На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Доходы и расходы промышленных предприятий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  транспорта Российской Федерации
Государственное образовательное  учреждение
Высшего профессионального  образования
Федеральная служба морского и  речного флота
Волжская  Государственная  Академия Водного  Транспорта 

Кафедра финансы и кредит 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
По  дисциплине “Финансы организации” 

На  тему:
“Доходы и расходы промышленных предприятий” 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:
                  Группа: Ф-46
                  Проверила: Самойлова И. П. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Н. Новгород.
2006 г.
 

Содержание 

    Понятие доходов  и их виды.
    Понятие выручки от реализации продукции.
    Планирование выручки от реализации.
    Классификация денежных затрат предприятия.
    Затраты на производство и реализацию продукции.
    Планирование затрат на производство и реализацию продукции.
    Управление затратами организации.
    7.1  Методы снижения затрат.
    7.2  Подходы  к снижению затрат 

 

Понятие доходов и их виды
В самом  общем виде доход представляет собой  поток денежных и иных поступлений  в единицу времени. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доход производственного предприятия  образуется за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг за вычетом  материальных затрат, к которым относятся  отчисления в социальные фонды и  прочие затраты (кроме затрат на заработную плату).
В соответствии с ПБУ 9/99 Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
1.  Доходы  от обычных видов деятельности;
2.  Операционные  доходы;
3.  Внереализационные  доходы. 

Доходами от обычных видов деятельности является: выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
В организациях, предметом деятельности которых  является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связанно с этой деятельностью (арендная плата).
В организациях, предметом деятельности которых  является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).
В организациях, предметом деятельности которых  является участие в уставных капиталах  других организаций, выручкой считаются  поступления, получение которых  связано с этой деятельностью. 

Операционными доходами являются:
    поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации
    поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности
    поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам)
    прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
    поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
проценты, полученные за предоставление в пользование  денежных средств организации, а  также проценты за использование  банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, а также от участия в уставных капиталах других организаций, могу быть отнесены как к доходам от обычных видов деятельности, так и к операционным доходам. 

Внереализационными  доходами являются:
    штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
    активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
    поступления в возмещение причиненных организации убытков;
    прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
    суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
    курсовые разницы;
    сумма дооценки активов;
    прочие внереализационные доходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. 

Понятие выручки от реализации продукции 

Выручка — основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям:
•     основному;
•     инвестиционному;
•     финансовому.
Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Законодательно  закреплены два метода отражения  выручки от реализации продукции:
•     по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов—метод начислений;
•     по мере оплаты — кассовый метод.
Между этими методами имеется существенная разница. Моментом реализации в первом случае и, следовательно, образованием выручки считается дата отгрузки, т. е. поступление денежных средств предприятию за отгруженную продукцию не является фактором определения выручки. 

Планирование  выручки от реализации
продукции. 

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящий год, квартал и оперативно.
Годовое планирование выручки  эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Поэтому для определения прибыли, возможно, и необходимо квартальное планирование.
Оперативное планирование выручки  используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.
Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера.
Для определения  выручки от реализации продукции  необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Выручка от выполненных работ и оказанных  услуг определяется исходя из объема выполненных работ и соответствующих расценок и тарифов.
Существуют два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.
Метод прямого счета  основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации можно определить по следующей формуле:
 

где В — выручка от реализации продукции,
Р — объем сопоставимой реализованной продукции,
Ц — цена единицы реализованной продукции.
Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия для увеличения выпуска продукции, расширения его ассортимента, производства принципиально новых по потребительским качествам товаров. Следовательно, объемы заказов на производимую продукцию подвержены колебаниям, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции.
В этих условиях для планирования выручки  применяется расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции осуществляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции: 

 

