На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Россия как тип культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Россия  как тип культуры
    1.Основные  понятия.
    Культура России (КР) – культура русского народа, которая сложилась в начале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (8-9в.в.), а с 14 века и по настоящее время представлена великорусской, белорусской украинской культурами. Это изначальное и наиболее характерное для русского народа восприятие своей культуры.
    Существует  и два иных подхода к определению понятия КР – сужающее и расширяющее.
    Первое  резко противопоставляет Русь-Украину и того позднего образования, которое сложилось собственно в России. Второе, характерное для настоящего времени: Россия – совокупность множества национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой (здесь не смешивается культура русского народа и культура России – пояснить).
    В христианском мире РК – одна их трех наиболее значимых (византийской и  западно-христианской).
    Складывалась  русская культура (примерно до 11-12в.в.) в условиях государственной консолидации, объединения восточно-славянских племен (Киевская Русь) перед лицом внешней опасности (Хазары, норманны-викинги) и из-за внутренних распрей. Воздействовал также на язычников-славян христианский мир, прежде всего, Византия. Христианизация Руси (10 в.) – решающий рубеж в оформлении древне-русской культуры, характерными чертами которой стали: письменность, образованность, книжность, высокое развитие богословской, исторической и художественной литературы, а также архитектуры и живописи. После 13 века единая РК развивается по трем руслам (У., Б., Р.). В это время сохраняется византийский след, но в то же время идет тесное взаимодествие с Востоком (Орда) и Западом (Ливонский орден, Польша, Литва). 14-15 в.в. –расцвет КР (Московское царство), затем – Смута (однако, помимо, негативных тенденций, были и позитивные – подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания). С 17 в. и до наших дней – «новый период» в РК: период «Европеизации», «Универсализации», неуклонного  нарастания секуляризации (освобождения от церковного влияния) и даже атеизма (в советское время) и – одновременно!_ возврата к христианству и православной духовности (в настоящее время).
    2. Культура России в системе Запад-Восток.
    Россию  считают либо принадлежащей к З. или В., либо имеющей свою специфику и потому не совпадающей с ними. Впервые проблема была заявлена П.Я.Чаадаевым в «Философских письмах» (1-я пол. 19в.). Там отражалась полемика западников и славянофилов. Первые утверждали, что Россия принадлежит в европейской культурной традиции. Вторые: Россия – самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному восприятию истин христианского мировоззрения. Чаадаев высказывает мысль и том, что Россия могла бы стать мостом между Западом и Востоком, т.е. поставил вопрос о «третьей силе» во всемирной истории.
    Н.Данилевский рассматривал Р. как основу нового, формирующегося и переходящего в стадию цивилизации славянского типа. Почти на протяжении всего 19 века. господствовало представление о глубоком, принципиальном отличии КР от Запада: «Россия требует другой мысли, другой формулы» (Пушкин),«Умом Россию не понять» (Тютчев), «Русь, куда несешься ты?»(Гоголь). Русский религиозный философ Вл. Соловьев предложил формулу Восток – Запад – Россия. Он выделяет три ступени исторического развития: 1) человечество представлял Восток); затем – христианский рубеж и на исторической сцене появляется Запад. Символ Востока – бесчеловечный Бог, символ Запада – безбожный человек.  Реальное противостояние З.и В. завершится на третьей ступени, когда утвердится истинное христианство. Носителем единения станет молодой народ, не связанный традициями ни с В., ни с З. – Россия.
    3. Особенности культуры  России. 3.1. Природно-географические условия.
    1. Жесткость и разнообразность  природно-климатических условий; отсюда – сложная хозяйственная жизнь, в частности, рискованное земледелие.
    2. Движение народа с запада на  восток и юг, из леса в степи,  на свободные земли (лес и  степь даже называют геопрототипами  русской культуры). Это обусловливает  ломку ментальности (ненадежность горючего дерева вела к неуверенности в будущем), стереотипов хозяйствования.
