На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Финансам и кредиту"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
Преподаватель:Шульгина Алла Валерьевна
 
Литература
1)Колпакова. Финансы денежное обращение кредит.
2)Финансы денежное обращение кредит Соколова
3)Финансы и кредит Ковалева
4)Финансы Ковалева
5)Деньги, кредит, банки Ловушин
6)Ковалев Финансы
7)Финансы Романовский
8)Финансы и кредит Деева
9)Малахова Финансы и кредит
 
 
Тема. Сущность и функции финансов. Финансовая система.
Вопросы:
1)Социально экономическая сущность финансов
2)Функции финансов, принципы финансов.
3)Финансовая система в РФ
 
 
Вопрос 1.Социально экономическая сущность финансов.
Финансы по своей сущности являются одной из объективных экономических категорий применяемых в современных государствах. Финансы являются исторической категорией которая появилась с возникновением государства и разделением общества на классы. Термин финансы первоначально произошел от латинского слова “финис” что в денежных отношениях складывающихся между населением и государством означало окончательный расчет завершения платежа. В 13-15 веках в торговых городах Италии появилось понятие финансия(денежный платеж), в 16-17 веках термин получил международное распространение и стал применяться в более широком смысле как совокупность государственных доходов и расходов. В настоящее время финансы имеют еще более широкое значение. Значительное развитие финансовых отношений произошло в 20 веке особенно во 2й половине 20 века после 2 мировой войны, объемы государственных бюджетов стали выражаться в млрд. национальных валют, в ряде стран произошло огосударствление значительной части национального дохода от 30 до 50 % и государства стали значительно влиять на процесс воспроизводства, расширилась сфера
товарно-денежных отношений, кроме бюджетов государства стали создаваться и государственные внебюджетные фонды.
Финансы как экономическая категория имеют ряд существенных признаков:
1)Всегда имеют денежную форму выражения то есть отражают денежные отношения между различными субъектами общественного воспроизводства. Деньги являются материальной основой существования финансов.
2)Только те денежные отношения финансовые которые связаны с существованием государства.
3)Финансовые отношения имеют перераспределительный характер. С помощью финансов государство изымает в свое распоряжение часть стоимости ВВП и национального дохода(налоги, сборы, пошлины,займы).
4)При помощи финансов государство формирует централизованные и децентрализованные денежные фонды которые используются на выполнение своих функций.
 
 
Функции государства:
1)Социальная
2)Экономическая
3)Оборонная
4)Управленческая
 
Централизованные денежные фонды создаются на общегосударственном уровне
 
Децентрализованные денежные фонды создаются в определенных территориальных пределах, используются для удовлетворения нужд в пределах этой территории. К децентрализованным относятся в основном денежные фонды предприятий организаций, учреждений, которые используются для производственных и социальных нужд(уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, фонд накопления, фонд потребления). К децентрализованным фондам относятся бюджеты семей, на основании перечисленных признаков финансов  эту экономическую категорию можно определить следующим образом.
Финансы это обусловленное фактом существование государство, система денежных отношений складывающихся по поводу перераспределения стоимости ВВП и части  национального дохода и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов используемых на нужды общества. 
Основной целью финансов является выработка эффективной системы формирования, использования денежных фондов и доходов.
Материальной основой существования финансов являются целевые фонды денежных средств которые в совокупности образуют финансовые ресурсы страны, основным условием увеличения финансовых ресурсов являются рост ВВП и национального дохода.
 
Вопрос 2.Функции финансов, принципы финансов.
Функции финансов показывают как реализуется общественное назначение этой экономической категории.
Финансам свойственны 2 основные функции:
1)Распределительная 
2)Контрольная
 
Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений прежде всего проявляется при помощи распределительной функции. Посредством этой функции реализуется общественное назначение финансов.
Распределительная функция финансов заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения ВВП и национального дохода среди участников материального производства. Проявляется в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения ВВП между производственной и не производственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, между формами собственности, между социальными группами населения.
Субъектами распределения являются: государство, юридические и физические лица являющиеся участниками воспроизводственного процесса в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения(финансовые ресурсы). Таким образом финансы влияют на производственный процесс. При помощи этой функции обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются ресурсы на содержание и развитие не производственной сферы, осуществляется внутриотраслевое межотраслевое и межтерриториальное распределение ресурсов. Распределительная функция несмотря на свою многогранность не раскрывает полностью свойств финансов.
Контрольная функция основана на распределительной и реализуется благодаря свойству финансов - количественно отображать процесс воспроизводства в целом, его отдельной фазы. Благодаря контрольной функции финансов общество узнает о том как складываются пропорции в распределении ВВП, экономно и эффективно ли используются средства, обеспечивается ли непрерывность процесса производства. Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация которая содержится в финансовых показателях отражаемой в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Финансовый контроль это контроль за законностью и целесообразностью действий в области формирования распределения и использования денежных фондов. Задачами финансового контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государством банками, контрагентами работниками и т.д.
Распределительная и контрольная функция финансов это две стороны одного и того же экономического процесса. В единстве и взаимодействии этих функций проявляется сущность финансов как экономической категории. Функции финансов реализуются через финансовый механизм который является частью хозяйственного механизма. Таким образом финансы являются важным фактором регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на неё.
 
Принципы финансов:
1)Единство – основан на том что в государстве существует единство законодательной и нормативно правовой базы, а также единство денежной, кредитной и налоговой систем, единство форм отчетности, единство формирования затрат и финансовых результатов, единство применения санкций за нарушение финансовой дисциплины. 
2)Сбалансированность – означает что сумма хозяйственных средств всегда равна сумме хозяйственных источников. Принцип сбалансированности бюджетов в не бюджетных фондах означает что объем запланированных расходов должен соответствовать общему объему доходов и источников финансирования дефицита. Сбалансированность финансов проявляется в полном и своевременном выполнении денежных обязательств и погашении задолженностей.
3)Целевая направленность – к традиционным целям не государственных финансов относятся: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства, достаточность ресурсов. К целям государственных финансов относится мобилизация доходов(в форме налогов и пошлин), распределение ресурсов в соответствии с утвержденными расходами по направлениям финансирования.
4)Диверсификация(рассредоточения) – проявляется в инвестировании средств из различных источников в разные объекты и проекты, проявляется в создании многопрофильных предприятий занимающихся различными видами предпринимательской и иной деятельности. Диверсификация обеспечивает общий рост доходов и снижение рисков, повышает конкурентоспособность предприятий но одновременно сопряжена с отвлечением финансовых ресурсов. Наиболее распространенным является рассредоточение вложений в ценные бумаги. 
5)Принцип стратегической ориентированности – означает что для достижения конкретных целей необходима четкая стратегия мобилизации финансовых ресурсов, которая обеспечивает оптимальное финансирование включая не только покрытие текущих затрат но и долгосрочные и краткосрочные инвестиции. Структура инвестиций во многом определяет перспективы развития производства и динамику ВВП.
 
