На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по "Социальное страхование"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Лекция 1. Характеристика социального  страхования. 

     1. Понятие социального страхования.
     2. Специфика внебюджетных социальных  фондов.
     3. Виды социальных страховых рисков. 
 

     1. Понятие социального  страхования.
     Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
     Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
     К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
     Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.
     Переход к рыночной экономике сопровождался  модернизацией всей финансовой системы Украины. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
     В Украине государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:
     • пенсионным;
     • обязательного медицинского страхования;
     • социального страхования;
     • занятости.
     В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют  принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
     Создание  внебюджетных фондов необходимо государству  для более эффективного использования  своих финансовых ресурсов.  

     2. Специфика внебюджетных  социальных фондов.  

     Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
     Согласно  Бюджетному Кодексу: государственный  внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.
     Решение об образовании внебюджетных фондов принимает правительство Украины, а также государственные представительные органы субъектов Украины и местного самоуправления.
     Расходы и доходы (бюджет) государственных  внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.
     Ранее (до принятия Бюджетного кодекса), внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему Украины, являясь самостоятельным элементом украинской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Украины - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК Украины; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса Украины. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется казначейством Украины.
     Однако  нельзя не отметить, что наряду с  обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.
     Государственное обязательное социальное страхование - часть государственной системы  социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
     Обязательное  социальное страхование образует систему  создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан в следствии признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
     К основным принципам обязательного  социального страхования относятся:
     - устойчивость обязательного социального  страхования, поддерживаемая на  основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
     - всеобщий обязательный характер  социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации  страховых гарантий;
     - государственная гарантия соблюдения  прав застрахованных лиц на  защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
     - государственное регулирование  системы обязательного социального  страхования; 
     - паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
     - обязательность уплаты страхователями  страховых взносов в бюджеты  фондов конкретных видов обязательного  социального страхования; 
     - ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
     - обеспечение надзора и общественного  контроля;
     - автономность финансовой системы  обязательного социального страхования. 
     Субъектами  обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.
     Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые  должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.
     Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.
     Застрахованные  лица - граждане Украины, а также  иностранные граждане и лица без  гражданства, работающие по трудовым договорам  и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию. 

     2. Специфика внебюджетных  социальных фондов.  

     Различают следующие виды социальных страховых  рисков:
     - необходимость получения медицинской помощи;
     - временная нетрудоспособность;
     - трудовое увечье и профессиональное  заболевание: 
     - материнство; 
     - инвалидность;
     - наступление старости;
     - потеряю кормильца; 
     - признание безработным; 
     - смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.
     Отношения по обязательному социальному страхованию  возникают:
     - у страхователя-работодателя - по  всем ведам обязательного социального  страхования с момента заключения  с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;
     - у страховщика - с момента регистрации  страхователя;
     - у застрахованных лиц - по всем  видам обязательного социального  страхования с момента заключения  трудового договора с работодателем;
     - у лиц, самостоятельно обеспечивающих  себя работой, и иных категорий  граждан - с момента уплаты  ими или за них страховых  взносов.  

 

     Лекция 2. Государственное  социальное страхование. 

     1. Понятие государственного социального  страхования.
     2. Виды пособий по социальному  страхованию.
     3. Пенсионное обеспечение. 

     1. Понятие государственного  социального страхования. 

     Одним из основных прав граждан, предусмотренных  Конституцией Украины, является право  на социальную защиту, включающее в  себя право на обеспечение граждан в случае полной, частичной, временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы по не зависящим от них причинам, а также в старости и иных случаях, предусмотренных законом.
     Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.
     При этом согласно ст. 46 Конституции Украины  пенсии, иные виды социальных выплат и  пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень  жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
     Данные  виды различных социальных выплат и помощи закрепляются и регулируются нормами права социального обеспечения (страхования) граждан, которое занимает отдельное место в системе права Украины.
     В самом общем виде социальное обеспечение (страхование) можно обозначить как содержание за счет общества особой категории граждан, в особых случаях и особыми способами. Социальным данный вид страхования (обеспечения) называется потому, что он представляет собой обязанность всего общества, реализуемую государством.
     Государство содействует гражданам в удовлетворении той или иной потребности различными способами, которые представляют собой виды пособий по социальному страхованию (обеспечению). К таким видам относятся: пенсии, различного рода пособия (по временной нетрудоспособности; по беременности и родам и т.п.); льготы (например, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для некоторых категорий граждан, льготы на получение пенсии по возрасту и т.д.); социальное обслуживание (в виде совершения действий бытового характера в пользу нуждающихся); натуральное обеспечение (транспортные средства, продукты питания, одежда и т.п.).
     Пособие по временной нетрудоспособности относится  к одному из видов пособий по государственному социальному страхованию, которые  выплачиваются из средств Фонда социального страхования Украины (п. 44 Инструкции о порядке поступления, учета и использования средств Фонда социального страхования Украины, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования Украины от 28.12.94 г. № 44). 

