На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Педагогическое образование в России в 19 веке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение           3
Глава I. Российское образование и педагогическая                                      мысль XIX века.          7
1.1 История становления образования в России XIX века.   7
1.2  Общая характеристика профессионально-педагогического          образования в России XIX века.       12
Глава II. Представители педагогики в России XIX века,                            интересы и проблемы их деятельности.      15
2.1 Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848гг.)   15
2.2 Александр  Иванович Герцен (1812 - 1870гг.)    18
2.3  Николай  Платонович Огарев (1813 - 1877гг.)    20

2.4 Николай Гаврилович  Чернышевский (1828 - 1889 гг.)   24

2.5 Николай Александрович  Добролюбов (1836 - 1861 гг.)   26

2.6 Дмитрий Иванович  Писарев (1841 - 1868 гг.    28

2.7 Лев Николаевич  Толстой (1829 - 1910 гг.)     29

2.8 Николай Иванович  Пирогов (1810 - 1881 гг.)    31

2.9 Константин  Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870)   35

Глава III. Анализ особенностей развития профессионального                                    -педагогического образования в России в XIX в.    37
Заключение          43
Список используемой литературы       47 

    Введение
    История показывает, что на каждом новом  этапе эволюции общества актуализируется  интерес к проблемам образования  как институциональной основе, обеспечивающей ту или иную модель, траекторию, алгоритмы  данной эволюции. В период переживаемого  нашим государством реформирования системы образования, вхождения  России в мировое образовательное  пространство поиск и отработка  оптимальных стратегий развития образования актуализирует обращение  исследователей к прошлому педагогики, востребует критическое переосмысление исторического опыта обучения и  воспитания, включая сферу подготовки педагогических кадров.
    Основой развития любой цивилизации всегда являлась кропотливая работа по восприятию и приращению накопленного человечеством опыта. За этим традиционно стоят люди, чьи профессиональные обязанности составляет обучение и воспитание подрастающих поколений, раскрытие их латентных, творческих способностей, формирование жизненных установок и стремлений к совершенствованию.
    Известно, что успешность поступательного  движения общества находится в зависимости  от личностных качеств и профессионализма педагогов, начиная от школьных учителей и заканчивая профессорами университетов. В свою очередь эти личностные качества и профессионализм не возникают спонтанно, а формируются в системе специально организованной подготовки, состояние которой в конечном итоге и определяет успех всего педагогического дела.
    Организаторами  педагогического образования, учителями  и воспитателями учителей являлись как выдающиеся ученые, так и малоизвестные, которых объединяла единая цель служения педагогике. В интересах ее достижении формировались образовательные  подходы, создавались системы и  технологии педагогического образования, проходили апробацию и внедрялись в практику новые методики. Многие из них не исчерпали своего потенциала, в силу чего могут и должны быть востребованы в настоящее время.
    Актуальность  темы исследования. В контексте модернизации образования в России особое внимание уделяется вопросам подготовки и переподготовки учителей. Педагогическое образование как никогда остро востребовано современным обществом. Стране нужны высоко квалифицированные педагогические кадры, призванные воспитать будущее поколение России. В этой связи ведутся поиски путей совершенствования организации управления педагогическими учебными заведениями, повышения качества преподавания.
    Осуществляемое  на современном этапе введение многоуровневой системы педагогического образования  в России в связи с интеграцией  в европейское образовательное  пространство возможно лишь при условии  сохранения национальных достижений и  исторических традиций в вопросах подготовки учителей. Успешная модернизация педагогического образования не осуществима без учета исторического опыта России.
     Таким образом, актуальность данного исследования определяется важностью научного поиска новых путей решения проблемы, проникновения в её сущность, систематизацией идей, выявлением закономерностей развития. Исторические уроки прошлого и результаты научного исследования помогут восполнить пробелы современных научных достижений в подготовке высококвалифицированных кадров, решаемых педагогическим образованием как её системным объектом. Это даёт основание сделать вывод о проблематике курсовой как научно значимой, актуальной, требующей дальнейшей научной разработки. Тем более что в историографии отечественного образования отсутствуют работы, которые рассматривали бы формирование и развитие целостной системы педагогического образования, его взаимосвязь с явлениями общественной жизни, а так же с другими системами и подсистемами образования.
Объектом  исследования является система педагогического образования в России в XIX.
    Предмет исследования: процесс становления и развития педагогического образования в России XIX века, определение  его роли на современном этапе.
    Целью курсовой работы является изучение опыта формирования и развития российской системы профессионального образования педагогической сферы деятельности в XIX веке.
    В курсовой работе необходимо изучить  историю профессионально-педагогического  образования в России для того, чтобы выявить плюсы и минусы в образовании и воспитании, изучить  методы учебно-воспитательных работ, учебные  планы.
    Гипотеза  исследования заключается в том, что если мы будем получать новые данные на основе изучения накопленного опыта, характерного для России, то мы сможем прогнозировать современные этапы развития профессиональной педагогики.
    В соответствии с поставленной целью  и гипотезой в курсовой работе решались следующие задачи:
    Изучить литературу и выявить исторические особенности российской системы профессионального педагогического образования (в XIX в);
    Определить влияние социально-экономических и культурных факторов на развитие содержания педагогического образования в рассматриваемый период;
    Установить и охарактеризовать основные тенденции развития организации педагогического образования в России ХХI века;
 4. Охарактеризовать проблемы получения педагогического образования в России XIX в;