Вопрос 3. Финансовая система в РФ
Общие признаки всех финансовых отношений не исключают определенных различий между ними. В этой связи финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и различной ролью в общественном воспроизводстве. В связи с изменением экономических и политических условий в финансовой системе РФ происходят изменения которые касаются как состава финансовой системы так и содержания её звеньев, их строения и взаимодействия.
В период зарождения финансовых отношений финансовая система ограничивалась только одним звеном – государственным бюджетом. В период классического капитализма финансовая система состояла из двух звеньев – государственного бюджета и местных финансов.  В настоящее время финансовая система РФ состоит из двух сфер и трёх звеньев.
Сферы это централизованные финансы и децентрализованные финансы. Звенья это финансы государства(централиз), местные финансы(централиз), финансы хозяйствующих субъектов(децентрализ).
Таким образом финансовая система это система форм и методов формирования, распределения и использования фондов денежных средств, фондов государства и физических лиц.
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных денежных фондов предназначенных для обеспечения выполнения государством своих функций, основой государственных финансов являются федеральные и региональные бюджеты.
Бюджет это основной финансовый план государства на очередной финансовый год имеющий силу закона, который является основным инструментом распределения, перераспределения ВВП и национального дохода.
Государственные внебюджетные фонды это форма коммуляции и перераспределения денежных средств используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд
Кредитование представляет денежных средств в ссуду на определенный срок под определенный процент
Государственный кредит это форма кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами при которых государство выступает в роли заемщика.
Страхование это формирование денежных фондов за счет взносов участников с последующим их использованием на возмещение материального и иного ущерба. Виды страхования: личное, имущественное, социальное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
Местные финансы включают в основном средства местных бюджетов а также включают средства местных не бюджетных фондов, валютные резервы, фонды кредитных ресурсов, ценные бумаги принадлежащие местным органам власти и другие финансовые ресурсы.
Финансы хозяйствующих субъектов составляют основу финансовой системы так как от их состояния зависит финансовое положение страны. Они представляют собой совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию денежных средств, фондов, предприятий, организаций, предпринимателей для обеспечения процесса расширенного производства.
Финансы домохозяйств не являются приоритетным звеном финансовой системы, а выполняют подчиненную функцию по отношению к другим звеньям, представляют собой денежные отношения по формированию, использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения материальных и социальных условий жизни населения.
Финансовая система является не просто совокупностью сфер, звеньев, под звеньев, она представляет собой единое целое, все части которого связанны многочисленными видами экономических отношений. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением как наличных денежных средств так и в большей части безналичными денежными расчетами и платежами. Развитие финансовой системы России происходит с использованием зарубежного опыта так в 90х годах стали создаваться внебюджетные фонды которые до этого не создавались. Была отменена гос. монополия на страхование, кредитование, что привело к созданию множества финансово кредитных учреждений. Вместе с тем финансовая система России имеет своеобразие(у России сохранились связи с СНГ которые осуществляются на основе соглашений).
 
Тема. Управление финансами. Финансовая политика.
Вопросы:
1)Управление финансами. Понятие финансового менеджмента
2)Федеральные органы управления финансами
3)Финансовая политика. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики.
 
Вопрос 1. Управление финансами. Понятие финансового менеджмента
Управление финансами осуществляется посредством воздействия субъектов финансовой системы на её объект. Данное воздействие осуществляется через финансовый механизм, то есть через совокупность форм  и методов организации финансовых отношений применяемых государством для реализации финансовой политики. Реализация финансовой политики является целью управления финансами и его конкретным результатом. Финансовая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий направленных на достижение эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования, для обеспечения выполнения государством своих функций. Таким образом управление финансами это совокупность мер государства по обеспечению функционирования финансового механизма с целью реализации финансовой политики. Совокупность всех организационных структур осуществляющих управление финансами называется финансовым аппаратом.
Основными методами управления финансами являются:
1)Планирование
2)Оперативное управление
3)Контроль.
Планирование осуществляется на основании оценки состояния финансов, выявления возможностей увеличения финансовых ресурсов, пути их наиболее эффективного использования(на государственном уровне планирование выражается в ежегодном принятии проектов бюджетов и проектов внебюджетных фондов, на уровне хозяйствующих субъектов планирование выражается в составлении бизнес планов, на основе анализа финансовой информации).
Оперативное управление представляет собой управление финансовыми ресурсами на основе мониторинга и оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации, которая преследует цель получения максимального эффекта при минимальных затратах. Контроль осуществляется в процессе планирования и на стадии оперативного управления, он позволяет сопоставить фактические результаты с плановыми, позволяет выявить резервы увеличения финансовых ресурсов а также пути их наиболее эффективного использования, проверить правильность и законность всех финансовых операций.
Управление финансами подразделяется на:
1)Стратегическое управление
2)Текущее управление.
Стратегическое управление выражается в прогнозировании финансовых ресурсов на перспективу например для реализации целевых программ, на федеральном уровне оно осуществляется высшими органами государственной власти.
Текущее управление финансами возлагается на финансовый аппарат который включает в себя мин.-фин., федеральное казначейство, федеральную налоговую службу, финансовые отделы органов местного самоуправления. Управленческие решения финансового характера оформляются в законах, постановлениях, финансовых прогнозах, планах и программах.
 
Регулирование это воздействие на финансовые ресурсы посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы
 
Организация это система мер направленных на рациональное сочетание труда и средств производства, технологии в процессе производства
В конце 90 годов в финансовой науке нашей страны появилось новое понятие финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками на предприятии в целях наиболее эффективного использования капитала(собственного или заемного) и получения максимальной прибыли. Основной целью финансового менеджмента является максимизация прибыли хозяйствующего субъекта. Кроме того финансовый менеджмент направлен на повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, избежание крупных финансовых потерь и банкротства, повышение качества продукции, рост объемов производства, снижение расходов. Организационная структура финансового менеджмента может быть различной и зависит в основном от размеров хозяйствующего субъекта и видов деятельности. Для крупных предприятий характерно обособление финансовой службы или дирекции во главе с финансовым директором. На небольших предприятиях функции финансового директора выполняет главный бухгалтер.
 
