На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационный процесс и его формирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     Содержание 

  Стр.
Введение 3
Глава 1. Методические основы и содержание инновационных проектов 6
      Место инноваций в процессах развития социально-экономических систем
6
      Инновационный проект как основной элемент управления инновационной деятельностью
20
      Содержание инновационных проектов
26
Глава 2. Содержание факторов сопротивления  реализации инновационно-инвестиционных проектов по жизненным циклам 32
2.1. Инновационно-инвестиционные  проекты по жизненным циклам 32
2.2. Бизнес-план  инновационно-инвестиционного проекта 35
Глава 3. Инновационно-инвестиционная стратегия  на прмере ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» 41
3.1. Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Авиакомпания  «ТРАНСАЭРО» 41
3.2. Анализ  финансового состояния ОАО «Авиакомпания  «ТРАНСАЭРО» 47
3.3. Разработка  предложений по формированию  инновационной стратегии ОАО  «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» 73
Заключение 102
Список  литературы 104
   
   
 


     Введение 

     В современной экономике инновациям уделяется перспективное внимание, поскольку от инновационной активности предприятия, отрасли, региона, государства, группы государств напрямую зависит уровень их конкурентоспособности, эффективность текущей деятельности хозяйственного субъекта. Инновации являются ведущим фактором экономического роста, поступательного движения. Инновации, базирующиеся на научных достижениях и совершенствовании производственных технологий, обеспечивают прирост валового внутреннего продукта промышленно развитых стран.
     Чтобы оставаться неповторимыми, фирмам необходимо постоянно работать на опережение, используя различные инструменты конкурентоспособности, использовать гибкое обновляемое производство, обновляемую и состоящую из большого количества наименований номенклатуру, поэтому в основе конкурентоспособности и на макроэкономическом уровне, и на уровне отдельной фирмы лежит способность к реализации инноваций.
     Экономическое развитие носит неравномерный характер, который связан в том числе  со сменой поколений техники и  технологии, цикличностью инноваций (в  первую очередь – длинноволновые циклы Н.Д.Кондратьева). Основу экономического развития общества составляют инновационные процессы, их воплощение в виде новых продуктов, товаров, услуг, технологий. Реальный экономический рост в итоге приводит к тому, что в стране снижаются издержки производства и повышается производительность труда.
     Инновационная экономика (экономика, базирующаяся на знаниях) характеризуется преобладанием рынка знаний и информации над рынками материально-вещественных товаров и значительным ростом объема расходов на развитие ее первичного сектора, в котором создаются и используются высшее образование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, разработка программного обеспечения.
     Инвестиции  в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные производственные фонды. Мера готовности организации выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта стратегических инновационных изменений составляет инновационный потенциал организации.
     Осуществление инновационного проектирования направлено на создание новой технологии, нового продукта или услуги, освоение новой технологии или нового метода. Управление инновационно-инвестиционным проектом осуществляется с помощью процессов инициации, планирования, исполнения (т.е. непосредственного текущего управления), контроля, принимаемых в условиях риска, поскольку инновационная экономическая деятельность в большей мере связана с риском, чем обычная текущая деятельность. Все это обусловило актуальность выбранной темы дипломной работы.
     Целью дипломной работы является исследование преодоления сопротивления реализации инновационно-инвестиционных проектов организации.
     В соответствии с целью при написании дипломной работы были поставлены следующие задачи:
    Дать определение понятия инновации и определить место инновации в развитии социально-экономических систем;
    Рассмотреть классификацию инноваций и инновационных продуктов;
    Исследовать понятие инновационных проектов как составляющей инновационной деятельности;
    описать содержание инновационных проектов;
    изучить сущность содержания факторов сопротивления реализации инвестиционных проектов по жизненным циклам, в том числе на примере.
     В процессе дипломной работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, литература ведущих отечественных ученых-экономистов, финансовая отчетность ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО». 

 

     
     Глава 1. Методические основы и содержание инновационных  проектов 

     
      Место инноваций в процессах  развития социально-экономических  систем
 
     Понятие «инновация» исторически произошло от англ. «innovation», что традиционно переводится как «нововведение», «новшество».
     Тем не менее, в современной экономической  литературе понятия новшество и  инновация различаются.
     Так, по мнению Ивасенко А.Г. [15, с.29], новшество – это нечто новое (порядок, обычай, метод, явление), а нововведение и инновация – процесс использования новшества. Таким образом, понятие инновация, является синонимом понятия нововведение.
     Предметом инновации выступают новый или  усовершенствованный продукт, производственный процесс, организация.
     Субъекты  инновационной деятельности – физические или юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность.
     Функции инноваций:
    внедренческая – канал воплощения в жизнь научно-технических результатов разработок;
    потребительская – расширяется круг производимых товаров и услуг, улучшается их качество, что увеличивает потребление;
    производительная – с помощью внедрения инноваций экономятся затраты труда, материалов, энергии.
     Определения понятия инновация в трактовке различных авторов представлены в таблице 1.1. 

 


Таблица 1.1.
Понятие инновации
Авторы  определения Определение инновации
Ивасенко  А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О. Конечный результат  внедрения новшества с целью  изменения объекта управления и  получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта
Б.Твисс Процесс, в котором  изобретение или идея приобретают  экономическое содержание
Ф.Никсон Совокупность  технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования
Б.Санто Общественно-экономический  процесс, который через практическое использование идей и изобретений  приводит к созданию лучшим по своим  свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может принести добавочный доход
Й.Шумпетер Новая научно-организационная  комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом
С.Д.Ильенкова Конечный результат  научно-производственного цикла
Р.Фатхутдинов Конечный результат  внедрения новшества с целью  изменения объекта управления и  получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта
Продолжение таблицы 1.1.
В.П.Баранчеев новшество, которое  появилось в результате осознания  потребности в нем, выбора инновационной  стратегии развития, поиска и приобретения, адаптации к нему, рутинизации, т.е. включения в технологию и свою культуру, использования, повышения компетентности и получения выгод
И.Л.Туккель Введение в  употребление какого-либо нового или  значительно улучшаемого продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, в организации рабочих мест и внешних связях
Международные стандарты в статистике науки, техники  и инноваций Конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам
законопроект  «О государственной поддержке инновационной  деятельности в Российской Федерации» результаты научной и (или) научной деятельности, используемые при производстве инновационной продукции: программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также единые технологии
 
