На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие института президентской власти

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        
 
 

  В современных условиях особое социальное звучание приобретают правовые средства, способствующие наиболее цивилизованному и результативному разрешению практически значимых задач общества, обеспечивающие надежность и устойчивость складывающихся рыночных отношений. Особую актуальность представляют юридические средства, повышающие ценность и роль права, его потенциал в урегулировании социальных связей, в наиболее полном удовлетворении интересов и потребностей субъектов. В связи с этим большое практическое и научное значение получает проблема правовых льгот. Значительный спектр их применения позволяет говорить о возросшей роли данного институционного явления.
    Актуализация  в настоящее время правового  стимулирования обусловила выдвижение на первый план льгот стимулирующего характера, придав им особый статус. Создавая режим благоприятствования для осуществления инициативной деятельности субъектов, повышая уровень их позитивной активности, льготы становятся весьма распространенным юридическим средством, призванным содействовать проводимым реформам, способствующим эффективности хозяйственных процессов и операций. Они широко используются в целях развития предпринимательства, благотворительности, инвестиционной деятельности, фермерства, отечественного производства. В недавно принятой первой части Налогового Кодекса Российской Федерации посвящен целый раздел налоговым льготам, что еще раз подчеркивает особую значимость данного правового явления.
    Льготы  являются наиболее популярными юридическими мерами и в решении многих задач федеративного устройства, развития местного самоуправления.
    Проблема  правовых льгот имеет и нравственный, социальный, экономический аспекты. В обстановке политической нестабильности, кризисной экономики, социальной напряженности, конфронтации и непримиримости различных слоев общества резко возрастает роль льгот, способствующих правомерной и инициативной реализации определенных прав личности, создающих условия, делающие эти права реальными, служащих основанием надежности их использования. Данное юридическое средство позволяет наполнить реальным содержанием провозглашенные российским законодательством права человека и гражданина, соотнести их с той системой благ и с теми процессами, которые происходят в современном обществе, в том числе рыночного характера, являясь одним из инструментов механизма их реализации.
    Кроме того, льготы приобретают все большее  значение и в вопросе повышения  социальной защищенности личности, ставшим  наиболее актуальным в обстановке быстрого имущественного расслоения общества, появления рынка труда, безработицы, резкого падения жизненного уровня основной массы россиян. Данное правовое средство способствует выравниванию фактического положения субъектов, неравных в силу социально - экономических причин, созданию приблизительно равных возможностей использования ими благ, предоставляемых обществом. Это определенный способ социальной поддержки, помощи отдельным слоям населения, средство адаптации к изменившимся условиям жизни. С их помощью воплощаются извечные правовые идеи добра, равенства и, в конечном счете, обеспечивается достижение справедливой упорядоченности общественных отношений, что особенно важно в условиях формирования рыночных механизмов.
    Все это свидетельствует о возросшем  статусе правовых льгот, требующих  особого к себе отношения.
    Вместе  с тем правовые льготы представляют собой многогранное явление в  юридической реальности, допускающее  различные уровни и подходы изучения. Проблема льгот может быть рассмотрена  в разных аспектах и как существенное правовое средство, и как элемент правового статуса личности и т.д. Автор в большей степени рассматривает льготы как правовое средство, юридический инструмент. Выводы, к которым приходит диссертант, не являются бесспорными и полностью не исчерпывают освещение подобной многозначной темы.
    Материалы диссертационного исследования могут  быть использованы при преподавании курса теории государства и права, в работе кружков юридических  вузов, при написании дипломных  и курсовых работ по указанной  проблематике, в деле правового воспитания и повышения уровня культуры граждан
   1. Льготы как правовая категория
   Правовые льготы являются юридическим средством, с помощью которого создается режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющим для последних компенсационное, стимулирующее либо гарантирующее значение.
   Основные признаки правовых льгот. Прежде всего - это средство юридической дифференциации правового положения субъекта, позволяющее учитывать его специфические особенности в каждом конкретном случае. Посредством предоставляемых льгот достигается более гибкий подход к вопросам регламентации общественной жизни [1].
   Важным  признаком правовых льгот является и то, что они сопровождаются более  полным удовлетворением потребностей субъектов, создавая режим благоприятствования для реализации их правомерных интересов. Льготы представляют собой определенные изъятия, исключения из единых требований нормативного характера. Они дополняют предоставленные индивиду возможности и могут заключаться как в закреплении дополнительных (особых) прав, так и в освобождении от некоторых установленных законом обязанностей.
