На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ товарооборота в регионе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» 

Кафедра социально-экономической  и региональной статистики 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ПО  РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ 
 

на тему: 
«Анализ товарооборота  в регионе» 
 
 
 

Выполнила студентка
3 курса, 422СТZS группы _________________________  А.В. Миронова 

Научный руководитель
К.э.н. доц 
 

Ростов-на-Дону
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………....….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  ТОВАРООБОРОТА………………….……....5
1.1. Понятие товара, его свойства…………………..…..…5
1.2 Понятие товарооборота……………………….…..…....7
1.3 Структура товарооборота……………………….….....13
1.4 Задачи статистики  товарооборота………………...…14
1.5 Основные показатели  товарооборота……………..…17 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………….21
2.1Понятие  анализа товарооборота……………………...21
2.2.Динамика  товарооборота……………………….……..24
2.3 Внешнеторговый оборот Ростовской области.……..26
2.4.  Состояние розничной торговли Ростовской области….…29
2.5 Динамика показателей оптового и розничного товарооборота в Ростовской области в 2000-2010 годах…….…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ 

ВВЕДЕНИЕ
     В современном обществе статистика стала  одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами.
     В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает  такая важная форма реализации товаров  как розничная торговля.
     Статистика  должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота  торговых предприятий, фирм, организаций, систем и торговли в целом, вскрыть  и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего  развития товарооборота.
       Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
     При увеличении покупательской способности  населения происходит увеличение розничного товарооборота.
     В последнее время наблюдается  значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных  товаров, увеличение доходов населения  ведет к тому, что люди стремятся  покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.
     Розничная торговля в настоящее время развивается  в двух направления; с одной стороны  создание крупных супермаркетов, в  которых товарный ассортимент не ограничен, и с другой стороны  приближение розничной торговли к населению за счет сети небольших  круглосуточных магазинов, с самым  необходимым перечнем товаров.
     Правильная  организация коммерческой работы в  рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному  удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого  успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и  способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным  заказам.
     Товарооборот  относится к числу важнейших  показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает  влияние, как на производство, так  и на потребление, что говорит  об актуальности поднятой темы.
        В сферах материального производства и предоставления услуг создаются материальные блага (продукты) и услуги, которые приходят к потребителю в процессе товарного оборота, или товарооборота.
     К задачам статистики товарооборота  относятся: получение статистической информации о товарообороте, анализ динамики товарооборота, расчет и анализ товарной структуры товарооборота, анализ организационной и территориальной  структуры товарооборота.
     Решая поставленные задачи, статистика товарооборота  должна полно и объективно, на научной  основе охарактеризовать объем и  структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции  и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного  удовлетворения спроса населения в  товарах народного потребления  через розничную торговую сеть.
     Статистика  товарооборота изучает процесс  образования и кругооборота товарных запасов, выявляет их закономерности, оценивает их соответствие установленным  нормативам. Для этой цели может  быть использован весь арсенал статистических методов, включая индексный метод. 
 