     2. Виды пособий по социальному страхованию. 

     Порядок назначения и выплаты пособия  по временной нетрудоспособности регулируется Положением о порядке обеспечения  пособиями по государственному социальному  страхованию, утвержденным Президиумом  ВЦСПС 12.11.84 г. с дополнениями и изменениями по состоянию на 10.11.91 г., статьями законов Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» и «О правовой и социальной защите военнослужащих и членов их семей», «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», Положением о порядке назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным Министерством труда, Министерством образования, Министерством социальной защиты населения, Министерством финансов Украины и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19.03.93 г. № 10.
     Пособия по временной нетрудоспособности выдаются рабочим, служащим, членам колхозов, другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование  в следующих случаях:
     при заболевании (травме), связанной с  утратой трудоспособности;
     при санаторно-курортном лечении;
     при болезни члена семьи, в случае необходимости ухода за ним;
     при карантине;
     при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием;
     при протезировании с помещением в стационар  протезно-ортопедического предприятия;
     при уходе за ребенком в возрасте до 3-х лет или ребенком-инвалидом  в возрасте до 16 лет в случае болезни  матери;
     при уходе за больным ребенком в возрасте до 14 лет.
     Основанием  для назначения пособия по временной  нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности). Другие документы не могут служить основанием для выплаты пособия. В случае утери больничного листка пособие может быть выдано по дубликату.
     Пособие по временной нетрудоспособности при  заболевании (травме) выдается с первого  дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) инвалидности, даже если в это время работник был уволен. При наступлении временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения пособие выдается в случае восстановления на работе. При этом пособие выдается со дня вынесения решения о восстановлении на работе.
     При бытовой травме пособие выдается, начиная с шестого дня нетрудоспособности. Если травма явилась результатом  стихийного бедствия (землетрясения, наводнения, пожара и т.п.) либо анатомического дефекта  пострадавшего, пособие выдается за весь период нетрудоспособности по общим правилам.
     При наступлении временной нетрудоспособности вследствие заболевания (травмы) во время  пребывания в ежегодном (в основном или дополнительном) отпуске пособие  выдается за все дни освобождения от работы, удостоверенные больничным листком. При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы пособие не выдается. Если нетрудоспособность продолжается и после окончания отпуска без сохранения зарплаты, то пособие выдается со дня, когда работник должен был приступить к работе.
     Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере:
     1) 100% заработка:
     в случае трудового увечья или профессионального  заболевания;
     работникам, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет, а при исчислении пособия в связи с уходом за больным ребенком и в возрасте до 14 лет - имеющим общий трудовой стаж 8 и более лет;
     работникам, имеющим на своем иждивении трех и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся - до 18 лет) (независимо от стажа работы);
     женам военнослужащих (независимо от стажа  работы);
     в связи с уходом за больным ребенком в возрасте до 14 лет женщинам-военнослужащим (независимо от стажа работы);
     работникам  из числа детей-сирот, которые остались без опеки, родителей, не достигли 18 лет и имеют трудовой стаж до 5 лет;
     работающим  участникам и инвалидам войны  и лицам, приравненным к ним;
     работникам, отнесенным к I, II, III, IV категориям в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», а также которые временно работали с момента аварии до 01.07.86 г. не менее 14 календарных дней или не менее трех месяцев на протяжении 1986, 1987 гг. в зоне безусловного (обязательного) отселения, при условии, что они были направлены в эту зону по распоряжению министерств, ведомств, исполкомов, областных Советов народных депутатов (независимо от стажа работы);
     одному  из родителей (или лицу, которое их заменяет) больных детей в возрасте до 14 лет, признанных потерпевшими в  соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», независимо от непрерывного стажа работы за весь период болезни, включая санаторно-курортное лечение, если ребенку необходим уход родителей в соответствии с выводами врачебной консультационной комиссии;
     2) в размере 80% заработка:
     работникам, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет, а при исчислении пособия  в связи с уходом за больным  ребенком в возрасте до 14 лет - имеющим  общий трудовой стаж от 5 до 8 лет;
     3) в размере 60% заработка:
     работникам, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет (по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет - общий трудовой стаж до 5 лет).
     Пособие по уходу за больным членом семьи  выдается не более чем за 3 календарных дня. Продление срока выдачи пособия сверх 3-х календарных дней производится лишь в исключительных случаях, в зависимости от тяжести заболевания члена семьи и бытовой обстановки, и не более чем до 7-и календарных дней в общей сложности. Работнику, находящемуся в очередном или дополнительном отпуске или в отпуске без сохранения заработной платы, пособие по уходу за больным членом семьи не выдается.
     Пособия назначаются по месту работы работника (где находится его трудовая книжка) комиссией по социальному страхованию или уполномоченным на это профкомом членом комиссии (профкома). 
 

