На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Технологии интерактивного обучения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Современные подходы к пониманию педагогической
             технологии …………………………………………………………...3
      Определение педагогической технологии………………………………3
      Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся……………………………8
Глава II.Технологии интерактивного обучения……..................................18
2.1 Технология  дискуссионного общения…………………………………..18
2.2. Модерация  как технология……………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 

Введение
Важнейшей составляющей педагогики является педагогическое творчество. Любое творчество представляет процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые  материальные и духовные ценности. Деятельность преподавателя ежедневно  требует от него умения наблюдать, анализировать, исследовать, вскрывать противоречия в учебном процессе и находить выход из них – одним словом, решать непростые педагогические проблемы и задачи. Педагог постоянно находится  в своеобразном эвристическом поиске, когда в результате соответствующего диагностического анализа, педагогических находок, догадок, открытий, подлинного новаторства возникает понимание  того, какой должна быть эффективная, оптимальная система обучения.
        В современных условиях творческий  педагог – это, прежде всего,  исследователь, обладающий следующими  личностными качествами: научным  психолого-педагогическим мышлением,  высоким уровнем педагогического  мастерства, определенной исследовательской  смелостью, развитой педагогической  интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном  самовоспитании и разумным использованием  передового педагогического опыта. 
Все эти  качества, так или иначе, характеризуют  готовность преподавателя к организации  профессиональной творческой деятельности.
        Педагогическое творчество определяют  как деятельность, отличающуюся  качественно новыми подходами  к организации учебно-воспитательного  процесса в образовательном учреждении  и формирующими высоконравственного творчески мыслящего человека 

Глава I. Современные подходы к пониманию педагогической технологии.
1.1 Определение педагогической технологии.
Развитие  образовательных процессов в  современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских  школ, результаты психолого- педагогических исследований постоянно требуют  обобщения и систематизации. Одним  из средств решения этой проблемы является технологический подход. Применение технологического подхода и термина  «технология» к социальным процессам, к области духовного производства – образованию, культуре – это  явление новое для социальной действительности.
Понятие «технология обучения» на сегодняшний  день не является общепринятым в традиционной педагогике. Однако для процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии обучения, которыми преподаватель  пользуется в учебном процессе, не употребляя самого термина.
В связи  с этим  все более широкое  распространение в теории обучения
получает  это понятие. Именно в этом смысле термин «технология» и его
вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании») стали  использоваться в педагогической литературе и получили более 300 формулировок в  зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.
На современном  этапе в теории обучения отсутствует единое понимание термина «педагогическая технология» и вокруг этого понятия во всем мире ведутся серьезные научные дискуссии, не позволяющие дать однозначного, всеми принимаемого определения.
Наиболее  часто встречаются  следующие  определения,  и существует несколько   различных подходов к содержанию данного понятия:
    Педагогические технологии как разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и технических средств обучения для учебного процесса (Б.Т. Лихачев,С.А. Смирнов, М. Майер)
 
    Педагогическая  технология понимается как процесс  коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающий применение бихевиористских методов и системного анализа для улучшения обучения    (В.П. Беспалько,     М.А. Чошанов,      В.М. Монахов, В.А. Сластенин,  Т. Сакамото).
 
    Педагогическая  технология рассматривается как  обширная областьзнания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающихсистем  и опирающаяся на данные социальных, управленческих иестественных   наук      (П.И. Пидкасистый,    В.В. Гузеев,     М. Эраут,     Р. Кауфман).
 
