На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Составление объединительного баланса при реорганизации предприятия в формах слияния и присоединения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие  и виды реорганизации предприятия………………………..……….6
2. Этапы  реорганизации ………………………………………………………...11
3. Последовательность  бухгалтерской отчетности ……………………..…….17
4. Составление  объединительного баланса при  реорганизации предприятия в  формах слияния и присоединения……………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………...……..42
Список  используемой литературы……………………………………..……….44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Одним из возможных путей повышения  эффективности работы предприятия  является изменение его организационной  структуры. В каждом конкретном случае мотивы, побуждающие руководителей  проводить реорганизацию своих  предприятий, различны. Однако, как  правило, объединяет их стремление к  повышению эффективности работы и упрочению позиций предприятия  на рынке. Реорганизация предприятия  может быть направлена, например, на совершенствование структуры управления предприятием или на оптимизацию  налоговых платежей. Кроме того, может быть принято решение о  слиянии двух небольших предприятий  в одно крупное или о выделении  структурного подразделения в самостоятельное  юридическое лицо с целью повышения  их конкурентоспособности.
     Реорганизация - процесс перемены лиц в имущественных  и иных правоотношениях, характеризующийся  изменением комплекса их прав и обязанностей, субъектного состава участников либо организационно-правовой формы  реорганизуемого юридического лица и влекущий универсальное правопреемство. С другой стороны, реорганизация  предприятия может означать собой  прекращение его деятельности с  переходом имущественных прав и  обязанностей к другим юридическим  лицам. Разделение юридического лица может стать антикризисной мерой, с помощью которой имущественное положение экономически слабого субъекта будет исправлено.
     Решение о реорганизации может быть продиктовано конфликтом между участниками юридического лица.
     В некоторых случаях реорганизация  юридического лица - это требование закона.
     Статья 57 ГК РФ предусматривает следующие  формы реорганизации:
     - разделение одной фирмы на  несколько;
     - выделение из фирмы ее части;
     - слияние двух и более фирм  в одну;
     - присоединение одной фирмы к  другой;
     - преобразование фирмы (изменение  ее организационно-правовой формы).
     Перечисленные формы реорганизации имеют свои особенности, которые изложены далее.
     Отечественная практика показывает, что понятие  реорганизации включает в себя два  самостоятельных направления:
     1) Реорганизация бизнеса;
     2) Реорганизация юридического лица.
     Указанные виды реорганизации оказывают существенное влияние на технику бухгалтерского учета в реорганизуемых организациях, так и на содержание бухгалтерской  отчетности.
           Реорганизации бизнеса  предполагает изменение процессов  управления предприятием, а второй вид изменение организационно-правовой формы, состава собственников организации, ее имущества и обязательств и  собственного капитала.
     Основной  целью реорганизации в настоящее  время является ее направление на оздоровление экономики предприятия, маневренности управления, на то, чтобы  собственники предприятий сами принимали  решения по развитию производства в  соответствии со своими экономическими интересами, распоряжались своим  имуществом и сами пожинали плоды  своего труда, сами несли ответственность  по принятым обязательствам. В связи  с этим независимо от формы реорганизации, ее основной целью является повышение  жизнеспособности предприятия и  увеличение перспектив его дальнейшего  развития. Следует отметить, что  реорганизация юридического лица является достаточно сложным и комплексным  явлением. В процессе реорганизации  возникают многочисленные вопросы, связанные с оценкой и переоценкой  имущества и обязательств организации, начислением и уплатой налогов, которые находят свое отражение на счетах бухгалтерского учета и учитываются при составлении бухгалтерского баланса.
     Цель  работы заключается в изучении формирования бухгалтерского баланса в условиях реорганизации  в организации. Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
     1) рассмотреть понятие реорганизации;
     2) рассмотреть виды реорганизации;
     3) изучить методику проведения реорганизации;
     4) ознакомиться с последовательностью предоставления бухгалтерской отчетности;
     5) составить объединительный  баланс на примере форм слияния и присоединения;
     Объектом  исследования является бухгалтерский  баланс в условиях  реорганизации.
     Предмет исследования - методика составления объединительного баланса.
     Период  исследования 2009-2011год.
     В курсовой работе используется теоретический метод исследования.
     Теоретической и методологической  основой курсовой работы являются труды отечественных  и зарубежных ученых, таких как  Г.Ю. Касьянова, Л.В. Пономарева, М.И. Куттер, Е. М. Сорокина.
     Курсовая  работа состоит из введения,  четырех вопросов, заключения и списка использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
     Реорганизация - это прекращение или иное изменение  правового положения юридического лица, влекущее переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. В результате реорганизации деятельность реорганизованного юридического лица продолжают другие юридические лица, а само оно прекращает свое существование.
     Реорганизация предприятия - это весьма сложный  процесс. Для ее успешного проведения требуется знание не только норм гражданского законодательства, но и вопросов налогообложения  и бухгалтерского учета.
     Формы реорганизации, предусмотренные Гражданским  Кодексом  РФ: слияние, преобразование присоединение, выделение и разделение. Данный перечень является исчерпывающим, то есть другие формы реорганизации законодательно не предусмотрены.
