса признается, что Российская Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования могут выступать в роли организаторов лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр; при этом особо оговорено, что, в отличие от других участников гражданского оборота, они в лицензии не нуждаются.
     Согласно  п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса от имени этих субъектов  в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса соответствующего органа государственной (публичной) власти и потому не является гражданско - правовой  и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного (конституционного и административного) прав, причем лишь теми его актами, которые специально определяют публично – правовой статус соответствующих органов государства. ( Законом о правительстве, Положениями о конкретных министерствах и ведомствах  и т.п.).26
     В соответствии с Указом  Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 2-314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»27 и от 20.05.2004 № 2-649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»28 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
     Система органов субъектов РФ определяется Конституцией (республика) или уставом (для остальных субъектов РФ).
      В соответствии со ст.131 Конституции структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.