Наиболее  емко отражает смысл термина «технология обучения», понашему мнению, рабочее определение: Технология обучения — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Анализ  приведенных формулировок показывает, что содержание понятия «педагогическая технология», отражающее существенные признаки обозначенного явления, зависит от того, как авторы видят структуру и его составляющие элементы образовательно-технологического процесса.
Современная образовательная технология  представляет собой целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:
- при сохранении коллективных форм обучения дает слушателю возможность персонализации обучения по оптимальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения вплоть до получения им второй специальности;
- способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в широкую педагогическую практику;
-  обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе (мотивации, актуализации цели деятельности и ее планирование, оценки уровня усвоения деятельности, активности, познавательной самостоятельности);
- выступать средством реализации рефлексии, побуждающей студента к самостоятельному формированию системы знаний;
-  не противоречить принципам и закономерностям педагогики.
Современные образовательные технологии обучения следует
рассматривать как инструмент, с помощью которого парадигма образования может быть претворена в жизнь. Разработка этих технологий должна вестись в соответствии со следующими принципами, которые непосредственно связаны с указанными выше системными требованиями:
- принцип целостности технологии, представляющей
дидактическую систему;
- принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных педагогических целей;
- принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на механизмы самоорганизации и саморегуляции соответствующих педагогических систем;
- принцип адаптации процесса обучения к личности ученика или студента и его познавательным способностям;
- принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщенных знаний.
Такое глубокое методологическое обоснование  изучения содержания понятия «педагогическая технология» и отражение ее существенных принципов позволяет сделать вывод, что современные образовательные технологии можно рассматривать в двух направлениях:
- педагогические технологии, к которым относятся все технологии, используемые в  докомпьютерной  эре;
- информационные технологии, к которым относятся компьютерно- ориентированные технологии и Интернет – технологии.
Информационные  технологии  – совокупность принципиально новых методов работы с данными, обеспечивающих целенаправленное создание и передачу, сбор и хранение, распространение и отображение информации с целью повышения скорости и эффективности учебного процесса, снижения трудоемкости, обеспечения надежности и оперативности получения и использования информации, подчиненных целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
Вернемся  к первому направлению. Педагогическая (дидактическая) технология рассматривается сегодня как новое направление в развитии педагогической науки, как новая отрасль педагогического знания. Поэтому для описания сущности и исследования технологических аспектов дидактических и воспитательных явлений используется свой понятийный аппарат. Такими ведущими категориальными понятиями являются: «педагогическое проектирование», «педагогическое моделирование», «модель обучения», «педагогическая система», «технологическая схема», «технологическая карта».
Педагогическое  проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.
Педагогическое  моделирование (создание моделей) — разработка целей (общей идеи) при создании педагогических систем, а также процессов, ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое  конструирование (создание конструкта) —дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к использованию в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Педагогическая  система — определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.   

Модель  обучения (в инструментальном значении) — обозначение схемы или плана  действий педагога при осуществлении учебного процесса, основу, которой, составляет преобладающая деятельность обучающихся, организуемую, выстраиваемую преподавателем.
Технологическая схема — условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей. 

1.2. Интерактивное  обучение как современное направление
активизации познавательной деятельности обучающихся. 

Проблема  активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения.
В зависимости  от уровня познавательной активности  в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.  При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких- либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении слушатель в большей  степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
Уровни  активности:
- активность воспроизведения – характеризуется стремлением обучаемого, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения;
- активность интерпретации – связана со стремлением обучаемого
постичь смысл изучаемого, установить связи, овладевать способами применения знаний измененных условиях;
- творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов. 
 
 

Особенности активного обучения:
- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от своего желания;
- достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный  процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или
эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
- вывод обучающего на позицию субъекта обучения;
- индивидуализация педагогического взаимодействия;
-самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых;
- постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.
Одним из современных направлений «активного обучения» является интерактивное обучение. В отечественной педагогической литературе оно пока еще недостаточно описано, рассмотрим  более подробнее.
ИНТЕРАКЦИЯ (в психологии)  – это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то), беседы.
ИНТЕРАКЦИЯ (в социологии)  – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.
ИНТЕРАКЦИЯ (в педагогике) – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются
информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
Наиболее  часто термин «интерактивное обучение»  упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он-лайн. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени».
Компьютерные  обучающие программы с помощью  интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т.п.
Задачи  преподавателя-ведущего в интерактивной  технологии:
- направление и помощь процессу обмена информацией;
-выявление многообразия точек зрения;
-обращение к личному опыту участников;
- поддержка активности участников;
- соединение теории и практики;
-взаимообогащение опыта участников;
-облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
- поощрение творчества  и самостоятельности участников. 