Вопрос 2. Федеральные органы управления финансами.
Управление финансами осуществляется как органами государственной власти так и специальными финансовыми органами.
Общее управление финансами РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления это парламент который включает совет федерации и государственную думу а также аппарат президента и правительства. Это управление осуществляется при разработке и выполнении государственных программ, также при рассмотрении и утверждении проектов федерального бюджета и утверждений отчета о его исполнении. Специальными органами управления финансами является министерство финансов, федеральное казначейство, ФНС, центральный банк, федеральный таможенный комитет и другие. Министерство финансов является важнейшим финансовым органом так как он обеспечивает проведение единой финансовой политики государства и осуществляет общее и текущее управление финансами. Министерство финансов РФ руководит деятельностью министерств финансов республик(в составе РФ) финансовых управлений(краев, областей, АО). Основными задачами министерства финансов является разработка и реализация государственной финансовой политики, обеспечение устойчивости государственных финансов, концентрация финансовых ресурсов на основных направлениях социально экономического развития РФ и регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей, контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Министерство финансов совместно с налоговой службой разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой системы и налоговой политики, а также разрабатывает инструкции по вопросам налогообложения. Совместно с центральным банком и министерством экономического развития министерство финансов разрабатывает меры по совершенствованию денежного обращения, кредитной политики и по улучшению состояния расчетов. Министерство финансов осуществляет выпуск государственных ценных бумаг в обращение, регулирует рынок ценных бумаг, разрабатывает предложения по совершенствованию финансовых отношений с иностранными государствами, ведет учет запасов драгоценных металлов и контролирует их хранение и использование. Министерство финансов осуществляет подготовку и внесение на рассмотрение правительства проектов законов указов, постановлений, распоряжений в области финансов, денежного обращения, кредита. Таким образом министерство финансов выполняет исключительно важные функции в области управления финансами.
Федеральное казначейство было создано в составе министерства финансов в 1993 году, оно осуществляет управление и исполнение федерального бюджета. Основной задачей федерального казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов. Казначейство прогнозирует объемы государственных финансовых ресурсов, оперативно управляет ими, собирает, обрабатывает и анализирует информацию о состоянии бюджетной системы. Совместно с ЦБ органы казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга РФ. Обслуживание долга это выплата процентов. Казначейства управляет доходами и расходами государственного бюджета исходя из принципа единства кассы, то есть все доходы бюджета направляются на единый счет федерального казначейства, с которого производятся все расходы государства.
ФНС также управляет исполнением федерального бюджета в основном по доходам. ФНС осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты. ФНС участвует в разработке налоговой политики и налогового законодательства. Центральный аппарат ФНС разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов связанных с налогообложением. ФНС проводит аналитическую работу на основании которой разрабатываются предложения по совершенствованию налоговой системы.
ЦБ является главным банком государства, осуществляет денежно кредитное и валютное регулирование экономики. ЦБ является юридическим лицом, является экономически самостоятельным субъектом, независим от распорядительных и исполнительных органов власти, не отвечает по обязательствам государства и наоборот. ЦБ издает нормативные акты по вопросам денежно кредитного и валютного регулирования которые обязательны для органов власти РФ, её субъектов, всех юридических и физических лиц. ЦБ во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно кредитную политику направленную на обеспечение устойчивости рубля. Основными инструментами реализации денежно кредитной политики ЦБ являются: процентные ставки по операциям центрального банка, нормативы обязательных резервов депонируемых коммерческими банками и иными финансово кредитными учреждениями в центральном банке, рефинансирование(кредитование) банков, валютное регулирование(купля продажа ЦБ иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег). Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитной организации.
Основная цель денежно кредитной политики ЦБ это регулирование экономики посредством регулирования денежного обращения, кредита, ограничение роста денежной массы, снижение инфляции. Центральный банк выполняет функцию банкира правительства. Он осуществляет расчетно кассовое обслуживание правительства, выступает посредником в платежах федерального казначейства, центральный банк является основным эмиссионным центром РФ(имеет исключительное право на выпуск наличных денег в обращение), центральный банк устанавливает правила осуществления безналичных расчетов на территории РФ, ЦБ регулирует деятельность кредитных организаций, выдает лицензии на ведение банковской деятельности, ЦБ представляет интересы РФ в отношениях с иностранными центральными банками а также в международных банках и валютно финансовых организациях. ЦБ не может осуществлять операции с физическими лицами, выпускать акции, не может выполнять операции с недвижимостью.
 
Вопрос 3. Финансовая политика. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики.
Важную роль в реализации основных функций государства выполняет финансовая политика.
Финансовая политика включает следующие основные звенья:
1)Выработка научно обоснованных концепций развития финансов
2)Постановка главных целей на основании изучения экономических законов, анализа состояния экономики и потребностей общества.
3)Определение основных направлений, использования финансовых ресурсов на перспективу и текущий период при этом исходят из путей достижения стратегических целей финансовой политики, учитываются возможности увеличения финансовых ресурсов и другие факторы.
4)Осуществление практических действий направленных на достижение поставленных целей. Единство этих трёх звеньев определяет содержание финансовой политики.   Бесперспективна финансовая политика которая не содержит направлений. И не реалистична финансовая политика которая не подкрепляется практическими действиями.
Основная цель финансовой политики это увеличение финансовых ресурсов. Финансовая политика решает следующие задачи:
1)Сбалансированности доходов и расходов во всех звеньях финансовой системы
2)Создание финансовых резервов представляющих собой превышение доходов над расходами
3)Сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства
4)Концентрация финансовых ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития
5)Согласованность бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики.
Финансовая политика подразделяется на стратегию и тактику в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач, финансовая стратегия это долговременный курс финансовой политики который рассматривает развитие макроэкономических процессов и предусматривает решение крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа путем перегруппировки финансовых ресурсов, изменения способов организации финансовых отношений(регулирования финансового механизма). Финансовая стратегия и тактика тесно взаимосвязаны, так стратегия намечает основные цели, ставит задачи, а тактика позволяет решать эти задачи и достигать стратегических целей. Финансовый механизм оказывает влияние на функционирование всей финансовой системы, её звеньев(государственных финансов, местных финансов, финансов организаций). В этой связи выделяют государственные финансовые механизмы, местные финансовые механизмы, финансовые механизмы предприятий, страховой механизм, кредитный механизм. Финансовый механизм включает в себя финансовые методы, финансовые рычаги а также правовое, нормативное и информационное обеспечение. К финансовым методам относятся планирование, прогнозирование, инвестирование, страхование, кредитование. К финансовым рычагам относятся амортизационные отчисления, процентные ставки по кредитам, депозитам, займам, облигациям, арендная плата, ставки дивидендов, нормы распределения прибыли, формы кредита, налоговые льготы, котировка валютного курса рубля, финансовые санкции и тд. Правовое обеспечение включает законодательные акты, постановления, приказы, указы и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение включает инструкции, нормы, нормативы, тарифные ставки, методические указания и тд. Информационное обеспечение включает экономическую, коммерческую, финансовую и прочую информацию. Формируя финансовый механизм государство должно стремиться к его соответствию, целям и задачам финансовой политики конкретного этапа.
 
Тема. Финансовый контроль.
Вопросы
1)Сущность и значение финансового контроля
2)Виды финансового контроля
3)Органы финансового контроля
4)Методы финансового контроля
 
Финансовый контроль это отрасль существующего в стране контроля. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Финансовый контроль это контроль за законностью и целесообразностью деятельности в области формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Финансовый контроль осуществляется в законодательно установленном порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления в том числе специально контролирующими органами при участии общественных организаций, профсоюзов, трудовых коллективов.
Значение финансового контроля заключается в том что при его проведении проверяется соблюдение установленного правопорядка финансовой деятельности, государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами, еще проверяется экономическая эффективность, обоснованность осуществляемых финансовых операций.
Основными задачами финансового контроля являются проверка полноты выполнения финансовых обязательств перед государством, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, проверка правильности использования бюджетных средств, банковских кредитов, средств внебюджетных фондов и других ресурсов, проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств, содействие правильному ведению бух. Учета и отчетности, выявление внутренних резервов производства с возможностью увеличения финансовых ресурсов за счет повышения рентабельности, проверка соблюдения финансовой дисциплины и устранение её нарушений. Финансовая дисциплина это четкое исполнение установленных правил и предписаний по формированию, распределению и использованию фондов. В случае выявления нарушений финансовой дисциплины могут применяться финансовые санкции(штрафы, пени, неустойки). Законодательство предусматривает формы взаимодействия органов финансового контроля с правоохранительными органами что особенно важно в связи с высоким уровнем экономических преступлений.
 