где В — выручка от реализации продукции,
Он — нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода,
Т — товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде,
0Костатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.
При планировании остатков готовой продукции на начало планируемого периода предприятие  не имеет исчерпывающих данных о  фактической величине остатков, поэтому  в расчет принимаются ожидаемые  остатки нереализованной продукции. Их стоимость в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета, который равен частному от деления объема продукции в ценах отчетного периода на производственную себестоимость продукции этого периода.  Ожидаемые остатки на начало планируемого периода при кассовом методе учета выручки состоят: из готовой продукции на складе, товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк; товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил; товаров отгруженных, но не оплаченных в срок; товаров на ответственном хранении у покупателей в виду отказа от акцепта.
При планировании остатков нереализованной готовой продукции на складе исходят, прежде всего, из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих данных — из данных на последнюю отчетную дату, и ожидаемого выпуска товарной продукции с учетом ее реализации в соответствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода.
Планирование  остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, производится на основе анализа структуры, графиков, способов платежа по заключенным договорам, а также сложившихся сроков документооборота для внутригородских и иногородних расчетов, а также расчетов в валюте при ведении внешнеэкономической деятельности.
Планирование  остатков товаров отгруженных, но не оплаченных в срок, и товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателя на начало планируемого периода, опирается на оперативные данные о причинах неплатежей и принимаемых мерах по их сокращению.
На конец  планируемого периода остатки нереализованной  продукции состоят из остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.
Остатки готовой продукции на складе на конец  планируемого периода определяются исходя из необходимости их накопления для выполнения договорных обязательств, срок действия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализации и других причин.
При планировании выручки по отгрузке нереализованной  считается только готовая продукция  на складе на начало и конец планируемого периода.
На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:
в сфере  производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой  продукции, качество и конкурентоспособность продукции, ритмичность производства; в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.
К числу  факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременную оплату продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.
В рыночной экономике ведущее место занимает величина отпускных цен. Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге отразится и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие, внедряющееся на новые рынки, иногда сознательно идет на снижение выручки от реализации продукции с тем, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.
После проведения в России рыночных реформ предприятия применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и предложением. Соответственно возросло значение маркетинговых и рекламных служб предприятия.
Вместе  с тем для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными  монополиями, используется государственное регулирование цен. Регулируемые цены на продукцию базовых отраслей (энергоносители, транспорт и т.п.) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.
Свободные (рыночные) цены устанавливаются в  зависимости от спроса на продукцию на рынке непосредственно самим предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, отпускная цена снижается при реализации большей партии продукции. Более низкие цены позволяют предприятию заинтересовать «выгодного» потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей. Поэтому реализация по сниженным ценам при условии предоплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия часто выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.
Кроме того, если предприятие не имеет  льготы в виде полного освобождения от уплаты косвенных налогов, то эта группа налогов закладывается в цену товаров и соответственно поступает на денежные счета предприятия вместе с выручкой за реализованную продукцию. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно. Вместе с тем для определения налогооблагаемой базы по некоторым налогам (например, по налогу на реализацию ГСМ) такой косвенный налог, как акциз, включается в состав выручки, т. е. для налогового учета допустимо различное толкование состава выручки, поскольку это предусмотрено действующим законодательством и служит практическим целям для правильного исчисления отдельных налогов.
В условиях стабильного развития экономики, когда можно с достаточной достоверностью предсказать поведение экономических субъектов в планируемом периоде, применяются аналитические методы прогнозирования оптимальной выручки.
В качестве примера рассмотрим два графика (рис. 3.1).
На графиках показана зависимость между применяемыми ценами, выручкой и потребительским спросом. Прямая D характеризует изменение спроса на произведенную продукцию в зависимости от уровня цен. Видно, что зависимость обратно пропорциональная, т. е. чем выше уровень цен, тем ниже спрос и, наоборот. Если установлена цена Р0, то графически весь объем планируемой выручки заключен в четырехугольник ВОМК на рис. 3.1 а) и В1О1М1К1 на рис. 3.1 б).
Что произойдет, если мы увеличим цены на выпускаемую  продукцию? Тогда рост цен приведет к увеличению выручки на величину,      эквивалентную     четырехугольникам     ABDC     и A1B1D1C1, но одновременно уменьшит ее на величину, соответствующую четырехугольникам KMLD и К1М1Ь1Д1.
 