 5. Раскрыть особенности содержания педагогического образования в России в XIX веке и обосновать их роль в совершенствовании и развитии современной системы педагогического образования.
    Методологическая  основа: идеи гуманизации и демократизации общества и образования, непрерывности образования (Д.И. Писарев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.).
    Методами  исследования  являются сравнительно-исторический, теоретический анализ,  педагогического образования в России XIXв.характеризующих подходы к постановке и решению проблемы профессионально-педагогического образования в отечественной педагогике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Российское образование и педагогическая мысль XIX века.
    1.1 История становления образования в России XIX века.
    XIX в. рассматривается как время  становления системы отечественного  профессионального образования. В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли. С 1830 года происходит оформление новой социальной группы - разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества (интеллигенция). В 1830-1850 гг. в сфере образования определились две основные тенденции развития:
    проявление официальной политики в стиле авторитарности, национализма.
    демократические устремления общества.
    Между ступенями должна была быть преемственность. Обучение в приходских школах шло  один год, а в уездных училищах два года. Преподавали грамматику русского языка. Курс гимназического образования  составлял четыре года. Изучали латынь, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику, зоологию, минералогию, коммерцию, технологию и др. Не было богословия и русского языка.
    В 1808 году в гимназиях вводят Закон  Божий. Возникают частные учебные  заведения: Ришельевский лицей в  Одессе; Ярославский лицей; Лазаревский  институт восточных языков в Москве и др. Первым объектом реформ оказалась  высшая школа. Появляются новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский.
    Преобразование  прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а  малых народных училищ в уездные  растянулось почти на два десятилетия. Документами подтверждалось передовое направление светского образования, преемственность системы обучения, гуманистические задачи воспитания:
    "приучение" учащихся к трудолюбию;
    возбуждение в учащихся охоты к учению;
    воспитание честности и благонравия, исправление "дурных" наклонностей и др.
    Заметную  роль в становлении частных начальных  учебных заведений сыграли декабристы. Декабристы Ф.П.Глинка и др. объединялись в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (А.Белл). В 1818 - 1822 гг. в Петербурге открыто  четыре таких училищ. Тогда же учреждаются  солдатские школы обучения грамоте.
    Многие  дворяне предпочитали обучать своих  детей в частных пансионах, где  обычно, воспитание осуществляли иностранцы. Роль частного пансионного воспитания была ослаблена учреждением Лицеев - государственных закрытых учебных  заведений для дворянства.
    Особую  роль в их становлении сыграл М.М. Сперанский (Царскосельский лицей). Лицеисты получали образование, приравненное к  университетскому. В дворянской среде  по-прежнему преобладало домашнее воспитание, хотя результаты такого воспитания становились  все более неприемлемыми.
    Значительным  влиянием при определении школьной политики пользовался князь Александр  Николаевич Голицин. В 1812 году он сделался первым главой Русского Библейского  общества, которое основало несколько  начальных школ для бедняков. В 1816 году Голицин возглавил Министерство образования. Был издан манифест о создании Министерства народного  просвещения и духовных дел, что, по сути, означало удар по светскому  образованию. Университеты должны были готовить преподавателей богословия. Сподвижник министра М.Л.Магницкий подготовил инструкции для университетов, где доказывалось, что истины основанные на одном разуме: "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня". При министре просвещения А.С.Шиликове произошел возврат к национальному православию. Истинное просвещение, по его мнению, состоит в страхе божьем. Шиликов преследовал цель ограничить научное образование.
    При царствовании Николая I были попытки  выработать школьную политику, направленную на укрепление общественной стабильности. В 1828 году министром просвещения  был назначен граф Ливен, при котором  был принят новый Устав о начальных  и средних школах (1828 г.).
    В уставе подтверждалась существующая четырехступенчатая система образования, и провозглашался принцип - каждому сословию свой уровень  образования:
    Приходские школы для низших сословий;
    Уездные школы для детей купцов, ремесленников, прочих городских обывателей;
    Гимназии для чиновничества и детей дворян.
    Тип образования должен был соответствовать  социальному положению и будущему ученика. Школьная жизнь происходила  под строгим надзором начальника и полиции. За проступки полагались меры взыскания: розги, ссылка в солдаты, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы, арест.
    Дети  крепостных и дворовых людей в  университет не допускались: они  могли обучаться в приходских и уездных школах, различных технических  и промышленных школах. Левин не сумел выполнить стратегические задачи охранительной школьной политики.
    В 1833 году его заменил С.С.Уваров (министр  просвещения до 1849г.). С 1818 года Уваров возглавлял Академию наук. Он участвовал в реорганизации Петербургского педагогического института в  университет. Формула Уварова носила консервативный охранительный характер. Первые два принципа:
    православие
    самодержавие
    соответствовали идеи государственности российской политики, а принцип:
    народности
    соответствовал  идеи национального возрождения.
    Впервые правительство задалось вопросом, нельзя ли соединить всемирный школьный опыт с традициями национальной жизни? Правительство было уверено в  своем праве на руководство школьным делом. Ему была чужда идея свободы  просвещения и образования. Вот  почему при Уварове появляются документы  наподобие университетского устава (1835 г.), который усиливал единоличную  власть попечителей округов и  урезал автономию университетов, а  также постановление о лишении  университетов права избрания ректора (1849 г.). Реакционной была инструкция Уварова, направленная на то чтобы посредством  увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление  в университеты. Но, несмотря на это, развиваются особые закрытые учебные  заведения для дворян. Гимназии развивались  как школы классического образования. В 1849 году вводится естествознание, особое значение отдавалось греческому и латинскому языкам. Организацией среднего образования  занимались и другие министерства. Министерство финансов в 1839 году открыло  несколько реальных классов в  гимназиях Тулы, Курска, Риги и др. Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции  в Вильно, Воронеже, Москве, Смоленске. Министерство государственной собственности открывает несколько школ для крестьян.