     По  мнению В.П.Баранчеева [5, с.17-19], инновация – это такое новшество, которое появилось в результате осознания потребности в нем, выбора инновационной стратегии развития, поиска и приобретения, адаптации к нему, рутинизации, т.е. включения в технологию и свою культуру, использования, повышения компетентности и получения выгод и рассматривается как:
    некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления (адаптации) к новшеству, его трансформации и выгодного использования;
    часть процесса, ограниченная рамками фирмы (организации), рамками потребителя, который осуществляет операции трансформации и выгодного использования новшества;
    ряд результатов процесса получения и использования новации, когда со стороны потребителя появляется потребность в новшестве, осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества, происходит адаптация к новшеству, рутинизация новшества.
     Таким образом, все определения понятия  инновации подразделяются на две основные группы:
    Классическая теория Й.Шумпетера, в соответствии с которой инновация – процесс с целью внедрения нового устройства или технологии;
    Теория конкуренции М.Портера, по которой инновации – изменения, используемые в технике, технологии, выпускаемой продукции, методах управления.
 
     На  основании материалов, собранных  В.П.Баранчеевым [5, с.25-29] в таблицу 1.2. сведена классификация инновационных продуктов. 

    Таблица 1.2.
    Классификация инновационных продуктов по Баранчееву В.П.
Автор классификации Типы  инновационных продуктов
Баранчеев Владислав Петрович Технологические
Производственные
Маркетинговые и логистические
Организационно-производственные
коммерческие
Йозеф Шумпетер Основанные  на применении новых материалов и компонентов
Основанные  на применении новых процессов
Основанные  на открытии новых рынков
Основанные  на применении новых организационных  форм
Основанные  на открытии новых источников сырья
Жан-Жак  Ламбен Вталкиваемые  лабораторией – основанные на фундаментальных исследованиях
Втягиваемые спросом – вызванные наблюдаемыми потребностями
Фирма «Артур Д.Литтл» Ключевые технологии – хайтек-продукты
Базовые технологии – современные технологии, обеспечивающие приемлемое качество продукции
Возникающие технологии – технологии на стадии экспериментов
Закрывающие технологии – технологии из-за радикальной  новизны ликвидирующие предыдущие отрасли
Шоффрэ  и Доре Оригинальные  товары
Обновленные товары
Товары  с новым позиционированием
Д.Мур Прерывающие обычный порядок технологии
Не  прерывающие технологии (модернизация продуктов)
Кристенсен Подрывные технологии
Поддерживающие  технологии
 
      Ивасенко  А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О. [15, с.47-52] дают другие классификации видов инноваций (см. таблицу 1.3)
 


      Таблица 1.3.
      Классификация инноваций
Автор классифи-кации Признак классификации Вид инноваций
1 2 3
А.И.Приго-жин распространенность Единичные
диффузные
Место в производственном цикле сырьевые
Обеспечивающие (связывающие)
продуктовые
преемственность замещающие
отменяющие
возвратные
открывающие
ретровведения
охват локальные
системные
стратегические
Инновационный потенциал и степень новизны радикальные
комбинаторные
совершенствующие
Р.А.Фатхут-динов Уровень новизны инновации Радикальные
ординарные
Стадия  жизненного цикла товара, на которой  внедряется инновация На стадии стратегического  маркетинга
На  стадии НИОКР
На  стадии организационно-технологической  подготовки производства
На  стадии производства
На  стадии сервиса
Масштаб новизны инновации В мировом масштабе
Новые в стране
Новые в отрасли
Новые для фирмы
 
 


      Продолжение таблицы 1.3.
1 2 3
Р.А.Фатхутдинов       Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация В сфере науки
В сфере образования
В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение)
В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство)
Сфера применения инновации Для внутрифирменного применения
Для накопления на фирме
Для продажи
Частота применения инновации разовые
Повторяющиеся (диффузные)
Форма новшества Открытия, изобретения, патенты
Рационализаторские  предложения
Ноу-хау
Товарные  знаки, торговые марки, эмблемы
Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы
Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации С научно-техническим  эффектом
С социальным эффектом
С экологическим  эффектом
С экономическим (коммерческим) эффектом
С интегральным эффектом
Подсистема  системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация В подсистеме научного сопровождения
В целевой  подсистеме
В обеспечивающей подсистеме
В управляющей  подсистеме
В управляемой  подсистеме
 
     Впервые законодательно определение понятия  «инновационная деятельность» и  «инновационный проект» были закреплены в Законе Московской области «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области» 15/2011-ОЗ, утвержденном постановлением Московской городской Думой от 03.02.2011 №5/144-П [1], принятом в целях утверждения государственной поддержки субъектов инновационной деятельности в рамках реализации государственной инновационной политики на территории Московской области.
     В соответствии с этим законом даны следующие понятия:
    инновационная деятельность – деятельность, связанная с доведением результатов интеллектуальной деятельности до стадии готового продукта, предназначенного для реализации и способного приносить прибыль, их внедрением в производство товаров, применением при выполнении работ, оказании услуг, обладающих новыми потребительскими качествами;
    инновационная продукция – продукция (товары, услуги), обладающая новыми потребительскими качествами, или результат интеллектуальной деятельности, оформленный в виде конечного продукта, готового к применению»;
    объекты инновационной деятельности – новые технологии, программы для вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, а также услуги, обладающие новыми качествами, свойствами и иными отличительными от существующих аналогов признаками.
     Этот  закон является первым по данной тематике. Предполагается, что он будет взят в качестве модели для других регионов Российской Федерации. 

