На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инфляция и ее особенности в России в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Кафедра финансов

Курсовая  работа

 
по дисциплине
«Деньги, кредит, банки» 

на тему:
 
«Инфляция и ее особенности в современных  условиях» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка заочной ФО
                5 курса ФЭФ, 22 поток
                Воденина Л.А.                                                     Проверила: доц. Синицина Н.М. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Н.Новгород
2011 г.
 

Содержание

  Введение……………………….…………………….…………………….......3
    Инфляция: понятие, сущность и виды инфляции……….………………5
      Понятие инфляции……………………………………………………......5
      Причины инфляции……………………………………………….……..7
      Виды инфляции……………………………………………..……………9
    Динамика денежно-кредитных показателей по итогам I квартала 2010 года ………………………………………………………………………..16
    2.1. Динамика  цен по основным секторам потребительского рынка..........16
    2.2. Рост тарифов на жилищно-коммунальные  услуги…………..……......20
    2.3. Динамика цен в промышленности……………………………………..21
    2.4. Динамика внутренних и биржевых  цен на нефтепродукты………….22
    2.5. Динамика денежно-кредитных показателей…………………………..26
    Методы борьбы с инфляцией…………………………………………....30
      Адаптационная политика………………………………………………..30
      Антиинфляционные меры………………………………………………32

    3.3. Особенности противодействия инфляции  в современных условиях...33

  Заключение………………………………………….………………………..37
  Список используемой литературы…………...……………………………..40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

      В последнее десятилетие  слово  «инфляция» употребляется очень  часто. А ведь прошло немногим более 15 лет с тех пор, когда в нашей  стране отрицалась сама возможность  инфляции. Однако, на самом деле она была, но в скрытой форме. Из-за хронического дефицита, деньги утрачивали свою значимость, даже при стабильных ценах. В настоящее время инфляция стала явной, ее масштабы нарастают.
     При всем обилии информации на эту тему, по моему мнению, широкие слои населения знают о ней поверхностно (отсюда появление инфляционного ожидания).
     Выбирая тему курсовой работы, я решила остановится  на таком актуальном вопросе в наше время, как инфляция и ее особенности в современных условиях.
     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что  проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны.
     Данная  проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами в литературе и в средствах массовой информации. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России.
     Целью курсовой работы является: изучение сущности инфляции, ее основных понятий и причин возникновения инфляционных процессов в экономике, рассмотрение инфляции на примере экономики России, ее анализ и особенности.
     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
        - рассмотреть историю инфляционных  процессов и выявить их влияние  на экономику;                         
       - выявить возможные причины инфляции  и, проанализировав их, рассмотреть  меры по их устранению;
     Также, рассмотрены последствия инфляции, как экономические, так и социальные.
     В связи со всем вышесказанным структура  работы представлена четырьмя главами. В первой главе рассматриваются  общетеоретические вопросы, касающиеся определения инфляции и истории инфляционных процессов, рассмотрены причины и виды инфляции.
     Вторая  глава рассматривает социально-экономические  последствия инфляции.
     Третья  глава посвящена методам регулирования  инфляции, и в последней части  работы рассмотрена инфляция в России. 

 