 
Виды финансового контроля. Финансовый контроль подразделяется на виды по нескольким признакам:
1)В зависимости от времени проведения различают
-предварительный контроль проводится до формирования денежных фондов на стадии планирования. Такой контроль имеет важное значение для предупреждения нарушения финансовой дисциплины. Проверяются документы которые служат основанием для ведения финансовой деятельности(проекты бюджетов, финансовые планы, сметы, кредитные заявки).
-текущий контроль проводится в процессе осуществления финансовой деятельности(в процессе исполнения бюджетов, выполнения финансовых обязательств перед государством, получение и использование бюджетных средств)
-последующий контроль осуществляется после совершения финансовых операций, определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, принимаются меры по их устранению, могут применяться финансовые санкции.
 
Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
 
2)По степени обязательности
-обязательный контроль проводится в силу требования законодательства, по решению компетентных органов
-инициативный контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов(аудиторский контроль, внутрифирменный)
 
3)В зависимости от контролирующих органов
-контроль со стороны государственной власти
-президентский контроль
-контроль финансово кредитных органов
-ведомственный контроль
-общественный контроль
-внутрихозяйственный контроль
-аудиторский контроль проводят аудиторские фирмы
 
Органы финансового контроля. Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления, федеральное собрание, и его 2 палаты(верхняя и нижняя). Государственная дума осуществляет предварительны контроль в процессе утверждения федерального бюджета а также последующий контроль при утверждении отчетов о его исполнении. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов организована счетная палата, которая контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей бюджета, также своевременность и законность движения бюджетных средств определяет эффективность и целесообразность государственных расходов, использования федеральной собственности, проводит федеральные экспертизы проектов федеральных законов. Счетная палата анализирует выявленные отклонения от показателей федерального бюджета и вносит предложения по их устранению а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом. Она также контролирует состояние внутреннего и внешнего долга, использование кредитных ресурсов а также предоставление средств иностранным государствам, международным организациям на безвозмездной основе. Кабинет министров контролирует проведение единой финансовой, денежной, кредитной политики, исполнение законов РФ, контролирует деятельность министерств, государственных комитетов и органов финансовой сферы. В ведение президента создано контрольное управление имеющее территориальные подразделения, которые анализируют деятельность органов контроля и надзора исполнительной власти, учреждений и организаций. На региональном уровне финансовый контроль осуществляется органами региональной власти. Министерство финансов контролирует своевременное и полное обеспечение государственного бюджета и внебюджетных фондов, рациональное использование бюджетных средств в частности средств на финансирование инвестиционных программ. Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Минфина. Органы федерального казначейства наряду с прочими функциями контролируют исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Органы казначейства могут проводить проверку денежных документов в организациях, учреждениях использующих бюджетные средства, взыскивать в бесспорном порядке средства используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам и применять к нарушителям штрафные санкции.
Налоговая служба контролирует соблюдение налогового законодательства, правомерность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, налоговые органы наделены широкими правами по применению мер принудительного воздействия к нарушителям.
Финансово кредитные органы осуществляют контроль за совершением финансовых операций в основном на гражданско правовой основе. Коммерческим банкам поручено соблюдение порядка ведения кассовых операций а также валютного законодательства.
Центральный банк контролирует деятельность коммерческих банков, иных финансово кредитных учреждений. ЦБ в праве применять к коммерческим банкам нарушающим законодательство меры принудительного воздействия в принудительном порядке вплоть до отзыва лицензии. Ведомственный финансовый контроль это контроль министерств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их состав предприятий, организаций, учреждений, такой контроль осуществляется контрольно ревизионными подразделениями, управлениями, отделами, группами министерств которые подчинены руководителям этих министерств. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на отдельных предприятиях организациях, учреждениях их руководителями и структурными подразделениями. Общественный финансовый контроль проводится на основе добровольности, безвозмездности.
 
Аудиторский финансовый контроль представляет собой независимую вневедомственную экспертизу и анализ финансовой деятельности хозяйствующего субъекта с целью определения её соответствия действующему законодательству. Аудиторская деятельность подлежит обязательному лицензированию, аудиторы проходят аттестацию
Финансовый контроль проводится различными методами причем применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от объекта контроля, от цели контроля, вида контролирующих органов и других факторов. Чаще всего применяются следующие методы контроля:
1)Ревизия – представляет собой наиболее полное изучение финансовой деятельности хозяйствующего субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности. Ревизии проводятся различными контролирующими органами(чаще финансовыми) а также органами государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут проводиться как по плану этих органов так и по указанию других органов(в частности правоохранительных). Ревизии делятся на виды:
а)По объекту исследования
- документальные это проверка документов, особенно первичные денежные документы, отчеты, сметы
- фактическая это проверка не только документов но и фактического наличия денежных средств, материальных ценностей
- сплошные это проверка всей деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период
- выборочные это проверка отдельных сторон хозяйственной финансовой деятельности(командировочные расходы и тд)
б)По организационному признаку
- плановые предусмотрены в плане работы контролирующего органа 
- внеплановые эти ревизии назначаются по решению вышестоящих органов либо правоохранительных органов
- комплексные могут проводиться совместно с несколькими контролирующими органами, результаты ревизии оформляются актом который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и её главным бухгалтером. На основании акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины по возмещению материального ущерба, виновные лица привлекаются к ответственности. Руководитель организации назначивший ревизию должен принимать меры по выполнению решений принятых по её результатам. Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению нарушений не дожидаясь окончания ревизии. Акты ревизий проводимых в порядке ведомственного контроля могут предоставляться министерству финансов РФ, субъектам РФ, местным финансовым органам по их требованию
2)Проверка проводится по отдельным вопросам финансово хозяйственной деятельности организаций, предприятий на основании отчетных финансовых и расходных документов, выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Проверки подразделяются на:
а)Документальные – проводятся на предприятии, при этом изучаются сметы расходов, отчетность, расчеты с бюджетов по налогам и другим обязательным платежам и прочие финансовые документы. Контролирующие органы могут изымать документы свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения, о незаконном использовании бюджетных средств если сохранность документов не гарантируется
б)Камеральные – не связаны с посещением проверяемых организаций и проводятся по месту нахождения контролирующего органа на основании документов предоставляемых предприятиями, организациями и иных сведений имеющихся в их распоряжении.
3)Обследование – охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений но в отличие от проверки по более широкому кругу показателей. Определяет финансовое положение хозяйствующего субъекта, перспективы развития, необходимость организации или переориентации производства, обследование проводится при проведение процедур банкротства. Обследование основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятия, организации по месту их нахождения. При этом проверяются не только документы но может проводиться наблюдение, замеры, обследование помещений.
4)Анализ – может быть системным и факторным. Он проводится по периодической или годовой финансовой отчетности. Выявляется соблюдение норм расходования средств, уровень выполнения плановых показателей, соблюдение финансовой дисциплины. Анализ проводится в процессе внутрихозяйственного контроля, ведомственного контроля, аудиторского контроля.
 
