На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ученическое самоуправление как педагогическая система

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»  
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ  
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ  
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
 
 

    Контрольная работа
    по  дисциплине:
    Управление  педагогическими системами и  педагогическим персоналом
      «Ученическое самоуправление как  педагогическая система» 
 

      Исполнила:  
Орлова А.А.  
ЗСПдо-41ЗС

      Проверил:
      Санникова Н.Г.  
 

    Екатеринбург 
2011
 

      Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Педагогическая система………………………………………………...5
Глава 2. Ученическое самоуправление…………………………………………8
Глава 3. Ученическое самоуправление как  педагогическая система………...11
Глава 4.Особенности педагогического руководства  развитием ученического самоуправления………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список  литературы……………………………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение
      Формирование  человека, умеющего строить достойную  жизнь в достойном обществе, требует  сегодня воспитания и развития таких  качеств, как:
    творческая инициатива;
    умение ставить цели и достигать их;
    самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
    ответственность за себя и за других.
      Воспитанию  этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое  обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в  детской среде, задает реальные возможности  гражданского и личностного самоопределения  подростков.
     Развитие  ученического самоуправления входит в  компетенцию органов образования  в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы», одобренными решением коллегии Министерства образования  Российской Федерации от 25.12.2001 г., развитие самоуправления в общеобразовательном  учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений  государственной политики в сфере  воспитания.
     Однако  во многих общеобразовательных учреждениях  самоуправление до сих пор рассматривается  как нечто второстепенное, необязательное для практического использования  при организации жизни школы, несмотря на то, что в Уставе общеобразовательного учреждения, как правило, данное положение  зафиксировано.
      Самоуправление  учащихся выражается в возможности  самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать  их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется  в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений [7;65].
      Целью работы является изучение ученического самоуправления как один из видов педагогической системы.
    Задачи:
    рассмотреть понятие «ученическое самоуправление»;
    изучить структуру школьного самоуправления;
    определить функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления;
      Одна  из задач школьной системы образования  – подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня  обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать  решения, достигать их, сознательно  отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Педагогическая система
      В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется  понятие "система" (система обучения, воспитания, система методов, средств  и т.п.). Однако при использовании  этого термина в него часто  не вкладывается изначальный истинный смысл. Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное  множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее  во взаимодействии со средой как целостное  явление [3;2].
      В сложном вопросе о компонентном составе педагогических систем среди  исследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выбор  компонентов, т.е. подсистем, может иметь  различные основания, является в известной мере интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс. Для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов) содержания образования и материальной базы (средств).
      Взаимодействие  компонентов педагогической системы  порождает педагогический процесс. Другими словами, она создается  и функционирует с целью обеспечения  оптимального протекания педагогического  процесса. Функция педагогической системы - осуществление целей, которые задаются ей обществом.
      Виды  педагогических систем зависят от их масштабности с одной стороны, а  с другой от конкретного содержания деятельности, преобладающей в этой системе.
      Педагогическая  система, которая существует на федеральном  уровне, носит педагогический характер и решает педагогические задачи –  система  образование.
      На  региональном уровне – системы, связанные  с областями, округами, с автономными  подразделениями. Например, система  образования Татарстана.
      В Свердловской области существует своя система образования, которая определяется общими документами, инструкциями и  постановлениями -  областная система  образования как педагогическая система.
      Виды  педагогических систем различаются  не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно  их назначением и, как следствие, особенностями организации и  функционирования. Так, в системе  дошкольного воспитания основной является педагогическая система "детский  сад", а ее вариантами - педагогическая система круглосуточных детских  садов, садов для детей с ослабленным  здоровьем и т.п.
      В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости  от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские  и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.
      Аналогично  варианты педагогических систем могут  быть прослежены в общей системе  профессионального образования. К  особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).
      Теория  воспитания выделяет множество разных педагогических систем: система самоуправления, процесс как педагогическая система, педагогический коллектив и др.
      Педагогическая  система - совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства).
      Педагогическая  система - множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Ученическое самоуправление
      Ученическое самоуправление — форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. При развитых системах соучастия обучающихся в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учком), старостат, школьная дума и др.
      Следует отличать формы ученического самоуправления от детских и молодёжных общественных объединений, создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей в общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов.
      «Самоуправление учащихся – самостоятельность в  проявлении инициативы, принятии решений  и его самореализации в интересах  своего коллектива. Самоуправление реализуется  благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным  учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу» [5;56].
      «Детское  самоуправление – демократическая  форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности  в принятии и реализации решений  для достижения групповых целей» [9;78].
      Ученическое самоуправление действует по принципу самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов  и потребностей, в которой каждый ребенок может определить свое место  и реализовать свои способности и возможности.
      Самоорганизация открывает перед учащимися различных  возрастов возможность естественного  вхождения в систему гражданского общества.
      Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые  навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает школьнику чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.
      Самоуправление  нельзя взять извне, перенять и перенести  из другой школы, класса. Его можно  взрастить самим. Оно возникает  там, где уже есть предпосылки  для совместной деятельности, которую  нужно организовать.
      Условия развития (совершенствования) ученического самоуправления
    Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления.
    Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.
    Деятельностный подход в организации ученического самоуправления.
    Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.
    Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива.