    В 1848 - 1852 гг. были созданы гимназии трех типов:
    С двумя древними языками
    С обучением естествознанию, законоведению
    С обучением законоведению.
    Возрастает  роль частных учебных заведений  под контролем Министерства просвещения. Преподаватели этих учебных заведений  получали права, статус, субсидии на заработную плату и пенсии одинаковые с преподавателями  государственных школ. Университеты превратились в важные центры педагогической науки. Появляются кафедры педагогики (1851 г. Московский университет). Уваров сохранил схему подготовки отечественных  профессоров в университетах  Западной Европы.
    В первой половине 1800 гг. умы педагогов  занимала идея народности воспитания и обучения. В значительной части  образованных кругов воспитание и обучение рассматривались как условия  умственного, нравственного формирования гражданского общества.
    Так М.М. Сперанский, сторонник повсеместного  образования, исходил из того, что  правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране. Теория "официальной народности" понимала под народностью изначальную  непогрешимость русского народа; правильность его веры; его внутреннюю силу, проявляющуюся  в защите государя и отечества  в трудные минуты.
    В середине 1800 гг. развернулась острая полемика между Западниками и Славянофилами, по вопросам образования и воспитания.
    В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Ф.Одоевский  и др. горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями России в воспитании и обучении. Они защищали права личности на самореализацию. Славянофилы также не были едиными в своих взглядах. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали:
    религиозность
    любовь к ближнему
    нравственность
    1.2  Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в XIX в.
    Педагогическое  образование есть важнейшая составная  часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое  во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная  подсистема, педагогическое образование  трактуется в двух смыслах – узком  и широком.
    Чаще  всего педагогическое образование  рассматривается как система  подготовки, главным образом, специалистов общего (дошкольного, начального, основного  и полного общего) образования (педагогическое образование в узком смысле). В широком смысле к педагогическому образованию относят также педагогическую подготовку всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (например, педагогическое образование родителей). Образовании лиц, ведущих подготовку в учреждениях профессионального (начального, среднего и высшего) образования, а также в учреждениях дополнительного образования, включая систему переподготовки и повышения квалификации.
    Профессионально-педагогическое образование является относительно самостоятельным видом педагогического  образования.
    Профессиональное  образование как часть общественной жизни возникает на определенном историческом этапе и развивается  в единстве теоретического и практического  компонентов. В связи с этим в  нашем исследовании исторический процесс  развития профессионального образования  представлен его институализацией (возникновением, развитием, упорядочением общественных институтов - учебных, методических, управленческих, обеспечивающих начальное профессиональное образование).
    Таким образом, в1860 – конец 1880 гг. это период, в котором под влиянием социально-экономических, политических и социокультурных  факторов происходит бурный количественный рост учреждений профессионального  образования в торговой, финансовой, технической, транспортной, художественной, сельскохозяйственной сферах. Слабость государственной политики в области  профессионального образования  на этом этапе приводила к преимущественному  распространению частной и общественной инициативы в этой области, «разнобою» в содержании учебных планов, программ, методик, стихийно возникающих на местах подготовки кадров. Вместе с тем 1860 – конец 1880 гг. стали временем повышенного  внимания к профессиональному образованию  со стороны видных ученых, педагогов  и общественных деятелей. В их трудах и выступлениях появляются идеи повышения  эффективности профессионального  образования через усиление общеобразовательной  подготовки, обучения специалистов нескольким смежным профессиям, единства теории и практики профессионально-педагогического  образования, использование труда  как средства умственного и нравственного  воспитания, разработки специальных  методических приемов. Однако практическая реализация этих идей была осуществлена позже. Противоречия между потребностями  общественного производства и недостаточностью государственного их разрешения приводят к отставанию практики профессионального образования от теоретических разработок.
    Конец XIX в. характеризуется началом упорядочения разрозненных учебных заведений и формированием системы начального профессионального образования. Главными достижениями этого этапа стало принятие ряда государственных документов – Законов, Уставов, Положений, направленных на установление соответствия системы учебных заведений требованиям экономики и педагогической науки, типизацию, установление для них единого плана, срока подготовки, определение соотношения общеобразовательного и специального компонентов начального профессионально-педагогического образования исходного общеобразовательного уровня учащихся и т.п. В это время начато разделение низшей и средней подготовки в учреждениях профессионального образования. Появляются учебные заведения для женщин. Начинается реализация на практике перспективных педагогических идей предшествующего этапа, улучшается общеобразовательная и общетехническая подготовка учащихся. Разрабатывается первая концептуальная основа развития начального профессионального образования – «Проект Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884 г.), в русле которой шло развитие профессионального образования вплоть до Октября 1917 г. 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. Представители педагогики в России XIX века, интересы и проблемы их деятельности.