Тема. Финансовый рынок.
Вопросы
1)Сущность финансового рынка и его структура
2)Участники рынка ценных бумаг
3)Виды ценных бумаг
4)Особенности выпуска и обращения ценных бумаг
5)Основы деятельности фондовых бирж в РФ
 
Вопрос 1. Сущность финансового рынка и его структура.
Финансовый рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики, финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных отношений по мобилизации, распределению и перераспределению всех финансовых ресурсов страны, то есть ресурсов предприятий организаций, учреждений, государства, населения. Финансовый рынок состоит из взаимосвязанных сегментов каждый из которых является относительно независимой рыночной структурой.
 
Сегменты рынка.
 
Финансовый рынок
1)Денежный рынок – это рынок платежных средств который включает налично денежный и безналичный платежные обороты.
2)Кредитный рынок – перераспределяет временно свободные в общественном воспроизводстве и создает новые финансовые ресурсы которые с помощью системы кредитов предоставляются на возвратной и платной основе.
3)Фондовый рынок – представляет собой значимый сегмент финансового рынка на котором происходит купля/продажа ценных бумаг на первичном и вторичном рынке. Первичный рынок ценных бумаг включает рынок первичных эмиссий и рынок повторных эмиссий. Вторичный рынок ценных бумаг включает обращение ранее выпущенных ценных бумаг, то есть их перепродажу другим собственникам в течение всего срока жизни ценной бумаги. Ценная бумага это денежный документ удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца ценной бумаги по отношению к лицу выпустившему документ, ценная бумага может существовать не только в форме обособленного документа но и в виде записи на счетах.
4)Рынок драгоценных металлов и золота – включает обращение драгоценных металлов причем особое значение принадлежит рынку золота, этот рынок во всех странах является объектом жесткого государственного контроля и регулирования .
 
Ценные бумаги делятся на 2 группы
1)На отношениях собственности. Представляющие долю участия в капитале это акции и сертификаты
2)Бумаги отражающие отношение займа то есть долговые обязательства это облигации и векселя
3)По степени обращаемости на рынке делятся на:
-рыночные могут свободно покупаться и продаваться на рынке
-не рыночные не могут быть не проданы другим лицам не погашены до истечения установленного срока
Ценные бумаги олицетворяют собой фиктивный капитал в отличие от реального капитала. Фиктивный капитал это право собственности воплощенное в ценных бумагах и дающие их владельцам возможность присвоения части добавленной стоимости в форме дивидендов или процентов.
Реальный капитал это промышленный капитал со всеми его обособившимися формами. Реальный капитал после совершения кругооборота полностью возвращается к своему владельцу. Владелец фиктивного капитала после совершения оборотного капитала может вернуть свои денежные средства только продав ценные бумаги на рынке причем вернувшиеся деньги непосредственно не связаны с кругооборотом реального капитала
 
Вопрос 2. Участники рынка ценных бумаг.
К основным участникам рынка ценных бумаг в РФ относятся эмитенты, инвесторы, инвестиционные институты.
Эмитент это юридическое лицо или государственный орган выпускающий ценные бумаги и несущий от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг.
Инвестор это физическое или юридическое лицо приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет.
Инвестиционные институты могут выполнять на рынке ценных бумаг роль посредника, роль инвестиционного консультанта, роль инвестиционной компании, роль инвестиционного фонда.
Сущность деятельности посредника на рынке ценных бумаг сводится к выполнению посреднических функций при купле продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента но от своего имени. В качестве посредника может выступать физическое лицо или хозяйствующий субъект. Инвестиционный консультант оказывает консультационные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Консультант это физическое лицо имеющее квалификационный аттестат первой категории выдаваемый министерством финансов.
Инвестиционная компания это объединение деятельность которого осуществляется по 2 основным направлениям:
1)Организация выпуска ценных бумаг
2)Выдача гарантий по их размещению в пользу третьих лиц
Вложения средств в ценные бумаги других эмитентов от своего имени и за свой счет в том числе путем котировки. Инвестиционная компания формирует свои ресурсы только за счет средств учредителей, за счет эмиссии ценных бумаг продаваемых юридическими лицами. К инвестиционным компаниям относятся холдинговые компании, финансовые группы, финансовые компании. Холдинговая компания это головная компания которая владеет контрольными пакетами акций других дочерних компаний. Ценные бумаги других эмитентов должны составлять более 50% капитала. Финансовая группа это объединение предприятий связанных в единое целое но не имеющих головной компании. Финансовая компания это корпорация финансирующая определенный круг других корпораций и не осуществляющая рассредоточения вложений. Финансовая компания в отличие от холдинговой не имеет контрольных пакетов акций финансируемых ею корпораций.
Инвестиционные фонды осуществляют выпуск акций с целью мобилизации средств мелких инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги других эмитентов и на банковские счета, при этом все риски связанные с такими вложениями, все доходы и убытки от изменения их рыночной цены в полном объеме относятся на счет инвестиционного фонда и отражаются в изменении текущей цены его акций.
Любой из вышеперечисленных институтов кроме консультанта в праве начать деятельность на рынке ценных бумаг только после получения специальной лицензии. Инвестиционные институты не могут совмещать деятельность на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности.
 