   Автор отмечает, что льготы являются элементом  специального правового статуса  субъекта, расширяя основной круг прав и свобод возможностями юридического характера, тем самым укрепляя его, дополняя не только количественно, но и качественно. Вместе с тем в некоторых случаях льготы могут входить в состав индивидуального правового статуса, отражающего правовое положение определенного лица.
   Правовые  льготы характеризует также то, что они представляют собой законные преимущества, правомерные исключения, содержащиесяв нормативных актах, принимаемых компетентными органами в установленном законом порядке. Они распространяются только на определенную действующим законодательством категорию субъектов и не носят персонифицированный характер, поэтому обязательным условиям их предоставления является наличие указанных в норме права обстоятельств.
   Законодатель, обозначая некоторые преимущества понятием "привилегии"
   Отмечается, что последние представляют собой определенный способ социального регулирования, выравнивания социального положения различных слоев, форму поддержки, помощи, а следовательно самая общая цель данного юридического института заключается в согласовании (гармонизации) интересов личности, социальных групп, государства, общества.
   В процессе правового регулирования  общественных отношений возникает  задача обеспечения не просто реализации тех или иных интересов, а их сочетания. Дифференцированный подход к регулированию определенных групп социальных связей позволяет установить в какой степени, при каких условиях, и в каком порядке может быть реализован тот или иной интерес. Немаловажную роль в этом процессе играют правовые льготы, предоставленные отдельным субъектам права.
   В соответствии с вышеобозначенной целью  правовые льготы наряду с присущими  праву в целом, выполняют, по мнению автора, и специфические функции.
   Стимулирующая функция льгот заключается в  расширении правовых возможностей удовлетворения индивидом собственных интересов, побуждая его к совершению общественно- полезных действий, в которых заинтересовано государство. С помощью данного юридического средства достигается такое психологическое состояние субъекта, когда от свободен выбирать предписываемый улучшенный вариант поведения, получив в результате определенные дополнительные блага, права, облегчив "бремя" обязанностей. Добиваться или нет предполагаемого общественно- полезного результате деятельности- его добровольное дело. Стимулирующее воздействие льгот заключается в том, что лицо не обязывается, а побуждается к достижению полезного для государства результата. Невыполнение требований норм, содержащих исключения такого рода, юридически безразлично, но отнюдь не неправомерно; с другой стороны, выполнение тех же требований не только правомерно, но и служит основанием для их предоставления. Льготы стимулирующего характера предоставляется только в случае следования желательному для государства варианту поведения.
   Гарантирующий характер правовых льгот выражается в том, что с помощью данного юридического средства обеспечивается осуществление других юридических средств, прежде всего, прав и обязанностей. Подобные льготы компенсируя затраты, определенную ущемленность интересов за счет удовлетворения других, гарантируют выполнение субъектами определенных обязанностей. Они также способствует правомерной и инициативной реализации определенных прав личности, создают условия, делающие эти права реальными, служат основанием надежности их использования, связывая воедино правовое и фактическое положение человека в обществе. Преимущества такого рода позволяют наполнить реальным содержанием провозглашенные российским законодательством права человека и гражданина, соотнести их с той системой благ и с теми процессами, которые происходят в современном обществе, являясь одним из средств механизма их реализации, претворения в жизнь.
   Компенсационная функция правовых льгот заключается  в выравнивании фактического положения  субъектов, неравных в силу социально-экономических  причин, в создании приблизительно равных возможностей использования ими благ, предоставляемых обществом. Это своеобразная правовая поддержка, средство адаптации социально незащищенных слоев населения, обеспечивающая социальную равноценность положения субъектов при сохранении фактически существующих различий.
   На  примере исторического опыта  России автором приводятся примеры  использования правовых льгот в  политической борьбе за власть. Они  позволяют расширить социальную базу того или иного лидера, привлечь на свою сторону электорат.
   Реформирование, смена социального строя всегда связана с реформированием, сменой системы льгот, которая призвана способствовать решению кардинальных вопросов политического характера, юридическому обеспечению проводимых преобразований. Содействуя развитию определенных групп общественных отношений в выгодном для государства направлении, данное правовое средство обеспечивает осуществление конкретной политики, выбранного политического курса. Довольно часто правовые льготы являются своеобразными проводниками соответствующих идеологических установок. Многие реформы в социальной, экономической сферах ознаменовались предоставлением ряда преимуществ тем или иным субъектам в зависимости от выбранных приоритетов.
