На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основы муниципального управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………..6
1.1. Становление правовых основ организации местного самоуправления в РФ……………………………………………………………………………..…...6
1.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления……………11
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………..16
2.1. Современная модель местного самоуправления в РФ……………………16
2.2.Принципы муниципальной организации и основные организационно-правовые формы местного самоуправления…………………………………...24
Заключение………………………………………………………………….32
ИСТОЧНИКИ И  ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.
     Особую  актуальность данной проблемы на современном  этапе придают следующие обстоятельства:
     - необходимость преодоления существующей  политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;
     - потребность  в  развитой  региональной  политике.   Этого  требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти;
     - острота проблемы укрепления  российской государственности, 
важной частью которой является формирование новой 
законообеспеченной структуры органов местного самоуправления. 
Демократическая система власти способна сохранить централизованное 
государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при 
наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных 
структур управления;

     - отсутствие концепции местного  самоуправления для современных российских условий, без которой невозможна системная работа по созданию структур местной власти.
     Понятие местного самоуправления, система его  органов, связь этих органов с  населением и центральными органами власти исследовали еще русские правоведы начала XX века. А.Д.Градовский, И.И.Евстихиев, Н.И.Лазаревский, М.И.Свешников и др. Одни русские юристы определяли самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, в вверенными местным административным органам. Другие утверждали, что самоуправление -результат столкновения разных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью правительства. В трудах современных ученых С.А.Авакъяна , В.М.Баглая , О.Е.Кутафина , В.И. Фадеева и др. рассматриваются    вопросы    осуществления    отдельных    полномочий органов местного самоуправления, предметов ведения.
     Структура органов местного самоуправления является предметом исследования  В.В.Володина,  В.Л.Ясюнуса,  Ю.А.Тихомирова,  А.Широкова, С.Юрковой и др.
     Цель  работы: исследование возможности становления реализации современной модели организации местного самоуправления.
     В соответствии с указанной целью  поставлены следующие задачи:
     • обоснование исторических теорий местного самоуправления;
     •выявление    организационно-правовых         форм    местного самоуправления в России и в зарубежных государствах;
     • раскрытие и    обоснование  путей формирования современной    модели местного самоуправления.
     Предметом исследования являются юридически закрепленные 
взаимоотношения структурных элементов системы местного самоуправления рассматриваемой как современная модель его организации.

     Объектом  исследования выступают различные организационно-правовые формы современной модели местного самоуправления в России.
     Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании целостной, эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без решительного устранения командно-бюрократической системы управления, без последовательной реализации принципов самоуправления.
     Теория  муниципального управления разрабатывает  и обосновывает принципы, функции, методы, технику и технологию муниципального управления, а также системы, структуры и формы организации муниципального управления, т.е. научные основы обеспечения этой деятельности, принятия и реализации управленческих решений. Она отражает специфику муниципального управления в рамках демократической общественной системы, ее место и роль в реализации государственной социальной политики.
     Сегодня теория муниципального управления есть складывающаяся и развивающаяся  система знаний о закономерностях, принципах и методах, механизме  управления муниципальным образованием и его сферами в целях преобразования общественных отношений, активизации человеческого фактора, социального поведения людей, достижения общественно значимых результатов их деятельности и развития. 
 
 