     Суть  каждой формы реорганизации выясняется как из ГК РФ, так и из специальных  законов, посвященных отдельным  видам юридических лиц.
     Слияние означает прекращение деятельности двух и более юридических лиц и передачу их имущества и обязательств вновь созданному юридическому лицу. Передача имущества и обязательств производится на основе передаточного акта. Момент завершения процедуры реорганизации определен как дата государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Зарубежный аналог слияния представляет объединение (англ. - consolidation).[17,С 46]
     Практическая  ценность слияния заключается в получении возможности организовать новое юридическое лицо, которое может укрепить конкурентные позиции на рынке, снизить затраты при увеличении объема, улучшить контроль своего позиционирования на рынке. Важно также отметить, что слияние может быть выгодно при условии, что объединяющиеся юридические лица предполагают создать новую торговую марку либо объединить усилия по совместному продвижению уже существующих торговых марок.
     Преобразование  заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица, например, преобразование общества с ограниченной ответственностью в закрытое акционерное  общество. При этом, как правило, не происходит изменения величины имущества  и обязательств юридического лица. Указанная особенность преобразования отличает данный тип реорганизации  от других, предусмотренных Гражданским  кодексом РФ. При реорганизации в  виде присоединения, слияния, выделения, разделения изменяется величина имущества, обязательств и собственного капитала юридического лица (юридических лиц). Документом, на основании которого имущество и обязательства преобразуемого общества передаются преобразованному юридическому лицу, является передаточный акт.
     Преобразование  следует отличать от изменения организационно-правовой формы юридического лица вследствие установленных законодательством  требований. На основании п.1 ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению  его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Таким  образом, изменение организационно-правовой формы в связи с выполнением  юридическим лицом требований законодательства не является реорганизацией. В частности, преобразование следует отличать от изменения организационно-правовой формы юридического лица из закрытого  акционерного общества в открытое акционерное  общество. Если число акционеров закрытого  общества превысит пятьдесят, указанное  общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое (п.3 ст.7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Аналогичное требование содержится в Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно п.3 ст.7 данного  Закона, если число участников общества превысит пятьдесят, общество в течение  года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. В российской практике большинство реорганизаций в форме преобразования затрагивает преобразование из юридического лица государственной (муниципальной) формы собственности (унитарное предприятие) в акционерное общество. Пре-образования общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество крайне редки. Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрено преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, однако в российской практике такие виды преобразования не встречаются. Учитывая сказанное, представляется целесообразным сконцентрировать дальнейшее изложение на четырех наиболее распространенных формах реорганизации — присоединении, слиянии, выделении и разделении.
     Присоединение связано с прекращением деятельности присоединяемого юридического лица (юридических лиц) и передачей  всех его прав и обязательств присоединяющему  юридическому лицу. Присоединяющая организация  является правопреемником прекращенного  юридического лица (юридических лиц). Передача активов и обязательств производится на основе передаточного  акта. Момент завершения реорганизации  присоединяющего юридического лица определяется датой внесения в Государственный  реестр записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Если присоединяется несколько  юридических лиц, завершение реорганизации  определяется как дата прекращения  деятельности последнего из присоединяемых юридических лиц.
     В российских публикациях часто упоминается  термин «поглощение», взятый из зарубежной практики (англ.-merger). Поглощение предусматривает прекращение деятельности одной из сливающихся компаний. Таким образом, в российском варианте поглощение соответствует реорганизации в форме присоединения. Кроме поглощения в России достаточно распространенным случаем изменения бизнеса является приобретение (англ.-acquisition). Отличительной чертой приобретения является получение контроля над активами и операциями приобретаемой организации. Приобретение характеризуется установлением отношений материнской организации и дочерней организации со 100 %-й долей участия в капитале последней. Подобный вариант не является присоединением, однако может быть подготовительным этапом такой реорганизации.
     Выделение подразумевает образование нового юридического лица (юридических лиц) путем его (их) выделения из другого  юридического лица. При этом юридическое  лицо, из которого происходит выделение, продолжает существовать после завершения процедуры реорганизации. Момент завершения процедуры реорганизации определен  как дата государственной регистрации  последнего из выделившихся юридических  лиц (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Выделение наиболее практично в следующих ситуациях. Первая затрагивает отношения, возникающие  между собственниками существующей организации, суть которых кратко выражается следующей формулой: «получить бизнес, а не деньги». Эта формула описывает  ситуацию, когда у акционеров, выходящих  из состава акционеров (собственников) организации, есть намерение продолжить определенное направление бизнеса. При этом они отдают предпочтение развитию бизнеса, а не получению  денежных средств в счет выкупа долей  в уставном капитале или дополнительных денежных компенсаций. Вторая ситуация связана с необходимостью улучшения  финансового положения реорганизуемого  юридического лица и усиления контроля над операциями путем вывода эффективно работающих активов из организации  и их аккумулирования на балансе  вновь созданной организации.
     Разделение  связано с прекращением деятельности юридического лица и передачей его  имущества и обязательств вновь  образуемым юридическим лицам. Момент завершения процедуры реорганизации  определяется датой государственной  регистрации последнего из вновь  созданных юридических лиц.
