На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные направления развития среднего профессионального образования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
На современном этапе  увеличивается потребность в  специалистах среднего звена для  развития экономики, повышения технологической  культуры производства, обеспечения  административно-технической поддержки  процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного  и социального сервиса.
Средняя профессиональная школа  обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального  образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение  образовательного и культурного  уровня личности. В средних специальных  учебных заведениях обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев  населения. Это обусловливает необходимость  сохранения ведущей роли государства  в финансировании среднего профессионального  образования.
В 2001 году система среднего профессионального образования  России отмечала свой 300-летний юбилей.
Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения  в разных типах профессиональных учебных заведений содержит много  поучительного и для современности.
Проблема исследования обусловлена  тем, что без изучения истории  среднего профессионального образования  как явления педагогического  не могут быть глубоко осмыслены  вопросы развития форм и методов  обучения и воспитания, пути совершенствования  профессионального образования  специалистов среднего звена, важнейшим  из которых является научное обеспечение  профессиональной подготовки.
Система среднего профессионального  образования, пройдя большой исторический путь, стала мощным фактором повышения  образовательного и культурно-технического уровня, всестороннего совершенствования  российского образа жизни, одним  из путей осуществления социальной политики государства на современном  этапе.
Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает  условия для дальнейшего продвижения  личности в образовательной системе.
 
Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.
Объектом исследования является  развитие системы среднего профессионального образования Российской Федерации.
Предметом исследования является - влияние развития среднего профессионального образования  на совершенствование научной подготовки выпускников средне-профессиональных учебных учреждений.
Целью  работы является проведение анализа развития системы среднего профессионального образования.
Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, можно выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития  системы среднего профессионального  образования в России;
- анализ современного  состояния системы среднего профессионального  образования;
- выделить проблемы и  перспективы развития системы  среднего профессионального образования  в России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    История возникновения среднего профессионального образования.
Систематическое профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Так, например, в  Типографской школе при Приказе  печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194 человека. Школа  одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации  учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался «поденный корм» и в обязанности которых входило «спрашивать уроки у товарищей».
Появление профессионального  образования в современном его  понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и  неудачных военных действий в  Северной войне Петр I предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. В 1701 году Петром I была утверждена в Москве «Школа математических и навигацких наук», навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.
Со времён Петра гражданская  служба потребовала всё больших  знаний в праве, экономике, политике, что требовало профессиональной подготовки. В 1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям  Горное училище, положившее начало инженерному  образованию в России.
Появление структуры среднего профессионального образования  обосновано следующими факторами: ускорением в разделении труда на физическую и умственную сферы, количественным ростом числа профессий, (особенно в  экономике, военном деле, здравоохранении, просвещении); ростом числа городов, укреплением городских школ; ростом городских школ.
С ростом городов мелкие цеха, чтобы выжить в условиях капиталистических  отношений в производстве, вынуждены  были объединяться. Время эпохи просвещения  наметило в профессиональном образовании  новую тенденцию: развивать обучение профессиям централизованно и доступном  виде.
 В школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в возрасте от 12 до 20 лет, находившиеся на полном государственном обеспечении. Количество обучающихся в 1703 году составляло 300 человек, в 1711 – 500 человек. Курс состоял из трёх ступеней: начальной (обучение письму, чтению, грамматике и арифметике), цифровой (обучение арифметике, геометрии, тригонометрии), высшей (навигаторских классов). Учащиеся навигаторских классов проходили практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог. Большую роль в организации работы школы сыграли Л.Ф. Магницкиий и шотландец А.Д. Форварсон. В 1712 году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональная школа носила сословный характер, готовила к различным областям государственной службы.
В 1871-1872 годах в России была проведена образовательная  реформа, согласно которой, реальные гимназии (отдельное направление в образовании, наряду с классическим общим и  высшим) превращались в реальные училища. Все обучение продолжалось 6 лет; 1-4 класса – это общее образование; 5-6 классы – преподавание специальных  предметов. Иногда учреждался седьмой  класс (дополнительный) с тремя разрядами: общим – для подготовки  в  высшие учебные заведения, механико-техническим  и химико-техническим – для  получения среднего специального образования. В России с 1888 года учебные планы  многих реальных училищ стали создаваться  на основе, в современной формулировке, базового среднего общего образования. В середине 19 века в странах Западной Европы стали появляться коммерческие училища, в России – в конце 19 века. К середине 1917 года в Росси  действовало 276 реальных училищ с числом учащихся около 17 тысяч.
После 1917 года в России была осуществлена коренная перестройка  среднего профессионального образования: оно стало частью народного образования.
В техникумах готовили как  инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки  обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных  заведений. В сентябре 1929 года ЦИК  и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой системы индустриально – технического образования». Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, 40 –50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые.
Произошедшая в России в 1990-х годах смена государственно-политического  устройства создала принципиально  новую ситуацию в сфере образования. Документами, определяющими деятельность средней профессиональной школы  стали Закон Российской Федерации  «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. По состоянию на 2009 год численность студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования составляет 2244, 1 тысяч человек.
 