Глава 1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

1.1. Становление правовых основ организации местного самоуправления в РФ
     Россия - страна, которая отличается многообразием  географических, национальных, природных и других особенностей.
     Интерес к идее местного самоуправления в  России возник к 1925 году, так как система городского управления, роль и место Советов, их структура, функции и полномочия формировались в процессе развития советского государства. 24 октября 1925 года было принято «Положение о городских Советах». Данное положение дало мощный толчок к развитию самоуправления в СССР. В короткие сроки города получили необходимые права и свободы для восстановления городского хозяйства и начали обретать самостоятельность.
     Полностью самоуправление не могло вступить в  свои права к началу 1930 года, так как система местного самоуправления была ликвидирована, а на ее смену пришла система тоталитарного партийного государства.
     С начала времен «хрущевской оттепели»  местного самоуправления стало рассматриваться как коммунистическое или социалистическое самоуправление народа. Оно было неотделимо от органов государственной власти.
     Интерес к местному самоуправлению вновь  возник к началу 80-х годов. Важную роль в становлении и развитии местного самоуправления в России сыграл Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»1. Он определил основные направления местных органов власти, принципы их формирования и деятельность как органов самоорганизации граждан. В соответствии с данным Законом, в системе местного самоуправления должны быть местные Советы - как представительные органы власти.
     Впервые этот Закон ввел понятие «коммунальная  собственность», отнеся к ней «имущество, передаваемое безвозмездно субъектами СССР союзным и автономным республикам, иным субъектам, а также имущество, создаваемое или приобретенное местным Советом за счет принадлежащих ему средств».
     6 июля 1991 года был принят Закон  РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». С принятием этого Закона в Росси начался процесс реформирования местных органов власти и формирования органов местного самоуправления, а исполнительная власть получила более широкие полномочия и могла действовать независимо, особенно в вопросах административного управления, представительная власть стала также иметь более широкие полномочия. С принятием данного Закона в российском законодательстве было проведено четкое разграничение компетенции исполнительных и представительных органов местного самоуправления.
     Процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации основывался не только на Законах, но и на Указах Президента Российской Федерации.
     Основным  моментом становления современной  модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.
     Конституция Российской Федерации 1993 года определила концептуальные основы построения новой системы местного самоуправления, выделила местное самоуправление, как самостоятельную форму осуществления власти народа, признавая при этом и защищая экономическую основу местного самоуправления, муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.
     Указы Президента, разработанные на основе Конституции, Федеральных Законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», несмотря на ряд их недостатков, достаточно полно соответствовали потребностям российского общества, международным правовым стандартам. Они представляли собой переход от советской системы местной власти к системе муниципального управления.
     С принятием данного Закона начался  новый этап развития правовой основы местного самоуправления.
     В современной России осуществляемое реформирование органов местной власти, в большинстве, опирается и на дореволюционный опыт. Исторический опыт показывает, что местное самоуправление появлялось только тогда и там, где требовалось пробудить инициативу органов местной власти, прежде всего, для наиболее быстрого выхода из создавшегося кризиса власти.
     В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура органов местного самоуправления, учитывая местные особенности и традиции, возможно многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Это связано с много вариантностью распределения полномочий между создаваемыми для их осуществления органами местного самоуправления.
     Организационные формы местного самоуправления в  России основываются на нескольких возможных  сочетаниях трех традиционно устойчивых элементах системы местной власти и управления: представительного органа, исполнительного органа и высшего должностного лица. Данные организационные формы определяются:
     1. способами вступления в должность  высшего должностного лица;
     2. распределением полномочий между  различными органами местного самоуправления;
     3. порядком осуществления взаимодействий  между органами местного самоуправления.
     На  базе основных организационных форм местного самоуправления возможно построение смешанных моделей, применительно к местным условиям, а также определение структуры организации местного самоуправления в условиях конкретного муниципального образования. Выбор конкретных моделей местного самоуправления напрямую зависит от условий, в которых оно осуществляется, анализ нормативных актов, касающихся местного самоуправления, принятых на федеральном уровне, свидетельствует о том, что отправной точкой формирования российской системы местного самоуправления стал 1993 год.
     Новое законодательство о местном самоуправлении начинает приобретать позитивное начало.
     Одни  из основных направлений государственной политики в области местного самоуправления в период с 1997-1998 гг. явилось дальнейшее формирование правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей становление местного самоуправления.
     Важным  моментом  реформы  местного  самоуправления на современном этапе является создание необходимых условий для 
формирования финансово-экономической основы местного 
самоуправления и осуществление мер государственной поддержки 
местного самоуправления.

     В сентябре 1997 года был принят Федеральный  Закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Он определил основные направления и принципы организации местных финансов, установил источники формирования направления, использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
     Процесс формирования системы местного самоуправления и 
законодательства о нем не завершен. Необходимо осмыслить 
первый опыт местного самоуправления, чтобы более объективно 
представить функционирование современной модели местного 
самоуправления.