   Успех проводимой государством политики во многом зависит от результативности льгот в правовом регулировании, обоснованности и целесообразности их предоставления, способности законодателя гибко изменять их систему и объем в зависимости от происходящих преобразований в общественном развитии. Именно через систему продуманных льгот можно повлиять на развитие благоприятных для общества изменений, поддержать хозяйствующих субъектов, отдельные регионы России, оказать социальную поддержку определенным слоям населения.
   Льготы - не только средство, но и объект политической борьбы. Многие субъекты хотели бы "выйти" из единых, стандартных рамок в правовом регулировании, облегчив условия своего существования. Поэтому льготы - предмет пристального внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений, что выражается в тех или иных исключениях[4].
   Автором отмечается декларативность многих льгот, устанавливаемых в явно политических целях, их популистский характер, что  в значительной степени снижает  эффективность данного правового явления, выступает сильнейшим раздражителем общественного сознания, источником недовольства людей, и, как следствие этого, причиной увеличения правового нигилизма. Это особенно недопустимо в условиях глубокого социально-экономического и духовного кризиса в России, трансформации форм собственности, характера производственных отношений, духовной сферы требующих отлаженной действенной системы преимуществ.
   2. Виды льгот и их использование в отраслях российского законодательства
   По  предмету правового регулирования льготы подразделяются на конституционные, гражданские, трудовые, финансовые, земельные, уголовные, гражданско-процессуальные и т.д. Подобное деление определяется их отраслевой принадлежностью. Данное разграничение обусловлено особенностью и известной обособленностью льгот регулирующих специфические по своему характеру общественные отношения.
   В зависимости от характера отраслевые льготы можно классифицировать на материальные и процессуальные. Соответственно процессуальные представляют собой преимущества организационно - процедурного характера (льготы по уплате государственной пошлины), регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права; материальные льготы - это исключения из единых требований нормативного характера, регламентирующих права и обязанности субъектов права, возможные и должные варианты поведения (жилищные льготы).
   В зависимости от субъектов права, выделяют льготы для физических и юридических лиц. Основанием для такой классификации служит круг лиц, предполагаемый гипотезой в качестве участников соответствующих правоотношений.
   В зависимости от их роли правовые льготы можно классифицировать на льготы - компенсации, льготы - гарантии и льготы - стимулы. Подобная классификация акцентирует внимание на особенностях функциональной нагрузки различных видов льгот, направленных в одних случаях на обеспечение необходимого жизненного уровня отдельным категориям граждан (льготы - компенсации); в других - способствующих осуществлению других юридических средств, прежде всего, прав и обязанностей (льготы - гарантии); в третьих - побуждающих субъектов к достижению социально значимого результата (льготы - стимулы). В зависимости от времени действия льготы подразделяются на постоянные и временные.
   К постоянным относят льготы, установленные на неопределенный (довольно продолжительный) срок действия до их отмены или изменения.
   Правовые  льготы временного характера - это преимущества, которые устанавливаются на конкретный срок, связываясь с какими-либо событиями, ситуациями, решением отдельных задач, ограниченных определенным отрезком времени.
   Уровень нормативных актов, в которых  установлены льготы, позволяет выделять среди них общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные. Такое подразделение определяется пространственными факторами, сферой действия, территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, издавшего нормативно- правовой акт, закрепляющий подобные преимущества. Их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием и компетенцией органов, другими обстоятельствами, служащими основаниями для классификации льгот.
   Соответственно  общефедеральные льготы содержатся в нормативных актах федеральных  органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, не предусматривающих  специальных условий и каких-либо ограничений их действия; региональные льготы - в нормативных актах субъектов регионального правотворчества, действующих в пределах территории, на которую распространяются властные полномочия предоставившего их соответствующего органа; муниципальные льготы устанавливаются в нормативных актах органов местного самоуправления; льготы локального характера закрепляются соответствующими локальными юридическими нормами, которые действу-
   ют  в пределах отдельной государственной, частной организации или их структурных  подразделений.
   Деление правовых льгот на основные и дополнительные обусловлено объемом их предоставление отдельным категориям физических или юридических лиц. Соответственно под основными льготами понимаются такие исключения из единых нормативных требований, которые распространяются на всех представителей той или иной группы субъектов в целом ( на всех пенсионеров). В отличие от них, дополнительные льготы касаются лишь отдельной части, подгруппы, разновидности соответствующей категории субъектов права, расширяя тем самым объем основных льгот.
   В зависимости от сферы использования  выделяют внутригосударственные и межгосударственные льготы.