     Мотивы  проведения реорганизации в форме  разделения могут быть связаны с  существованием непреодолимых расхождений  между собственниками организации  в отношении путей дальнейшего  развития, а также сохранения существующего  названия (торговой марки).
     Таким образом, можно сделать вывод, что  каждая форма реорганизации представляет собой преобразование одной организации  в другую в соответствии с законодательством.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ЭТАПЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ
     Реорганизация организации проводится в четыре этапа.
     На  первом этапе учредителями (участниками) организации либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, оформляется  решение о реорганизации этого  юридического лица с указанием в  нем конкретной формы реорганизации. Требования к форме и содержанию этого документа нормами гражданского законодательства не установлены.
     Но  поскольку решение о реорганизации  является основным документом для раскрытия  информации о реорганизации в  бухгалтерской отчетности реорганизуемого  юридического лица, Минфин России рекомендует  отразить в нем следующую информацию:
     -     сроки проведения инвентаризации  имущества и обязательств;
     - способ оценки передаваемого  (принимаемого) в порядке правопреемства  имущества и обязательств;
     -   порядок правопреемства в связи  с изменениями в имуществе  и обязательствах, которые могут  возникнуть после даты утверждения  передаточного акта или разделительного  баланса в результате текущей  деятельности реорганизуемой организации,  а также особый порядок осуществления  отдельных хозяйственных операций (получение (предоставление) кредитов  и займов, осуществление финансовых  вложений и др.);
     -    порядок формирования уставного  капитала, складочного капитала, уставного  фонда, паевого фонда (далее  - уставный капитал) и его величину  для отражения в учредительных  документах возникших организаций  и реорганизуемой организации;
     -   направление (распределение) чистой  прибыли отчетного периода и  прошлых лет реорганизуемой организации  с учетом возможной необходимости  ее направления на выкуп (приобретение) у акционеров акций, списание (признание с оценкой последствий)  условных обязательств и др.
     В соответствии с п. 7 Методических указаний оценка передаваемого в порядке  правопреемства имущества может  производиться одним из следующих  способов:
     - по остаточной стоимости в  сумме, которая приведена по  соответствующим числовым показателям  в бухгалтерской отчетности;
     - по текущей рыночной стоимости  в сумме экспертной оценки  стоимости этого имущества;
     - по иной стоимости (фактической  себестоимости материально-производственных  запасов, первоначальной стоимости  финансовых вложений и др.).
     Обязательства реорганизуемой организации в передаточном акте (разделительном балансе) отражаются в сумме кредиторской задолженности  по данным бухгалтерского учета с  учетом сумм убытков, причитающихся  к возмещению кредиторам в соответствии с законодательством РФ (п. 8 Методических указаний).
     Оценка  акций, подлежащих выкупу акционерным  обществом у своих акционеров в случае его реорганизации, осуществляется в соответствии с требованиями ст. 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
     На  втором этапе реорганизуемая организация  в течение 30 дней со дня принятия решения о реорганизации обязана  письменно уведомить об этом своих  кредиторов и дебиторов и опубликовать сообщение о принятом решении  в органе печати, в котором публикуются  данные о государственной регистрации  юридических лиц.
     На  третьем этапе проводится инвентаризация имущества и обязательств реорганизуемой организации, которая в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" носит обязательный характер.
     Итоги инвентаризации отражаются в Акте (описи) инвентаризации, который служит подтверждением достоверности передаточного акта (разделительного баланса).
     Четвертый этап - составление передаточного  акта (или разделительного баланса), на основании которого одна организация  передает другой организации имущество  и обязательства.
     Такая передача согласно п. 11 Методических указаний не рассматривается для целей  бухгалтерского учета ни как продажа  имущества и обязательств, ни как  их безвозмездная передача.
     Передаточный  акт и разделительный баланс, будучи гражданско-правовыми документами, содержат лишь положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного  юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая  и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ).
     Эти документы не являются основанием для  отражения в бухгалтерском учете  реорганизуемой организации операций по передаче имущества и обязательств (п. 11 Методических указаний).
     Другими словами, никакие записи в бухгалтерском  учете реорганизуемой организации  на передачу имущества и обязательств по передаточному акту или разделительному  балансу не производятся.
     Формы передаточного акта и разделительного  баланса законодательством не регламентированы. Поэтому эти документы могут  быть составлены в произвольной форме.
     В гражданском законодательстве отсутствуют  требования и к содержанию этих документов. Поэтому перечень сведений, включаемых в передаточный акт (разделительный баланс), целесообразно отразить в  решении (договоре) учредителей о  проведении реорганизации.