     
    Инфляция: понятие, сущность и виды инфляции.
    1.1. Понятие  инфляции.
     Инфляция  является сложным социально-экономическим  явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Нет денег – нет и инфляции. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
     Сам термин  “инфляция” впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после I мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов. 
     “Инфляция (от лат.inflatio – вздутие),  переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценивание. В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к товару – золоту, а так же по отношению ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохранившей свою прежнюю реальную ценность или обесценившаяся  в меньшей степени”.
     Другими словами, это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной  единицы и рост товарных цен.
     Если  коротко, то инфляция – это повышение  общего уровня цен.
     Вообще-то, инфляция ( хоть и проявляется только в росте товарных цен), не является только денежным феноменом. Инфляция –  сложное  социально- экономическое явление. И корни этого явления всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут служить и весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия денежной эмиссии и многое другое.
     Во  время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам, в) к иностранным валютам. Вследствие этого происходит в первом случае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором – рост цен товаров и в третьем случае – падение курса национальной валюты, по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.
     Под инфляцией понимается дисбаланс  спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
     Инфляцию  можно определить как непрерывный  общий рост цен. И в этом случае ключевыми словами при ее определении  будут следующие: непрерывный, т.е. рост цен происходит постоянно; и общий, т.е. повышение цен охватывает все рынке и это характерно для экономики в целом.
     Однако  не всякое повышение цен служит показателем  инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограниченности факторов производства, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменение общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
     Существует  и несколько иной взгляд на природу  инфляции, что вполне естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точки зрения, П. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция – это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно.
     Бесспорно одно: падение покупательной способности  денег и повышение цен теснейшим  образом взаимосвязаны. Инфляция – это снижение покупательной силы денег и, можно сказать, это повышение денежных цен на блага.
     1.2. Причины инфляции.
     Вот пять главных причин инфляции :
     1.Диспропорциональность (несбалансированность) государственных доходов и расходов. Это означает дефицит государственного бюджета. Недостаток можно покрыть выпуском государственных ценных бумаг, т.е. взять в долг у населения. Еще можно взять кредит у МВФ. Но самый простой способ напечатать. Эмиссия ведет к увеличению денежной массы, и как следствие к инфляции.
     2.Инфляционно опасные инвестиции. В первую очередь, это милитаризация экономики. Рост военных расходов одна из первых причин дефицита государственного бюджета, а так же роста государственного долга. Опять включается “ денежный станок ”.
     3.Инфляционное ожидание. Думаю, что это, скорее всего самая распространенная причина инфляции в нашей стране. Население, напуганное постоянным ростом цен, приобретает товары впрок, сверх своих текущих потребностей, ожидая нового повышения цен. Одновременно с этим требуя повышения заработной платы, подталкивая потребительский спрос к расширению. Производители опасаются повышения цен со стороны поставщиков, и закладывают в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие. Банкиры закладывают предполагаемую инфляцию в процент, под который дает кредит. Предприниматели – в планы сделок, будущие цены.
     4.Отсутствие  свободного рынка и совершенной  конкуренции. 
Современный рынок – рынок олигополический. Олигополиты заинтересованы в увеличении цен, сокращении производства и создании дефицита. Монополии способны сильно влиять на денежную политику государства и уровень инфляции. У них нет конкурентов, они способны диктовать свои цены. Поэтому государственный контроль над монополиями – необходим.

     5.Импортируемая инфляция. Здесь все просто: Рубль – валюта довольно не стабильная и наши сограждане держат свои сбережения в валюте других стран, чаще всего в американских долларах, забывая (или не зная), что курс доллара тоже меняется, в том числе и падает, а значит мы у себя дома держим американскую инфляцию.
     Еще две возможные причины инфляции:
     Первая  – налоговая инфляция. Когда к росту цен ведут избыточные налоги  со стороны государства.
     Вторая – политическая. Инфляция как будто создана для должников. Берешь кредит и чем больше упадет национальная валюта, тем больше твоя прибыль. И тем хуже положение кредиторов. Зная это, должники могут с помощью лобби, скажем, надавить на правительство с целью увеличения инфляции. При большой сумме долга – на этом можно сделать состояние.
     Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Основными причинами здесь могут также быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров восстанавливается путем повышения цен.
     1.3. Виды инфляции.
     Существует  несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен, т.е. количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции:
     - умеренная (ползучая, «стабильные цены») инфляция, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег практически сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства.
     - галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.
     - гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльным и убыточным становятся крупнейшие предприятия, она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.
     С точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста различают сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию.
     При сбалансированной инфляции цены различных  товарных групп относительно друг друга  остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
     Несбалансированность  инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.          
     С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: ожидаемую инфляцию и неожидаемую инфляцию.
     Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - наоборот.
     Непредвиденная (неожидаемая) инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении, системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину потребностей в обществе. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.
     С точки зрения проявления, различают открытую и подавленную инфляцию (четвертый критерий).
     Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не ограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
     Подавленная инфляция (скрытая инфляция) присуща экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет, открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
     Как уже говорилось выше, инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться, прежде всего, со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняется одной фразой: “Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров“.
     Но  соотношения между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен - с другой, сложнее тех, которые имеет ввиду этот комментарий. Эти сложности помогает объяснить рис.1.
     