   Внутригосударственные льготы применяются в отношении  соответствующих субъектов в  пределах государственных границ Российской Федерации; межгосударственные - используются в области отношений, возникающих между суверенными государствами, межгосударственными организациями на международной арене, устанавливаясь как нормами международного права, так и внутреннего права России (тарифные льготы).
   Правовые  льготы могут быть классифицированы и в зависимости от их содержания. По этому основанию они делятся  на политические, социальные, экономические и т.д. Такая классификация акцентирует внимание на специфике их применения в различных областях жизнедеятельности общества, назначении данного юридического средства в регулировании тех или иных социальных связей, возложенном на него законодателем, объективных факторах, детерминировавших установление льгот. Соответственно политические льготы касаются вопросов регулирования наиболее важных, исходных государственных отношений, принципов деятельности представительной, исполнительной и судебной власти; социальные льготы - создания нормальных условий жизнедеятельности для отдельных категорий граждан, нейтрализацию существующих негативных факторов в их фактическом положении; льготы экономического характера - правового обеспечения совершенствования хозяйственных процессов и механизмов.
   Льготы наряду с присущим им своеобразием аккумулируют в себе особенности отношений, составляющих предмет регулирования той или иной отрасли права. С их помощью решаются многие проблемы в различных сферах человеческой деятельности. В рамках отраслевых юридических наук они позволяют достигать поставленных задач, выделять новые направления, приоритеты, более успешно развивать определенные "нужные" группы социальных связей, по новому расставлять акценты в вопросах правового регулирования с учетом современных реалий.
   В сфере трудового права с помощью  льгот, как средства юридической  дифференциации, учитываются такие важнейшие факторы производственного процесса, как характер выполняемой работы (специфика производства, отраслей хозяйства, условий труда, географических районов применения труда), личность работника (половозрастные признаки работников, их распределение по категориям и т.п.). Размер и характер правовых преимуществ не определяется законодателем произвольно, они обусловлены теми объективными факторами, которые лежат в основе их применения.
   Довольно  широко правовые льготы представлены в праве социального обеспечения, занимая одно из центральных мест в механизме социальной защиты населения. Они касаются вопросов удовлетворения жизненно необходимых потребностей стариков, инвалидов, детей, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы. В данной отрасли "работа" льгот осуществляется по трем направлениям: в области пенсионного обеспечения, социальной помощи, а так же в сфере развития трудовых ресурсов. В основной своей массе преимущества имеют компенсационное значение, выравнивая фактическое положение субъектов, неравных в силу социально- экономических причин, восстанавливая их статус как полноценных членов общества.
   Активно применяются правовые льготы и в  сфере земельного, природоресурсового права, способствуя охране земли, лесов, вод, недр, как природных ресурсов, обеспечению их рационального использования в целях удовлетворения экономических потребностей общества и охраны окружающей природной среды.
   Правовые  льготы существуют в сельскохозяйственном, гражданском, административном, финансовом праве, имея в каждой отрасли свою специфику и определенные направления использования.
   В конституционном праве широкое  распространение получили льготы- гарантии, касающиеся вопросов регулирования наиболее важных, исходных государственных отношений. Они являются одним из средств обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, повышенной охраны законом личности депутата в силу осуществления им особых государственных функций (парламентский иммунитет) и т.п.
   Правовые  льготы есть также в уголовном  праве. Как средство юридической  дифференциации они позволяют в  отдельных случаях изменять пределы  уголовной ответственности в  зависимости от характера и степени  общественной опасности противоправного деяния, личности виновного, являясь свидетельством гуманизма уголовной политики и уголовного права, стремления законодателя добиться максимальной экономии уголовной репрессии в отношении определенной категории правонарушителей.
   В области гражданско-процессуального права льготы способствуют более эффективной судебной защите субъективных прав (освобождение от уплаты государственной пошлины), обеспечению наилучших условий для правильного и скорого разрешения дел. Они позволяют учитывать судам реальные возможности выполнения возложенных обязанностей сторонами гражданско-процессуальных правоотношений, помогают осуществлять более гибкий, дифференцированный подход при вынесении решений с учетом обстоятельств конкретного гражданского дела и личности ответчика.
   Некоторые преимущества существуют и в области  уголовно-процессуального законодательства. В основном это льготы - гарантии, связанные с регламентацией правового  положения субъектов уголовно- процессуальных правоотношений, способствующие достижению истины при расследовании уголовных дел, более успешной ликвидации наступивших негативных последствий в результате преступления, устранению
   избыточности  уголовной репрессии, если это не противоречит интересам общественной безопасности.