     Итак, передаточный акт или разделительный баланс в соответствии с п. 4 Методических указаний может включать следующие  приложения:
     - бухгалтерскую отчетность в составе,  установленном Федеральным законом  от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете". Она определяет состав  имущества и обязательств реорганизуемой  организации, а также их оценку  на последнюю отчетную дату  перед датой оформления передачи  имущества и обязательств в  установленном законодательством  порядке;
     - акты (описи) инвентаризации имущества  и обязательств реорганизуемой  организации, проведенной в соответствии  с законодательством РФ и иными  нормативными правовыми актами  перед составлением передаточного  акта (разделительного баланса), подтверждающие  достоверность передаточного акта (разделительного баланса) (наличие,  состояние и оценку имущества  и обязательств);
     - первичные учетные документы  по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных  средств, материально-производственных  запасов и др.), перечни (описи)  иного имущества, подлежащего  приемке-передаче при реорганизации  организаций;
     - расшифровки (описи) кредиторской  и дебиторской задолженностей  с информацией о письменном  уведомлении в установленные  сроки кредиторов и дебиторов  реорганизуемых организаций о  переходе с момента государственной  регистрации организации имущества  и обязательств по соответствующим  договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими  бюджетами, государственными внебюджетными  фондами и др.
     Следует отметить, что п. 4 Методических указаний содержит рекомендации, а не требования к составу передаточного акта (разделительного баланса).
     Для удобства составление передаточного  акта (разделительного баланса) рекомендуется  приурочивать к концу отчетного  периода (года) или к дате составления  промежуточной бухгалтерской отчетности (за квартал, месяц).
     Далее передаточный акт (разделительный баланс) утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим  решение о его реорганизации.
     Согласно  п. 5 Методических указаний для выбора учредителями (участниками) наиболее оптимальной  даты утверждения передаточного  акта (разделительного баланса) необходимо, чтобы:
     - эта дата находилась в пределах  срока проведения реорганизации  при условии, что этот срок  предусмотрен в договоре (решении)  учредителей о реорганизации;
     - организацией были учтены сроки  на выполнение предусмотренных  законодательством необходимых  процедур, а именно на уведомление  кредиторов (акционеров, участников) о  принятом решении о реорганизации  и на предъявление ими требований  о прекращении или досрочном  исполнении обязательств и возмещении  убытков, на проведение инвентаризации  имущества и обязательств и  др.
     Одновременно  идет подготовка учредительных документов вновь создаваемых в результате реорганизации организаций либо оформляются документы, необходимые  для внесения изменений в учредительные  документы существующих организаций.
     Передаточный  акт (разделительный баланс) представляется вместе с учредительными документами  в орган, осуществляющий государственную  регистрацию вновь возникших  организаций или внесение изменений  в учредительные документы существующих юридических лиц.
     Юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением реорганизации в  форме присоединения) с момента  государственной регистрации вновь  возникших организаций, а в случае присоединения - с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о  прекращении деятельности присоединенного  юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
     Поэтому процесс реорганизации можно  считать завершенным, когда организацией получен документ, подтверждающий факт о внесении соответствующей записи регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических  лиц о вновь возникших или  прекративших деятельность организациях (в зависимости от формы реорганизации). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
     Заключительная  бухгалтерская отчетность
     За  период с начала отчетного года по день, предшествующий дате внесения записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней  из присоединенных организаций) в Единый государственный реестр юридических  лиц, организации, прекращающие свою деятельность в результате реорганизации (в случаях  слияния, разделения, преобразования), а также присоединяемые организации  составляют заключительную бухгалтерскую  отчетность.
     Эта отчетность составляется и представляется в объеме форм годовой бухгалтерской  отчетности.
     В пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности согласно п. 47 Методических указаний могут быть указаны:
     - основания для проведения реорганизации;
     - документы передачи имущества  и обязательств правопреемнику;
     - документы, подтверждающие закрытие, переоформление расчетных и других  банковских счетов реорганизуемой  организацией;
     - сведения о снятии с учета  реорганизуемой организации налоговыми  органами, территориальными органами  Пенсионного фонда РФ, региональными  отделениями ФСС РФ, территориальными  органами Госкомстата России  и др.
     В бухгалтерском учете производится закрытие счетов учета прибылей и  убытков и направление (распределение) суммы чистой прибыли на цели, определенные решением (договором) учредителей.
     Расходы, связанные с реорганизацией (с  государственной регистрацией возникших  организаций, с внесением соответствующих  изменений в учредительные документы, с регистрацией ценных бумаг, оплатой  юридических услуг и др.), признаются организациями, участвующими в реорганизации, в качестве внереализационных расходов соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете организации, осуществляющей эти расходы, с последующим включением в заключительную бухгалтерскую отчетность (п. 12 Методических указаний).
     Методическими указаниями признается и принимается  во внимание факт наличия разрыва  между датой составления передаточного  акта (разделительного баланса) и  датой государственной регистрации  вновь созданных юридических  лиц (датой внесения в Единый государственный  реестр юридических лиц записи о  вновь возникших организациях или  о прекращении деятельности присоединенного  юридического лица).
     На  практике на дату государственной регистрации  активы и обязательства, отраженные в разделительном балансе, могут  не совпадать с данными промежуточной  и (или) годовой, а также заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации, поскольку в течение  указанного промежутка времени данная организация продолжает вести финансово-хозяйственную  деятельность (отгружать продукцию, расплачиваться с кредиторами и  т.д.).[8,C 476]
     Возникающие в этот период изменения в стоимости  передаваемого имущества и обязательств следует раскрывать в пояснительной  записке к промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности, заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному  акту или разделительному балансу (п. 10 Методических указаний).