     В проекте Федерального закона «О государственной  поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» [2], в соответствии с которым будет предоставляться государственная поддержка юридическим и физическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность на территории Российской Федерации, даны следующие определения:
    инновации - результаты научной и (или) научной деятельности, используемые при производстве инновационной продукции: программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также единые технологии (статья 7 Законопроекта);
    инновационная деятельность - действия (деятельность) физического или юридического лица, направленных на создание и (или) практическое применение результатов научной и (или) научно-технической деятельности (инноваций) при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции) по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации (статья 7 Законопроекта);
     Кроме того, в законопроекте рассмотрены  направления инновационной деятельности, по которым предполагается осуществлять государственную поддержку в целях модернизации российской экономики на базе отечественного инновационного потенциала и передовых зарубежных научных и научно-технических достижений, повышения эффективности материального производства и конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения, укрепления национальной безопасности (статья 5 Законопроекта):
    разработка и реализация единой государственной инновационной политики;
    формирование системы исполнительных органов власти, ответственных за инновационное развитие экономики Российской Федерации, координация и контроль их деятельности в интересах реализации единой государственной инновационной политики;
    разработка и применение государством правовых, организационных, экономических и иных мер, направленных на активизацию инновационной деятельности, стимулирование процессов создания результатов научной и научно-технической деятельности, их введения в хозяйственный оборот, использования инновационной продукции, на привлечение инвестиций в сферу инновационной деятельности.
     В первую очередь предполагается применять  меры налогового стимулирования инновационной  деятельности (инновационный налоговый кредит, освобождение от уплаты налогов при ввозе товаров и продукции на территорию Российской Федерации) в соответствии с системой мер, предусмотренных налоговым и таможенным законодательством (Налоговым Кодексом Российской Федерации, Таможенным Кодексом Российской Федерации, и другими принятыми в соответствии с ними нормативными актами). Кроме того, предполагается осуществлять государственную финансовую поддержку субъектам инновационной деятельности в форме бюджетных субсидий, в том числе в целях предоставления грантов, государственных гарантий по кредитным обязательствам субъектов инновационной деятельности;
    инновационная продукция - товары, в которых использованы результаты научной и (или) научно-технической деятельности, или товары, работы и услуги, которые произведены или оказаны способом, представляющим собой результат научной и (или) научно-технической деятельности, при условии, что с момента первоначального выпуска таких товаров, производства работ и (или) оказания услуг не истекло трех лет (статья 8 Законопроекта)
 
    Рис.1.1. Типы инновационной продукции в  соответствии с проектом Федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» 

     Разновидности (типы) инновационной продукции представлены в Законопроекте следующим образом (см. рис. 1.1):
      новый тип инновационной продукции - если в инновационной продукции или при ее производстве используются впервые внедренные результаты научной и (или) научно-технической деятельности - если соответствующий результат ранее не использовался при производстве аналогичного товара, работы или услуги на территории Российской Федерации;
      принципиально новый тип инновационной продукции - если при использовании результата научной и (или) научно-технической деятельности на территории Российской Федерации создается инновационная продукция, не имеющая аналогов или приобретающая новые качества и свойства, существенно отличающие ее от аналогичных инновационных товаров, работ или услуг;
      усовершенствованный тип инновационной продукции - если в инновационной продукции используется результат научной и (или) научно-технической деятельности, подвергшийся усовершенствованию;
      субъекты инновационной инфраструктуры - технологические парки, технологические инкубаторы, информационные и инновационные центры, центры трансферта технологий, центры коллективного пользования научно-исследовательским оборудованием, инновационные и венчурные фонды, направляющие средства на финансирование инновационной деятельности, организации, оказывающие субъектам инновационной деятельности услуги в сфере консалтинга, маркетинга, образования, информационного и кадрового обеспечения, сертификации, инжиниринга, финансового лизинга, иные организации, содействующие созданию результатов научной и научно-технической деятельности и их внедрению в производство инновационной продукции (статья 10 Законопроекта);
      инновационный фонд организации – фонд целевого назначения коммерческой организации – субъекта государственной поддержки инновационной деятельности. Фонд устанавливается в учредительных документах; формируется из отчислений в размере не менее 2% от суммы годового дохода; по истечении трех лет с начала осуществления инновационной деятельности должен составлять сумму, определенную в учредительных документах, но не ниже 6% от размера уставного (складочного) капитала. Средства инновационного фонда могут расходоваться только на цели, обусловленные осуществлением инновационной деятельности: на выплату вознаграждения авторам служебных результатов научной и (или) научно-технической деятельности, для приобретения прав на результаты научной и (или) научно-технической деятельности по договорам, на покрытие расходов по государственной регистрации этих результатов и прав на них в России и за рубежом, их внедрение в производство инновационной продукции и др. (статья 13 Законопроекта);
 
 
      Инновационный проект как основной элемент управления инновационной деятельностью
 
     Проект  представляет собой целенаправленное использование ресурсов организации  для получения результата, заключающегося в творческом решении комплекса задач сложной проблемы стратегического развития в ограниченные сроки, приемлемого количества и качества, в рамках выделенного бюджета денежных средств и ресурсов, на основе накопления, создания и передачи знаний.
     В.П.Баранчеев [5, с.390], определяет инновационный проект как проект, решение задач которого направлено либо на создание новшества (новой технологии и метода, нового продукта или услуги), либо на освоение новой технологии или нового метода (нового способа или новой возможности действий), новой системы или структуры. По мнению автора, инновационный проект необходим при создании или освоении инновационного продукта в качестве источника стратегического развития организации для повышения потенциала организации, получения ею конкурентных преимуществ.
     И.Л.Туккель [25, с.11] рассматривает инновационный проект как систему мероприятий, отраженную в документации, предусматривающей технико-экономическое, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, содержащую сведения о целях, задачах, исходных условиях, объемах финансирования, исполнителях, методах управления, сроках исполнения и окупаемости проекта, планах и мероприятиях по его реализации.
     Из  всего объема инновационных проектов данный автор особо выделяет понятие  приоритетного инновационного проекта, т.е. инновационного проекта, относящегося к одному из приоритетных направлений инновационной деятельности.
     Похожим образом дает определение А.Г.Ивасенко [15, с.222]. По его мнению, инновационными проектами являются разработки обновленных или новых изделий и комплексов, технологий, организаций.
     Выделяют  следующие основные компоненты инновационного проекта:
    Проект содержит комплекс новых (не существовавших ранее) сложных задач;
    проект появляется, если есть потребность в стратегическом развитии;
    разработка и принятие решений по проекту дискретна (разделяется на части) и уникальна (заключает в себя новину);
    проект имеет временные ограничения: есть начало (инициация проекта) и конец (завершение проекта);
    ресурсы по проекту выделены (не распылены), но ограничены;
    исполнение и ответственность за проект возлагается на временную команду специалистов-исполнителей во главе с руководителем (project manager), в которую направляются «лучшие силы» организации;
    решение задач по проекту носит творческий характер.
 