     Проводя анализ истории земства и советского периода государственности России, можно проследить затем, каким принципам должно соответствовать местное самоуправление и из чего необходимо исходить при построении оптимальной модели организации местного самоуправления в России.
     Прежде  всего,  необходимо выделить    существенные признаки, составляющие содержание понятия «местное самоуправление».
     Отечественные правоведы уделяли большое внимание проблеме местного самоуправления. Градовский А.Д. определял самоуправление как один их видов распределения власти: «самоуправление - есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального Правительства»2.
     Свешников М.И. определял местное самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, вверенным местным административным органам3.
     Лазаревский Н.И. определял самоуправление как4:
     1. осуществление правительственных  прав по поручению государства;
     2. деятельность, состоящую в исполнении  местных задач государственного управления;
     3. исполнение задач, государственного управления самим государством.
     Ход истории свидетельствует о том, что местное самоуправление всегда возникало, прежде всего, там, где требовалось пробудить инициативу органов местной власти для быстрого и безболезненного выхода из кризисной ситуации.
     Местное самоуправление в нашей стране представляется своеобразной гарантией от возникновения тоталитарных режимов. Оно получило развитие и большую автономию в странах без опыта демократических начал (Италия, Финляндия). В России же оно является частью государства, но при этом не входит в систему органов государственной власти.
     С учетом особенностей развития современного российского общества, исторических корней местного самоуправления, зарубежного муниципального опыта, современной нужно считать модель развитого местного самоуправления, сочетаемого с сильной государственной властью на уровне Федерации. Данная модель могла бы преодолеть региональный сепаратизм, так как в единстве государства заинтересованы и федеральная власть и власть местного самоуправления.
     Таким образом, процесс становления правовых основ организации самоуправления все больше обретает усовершенствованный характер, несмотря на то, что субъекты Федерации сдерживают этот процесс всеми силами законодательства, которое зачастую противоречит Федеральному. 

1.2. Зарубежные модели организации местного самоуправления 

     Реформа местного самоуправления происходит в  России с начала 90-х годов, и споры об этом не прекращаются по настоящий момент,
     Сейчас  пришло время, когда необходимо определить, созвучны ли волнующие нас проблемы тем, которые обсуждались много лет тому назад и обсуждаются в зарубежных странах.
     Принцип самоуправления - один из наиболее древних  и универсальных среди тех, что применяются в управлении. Данный принцип отвечал потребностям человеческого общества, начиная с самых ранних стадий его развития (Древний Рим) и до определенного времени оставался единственным средством социальной организации. По мере развития общества нарастает его взаимное отчуждение с государством, а также усложняются задачи управления. Роль самоуправления и способы его институционального оформления начинают существенно меняться, попадая во все большую зависимость от форм и методов управления.
     Основы  правовых муниципальных систем многих европейских стран, а также США, Японии и ряда других государств были заложены в ходе муниципальных реформ XIX века5. Муниципальные реформы XIX века основывались на фундаменте, который закладывался для них уже в средние века. Средневековые города уже несли в себе «зародыш» буржуазного муниципализма.
     В начале XX века получила свое признание теория, согласно  которой органы самоуправления являются органами не государства, а общин, как особых от государства публично-правовых юридических лиц6.
     На  современном этапе развития мирового общества существуют
различные типы и модели местного самоуправления.
     Англосаксонская - получившая свое распространение  в Великобритании, США, Канаде, Австралии и др. странах, где местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий, а на местах отсутствует полномочный представитель Правительства, который бы опекал органы местного самоуправления.
     Континентальная (французская) - модель в настоящее время распространена в странах франкоязычной Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, которая основана на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления и представляет собой классическую, иерархическую пирамиду, в которой нижестоящие звенья напрямую подчиняются вышестоящим.
     Советская модель - в настоящее время является зарубежной и действует на Кубе и в КНР. Она имеет принципиальное отличие от основных зарубежных моделей. Для нее характерны следующие черты:
     -правовую основу деятельности местных органов составляют Конституции и акты, издаваемые центральными законодательными органами;
     - принцип жесткой централизации  управления;
     - принцип патернализма;
     - функционирование органов местного  самоуправления в системе органов государственной власти;
     - отсутствие муниципальной собственности,  местных бюджетов и т.п.
     Местное самоуправление в США учреждается  и регулируется в соответствии с  их Конституциями и статутами. В отличие от европейских государств США не гарантируют местного самоуправления на национальном уровне, но самостоятельность местных органов высокая. Штаты учреждают местные органы, определяют полномочия и организационные структуры, а местные органы, в свою очередь, получают от Штатов право на принятие либо Устава (Хартии), либо права на местное законотворчество7. В США сложились три основных модели местного самоуправления.
     1. Сильный мэр - Совет, действующая  в большинстве самоуправляющихся городов США;
     2. Слабый мэр - Совет;
     3. Модель Совет - Управляющий, используется  в 40% случаев в городах средних размеров.
     Япония также является примером для рассмотрения модели местного самоуправления. Местное самоуправление в Японии осуществляется на двух уровнях: префектура и поселения. За каждым из уровней закреплена собственная компетенция; вмешательство со стороны каких-либо других уровней и государства не допускается, а если и допускается, то только через суд. Система органов местного самоуправления закреплена в законодательстве. Модель местного самоуправления в Японии основана на принципах8:
     - формализация принципа разделения  властей на всех уровнях;
     - выборность высшего должностного  лица (Мэр, Префект) и представительного органа;
     - сосредоточение ответственности за проводимую политику и основных рычагов управления выборного должностного лица;
     - установление       единообразной       структуры       местного  самоуправления;
     - местные автономии;
     - выборности всех должностных  лиц местного самоуправления;
     -право местных органов публичной власти по управлению своим имуществом;
     - издание своих постановлений  в пределах законов и др.
     Изучение  использования опыта местного самоуправления в Японии может быть применено в современной модели организации местного самоуправления в Российской Федерации. Применительно к России и с учетов евроазиатского расположения нашей страны, данный опыт является особенно ценным.
     Рассматривая  систему местного самоуправления в  ФРГ, можно отметить, что гарантии местного самоуправления представлены в основном законе ФРГ9. В Германии союзы общин пользуются правом местного самоуправления в рамках их законной компетенции на основании законов, которые обеспечивают жизнеспособность общин и союзов общин.
     Государственное устройство государства построено от общин и 
союзов общин, районов и округов к землям и федерациям снизу вверх. 
Существуют две основные формы организации местного самоуправления: 
южно-германская и северо-германская которые, в свою очередь, 
представлены «парламентской» и «президентской» моделью 
формирования органов руководства общины.