     Промежуточная (годовая) бухгалтерская отчетность
     Если  начало квартала (года) попадает в возникающий  промежуток времени между датой  составления передаточного акта (разделительного баланса) и датой  окончания реорганизации, то реорганизуемой организацией в общеустановленном  порядке составляется и представляется промежуточная и (или) годовая бухгалтерская  отчетность.
     В этой отчетности согласно п. 46 Методических указаний подлежит раскрытию следующая  информация о проводимой реорганизации:
     - основание проведения реорганизации;
     - сведения об организациях, участвующих  в реорганизации, и правопреемниках;
     - дата составления передаточного  акта или разделительного баланса;
     - изменения в составе и стоимости  имущества (ввод в эксплуатацию  основных средств из состава  незавершенного строительства, их  амортизация, выбытие и т.п.), обязательств (погашение (увеличение) задолженности  в соответствии с гражданским  законодательством РФ), начиная с  даты составления передаточного  акта или разделительного баланса,  а также события, вызвавшие  соответствующие изменения в  активах и обязательствах;
     - расходы, связанные с реорганизацией;
     - формирование уставного капитала  возникших организаций;
     - невыполненные условия и прочие  события, связанные с признанной  реорганизацией.
     Форма представления указанной информации Минфином России не регламентируется.
     Организации, продолжающие осуществление своей  деятельности после проведенной  реорганизации в форме присоединения  или выделения, составляют промежуточную  и (или) годовую бухгалтерскую отчетность с учетом полученных (переданных) имущества  и обязательств (п. 48 Методических указаний).
     Данные  передаточного акта или разделительного  баланса, изменения величины уставного  капитала, добавочного капитала и  других числовых показателей бухгалтерского баланса раскрываются в пояснительной  записке к бухгалтерской отчетности.
     Вступительная бухгалтерская отчетность
     Вступительная бухгалтерская отчетность составляется вновь возникшими в результате реорганизации  юридическими лицами на дату их государственной  регистрации.
     В случае реорганизации в форме  присоединения правопреемник составляет бухгалтерскую отчетность на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении  деятельности последней из присоединенных организаций.
     В общем случае данные разделительного  баланса реорганизуемого юридического лица (при разделении, выделении) являются также данными вступительного баланса  каждого нового юридического лица на дату начала его деятельности после  его государственной регистрации.
     Однако  на практике так бывает далеко не всегда. Гораздо чаще данные, на основании  которых формируется вступительный  баланс, отличаются от данных передаточного  акта или разделительного баланса. Этот момент учтен в Методических указаниях.
     Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей  в результате реорганизации организации  на начало отчетного периода (дату государственной  регистрации) в соответствии с п. 13 Методических указаний формируется  на основе передаточного акта (разделительного  баланса), и данных заключительной бухгалтерской  отчетности реорганизованных организаций, составленной с учетом возникших  изменений в составе и стоимости  передаваемого имущества и обязательств.
     Первое, что необходимо сделать вновь  возникшей организации, - это сформировать в соответствии с порядком, предусмотренным в решении учредителей или в соответствующем договоре (о слиянии, о присоединении), уставный капитал и отразить его величину, зафиксированную в одном из вышеперечисленных документов, по строке "Уставный капитал" раздела "Капитал и резервы" вступительного бухгалтерского баланса.
     При корректировках размера уставного  капитала организации-правопреемника Методическими указаниями предусмотрен следующий особый порядок формирования числовых показателей раздела "Капитал  и резервы" вступительного бухгалтерского баланса.
     1. При увеличении уставного капитала  правопреемника по сравнению  с величиной уставного капитала  реорганизуемой(ых) организации(ий) (или их суммой - при реорганизации в форме слияния, присоединения) в строке "Уставный капитал" отражается его величина, зафиксированная в решении учредителей (в соответствующем договоре).
     При уменьшении уставного капитала правопреемника возникает разница, которую следует  показать по строке "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
     2. Сумма превышения стоимости чистых  активов над совокупной номинальной  стоимостью акций при их конвертации  отражается по строке "Добавочный  капитал".
     3. В остальных случаях положительная  разница между стоимостью чистых  активов и величиной уставного  капитала отражается по строке "Нераспределенная прибыль (непокрытый  убыток)". В случае отрицательной  разницы будет задействована  та же строка, но со знаком "минус" (в этом случае числовой показатель  будет приведен в круглых скобках).
     При этом во всех перечисленных случаях  формирования числовых показателей  раздела "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса правопреемника никакие записи в бухгалтерском  учете не производятся.
     Возникшие в результате реорганизации юридические  лица или организации-правопреемники (за исключением реорганизации в  форме преобразования) начисляют  амортизацию по объектам основных средств, принятых к учету на основании  передаточного акта (разделительного  баланса), доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам  с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена их государственная  регистрация.
     Срок  полезного использования объекта  основных средств (нематериальных активов), а также метод начисления амортизации  по нему определяются по общим правилам в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов"). 
