На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Гносеология

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет» 

Кафедра «Философии и культурологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
по философии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка 
                  заочного отделения

                  Специальность Финансы и кредит
                  Шифр 110430514
                  ФИО Головачева Елена Владимировна 
                   
                   
                   
                   
                   

Хабаровск 2011
Введение. 

      Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от  поверхностного  представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей  гносеологии  является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.  

Задание первое. Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить следующие понятия темы:
Абстракция - отвлеченное  понятие, теоретическое обобщение опыта.
Агностицизм - учение о реальности недоступных познанию вещей.
Восприятие - целостный  образ, отражающий непосредственно  воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.
Герменевтика - направление в философии, которое  исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.
Гипотеза - научное  предположение, выдвигаемое для  объяснения какого-либо явления.
Гносеология - философская  теория познания.
Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.
Глупость - умственная ограниченность, неспособность к  здравому рассуждению; неумный поступок; неумное высказывание, неумная мысль  без проверки.
Знание - результаты познания, научные сведения.
Незнание - область  преимущественно рационального планирования познавательной деятельности.
Интуиция - это  непосредственное неосознанно полученное знание.
Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее  с ним.
Категория - общее  понятия, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.
Критерий истины - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.
Метод - способ познания.
Методология - учение о методах.
Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности.
Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающиеся  в основном на данные органов чувств.
Наука - выработка и теоретическая систематизация знания.
Объект - то, что  существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.
Субъект - познающий  и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту  познания.
Парадигма - совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.
Парадокс - это  неожиданное высказывание, апория - это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.
Понимание - постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого.
Предметная область - множество объектов, рассматриваемых  в пределах данного контекста.
Представление - это образы тех предметов, которые  когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.
Рационализм - направление  в философии, согласно которому основой  как бытия, так и познания является разум.
Рефлексия - размышление  о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Редукция - переход, сведение сложного к простому.
Сенсуализм - философское  направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.
Скептицизм теория - философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной  действительности.
Факт - явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.
Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство  в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Эмпирический - 1. Прил. к «эмпиризм», свойственный эмпиризму.
2. Прил. к «эмпирия»,  опытный, данный в опыте.
Эмпиризм - философское  направление, признающее чувственное  восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.
Эпистема - структура, существенно обусловливающая возможность  определенных взглядов, концепций, научных  теорий и собственно наук в тот или иной исторический период.
Эпистемология - то же, что теория познания.
Теория- (греч. theoria — наблюдение, рассматривание, исследование) — система обобщенного достоверного знания о том или ином “фрагменте”  действительности, к-рая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. 
 

 Задание№2 «Гносеология филосовские учения о познании»(сочинение)
В недалеком  прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное  отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Гносеология изучает такие проблемы как:
1. Интерпретация объекта и субъекта познания, 
2.Структуру процесса познания,
3.Проблему истины, определяя ее критерии,
  проблематику методов и форм познания и др.
Гносеология изучает  проблематику сути познания, определяя  его возможности, а также то, как  соотносятся знания и реальность. Гносеология выявляет условия, при  которых познание является достоверным и истинным. Теория познания выступает основой гносеологии. Задачи этой науки заключены в анализе всеобщих оснований, которые дают возможность расценивать результат познания в качестве знания, которое выражает истинное, реальное положение вещей. 
Гносеология сложилась в качестве сферы философского знания еще до формирования современной науки. Теоретическое и познавательное истолкование гносеологии начинается с того момента, как теоретические конструкции получают трактовку с позиции их соответствия истинности, реальности, т.е. их статус существования можно приписать определенным абстрактным объектам. Гносеология опирается на эмпирические данные, которые подтверждают теорию с позиции их обоснованности, определяя и анализируя в них достоверные и проблематичные знания.  
Сам процесс познания является одной из основных потребностей человека.

