ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
реферат Организация социального страхования населения в субъекте РФ |
Информация: |
Тип работы: реферат.
Добавлен: 18.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
Оглавление
Введение
Обязательное
социальное страхование - часть государственной
системы социальной защиты населения,
спецификой которой является осуществляемое
в соответствии с федеральным законом
страхование работающих граждан от возможного
изменения материального и (или) социального
положения, в том числе по независящим
от них обстоятельствам., что является
актуальность настоящей работы .
Объектом
данного исследования является анализ
темы «Организация социального страхования
населения в субъекте РФ».
При этом
предметом исследования является рассмотрение
отдельных вопросов, сформулированных
в качестве задач данного исследования.
Целью
исследования является изучение темы
«Организация социального страхования
населения в субъекте РФ.».
В рамках
достижения поставленной цели автором
были поставлены и решения следующие
задачи:
Определить
социальное страхование в России как барометр
общественного устройства и социально-трудовых
отношений ;
Рассмотреть
перспективы развития страховых механизмов
в России;
Изучить организацию
социального страхования в субъекте РФ
на примере Пензенской области.
1.
Социальное
страхование в России
как барометр общественного
устройства и меняющихся
социально-трудовых
отношений
Базовым
институтом социальной защиты населения
в индустриально развитых странах
(ИРС) является обязательное социальное
страхование.
Обязательное
социальное страхование представляет
собой систему создаваемых государством
правовых, экономических и организационных
мер, направленных на компенсацию или
минимизацию последствий изменения материального
и (или) социального положения работающих
граждан, а в случаях, предусмотренных
законодательством РФ. Регулирует отношения
в системе обязательного социального
страхования Федеральный закон от 16 июля
1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного
социального страхования»1, но действие
данного Закона не распространяется на
обязательное государственное страхование,
которое регулируется специальным законодательством
РФ. Закон определяет:
правовое
положение субъектов обязательного социального
страхования;
основания
возникновения и порядок осуществления
их прав и обязанностей;
ответственность
субъектов обязательного социального
страхования;
устанавливает
основы государственного регулирования
обязательного социального страхования.
Закон
«Об основах обязательного социального
страхования» устанавливает основные
принципы осуществления обязательного
социального страхования.
Основными
принципами осуществления обязательного
социального страхования являются:
устойчивость
финансовой системы обязательного социального
страхования, обеспечиваемая на основе
эквивалентности страхового обеспечения
и страховых взносов;
всеобщий
обязательный характер социального страхования,
доступность для застрахованных лиц реализации
своих социальных гарантий;
государственная
гарантия соблюдения прав застрахованных
лиц на защиту от социальных страховых
рисков и исполнение обязательств по обязательному
социальному страхованию независимо от
финансового положения страховщика;
государственное
регулирование системы обязательного
социального страхования;
паритетность
участия представителей субъектов обязательного
социального страхования в органах управления
системы обязательного социального страхования;
обязательность
уплаты страхователями страховых взносов
в бюджеты фондов конкретных видов обязательного
социального страхования;
ответственность
за целевое использование средств обязательного
социального страхования;
обеспечение
надзора и общественного контроля;
автономность
финансовой системы обязательного социального
страхования.
1.1.
Страховое обеспечение
в сфере обязательного
социального страхования
Закон
«Об основах обязательного социального
страхования» определил также виды страхового
обеспечения по обязательному социальному
страхованию, такие как:
оплата медицинскому
учреждению расходов, связанных с предоставлением
застрахованному лицу необходимой медицинской
помощи;
пенсия по
старости;
пенсия по
инвалидности;
пенсия по
случаю потери кормильца;
пособие по
временной нетрудоспособности;
пособие в
связи с трудовым увечьем и профессиональным
заболеванием;
пособие по
беременности и родам;
ежемесячное
пособие по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет;
пособие по
безработице;
единовременное
пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное
пособие при рождении ребенка;
пособие на
санаторно-курортное лечение;
социальное
пособие на погребение;
оплата путевок
на санаторно-курортное лечение и оздоровление
работников и членов их семей.
Закон
«Об основах обязательного социального
страхования» предусматривает, что
конкретные виды обязательного социального
страхования (для работающих и неработающих
граждан) должны определять федеральные
законы и принимаемые в соответствии с
ними иные нормативные правовые акты РФ,
а также законы и нормативные правовые
акты субъектов РФ.