    Преданность учительской профессии противопоставлена  у настоящего педагога меркантильности  многих других специальностей. "Необходимость призвания для народного учителя ясно обнаруживается при рассмотрении условий учительской деятельности. Другие звания могут привлекать своими выгодами, удобствами – учительское же не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. При скудном часто вознаграждении, учительство требует самоотвержения. Учитель не принадлежит самому себе, – не одно только время, но и вся энергия, способности, труд его должны быть посвящены школе", - указывал С.И. Миропольский.
    Историко-педагогический анализ свидетельствует, что и в дореволюционное время, благодаря усилиям прогрессивных педагогов и общественно-педагогических деятелей в стране была создана система подготовки учительских кадров, большинство из которых соответствовали начертанной С.И. Миропольским в конце XIX века миссии.
    2.1 Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848гг.)
    Родился 30 мая 1811 года в семье флотского  врача. В семье Белинского регулярно  устраивались литературно-музыкальные  вечера. В уездном Чембарском училище  юный Белинский выделялся своей  начитанностью и жаждой знаний. Окончив  училище в 1825 году, он поступает на работу в Пензенскую гимназию. В  старших классах он преподает  русский язык и словесность. В 1829 году поступил в Московский университет, где возглавил оппозицию николаевскому  режиму. Возглавил кружок "Литературное общество 11-го нумера", где формировалась  демократическая база убеждений  молодежи университета. А в 1832 году Белинский был исключен из университета "по слабости здоровья". В 1834 году Белинский приглашен работать в  журнал "Телескоп", но в 1836 году журнал был закрыт. В 1838 году Белинский становится учителем русского языка и словесности  в Межевом институте. Но вскоре он покинул институт, и некоторое время был домашним учителем, сосредоточив все свои усилия на литературном творчестве.
    В статье "Литературные мечтания" (1834г.) уделяется много внимания проблемам  народного просвещения, подчеркивается, что в стране царит поголовная неграмотность крестьян и это  не способствует развитию литературы, а значит, нет условий для социального  прогресса. "Надобно, чтобы у нас  просвещение было созданное нашими трудами взращенное на родной почве". Белинский был противником сословного образования и воспитания. Отрицая  принцип сословного воспитания и  образования, он отстаивал необходимость  всестороннего, гармоничного развития молодежи.
    В основу его педагогики положен принцип  гуманизма. "Главная цель всякого  человека вне зависимости от занимаемой ступени в общественной иерархии - быть всегда ЧЕЛОВЕКОМ".
    Главной целью и средством воспитания являются:
    человечность
    любовь к человеку
    преумножение добра
    "Под  человечностью мы разумеем живое  соединение в одном лице общих  элементов духа, которые необходимы  каждому человеку - тех элементов,  которые должны составлять внутреннею  жизнь, без которых он не  человек". Главное в воспитании - выработка стойких убеждений  и воли для борьбы с социальной  несправедливостью. Основной путь  воспитания - общественная деятельность. Белинский видел спасение России  в развитии "цивилизации", просвещения,  гуманности. Белинский заложил основу  демократической системы воспитания, всестороннего умственного, нравственного,  эстетического развития молодого  поколения. Строгая последовательность, логичность изложения всего учебного  материала положена им в основу системы обучения: "Всему должно быть свое время и строгий порядок должен быть душою всего". Образование должно быть всесторонним, комплексным, органически сочетать в себе естественные и гуманитарные науки, классику и современность. Без гуманитарных наук и само естествоведение будет мертвым сбором фактов, а не живым знанием.
    Важное  место в педагогической концепции  Белинского занимает проблема народности, соотношения национального и  общественного в воспитании и  жизни человека и всего народа. Всегда важно знать истоки своего народа, его прошлое, уяснить себе его место и роль его среди  европейских наций. "Настоящий  человек не может быть равнодушным  к судьбе своей родины, ибо, кто  не принадлежит к своему отечеству, тот не может принадлежать и человечеству".
    Важнейшим источником просвещения русского общества он считал отечественную литературу "В литературе вся наша умственная жизнь". Народность - отражение в  творчестве мастеров культуры интересов  и надежд народа, национального характера, обычаев, истории, мировоззрения нации. Воспитание можно назвать народным, если оно связано с повседневной жизнью народа. Весь процесс воспитания должен быть направлен на выработку  гражданской позиции. Общество - это  нравы, отношения, образ мыслей, способ действия. Только служение народу делает личность свободной в её жизнедеятельности, а для этого нужно быть гражданином, сыном своего отечества. Каково общество таково и воспитание, ибо природа  создает человека, но развивает и  образует человека общество.
    Белинский призывал воспитывать любовь к родине, отвращение к социальной несправедливости и угнетению человека человеком. Он выдвигал идею общечеловеческого  воспитания. Это воспитание реализуется  через "родные национальные явления". Обосновывая идею человечности, Белинский  говорил, что первоначальное воспитание должно видеть в ребенке не чиновника, не поэта, но человека. Белинский выступал против упрощенно-материалистического взгляда на социальный фактор в воспитании: "Душа младенца - дерево в зерне".
    2.2 Александр Иванович Герцен (1812 - 1870гг.)
    А.И.Герцен родился в Москве 7 апреля 1812 года в семье дворянина. Отец не был  обвенчан с матерью и их ребенок  был незаконнорожденным. Огромную роль в воспитании подростка Герцена  сыграл студент Медико-хирургической  академии И.Е.Протопопов, который привил ему любовь к естественным наукам, книге и чтению, научил размышлять над прочитанным. Значительное влияние  на Герцена оказали семейные рассказы и воспоминания о пожаре в Москве 1812 г.
    В 1833 году А.И.Герцен окончил университет  с серебряной медалью. А летом 1834 года был арестован и отправлен  в ссылку в город Вятку. Тут  он много и продуктивно работает. В 1839 году у него родился сын Александр. К "сыну ... Александру" были обращены многие письма-раздумья Герцена, поднимающие  важнейшие проблемы воспитания личности. Педагогические мысли Герцена рассеяны по письмам к жене и детям.
    Педагогические  взгляды А.И.Герцена и его друга  Н.П.Огарева складывались под влиянием отечественной вольнолюбивой мысли, европейского просвещения и немецкой классической философии. Они придавали  первостепенное значение развитию науки, техники, были сторонниками идеи концентрации в руках ученых, инженеров всех рычагов управления обществом и  намеривались развернуть воспитание молодежи именно в этом русле.
    Герцен  и Огарев с демократических позиций  критиковали официальную школьную политику: школьный устав 1828 г., уклон  в направлении греко-латинского образования, риторики, богословия. Они  выступали против рабской дисциплины и видели в школе основное средство гражданского воспитания, настаивали на воспитании любознательности и привычки к труду.