     3. Пенсионное обеспечение. 

     Пенсии  являются самым распространенным видом  социального обеспечения. Граждане имеют право на государственное  пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, в иных случаях, предусмотренных законодательством. Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение граждан Украины, является Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 1992, 1993, 1994 гг.).
     Данный  законодательный акт предусматривает  следующие виды пенсии:
     трудовые  пенсии - они назначаются гражданину по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет;
     социальные  пенсии (ст. 2 Закона).
     Трудовые  пенсии назначаются лицам, занятым  общественно-полезным трудом, при соблюдении других условий, указанных в законодательстве (например, лица, подлежащие государственному страхованию на предприятиях, учреждениях; лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей и др.). При этом условия назначения различных видов трудовой пенсии неодинаковы.
     Трудовые  пенсии по возрасту назначаются мужчинам при достижении ими 60 лет и при  стаже работы не менее 25 лет, а женщинам - при достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. При определенных условиях пенсионный возраст и стаж работы могут быть снижены.
     Пенсии  по инвалидности назначаются в случае наступления инвалидности, повлекшей  полную или частичную утрату здоровья, вследствие трудового увечья, профессионального либо общего заболевания (например, инвалидности с детства). При этом следует иметь в виду, что такой вид трудовой пенсии назначается независимо от того, когда наступила инвалидность: в период работы, до устройства на работу, после прекращения работы (ст. 23 Закона).
     Право на пенсию по случаю потери кормильца  имеют нетрудоспособные члены семьи  умершего кормильца, находившиеся на его  обеспечении. При этом детям пенсии назначаются независимо от того, были ли они на содержании кормильца. Родители и супруг умершего кормильца, не находившиеся на его обеспечении, также имеют право на пенсию, если впоследствии утратили источник средств к существованию.
     Пенсии  за выслугу лет устанавливаются  отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту (ст. 51). К таким категориям граждан относятся, например, сотрудники органов внутренних дел, органов пожарной охраны, шахтеры и иные лица.
     Социальные  пенсии назначаются неработающим лицам (кроме инвалидов с детства) при  отсутствии права на трудовую пенсию.
     Закон предусматривает и такой вид  пенсии, как дополнительная, которая  выплачивается лицам, заключившим договоры добровольного страхования. В соответствии с действующим законодательством каждый работающий человек должен быть в системе государственного пенсионного страхования. При этом, независимо от формы собственности предприятия, получая ежемесячный доход, он делает обязательное отчисление в Государственный пенсионный фонд. В настоящее время эти отчисления составляют 1% от полученного дохода.
     Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольной основе и в дополнение к государственной пенсионной системе. В эту систему включаются:
     негосударственные пенсионные фонды;
     страховые компании;
     пенсионные  кассы предприятия;
     пенсионные  счета банков.
     Уже сложились определенные правила  проведения коммерческого пенсионного страхования. Согласно его условиям, застрахованному лицу  выплачивается ежемесячная (ежегодная) пожизненная пенсия или проводится одноразовая выплата по достижении им пенсионного возраста. Страховщиком может быть любой гражданин Украины. Срок страхования (срок ожидания пенсии) определяется как разница между пенсионным возрастом страховщика и возрастом на момент заключения договора страхования (учитывается все количество прожитых лет). После окончания срока страхования наступает пенсионный период, на протяжении которого страхователю выплачивается дополнительная пожизненная пенсия. Размер дополнительной пенсии определяется страхователем самостоятельно, исходя из его финансовых возможностей. За предоставление страховой защиты застрахованный выплачивает страховой компании страховую премию, которая зависит от размера ожидаемой дополнительной пенсии и определяется согласно методики расчетов страховщиков. Страховая премия может выплачиваться страховщику одноразово или на протяжении определенного срока, предусмотренного договором страхования.
     В отличие от государственного, коммерческое страхование предусматривает создание фонда будущих страховых выплат по отношению к каждому индивиду. Этим обеспечивается пропорциональностью  между внесенными суммами и суммами  выплат. Обусловленная страховым полисом дополнительная пенсия выплачивается после окончания срока страхования, если страхователь полностью оплатил надлежащие страховые взносы. Получателем пенсии является страхователь или его правопреемник.
     Для некоторых категорий граждан существует специальное нормативное регулирование пенсионных правоотношений (например, Закон Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» от 9 апреля 1992 г.).
     Назначение  и выплата пенсий производится органами социальной защиты населения.
 