     В проекте Федерального закона «О государственной  поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» [2] появилось новое понятие: инновационный проект, поддерживаемый государством – комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, имеющих целью производство и реализацию инновационной продукции определенного наименования (заявленной инновационной продукции) в рамках полного цикла – от момента создания результатов научной и (или) научно-технической деятельности, подготовки этих результатов к введению в хозяйственный оборот или приобретения прав на их использование до производства инновационной продукции в промышленных масштабах (статья 14 Законопроекта).
     Критериями  при отборе инновационных проектов для целей оказания государственной  финансовой поддержки являются условия:
    1) нацеленность инновационного проекта  на приоритетную отрасль экономики;
    2) невозможность реализовать инновационный  проект в приемлемые сроки  за счет использования действующего  рыночного механизма;
    3) интерес общества и государства  в заявленной инновационной продукции  с учетом её вида и типа;
    4) осуществимость проекта, исходя из стартового уровня: возможности приобретения прав на использование результатов научно и (или) научно-технической деятельности для производства заявленной инновационной продукции, наличия кадров, материально-технической базы, собственных финансовых средств для финансирования проекта на начальном этапе и иных необходимых ресурсов у субъекта инновационной деятельности, представившего инновационный проект.
     Показатели, свидетельствующие о соответствии проекта критериям, дополнительные критерии при отборе инновационных проектов для оказания государственной финансовой поддержки будут устанавливаться другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
     
     Рис. 1.2. Классификация проектов по видам 

     Основные  характеристики инвестиционных проектов:
    определенность целей, расходов, продолжительности;
    требуемые ресурсы и фактическая стоимость проекта зависят от хода выполнения работ;
    требуемые мощности должны предоставляться в соответствии с графиком готовности этапов и завершения проекта.
     Научно-исследовательские  и инновационные проекты по разработке нового продукта (работы, услуги), по проведению научных исследований, характеризуются  особенностями:
    главная цель четко определена, отдельные цели могут уточняться по мере достижения результатов;
    продолжительность проекта определена заранее, но она может корректироваться в зависимости от промежуточных результатов;
    планирование расходов на проект зависит от выделенных ассигнований;
    существует ограниченность в возможностях использования ресурсов (трудовых, материальных, оборудования).
     Организационные проекты - проекты по реформированию предприятия, созданию новой организации.
     Целью экономических проектов является улучшение  экономических показателей деятельности предприятия.
     Социальные  проекты связаны с реформированием  системы социального обеспечения, социальной защиты населения. 

     Помимо  классификации инновационных проектов по стадиям жизненного цикла инновации, которая будет рассмотрена во второй главе дипломной работы, остальные группы рассмотрены в таблице 1.4. 

     Таблица 1.4.
     Классификация инновационных проектов
Классификационный признак Вид проекта
Масштаб решаемых с помощью проекта задач Глобальный (транснациональный, международный)
Национальный  и крупномасштабный
региональный
муниципальный
Локальный (на уровне предприятия)
Количество  привлеченных других проектов Мегапроект - целевые программы развития отраслей, регионов
Мультипроект – комплекс монопроектов
Монопроект – отдельный проект
Сфера деятельности технический
организационный
экономический
социальный
смешанный
Продолжение таблицы 1.4
Длительность Краткосрочный (до года)
Среднесрочный (до 5 лет)
Долгосрочный (свыше 5 лет)
Уровень научно-технической значимости Модернизационный – по улучшению прототипа, базовой технологии, базового продукта
Новаторский – добавление новых качеств продукту, технологии
Опережающий – применяются опережающие технические  решения
Пионерный – появляется ранее не существовавшая технология, конструкция, материал
 
 
      Содержание  инновационных проектов
 
     Управление  инновационной деятельностью фирмы (инновационный менеджмент) состоит  из следующих последовательных действий:
    Постановка целей (стратегических и тактических);
    Разработка система стратегий;
    Анализ внешней среды с учетом риска, изучение рыночной конъюнктуры, конкуренции, поиска рыночной ниши;
    Анализ инфраструктуры;
    Анализ возможностей организации;
    Диагноз реально сложившейся ситуации;
    Прогноз будущего состояния организации;
    Поиск источников капитала;
    Поиск (разработка) патентов, лицензий, ноу-хау;
    Формирование инновационно-инвестиционного портфеля;
    Оперативное управление производством;
    Управление технико-технологическим развитием производства;
    Управление персоналом;
    Управление и контроль за финансами;
    Анализ и оценка проектов нововведений;
    Оценка эффективности инноваций;
    Контроль за научными разработками и их внедрением в производство;
    Совершенствование организационных структур;
    Разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга;
    Исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта;
    Позиционирование инновации на рынке;
    Формирование инновационной стратегии фирмы на рынке;
    Управление рисками, оптимизация и диверсификация рисков.
 
     В качестве объектов управления инновационными проектами выделяются: инновационные цели, идеи, проекты и программы.
     Инновационная цель – желаемый результат деятельности организации в виде определенного  нововведения, реализуемого в ограниченные сроки с ограниченными ресурсами. При этом строится «дерево целей», чья структура определяется видом инновации.
     В процессе достижения инновационной  цели вырабатываются научно-технические  идеи, на основе которых разрабатываются  и принимаются технические решения  на стадии предпроектного исследования. Положительный результат идеи фиксируется в виде отчета по научно-исследовательской работе с предложением по использованию результатов. Осуществимый замысел создания изделия на основе созданной идеи или алгоритм осуществления процесса, выраженные инженерными средствами, называется техническим решением. Исполнителями НИР являются научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, специальные структурные подразделения крупных организаций и холдингов, консалтинговые фирмы. 