    В 1842 году вернувшись из ссылки, Герцен публикует  ряд работ: "Письма об изучении природы", "Кто виноват?" и др. В 1847 году Герцен с женой и детьми выехал в Европу. На родину он уже не вернулся. В эмиграции издается альманах "Полярная звезда" и газета "Колокол". В ноябре 1851 года в пароходной катастрофе гибнет его мать и сын Николай. В 1852 году скончалась его жена. А.И.Герцен принял решение дать детям домашнее воспитание. И он занимается разработкой  программы воспитания. Он советовал  читать Гете, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, заниматься естественными науками  и историей - изучать конкретные труды. Очень важен отбор книг по истории отечества, русской словесности, настаивал на чтении Пушкина и  Крылова. Особое внимание придавал подбору  преподавателей, стараясь привлечь к  воспитанию крупных педагогов и  ученых из своих друзей.
    Герцен  требовал больше уделять внимания изучению русской культуры, истории, где сокрыта  гуманность, благородство, патриотичность. Устраивались литературно-музыкальные  вечера, читали произведения любимых  поэтов, читались лекции, ставились  спектакли, проводились диспуты. А. И.Герцен делал все, чтобы дети не забыли о родине, жили её интересами, знали её заботы. "Только понимание  самобытности родины превращает индивида в личность с её неповторимостью". Герцен учил детей стойкости, принципиальности, несгибаемости в борьбе за правое дело. Учил словами, знал силу примера  жизненного опыта. "Теория внушает  убеждения, пример определяет образ  действия".
    Первостепенное  значение в воспитании отдавалось умению работать с книгой, без чего невозможно развитие и самообразование. "Талант талантом, а вкус образуется в чтении". Особое внимание уделялось отечественной  истории и словесности. Воспитатель должен поддерживать дисциплину. "Дисциплина необходима для развития, а не для подавления личности". Без порядка невозможна инициатива в обучении и самостоятельность учащихся.
    А.И.Герцен выдвигал планы национального перевоспитания народа в отдельных сословиях  в духе общинности, который присущ русскому народу.
    Из  письма Герцена - Сыну (1858 г.): "Не мешает ознакомиться с древностью. Исторические сочинения надобно читать постоянно .... Гете и Шекспир равняются целому университету .... Помни, что жизнь  не начинается, а завершается покоем ... Я верю в Россию и люблю её, я не хочу, чтобы дети мои были иностранцами".
    А.И.Герцену  была близка идея преобразования действительности через революцию. Он был социалистом-утопистом  и стоял за объединение классического  и реального воспитания умственного  воспитания, активности - проблемное обучение.
    Цель  воспитания - борьба с общественным злом, воспитание гуманной, свободной  личности стремящейся к преобразованию, воспитание любознательности, любви  к труду. Его идеи развиты: Н.П. Огаревым, Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым.
    2.3 Николай Платонович Огарев (1813 - 1877гг.)
    Выдающийся  представитель русской революционной  демократии, философ, поэт, публицист. Родился в семье помещика. Воспитанный  на идеях декабристов, стал непримиримым врагом крепостничества и самодержавия. Студентом Московского университета принимал участие в революционных  выступлениях студентов, был арестован  и сослан. После смерти своего отца освободил от крепостной зависимости  своих крестьян, провел ряд мероприятий  по содействию перестройки быта крестьян, способствовал их культурному развитию.
    Н.П.Огарев выдвигал задачу воспитания из среды  крестьян способных на новых основах  строить сельскохозяйственное производство и свою жизнь. Огареву были близки вопросы просвещения и образования. Большое значение отводилось созданию в деревне нового типа школы с  широким общеобразовательным и  политическим курсом, с новыми воспитательными  задачами. Содержание этой работы он изложил  в статьях: "План народной политической школы" и "План земельных училищ". Именно в этих планах Огарев видел  главную цель педагогических преобразований в России, в развитии у русского человека чести, права и гражданства. Огарев предполагал осуществить  создание обучения с производительным трудом учеников, общеобразовательную  политехническую подготовку с усвоением  основ сельскохозяйственного ремесла. Вот откуда критика Н.П.Огаревым классического гимназического образования, определившего школьную политику в  соответствии с уставом 1828 года.
    "ПРОЕКТ  НАРОДНОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ"
    Цель: преодоление у крестьян предрассудков и невежества, которые создают косность в нравственном и индустриальном отношении, подготовка их для овладения основ сельскохозяйственного и промышленного труда. К предрассудкам относят:
    религию
    гражданское устройство
    хозяйственное устройство.
    Образ жизни учеников
    Ученики не будут принуждаться исполнять какие-либо обычаи.
    Обязанность учителя - всегда выказывать бесполезность и ненужность обмана и потом его подлость. Это единственный путь приучить к честности.
    Постная пища уничтожается. Еда должна быть разнообразной. Развитие вкуса должно уничтожать лень.
    Время труда, завтрака, обеда, сна определено. Труд разнообразен. Урок и физическая работа сменяются два раза в день.
    Матери, отцы, родственники могут навещать детей, но дети домой не отпускаются.
    Телесные наказания запрещены. Максимальное наказание - отдельный арест.
    Ученики должны знать, что после окончания школы они получат освобождение от крепостного состояния с условием пробыть четыре года в своем крае.
    Н а у к а.
    Курс  разделен на четыре года. Главная задача первых трех лет: ничего не говорить ученику  о фантастических предметах и  предрассудках.
    1 год: Ученики учатся считать  по пальцам и по счетам, писать  цифры. Читать учатся печатное. Учатся арифметике, даются понятия  о химии, физики (знания прилагаются  к почве и растительности).
    Зимой: столярное, кузнечное, слесарное, медное дело.
    Летом: огород.
    2 год: Преподается геометрия, геодезические  сведения, физика в механике (объяснение  законов движения), теория пропорций.
    Зимой: в мастерских ученики изготовляют  и совершенствуют орудия труда и  модели несложных машин.
    Летом: огород.
    3 год: Подробнее преподается физика, механика, популярное изложение  астрономии, химия приложенная к  земледелию, физиология растений, физиология  животных прилагаемое к скотоводству, понятие о геологии, ботаника, лесоводство,  технология и сельское хозяйство.
    Зимой: ученики строят модели мельниц молотилки.
    Летом: огород.
    4 год: Естественные науки с анатомией  и зоологией. Сельская и техническая  архитектура, грамматика, география  с учетом торговли разных стран,  политическая экономия, понятие  истории и права.
    Зимой: учащиеся продолжают устройство моделей.
    Летом: строят завод, который пускают вход на пятом году. Завод рассчитан  на выделку знакомых ученикам плантаций.
    Гигиена.
    В процессе обучения учащимся объясняется, почему что им здорово или нет (порядок, чистота жилища, мастерских, здоровая пища). Медицинские сведения ограничиваются гигиеническими понятиями  и наставлениями как поступать  с больными, в несчастных случаях.
    В 4 часа утра - подъем 
с 5.00 до 8.30 - занятия 
с 8.30 до 9.00 - завтрак 
с 9.00 до 13.00 - мастерские или огород 
с 13.00 до 15.00 - обед и отдых 
с 15.00 до 18.00 - занятия 
с 18.00 до 20.00 - мастерские или огород 
в 20.00 - ужин и сон.