В составе философии гносеология  зародилась в античности. Условием ее зарождения явился переход, изменивший взгляда на познание. Его не стали  рассматривать как на естественный процесс, который заложен в природе человека, а перешли к желанию контролировать познавательную  деятельность. Выделяют определенные этапы развития гносеологии, обусловленные  расширением спектра изучаемых факторов познания.
1. Сначала познание  анализировалось как деятельность разума. Изучали технику мышления и логика являлась основной гносеологической дисциплиной.
2. На этом  этапе методология становится  основной гносеологической дисциплиной.  Гносеология изучает практический  и чувственный опыт, связь чувств и разума, технологии экспериментального и опытного исследования.
3. На этом  этапе происходит учет многообразия  оснований и способов познания, основываются  новые гносеологические школы: теория неявного знания, герменевтика, феноменология, семиотика, сциентизм.
Познание протекает  в двух формах, рассматриваемых в  качестве сторон познавательной деятельности: рациональное и чувственное. 
Чувственное познание обусловлено получением информации благодаря органам чувств и нервной системы. Знания в реальности сохраняются и обрабатываются в виде наглядных образов. 
Рациональное познание основано на абстрактно-логическом мышлении. Осмысление реальности осуществляется посредством обобщенных символических знаковых средств. 
Познавательная человеческая деятельность в основном опирается на способность к рациональному познанию. В то время как чувственное человеческое познание относительно схоже с познанием высших животных. Такие операции как объединение, различение, сопоставление данных, одинаковы для рационального и чувственного познания.  
С нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, причем исходный уровень познания – «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности - научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание.

Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой. Гносеология и её проблемы Все известные на сегодняшний день культуры объединяет общая идея – обладание знанием оценивается в них как одна из высших человеческих ценностей. Эта идея восходит к области философского знания, имеющей название «гносеология». В гносеологии основной проблемой является проблема становления знания и его оценка.
В гносеологии  исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания? В истории европейской философии проблемы гносеологии были представлены по-разному.Длительное время гносеологическая проблематика не выделялась в качестве самостоятельной области философских исследований.
Объект познания является предельно общим понятием, включающим в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное тело человека вплоть до продуктов его духовной жизнедеятельности. Необходимо различать объект и предмет познания. Человек как объект исследования является общим для значительной части естественных и всех общественных наук. Но предметы познания у биологии и медицины – физическое строение человека, физиологические процессы,происходящие в его организме, в определённой степени психические процессы, поскольку они связаны со здоровьем человека в целом. В общественных науках человек является предметом познания как социальное существо, и каждая из этих наук изучает человека, и тем самым людей, под определённым углом зрения.
Задание № 3 Сравнить метод познания, разработанный Ф.Бэкконом с картезианским методом познания
    Фрэнсис Бэкон
    Фрэнсис Бэкон (1561-1626) по праву считается родоначальником  философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет. 
    Общая тенденция философского мышления Бэкона является однозначно материалистической. Однако материализм Бэкона ограничен исторически и гносеологически.(Гносеология или гнозеология (более употребителен термин учение о познании, Erkenntnisslehre) - философская дисциплина, исследующая

    вопрос о  возможности и условиях истинного  знания.)
    Философ Рене Декарт (1596–1650) стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению, у многих наук отсутствует надежное основание. Оставив книги, он начал путешествовать. Хотя Декарт был католиком, но одно время он участвовал на стороне протестантов в Тридцатилетней войне. В возрасте 23 лет во время пребывания на зимних квартирах в Германии он сформулировал основные идеи своего метода. Десять лет спустя, он перебрался в Голландию, чтобы в мире и покое заниматься исследованиями. В 1649 г. отправился в Стокгольм к королеве Кристине. Шведская зима оказалась для него слишком суровой, он заболел и умер в феврале 1650 г. 