 

4.СОСТАВЛЕНИЕ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОГО БАЛАНСА ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ФОРМАХ СЛИЯНИЯ И ПРИСОЕДИНЕНИЯ
     Под слиянием и присоединением понимается объединение организаций в их общих интересах. Целью слияния  может быть повышение эффективности  бизнеса, попытка снизить конкуренцию, создать монополию. Составление  объединительного баланса при реорганизации  коммерческих организаций в формах слияния и присоединения с 1 января 2004 г., регламентируется Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (приказ Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44 н, далее  Методические указания). В Методических указаниях устанавливаются правила формирования в бухгалтерской отчетности информации об  осуществлении, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, реорганизации предприятий.
     Процесс реорганизации основывается на принципе универсального правопреемства, которое  представляет собой особый порядок  перехода всего имущества, всех имущественных  прав и всех обязательств реорганизуемой организации к ее преемнику. Организации, созданные в результате реорганизации, получают весь объем прав и обязательств реорганизованного юридического лица без каких-либо изъятий и исключений.[8,C54]
     Основанием  для признания реорганизации  в формах слияния, присоединения  в целях формирования бухгалтерской  отчетности является наличие соответствующим  образом оформленных и утвержденных документов:
     • решения учредителей (участников) либо органа юридического
     лица, уполномоченного на то учредительными документами,
     которым являются общее собрание акционеров, участников общества, хозяйственных  товарищей,• членов кооператива, съезд, конференция и Т.п.;
     • решения уполномоченных государственных  органов, определенных
     законодательством Российской Федерации, а именно Правительства  Российской Федерации (по казенным предприятиям) или уполномоченного государственного органа, или органа местного самоуправления (по государственным и муниципальным  унитарным предприятиям);
     • решения суда в случаях, установленных  законом;
     • договоров о слиянии или присоединении.
     В акционерных обществах вопрос о  реорганизации решается по представлению  совета директоров на общем собрании акционеров. На этом же собрании утверждается договор о слиянии или присоединении, а также решаются прочие вопросы, связанные с реорганизацией.В обществе с ограниченной ответственностью подобные вопросы решаются на общем собрании участников.
     Высший  орган управления юридического лица определяет основные условия и порядок  реорганизации, принимает решение  об утверждении соответствующих  документов.
     В случае реорганизации путем слияния  высший орган управления каждой реорганизуемой фирмы должен утвердить:
     - передаточный акт;
     -заявление  о регистрации компании, созданной  путем слияния; 
     - решение о реорганизации;
     - документ об уплате государственной  пошлины и др.
     Полный  перечень приведен в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ.
     Передаточный  акт должна составить каждая компания, участвующая в слиянии. Дата передаточного  акта может быть любой. Но лучше, чтобы  она совпала с концом квартала или года - так сказано в пункте 6 Указаний по формированию бух отчетности при реорганизации.
     В передаточном акте должны быть положения  о правопреемстве (ст. 59 ГК РФ). Это  сведения о суммах дебиторской и  кредиторской задолженности, а также  об имуществе, переходящем ко вновь  создаваемой компании. Стоимость имущества по передаточному акту может быть рыночной, остаточной, первоначальной, либо соответствующей фактической себестоимости материально-производственных запасов (п. 7 Указаний по формированию бух отчетности при реорганизации).
     По  форме передаточного акта никаких  ограничений нет. Чаще всего его  оформляют в виде обыкновенного  бухгалтерского баланса и прикладывают расшифровки по каждой из строк. В  качестве расшифровок можно использовать инвентаризационные ведомости. Есть и  другой вариант: отказаться от бланка баланса, а просто перечислить все  виды активов и пассивов (основные средства, НМА, «дебиторку», «кредиторку» и т.д.) и указать их стоимость. А в отдельных приложениях привести списки объектов, дебиторов. На совместном собрании участников или акционеров всех реорганизуемых предприятий избирается исполнительный орган общества, создаваемого в результате реорганизации, а также утверждается устав и учредительный договор нового общества.[8,C 67]
     В случае реорганизации в форме  присоединения высший орган управления каждого реорганизуемого общества утверждает договор о присоединении  одной или нескольких фирм к основной организации.
     При реорганизации в форме слияния  или присоединения в решении
     о реорганизации необходимо указать:
     1) сроки проведения общего собрания учредителей или акционеров всех предприятий, участвующих в реорганизации, с целью избрания исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния или присоединения. Этот орган и будет в дальнейшем осуществлять все необходимые действия, связанные с реорганизацией;
     2) сроки проведения инвентаризации  имущества и обязательств, реорганизуемых  предприятий;
     3) размер, порядок и источники формирования  у вновь возникающих организаций  уставного капитала, складочного  капитала, уставного фонда, паевого фонда для отражения. В учредительных документах вновь возникших либо в реорганизуемой организации;
     4) выбор способа оценки передаваемого  (принимаемого) в порядке правопреемства  имущества;
     5) направления использования (распределения)  чистой прибыли отчетного периода  и прошлых лет реорганизуемой  организации с учетом возможной  необходимости ее направления  на выкуп (приобретение) у акционеров (участников) акций (долей, части  доли), списание (списание с оценкой  последствий) условных обязательств  и др.