    3. Обширность территории, которая  обусловливала
    - многообразие различных форм  жизни (много национальность, разобщенность,  редкость населения, многоукладность  быта и проч.);
    - сложность экономических связей;
    - стремление к экономической самостоятельности  регионов, городов;
    - огромные материальные затраты  на защиту границ, что требовали  централизации экономических усилий.
    Мысль о громадности наших территорий вела к ощущению непотопляемости России, что не раз помогало побеждать врагов.
    3.2.Геополитические  и этнические факторы.
    1. Статус крупнейшей цивилизации  с сухопутной ориентацией, центра  евразийства, противостоящего «атлантизму»  Запада.
    2. Приоритет политики над экономикой.
    3. Положение между Востоком и  Западом, влияние их мощных  культур.
     4. Устремление России на Запад,  наталкивающееся на его настороженность.  Территориально расширение всегда  шло на Восток, что неизбежно  вело к восприятию восточных  культур.
    5. Привлекательность для западных завоевателей вследствие сырьевой и территориальной ограниченности  европейских стран.
    6. Расширение территорий не только  путем завоеваний, но и путем  добровольного присоединения за  счет хозяйственного освоения  свободных территорий. Вместе с тем за столетие Россия почти не приобрела хороших пахотных земель. Так что движение это было вызвано заботой о безопасности (в основном).
    7. КР формировалась на основе 3-х  этносов: славянского, тюркского и угро-финского, что рождает ситуацию взаимовлияния, этнической, национальной терпимости, различной экономической ментальности.
    3.3. Социальная культура  России.
    1. Держится, в основном, на идеях  (идеократическая культура), в отличие от «законной» культуры Запада и «властной» культуры Востока. Отсюда – важность государственной идеологии для всех сфер общественной жизни.
    2. Разбросанность населения, слабость  административных связей, системы  коммуникаций, затрудняющие становление  и функционирование государства  как целостной социальной системы.
    3. Ориентация не на личность, а на группу. Это было вызвано тем, что только с группой считалась власть: в силу обширности территории система вынуждена была ориентироваться на группу как объект управления. + Человек чувствовал себя более комфортно в коллективе, группа защищала его, обеспечивала выживание (например, казачьи станицы, ремесленные слободы, крестьянские общины, профкомы, завкомы, партии и т.п.).
    4. Коллективизм уклада жизни, установка  на общинность (а не на общество  в целом) , особенно в экономической  жизни.
    В связи с происходящими сейчас изменениями, наверное, говорить о коллективизме  как российской черте – значить  упрощать вопрос. Ведь коллективная деятельность основана на признании ценности личности для коллектива. Русский же человек, осуществляя совместную деятельность (она не тождественна коллективной!) не претендует на признание личного мнения и личного вклада. Поэтому можно говорить об имитации коллективизма как ценности, о воспитании чувства конфо рмизма у русского человека (возможно, связано с советскими временами?): об этом убедительно свидетельствует жизнь – безобразный строй наступает, а люди не сопротивляются (примеры: льготы, цены, квартплата и т.п.).
    5. Общинный традиционализм, растворение  личности в обществе. Внутри его  для человека есть ячейка, вне – нет, человек не находит места в мире. Для русского человека неприменимы идеи изначального равенства людей, их прав (они воспринимаются как производные от социального положения).
    6. Русский человек рассматривает себя как частицу народа, всегда служил не себе, а народу, являясь как бы рабом народа и государства. Отсюда – искренняя потребность приносить пользу людям.
    7 Идея служения легла в основу  сословного строя России, основанного  на разделении обязанностей перед государством, а не прав, как на Западе.
    8. Отношение к государству как  к высшей ценности (патриотизм) в  сочетании с антипатией к государственной  власти. Государство воспринимается  как «дом родной», а не как  «гостиница» на Западе.
    9. Государство и царь как его  высшее воплощение  выступали  посредником и арбитром в решении  социальных конфликтов (к царю, а  не к закону апеллировали рабочие  в 1905 7.; к Ленину шли ходоки  и т.д.), поэтому у нас классовая  борьба приняла не классовый, а политический характер (между партиями).
    10. Образование единого государства  под влиянием военно-политических (независимость), а не экономических  факторов.