Фазы  проекта Содержание  работ на фазе проекта
Концептуализация  проекта
Назначение  руководителя и команды проекта Изучение  требований к проекту
Анализ  и оценка альтернативных вариантов
Экспертиза  и утверждение концепции
Разработка  коммерческого
предложения
Разработка  основного содержания проекта Планирование и содержание бизнес-плана
Заключение  контракта
проектирование Системное и  детальное проектирование Составление рабочей документации
изготовление Координация работ, согласование темпов, мониторинг процесса, прогноз состояния, оперативный  контроль и регулирование основных показателей проекта
Сдача объекта Завершение  проекта
Сдача проекта  под ключ Обеспечение, сопровождение и обслуживание
Эксплуатационные  испытания, пуск и наладка
 
Рис. 1.3. Фазы инновационного проекта
     На  рис. 1.3. представлены фазы инновационного проекта.
     На  начальной фазе принимаются основные решения, требующие нетрадиционных методов и средств, поэтому от этой фазы зависит основная результативность всего проекта. На фазе создания концепции инновационного проекта проводятся следующие работы:
    Формирование бизнес-идеи, постановка целей;
    Назначение руководителя и формирование команды проекта;
    Установление деловых контактов, изучение рынка, рассмотрение мотивации и требований заказчика;
    Сбор исходных данных и анализ текущего состояния;
    Определение основных требований, ограничивающих условий, требуемых материальных, финансовых, трудовых ресурсов;
    Сравнительная оценка альтернатив;
    Представление, экспертиза и утверждение предложений.
     Наиболее  частые ошибки на концептуальной фазе:
- неправильное определение интересов заказчика;
- концентрация  на сторонних интересах и тем  самым расходование лишних ресурсов;
- неправильная  интерпретация исходной постановки  задачи;
- неполнота  системных требований (спецификаций);
- чрезмерная  загруженность;
- ошибки в маркетинговом позиционировании и в определении рыночной ниши;
- ошибки  при ведении переговоров;
- ошибки  в определении требуемых ресурсов  и сроков;
- редкая  проверка на согласованность  этапов и контроля со стороны  заказчика;
- слабость  координации.
     На  фазе коммерческого предложения  происходит разработка предложения  и переговоры с заказчиком о заключении контракта. Поэтому на этой стадии проводятся следующие работы:
    Разработка основного содержания проекта, определение конечных результатов, составление технического задания;
    Планирование базовой структурной модели проекта, составление сметы доходов и расходов проекта, потребности в ресурсах, определение рисков, календарные планы;
    Проведение и составление технико-экономического обследования и бизнес-плана;
    Подписание контрактов, договоров с заказчиками и инвесторами;
    Ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ.
     На  фазе проектирования выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта. Типичные работы этой фазы:
    Организация выполнения базовых проектных работ, разработка частных технических заданий;
    Выполнение концептуального, эскизного и детального проектирования;
    Составление технических спецификаций, комплектов чертежей и инструкций;
    Представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
     На  фазе изготовления производится координация  и оперативный контроль работ  по проекту. Основное содержание выражается в следующих действиях:
    Организация выполнения опытно-конструкторских работ;
    Организация материально-технического обеспечения работ;
    Подготовка производства, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;
    Координация работ, оперативный контроль, регулирование основных показателей проекта.
     На  фазе сдачи объекта при завершении проекта производятся пуско-наладочные работы, испытания, опытная эксплуатация. Основные виды работ:
    Комплексные испытания;
    Подготовка и обучение кадров для эксплуатации создаваемого объекта;
    Подготовка рабочей документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию;
    Сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;
    Оценка результатов проекта, подготовка итоговых документов;
    Накопление опытных данных для последующих проектов;
    Расформирование команды проекта.
 


     Глава 2. Содержание факторов сопротивления реализации инновационно-инвестиционных проектов по жизненным циклам
    2.1. Инновационно-инвестиционные  проекты по жизненным  циклам
     Наиболее  известно понятие жизненного цикла  изделия, стадии которого включают в себя: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, реализация, послепродажное обслуживание (сервис).
     Стадии  процесса и освоения новой техники  имеют более развернутую первую стадию, разбиваемую на более мелкие подгруппы и включают в себя:
    Фундаментальные исследования (теоретические, поисковые, экспериментальные);
    Прикладные исследования;
    Опытно-конструкторские разработки;
    Строительное проектирование;
    Строительные работы;
    Освоение промышленного производства (включая конструкторскую и технологическую подготовку производства);
    Промышленное производство.
     При запуске в крупносерийное производство техника, продукция, технология перестает быть новшеством и переходит в категорию обычного товара.
     Жизненный цикл товара на рынке проходит следующие  стадии: зарождение (внедрение), рост, ускорение, зрелость, насыщение, спад, стагнация, кризис.
     Жизненный цикл инновации состоит из частей [5, стр.37]:
      Зарождение инновационной идеи, формирование инновационного проекта;
      Создание инновации;
      Распространение инновации;
      Потребление инновации.
     На  стадии зарождения инновационной идеи изобретателем (группой изобретателей) осуществляются фундаментальные и прикладные исследования в какой-либо области науки. В результате прикладных исследований научная идея преобразуется в конкретную идею новой технологии или нового продукта (услуги, работы). Обычно цель НИР прикладного характера – стратегическое позиционирование фирмы.
     Стадия  создания инновации включает опытно-конструкторские  работы, осуществления строительства, техническую подготовку производства.
     На  стадии распространения инновации  в основном используются методы и приемы маркетинга и логистики для продвижения нового продукта.
     При потреблении инновации организация-инноватор  повышает свою производительность, технологичность  производства, приобретает конкурентные преимущества. 