     Если  преобразуется общество с ограниченной ответственностью, то нужно решить вопрос о порядке обмена долей  участников общества на акции акционерного общества либо доли участников общества с ограниченной ответственностью или  паи членов производственного кооператива.
     При слиянии юридических лиц права  и обязанности каждого из них  переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с  передаточным актом. Дата утверждения  передаточного акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации  с учетом предусмотренных законодательством  необходимых процедур уведомления  кредиторов (акционеров, участников) и  проведения инвентаризации имущества  и обязательств и др.
     Составление передаточного акта целесообразно приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества реорганизуемой организации. После принятия решения о реорганизации учредители должны исходя из требований нормативных документов (ч. 1 ГК РФ, Закона об акционерных обществах и т.д.) в письменной форме уведомить об этом кредиторов реорганизуемых юридических лиц. В письменном уведомлении необходимо указать, какая организация будет рассчитываться с кредитором после реорганизации предприятия - должника.
     Для того чтобы данные, отраженные в  передаточном акте реорганизуемого  предприятия, были достоверными, необходимо перед их составлением провести инвентаризацию имущества и обязательств реорганизуемого  предприятия. Согласно требованиям  Федерального закона N-129-ФЗ «О бухгалтерском  учете  от 29 ноября 1996 г. (в ред. от 30 июня 2003 г.) и Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 29 июля 1998 г N - 34н, при реорганизации  проводится полная и сплошная инвентаризация. В ходе инвентаризации проверяются  наличие, состояние и оценка имущества  и обязательств, составляются акты сверки расчетов с - каждым дебитором  и кредитором.
     Выявленные  при инвентаризации расхождения  между фактическим наличием имущества  и данными бухгалтерского учета  отражаются на счетах бухгалтерского учета.
     При оценке передаваемого в ходе реорганизации  имущества по остаточной или иной стоимости отражение в передаточном акте передаваемого имущества про  изводится в сумме, при водимой  по соответствующим числовым показателям  в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления этих документов.
     Оценка  передаваемого имущества по текущей рыночной стоимости может быть произведена реорганизуемой организацией при составлении передаточного акта. Для того чтобы определить рыночные цены на основные средства реорганизуемое предприятие может пригласить независимого специалиста-оценщика, который имеет специальную лицензию. В бухгалтерском учете стоимость услуг оценщика необходимо отразить на субсчете 91-2 .Прочие расходы, а в бухгалтерской отчетности включить во внереализационные расходы как расходы, связанные с реорганизацией (п. 12 Методических указаний).
     Реорганизуемое  предприятие может определить рыночную стоимость основных средств и  самостоятельно. Для этого необходимо собрать публикации в средствах массовой информации, биржевые котировки, а также сведения, полученные от местных комитетов по ценообразованию или от органов статистики. На основе этих данных следует составить расчет рыночной стоимости имущества реорганизуемого предприятия. Все собранные документы, подтверждающие рыночную стоимость, или отчет, полученный от независимого оценщика, необходимо приложить к разделительному балансу.
     Основные  средства и нематериальные активы отражаются в бухгалтерской отчетности по остаточной стоимости. В ходе реорганизации в адрес реорганизуемого предприятия поступают требования от кредиторов о досрочном прекращении или исполнении обязательств. Досрочное прекращение или исполнение соответствующих обязательств обществом распространяется на так называемые  длящиеся обязательства, которые вытекают из договора кредита или займа, аренды или лизинга.
     Реорганизуемое  предприятие может погасить не все  требования, предъявленные кредиторами, по причине нехватки средств. Кроме  того, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни законы, регулирующие деятельность акционерных обществ (АО) или обществ  с ограниченной ответственностью (ООО), не запрещают предприятию провести реорганизацию при неполном удовлетворении выставленных кредиторами требований. Непогашенная часть требований раскрывается отдельной строкой в передаточном акте или разделительном балансе и переходит к вновь созданным организациям на основании передаточного акта.
     Передача  имущества и обязательств по передаточному  акту от одной организации к другой в порядке универсального правопреемства не рассматривается для целей  бухгалтерского учета как продажа  имущества и обязательств или  как безвозмездная их передача. Указанная  операция в бухгалтерском учете  передающей стороны не отражается.
     Основанием  для составления передаточного  акта служит бухгалтерская отчетность, сформированная на последнюю отчетную дату перед его составлением. В соответствии с числовыми показателями бухгалтерской отчетности, в передаточном акте определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке, рассмотрим на примере.
     Передаточный  акт открытого акционерного общества (ОАО) «Очаг" составляется в начале февраля 2011 г. Следовательно, основанием для составления передаточного  акта должна стать годовая бухгалтерская  отчетность за 2010 г. сформированная по состоянию на 31 декабря 2010 г. В соответствии с этой отчетностью определяется состав имущества и обязательств реорганизуемого предприятия.