    Воскресенье зимой: отдых в гимнастике, беседах  с учителем, чтение ненаглядных книг.
    Воскресенье летом: прогулки по лесу, полям, приноравливание  к лесоводству, ботанике, геологии, съемке планов местности.
    Дети  допускаются в школу в возрасте 12-14 лет.
    Требования  к учителю:
    "математику  должен знать хорошо, если не  сведущ в сельском хозяйстве  - выучится в школе. Естественные  науки должен знать отлично,  иметь привычку производить опыты. Хорошее поведение необходимо. Он должен быть близок мне; единомышлен и единодушен". Далее эти идеи развиты Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым

    2.4 Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889 гг.)

    Н.Г.Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове. От отца (педагога) идет любовь Чернышевского  к книге. Летом 1846 года Чернышевский уезжает в Петербург и поступает  в университет на историко-филологический факультет.
    Свои  думы о России он выразил в формуле: "Неодолимое ожидание близкой революции  и жажда её". После окончания  университета он два года работает учителем словесности в Саратовской  гимназии, где положил в основу преподавания чтение и разбор произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. "Художественная литература - учебник, который обогащает  интеллектуальный мир человека, помогает ему понять жизнь людей, самого себя, способствует нравственному, эстетическому  воспитанию, формирует гражданское  чувства".
    В ноябре 1853 года Чернышевский знакомиться  с Некрасовым и начинает сотрудничать в журнале "Современник". В 1856 году началась творческая дружба Чернышевского  и Добролюбова.
    Основной  идеей всех работ Чернышевского  является пламенный патриотизм, с  позиции которого оценивается прошлое  страны. Рассматривая литературу как  важнейшее средство политического  воспитания народа, просвещение масс следовало начинать с простых  проблем, и постепенно ведя их к пониманию  важнейших вопросов политического  устройства, подчеркивал Чернышевский. Он публикует ряд работ по острейшим  вопросам экономической науки. "В  России свобода и социализм нерасторжимо слились, истинное народовластие возможно лишь в условиях социализма".
    Важной  частью программы политического  воспитания масс явились выступления  Чернышевского, касающихся организации  школьного дела. Причины пагубного  состояния школьного дела в России усматривались им в самом социально-экономическом  и общественно-политическом строе, отсталости педагогической теории. Он указал на диалектическую связь между  политической властью, материальным благосостоянием  и образованием. "Кто находится  в нищете, тот не может развить  свои умственные силы, тот не может  спастись от угнетения". По мнению Чернышевского, без политической свободы невозможна жизнь, развитие общества, наук, просвещения.
    В статье "Суеверие и правила логики" он указывает на тесную связь экономического уровня развития с политическим устройством  и уровнем образованности общества. "Только просвещенный народ может  успешно работать" ("Июльская монархия"). Большое значение придавалось формам трудовой деятельности. "Только в  обществе, где хозяевами являются люди труда, будут созданы условия  для развития просвещения, для гармонического развития всех членов общества.
    Цель  воспитания - формирование личности живущей  общественными интересами, борющейся  за народное благо". "Лучше не развиваться  человеку, нежели развиваться без  влияния мысли об общественном деле, без влияния чувств, побуждаемых  участием в них". Чернышевский отмечал, что "пока в стране еще мало хороших  школ и педагогов". Казенная школа  пронизана духом сословности. Он поставил во главу угла принцип сочетания  в обучении естественных и гуманитарных наук, одновременно указывая на необходимость  связи их с жизнью. В цикле гуманитарных наук ведущее место, по его мнению, занимает родной язык и отечественная  история.
    Чернышевский  развил идею народности воспитания "Народность ведет не только к познанию, но и  к правдивому отражению жизни  народа, но и к активной борьбе за народные интересы. Жизненные позиции  формируются через художественную литературу. Поведение человека определяет разум, продуманный расчет направленный на удовлетворение своих и общественных потребностей". В нравственном воспитании большое значение отдавалось ТРУДУ. Показателем зрелости человека является практическая деятельность, активность включения молодежи в борьбу за народное счастье, благосостояние.
    В 1862 году Чернышевский призвал педагогическую общественность включиться в революционную  борьбу. Особое значение имеет прокламации  Чернышевского "Барским крестьянам" и "Великоросс" - политические листовки. В 1862 году в статье "Научились  ли?" защищал студенческие демонстрации. Чернышевский был арестован 7 мая 1862 года, приговорен к лишению политических прав, каторжным работам и поселению  в Сибири.
    Свой  идеал воспитания он описал в романе "Что делать?" - воспитание и  самовоспитание революционера, борца  за благо народа, за свободу и  социальную справедливость.