     Лекция 3. Система обязательного  социального страхования 

     1. Институт социального страхования.
     2. Источники поступлений денежных  средств в бюджеты обязательного  социального страхования.
     3. Обоснованность единого социального налога. 
 

     1. Институт социального  страхования. 

     Обязательное  социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством Украины, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.
     Схема правоотношений по обязательному социальному страхованию представляет собой замкнутый треугольник, в углах которого находятся: работник (который выступает одновременно и застрахованным, и страхователем), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая организация). При этом страховые платежи носят возвратный характер в пользу застрахованных, так как при наступлении страховых случаев (утрата трудоспособности, старость) они возвращаются к застрахованным.
     Сильная сторона института социального  страхования заключена в увязке индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном страховании есть и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны. И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие взаимосвязи по схеме взнос-выплата, интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклонению от налогов.
     Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют  право на паритетное представительство  в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального  страхования, бюджеты которых формируются  за счет страховых взносов.
     Бюджеты фондов конкретных видов обязательного  социального страхования на очередной  финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов  Украины и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.  

     2. Источники поступлений  денежных средств  в бюджеты обязательного  социального страхования. 

     Источники поступлений денежных средств в  бюджеты обязательного социального  страхования:
     - страховые взносы:
     - дотации, другие средства федерального  бюджета, а также средства других  бюджетов в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации; 
     - штрафные санкции и пени;
     - денежные средства, возмещаемые  страховщикам в результате регрессных  требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
     - доходы от размещения временно  свободных денежных средств обязательного  социального страхования; 
     - другие поступления, не противоречащие  законодательству Украины. 
     Расчетной базой для начисления Страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Украины.
     Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы  и перечисляются страховщику  одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.
     Основанием  для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
     Государственной гарантией устойчивости обязательного  социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
     Вложение  временно свободных денежных средств  обязательного социального страхования  осуществляется только под обязательства  Правительства Украины.
     В настоящее время экономическая  политика государства направлена на создание условии, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции  и оказания услуг. Вместе с тем  невозможно добиться экономического роста  без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан.
     Одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному  страхованию, является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, о чем свидетельствует часть вторая проекта Налогового кодекса Украины (НКУ), в соответствии с которой вводится единый социальный налог.
     Идея  единого социального налога возникла не на пустом месте. Еще в 1998 году МНС  Украины предположило ввести для  всех фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета  и контроля одному ведомству, сохраняя существующий механизм сбора страховых взносов. Однако эти предложения в то время остались невостребованными, но проблемы остались, которые и будут решены с введением единого социального налога.
     Введенный единый социальный налог - альтернатива существующему порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные социальные фонды.
     До 2001 года для всех этих фондов была установлена  одна и та же база - выплаты, начисленные  в пользу работников, но ставки различаются: Пенсионный фонд Украины (далее - ПФУ) - 28 %, фонды обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) - 3,6 %, Государственный фонд занятости населения Украины (далее - ГФЗН) - 1,5%, Фонд социального страхования Украины (далее - ФСС) - 5,4 % - и в совокупности составляют 38,5%.
     Рассмотрим  этот вопрос с позиции налогоплательщика. В настоящее время плательщик страховых взносов:
     - представляет отдельные формы  отчетов в каждый фонд в  установленные сроки; 
     - производит уплату страховых  взносов в сроки, установленные  каждым фондом.
     При этом фонды:
     - предоставляют отсрочки по просроченным платежам на различных условиях;
     - каждый фонд проводит отдельные  проверки предприятий, работая  с одними и теми же документами  на выплату заработной платы; 
     - каждый фонд имеет свое мнение, как облагать любую выплату  из существующего множества видов различных выплат работникам предприятия, и вводит различные условия их обложения.
     На  данный момент действуют свыше тысячи писем, указаний, разъяснений фондов, и малейшая ошибка бухгалтера может  привести предприятие на грань банкротства из-за финансовых санкций.
     Единый  социальный налог снимает вышеназванные  проблемы. С введением единого  социального налога государственные  внебюджетные социальные фонды (кроме  ГФЗН) не ликвидируются. Устанавливается  единая налогооблагаемая база, снижаются начисления на заработную плату (тариф страховых взносов уменьшается с 38,5 % до ставки единого социального налога 35,6 °/а от налоговой базы с введением регрессивной шкалы налогообложения), сокращается отчетность, вводится единый порядок применения финансовых санкций и сокращается количество проверок плательщиков.  