    Среднее профессиональное образование на современном этапе. Система среднего профессионального образования.
В начале 1997 года российское правительство приняло решение о необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях.
Наметившаяся в это  время относительная макроэкономическая стабилизация и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов  организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с формирующимся  рыночным окружением.
Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков.
Реализуется оно по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного  уровня.
Повышенный уровень среднего профессионального образования  обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым  уровнем (при этом срок обучения увеличивается  на 1 год).
Обучающиеся в среднем  специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и  другие категории обучающихся. 
Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В связи с окончанием срока действия в 2001 году начата разработка нового поколения стандарта.
Среднее профессиональное образование  реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.
Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки.
Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.
Существуют два основных вида средних специальных учебных  заведений: техникум (училище) и колледж.
Техникум (училище) реализует  основные профессиональные образовательные  программы среднего профессионального  образования базового уровня; колледж - основные профессиональные образовательные  программы среднего профессионального  образования базового и повышенного  уровня. Реализация образовательных  программ среднего профессионального  образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.
Деятельность учебных  заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 году.
Среднее профессиональное образование  производится более чем по 300 специальностям. За последние три года введено  более 20 новых специальностей, в  основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.
Лица, имеющие среднее  профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока  обучения в вузе составляет, как  правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования  базового уровня, 1-2 года - при наличии  среднего профессионального образования  повышенного уровня.
Система среднего профессионального  образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных  средних специальных учебных  заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы  среднего профессионального образования. Средние специальные учебные  заведения находятся в ведении  более чем 25 федеральных министерств  и ведомств, а также субъектов  Российской Федерации.
Прием и численность студентов  средних специальных учебных  заведений, выпуск специалистов со средним  профессиональным образованием, тысяч  человек.
Прием
732
652
644
630
665
662
685
707
766
844
Численность студентов
2202
2090
1994
1871
1923
1976
2011
2052
2147
2311
Выпуск специалистов
623
585
546
532
473
494
538
545
563
568