     Рис. 1. Зависимость занятости населения от общих расходов населения
     На  первом отрезке (I) общие расходы, то есть сумма потребления, инвестиций, правительственных расходов и чистого экспорта, до такой степени низки, что объем национального продукта сильно отстает от своего максимального уровня при полной занятости. Другими словами, существует значительное отставание реального объема ВНП. Уровень безработицы высок, а большая доля производственных мощностей предприятий бездействует. Теперь предположим, что совокупный спрос повысится. Тогда объем производства увеличится, уровень безработицы снизится, а уровень цен возрастет незначительно или вовсе не изменится. Это объясняется тем, что существует огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах. Безработный не просит увеличить зарплату, когда нанимается на работу. Анализируя спрос и предложение, мы установили, что повышение цен не влияет на увеличение спроса, потому что предложение представляет собой горизонтальную линию. Увеличение трудовых и других ресурсов возможно потому, что имеются бездействующие ресурсы, и дополнительное производство приносит выгоду. В результате существенно увеличивается объем продукции, а цены не повышаются.
     По  мере того как спрос продолжает расти, экономика вступает во второй отрезок(II), приближаясь к полной занятости и к более полному использованию имеющихся ресурсов. Но уровень цен не может начать повышаться до того, как не будет достигнута полная занятость. Потому что по мере расширения производства запасы бездействующих ресурсов не исчезают одновременно во всех секторах экономики и во всех отраслях промышленности. В некоторых отраслях промышленности начинают образовываться узкие места, хотя у большинства отраслей есть избыточные производственные мощности. Некоторые отрасли промышленности раньше других полностью используют свои производственные мощности и не могут отвечать на дальнейшее увеличение спроса на свои товары увеличением предложения. Поэтому цены на них растут. По мере увеличения спроса на рынке рабочей силы некоторые категории частичных работников начинают использоваться полностью и их зарплата в денежном выражении повышается. В результате увеличиваются производственные издержки и фирмы вынуждены повышать цены. Сужение рынков рабочей силы расширяет возможности профсоюзов при заключении коллективных договоров и помогает им добиваться значительного увеличения заработной платы. Фирмы готовы уступать требованиям профсоюзов о повышении заработной платы, потому что не хотят забастовок, особенно в то время, когда экономика вступает на путь все большего и большего процветания. Кроме того, при увеличении общих расходов более высокие издержки можно легко возложить на потребителя, подняв цены. Наконец, когда достигнута полная занятость, фирмы вынуждены нанимать менее квалифицированных (менее продуктивных) работников, что приводит к росту издержек цен. Инфляцию, возникающую на втором отрезке, иногда называют “преждевременной“, потому что она начинается до появления полной занятости в стране.
     Когда общие расходы достигают третьего отрезка (III), полная занятость распространяется на все секторы экономики. Все отрасли промышленности больше не могут отвечать на увеличение спроса увеличением объема продукции. Реальный объем национального продукта достиг своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса ведет к инфляции. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности общества, вызывает повышение уровня цен.
     Когда же возможна инфляция спроса? Инфляция спроса возможна при: - росте спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;
     - увеличении инвестиций, особенно на средства производства во время экономического подъема; - росте государственных расходов (рост военных и социальных заказов).
               
       Рис. 2. Зависимость занятости населения от общих расходов населения
     Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены (рис. 2).
     Другая  ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения.
       В последние годы было несколько  периодов, когда уровень цен возрос, несмотря на то, что совокупный  спрос не был избыточным. У нас были периоды, когда и объем продукции и занятость (свидетельство недостаточности совокупного спроса) уменьшилась при одновременном увеличении общего уровня цен.
     Теория  инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть:
     Изд.ед. прод. = Общ. затр./Кол. ед. прод. 
     Повышение издержек на единицу продукции в  экономике сокращает прибыли  и объем продукции, который фирмы  готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается  предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.
     Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергоносители. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 3).
     
     Рис. 3. Зависимость занятости населения от общих расходов населения
     Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.
     Таким образом, существуют различные виды инфляции, которые отличаются друг от друга по темпам роста цен, по способам возникновения, степени ожидаемости. Но, несмотря на это основной причиной возникновения инфляции является нарушение товарно-денежного равновесия, вызываемое в той или иной форме переполнением сферы денежного обращения избыточной денежной массой.
 