    2.5 Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861 гг.)

    Родился 24 января 1836 года в Нижнем Новгороде. Учился в духовном училище, закончил 7-ми летнюю семинарию, поступил в Главный  педагогический институт в Петербурге.
    Еще юношей начал пробовать свои силы в поэзии, этнографии, лингвистике, словесности. Жизненный выбор пал  на журнал "Современник". В 1857 году он был принят в него на постоянную работу.
    В 1856-1861гг. опубликовал многочисленные рецензии, обзоры на педагогические темы. В них подчеркивалось, что вопросы  образования и воспитания неотъемлемы  от политики.
    В центр концепции воспитания поставлена личность ребенка, гармоническое её развитие, подготовка ребенка к полноценной  и счастливой жизни, воспитание у  молодежи нетерпимого отношения  к социальной несправедливости и  готовности встать на борьбу со злом.
    Обучение  не просто должно сообщать некую сумму  знаний, но способствовать умственному  и нравственному развитию ребенка. Задача педагога - приучить детей "думать самостоятельно, внушить им любовь к знаниям, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор  их развития". "Успешного усвоения можно достигнуть, опираясь на любознательность и сильно развитое воображение детей, на их разум, стремясь чтобы учение было нравственной необходимостью".
    Добролюбов  отстаивал самостоятельность и  инициативность педагога. "Успешно  осуществлять задачи обучения мог бы учитель, которого отмечает ясность, твердость  и непогрешимость убеждений, высокое  всестороннее развитие, обширные и  разнообразные познания в гармонии с общими принципами". Знания и  высокие качества учителя обеспечивают любовь и уважение к себе, такой  учитель пользуется своим авторитетом  только для того чтобы предоставить максимальную свободу, самостоятельность  развитию детей, проявлению способностей и индивидуальных качеств. Учебник  должен формировать у ученика  мировоззрение и нравственные качества. "Отечеству нужны не люди фразы, а люди мысли и дела способные  и готовые встать на смертную борьбу с застарелыми предрассудками".
    В 1861 году Добролюбов публикует ряд  статей: "От дождя да в воду" - о Н.И.Пирогове, "Забытые люди" - о Ф.М.Достоевском, в которых  подчеркивалось, что изменения в  стране невозможны без изменения  основ политического строя. Публикует работу "О значении авторитета в воспитании" и др. Идеал воспитания - в удовлетворении естественных стремлений человека на основе антропологизма (где человек-целое, неразделенное существо). Нельзя обособлять умственное, физическое, нравственное воспитание друг от друга. Таким образом, главное - забота о личности ребенка, разностороннее её развитие, подготовка человека к полноценной жизни.
    В сочинении "Мое призвание к  педагогическому званию" при поступлении  в Главный педагогический институт Н.А. Добролюбов пишет:
    "Я  способен передавать свои познания, так как не обделен даром  слова, так как имею сердце, которое нередко ищет само  высказаться, а что же больше  требуется от педагога, который  хочет быть полезным ... Как я  могу передавать новые истины, ведь я только вступаю в  жизнь?… но для этого я и  вступаю в святилище науки,  чтобы в нем приготовить себя  к совершенному прохождению своей  должности".

    2.6 Дмитрий Иванович Писарев (1841 - 1868 гг.

    В статьях «О русском педагогическом вестнике», «Школа и жизнь»,«Педагогические  софизмы» и др. Д.И. Писарев настаивал  на изучении ребенка и защите его  прав. Был склонен к идеям «свободного  воспитания», считал, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие  над личностью ребенка. Писарев  отвергал профессионализацию общеобразовательной  школы, полагая, что это мешает разглядеть действительный смысл и задачи образования. Он считал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию  наравне с мужчиной.

    В 1860 гг. на арену педагогической мысли  России вышла группа методистов внесших  заметный вклад в формирование процесса обучения в школе. Это были:
      Николай Александрович Корф
      Владимир Яковлевич Стоюнин
      Василий Иванович Водовозов
      Виктор Петрович Острогорский
      Николай Федорович Бунаков и др.
    Особая  роль принадлежит   Л.Н.Толстому.