     При составлении передаточного акта следует иметь в виду, что в  оценке, отличной от учетной, имущество  будет показано только в объединительном  балансе возникшей в результате слияния или Присоединения организации. В заключительной отчетности организации, прекращающей свою деятельность при  реорганизации, имущество будет  отражаться исходя из принципа непрерывности  бухгалтерского учета по исторической стоимости в сумме, которая следует  из данных бухгалтерского учета и  приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской  отчетности, являющейся основанием для  составления документов, необходимых  при реорганизации.
     К расшифровкам задолженностей обязательно  надо приложить акты сверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также уведомление кредиторам и дебиторам реорганизуемой фирмы  о том, кто именно будет рассчитываться с ними после реорганизации. Уведомление  должно быть отправлено своевременно  до утверждения передаточного акта.
     Помимо  данных бухгалтерского учета организации - правопреемнику понадобятся и данные налогового учета реорганизуемого предприятия. Налоговые отношения в связи с реорганизацией юридических лиц определены ст. 50 НК РФ. Общее требование заключается в том, что исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника. При этом правопреемник обязан уплатить помимо неуплаченных сумм налогов также и пени, и штрафов независимо от того, когда именно до реорганизации или после налоговый орган выявил нарушения законодательства реорганизованным юридическим лицом.
     Передаточный  акт является единственным правоустанавливающим документом, на основании которого происходит государственная регистрация  прав на недвижимое имущество при  реорганизации в формах слияния  и присоединения он состоит из нескольких частей.
     В первой части передаточного акта указывается общая информация
     о реорганизации юридических лиц, в том числе:
     • полное наименование юридических лиц, участвующих в реорганизации, а  также их организационно-правовая форма;
     • вид реорганизации;
     • наименование и организационно-правовая форма правопреемников;
     • дата принятия решения о реорганизации;
     • список прилагаемых форм отчетности;
     • список прилагаемых инвентаризационных описей, сличительных ведомостей;
     • список других прилагаемых документов (приказ об учетной политике предприятия, аналитические данные по дебиторской  и кредиторской задолженности и  т.д.).
     Вторая  часть передаточного акта представляет собой бухгалтерский баланс, содержащий сведения об имуществе, обязательствах и собственном капитале реорганизуемого  юридического лица на дату составления  передаточного акта. Бухгалтерский  баланс, который включается в передаточный акт, называют передаточным. В нем  приводятся только данные по состоянию  на дату реорганизации, а не на последнюю  отчетную дату. Показатели на начало отчетного года указывать не нужно, покажем на примере.  

Таблица 1- Передаточный баланс ОАО »Очаг»  на 30 сентября 2011г.
АКТИВ ПАССИВ
Наименование  показателя На 30.09.2011 На 31.12.2010 На 31.12.2009 Наименование  показателя На 30.09.2011 На 31.122010 На 31.12.2009
Внеоборотные активы Капитал и резервы
Основные  средства 22000 - - Уставный 15000 - -
Итого 22000 - - Добавочный 100 - -
Оборотные активы Резервный 500 - -
Запасы 5000 - - Нераспределенная  прибыль  5000 - -
НДС по приобретенным ценностям  600 - - Итого 20600 - -
Дебиторская задолженность  2300 - - Долгосрочные  обязательства
Финансовые  вложения 3000 - - Заемные средства - - -
Денежные  средства 2700 - -  
Итого: 13600 - - Краткосрочные обязательства
  Кредиторская  задолженность  150000 - -
Итого: 356000 - - Итого: 356000 - -
 
     Третья  часть передаточного акта (приложения) содержит информацию об объеме прав и  обязанностей в любой форме. Например, перечень инвентарных карточек объектов основных средств и копии данных карточек либо перечень всех основных средств, передаваемых. В ходе реорганизации с указанием всех необходимых реквизитов: наименование, количество, стоимостная оценка.
     Поскольку, в соответствии с нормами гражданского права, реорганизуемые предприятия должны передать информацию о правах и обязанностях, а не данные бухгалтерского учета, все регулирующие и оценочные счета должны быть закрыты. Закрываются следующие счета:
     02 «Амортизация основных средств»;
     05 «Амортизация нематериальных активов»;
     14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей»;
     16 «Отклонение в стоимости материальных  ценностей»;
     42 «Торговая наценка»;
     44 «Расходы на продажу»;
     59 «Резервы под обесценение финансовых  вложений»;
     63 «Резервы по сомнительным долгам».
     В силу того что реорганизуемые предприятия  передают права и обязательства, объем учетной информации о них  должен иметь отношение только к  тому имуществу, право на которое  может быть фактически реализовано  вновь созданным юридическим  лицом. В частности, не могут быть переданы лицензии, так как согласно ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001г  N128-ФЗ «O лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования.
     За  государственную регистрацию юридических  лиц, в том числе за государственную  регистрацию изменений, вносимых в  учредительные документы, взимается  государственная пошлина. Государственная  пошлина уплачивается до подачи заявления  на регистрацию и зачисляется  в федеральный бюджет. Поэтому  в бухгалтерском учете она  отражается следующими  проводками:
     Таблица 2- Бухгалтерские проводки по зачислению государственной пошлины в бюджет
Содержание  хозяйственной операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит 
Перечислена в бюджет государственная пошлина 68 51
Включена  в состав внереализационных расходов сумма государственной пошлины
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.