Глава1 ПОНЯТИЕ,СУЩНОСТЬ,ЗАДАЧИ,ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  ТОВАРООБОРОТА
1.1. Понятие товара, его свойства.
     Товар – продукт, т.е. результат человеческой или природной деятельности, и  услуг, т.е. целенаправленное действие, обладающие полезными потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи (обмена на деньги).  Если нет хотя бы одного из двух названных признаков (полезность и возможность обмена на деньги), то ни продукт, ни услуга не относятся к классу товара.
     К физическим свойствам товара относятся: форма, вес, объем, цвет вкус, запах, прочность, надежность, срок службы, технологические  параметры, материал, их которого изготовлен продукт. Часто форма товара обусловлена технологическим процессом или функциональным назначением товара. Однако некоторые физические свойства товара (форма, цвет, запах, вкус, фактура материала и т.д.) тесно связаны со следующей группой свойств - с эстетикой товара. Эстетические свойства товара в известной мере субъективны, они зависят от уровня потребительской культуры, исторических, национальных, возрастных особенностей, воспитания, образа жизни. К этим свойствам относятся: дизайн - внешний облик продукта, его совершенство и привлекательный вид и стайлинг - художественное контруирование, соответствие изделия определенному стилю, какому-либо направлению в моде, отражающему пристрастия части потребителей, красота, изящество, отделка и т.д.
     К той же группе свойств относят  тесно связанную с эстетикой  эргономику, т.е. приспособленность  товара к потребителю, удобство и  безопасность в использовании. Эргономичность товара зависит, кроме того от времени и сложности ухода за изделием в процессе его эксплуатации потребителем. Производитель стремится обеспечить низкий уровень его трудоемкости и до предела упростить уход за товаром.
     Экономические свойства товара включают его цену, экономичность (например, затраты на единицу эффекта при его эксплуатации, экономия времени при использовании  данного изделия по сравнению  аналогичным, но менее производительным изделием и т.п.).
     Дополнительные  свойства товара связаны с понятием сервиса. К ним относятся обязательное допродажное и послепродажное обслуживание: наличие инструкции к товару, гарантия безотказной работы в течение определенного времени, дополнительное оборудование и запасные части, продажа сопутствующих товаров, монтаж изделия, ремонт и т.д. Составным элементом товара является упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от влияния внешней среды и связанных с этим потерь и повреждений, а также облегчающих процессы транспортировки, хранения и реализации. 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Понятие товарооборота
          Рыночный процесс, торговля, проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, меняет своего собственника: от продавца переходит к покупателю, причем покупатель может оказаться и конечным потребителем товара, и всего лишь торговым посредником, помогающим довести товар от сферы производства до сферы потребления. Однако со сменой владельца возникает и необходимость физического перемещения товара, хотя оно может по времени и месту не совпадать с моментом продажи. Более того, товар может сменить одного владельца или даже нескольких, не изменяя своего физического местонахождения и, наоборот, может быть перевезен на большие расстояния со склада на склад, не будучи проданным.
     Таким образом, товарооборот осуществляется в экономическом и географическом пространстве. Движение в экономическом пространстве состоит в переходе товара от одного владельца к другому, в смене прав собственности на товар. Физическое движение товара заключается в его территориальном перемещении - из одного географического пункта в другой. Товарооборот предусматривает потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому. Звенность товарооборота (коммерческая или торгово-организационная) - число переходов товара от одного владельца к другому; складская звенность - число перевозок товара из одного склада в другой. При прочих равных условиях неоднократные перепродажи товара, т.е. большое число торгово-организационных звеньев, а также складов, которые минует товар на пути от производителя к потребителю, увеличивают издержки обращения, а следовательно, стоимость товара и его цену. Это невыгодно конечным покупателям, но выгодно посредникам. Это явление широко распространено в торговле продуктами питания, в торговле нефтепродуктами и т.д. 

     Товарооборот - это общая сумма всех учетных  продаж и услуг, а также выручка  от комиссионных, прямых и транзитных операций (товар поступает от поставщика непосредственно к покупателю без  промежуточного хранения на складе), комиссионных платежей и возмещений расходов, связанных  с посреднической деятельностью (а  не стоимость реализованных товаров).
     Товарооборот  — процесс обмена товаров на деньги, стоимость товарной массы в соответствующих  ценах; он равен денежной выручке  продавца и денежным расходам покупателя.
                                              