     3. Обоснованность единого  социального налога. 

     Следует отметить, что единый социальный налог  не предполагает уплату его части  в ГФЗН. Но не стоит опасаться, что  с ликвидацией этого фонда трудящиеся лишатся пособий, выплачиваемых за счет его средств. С введением единого социального налога обеспечение такими пособиями будет осуществляться из федерального бюджета.
     Что касается совершенствования механизма  налогового администрирования в  части платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, то контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами правительства Украины.
     Кроме того, закон установил, что в отношении  налогоплательщиков единого социального  налога налоговые органы:
     - проводят все предусмотренные  проект НКУ мероприятия налогового  контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды;
     - осуществляют зачет (возврат)  излишне уплаченных сумм единого  социального налога (взноса) в порядке,  установленном проект НКУ; 
     - взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ГФЗН, ФОМС), образовавшиеся на 1 января 2001 года, в порядке, установленном проект НКУ.
     Кроме того закон предусмотрел нормы, касающиеся порядка погашения задолженности или возврата излишне уплаченных сумм по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, в соответствии с которыми:
     - налогоплательщик, в случае излишне  уплаченных страховых взносов  в государственные социальные  внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года, имеет право произвести зачет этих сумм в счет уплаты единого социального налога или произвести возврат в порядке, установленном проект НКУ;
     - недоимка (задолженность по уплате  налогов и взносов в ПФР,  ФСС, ГФЗН и ФОМС) и соответствующие пени должны уплачиваться в порядке, действующем до введения в действие части второй проект НКУ, при этом недоимка, пени и штрафы по взносам в ГФЗН уплачиваются в федеральный бюджет;
     - порядок и условия проведения  реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций определяются Правительством Украины;
     - отсрочки (рассрочки) по уплате  взносов, предоставленные ПФР,  ФСС, ГФЗН и ФОМС до введения  в действие части второй проект  НКУ, а также решения о реструктуризации  сумм задолженности по взносам  и начисленным пеням в указанные  государственные социальные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй проект НКУ, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены;
     - с 1 января 2001 года при нарушении  налогоплательщиком условий, на  основании которых была предоставлена  отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, либо условий уплаты налогов органами государственных внебюджетных фондов на основании представления налоговых органов в течение 5 дней будет приниматься решение об отмене предоставления отсрочки (рассрочки). При этом сумма задолженности будет взыскиваться налоговыми органами в порядке, установленном проектом НКУ.
     Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а также  иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Украины об обязательном социальном страховании, то есть за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию.
     Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и взносов на обязательное медицинское страхование неработающего  населения в ФОМС, а именно:
     - взносы на обязательное социальное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний не включаются в  состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии  с федеральными законами об  этом виде социального страхования;
     - взносы на обязательное медицинское  страхование неработающего населения  в ФОМС производятся органами  исполнительной власти за счет  средств, предусматриваемых на  эти цели в соответствующих  бюджетах.
     Следует особо отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в проект НКУ предусмотрена норма, в соответствии с которой за ними (налогоплательщиками) также закреплена обязанность представлять сведения в:
     - ПФР - в соответствии с законодательством  об индивидуальном персонифицированном  учете в системе государственного  пенсионного страхования; 
     - ФСС - о суммах, использованных  на выплаты по государственному  социальному страхованию. 
     Необходимость представления данных сведений в ФСС продиктована тем, что по ФСС в законодательстве заложен «остаточный» принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд.
 

     Лекция 4. Права и обязанности  субъектов обязательного  страхования. 

    1. Права  и обязанности застрахованных  лиц.
    2. Права  и обязанности страховщиков.
     3. Права и обязанности страхователей. 
 

     1. Права и обязанности  застрахованных лиц 

     1. Застрахованные лица имеют право: 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.