Сегодня в системе обучается  около 2,3 млн. молодых людей и девушек.
Изучение  истории трансформации колледжей позволяют провести диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования по признаку уровней и количества реализации профессиональных образовательных программ:
-  одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и среднего профессионального образования и относящиеся по своей принадлежности к этому уровню;
-   двухуровневые профессиональные образовательные учреждения - профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно начального или среднего профессионального образования;
-  многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ. Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями непрерывного профессионального образования.
Все вышесказанное позволяет  утверждать, что диверсификация среднего профессионального образования  создает необходимые условия  для построения иерархической и  ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной к уровням образования  и квалификации, возможностям и потребностям личности, особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики  региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора направленности обучения и переподготовки по всему  профессиональному полю, а профессиональному  образовательному учреждению в современных экономических условиях сформировать свою реальную образовательную систему.
При этом диверсификация профессионального  образования является эффективной, если будут соблюдены основные критерии ее функционирования и развития:
- проектируемость, т.е. возможность построить частные образовательные системы, отвечающие целям и задачам личности, экономики, общества и системы образования в настоящее время и на перспективу;
- результативность, что подтверждается наличием широкого спектра образовательных программ и типов учебных заведений, которые реализуют поставленные цели;
-  экономичность, что обеспечивается установлением реальных сроков подготовки профессиональных кадров, отсутствием "безотходных технологий" обучения;
-   корректируемость, что предполагает наличие многоступенчатости обучения, что позволит на основе оперативной обратной связи помочь личности в выборе индивидуальной образовательной траектории;
-    управляемость, что обеспечивается за счет поставленных целей обучения в соответствии с особенностями, традициями и возможностями региона.
С принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании» закладывается  правовая основа движения к многообразию системы образования, обеспечению  действительной возможности выбора для ребенка как реального  потребителя образовательных услуг. Это в свою очередь означало, что  каждое новаторское общеобразовательное  учебное заведение должно было определить свой собственный путь развития, т.е. началась массовая реорганизация традиционной школы в лицеи, гимназии, колледжи, комплексы и т.д.
К новым видам организации  учебного процесса и новым типам  средних профессиональных учреждений можно отнести:
а) открытие гимназий, лицеев;
б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей;
в) создание центров непрерывного обучения.
Именно формой организации  обучения отличается педагогический процесс  в учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в средней общеобразовательной  школе (урок, учебные экскурсии, факультативные занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы  обучения (лекции, семинарские и  практические занятия, лабораторные работы и практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах  и ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.
А.М.Новиков обозначил  основные направления реформирования российского среднего профессионального  образования как целостной системы, имея в виду четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.
Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное образование человека.
И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования  должно идти с учетом традиций и  новых тенденций в сфере труда  и видения рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.
Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:
1.        сохранение традиционных функций и структуры среднего профессионального образования;
2.        перспективное развитие среднего профессионального образования, связанное с внедрением нового.
Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции:
·     социальной защиты (получение бесплатного профессионального образования детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа равных возможностей);
·     обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с традиционными направлениями деятельности.
Перспективное же развитие системы среднего профессионального  образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую очередь, развитием (обновлением) ее структуры.
 
 
 
 
 
 
    Основные тенденции развития среднего профессионального образования.
 