     Где Т — товарооборот, т.е. объем проданных товаров в стоимостном выражении;
     qi — количество проданного i-го товара в натуральных единицах;
     рi — продажная цена i-го товара;
     п — число i-х товаров (их ассортиментных видов и разновидностей).
     Товарооборот  — синтетический показатель, он складывается:
    из отдельных активов купли-продажи, т.е. является функцией числа покупателей и среднего размера их покупок;
    из продаж отдельных товаров, т.е. является функцией соответствия товарной структуры предложения товарной структуре спроса;
    из продаж отдельными торговыми предприятиями, а на более высоком уровне — из продаж отдельными регионами, т.е. является функцией уровня развития и структуры коммерческого предпринимательства и формирования региональных рынков;
    из покупок отдельными социально-демографическими группами потребителей.
     Товарооборот  на макроуровне характеризуется несколькими субпоказателями, среди них:
    валовой товарооборот — сумма всех продаж и перепродаж при переходе товара от одного владельца к другому и т.д.;
    чистый товарооборот — очищенный от повторного счета и отражающий конечный объем продажи;
    оптовый товарооборот — продажа товаров на оптовом рынке;
     Оптовый товарооборот – объем продажи  товаров производителями или  торговыми посредниками покупателям  для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, – наличие счета-фактуры.
     Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями организациям розничной торговли и общественного  питания для последующей продажи  населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям - для производственных целей и внерыночного потребления. В зависимости от использования  товарных ресурсов различают три  вида оптового товарооборота по реализации: продажу товаров розничным и  промышленным организациям, а также  на экспорт; межгосударственный отпуск (продажу товаров за пределы республики другим государствам на основе заключённых  межправительственных соглашений); внутрисистемный  отпуск (продажу внутри республики одним оптовым продавцом другому).
    розничный товарооборот — продажа товаров на потребительском рынке.
     Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального  и культурного состояния населения  страны. Для характеристики уровня жизни населения используется целая  система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.
     Экономическая сущность розничного товарооборота  выражается отношениями, связанными с  обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует  завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают  в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т. е. перестают быть товарами.
     Розничный товарооборот - это реализация товаров  населению за наличный и безналичный  расчёт организациями розничной  торговли и общественного питания, индивидуальными предпринимателями, а также организациями других отраслей экономики, имеющими на своём  балансе сеть розничной торговли или предприятия общественного  питания. Розничный товарооборот делится  на розничный товарооборот в торговле и розничный товарооборот общественного  питания.
     В состав розничного товарооборота включают:
     1) продажу товаров населению за  наличный расчет и по безналичному  расчету; 
     2) продажу товаров в кредит с  рассрочкой платежа; 
     3) стоимость упаковки, имеющей продажную  цену, не входящую в стоимость  товара;
     4) продажу товаров длительного  пользования по образцам;
     5) продажа порожней тары.
     Розничный товарооборот в целом по Российской Федерации формируется на основании  статистических материалов, полученных от территориальных органов государственной  статистики.
     В современной статистике очень сложно определять валовой и чистый товарооборот. Звенность товарооборота изучается на основе специальных опросов предпринимателей. В статистический обиход вводится новый показатель: товарооборот предприятий и организаций розничной торговли, который не требует пересчета, исключения нерозничных продаж и т.п. Он характеризует торговую деятельность суботрасли торговли.
     Кроме того, различают товарооборот: магазина (торговой единицы); фирмы (предприятия); региона, товарооборот одной из форм торговли, в частности какой-либо формы собственности; товарооборот торговли в целом. Особое место в  системе показателей занимает товарооборот на душу населения, отражающий (с определенной степенью точности) средний уровень  удовлетворения спроса (часто этот показатель рассчитывается по данным выборочных панелей как покупка  товаров на одного члена домохозяйства).
     В статистике товарооборот представляет количественный измеритель объема продажи/покупки  товаров в стоимостных единицах. Его натуральное содержание характеризует  параллельный показатель - количество проданных товаров. Бесплатная передача продукта или услуги (предоставление, помощь, перемещение) товарооборотом не является. В узком смысле под товарооборотом понимают только куплю-продажу продукта, при этом продажа услуг выделяется самостоятельно.
     Объемы  товарооборота определяются статистикой  торговли. Крупные и средние торговые организации ежемесячно представляют отчет о товарообороте, по малым  предприятиям используются выборочные квартальные наблюдения. Объем реализации сельскохозяйственных продуктов и других потребительских товаров на рынках также определяется на основании ежеквартального выборочного наблюдения.
     На  федеральном уровне объем товарооборота  увязывается с данными таможенной статистики и домашних хозяйств, а  также с товарными ресурсами  путем составления баланса товарного  обеспечения розничного товарооборота. На региональном уровне общий объем  розничного товарооборота должен корреспондироваться  с данными статистики домашних хозяйств о расходах населения на покупку  товаров.
     Тесно связана со статистикой товарооборота  статистика товарных запасов, определяющая их объём и состав в товаро-проводящей сети. Её основные показатели: обеспеченность товарооборота товарными запасами в днях (отношение объёма запасов на определённое число к однодневному товарообороту), скорость товарооборота (отношение товарооборота за некоторый период к среднему товарному запасу за этот же период) и продолжительность одного оборота в днях (отношение среднего товарного запаса к однодневному товарообороту). Статистика товарных запасов является важным источником изучения степени удовлетворения спроса населения на отдельные товары и соответствия предлагаемых товаров спросу. 
 
 
 
 
 

     1.3 Структура товарооборота
           Структура (или ассортиментный  состав) товарооборота включает  в себя продовольственные и  непродовольственные товары, реализуемые  конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные  группы и подгруппы и при  дальнейшей детализации рассматривают  виды, сорта, модели, размеры. Товарная структура непродовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп:
    хозяйственное мыло и синтетические моющие средства;
    туалетное мыло и парфюмерия;
    галантерея и нитки;
    товары культурно-бытового и хозяйственного назначения;
    трикотажные и чулочно-носочные изделия;
    одежда, белье, головные уборы и меха;
    ткани;
    обувь;
    другие непродовольственные товары.
     Структура продовольственных товаров состоит  из следующих ассортиментных групп:
    хлеб и хлебобулочные товары;
    мука, крупа, макаронные изделия и пищевые концентраты;
    картофель, овощи, плоды, грибы;
    мясо и мясные товары;
    рыба и рыбные товары;
    молоко и молочные товары;
    яйца куриные и пищевые жиры;
    сахар и кондитерские изделия;
    соль;
    другие продовольственные товары.
                  