   3.Эффективность правовых льгот в условиях рыночной экономики
     Эффективность представляет собой то, как реализуется социальная ценность льгот, степень достижения ценности. Она показывает как удовлетворяются интересы, в какой мере. Это своего рода коэффициент полезного действия, "производительность труда" социальной ценности правовых преимуществ.
   Непременным фактором, влияющим на результативность правовой льготы является соответствие цели уровню экономического и социально-культурного  развития общества. Немаловажным является и соблюдение таких общих условий эффективности как учет требований законодательной техники, норм международного права, правотворческого опыта других республик и зарубежных стран, использование достижений правовой науки.
   Социальную  эффективность правовых льгот предлагается оценивать по тому, в какой мере они осуществляют вклад в формирование и развитие элементов свободы в общественных отношениях, укрепление правовых начал государственной и общественной жизни, позволяют согласовывать интересы государства, социальных групп, отдельной личности. Являясь по своей сути одним их механизмов примирения противоборствующих социальных интересов в рамках приемлемого для общества в целом общего интереса, выражающего общую волю, льготы позволяют наиболее полно использовать заложенный в каждом из них потенциал общественно полезной активности, что в результате приводит к снижению социального напряжения либо уменьшению его интенсивности.
   Об  эффективности правовых льгот, по мнению диссертанта, можно судить и по объективности, истинности поставленных законодателем целей, по тому, в какой мере они верно отражает существующую реальность и определяет направления и пути ее преобразования. Данный критерий показывает степень пригодности поставленных правотворческим органом целей перед льготами отражать тип, вид, уровень либо элемент развития прогрессивной человеческой деятельности.
   Для оценки эффективности правовых льгот  предлагается использовать и такой  критерий, как достижение максимального  результата с минимальными социальными  тратами (материальными затратами, тратами человеческой энергии, времени, возможными моральными и политическими издержками). О действенности данного юридического средства можно судить по мере его "окупаемости", величине стоимости, ибо для общества вовсе небезразлично, ценой каких социальных издержек льготы достигнут результат.
   Следующим критерием эффективности льгот, по мнению автора, является их правильность, то есть соответствие содержания, свойств, результатов действия данного юридического средства существующим прогрессивным  современным положениям правовой науки и обществознания в целом.
   Диссертант  предлагает выделять и специальные  критерии, характеризующие юридическую  эффективность льгот, отмечая условность разграничения понятий социальной и юридической эффективности  данного юридического средства.
   В качестве специальных критериев  юридической эффективности действия правовых льгот, по мнению автора, выступают: 1) реальные возможности использования  субъектами установленных преимуществ, уровень вероятности в достижении ценностей, предоставляемых льготами, а также существование условий, снижающих вероятность в воспрепятствовании этому процессу; 2) ценность (размер) предоставляемых благ; 3) правильность сконструирования механизма реализации льгот; 4) правильность применения, законность и обоснованность реализации правовых преимуществ. 

      В целях совершенствования института  льгот предлагаются следующие меры.
      1) Необходимо обеспечить льготы  материальными и юридическими  гарантиями, способствующими их  законному, справедливому, своевременному и реальному получению субъектами права. Должен быть введен в действие механизм их реализации, обеспечивающий воплощение подобных правовых установлений в жизнь. Законодатель, предоставляя определенные правовые преимущества определенным субъектам, должен одновременно возлагать обязанности на конкретных должностных лиц, установить для них меры ответственности.
      2) Следует установить государственный  и общественный контроль за  реальным осуществлением льгот,  совершенствовать сам порядок  их предоставления, с тем чтобы правовые преимущества использовались по назначению, полностью исключив возможность ведомственного усмотрения в процессе их реализации. Необходимо разработать систему минимальных социальных стандартов, на основании которой и будут предоставляться льготы определенным субъектам.
      3) Ревизия действующего законодательства, посвященного льготам позволит  ликвидировать устаревшие и неработающие  льготы, которые должны не устанавливаться  раз и навсегда, а гибко реагировать  на происходящие в обществе  изменения.
      4) С целью выявления как результативных, так и неработающих льгот целесообразно, по мнению диссертанта, проводить статистические исследования; более широко использовать социологические опросы, выясняя общественное мнение о существующем комплексе льгот, о положительных моментах данного юридического средства и недостатках, о введении дополнительных льгот и т.п. Недостаточная эффективность правовых преимуществ может быть преодолена и за счет более полного информирования граждан об имеющихся социально- правовых возможностях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.