Классификация Раменского Экспле-рент патиент виолент Комму-тант Лета-лент
Классификация Фризенвинкеля «первая ласточка» «хитрый лис» «гордый лев» (национальный виолент) «могучий  слон» (интернациональный виолент)
«неповоротливый бегемот» (декструктуриро-ванный виолент)
«серая мышь»  
Уровень конкуренции средний низкий высокий средний низкий
Новизна отрасли Новая зрелая зрелые зрелые зрелые
Обслужива-емые потребности Иннова-ционные Мелко-серийные, не стандарт-ные Массовые, стандартные Локаль-ные Локаль-ные
Профиль производства Экспери-менталь-ное Специали-зирован-ное массовое Универ-сальное  мелкое Универ-сальное  мелкое
Размер  фирмы Малые и средние Средние, мелкие крупные мелкие мелкие
устойчивость низкая средняя высокая низкая низкая
Расходы на НИОКР высокие средние Высокие или  средние отсутствуют отсутствуют
Преиму-щества в конкурентной борьбе Опереже-ние  в иннова-циях Приспо-соблен-ность  к особому рынку Высокая производительность гибкость Поддержание старого
Динамизм  развития высокий средний высокий низкий низкий
издержки Как высокие, так и низкие средние низкие низкие низкие
Качество  продукции среднее высокое Высокое и среднее Среднее и низкое Среднее и низкое
ассортимент Неболь-шой узкий большой узкий узкий
Тип НИОКР Прорыв-ной Приспособ-ленность улучшение нет нет
Сбытовая  сеть Отсутст-вует Собствен-ная  или контроли-руемая Собственная или  контролируемая отсутствует отсутствует
реклама Отсутст-вует Специали-зированная массовая отсутствует отсутствует
 
     Как видно из таблицы, основные прорывные  технологии делаются на стадии эксплерента (зарождения инновационной фирмы), при этом наибольшее число внедренных инноваций приходится на фирмы-виоленты. 

2.2. Бизнес-план инновационно-инвестиционного проекта

 
     В экономической литературе производится различие между такими понятия, как  «план», «бюджет», «смета».
     План  понимается обычно в более широком  смысле, чем смета и бюджет. В  отличие от сметы и бюджета  он может включать в себя любые  показатели, в том числе и неколичественные; разрабатывается на достаточно длительный срок (как минимум больше года); формулирует основные цели развития предприятия на этот срок, в том числе миссию фирмы, и  способы достижения этих целей.
     Смета составляется, как правило, на год  в стоимостном выражении и  детализирует  план на краткосрочный  период.
     Под бюджетом в нашей стране традиционно понимается смета доходов и расходов. Так, например, Бюджет Российской Федерации – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации). В последнее время часто слово бюджет подменяет собой слово смета, что связано с не очень грамотным переводом англоязычной литературы по экономике. 
     Бизнес–план (в экономической литературе используется также старое  наименование «технико-экономической обоснование» по отношению к строительным проектам) представляет собой документ, определяющий основное направление развития организации. Его основными задачами являются разработка и обоснование конкретных мероприятий в рамках выбранной стратегии и тактики развития бизнеса и привлечение инвестиций для осуществления запланированных мероприятий. Таким образом, в бизнес-плане формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для продажи средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при сопоставлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес–план.
     В целом длительность действия бизнес-плана зависит от характера и масштабов деятельности предприятия. Главное, чтобы срок плана был достаточным либо для полного завершения продажи разового проекта, либо для выхода на планируемую мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложений и их рентабельности.
     Стратегический  инновационный бизнес-план развития организации не требует обязательной подробной проработки всех деталей  и выполняется для определения  направления развития фирмы.
     На  начальном этапе работы над проектом с целью получения первого варианта описания проекта разрабатывается концептуальный бизнес-план.
     Бизнес-план разрабатывается руководством организации, которое может нанять для этого специалиста или специализированную организацию. В нем речь идет о сущности проекта (вид деятельности, предполагаемые к производству и продаже товары, продукция, работы или услуги), его обоснование (результаты маркетинговых исследований – состояние спроса и предложения на рынке, потребители, конкуренты, рыночные «ниши» и т.д.), обеспечение (производственный план, организационный план, состав необходимого для осуществления деятельности  имущества, в том числе основные средства,  нематериальные активы и запасы, включаемые в плановый баланс, план капитальных вложений и план текущих расходов) и конечные результаты осуществления проекта.
     Бизнес-план  служит основанием для принятия решения  при создании предприятия, осуществлении  инвестиций в уже действующее  предприятие или  какой-либо проект, получении кредита или займа, а также при проведении финансового оздоровления.
     Типовая структура бизнес-плана инновационно-инвестиционного проекта включает в себя следующие разделы:
    Титульный лист;
    Резюме;
    Общая характеристика предприятия;
    Сущность проекта, главная и вспомогательные цели проекта, стратегии достижения целей;
    План маркетинга, в том числе анализ сильных и слабых сторон проекта (SWOT-анализ);
    Производственный план;
    Организационный план;
    Оценка рисков, слабые стороны проекта, выявленные возможности и выявленные угрозы проекта;
    Финансовый план, в том числе ожидаемые финансовые результаты и требуемая сумма инвестирования (финансирования);
    Календарный график выполнения мероприятий;
    Общая оценка перспектив проекта;
    Приложения.
     В состав долгосрочных целевых программ, финансируемых за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов кроме технико-экономического обоснования (бизнес-плана) включаются также:
    Прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации программы;
    Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам.
     На  основе аналитических исследований выявляются потенциальные возможности, которые могут быть использованы в качестве базы для разработки стратегии развития. Здесь возможны различные варианты: сохранение профиля и товарного ассортимента, диверсификация производства, модернизация мощностей и обновление выпускаемой продукции, расширение доли рынка за счет развития различных элементов комплекса маркетинга и т.д. Затем происходит сужение круга возможных направлений на основе их предварительного анализа и выбора нескольких, наиболее перспективных вариантов. Каждый из них разрабатывается более подробно, к этому привлекаются сотрудники основных служб и подразделений, а также внешние консультанты. В результате делается окончательный выбор варианта стратегического развития.
     Главным инструментом разработки бизнес-плана  является сметное планирование.
     При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы:
    смета продаж (продажи продукции, товаров, работ, услуг);
    смета производства;
    смета прямых материальных расходов (расходов основных материалов);
    смета расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);
    смета накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;
    смета себестоимости проданной продукции;
    смета текущих (периодических) общехозяйственных расходов;
    смета прибылей и убытков (смета доходов и расходов);
    смета капитальных затрат;
    смета движения денежных средств (баланс денежных поступлений и расходов);
    смета статей актива и пассива (плановый бухгалтерский баланс) и др.
     При этом смета продаж, плановый бухгалтерский  баланс, смета движения денежных средств, смета прибылей и убытков относятся  к финансовому плану.
     Основные  цели составления смет:
    увязка текущих и перспективных планов;
    координация действий различных подразделений предприятия;
    детализация общих целей производства и доведения их до руководителей различных центров ответственности (подразделений);
    управление и контроль за производством;
    стимулирование эффективности работы руководителей и персонала предприятия;
    определение будущих параметров хозяйственной деятельности;
    периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы.
 