В настоящий  момент в современной педагогической науке формируетсяи уточняется понятие «интерактивное обучение» как «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;
- «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;
- «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог».
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Интерактивная модель обучения наиболее эффективна в дополнительном профессиональном образовании, неформальном образовании взрослых, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт.
В последнее  время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Чем это обусловлено? Во-первых, процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».
Во-вторых, необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося.
В-третьих, задачами, стоящими перед современным образованием. В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования — это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности. Среди важнейших из этих компетенций можно отметить следующие:
- необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;
- нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера(учитывать мнение другого); научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;
- следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.
Формирование  компетенций возможно только через  соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.
Принципы  интерактивного обучения:
-диалогическое взаимодействие;
-работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
-активно-ролевая (игровая) деятельность;
- тренинговая организация обучения.
При интерактивном  обучении педагог выполняет функцию  помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Форма организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.
Методом обучения — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Что дает внедрение интерактивного режима различным  субъектам
образовательного  процесса?
      Конкретному обучающемуся: опыт  активного освоения учебного  содержания во взаимодействии  с учебным окружением; развитие личностной рефлексии; освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний; развитие толерантности.
Учебной микрогруппе: развитие навыков общения  и взаимодействия в малой группе; формирование ценностно-ориентационного единства группы.
Эффективность интерактивного обучения:
- интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;
- повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;
- обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей  через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;
- изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.
Это обусловлено  характеристиками самих взрослых обучающихся, целями образования взрослых, особенностями андрагогической модели. Взрослый человек — это лицо, обладающее физиологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения. У каждого обучающегося есть собственная система ценностей, свои ожидания относительно процесса обучения, личная мотивация, свой социальный контекст. Взрослые избирательно реагируют на педагогические воздействия, готовы сделать осознанный запрос по поводу содержания и способов своего обучения и взять за это на себя ответственность. При этом обучение не является для данной категории основной деятельностью, оно рассматривается им как средство для разрешения жизненных и профессиональных проблем. У них сформированы коммуникативные умения, достаточные для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия.
Все вышеперечисленные  особенности обучающихся свидетельствуют о том, что обучение взрослых — более сложный процесс, чем обучение детей, и, согласно постулатам андрагогики, этот процесс должен быть организован особым образом.
Основными отличиями андрагогической модели обучения от педагогической являются, во-первых, реальная, а не декларируемая совместная деятельность обучающих и обучающихся на всех этапах образовательного процесса; во-вторых, использование богатого опыта взрослых обучающихся как источника обучения; в-третьих, широкое применение активных и интерактивных технологий обучения, обеспечивающих максимальную самостоятельность и активность взрослых при обучении.
Исследования  показывают, что взрослый человек «держится» за свои
ценности, жизненные и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на
деятельностном  уровне не осознает необходимости и  продуктивности отказа от некоторых из них. Интерактивное обучение способствует активизации передового опыта, обмену знаниями и опытом, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, творческому подходу к использованию чужого опыта, формированию критической самооценки собственной практики и т. п.
Творческие  мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, проектные семинары, кейс-технологии, разбор деловой документации, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации, способствуют выработке новых взглядов, формированию умений и навыков, моделированию своего нового опыта, коррекции негативных установок.
Попадая в условия коллективного обучения, взрослый участвует в процессе организованного саморазвития своих коллег, помогая им в анализе их личных профессиональных затруднений и потребностей (учащиеся становятся импульсом развития друг друга). Тем самым создается возможность для реального взаимодействия, в ходе которого способность к профессиональному саморазвитию формируется как интериоризированная функция социального взаимодействия.) 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II.  ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Технология  дискуссионного общения
Дискуссия  — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
Дискуссию рассматривают как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия используется в различных формах обучения: семинарских занятиях, социально-психологических тренингах, деловых играх, кейс-технологии. Дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы: «мозговой штурм», анализ ситуаций, синектику и т.д.
Темой дискуссии может быть не любой  вопрос, а лишь такой, который допускает различные толкования и оценки, тесно связан с современной жизнью, лично значим для обучаемого, затрагивает его нравственные и политические взгляды. Ценными являются дискуссии, рассматривающие многоаспектные проблемы (экологические, экономические, социальные). Это способствует формированию умений у слушателей рассматривать вопросы неоднозначно, многосторонне.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.