Источниками
поступлений денежных средств в
бюджеты обязательного социального
страхования являются:
страховые
взносы, которые перечисляются страхователями-работодателями;
дотации,
другие средства федерального бюджета,
а также средства иных бюджетов в случаях,
предусмотренных законодательством РФ;
штрафные
санкции и пени;
денежные
средства, возмещаемые страховщикам в
результате регрессных требований к ответственным
за причинение вреда застрахованным лицам;
доходы от
размещения временно свободных денежных
средств обязательного социального страхования;
иные поступления,
не противоречащие законодательству РФ.
Бюджеты
фондов конкретных видов обязательного
социального страхования утверждаются
федеральными законами на каждый очередной
финансовый год2.
В
России с начала 1990-х годов на повестке
дня среди наиболее крупных вопросов государственной
социальной политики встала стратегическая
задача формирования экономических, организационных
и правовых механизмов социального страхования.
С этой целью в 1990-е годы была создана законодательная
база и сформированы государственные
внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд,
Медицинский Фонд, фонд социального страхования,
фонд занятости.
2.Проблемы
социального страхования
в России
Однако
наряду с положительными моментами
в системе социального страхования
имеется ряд серьезных недоработок.
Они касаются как законодательного оформления
институциональной базы, так и создания
условий для эффективного функционирования
финансовых механизмов. Размеры пенсий
и пособий все еще по покупательной способности
и коэффициенту замещения составляют
примерно 65-70% от их показателей 1991 г., доступ
к качественной медицинской помощи в системе
обязательного медицинского страхования
затруднен для большинства застрахованных.
Во
многом медленное и непоследовательное
становление национальной системы
социального страхования связано с
тем, что изначально в стране не была разработана
и принята доктрина формирования институтов
социального страхования как единого
целого, органически связанного с системой
заработной платы, демографической политикой
и политикой на рынке труда. В конечном
итоге это объясняет отсутствие четко
обозначенных целей и программы действий
в данной области, является причиной "размытости"
и непоследовательности управленческих
воздействий, для которых применимо известное
высказывание В. И. Ленина (Ульянова): "шаг
вперед, два - назад".
Данная
политика привела к отрицательным
результатам и потребовала существенной
корректировки, которая была частично
проведена в 2009 г. Однако данные меры
не позволят сформировать институциональную
основу социального страхования. Во многом
это связано с тем, что не решена задача
взаимной увязки систем заработной платы
и социального страхования между собой,
которую в ИРС удалось решить в середине
ХХ в., что оказало взаимное положительное
влияние организации заработной платы
и социального страхования друг на друга.
Это
- главный урок для России и других
стран Центральной и Восточной
Европы, сталкивающихся со значительными
трудностями в процессе создания
подлинно страховых институтов обязательного
пенсионного и других видов социального
страхования.
В
России потенциал социального страхования
еще только формируется. Совокупный
объем страховых финансовых ресурсов
Пенсионного фонда России, Фонда
социального страхования и фондов
обязательного медицинского страхования
составляет всего около 8% ВВП.
Столь
низкая доля в расходах на цели социальной
защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже,
чем в странах ЕС) позволяет
выплачивать пенсии, составляющие в
основной своей массе всего 30-35% и
ниже от размера предшествующей заработной
платы.
Во
многом столь низкий размер страхового
возмещения объясняется заниженным объемом
расходов на заработную плату, которая
является базой начисления страховых
взносов, - всего 24% ВВП. Крайне низкий уровень
заработной платы в стране, ее запредельная
дифференциация представляют собой суть
"нервного узла" всех проблем в сфере
доходов населения. Развязывание этого
узла позволит уменьшить неравенство
граждан в доступе к материальным и духовным
благам, гарантировать возможность "зарабатывания"
достойных пенсий и других социальных
страховых выплат.
В
последние два десятилетия условия
функционирования социального страхования
подверглись существенным изменениям.