     Планирование  опирается на нормативные данные и фактические данные прошлого периода.
     Сметы составляются на год в целом с  поквартальной или помесячной разбивкой. Они могут разрабатываться с  «нуля» (если проектируется новое  предприятие или предприятие  меняет профиль работы) либо планироваться  от достигнутого. 

     Кроме статичных, рассчитанных на один определенный уровень ожидаемых продаж или производства, смет существуют гибкие сметы, часто называемые также переменными. Они обеспечивают прогнозные данные для разных уровней выпуска продукции в пределах уровней деятельности. При планировании использование гибких смет помогает выбрать оптимальный объем продаж и производство, оценить фактические результаты деятельности предприятия. 
 
 
 

 


Глава 3. Инновационно-инвестиционная стратегия на примере ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО»
3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО»
     Авиакомпания  «ТРАНСАЭРО» была зарегистрирована 30.09.1990 года и стала первой частной компанией России. На протяжении всего срока работы «ТРАНСАЭРО» занимает ведущие позиции на рынке российских и зарубежных авиаперевозок пассажиров, багажа, грузов. «ТРАНСАЭРО» уже по итогам 1995 года заняла первое место в мире по темпам роста регулярных пассажирских перевозок, в 1997 году авиакомпания по официальным данным международной организации авиаперевозчиков заняла первое место в мире по динамике роста авиаперевозок, в 1999 году - первое место в мире по иммиграционной безопасности, в 2000 году – первое место в мире по экономической безопасности.
     «ТРАНСАЭРО» стала первой авиакомпанией на территории бывшего СССР, принесшей на воздушные линии сервис и продукт высокого международного уровня, получившей международные сертификаты авиационных властей Европы и США в области летной и технической эксплуатации воздушных судов.
     Сегодня «ТРАНСАЭРО» занимает позиции второго крупнейшего перевозчика Российской Федерации по пассажирообороту, третьего по числу перевезенных пассажиров, второго международного и крупнейшего туристического авиаперевозчика нашей страны. Авиакампания является единственным оператором широкофюзеляжных самолетов Боинг-747 и Боинг-777 в Центральной и Восточной Европе
     Доля  «ТРАНСАЭРО» в общем пассажирообороте гражданской авиации России за год выросла с 10,7% до 14,3%, пассажирооборот «ТРАНСАЭРО» превысил 17,5 млрд. пассажирокилометров. Было перевезено более 4 млн. 850 тыс. пассажиров. Это на 49% больше, чем за предшествующий год.
     Цели  создания «ТРАНСАЭРО»: развитие и совершенствование авиатранспортных перевозок, работ, услуг, инфраструктуры.
     Миссия  «ТРАНСАЭРО»: создание нового качества продукта на рынке авиаперевозок.
     Основными видами деятельности «ТРАНСАЭРО» являются авиаперевозки пассажиров, багажа и грузов как на международных, так и на внутренних линиях.
     Авиакомпания осуществляет регулярные полеты по 64 авиалиниям:
- внутренние  – 12: Адлер (Сочи), Анадырь, Анапа, Владивосток, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Томск, Южно-Сахалинск, Хабаровск.
- международные  – 52: Алматы, Астана, Бангкок, Барселона,  Берлин, Гоа, Гонконг, Киев, Куала-Лумпур, Лион, Лондон, Люксембург и др.
     Органами  управления ОАО «Авиакомпания «Трансаэро»  являются: общее собрание акционеров; совет директоров; исполнительный орган (правление); единоличный исполнительный орган (генеральный директор).
     Общее собрание акционеров является высшим органом управления авиакомпании. ОАО обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. На годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании совета директоров, ревизионной комиссии авиакомпании, утверждении аудитора, утверждении годовых отчетов ОАО, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) авиакомпании, а также о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) и убытков авиакомпании по результатам финансового года.
     В компетенцию совета директоров ОАО входит решение вопросов общего руководства деятельностью ОАО, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров. Совет директоров осуществляет реализацию решений общего собрания акционеров, защиту интересов авиакомпании и ее акционеров и обеспечивает эффективную деятельность авиакомпании в пределах своей компетенции.
     Руководство текущей деятельностью ОАО осуществляется единоличным исполнительным органом ОАО (генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом ОАО (правлением).
     Лицо, осуществляющее функции генерального директора, осуществляет также функции председателя правления.
     Исполнительные  органы ОАО организуют выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров.
     К компетенции правления авиакомпании в соответствии с п. 11.2 Устава ОАО относятся следующие вопросы:
1. обеспечение  безопасности полетов, качество  летно-технической эксплуатации  авиапарка, разработка мероприятий в этой области и контроль за их осуществлением;
2. авиационная  безопасность и мероприятия по  ее обеспечению;
3. решение  вопросов, связанных с качеством  продукта и обслуживания, в том  числе вопросов регулярности  полетов;
4. внедрение  инноваций и развитие новых технологий;
5. приобретение  воздушных судов, прекращение  эксплуатации действующих воздушных  судов и иные проблемы, касающиеся  изменения эксплуатируемого парка;
6. рассмотрение  финансового планирования (годового / квартального / месячного) и отчетов  о его исполнении;
7. рассмотрение  квартальной бухгалтерской отчетности  и результатов контрольно-ревизионных  мероприятий и др.
     Функции единоличного исполнительного органа авиакомпании исполняет генеральный директор. Организационная структура компании представлена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Организационная структура компании «ТРАНСАЭРО»
       

