На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды законов в действии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
     Введение………………………………………………………..3
     Глава I. Понятие и сущность закона………………………….5
     §1. Общая характеристика нормативно –  правового акта…..5
     §2. Понятие закона……………………….…………………….6
     §3. Признаки закона…………………...…………………….....8
     Глава II. Виды законов в действии……………………………10
     § 1. Характеристика видов законов…………………………...10
     §2. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………………………...12
     § 3. Законотворчество…………………………………………..18
     Заключение……………………………………………………...25
     Список  нормативно – правовых актов, специальной литературы и материалов судебной практики………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются  с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
     Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным  регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых, поэтому подзаконными актами.
     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что законы Российской Федерации являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.
     Целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции подходов к пониманию закона.
     Задачи  курсовой работы:
    Дать общую характеристику нормативно – правовому акту.
    Определить общую характеристику закона.
    Провести анализ законотворческого процесса.
     В работе использовались различные законодательные акты, регулирующие вопросы о законодательстве, а также работы многих известных юристов, затрагивающих данную тему: А.С Пиголкин, С.С. Алексеев, В.В. Лазарев, В.К. Бабаев, М.Н. Марченко, В. М. Корельский, В.Н. Хропанюк и другие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Понятие и сущность закона
     § 1. Общая характеристика нормативно – правового акта
     Во  всех правовых системах под нормативным  актом понимается исходящий от компетентного  государственного органа акт правотворчества, устанавливающий или же отменяющий правовые нормы. Он (акт) рассчитан на регулирование неопределенного числа случаев, неперсонифицирован и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже имеющуюся норму).
     Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, в силу определенных установленных  правил его изложения он является лучшим способом оформления устоявшихся норм. Во-вторых, на него легко ссылаться при разрешении дела, легко вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. В-третьих, они удобны для учета и систематизации.
     Нормативный акт является наиболее распространенным и, может быть, даже классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых в систему "писаного права". В этих странах нормативные акты составляют определенную иерархическую систему, на верхней ступени которой стоят конституции и законы (конституционные и обыкновенные). В современных условиях наблюдается отчетливая тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства над другими нормативными актами, особенно над актами исполнительной власти - декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями и т.д.
     Юридическая сила и сфера действия нормативного акта обусловлены местом издавшего  его органа в системе органов  государства или в политической системе в целом. Поэтому становление системы нормативных актов каждой из стран отражает общие закономерности развития ее политико-государственных структур.1
      В самом общем виде иерархическую  систему нормативно-правовых актов  России можно представить следующим  образом:
      1) Конституция (Основной закон);
      2) федеральные законы;
      3) указы Президента;
      4) постановления Правительства; 
      5) нормативные акты министерств  и ведомств.
     Подводя итог всему выше сказанному можно  сделать вывод, что под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени.2 

     § 2. Понятие закона
     За  многие столетия изучения законов накопилась немалая сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился стереотип. 3
     Демократическое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источником права является закон. Этимологически слово "закон" происходит от древнерусского слова "кон", которое означало границу, предел чего-либо.
     Закон, как правило, в целом, не является застывшим, а своем развитии институтом, он постоянно изменяется и развивается вместе с изменением и развитием общества. В силу этого меняются взгляды на него, его признаки и черты.
     В современной юридической науке  и практике термин "закон" употребляют  двояко — как юридический нормативный  акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.
     Закон — это обладающий высшей юридической  силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.4 Или закон – это нормативно – правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.5
     В государстве, имеющем парламентскую  систему, мируется, естественно, и законодательная  система, состоящая из нормативных  актов парламента (законов, статутов ц т. д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости ц гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию закона. В самом общем плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым т. е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права в основном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах ООН, которые составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для законодателей любых государств. Степень соблюдения прав человека в законе — критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.
     Верховенство  закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного  усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение  гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.
     Содержание  закона образуют первичные нормы, которые  в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.6
     Итак, закон – это нормативно – правовой акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. 7 

     § 3. Признаки закона
     Слово «закон» в специальной и популярной литературе, в бытовой речи зачастую обозначает общеобязательное правило, обеспеченное принудительной силой государства. В таком понимании закон отождествляется по сути, с правом.8
     Законы  занимают главное место в системе  нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.
     Характерные признаки закона таковы:
     1.  Закон  — это юридический  документ, содержащий нормы права.
     2. Закон является результатом правотворческой  деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
     3.  Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения  в обществе.
     4.  Закон обладает высшей юридической  силой, что проявляется в невозможности  его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не Должны противоречить все иные юридические документы.
     5.  Закон является фундаментальным  юридическим документом. Он служит  базой, основой, ориентиром нормотворческой  деятельности иных государственных органов.9
     6. Законы принимаются, изменяются  и дополняются в особом, строго  установленном, законодательном  порядке. Законодательная процедура  существует в каждом государстве.  Она закрепляется, как правило,  особыми актами — Положениями  или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.
     7. Закон исключительно нормативен (содержит только нормы права,  в отличие от других нормативно-правовых  актов, которые могут иметь  «вкрапления» индивидуально-властных  предписаний).10
     Таким образом, закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.11
     Законы, как и другие нормативные правовые акты, представляют собой результат правотворчества. Но их разработка и принятие имеют свои особенности, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества. Создается закон в процессе законотворчества — важнейшей составной части нормотворческой деятельности.12 

