На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Продовольственная безопасность в РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность и стратегия продовольственной безопасности……………………5
2 Критерии оценки  продовольственной безопасности………………………....7
3 Механизм достижения  продовольственной безопасности………………….11
4 Правовые и  организационные меры достижения продовольственной безопасности……………………………………………………………..………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Гарантия достаточного продовольственного обеспечения - одна из проблем международной и национальной экономической безопасности, занимающая ведущее место в политике государств. Комплексные мероприятия в области снабжения продовольствием, получившие самостоятельную значимость, являются одним из главных "структурных блоков" национальной безопасности всех стран. При этом вопросы продовольственного положения и развития сельского хозяйства рассматриваются в качестве приоритетных.
     Экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия (прежде  всего зерна) остаются важнейшими сферами мировой экономики, в которых активное вмешательство государства является основополагающим фактором  ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высокую степень политизации данного сектора межгосударственных экономических связей.
     Продовольственная стратегия государств направлена на достижение продовольственной безопасности как важнейшего условия сохранения их суверенитета и независимости, экономической стабильности и социальной устойчивости. Она заключается в оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих факторов, ориентированных на более полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий, аминокислот и микроэлементов. Задача правительства состоит в том, чтобы на основе объективных экономических процессов разработать долгосрочные цели продовольственного обеспечения и принять соответствующие меры социально-экономического регулирования.
     Проблема  продовольственной безопасности решается в развитых и развивающихся экономиках совершенно по-разному. Правительства промышленно развитых стран мира придают общегосударственное значение развитию национального сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. Для стран Запада не существует единых критериев продовольственной безопасности, включая желательный уровень самообеспеченности. Выработка этих критериев зависит от экономического потенциала конкретной страны, природно-климатических условий, уровня  развития науки и техники, традиций в питании. Развивающимся странам предстоит использовать любые возможности для наращивания собственного производства пищевых продуктов и повышения обеспеченности продовольствием. В целях достижения мировой продовольственной безопасности Продовольственная и Сельскохозяйственная организация ООН (далее - ФАО) рекомендует также наращивать объемы продовольственных ресурсов многим государствам, имеющим сравнительно высокий уровень производства.
     Для Республики Беларусь продовольственная безопасность является не  только условием сохранения суверенитета и независимости государства, но и фактором поддержания конъюнктуры национального и региональных продуктовых рынков, обеспечивающих достаточный уровень сбалансированного питания населения и эффективного развития внешнеторговых продовольственных и сырьевых связей, усиление экспортной ориентации агропромышленного комплекса.
     Актуальность  данного направления на этапе вхождения в рынок обусловлена сложностью решения продовольственной проблемы. Негативные явления в экономике привели к резкому спаду производства в аграрном секторе и снижению продовольственного обеспечения населения республики. Значительно ухудшилось качество питания.
     Решение продовольственной проблемы предполагает устойчивое развитие эффективного сельскохозяйственного производства на всех уровнях, что, в свою очередь, требует принятия определенных мер аграрного протекционизма, отвечающего условиям рыночной экономики и обеспечивающего необходимую степень продовольственной безопасности.
     Теоретические и методологические критерии продовольственного обеспечения, направления их реализации в Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь обоснованы исходя из сущности продовольственной безопасности, научных принципов эффективного использования ресурсного потенциала с учетом экономических и социальных последствий решения проблемы посредством самодостаточности собственного сельскохозяйственного производства и эффективности сбыта сырья и продовольствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СУЩНОСТЬ  И СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ
     Национальная продовольственная безопасность, определяя состояние продовольственного обеспечения на местном уровне социальных групп населения, домашних хозяйств, способствует решению продовольственной проблемы на мировом уровне, что предполагает ее предпочтительность. то же время, признавая приоритет национальной продовольственной безопасности, проблему следует рассматривать во взаимосвязи и взаимозависимости и с учетом мировых тенденций и закономерностей решения ее на глобальном уровне.