     Генеральный директор авиакомпании осуществляет руководство текущей деятельностью ОАО, без доверенности действует от имени ОАО, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени авиакомпании, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками авиакомпании.
     Генеральный директор авиакомпании заключает договоры, выдает доверенности, открывает в учреждениях банков расчетный и другие счета ОАО, принимает на работу и увольняет работников ОАО, поощряет их и налагает на них взыскания, определяет компетенцию должностных лиц авиакомпании, в том числе издает приказы и утверждает внутренние положения о структурных подразделениях, их взаимодействии, правах и обязанностях их сотрудников, а также соответствующие регламенты, организует ведение заседаний Правления.
     Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью авиакомпании общим собранием акционеров в соответствии с уставом ОАО избирается ревизионная комиссия.
     Проверка  финансово-хозяйственной деятельности ОАО осуществляется по итогам деятельности авиакомпании за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии, решению общего собрания акционеров, совета директоров или по требованию акционера (акционеров) авиакомпании, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций ОАО.
     По  требованию ревизионной комиссии лица, занимающие должности в органах управления авиакомпании, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности ОАО.
     Ревизионная комиссия вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров, а также занимать иные должности в органах управления авиакомпании.
     Аудитор (гражданин или аудиторская организация) осуществляет проверку финансово-хозяйственной  деятельности ОАО в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора. Утверждает аудитора общее собрание акционеров, размер оплаты его услуг определяется советом директоров.
     По  итогам проверки финансово-хозяйственной  деятельности авиакомпании ревизионная комиссия или аудитор составляют заключение, в котором должны содержаться:
-подтверждение  достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документах ОАО;
-информация  о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
     Ревизионная комиссия взаимодействует с комитетом по аудиту совета директоров эмитента. Ревизионная комиссия предоставляет комитету по аудиту совета директоров отчеты о выявленных нарушениях и подготавливает рекомендации совету директоров о способах предупреждения подобных нарушений в будущем.
     Функции службы внутреннего аудита в ОАО выполняет Директорат внутреннего аудита, который является самостоятельным подразделением ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО». Директорат внутреннего аудита был создан в июле 2008 года. В состав директората входят отдел внутреннего аудита и контрольно-ревизионный отдел.
     Цель  директората внутреннего аудита — помощь органам управления авиакомпании в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Функциями директората являются:
– обеспечение  эффективной деятельности аппарата управления по защите законных имущественных  интересов ОАО «Авиакомпания  «ТРАНСАЭРО»;
– совершенствование  системы бухгалтерского учета;
– укрепление финансового состояния ОАО;
– проведение по поручению совета директоров и исполнительных органов проверок эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
 

    3.2. Анализ финансового состояния ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО»
    Предварительная оценка статей бухгалтерского баланса
     Анализ  финансово-экономического состояния  предприятия по данным внешней финансовой отчетности является классическим способом анализа, который применяется в том числе для составления бизнес-плана инновационно-инвестиционного проекта. Его проведение включает следующие этапы:
      Сбор информации и оценка ее достоверности, отбор данных из форм бухгалтерской отчетности за требуемый период времени.
      Преобразование типовых форм бухгалтерской отчетности в аналитическую форму.
      Характеристика структуры отчета (вертикальный анализ) и изменения. Расчеты и группировки показателей по основным направлениям анализа.
      Выявление и изменение групп показателей за исследуемый период.
      Установление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями (факторный анализ) и интерпретация результатов.
      Подготовка заключения о финансово-экономическом состоянии предприятия.
      Выявление “узких мест” и поиск резервов для финансирования инноваций.
      Разработка рекомендаций по улучшению финансово-экономического состояния предприятия и оценка эффективности предложенных нововведений.
 
       Анализ  финансового состояния предприятия  начинается с изучения бухгалтерского баланса, его структуры, состава  и динамики. Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы:
      Основные концепции баланса;
      Значение и функции баланса;
      Строение бухгалтерского баланса.
       Бухгалтерский баланс – это информация о финансовом положении хозяйствующей единицы на определенный момент времени, отражающая стоимость имущества предприятия и стоимость источников финансирования. Он наряду с отчетом о прибылях и убытках является основным источником информации, с помощью которого широкий круг пользователей может:
      Ознакомиться с имущественным состоянием предприятия;
      Определить состоятельность предприятия: сумеет ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами – акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями и др.;
      Определить конечный финансовый результат работы предприятия и др.
    Актив баланса
    Под активами обычно понимают имущество (ресурсы  предприятия), в которое инвестированы денежные средства. В российском балансе статьи актива располагаются по возрастанию ликвидности (подвижности) имущества, т.е. от того, насколько быстро данный вид актива может приобрести денежную форму.
    Внеоборотные  активы (долгосрочные, иммобилизованные средства):
      Нематериальные активы (патенты, авторские права, лицензии, торговые марки и другие ценные, но не овеществленные активы, контролируемые предприятием);
      Основные средства (имущество, здания, оборудование, земля, т.е. материальные активы с относительно долгим сроком полезной службы), начиная с отчетности 2011 года к ним добавляются капитальные вложения в незавершенное строительство;
      долгосрочные финансовые вложения;
      отложенные налоговые активы и др..
 
       Оборотные активы (текущие, мобильные средства):
    Запасы товарно-материальных ценностей, к которым в аналитических целях добавляется статья НДС по приобретенным ценностям;
      Дебиторская задолженность (в новой отчетности с 2011г. данная статья будет представлять сложность, т.к. по ней отражается и долгосрочная, и краткосрочная дебиторская задолженность);
      Краткосрочные финансовые вложения (капиталовложения в ценные бумаги, инвестиции и др.);
      Денежные средства.
    Оборотные активы более ликвидны, чем внеоборотные. Это обусловлено тем, что внеоборотные активы представляют ту часть имущества  предприятия, которая не предназначена  для продажи, а постоянно используется для производства, хранения и транспортировки  продукции. Оборотные активы участвуют в постоянном цикле превращения их в денежные средства. В свою очередь, их также можно разделить по степени ликвидности: наиболее ликвидные оборотные активы – денежные средства, ценные бумаги, далее по степени убывающей ликвидности следует дебиторская задолженность, запасы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.