На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие и виды нормативно-правовых актов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  общего и профессионального образования  Р. Ф.
Пензенский  Государственный Университет 
 

Юридический факультет
Кафедра: «Государственно – правовых дисциплин» 
 
 

Контрольная работа по дисциплине:
Правоведение. 

Тема: «Понятие и виды нормативно-правовых актов». 
 
 
 
 
 

Автор: студент VI курса гр. 06ЗИЖ62 Смирнова И. М.
Специальность: связи с общественностью №030602
Руководитель:  Гусева А.Л. 
 

Пенза, 2011 

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
             Нормативный правовой акт (в дальнейшем н.п.а.)- письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах н.п.а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти н.п.а. издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание их в виде писем и телеграмм не допускается. Является основным источником права в РФ и других странах романо-германской системы права. Н.п.а. образуют стройную систему, основанную на их юридической силе[1].
       Так как любая страна не  может нормально функционировать  без н.п.а., то и рассматриваться  вопросы, в данной работе, будут  относительно их роли  в государстве,  как инструменте регулирования   деятельности общества и государства.
        Цель работы –  
 
 
 

1.Понятие нормативно-правовых актов.
         Нормативно-правовые акты (н.п.а.) являются одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие. источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений[2].
      В н.п.а. закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в цепом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период[3].
В отличие  от других источников (форм) права н.п.а. обладает следующими признаками:
1. Он создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая coстоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
       Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.
        Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью н.п.а.
        Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством[4].
2. В  них содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому их необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом)[6].
         Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в н.п.а. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их подписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям[5].
3. От  н.п.а. как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.
4. Н.п.а. оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
5. В  н.п.а. нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел “Обязательное право”, глава “Исполнение обязательств”, статья “Досрочное исполнение обязательства”).
       Итак, нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права[6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Виды  нормативно-правовых  актов.
2.1. Классификация нормативно-правовых  актов.
       Классификация н.п.а. производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
       По юридической силе все н.п.а. подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила н.п.а. является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
       В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
       Н.п.а. классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех н.п.а. содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных н.п. а.
По объему и характеру действия н.п. а. подразделяются:
— на акты общего действия, охватывающие всю  совокупность отношений определенного  вида на данной территории;
— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся  на данной территории;
— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются  лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан  акт (военных действий, стихийных  бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества  их можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера)[7]. 

2.2. Закон. 
        Это главный и преимущественный н.п.а. современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Из данного  определения вытекают признаки закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего  высшей юридической силой:
1) законы  принимаются высшими представительными  органами государства или самим  народом в результате референдума;
2) законы  принимаются по основным, наиболее  существенным вопросам общественной  жизни, которые требуют оптимального  удовлетворения интересов личности;
3) законы  принимаются в особом законодательном  порядке, что не присуще подзаконным  н.п.а. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;
4) законы  не подлежат контролю или утверждению  со стороны какого-либо тугого  органа государства. Они могут  быть отменены или изменены  только законодательной властью.  Конституционный или другой аналогичный  суд может признать закон, принятый  парламентом, неконституционным,  однако отменить его может  только законодательный орган;
5) законы  представляют собой ядро всей  правовой системы государства,  они обусловливают структуру  всей совокупности н.п.а., юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
      Ведущее и определяющее положение законов в системе н.п.а. государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.
      В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система н.п.а. Конституция по отношению к другим н.п.а., в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
2.3.Подзаконные нормативно-правовые акты.
                Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.
             По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
1. Общие  подзаконные акты. Это н.п.а. общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.
        К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) н.п.а. высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.
Нормативные указы президента. В системе подзаконных  актов они обладают высшей юридической  силой и издаются на основе и в  развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или  специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные  стороны общественной жизни, связанные  с государственным управлением.
Постановления правительства. Это подзаконные  нормативные акты, принимаемые в  контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях  урегулировать более дробные  вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил  и т. д.
2. Местные  подзаконные акты. Это н.п.а. органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3. Ведомственные  н.п.а. (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).
4. Внутриорганизационные  подзаконные акты. Это такие н.п.а., которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.
          Система н.п.а. современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
              Степень юридической силы н.п.а. может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
             И последнее. В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
2.4. Акты судебной власти.
              Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.
             Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.
           Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах свой компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда).
            Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности, и принципов данной системы права[8].
3. Формы систематизации  нормативно-правовых  актов.
       В настоящее время используются  три основные формы систематизации  нормативно-правовых актов: кодификация,  инкорпорация, консолидация.
3.1. Кодификация.
       Это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного н.п.а., которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.
           В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.
Кодификация законодательства характеризуется  следующими признаками.
1)кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий.
2)в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.
3)кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений.
4)кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.
5)нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.
Кодификация — это наиболее сложная и совершенная  форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей  структуре, как правило, имеет общую  часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида[10].
1. Основы  законодательства — это нормативно-правовой  акт, устанавливающий важнейшие  положения (основные начала) определенной  отрасли права или сферы государственного  управления. Такая форма кодификации  используется в федеративных (союзных)  государствах. Основы законодательства  составляют нормативно-правовую  базу для кодификационной деятельности  членов федерации[9].
2. Кодекс  — наиболее распространенный  вид кодификационных актов, действующих  в основных сферах общественной  жизни, требующих правовой упорядоченности  (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового  мореплавания и другие)[9].
3. Устав,  положение — это кодификационные  акты специального действия, которые  издаются не только законодательными, но и другими правотворческими  органами (например, президентом или  правительством). Кодификационными  актами являются общевоинские  уставы, действующие в вооруженных  силах, Устав железных дорог[9].
Значительное  число кодификационных актов  в современных государствах не имеют  специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о  местном самоуправлении и т. д.
3.2. Инкорпорация.
     Представляет собой объединение в сборники или собрания действующих н.п.а. в определенном порядке без изменения содержания.В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. То есть:
1. При  внешней обработке нормативно-правовые  акты располагаются в определенном  порядке: алфавитном, хронологическом  или предметном, то есть достигается  их внешняя упорядоченность.
2. Содержание  нормативно-правовых актов, включаемых  в инкорпоративные сборники или  собрания законодательства, по существу  не изменяется. В них не включаются  лишь те нормы, которые отменены  в законном порядке или признаны  утратившими силу.
               Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.
Инкорпорация  бывает официальной и неофициальной.
            Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
               Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное-развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.
            Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).
           Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в “Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации”, бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.
               Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т. д.). Пользуясь предметной инкорпорацией, государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права.
            Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами) учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.
3.3.Консолидация.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.