Рис. 3.1. Зависимость цен, выручки и потребительского спроса 

Задачей аналитического прогноза является оценка изменения объема выручки в зависимости от других факторов, в нашем случае — от цены при данном спросе.
На графиках видно, что в первом случае при  увеличении цены предприятие ощутимо  потеряет в выручке, а во втором, наоборот, приобретет.
Для оценки возможных последствий в области  планируемых ценовых решений  используют показатель эластичности спроса. Эластичность измеряет взаимодействие между экономическими показателями.
Предположим, что изменение цены в обоих случаях происходило на одинаковую величину. На графиках видно, что процентное изменение цен разное, во втором случае большее, чем в первом. Аналогичный вывод можно сделать относительно изменений объема выручки. Эластичность спроса в нашем случае определяется по формуле: 

 

где Э — эластичность спроса; В — выручка; Ц — цена.
Спрос считается эластичным, если его эластичность больше единицы, и наоборот. Если спрос  на выпускаемую продукцию эластичен, то повышение цены на единицу приведет к снижению суммарного объема выручки, если спрос неэластичен, то имеется возможность увеличения цен на выпускаемую продукцию для достижения максимальной выручки.
Мы рассмотрели  одну из возможностей расчета оптимальной выручки в зависимости от цены. Но существуют и другие экономические показатели, влияющие на спрос. При аналитическом прогнозировании рассчитывают эластичность спроса по доходам потребителей и по перекрестным ценам. Расчет эластичности по доходам потребителей базируется на возможности приобретения предлагаемой продукции населением. При определении эластичности по перекрестным ценам анализируют влияние на спрос изменения цен на замещающие и дополняющие товары. Если на рынке предлагаются замещающие или альтернативные товары, то исходят из того, что спрос смещается к более дешевому товару. Дополняющими товарами считаются товары с взаимозависимым спросом, например, чай и сахар.  Если чай становится дороже, то соответственно падает спрос на сахар. 

 

Рис. 3.2. Направления использования  выручки 

При аналитическом  прогнозировании оптимальной выручки  определяющее значение имеет правильное построение кривой спроса, что достигается  наблюдениями и маркетинговыми исследованиями и расчетами на их основе эластичности различными эконометрическими методами. 