    11. Авторитаризм, тоталитаризм, централизм  госсистемы, отсутствие гражданского  общества, экономической суверенности людей.
    12. Иждивенческие традиции у людей,  потребность в государственных  гарантиях, стабильности в любой  деятельности.
    13. Примат государства над Законом,  что порождало неверие в суд  (правовой нигилизм). Справедливость  ставится выше права.
    14. Рабская покорность власти в  сочетании со спонтанными бунтами.
    15. Неуважение к государству, к  его решениям, приемлемость подмены  государства чиновниками (причем  чиновники рассматривают государственную  власть как свою собственную).
    16. Понимание социальной свободы как ВОЛИ: именно волю как эмоциональное состояние, как независимость от других людей (а не уважение прав) ищет русский человек («мне бы только волю, волю в чистом поле, волю в чистом поле да буланного коня» - атаманщина). Почему? Потому, что веками был зависим, власть не видела его как отдельного человека, поэтому экстремистская независимость стала дороже цивилизованной свободы. Поэтому в отличие от Запада свобода в России никогда не носила личного характера. Она понималась как акт, совершаемый не индивидуальным, а социальным человеком (отсюда – общие бунты, банды, разбойников-одиночек в истории нет, геройствуют «всем миром»).
    3.4. Духовная культура  России.  КР – культура религиозная. Ее черты:
    1. Определяющая роль православия  для русской культуры на протяжении всей истории, особенно в допетровскую эпоху (она в литературе обозначается как культура Древней Руси, послепетровская – культура нового времени).
    2. Нравственный либерализм православия  в повседневной жизни.
    3. Воплощение духа истинного христианства – духа любви, всечеловечности, братства людей (в отличие от католицизма и протестантизма, опирающихся на силу, имущество, дисциплину, закон, стремление править миром).
    4. Принятие христианства «Сверху», административным путем, а не  его «вызревание»
    5. Высокая религиозная терпимость, сосуществование различных конфессий.
    6. Мессианство: цель народной жизни,  душа культуры традиционно определялась  как свидетельствование (рассказ)  миру о Боге, о миссии России. Это часто принимало форму  пророчества о будущей великой судьбе России как оплоте православной веры (Москва – третий Рим), утверждающей конечное торжество мира и любви.
    7. Святость как особый образ  жизни особых людей, преклонение  перед ней (перед старцами, юродивыми,  отшельниками и проч.), но не следование в обычной жизни.
    8. «Соборность» как центральная  идея религиозного менталитета  (объединение людей общими целями, делом, исходя из глубоких внутренних  побуждений, осознание духовной  общности народа).
    Эти качества проявляются в открытости РК, отрицании национальной спеси, самоценности национальной принадлежности, в готовности бескорыстно соединиться с каждым, кто готов принять устои народной жизни.
    Наряду  с религиозными большое значение имеют особенности духовной жизни России в целом.
    1. Большая роль нравственных факторов, оценок; нравственный максимализм, стремление связать каждое дело с высшими ценностями.
    2. Экстремизм, радикализм, стремление  не к поиску компромиссов, а  к победе одной идеи над  другой («КТО прав?»), недоверие к  плюрализму мнений. В России, как правило, побеждали крайние концепции, центристские программы не получали должной поддержки общества.
    3. Повышенное чувство идеала, духовного  начала.: если не идеальное –  значит «грязное». Нет смысла  стремиться к промежуточным целям,  если идеал недостижим в принципе.
    4. Стремление к цельности мира, общества, человека.
    5. Единение истины, добра и красоты;  правдоискательство как высшая  форма познания.
    6. Ориентация на сердце и правду (Запад – на разум и волю), перевес этических и религиозных  начал над общественными и правовыми.
    7. Сочувствие слабым, высокая роль  идей равенства и справедливости.
    8. Слабое развитие личностного  духовного начала, чуждость индивидуализма  как образа мышления.
    9. Интровертность, интуитивизм, рефлективность  духовной жизни, поиск смысла жизни, идеала (а не интереса, выгоды, прибыли – отсюда сложность выживания в 90х годах, явное восприятие западного типа мышления сегодня у части народа).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.