    2.7 Лев Николаевич Толстой (1829 - 1910 гг.)

    В течение 1859 - 1862 гг. Л.Н. Толстой заботится  об учрежденной им школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования. Изучает  опыт российской и западноевропейской школы, ведет педагогические исследования. В 1872-1874 гг. пишет учебники для начальной  школы, участвует в деятельности Московского общества грамотности, школ.
    После поездки за границу, размышляя о  педагогическом опыте Запада, Л.Н. Толстой  обратился к  идеям «свободного  воспитания» Ж.-Ж. Руссо. В начале 1860-х гг. Л.Н. Толстой признавал  целесообразным включать в программу  народной школы:
    письмо
    счет
    религию
    историю
    географию
    рисование
    пение
    черчение.
    Позже он склоняется к мысли о необходимости  ограничить программу народной школы: грамотой и счетом. Главный пункт  педагогической концепции Л.Н. Толстого - идея «свободного воспитания».
    Свои  взгляды он изложил в журнале  «Ясная поляна». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателя - оберегать гармонию, которой  обладает человек от рождения. Учитель  не должен руководить нравственным воспитанием  учащихся: «Критерий педагогики есть только один - свобода». Идеальная школа, где свободное содружество, где  одни сообщают знания, а другие воспринимают их.
    Лучшая  школа такая, где детям предоставлена  свобода учиться или нет. Толстой  видел «свободное воспитание» не вне цивилизации, а, напротив, в условиях общественной жизни. С начала 1870-х  гг. в педагогических суждениях Л.Н.Толстого  появляется диссонанс с идеями «свободного  воспитания». Он признает религию как  единственное и разумное воспитание.
    Толстой выдвинул идею учета особенностей ребенка  и его интересов. Л.Н.Толстой обогатил дидактику наблюдениями и выводами, относящимися к процессу сознательного  и творческого усвоения знаний, основанном на интересе. Он разрабатывал методику рассказа и беседы с учащимися. Попытку  осуществить свои педагогические замыслы  Л.Н.Толстой предпринял в Яснополянской школе (1859 г.)
    Эта школа основана на идеях: любви к  ребенку, веры в их творческие способности, отказа от давления на их личность. Домашние задания тут не задавались. Традиционные уроки заменены образными художественными  рассказами учителя, индивидуальными  и коллективными творческими  сочинениями учащихся. Расписание было, но его часто не соблюдали. Ученик волен был не посещать уроки. Порядок  и программа обучения согласовывались  с детьми. Преподавали:
    чтение
    писание
    каллиграфию
    грамматику
    священную историю
    русскую историю
    рисование
    черчение
    математику
    Закон Божий
    проводись беседы из естественных наук.
    Школа была бесплатной. В ней было четыре учителя, около 40 мальчиков и 5 девочек. Занятия шли по утрам и вечерам 7-8 часов в виде свободных бесед. Сам Толстой преподавал в старших  классах математику и историю. Школа  такой деятельностью добивалась прекрасных результатов.

    2.8 Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881 гг.)

    Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет  Московского университета, был профессором  в Дерптском университете, Петербургской  медико-хирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов  был одновременно крупным общественным, педагогическим деятелем. В 1856 году Н.И. Пирогов уходит из медико-хирургической  академии и получает пост попечителя Одесского учебного округа, который  занимал в течение двух лет. В  том же году в «Морском сборнике»  появляется его статья «Вопросы жизни», которая имела значительный отклик в педагогических кругах. В период с 1852 по 1861 гг. Пирогов возглавляет  Киевский учебный округ. Он выступал с критикой сословности в образовании, догматических методов обучения, предлагал систему: начальная школа, прогимназия (реальная и классическая), университет и высшая специальная  школа. Иными словами:
    Начальная школа (2 года)
    Прогимназия:  реальная   (4 года),  классическая  (4 года)
    Гимназия: реальная    (3 года), классическая    (3 года)
    Высшие учебные специальные заведения
    Университеты
    Н.И. Пирогов содействовал работе педагогических советов учебных заведений, принимал участие в совершенствовании  преподавания иностранных языков; поощрял  творчество и самообразование учителей, уделял много внимания повышению  качества преподавания в частных  женских школах-пансионатах; противодействовал  уменьшению автономии университетов. Пирогов настаивал на либеральных  коллегиальных началах управления учебными заведениями, был против регламентации  сверху.
    В статье «Нужно ли сечь детей?» возражал против физических наказаний. Он усилил подготовку учителей на местах, организовал  обмен опытом путем создания «циркуляров», педагогических журналов. Но он не смог противостоять большинству чиновников.
    В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен  в отставку, тем самым была прервана его педагогическая деятельность.
    В статье «Вопросы жизни» особое место  занимает идея самопознания посредством  воспитания (общечеловеческого воспитания). «Мало кто осознано ставит перед  собой жизненные цели. Но каждый должен задать себе вопрос, в чем  смысл, призвание его жизни. Ответ  должно дать воспитание .... Школа - проводник  к распространению в будущем  поколении одних только известных  убеждений, взглядов ... Школа - рассадник  специалистов необходимых государству  для достижения обыденных целей ... Школа  служит для воспитания детей, для хлеба - для этого отцы посылают детей в школу. Учиться, образовываться, просвещаться должны по мере сил и  это должно стать инстинктивной  потребностью общества».
    Идеал нравственного воспитания видел  в христианской религии. Н.И. Пирогов  выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. До определения жизненного рубежа, когда обнаруживаются склонности и призвания, все люди должны пользоваться общечеловеческим вос
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.