Виды ценных бумаг. Виды ценных бумаг различаются по критерию эмитента. По данному критерию выделяют государственные, корпоративные и международные ценные бумаги.
Государственные строятся на отношениях займа в которых должником является государство и органы местного самоуправления. Необходимость выпуска государственных ценных бумаг связана с потребностями государства в дополнительных денежных средствах для покрытия бюджетного дефицита и погашения ранее выпущенных займов. Государственные ценные бумаги выпускаются и гарантируются правительством РФ, ответственность возлагается на Минфин. Государственные ценные бумаги бывают нескольких видов это облигации федерального займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации государственного сберегательного займа, ценные бумаги субъектов федерации органов местного самоуправления. Выпуск и размещение государственных ценных бумаг как и в целом государственных займом является основным не инфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.
Корпоративные ценные бумаги – в зависимости от цели выпуска могут выражать как отношение собственности так и отношение займа. Данные ценные бумаги выпускаются предприятиями организациями и их объединениями. К корпоративным относятся основные ценные бумаги, акции, облигации, вспомогательные ценные бумаги(векселя, сертификаты), производные от основных ценные бумаги(варранты, опционы, фьючерсы).
Варранты удостоверяют право владельцев приобрести определенное количество акций по указанной цене.
Опционы дают право на приобретение определенного количества ценных бумаг по указанной цене в  течение определенного периода времени или на установленную дату в обмен на уплату опционной премии.
Фьючерсы дают право на приобретение определенного количества ценных бумаг в течение оговоренного времени по указанной цене
Международные ценные бумаги – это ценные бумаги выпущенные в одной стране и продаваемые в другой, ценные бумаги международных выпусков(в подписке на которые приняли участие 2 и более эмитента зарегистрированные в разных странах). Международные выпуски обычно предпринимаются крупными заемщиками это например государствами или ТНК в случае если национальный рынок не может принять крупную партию ценных бумаг. Большое распространение международные ценные бумаги получили в западной Европе как следствие европейской экономической интеграции даже появились новые термины в это время это евро акции и евро облигации.
Виды основных вспомогательных ценных бумаг:
1)Акции – устанавливают имущественное право владельцев на долю в уставном капитале акционерного общества и на часть прибыли в виде дивидендов. Различают обыкновенные и привилегированные акции. Обыкновенные дают право на участие в управлении акционерным обществом(1 акция = 1 голос). Привилегированные акции не дают право на участие в управлении АО но приносят фиксированные дивиденды и имеют преимущество перед обыкновенными акциями при перераспределении прибыли и распределении имущества после ликвидации АО. Есть отзывные привелегированные акции  они могут покупаться у держателей акций с выплатой премии в % к номинальной стоимости акций. Конвертируемые привилегированные акции могут быть обменены на обыкновенные по заранее установленному соотношению в определенный промежуток времени.
2)Облигации это ценные бумаги удостоверяющие отношение займа между кредитором и должником. Облигации относятся к ценным бумагам с фиксированным доходом и они могут выпускаться государством, финансовыми институтами и различными корпорациями. Облигация удостоверяет внесение её  владельцем денежных средств и подтверждает обязательство эмитента возместить инвестору номинальную стоимость облигаций в установленный срок с уплатой фиксированного дохода. В мировой практике применяются различные способы выплаты доходов по облигациям в том числе установление фиксированного процентного платежа является распространенной и наиболее простой формой выплаты доходов по облигациям которая производится по специальным купонам. Применение ступенчатой процентной ставки(устанавливается несколько дат по истечении которых владельцы облигаций могут либо погасить их либо оставить до наступления следующей даты и в каждый период процентная ставка возрастает). Использование плавающей процентной ставки это когда ставка постоянно изменяется в соответствии с динамикой ставки рефинансирования или в соответствии с уровнем доходности государственных ценных бумаг. Индексация номинальной стоимости облигации применяется в качестве антиинфляционной меры, номинал облигации индексируется с учетом роста потребительских цен. Реализация облигаций со скидкой – облигации продаются со скидкой а погашаются по номиналу за счет чего владельцы получают доход. Проведение выйгрышных займов  - доход происходит в форме выйгрышей по итогам регулярно проводимых тиражей.
3)Вексель это ценная бумага удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму владельцу векселя. Векселя бывают простые и переводные. Простой выписывается и подписывается заемщиком и содержит обязательство платежа кредитору. Переводной(тратта) выписывается и подписывается кредитором и представляет собой приказ должнику об уплате в указанный срок обозначенной суммы третьему лицу или предъявителю. При передаче векселя от одного собственника другому в уплату задолженности на его оборотной стороне делается передаточная надпись(индосамент) которая означает право требования суммы долга перешло к другому владельцу векселя. Посредством индоссамента векселя могут циркулировать среди потенциально не ограниченного круга лиц выполняя функции денег в обращении. Векселя бывают срочные и на предъявителя. На срочном указан срок оплаты, если срок платежа не указан вексель рассматривается как подлежащий к оплате при предъявлении. По критерию эмитента различают векселя казначейские(выпускаются государством для покрытия расходов на срок 3-6-12 мес), банковские(выпускаются банком являются краткосрочными 16 недель), коммерческий(используется для кредитования торговых операций, выдается предприятиям под залог товаров при совершении торговой сделки).
4)Сертификаты бывают акционерными(право владельцев на определенную часть собственности АО), подписные(выпускаются вместе с облигациями и привелегированными акциями и дают их держателю право на покупку обыкновенных акций по оговоренной цене), инвестиционные(удостоверяют долю участия в инвестиционном фонде), банковские(депозитные и сберегательные представляют документы о вкладах), страховые(предназначены для страхования от несчастных случаев, могут быть индивидуальными семейными коллективными).
 
Вопрос. Особенности выпуска и обращения ценных бумаг.
Выпуск и обращение ценных бумаг состоит из 3х не равных по времени фаз:
1)2-3 недели эмиссия ценных бумаг, принятие решения о выпуске ценных бумаг, утверждение проспекта эмиссии, регистрация ценных бумаг, издание проспекта эмиссии, публикация сообщения о подписке на ценные бумаги.
2)2-3 недели – первичное размещение ценных бумаг
3)Обращение ценных бумаг на рынке
Выпуск ценных бумаг в обращение осуществляется в случаях: при учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей(первичная эмиссия), при увеличении уставного капитала АО путем выпуска и размещения дополнительных акций(повторная эмиссия), при привлечении заемного капитала юридическими лицами, государственными органами, органами местного самоуправления путем выпуска облигаций и иных долговых обязательств.
Размещение акций может осуществляться в следующих формах:
1)Открытая продажа с объявлением в печати о начале подписки на акции, проведением рекламной кампании, публикации и регистрации проспекта эмиссии среди потенциально не ограниченного числа инвесторов
2)Закрытое размещение производится без объявления в печати о подписке на акции, без проведения рекламной кампании, без публикации проспекта эмиссии среди заранее известного ограниченного числа инвесторов(до 100 чел. включительно). К выпуску и обращению на территории РФ допускаются только ценные бумаги прошедшие государственную регистрацию и получившие государственный регистрационный номер.
Рынок ценных бумаг во всех странах является объектом жесткого государственного контроля и регулирования.
Законодательство предусматривает для регулирующих органов 3 основные функции это:
1)Регистрация тех кто торгует ценными бумагами и консультирует инвесторов
2)Обеспечение максимальной гласности на рынке ценных бумаг
3)Поддержание правопорядка в сфере обращения ценных бумаг
 
Ценная бумага являясь объектом купли продажи на рынке имеет рыночную цену которая может быть равна номиналу либо может быть выше или ниже номинала. Для достижения сопоставимости рыночных цен определяют курс ценных бумаг. Под курсом понимается рыночная стоимость одной ценной бумаги в расчете на 100 денежных единиц номинала.
Курс зависит от средней величины ссудного рыночного процента, от доходности ценной бумаги, от степени надежности эмитента и других факторов
 
5й вопрос самостоятельно
 
 
Тема. Бюджет и бюджетная система РФ
1)Бюджетное устройство в РФ
2)Сущность государственных бюджетных доходов
3)Сущность государственных бюджетных расходов
4)Бюджетный процесс, бюджетное регулирование
5)Бюджетный дефицит и управление им
 