    Стимулирование выполнения общественных поручений.
    Педагогическая поддержка ученического самоуправления.
      Позиции самоуправления
    Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
    Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
    Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
    Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
    Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
    Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
    Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
    Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.
      Основная  цель ученического самоуправления –  подготовка воспитанников к участию  в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому  воспитаннику принимать участие  в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс  воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Ученическое самоуправление как педагогическая система
      Современная школа — это сложная социально-педагогическая система, включающая педагогический, ученический  и родительский коллективы, различные  объединения и организации школьных работников и учащихся.
      Ученическое самоуправление в этой системе позволяет  успешно решать такие задачи, как  развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности ученика, демократизация школьной жизни, то есть вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и родителей.
      Система школьного самоуправления имеет  три уровня. Первый — классное ученическое  самоуправление, второй — школьное ученическое самоуправление, третий — школьное самоуправление, совет школы.
      Структура первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов с 5 по 11-й классы.
      Под каждый вид деятельности формируются  органы самоуправления так, чтобы все  учащиеся класса входили в тот  или иной орган. Рабочие органы называются штабами, советами, комиссиями, группами, например, штаб «Порядок», совет вожатых, комиссия «Знание», группа здоровья и т.д. Каждый орган избирает путем голосования своего председателя и его заместителя, которые составляют совет класса. Все члены совета поочередно исполняют роль председателя совета (1—2 месяца) или выбирают дежурного председателя.
      Предлагаемая  структура в основном имеет место  в классах младщего и среднего звена. В старших классах может функционировать система временных органов самоуправления «советов дел», создающихся под конкретные дела и проблемы класса.
      У каждого члена классных органов  самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого  его члена, его заместитель за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.
      Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного  коллектива в вышестоящие органы школьного самоуправления. Высшим органом  самоуправления первого уровня является классное собрание.
      Организационные проблемы жизнедеятельности учащихся решает Совет учащихся. Его основные задачи, организация и содержание работы, права и обязанности прописаны  в разработанном нами и утвержденном на Совете школы, Положении о Совете учащихся школы. На совете учащихся рассматриваются  и обсуждаются вопросы учебы, творческих дел, санитарного состояния  школы, отношений с учителями, межвозрастньие взаимодействия и т. д.
      Популярным  среди учащихся 9—11-х классов  является Совет старшеклассников, где  обсуждаются наиболее актуальные проблемы школьной жизни.
      Советы  составляются, а их руководители избираются. Педагогическое руководство в Совете учащихся и Совете старшеклассников осуществляет заместитель директора  школы по воспитательной работе, в  других Советах и комиссиях педагогами-консультантами могут выступать заместители  директоров по учебно-воспитательной работе, учителя и педагоги дополнительного  образования, способные организовать учащимся помощь в работе. Высшим органом  ученического самоуправления второго  уровня является собрание учащихся школы.
      Третий  уровень ученического самоуправления имеет приставку «со» школьное самоуправление, потому что его орган (совет школы) состоит из членов Совета учащихся школы, педагогов и родителей учащихся. Этот орган самоуправления состоит из представителей самоуправляемых коллективов.
      Итак, трехуровневая структура школьного  самоуправления, рассмотренная выше, соответствует принципам построения системы ученического и школьного  самоуправления. Управление, при котором  сами учащиеся при содействии педагогов  организуют свою жизнедеятельность  через выборные ученические органы, является типом представительной демократии, но оно развивается до непосредственной демократии через такие формы, как  общешкольные и классные ученические собрания. Совет Школы, включающий в свой состав педагогов, учащихся и родителей, становится органом общественного управления, переводя школу с государственного на государственно-общественное управление.
      Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами  и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 4.Особенности педагогического  руководства развитием  ученического самоуправления
      Развитие  ученического самоуправления в общеобразовательном  учреждении в огромной степени зависит  от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса [4;17].
     Директор  общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
     Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
     Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов.
     Это один из важнейших специалистов, непосредственно  реализующих воспитательные программы  различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
     Классный  руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
     Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
     Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
     Таким образом, в эффективной системе  самоуправления общеобразовательным  учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той  или иной степени почти весь педагогический коллектив.
     Для создания органов самоуправления необходимо:
    Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
    Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.
    Предоставить педагогическую поддержку и помощь. Педагоги должны поделиться реальной школьной властью с учениками, т. е. делегировать полномочия.
     Детям можно отдавать следующие области  школьной жизни:
    Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческие дела и т. д.
    Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми.
    Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.
    Спорт и спортивные мероприятия.
    Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, работа на пришкольной территории и т. д.
    Производственная деятельность: труд на земле, в теплицах, на школьных животноводческих фермах (контроль над заработанными средствами, доходами, распределением, стимулированием и т. д.).
    Производственно-коммерческая деятельность: в школьных мастерских с организацией и выполнением заказов населения по ремонту бытовой техники, изготовлению рам, дверей, наличников и т. д.
    Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами 
    войны и труда.

    Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.
    Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т. д.
     Учить самоуправлению — значит создавать  коллективную перспективу и планировать  пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение.
     Для педагога-организатора важно постоянно  отслеживать, как развивается самоуправление в классах и школе.
     В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся.
     Ученическое самоуправление есть там, где школьники  ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где  они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной  жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление —  значит поставить всех детей в  позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали  себя хозяевами и действовали  как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического  руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними — главная задача управления школой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.