В частности, на ситуацию с доходами
населения влияет:
глобализация
рынков труда, товаров и капитала, выравнивающая
занятость в планетарном масштабе, увеличивая
ее в Китае, Индии, странах Юго-Восточной
Азии и, напротив, уменьшая в странах Европы
и США;
смена приоритетов
в размещении финансовых активов, приведшая
к тому, что в 1990-е годы в США, странах Западной
Европы и Японии инвестиции в финансовые
активы превысили инвестиции в основной
капитал. В результате снижение объемов
средств, направляемых на расширение реального
сектора экономики, отрицательно влияет
на объемы производства товаров и услуг,
тем самым уменьшая ресурсы, направляемые
на заработную плату и все виды социального
страхования;
изменение
социально-трудовых отношений, приводящее
к снижению доли занятых на условиях постоянного
найма, все более широкому применению
гибких и неполных формы занятости - временной
и частичной;
старение
населения, сопровождающееся увеличением
доли старших возрастных групп. Достаточно
отметить, что если в 1960-е годы доля старших
возрастных групп в большинстве индустриально
развитых стран составляла около 8%, то
сейчас - 20%, а к 2030 г. приблизится к 26%.
Эти
четыре тенденции негативно отражаются
на состоянии национальных систем социального
страхования, приводят к снижению достигнутых
ранее высоких стандартов социального
страхования. Происходит коррозия их финансовых
механизмов и снижение уровня выплачиваемых
пенсий и пособий, уменьшается круг застрахованных
лиц и повышается финансовая нагрузка
на страхователей3.
Основным
результатом индустриального периода
в социально-трудовых отношениях - формирование
общества наемного труда, которое в новых
условиях, на постиндустриальном этапе,
начинает существенно изменяться. Оно,
как и раньше, не становится ни однородным,
ни мирным, но его проблемы и антагонизмы
другого типа. Происходит борьба не между
предпринимателями и наемными работниками,
а внутри самого наемного труда: борьба
за рабочие места и должности в разворачивающемся
процессе все более усиливающегося разделения
труда в мировом масштабе, за более высокое
статусное положение в социальной иерархии
все более атомизирующегося постиндустриального
общества.
Политика
экспорта производства в страны с
более дешевой рабочей силой,
которой руководствуются крупные
корпорации, проводит к крупным изменениям
в перераспределении источников
рабочих мест. Безработица становится
одной из глобальных проблем современности.
Кроме
того, для России (и стран, входивших
в состав СССР) важными проблемами
выступают последствия формационных
реформ, осуществляемые на протяжении
последних двадцати лет. Важнейшими
из них являются следующие процессы.
Деиндустриализация экономики России,
что выражается в существенном сокращении
численности наемного труда, небывалым
ростом безработицы и "серых" форм
найма, резким увеличением масштабов самозанятого
населения4.
Второй
тенденцией в социально-трудовой сфере
выступает курс государства на дерегулирование
заработной платы (соотношение заработной
платы в крайних децилях составляет 1 к
24), подчинение ее законам рынка, что особенно
наглядно проявляется в существенном
уменьшении ее доли в ВВП (с 38% ВВП в 1990 г.,
до 24% в 2008 г.). Последствия такой политики
выражаются в сложившейся ситуации, когда
40% работников за 35 лет трудовой деятельности
не в состоянии заработать трудовую пенсию
в размере прожиточного минимума.
Третьей
долговременной тенденцией выступает
ухудшение демографического состояния,
что характеризуется численным уменьшением
(фактически вымиранием) населения страны
со скоростью около 1,0 млн. человека в год,
крайне низкой рождаемостью и быстрым
ростом доли старших возрастных групп
в структуре населения.
Важнейшей
проблемой, не позволяющей развиваться
пенсионному страхованию в России,
выступает отсутствие достаточной
мотивации у работодателей и работников
к уплате страховых взносов в пенсионную
систему, что приводит к массовому их уклонению
от полноценной величины - до 30-40% от законодательно
установленного объема. При этом самым
важным, но и одновременно самым сложным
вопросом является вопрос собственности
пенсионных средств. Следует правильно
ответить на вопрос: кому они принадлежат?
Уплачивая
страховые взносы, наемный работник
и работодатель вступают в солидарные
отношения со всеми другими работниками
и работодателями по поводу функционирования
социального страхования, финансовые
ресурсы которого являются собственностью
всей совокупности застрахованных, то
есть выступают общественной собственностью,
использовать которую могут получатели
пенсий, пособий, медицинской помощи и
других социальных услуг. и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|