 
Вопрос 1.
Бюджеты  государства являются основой финансовой системы. Бюджетное устройство регулируется бюджетным кодексом, который вступил в действие 1 января 1999 года.
В соответствии с бюджетным кодексом, бюджет представляет собой основной финансовый план создания, распределения и использования централизованного денежного фонда определенного уровня, который утверждается органами государственной или местной власти и используется для обеспечения реализации функций государства и местного самоуправления. Бюджеты утверждаются ежегодно и действуют с 1 января по 31 декабря.
Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система это совокупность всех видов бюджетов государства включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. В нашей стране она трёх уровневая и она включает следующие звенья:
1)Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2)Региональные бюджеты(бюджеты областей, бюджеты краев, автономных округов, бюджеты республик в составе РФ, бюджеты городов Москва и С-Пб)
3)Местные бюджеты(.бюджеты городов, бюджеты районов в городах, бюджеты сельских районов, бюджеты поселков и бюджеты сел)
Бюджетная система играет важную роль в реализации финансовой политики государства. При этом велико значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему.
Консолидированный бюджет это свод бюджетов всех уровней по определенной территории или в целом по РФ. Такой бюджет не утверждается законодательными органами власти и используется для аналитических и статистических целей. Консолидированные бюджеты образуются на всех уровнях.
Другим составным элементом бюджетного устройства являются принципы построения бюджетной системы. Принципы:
1)Принцип единства – обеспечивается единой правовой базой, едиными бюджетными классификациями, единством форм бюджетной документации, а также согласованными принципами бюджетного процесса. Единый порядок расходов.
2)Принцип полноты отражения доходов и расходов означает отражение в обязательном порядке и в полном объеме источников доходов и направлений расходов включенный в соответствующий бюджет
3)Принцип сбалансированности означает что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему бюджетных доходов и поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита. Необходима также минимизация величины дефицита бюджет.
4)Принцип самостоятельности бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов и право определять направление их использования, этот принцип предполагает наличие необходимых бюджетных прав у субъектов власти. Степень самостоятельности бюджетов определенного уровня определяется объемом бюджетных прав
5)Принцип открытости бюджетной деятельности обеспечивается с одной стороны открытым обсуждения бюджетов на предстоящий год, итогом исполнения бюджета предшествующего года. Опубликование в открытой печати итогов исполнения бюджетов и информации о ходе исполнения бюджетов в течение года. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета
6)Принцип достоверности означает надежность показателей прогноза социально экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов.
7)Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, означает закрепление соответствующих доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, субъектов федерации и местного самоуправления.
8)Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения наилучшего результата при формировании исполнении бюджета за счет использования наименьшего объема бюджетных средств
9)Принцип общего покрытия расходов означает что все расходы бюджетов должны покрываться общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов не могут быть закреплены за определенными расходами за исключением доходов бюджетов внебюджетных фондов.
10)Принцип адресности – означает что бюджетные средства представляются в распоряжение конкретных получателей на финансирование строго определенных целей
11)Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований означает что их права в бюджетной сфере должны соответствовать бюджетному кодексу РФ
 
Вопрос 2.
Государственные доходы включают доходы государственных бюджетов, доходы государственных внебюджетных фондов, доходы государственных предприятий. Наибольший удельный вес приходится на бюджетные доходы.
Экономические отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации денежных средств в бюджетные фонды, происходит в основном через систему налогообложения. Бюджетные доходы подразделяются на налоговые и не налоговые.
     Основным методом мобилизации государственных доходов являются налоги сборы и пошлины. Используются также государственные займы и денежные эмиссии.
     К не налоговым доходам относятся доходы от использования и продажи государственной собственности, доходы от приватизации, доходы от реализации государственных ценных бумаг, доходы по системе государственного кредита. Соотношение между методами мобилизации государственных доходов может меняться и зависит от таких факторов как финансовая политика, конъюнктура финансового рынка, экономическая и политическая ситуация в стране.
Основным источником мобилизации государственных доходов являются налоги. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого налога определяется законодательно и закрепляется за соответствующими органами государственного управления. Налоги имеют фискальное, экономическое, социальное значение. Фискальная роль налогов заключается в обеспечении органов государственной власти необходимыми финансовыми ресурсами.
Экономическая роль налогов заключается в механизме их исчисления.
Социальная роль налогов заключается в регулировании доходов различных социальных групп населения, освобождение от налогообложения лиц находящихся за чертой бедности, установление налоговых льгот в соответствии с требованиями демографической политики.
 
Вторым по значению источником бюджетных доходов являются государственные займы(внутренние и внешние). Займы используются для покрытия бюджетного дефицита а также для финансирования различных капитальных затрат.
Роль займов особенно возрастает в периоды кризисного состояния экономики. Между налоговыми и государственными займами существует зависимость так как финансовой базой погашения займов являются налоги. Растущие расходы государства связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним могут вызывать необходимость повышения налогов. Рост займов в периоды экономического кризиса может опережать увеличение налогов что ведет к росту государственного долга.
 
Третьим по значению методом мобилизации государственных доходов являются денежные эмиссии которые делятся на бумажно денежные и кредитные, к этому методу государство прибегает обычно в том случае если растущие государственные расходы не покрываются налоговыми и займовыми поступлениями а ситуация на финансовом рынке неблагоприятна для выпуска и размещения новых займов. Денежная эмиссия не связанная с потребностями хозяйственного оборота приводит к росту инфляции, поэтому страны с рыночной экономикой обычно стремятся заменить денежную эмиссию выпуском новых займов. Займы также могут ускорить инфляцию так как владельцы государственных облигаций реализуя их на финансовом рынке могут провоцировать инфляционный процесс, но он протекает не такими темпами как при денежной эмиссии. Доходы бюджетной системы по условиям их зачисления в бюджеты могут подразделяться на закрепленные, регулирующие и финансовую помощь в виде дотаций и субсидий.
Закрепленные доходы в полном объеме или в строго фиксированных процентах на постоянной или долговременной основе зачисляются в соответствующие бюджеты
 
Регулирующие доходы это доходы по которым производятся отчисления в нижестоящие бюджеты, на основе решений вышестоящих органов государственной власти.
Доходная часть бюджетов также может формироваться за счет финансовой помощи.
 
Вопрос 3
Государственные расходы обусловлены использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства. Тоесть включают расходы бюджетов разных уровней. Расходы государственных внебюджетных фондов и расходы государственных предприятий. Посредством системы государственных расходов государство может выполнять свои функции – экономическую, социальную, управленческую и оборонную. Государственные расходы являются основным элементом государственной финансовой политики. Расходы бюджетной системы составляют основную часть государственных расходов. Направление этих расходов определяется теми задачами которые стоят перед государством в определенный период времени.
Расходы бюджетной системы находятся в тесной взаимосвязи с её доходами так как объем расходов зависит от объема поступающих доходов. Потребность в увеличении бюджетных расходов приводит к необходимости изыскания дополнительных источников бюджетных доходов. В процессе исполнения бюджетов возможны корректировки их доходной и расходной частей. Состав и структура бюджетных расходов в зависимости от уровня бюджетов может иметь определенные различия. Но выделяют основные направления расходов характерные для бюджетной системы в целом. Это расходы на финансирование социально культурных мероприятий, расходы на финансирование общественного производства, расходы на финансирование государственных и муниципальных программ, инвестиций, расходы на оборону, расходы на финансирование фундаментальных научных исследований государственных программ в научно технической сфере. Расходы на финансирование органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов и прокуратуры. Расходы на ВЭД, расходы на выплату государственных пособий и компенсаций гражданам, расходы на выплату дотаций, субсидий и субвенций. Расходы на обслуживание государственного кредита. И другие виды расходов.
Структура расходов. За последние годы структура претерпела большие изменения. На состав бюджетных расходов существенно влияют экономические и политические факторы. С переходом к рыночной экономике появились новые виды расходов бюджетов всех уровней. Это например расходы по повышению МРОТ, расходы по выплате компенсаций гражданам, расходы по индексации пенсий и пособий. Наибольшая часть расходов бюджетной системы приходится на расходы федерального бюджета. Так как эти расходы связаны с решением общегосударственных задач и направлены на финансирование мероприятий имеющих не только федеральное но и региональное значение и даже муниципальное, конкретные направления и величина расходов бюджетов разных уровней определяются соответствующими органами государственной и местной власти и закрепляются в законах о бюджетах на соответствующий год. При утверждении бюджета отдельной строкой могут выделяться различные статьи расходов которые должны финансироваться в полном объеме независимо от величины бюджетного дефицита.
Перечень защищенных статей бюджетных расходов не является постоянным и определяется ежегодно исходя из финансовых возможностей. В перечень защищенных статей может включаться расходы на оплату труда работников бюджетной сферы, стипендии, государственные пособия, другие социальные компенсационные выплаты населению, расходы на питание, расходы по приобретению медикаментов. К защищенным относится финансирование сельхозпроизводителей. Важным условием бюджетно-финансовой политики является стремление к сбалансированности бюджетов, то есть к равенству доходной и расходной частей. Превышение расходов над доходами составляет бюджетный дефицит который может выражаться в процентах от ВВП. Превышение доходов над расходами называется бюджетным профицитом. В целях сбалансированности бюджета может устанавливаться предельный размер бюджетного дефицита в % от ВВП. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера бюджетного дефицита или значительно сокращается поступление бюджетных доходов то может вводиться механизм секвестра расходов.
Секвестр расходов представляет собой пропорциональное сокращение расходов ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных статей в течение оставшегося времени финансового года. В кризисные годы попытка сбалансировать бюджет может привести к депрессии, ликвидации ряда предприятий и поэтому сокращения расходов в этот период стараются избежать.
 