     Глава II.  Виды законов в действии
     §1. Характеристика видов законов
     Затрагивая  понятие и сущность закона в предыдущей главе, было упомянуто о видах  законов. Целесообразно теперь их рассмотреть  подробнее.
      Итак, существует несколько видов нормативно – правовых актов, но следует рассмотреть только два из них, которые касаются именно законов, такие как Конституция (Основной закон) и федеральные законы.
      Конституция (Основной закон) Российской Федерации ( Конституция РФ)13 является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим:
      1) Конституция принята на референдуме  в результате свободного волеизъявления  всего народа;
      2) Конституция устанавливает основные  начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
      3) Конституция содержит перечень  основных прав человека и фиксирует  структуру и компетенцию высших  органов государственной власти  и управления;
      4) Конституция принимается, изменяется  в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
      Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным  отраслям права. Для настоящего раздела  имеют значение нормы Основного  закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104—108), и некоторые другие.14
      Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.
      Особая  группа федеральных законов —  конституционные законы, которые  принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ15, принимался простым большинством голосов.
      Закон от 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной  Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.
      Для всех видов законов официальной  является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.16
      В соответствии со ст. 66 Конституции РФ  субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.17
     Эти два основных вида законов являются основными для всего населения  Российской Федерации, они регулируют общественные отношения и обязательны  для всеобщего исполнения.  

     § 2. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц
     Действие, т.е. «жизнь» закона, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.18
     Действие  закона, равно как и любого другого  нормативного акта, начинается с момента  вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической  силы. 19
     Действие нормативных актов во времени. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.
     Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.
     Во-вторых, начало действия некоторых актов  определяется моментом их принятия или  официального опубликования. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.20 был опубликован в «Российской газете» 29 сентября 1997 г. и с этого же момента вступил в силу.
     В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано  в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.21
     В - четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.
     Прекращение действия нормативных актов связывается  со следующими обстоятельствами:
     • истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;
     • в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;
     • в связи с фактической заменой  нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую право-применительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.
     Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. 22
     Вступление  закона в действие происходит в соответствии с тремя принципами:
     • немедленное действие
     - когда закон со дня вступления  в действие распространяется  на все случаи только "вперед"; все, что было до дня вступления  закона в действие, под него  не подпадает;
     • обратное действие (обратная сила) закона
     - когда закон распространяется на все случаи и "вперед" и "назад", т.е. на случаи, которые происходили раньше, в прошлом, до введения закона в действие.23
     Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:
     • когда в самом нормативном  акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
     • когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;
     • когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.
     Исключение  составляет и «переживание» старого  нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.
     Это правило имеет гуманистическую  направленность. Оно зафиксировано в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г.24 Должно быть воспроизведено в уголовных кодексах стран, подписавших этот международный документ. В ст. 15 этого пакта, в частности, говорится: "...не может назначаться более тяжелое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника".25
     В соответствии с Международным пактом 1966 г. ст. 58 Конституции РФ 1993 г. закреплено: "Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда  они смягчают или отменяют ответственность лица. Никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения".26
     . Действие нормативных актов в  пространстве осуществляется на  основе территориального и экстерриториального  принципов.
     Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных  или административных территориальных  границ деятельности правотворческого органа.
     Под государственной территорией принято  понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.
     В федеративных государствах регулирование  отношений осуществляется на основе приоритета общефедералыюго законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.
     Экстерриториальность  действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.
     Кроме того, в соответствии с законодательством  Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.27
     На  государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях  они уступают место нормам международного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».28
     Порядок действия нормативно-правового акта по кругу лиц подлежит общему правилу: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он рассчитан.
     Виды  законов в действии по кругу лиц:
     1. Общие - рассчитаны на всё население. Ряд законов, прежде всего уголовных, распространяются на граждан государства независимо от места их нахождения (за границей);
     2. Специальные - рассчитаны на определённый круг лиц. Некоторые законы распространяются на всех индивидуальных и коллективных субъектов. Другие - только на конкретную категорию лиц (пенсионеров, военнослужащих, врачей, учителей и т.п.). Их действие в пространстве и по кругу лиц не совпадает.
     Иностранные граждане и лица без гражданства  уравнены в правах и обязанностях с гражданами государства, за некоторыми исключениями. Им не предоставляются отдельные права и на них не возлагаются определенные обязанности: избирать и быть избранными в государственные органы страны, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах (Федеральный закон  "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") 29
     3. Исключительные - делают изъятия из общих и специальных. Главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане (члены экипажей военных кораблей, военнослужащие воинских частей и др.), находящиеся на территории не собственного государства, наделены иммунитетом - дипломатическим, консульским и др. Эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они освобождаются от юрисдикции государства пребывания в вопросах, связанных с их служебной деятельностью.
     Так, работники дипломатических представительств обладают дипломатическими иммунитетами (исключение из сферы действия юрисдикции страны пребывания; неприменение к ним средств принуждения, санкций, предусмотренных национальным правом) и дипломатическими привилегиями (личные льготы, преимущества). Дипломатические агенты и их жилища являются неприкосновенными. Они освобождаются от уголовной, административной, гражданской и какой-либо иной ответственности перед государственными органами страны пребывания в отношении служебной деятельности. Имеют фискальный (налоговый) иммунитет, а также право на беспошлинный провоз багажа и освобождение от его досмотра и др. Дипломатических агентов можно объявить персоной нон-грата, но к ним не могут быть применены меры ответственности и другие меры государственного принуждения.
     Несколько меньший объём консульских иммунитетов  и привилегий. Иммунитетом пользуются также служащие международных организаций  на основе уставов этих организаций  или специальных соглашений.30
     Несмотря па многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.31
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.