Классификация денежных затрат предприятия 

В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты. Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленными законодательно правилами и принципами поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах.
Исходя  из экономического содержания все денежные расходы можно разделить на три группы: расходы, связанные с извлечением прибыли, расходы, не связанные с извлечением прибыли, принудительные расходы.
Расходы, связанные с извлечением  прибыли, включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.
К расходам, не связанным  с извлечением  прибыли, относятся расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда же можно включить поощрительные выплаты работникам предприятия, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы и политику. Затраты этого типа могут опосредованно влиять на доходность компании, формируя ее имидж. Налаженная рекламная и маркетинговая служба позволяет широко использовать репутацию фирмы для привлечения покупателей, инвесторов, рабочей силы.
К третьему типу расходов — принудительным —  относятся налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию, созданию резервов, штрафные санкции.
Расходы, связанные непосредственно с  извлечением прибыли, состоят из материальных затрат, затрат на оплату труда, накладные расходы, инвестиции.
Материальные  затраты — включают в себя оплату сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии всех видов, расходы на тару и тарные материалы, запасные части, затраты, связанные с приобретением малоценных и быстроизнашивающихся предметов, средства, переданные сторонним организациям за услуги производственного характера и др. Как правило, данные расходы занимают наибольший удельный вес в расходах предприятия. Их структура но многом определяется отраслевой принадлежностью. Например, в материалоемких отраслях промышленности и строительстве основная денежная нагрузка приходится на закупку сырья и материалов, на транспорте значительная часть затрат падает на приобретение топлива и запасных частей и т.д.
Формирование  этой группы затрат напрямую связано  с величиной прибыли, от уровня затрат зависят устойчивость положения предприятия на рынке, конкурентоспособность его продукции.
Для возмещения материальных затрат предприятия необходимо соблюдение двух условий:
•     продукция должна быть реализована;
•     выручка от реализации продукции  должна своевременно поступать на денежные счета предприятия.
Поскольку факт реализации продукции зависит  и от учетной политики предприятия (реализация определяется на момент отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю или на момент оплаты отгруженной продукции), то материальные затраты возмещаются после завершения всего кругооборота средств и реального поступления денег на счета или в кассу предприятия.
Основой для определения стоимости материальных затрат является цена их приобретения без учета косвенных налогов. Цена приобретения материалов, отраженная в счете фактуре, составляет их базовую  себестоимость. К ней следует  добавить расходы по перевозке, доставке и хранению. Если материальные запасы импортируются, то их базовая себестоимость возрастает на величину таможенных пошлин и других таможенных расходов.
Затраты на оплату труда  представляют собой денежные и натуральные выплаты работникам предприятия для обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы. Натуральные выплаты учитываются в денежной форме и включаются в совокупный годовой доход работника.
Состав  этой группы затрат многослоен. В нее  входят все выплаты, которые формируют фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, к затратам на оплату труда относят материальную помощь, премии из целевых средств, оплату дополнительных отпусков, единовременные пособия и надбавки к пенсиям, компенсационные и другие выплаты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и налоговых платежей.
К накладным расходам относятся административно-управленческие расходы, арендная плата, амортизация нематериальных активов, затраты вспомогательного производства и др.
Инвестиции  представляют собой капитальные вложения как в целях расширения объемов собственного производства, так и для извлечения дохода на финансовых и фондовых рынках. Их характер и структура зависят от применяемой предприятием политики в области капитальных вложений. Соответственно и источники финансирования инвестиций различны. Ими могут быть как собственные средства (прибыль, амортизации, средства от размещения ценных бумаг, уставный фонд), так и заемные (целевые кредиты банков, банковских учреждений, финансовая помощь, бюджетные средства). Возвратность этой группы денежных затрат обусловлена эффективностью капиталовложений, которая выражается степенью риска инвестиций, их технико-экономическом обоснованием и сроком окупаемости. 