     Достижение  продовольственной безопасности сводится к двум направлениям решения проблемы: первое - поддержание снабжения продуктами на уровне, достаточном для здорового питания, второе - устранение зависимости от импорта и защита интересов производителей продукции. Важнейшие задачи достижения продовольственной безопасности - потенциальная физическая доступность продуктов питания населению, возможность их приобретения.
     Следовательно, национальная продовольственная безопасность - это такое состояние экономики, при котором независимо от конъюнктуры мировых рынков населению гарантируется стабильное обеспечение продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос), отвечающего условиям расширенного воспроизводства населения, с другой стороны. При таком подходе к продовольственной безопасности учитываются важнейшие ее составляющие:
     -потенциальная физическая доступность продуктов питания каждому жителю;
     -экономическая возможность приобретения продовольствия всеми социальными группами населения, в том числе и малоимущими, путем повышения жизненного уровня или принятия необходимых мер социальной защиты;
     -потребление продуктов высокого качества в количестве, достаточном для рационального питания по энергетической ценности и сбалансированного по важнейшим жизнеобеспечивающим элементам.
     Физическая  доступность продовольствия предполагает бесперебойное его поступление в места потребления в объемах и ассортименте, соответствующих платежеспособному спросу и нормам, установленным для спецпотребителей.
     Экономическая доступность продовольствия определяется уровнем экономического и социального развития общества, от которого зависит размер доходов, пособий и льгот, позволяющий различным слоям населения приобретать в определенном размере и ассортименте продукты питания путем покупки их по сложившимся ценам, а также выделение государством средств для оплаты поставок продовольствия спецпотребителям.
     Экономическая доступность продовольствия определяется также возможностями сельского населения производить его для собственного потребления в личном подсобном хозяйстве, а городского – на садово-огородных участках. По мере стабилизации экономики и повышения жизненного уровня населения доля самообеспечения продовольствием будет снижаться.
     Стратегическая  цель национальной продовольственной  безопасности - гарантированное (устойчивое) обеспечение сырьем и продовольствием, не подверженное влиянию неблагоприятных внутренних и внешних воздействий. Общесистемным условием ее достижения является стабильность источников продовольственных и сырьевых ресурсов, как внутренних, так и внешних, а также наличие соответствующих резервных фондов.
     Продовольственная безопасность предполагает решение следующих задач:
     -создание стабильных экономических условий;
     -проведение эффективной аграрной политики;
     -обеспечение равных возможностей для субъектов хозяйствования;
     -проведение  рациональной политики в области занятости населения;
     -проведение социальной политики, направленной на искоренение бедности и неравенства в части доступности продовольствия;
     -обеспечение  адекватности продовольственных  поставок удовлетворению потребностей населения;
     -достижение устойчивого интенсивного и разнообразного производства продовольствия, повышения производительности, эффективности и безопасности;
     -разработка  и внедрение комплексных стратегий развития отраслей агропромышленного комплекса в целях увеличения местных возможностей производства продовольствия;
     -содействие использованию передовых технологий и программ в области производства, переработки и хранения сырья и продовольствия;
     -проведение  активной внешнеэкономической деятельности, в том числе оптимизация экспортно-импортной деятельности;
     -использование преимуществ международного разделения труда;
     -совершенствование  механизма реагирования в чрезвычайных ситуациях на продовольственном рынке;
     В целом продовольственная безопасность государства обеспечивается совокупностью экономических и социальных условий, связанных как с развитием сельского хозяйства и всего продовольственного комплекса, так и общим устойчивым социально-экономическим развитием страны. 

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ
     Согласно методике ФАО состояние продовольственной безопасности оценивается двумя показателями: запасами зерна, оставшегося на хранение до урожая будущего года, и его производством на душу населения. Динамика запасов указывает на соотношение производства и потребления. Падение мирового уровня запасов до критического (предельного) означает, что мировая безопасность не стабильна и она на грани повышения цен на зерно.
     Оценка  продовольственного обеспечения по наличию запасов зерна и среднедушевому производству его приемлема для мониторинга угроз голода. В принципе она достаточна для оценки безопасности на высоких уровнях, то есть глобальном, субрегиональном и межгосударственном. Что касается последующих уровней - государственного и внутригосударственных (местного, социальных групп населения и домашних хозяйств), отслеживающих не только угрозы голода, но и качество продовольственного обеспечения, то эти показатели недостаточны.