Метод Что является источником истины? Из чего выводится  всеобщий и необходимый характер знания? Какому логическому методу отдаётся предпочтение?
Эмпиризм  Бэккона Форма в его  понимании - это материальная сущность принадлежащего предмету свойства. Он полемизирует с умозрительным пониманием формы Платоном и Аристотелем. По Бэкону, форма - это род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Но эти частицы - не атомы. Ф. Бэкон отрицательно относился к учению древних философов об атомистическом строении материи и особенно к учению о существовании пустоты. Он не считал пространство пустотой: для него оно было связано с местом, постоянно занимаемым материей. Фактически он отождествлял пространство с протяженностью материальных объектов. О времени Бэкон писал как об объективной мере скорости материальных тел. Такой подход к рассмотрению сущности времени достоин внимания, ибо время признается неким внутренним свойством самой материи, состоящим в продолжительности, длительности происходящих изменений материальных тел и характеризующим темп этих изменений. Таким образом, время органически связывается с движением. Ф. Бэкон, который трактовал индукцию как важнейший методом открытия новых истин в науке. Индукция широко применяется в научном познании для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений. Например, на основании многочисленных единичных опытов по электропроводности отдельных металлов в физике был сделан общий вывод об электропроводности всех металлов. По мере развития естествознания становилось все более очевидным, что методы классической индукции далеко не всегда могут  рассматриваться как универсальное  средство в научном познании, которую  им приписывали Ф. Бэкон и его  последователи вплоть до конца XIX в.
Движение, по Бэкону, - это прирожденное свойство материи. Как вечна материя, так вечно  и движение. Он назвал 19 видов или форм движения в природе: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и др. Эти формы фактически были характеристиками механической формы движения материи, которая в то время наиболее полно была исследована наукой. Вместе с тем Ф. Бэкон стремился исследовать и объяснить многокачественность материального мира, правильно чувствуя, что причина кроется в специфике форм движения материи 
Рационализм Декарте Декарт хочет  предложить, как он сам пишет в  «Правилах для руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное.  
1. «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению».  
2. «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». Расчленяя сложное на простое, мы достигаем очевидности.  
3. Разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, но не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному.  
4. И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы.  
Основная черта философского мировоззрения Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качеств, разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрождённой во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых пустотами). 
 
 
В науке Нового времени начинает осознаваться роль дедуктивного метода в познании. Его  основоположником является математик  и философ Р. Декарт. Дедуктивная методология Декарта была прямой противоположностью эмпирическому индуктивизму методу Бэкона. Декарт преувеличивал роль интеллектуальной стороны познания за счёт опытной. Дедуктивные  умозаключения характеризуют процесс  получения частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводностью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводности конкретной железной проволоки (зная, что железо – металл).
 
 
 

 Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и  общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

Познание различается и своим предметом. познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности естествознание. познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. существует также художественное познание. весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.

      В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека. Немаловажное значение имеют эти способности в сферах философского и научного познаний.
      Следует отметить, что в процессе познания человек использует как чувства, так и разум, причем в тесной их связи между собой и прочими способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные выводы. Научная истина никогда не лежит на поверхности; более того, известно, что первые впечатления об объекте являются обманчивыми. Познание связано с раскрытием тайны об изучаемом объекте. За очевидным, тем, что лежит на поверхности, наука старается вскрыть неочевидное, объяснить законы функционирования изучаемого объекта.
     В  недалеком прошлом считалось, что  познание имеет две ступени: чувственное  отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное  в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Данное представление наиболее адекватно реальной структуре познания, но при таком подходе не замечается исходный уровень познания (чувственное познание) – «живое созерцание», этот этап оказывается не выделенным из эмпирического. Если эмпирический уровень характерен только для научного познания, то живое созерцание имеет место как при научном, так и при художественном или обыденном познании
Почти все люди в своей жизни так или иначе  выступают в роли субъектов познания. Для того, чтобы человек смог разобраться  в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные основы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и т.д. Думаю, гносеология может облегчить жизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать окружающий нас мир. Некоторые ученые утверждают, что все великие изобретения появились только благодаря человеческой лени. Человеку просто не хочется что-либо делать, и он изобретает какой-либо механизм, делающий это за него или значительно упрощающий этот процесс. Практически также дело обстоит и с познанием. Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простой  любознательности, а  ради  практического  преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Немаловажен и тот факт, что знание имеет свойство накапливаться и передаваться от одного человека к другому. Это дает возможность человечеству развиваться, осуществлять научный прогресс. Правы были наши предки, которые считали, что отец должен передать свое мастерство сыну. Как уже говорилось, в своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Существуют различные уровни познания, различающиеся своим предметом, глубиной, уровнем профессионализма и т.д. Познание и знание различаются как процесс и результат.Познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. На первом из них происходит сбор, накопление и первичная обработка данных, на втором – их объяснение и интерпретация. Основными методами эмпирического уровня познания являются наблюдение, описание, измерение и эксперимент; теоретического – формализация, аксиоматика, системный подход и т.д. Следует отметить, что на обоих уровнях познания применяются так называемые общенаучные методы исследования (абстрагирование, обобщение, аналогия и т.д.).Особую роль в познании играет интуиция – способность человека постигать истину путем прямого ее усмотрения,  без обоснования с помощью дискурсии. Интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения. Важным свойством интуиции является ее непосредственность.В тесной связи с познанием развивается и практика. Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности.
     Практика имеет гносеологические функции:
    базисная функция;
    детерминирующая функция;
    критериальная функция;
    целеполагающая функция.
В свою очередь  познание также имеет определенные функции:
    информативно-отражательная функция;
    проектно-конструктивная функция;
    регулятивная функция.
 