Затраты на производство и  реализацию продукции 

Затраты на производство и реализацию продукции  классифицируются по учетному признаку, по способу отнесения на единицу произведенной продукции, по степени однородности затрат.
Распределение затрат предприятия по учетному признаку определяется действующим законодательством и является основой для определения законодательной базы. Государство устанавливает определенные принципы и правила, по которым налогоплательщики обязаны вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), регламентирует порядок их начисления и списания, устанавливает источники их покрытия.
Учет  затрат регулируется «Положением о  составе затрат по производству и  реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 с последующими изменениями и дополнениями, «Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия» № 56, утвержденной Приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г., с учетом изменений согласно Приказа Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994 г. № 173.
В соответствии с этими нормативными актами затраты, включаемые в себестоимость продукции, учитываются по пяти основным признакам: материальным затратам (за вычетом  стоимости возвратных отходов), затратам на оплату труда, отчислениям на социальные нужды, амортизации основных фондов и прочим затратам.
Понесенные  предприятием денежные расходы на закупку  сырья, материалов и других элементов материальных затрат, компенсируются лишь в том объеме, который затрачен на реализованную продукцию. Оставшаяся часть оседает в нереализованной готовой продукции и складских запасах. Не все фактически понесенные предприятием затраты в отчетном периоде являются основанием для их полного включения в себестоимость произведенной и реализованной продукции, что имеет важное значение для внутрифирменного планирования и для налогообложения прибыли. Это следует из принципа бухгалтерского учета отнесения затрат на себестоимость в том периоде, в котором получен доход.
Затраты на оплату труда, напротив, включаются в состав себестоимости продукции при их фактическом начислении независимо от того, произвело ли предприятие реальные денежные выплаты.
Отчисления  на социальные нужды — один из видов  принудительных расходов, которые законодательно возложены на хозяйствующие субъекты. Это платежи по обязательному социальному страхованию и отчисления в социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования. Нормы отчислений установлены законодательно в процентах к фонду оплаты труда. Отнесение отчислений на социальные нужды на себестоимость продукции производится при начислении средств на оплату труда независимо от фактических выплат.
Амортизация основных фондов включается в состав себестоимости продукции по установленным нормам к балансовой стоимости основных фондов. Мировая практика ориентируется на групповые нормы амортизационных отчислений. С этой целью все основные фонды группируются в зависимости от срока их эксплуатации, а нормы амортизационных отчислений применяются к стоимости каждой группы.
Поскольку амортизационные отчисления включаются в себестоимость, их величина отражается на общей сумме подлежащих к уплате налогов. При прочих равных условиях, чем больше размер амортизационных отчислений, тем меньше сумма налога на прибыль и налога на имущество юридических лиц. Амортизационные отчисления не представляют собой денежные затраты. Это расчетная величина, позволяющая предприятию накапливать собственные средства для инвестиций. Денежную форму амортизационные отчисления приобретают при финансировании за счет этого источника инвестиционных программ.
Отдельная группа затрат включает в себя затраты, связанные с подготовкой следующего периода производства. К ним относятся: остатки незавершенного производства, резерв предстоящих расходов и платежей и расходы будущих периодов.
Прочие  затраты представляют собой обширную группу различных по экономическому содержанию затрат с разнообразными способами отнесения их на себестоимость продукции. В их состав входят командировочные, представительские расходы, затраты на рекламу, погашение процентов по краткосрочным банковским кредитам. Для этих затрат характерен двойной способ покрытия. В пределах законодательно установленных норм их относят на себестоимость продукции, сверхнормативные расходы погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.
В состав прочих затрат входят также отдельные  налоги, сборы и платежи, отчисления в специальные внебюджетные фонды, арендная плата, административные расходы, затраты по созданию ремонтных фондов, амортизационные отчисления по нематериальным активам и др. Для каждого элемента затрат предусмотрены свои правила списания.
Таким образом, затраты, классифицированные по учетному признаку, относят на себестоимость продукции специфическими способами. Они влияют на формирование как прибыли от реализации продукции, так и налогооблагаемой прибыли.
По  способу отнесения  затрат на единицу  выпускаемой продукции выделяются постоянные и переменные расходы.
Постоянные  расходы не зависят от изменения объема выпускаемой продукции. Это административно-управленческие расходы, повременная заработная плата, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата и др.
Переменные  расходы прямо пропорциональны объему производства. Это расходы на сырье и материалы, технологическое топливо и энергию, сдельная заработная плата и др.
Деление расходов на постоянные и переменные необходимо, прежде всего, для планирования себестоимости продукции и соответственно для правильного определения цены реализации.
По  степени однородности затраты подразделяются на элементные и комплексные. Такое деление необходимо прежде всего при планировании себестоимости новых видов продукции, когда выявляются все затраты по их видам.
Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство. Все затраты на производство и реализацию продукции составляют ее полную себестоимость. Для предприятия себестоимость является основой для определения цен на производимую продукцию и соответственно базой для определения прибыли от реализации продукции и налога, на прибыль.  Поэтому нормативные документы, касающиеся порядка определения себестоимости, распространяются на все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и правового статуса, что ставит все предприятия в равные условия в рыночной экономике. 

Планирование  затрат на производство и реализацию продукции 

Планирование  затрат на производство и реализацию продукции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.
При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат не представляет особого труда и осуществляется двумя взаимодополняющими методами:
    по эмпирическим нормам расхода на единицу продукции;
    по фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.
Установление  нормы переменных затрат на единицу  выпускаемой продукции позволяет определить суммарный объем затрат на объем выпуска При стабильной стоимости переменных затрат их общая величина может быть определена по формуле: 

С = Н х В, 

где С  — планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;
Н — норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;
В — плановый объем выпуска в натуральном выражении. 