     Приведенный обзор показывает, что российская традиция местного самоуправления может развиваться в русле европейской, где независимость местных сообществ от государственной власти строго регламентируется законом, а зарубежный муниципальный опыт может быть применен в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

2.1. Современная модель  местного самоуправления  в РФ 

     Европейская Хартия местного самоуправления выделяет четыре основных признака, без которых не может осуществляться местное самоуправление10:
     - власть, действующая в пределах, установленных законом;
     -наделение местного самоуправления правом самостоятельного распоряжения ресурсами;
     - власть с четко обозначенными функциями в государстве;
     - наличие выборных органов местного  самоуправления.
     А также обозначает черты, присущие различным  моделям местного самоуправления.
     Для выбора конкретных моделей местного самоуправления нужны определенные условия, в которых должно осуществляться местное самоуправление, зависящие от:
     - экономической модели общества  и отношений, возникающих в сфере собственности;
     - демократических интересов в  обществе и государстве; 
     - региональных,      национальных,   местных   традиций   и   особенностей осуществления власти на местах.
     Этот  перечень далеко не полный, но на наш  взгляд, наиболее важный, так как учет этих условий определяет эффективность любой модели местного самоуправления.
     Модель  вообще - это некая система, устанавливающая положение о том, каким должен быть объект и состоящая из совокупности элементов, определяющих структуру объекта, задачи, цели, функции, права и обязанности, ответственность и др. Мы можем определить модель местного самоуправления как систему взаимосвязей между субъектами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и органами государственной власти, структура которой складывается , исходя из местных традиций и особенностей, наличия демократических институтов, отношений, возникающих в сфере собственности, самостоятельности, обособленности от государства и др. не менее важных положений.
     В настоящее время в России еще  происходят процессы реформирования местного самоуправления. Учитывая этот процесс при функционировании современной модели местного самоуправления в Российской Федерации должны учитываться следующие признаки:
     - на современном этапе развития  российского государства 
осуществляется переход от общегосударственной собственности к 
многообразию форм собственности, включая и муниципальную, 
требующий регулирования экономических процессов на местах и 
наличия достаточных возможностей у местной власти в области 
урегулирования в деятельности малого и среднего бизнеса в виде 
собственных бюджетных земельных и иных ресурсов;

     - в России производство представлено крупными предприятиями, где влияние их на жизнь городов очень велико, а влияние городов на крупные производства сведено к минимуму; процесс приватизации этих предприятий без участия местных властей привел к тяжелым последствиям;
     - в России осуществляется, и по  сей день не завершена 
экономическая реформа, чья особенность состоит в том, что процесс 
разгосударствления и децентрализация производства не сопровождается 
существенными изменениями в налоговой и финансовой сферах 
государства; здесь обязательной задачей является перераспределение 
налогов по уровням в зависимости от уровня налогооблагаемой базы. В 
этой связи происходит заинтересованность органов местного 
самоуправления в более полном использовании данного принципа и 
перехода от финансирования отраслей хозяйства к финансированию на 
местах;

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.