На современном этапе  увеличивается потребность в  специалистах среднего звена для  развития экономики, повышения технологической  культуры производства, обеспечения  административно-технической поддержки  процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного  и социального сервиса.
Формированию рыночных отношений  в экономике России сопутствуют  два основных процесса: децентрализации  и централизации образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация образования, которые  относятся к определяющим современным  тенденциям профессионального образования.
Средняя профессиональная школа  обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального  образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение  образовательного и культурного  уровня личности. В средних специальных  учебных заведениях обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев  населения. Это обусловливает необходимость  сохранения ведущей роли государства  в финансировании среднего профессионального  образования.
Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального  рынка труда. Профильная структура  среднего профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких и высокотехнологичных  производств, для обеспечения федеральных  систем инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовку кадров в области искусства.
С учетом характера и профиля  реализуемых образовательных программ и потребностей рынков труда различных  уровней часть средних специальных  учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и  соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности регионов. С целью упорядочения распределения  бюджетного финансирования целесообразно  сокращение количества федеральных  министерств и ведомств, имеющих  в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных учреждений СПО.
Необходимо осуществить  многовариантную интеграцию средних  проффесиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий.
Дальнейшее развитие получит  интеграция средних специальных  учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских  комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением  статуса юридического лица). Уже  сейчас находит свое продолжение  практика создания филиалов вузов на базе средних специальных учебных  заведений, что позволит сделать  высшее образование более доступным  в территориальном аспекте.
В соответствии с особенностями  современного этапа и перспективами  развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности  в специалистах среднего звена для  развития наукоемких и высокотехнологичных  производств, обеспечения административно-технической  поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального  сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального  образования, призванного стать  в перспективе обязательным минимумом  профессионального образования  молодежи.
Совершенствование структуры  сети среднего профессионального образования  будет осуществляться по следующим  направлениям:
Основным направлением будет  развитие средних специальных учебных  заведений как самостоятельных  образовательных учреждений. При  этом предполагается оптимизация сети и укрупнение учебных заведений  за счет горизонтальной интеграции, создания многопрофильных колледжей (80 % от общей  численности учебных заведений). Данное направление актуально прежде всего для ссузов, расположенных в населенных пунктах, где нет вузов и где эти учебные заведения выполняют системообразующую роль и обеспечивают территориальную доступность образования.
Перспективным направлением станет интеграция средних специальных  учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования  и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих кадров, переподготовку кадров по широкому спектру  специальностей и профессий (25 % от общей  численности учебных заведений). Это направление может сочетаться с формированием многопрофильных  колледжей.
Дальнейшее развитие получит  интеграция средних специальных  учебных заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских комплексов (до 20 % от общей численности ссузов). Найдет свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе колледжей, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.
С учетом характера и профиля  реализуемых образовательных программ и потребностей федерального и регионального  рынка труда 60-55 % средних специальных  учебных заведений должно находиться в федеральной собственности (и  соответственно - на федеральном финансировании), 40-55 % - в собственности регионов.
Таким образом, мы рассматриваем  развитие среднего профессионального  образования в трех направлениях:
1.        глобальные тенденции развития образования;
2.        основные направления реформирования российского профессионального образования;
3.        тенденции развития, специфичные для начального или среднего профессионального образования.
1. Среди глобальных тенденций развития образования можно выделить следующие:
-     интернационализация и интеграция образования как основные тенденции формирования единого мирового образовательного пространства (МОП);
-      информатизация и экологизация образования, сопровождающие переход стран к постиндустриальному обществу;
-     культурологизация образования как тенденция, связанная с перспективным развитием общества, которое направлено на преодоление общепланетарного кризиса и связывается с концепцией устойчивого гуманистического развития.
Для успеха социально-экономического реформирования России, как никогда  ранее, необходимы усилия по активному  включению страны в международные  связи в сфере образования, в  процесс формирования единого мирового образовательного пространства. Фундаментальной  прагматической основой вхождения  России в МОП является богатейший арсенал отечественной педагогической теории, многовековые тенденции развития гуманистической модели воспитания.
Активному сближению образовательных  систем способствуют современные реформистские тенденции в образовании. Одна из глобальных тенденций - движение в сторону совершенствования массового, а не элитарного образования. Речь идет о переходе от образования элиты к высококачественному, элитарному образованию для всех. Именно качественное массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого мира.
Другая тенденция - существенное усиление в мировом образовании  гуманитарной составляющей. Всестороннюю гуманитаризацию можно определить как стратегическую линию развития мирового образования и усиления его интеграции.
В непосредственной связи  с гуманизацией образования находится тенденция демократизации, появляющаяся в практических шагах по созданию равных интересов для всех и получении качественного образования, в его растущей дифференциации и индивидуализации как одном из способов удовлетворения разнообразных интересов и склонностей.
Исходя из системообразующей тенденции в образовании, связанной с интернационализацией общественной жизни, можно говорить о глобальных составляющихфункциональной грамотности, формирование которых вызвано переходом к постиндустриальному обществу.
Другим феноменом постиндустриального  общества является стремление к признанию  приоритета интересов личности.
На этом фоне усиливается  внимание к процессам социального  характера, связанным с деятельностью  человека и его жизнеобеспечением. Это происходит в условиях ухудшения  мировой экологической ситуации, характеризующейся вступлением  в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления  усилиями всего человечества.
Отсюда важнейшей составной  частью функциональной грамотности  в глобальном масштабе становится экологическая  грамотность, направленная на выживание  человека в современных условиях. Естественно, ее содержание связано  с состоянием развития конкретной страны.
Экологическая культура рассматривается  Б.Т.Лихачевым как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в челове
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.