 

где Cпл  — плановая сумма переменных затрат;
Если  на момент планирования можно опираться  на фактические данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:
Сф —  фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;
Впл —  плановый объем выпуска в натуральном  выражении;
Вффактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.
Если  в отчетном периоде соблюдались  нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат, рассчитанная по первому методу, будет идентична плановой величине переменных затрат, рассчитанных по второму методу. Положительная разница между плановой величиной переменных затрат, рассчитанных на базе отчетных данных, и плановой величиной затрат, определенных на основе норм расхода, свидетельствует о перерасходе в отчетном периоде. Отрицательная разница говорит об экономии и соответственно сигнализирует руководству предприятия о возможности пересмотра норм расхода.
Если  при планировании переменных затрат предприятие должно иметь представление о будущем выпуске продукции, то при фактическом производстве какая-либо корректировка производственной программы не повлияет при прочих равных условиях на рост или снижение переменной составляющей себестоимости, поскольку изменения не затрагивают установленных норм расходов.
В нестабильной экономической ситуации планирование затрат затруднено. В этих условиях на первый план выходит текущая оценка стоимости переменных затрат и корректировка цены реализации в зависимости от уровня инфляции. При этом возможны противоречия между инфляционно меняющимися ценами и другими ценообразующими факторами, например, состояние платежеспособного спроса потребителей или ужесточившаяся конкуренция не позволят производителю увеличивать цену реализации пропорционально росту издержек.
Постоянные  расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной продукции.
Если  абстрагироваться от постоянных затрат, то рост переменных затрат при их неизменных нормах не приводит к снижению прибыли. Напротив, прибыль возрастает пропорционально росту выпуска (табл. 2.1). 

Таблица 2.1. Влияние переменных и постоянных затрат на величину прибыли, тыс. руб.
    Объем планового выпуска в натуральном выражении, шт.
 
100
150 200 250 300
1. Стоимость     единицы продукции 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
2. Переменные     затраты на единицу выпуска 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6
3. 4. Переменные     затраты на    плановый    объем выпуска Маржинальная     прибыль
60 40 90 60
120 80
150 100 180 120
5. Постоянные  затраты 60 60 60 60 60
6. 7.
Постоянные     затраты на единицу выпуска Общая прибыль
0,6 -20 0,4 0,3 20 0,24 40 0,2 60
 
При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска. Значительные изменения в объеме выпуска могут вызвать большие изменения в себестоимости продукции. Иными словами, уровень производственной активности является важнейшим фактором, влияющим на себестоимость единицы продукции. Даже при неизменности постоянных затрат предприятие может получить совершенно разный финансовый результат в зависимости от объема выпуска — в нашем примере от убытка — при выпуске в сто единиц, до прибыли — при выпуске свыше ста пятидесяти единиц.
Итак, при  планировании постоянных затрат предприятие  должно решать следующие задачи:
определение необходимого объема выпуска и реализации продукции, при котором достигается  окупаемость переменных и постоянных затрат;
расчет  необходимой величины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственными возможностями.
Для определения  минимального объема выпуска продукции, ниже  которого  производство  продукции  становится  нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, который определяется по следующей формуле: 

 

Пример. Переменные затраты в относительном выражении составляют 0,6 тыс. руб., выручка от реализации за вычетом переменных затрат — 40 тыс. руб., или 0,4 (40/100).
Соответственно  порог рентабельности равен: 60/0,4 = 150 тыс. руб.
В данном примере предприятие получит  положительный финансовый результат лишь при выпуске и реализации продукции свыше 150 тыс. руб. Чем выше объем выпуска, тем привлекательней результат.
Графически  это выглядит: 

 

Для планирования постоянных затрат необходим детальный анализ их ожидаемой структуры и максимальная информация о предстоящем выпуске, производственных заказах и производственных возможностях. Постоянные затраты могут меняться под воздействием факторов, не влияющих на объем производства. Изменения могут происходить, прежде всего, под воздействием внешних условий: повышения цен и тарифов, переоценки основных фондов, изменения норм амортизационных отчислений и т.п. Влияние внешних условий не поддается планированию, поэтому финансовая служба предприятия должна оперативно отслеживать колебания себестоимости и в случае опасных отклонений ставить вопрос перед руководством об увеличении отпускных цен.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.