Поскольку познание может быть как «правильным», так и ложным, то в гносеологии ведущей проблемой является проблема истины. Существует много точек зрения относительно определения истины. Так, Маркс считал, что истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.
Выделяют также  абсолютную истину – такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Следует также отметить, что критерий истины находится не в мышлении самом  по  себе  и не в действительности,  взятой вне субъекта,  а заключается  в практике.
В противовес истине существует заблуждение –  своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.
Научное познание очень важно не столько  для ученого, его осуществляющего, сколько для общества в целом. Подробно структура и методология  научного познания были рассмотрены выше, но хотелось бы особо отметить, что в повседневной жизни важную роль играет диалектический метод познания, а в самом познании не последнее место занимает творчество, хотя некоторые ученые это и отвергают. 

Привлекательность субъективного подхода в значительной степени объясняется тем, что он является каузальным — ведь я признаю, что объективные структуры, которым я приписываю принципиальное значение, порождаются человеческим поведением. Будучи каузальным, субъективный подход может казаться более научным, чем объективный, который, так сказать, начинает со следствий, а не с причин. 
Хотя я признаю, что объективные структуры являются продуктами поведения животных, я считаю, однако, субъективный подход ошибочным. Во всех науках обычный подход состоит в том, что переходят от следствий к причинам. Следствие порождает проблему, которая должна быть объяснена, то есть экспликандум, и ученый пытается решить ее посредством построения объяснительной гипотезы.

Черные  пятна на белой бумаге превращаются и книгу, в знание в объективном смысле не потому, что мы фактически и отчасти случайно избежали такого неправильного понимания, Скорее здесь речь идет о чем-то более абстрактном. Именно возможность или потенциал некоторой пещи быть понятой, ее диспозициональный характер быть понятой и интерпретированной или неправильно понятой и неправильно интерпретированной делает ее книгой. И эта потенциальная возможность, или диспозиция, книги может существовать, не будучи когда-либо актуализованной или реализованной. (Объективное знание). 117 

В поступательном движении познание человека идет от относительных  истин к абсолютным. Абсолютная и  относительная истины различаются  лишь степенью проникновения сознания в предметы, явления и процессы внешнего мира, степенью полноты и  точности их отражения.
Каждая  ступень познания ограничена уровнем  развития науки, историческими условиями  жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями  данного ученого, развитие которых  обусловлено и конкретно-историческими  обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом. А в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.
     Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Наши знания о солнечной  системе, например, представляют собой истину относительную. Они содержат массу верной информации о ней. Вместе с тем солнечная система раскрыла человеку далеко не все свои тайны. Относительной истиной являются наши знания о любом предмете и явлении, так как каждый из них бесконечно многообразен в своих признаках и свойствах, связях и отношениях. Относительным является наше знание и о мире в целом. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется. Поэтому наше знание о нем всегда ограничено, относительно, неполно. Оно отражает этот объект в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются. Любая научная теория относительна по своей природе, поскольку рано или поздно она сменяется новой теорией, полнее, точнее и глубже объясняющей и описывающей те или иные стороны действительности.
     Парадоксально, но факт: в науке каждый шаг вперед - это открытие и новой тайны, и  новых горизонтов незнания. Познание - это процесс, уходящий в бесконечность. Человечество вечно стремилось приблизиться к познанию абсолютной истины, пытаясь максимально сузить «сферу влияния» относительного в содержании научного знания. Однако даже постоянное расширение, углубление и уточнение наших знаний в принципе не может полностью преодолеть их вероятность и относительность. Но не следует впадать в крайность, как, например, К. Поппер, утверждавший, что любое научное положение - всего лишь гипотеза. Получается, что научное знание представляет собой всего лишь тянущуюся из глубины веков цепь догадок, лишенных устойчивой опоры достоверности.
     Говоря  об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются  в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно  достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля Франции. Именно наличие абсолютно  достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет право рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления. Врач, прежде чем оперировать больного или применять сильнодействующее лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютно достоверные данные о заболевании человека.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.