     Для оценки состояния и пределов продовольственной безопасности на  государственном и внутригосударственных уровнях более приемлемы методические подходы, основу которых составляет принцип достаточного и сбалансированного питания, учитывающего физиологические нормы и индикаторы, включающие различный спектр характеристик и критериев, составляющих модель национальной продовольственной безопасности.
     Критериями  оценки достигнутого уровня национальной продовольственной безопасности страны являются:
     -степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;
     -соответствие  ограничениям по наличию в продуктах вредных для здоровья веществ;
     -уровень физической и экономической доступности продовольствия;
     -степень  зависимости продовольственного  снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;
     -размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в соответствии с нормативными потребностями.
     Критерий 1. Степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона.
     Исходя  из основ рационального питания, специфики задач социально ориентированной рыночной экономики, оценку продовольственного обеспечения следует проводить на основе принципов, важнейшие из которых следующие:
     1)определение перечня продуктов, наиболее достоверно отражающих структуру питания населения, удовлетворяющего следующим условиям:
     -в  рационе питания продукты должны иметь наиболее высокий рейтинг и при этом не быть взаимозаменяемыми;
     -количество продуктов должно быть минимальным, обеспечивая при этом на 80 процентов и более потребность в калориях и основных пищевых веществах;
     -по каждому из выбранных продуктов должны быть достоверные статистические данные по производству и потреблению.
     Для условий Беларуси девять групп продовольственных товаров (молоко, мясо, яйца, хлеб, картофель, масло растительное, плоды, овощи, сахар) и продукты их переработки в рационе питания населения обеспечивают на 90 процентов потребность в калориях и на 85 процентов - в основных пищевых веществах. Самообеспечение рыбой маловероятно как по качественным, так и количественным параметрам даже в условиях динамичного развития внутреннего рыбоводства. Потребность в рыбе предстоит удовлетворять посредством закупок по импорту.
     2)Оценка уровня самообеспечения продовольствием при заданных (имеющихся) условиях, характеризуемого производством (потреблением) в расчете на душу населения по каждому виду продуктов.
     3)Энергетическая оценка рациона и его обеспеченность определенным количеством пищевых веществ.
     Показатели должны однозначно характеризовать продовольственную безопасность; достаточно просто учитывать (наличие статистических данных) и измерять. Такими показателями могут быть индексы энергетической и пищевой ценности потребляемых продуктов питания,
характеризующие их долю относительно физиологических  норм.
     Критерий 2. Соответствие пищевого рациона ограничениям по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ.
     Продукты  питания - аккумуляторы токсических веществ на всех стадиях: получение сырья (выращивание) - переработка - хранение - реализация. Источниками токсичных веществ в продукции могут быть почва, минеральные и органические удобрения, атмосферные аэрозоли и вода.
     Для оценки применяются две группы данных: количество продукции, загрязненной радионуклидами по регионам, и степень загрязненности земель химическими (токсичными) веществами по регионам.
     Критерий  3. Уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения предполагает как наличие продовольственных ресурсов, так и достаточность средств на рациональное питание.
     Физическая  доступность продовольствия характеризуется соотношением его наличия в торговой сети и на продовольственных рынках с требуемым количеством и ассортиментом продуктов питания, а также соотношением объема и структуры их поставок спецпотребителям по нормативам.
     Экономическая доступность продовольствия определяется возможностью при сложившемся уровне цен и доходов приобретения различными группами населения продовольственных товаров в нормативном размере на продовольственном рынке, а также поступлением в сферу потребления, минуя рыночные каналы, из личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
     Обеспечение физической и экономической доступности  возможно при создании экономических условий, гарантирующих доступность продовольствия в соответствии с медицинскими нормами всем социальным группам населения.
     Критерий  4. Степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок.
     Параметрами независимости страны от импортных  поставок жизненно важных продуктов питания является их низкий удельный вес в потреблении. Обратное значение имеют показатели доли продукции отечественного производства в обеспечении животноводства кормами, а растениеводческих отраслей - техникой, минеральными удобрениями, гербицидами и другими ресурсами.