         1.4 Задачи статистики товарооборота
         Исходной задачей статистики товарооборота является сбор и обработка данных, характеризующих процессы купли-продажи товаров.
     Изучение  процессов товарооборота представляет большой интерес как для государства, так и для рыночных структур. Государство, выступающее в роли гаранта прав покупателей и продавцов, естественно, должно быть информировано о главных рыночных процессах товародвижения и товарооборота. Изучение процесса формирования товарооборота, роли отдельных звеньев и рыночных структур является важной задачей государственных служб, занимающихся фиском, поскольку объем реализации продуктов и услуг, доля добавленной стоимости в товарообороте и т.д. определяет значительную часть налоговых поступлений.
     Данные  и выводы статистики товарооборота  используются в статистике уровня жизни, так как розничный товарооборот характеризует товарную массу, перешедшую в сферу личного потребления, а его размер в расчете на душу населения отражает тенденцию уровня индивидуального потребления продуктов  и услуг. Часть собранной и  обработанной государственной статистикой  информации может быть продана коммерческим структурам.
     Рыночные  структуры собирают и анализируют  данные о товарообороте для оценки результатов собственной деятельности, характеристики деловой активности и конъюнктуры. Данные о товародвижении и товарообороте необходимы рыночным структурам для разработки и прогнозирования  стратегии своего маркетинга. Таким  образом, можно сделать вывод, что  сбор и анализ информации о товарообороте  представляет важную задачу государственной  статистики и бизнес-статистики фирм, занимающихся сбытовой и торговой деятельностью (включая продажу услуг).
     Общая концептуальная цель статистики товарооборота  сводится к сбору, обработке и  анализу надежной информации об объеме, уровне, структуре и динамике купли-продажи  товаров в целом и на разных уровнях хозяйствования.
     Государство в свою очередь нуждается в  информации о территориальном (региональном) распределении товарооборота, о  связях товарооборота с доходами потребителей, о переходе товарной массы в сферу потребления  и о насыщении рынка. Исходя из целей регулирования и прогнозирования  спроса и предложения, необходимо выявлять закономерности и тенденции товарооборота. Отсюда вытекают конкретные функциональные задачи статистики товародвижения и  товарооборота, которые можно сформулировать следующим образом:
    сбор, сводка и обработка информации о товарообороте на уровне предприятий, фирм, каналов товародвижения (торгово-сбытовых систем), регионов и в целом по стране; сведения об общем объеме товарооборота и продаже отдельных продуктов и услуг;
    оценки и анализ отдельных этапов товародвижения, его звенности, уровней и длины каналов товародвижения, а также форм сбытового и торгово-посреднического товарооборота, способы формирования и использования товарных ресурсов;
    анализ объема товарооборота, его товарной структуры и ассортимента; анализ динамики товарооборота; анализ товарооборота на душу населения и процесса удовлетворения покупательского спроса; региональный анализ товарооборота.
     Крупные и средние предприятия представляют отчетность об отгрузке товаров, инвестициях, товарообороте и т.д. Предприятиям, заполняющим унифицированные формы  федерального государственного статистического  наблюдения, предоставляется гарантия сохранения коммерческой тайны. На каждой статистической форме напечатано: конфиденциальность гарантируется получателем информации.
     Существенная  информация о товарообороте может  быть получена от периодически проводимых переписей оптовых и розничных  предприятий и других единовременных обследований, например, обследование розничных продаж отдельных товаров  в разрезе ассортиментных групп  и т.п. Часть информации преимущественно  конъюнктурного характера собирается путем опроса (анкетирования) предпринимателей. В такой анкете содержатся вопросы  об однодневном обороте, его динамике и ассортиментных сдвигах, уровне конкуренции  и др. Малые предприятия вместо представления отчетности заполняют  подобные опросные листы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Основные показатели  товарооборота
           Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
     Согласно  инструкции по заполнению унифицированных  форм федерального государственного статистического  наблюдения № П-1 – П-4, утверждённой государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстатом России) от 19.01.2000 №4 оборот розничной  торговли представляет стоимость проданных  населению потребительских товаров  за наличный расчёт или оплаченных по кредитным карточкам, по расчётным  чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что так же учитывается  как продажа за наличный расчёт).
     В процессе анализа розничного товарооборота  используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, нормы, нормативов, тактических и стратегических прогнозов  экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. Фактический объем розничной реализации товаров в продажных ценах справочно показывается в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасов товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг "Отчет по розничной торговле" (квартальная). В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.