Вопрос 4. Бюджетные процесс. Бюджетное регулирование
 
 
Бюджетный процесс это совокупность действий органов государственной власти местного самоуправления в бюджетной сфере начиная с фазы составления проектов бюджетов, в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов заканчивая действиями по контролю за бюджетом и его исполнением.  В основе бюджетного процесса лежат принципы характерные для бюджетного устройства в РФ(единства, сбалансированности, отражения полноты расходов и доходов, прозрачности, достоверности, адресности).
Стадии бюджетного процесса
1)Составление проекта бюджета
2)Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
3)Исполнение бюджетов и контроль за исполнением
 
Составление проекта бюджетов. Ему предшествуют разработка прогнозов социально экономического развития РФ, субъектов федерации, и муниципальных образований, а также подготовка сводных финансовых балансов на основании которых правительство разрабатывает проекты бюджетов.
Правительство РФ готовит проект бюджетного послания и представляет его президенту РФ. Бюджетное послание президента направляется федеральному собранию не позднее марта месяца предшествующего основному финансовому году. В бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Составление проекта федерального бюджета основывается на бюджетном послании и осуществляется правительством РФ в соответствии с бюджетным кодексом.
 
Первый этап формирования федерального бюджета это разработка плана прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год который содержит основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. На основании этого документа министерство финансов разрабатывает основные характеристики федерального бюджета, то есть проекты доходов и расходов и распределение расходов. Одновременно правительством рассматриваются предложения о повышении или сохранении МРОТ и государственных пенсий и об индексации зарплаты работников бюджетной сферы.      
 
Второй этап это распределение предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год, а также разработка предложений о проведение преобразований в отраслях экономики и в социальной сфере. Данный этап должен завершаться не позднее 15 июня года предшествующего очередному финансовому году. По 15 августа правительство рассматривает все документы характеризующие бюджетную политику в очередном финансовом году, и утверждает проект федерального бюджета для его внесения в государственную думу.
 
 
 
Рассмотрение и утверждение бюджета. Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о государственных внебюджетных фондах. Государственная дума рассматривает проект федерального бюджета в 3х чтениях.
В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в государственную думу при этом обсуждается прогноз социально экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и регионального бюджета, а также проект программа государственных внешних займов. Проект федерального бюджета первом чтении рассматривается по основным характеристикам то есть по доходам, по объему расходов в очередном финансовом году, по объему государственного внутреннего и внешнего долга и по бюджетному дефициту. По результатам рассмотрения проект федерального бюджета может быть принят в первом чтении. В случае отклонения проект может передаваться в согласительную комиссию, может быть возвращен в правительство на доработку, может быть поставлен вопрос о доверии правительству. Согласительная комиссия составляется из представителей государственной думы, представителей правительства, представителей Минфина.
Во втором чтении государственная дума рассматривает проект федерального бюджета в течение 35 дней со дня его утверждения в первом чтении. Рассматриваются бюджетные расходы по разделам, подразделам, целевым статьям и видам бюджетных расходов в пределах общего объема расходов утвержденного в первом чтении. Также рассматривается программа предоставления государственных кредитов, программа государственных заимствований, программа государственных гарантий РФ.
В третьем чтении проект федерального бюджета рассматривается в течение 15 дней со дня его утверждения во 2 чтении. В третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета и проект бюджета голосуется в целом. Принятый государственной думой проект федерального бюджета в течение 5 дней передается на рассмотрение советов федерации где он рассматривается в течение 14 дней, одобренный законопроект о бюджете направляется президенту для его подписания и обнародования. В случае отклонения проекта федерального бюджета советом федерации он передается в согласительную комиссию.
 
 
Президент пользуется правом вета.
 
 
Исполнение бюджета, выполнение его доходной и расходной частей начинается после утверждения бюджета и его подписания президентом. Порядок исполнения бюджета организуется правительством по согласованию с нижестоящими органами исполнительной власти. Порядок исполнения бюджета осуществляется по бюджетной росписи доходов и расходов, тоесть основному оперативному плану распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются сроки поступления налоговых расходов и иных расходов и сроки расходования бюджетных средств в течение финансового года. Бюджетная роспись утверждается министерством финансов РФ которое также проводит непосредственную работу по исполнению федерального бюджета. Организация исполнения федерального бюджета возлагается на федеральное казначейство и его органы на местах. Федеральное казначейство может осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении соответствующих соглашений с органами территориальной власти.
Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса и представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Методы бюджетного регулирования:
1)Распределение регулирующих источников бюджетных доходов
2)Перераспределение закрепленных источников бюджетных доходов
3)Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов к нижестоящим
4)Бюджетные ссуды выдаваемые одним бюджетом из средств других
Основным методом бюджетного регулирования является первый. Остальные методы применяются только в тех случаях если распределение регулирующих доходов не привело к наполнению бюджетов.
Распределение регулирующих доходов между бюджетами осуществляется посредством установления нормативов отчисления от этих доходов устанавливаемых органами государственной власти.
Второй метод перераспределения закрепленных источников доходов представляет собой передачу вышестоящими бюджетами нижестоящим своих закрепленных доходов.
Третий метод финансовая помощь включает дотации субсидии субвенции.
Дотации это денежные суммы безвозмездно выделяемые из вышестоящих бюджетов в случае недостаточности бюджетов нижестоящего уровня. Дотации не имеют целевого назначения и используются для покрытия текущих расходов нижестоящих бюджетов.
Субвенции это средства передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету или юридическому лицу на финансирование строго целевых расходов. В качестве таких целей может быть выравнивание социально экономического состояния регионов.
Субсидии это средства передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим или юридическим или физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.    
Четвертый метод бюджетного регулирования это бюджетные ссуды
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.