     Генеральная Ассамблея ООН одобрила Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире, согласно которым рекомендуемый "потолок" безопасности составляет 16 процентов импортируемой продукции в общем потреблении. Критическим пределом продовольственной безопасности в отношении импорта продовольствия следует признать уровень 40-50 процентов, поскольку прекращение поставок по импорту приведет к резкому удорожанию продуктов и снижению их потребления. Первая Всемирная продовольственная конференция (1974 год) приняла комплексную программу среднесрочных и долгосрочных мероприятий по нормализации продовольственного положения на международном и национальном уровнях.
     Учитывая  особенности сельскохозяйственного  производства, позволяющие производить продукцию по ряду видов в объемах, превышающих потребность внутреннего рынка, в целях расширения ассортимента продовольственной группы товаров для республики приемлем объем импорта в пределах 25 процентов в общем потреблении при условии экспорта сырья и продовольствия в таких же объемах.
     В достижении высокого уровня самообеспечения продовольствием и продовольственной безопасности важное значение имеет защита отечественного производителя сельскохозяйственной продукции.
     Для оценки безопасности собственного производства правомерно использовать коэффициент конкурентности, который рассчитывается как отношение рыночной стоимости соответствующих видов импортируемого продовольствия к величине затрат на производство аналогичных видов продовольствия и сельскохозяйственной продукции местных организаций и хозяйств. Пороговое значение конкурентности должно предусматривать для  отечественного производства определенный уровень рентабельности (возможно, минимальный 15-20 процентов). Это означает, что стоимость импортируемых продуктов не должна превышать затраты на производство аналогичной отечественной продукции более чем на 15-20 процентов, то есть пороговое значение коэффициента конкурентности должно составлять не более 0,75.
     Коэффициент номинальной защищенности (отношение внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию с учетом дотаций к мировым ценам) позволяет прогнозировать уровень цен на импортируемые продукты питания.
     При обосновании структуры импорта, руководствуясь комплексной оценкой социально-экономических последствий, важно сместить акценты с закупок готовых продуктов на ввоз сырья для их производства внутри страны.
     Критерий 5. Размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов должны соответствовать нормативной потребности в них.
     Достаточность оперативных республиканских и  региональных (областных) продовольственных ресурсов определяется степенью обеспечения потребления населением жизненно важных продуктов питания в размере потребительской корзины и стабильностью цен их  реализации в случаях неурожая или других причин снижения предложения продовольственных товаров и сырья для их производства.
     Достаточность стратегических резервов государства определяется возможностью снабжения населения в размере потребительской корзины в случае экстремальных условий продовольственного обеспечения.
     Гарантией продовольственной безопасности страны являются: физическая и экономическая доступность продовольствия для различных категорий населения, а также степень удовлетворения физиологических потребностей в энергетическом содержании пищевого рациона и компонентах, определяющих структуру и качество питания. Продовольствие должно отвечать требованиям безопасности по наличию в продуктах радиоактивных или других вредных для здоровья веществ.
     Продовольственное снабжение страны определяют ресурсное обеспечение агропромышленного комплекса, импортные поставки, уровень и темпы развития отраслей АПК, размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов и стабильность всего продовольственного комплекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕХАНИЗМ  ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ
     Продовольственная безопасность страны обеспечивается совокупностью экономических и социальных условий, связанных как с развитием сельского хозяйства и всего продовольственного комплекса, так и с общим состоянием экономики страны. Исходя из этого положения, обеспечение продовольственной безопасности предполагает решение ряда задач:
     -создание стабильных экономических условий;
     -проведение эффективной аграрной политики;
     -обеспечение равных возможностей для субъектов хозяйствования;
     -проведение рациональной политики в области занятости населения;
     -проведение социальной политики, направленной на искоренение бедности и неравенства в части доступности продовольствия;
     -обеспечение адекватности продовольственных поставок удовлетворению потребностей населения;
     -достижение устойчивого и интенсивного развития производства продовольственных товаров, повышение производительности, эффективности и безопасности питания;
     -разработка и внедрение комплексных стратегий развития отраслей агропромышленного комплекса в целях увеличения местных возможностей производства продовольствия;
     -содействие использованию передовых технологий и программ в области производства, переработки и хранения сырья и продовольствия;
     -проведение активной внешнеэкономической деятельности;
     -использование преимуществ международного разделения труда;
     -оптимизация экспортно-импортной деятельности;
     -совершенствование механизма реагирования в чрезвычайных ситуациях на продовольственном рынке.
     Современный далеко не достаточный уровень производства сельскохозяйственной продукции обеспечивается в основном за счет накоплений и достижений прошлых лет и не создает основу для развития в будущем. Поэтому развитие сельского хозяйства республики и агропромышленного комплекса в целом в условиях рыночной экономики будет определять механизм, основанный на сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политике, представляющий систему государственной поддержки сельскохозяйственного производства как тактического, так и стратегического направления или гарантирующий условия эффективного ведения отрасли на основе самофинансирования.
     Наряду  с достижением высокого уровня экономической эффективности функционирования агропромышленного комплекса и повышением благосостояния его работников стратегия развития агропромышленного комплекса должна учитывать необходимость удовлетворения потребности населения в продовольствии и другой конечной продукции и обеспечения продовольственной безопасности страны. Сопряженная цель - охрана окружающей среды от негативного воздействия агропромышленного производства.
     Для достижения стабилизации спроса и предложения  продовольствия и сельскохозяйственного сырья на внутреннем рынке, проведения активной  деятельности на мировом рынке необходима система мер, определяющих государственную аграрную политику и экономическую поддержку развития агропромышленного комплекса, отраслей, продуктовых подкомплексов и производства конкретных видов продукции.
     Главная задача этой политики - создание эффективного агропромышленного производства в целях обеспечения населения продовольствием, промышленности - сырьем в объемах, необходимых для экономического роста, социального развития страны и экспортной ориентации агропромышленного комплекса при сокращении импорта до рационального  уровня. Применительно к главной задаче основные направления  аграрной политики должны предусматривать решение задач, суть которых заключается в следующем:
     -создание нормативных документов и реализация конкретных программ развития агропромышленного производства с выделением краткосрочных и среднесрочных государственных и межгосударственных мероприятий;
     -введение эффективного механизма формирования продовольственных и сырьевых ресурсов, основанного на экономическом стимулировании продуцентов и развитии рыночной инфраструктуры;
     -пересмотр внешнеэкономической политики в интересах обеспечения защиты отечественных товаропроизводителей;
     -разработка механизма регулирования ценовых отношений на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, более совершенных налоговых, кредитных, страховых и других регуляторов;
     -создание современной системы планирования и прогнозирования агропромышленного производства;
     -совершенствование земельных отношений и государственного контроля использования земли;
     -восстановление разрушенных мощностей крупнотоварного производства;
     -обеспечение правового и экономического равенства условий для всех форм хозяйствования;
     -стимулирование развития кооперации и интеграции всех типов организаций различных форм собственности в производстве, переработке, сбыте  сырья и продовольствия, агросервисном обслуживании, в торговле и кредитовании;
     -широкое применение интенсивных энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
     -совершенствование системы управления, организационно-правовое совершенствование системы управления, организационно-правовое оформление и выделение агропромышленного комплекса как единого объекта;
     -социальное преобразование села, создание экономических условий для повышения жизненного уровня сельского населения;
     -усиление роли регионов в решении продовольственной проблемы на основе разработки и реализации программ восстановления и развития агропромышленного производства и систем ведения агропромышленного комплекса;
     -восстановление и развитие научного потенциала, применение механизма экономического стимулирования ученых и специалистов;
     -государственная финансовая поддержка научно-технических программ.
     Все указанные меры достижения продовольственной безопасности при всем их разнообразии и значимости имеют два направления воздействия на рынок. С одной стороны, они должны способствовать наращиванию объемов продовольственных ресурсов собственного производства и повышению их конкурентоспособности, а с другой - содействовать расширению емкости продуктовых рынков и их сбалансированности по спросу и предложению.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.