    2. Динамика денежно-кредитных показателей  по итогам I квартала 2010 года.1
    Уровень инфляции и динамика цен.
     За  январь-март 2010 года инфляция на потребительском  рынке составила 3,2%, в том числе  в марте – 0,6%, что ниже показателя I квартала прошлого года на 2,2 п.п. (январь – март 2009 г. – 5,4%, в т.ч. март 2009 г. – 1,3%). За годовой период в марте инфляция снизилась до 6,5% против 7,2% в феврале и 8,0% в январе 2010 г. В первом квартале значительно ускорились темпы роста цен на товары (2,4% против 0,8% в IV квартале 2009 года).
     Наиболее  значительное ускорение прироста цен  отмечено на продовольственные товары – до 3,8% по итогам I квартала (в IV квартале 2009 г. – 0,3%), в том числе в марте 1,0%. Усиление темпов роста цен в начале текущего года связано с возросшим спросом, из-за повышения доходов малообеспеченных групп населения. В марте, по мере исчерпания эффекта расширения спроса, темпы роста цен на продовольственные товары замедлились до 1,0% против 1,3% в феврале.
     Существенный  вклад в удорожание продовольственных  товаров в первом квартале внесло повышение цен на основные социально значимые товары, включая овощи и картофель на 6,1% (I квартал 2009 г. – 3,5%), при этом наблюдалось заметное увеличение объемов продаж этих товаров. В марте также отмечено замедление темпов роста цен на них – до 1,6% против 2,0% в феврале.
     2.1. Динамика цен по основным секторам потребительского рынка
     
     Вклад в инфляцию отдельных  групп товаров  и услуг
     
     Плодоовощная  продукция дорожала с начала года ускоренными темпами - на 18% (январь–март 2009 г. - на 14,7%), в годовом исчислении – 1,1%, в связи с сокращением ее предложения в начале года. Особенно подорожали овощи (на 36,1%) и картофель (на 17,4%), в том числе из-за высокого роста отпускных цен сельхозорганизаций и роста издержек на хранение и реализацию в зимний период.
     На  продовольственные товары, за исключением плодоовощной продукции, рост цен также ускорился с начала года до 0,7-0,8% в среднем за месяц, против 0,2-0,3% в ноябре – декабре 2009 года.
Динамика  цен на основные продовольственные  товары

     В связи с возобновившемся ростом цен на мировых рынках с ноября прошлого года и после окончания периода выработки свекловичного сахара, в начале текущего года возобновилось подорожание сахара. С начала года цены выросли на 10% (а за годовой период - на 22%). С февраля на фоне снижения мировых цен на сырец, темпы роста цен замедлились до 3,4%, а с марта началось снижение (-1,7%).
     Кроме того, прекратилось падение цен на растительное масло - прирост в I квартале – на 1,3% (падение продолжалось на протяжении всего 2009 года – на 19,8%).  Подорожали алкогольные напитки (на 3,7%) вследствие повышения акцизов на соответствующую продукцию.
     Незначительно выросли цены на мясо (0,5%) после стабилизации в четвертом квартале 2009 г. На мясо птицы в среднем рост нулевой, при этом импортные куриные окорочка подорожали на 2,5% (в марте рост цен практически остановился – 0,1%), а отечественная птица подешевела на 2,8%.
     Также, как и в последние месяцы 2009 г. в I квартале продолжался ускоренный рост цен на молоко и молочную продукцию (3,6% с начала года, в марте темпы  роста цен замедлились до 0,9% против 1,3% в феврале), масло сливочное, сыры в связи удорожанием сырого молока и подорожанием импорта, а также повышением ввозных пошлин с 15 января;
     На  хлеб и хлебобулочные изделия, несмотря на продолжающееся снижение цен сельхозпроизводителей на пшеницу (-1,7% с начала года по расчету Минэкономразвития России) и снижение цен производителей на муку (-3,7%) рост цен в первом квартале составил 0,6% против 0,3% в IV квартале 2009 года, что связано с повышением тарифов на электроэнергию и газ.
     На  непродовольственные товары рост цен  невысокий – 0,9% в I квартале года (1,2% в IV квартале 2009 г.), в т.ч. в марте  – 0,4%, а март 2010 к марту 2009 г. – 6,6%,  т.к. спрос сохраняется низким.
     На  автобензинс начала года цены снизились  на 0,6%, несмотря на повышение акцизов на бензин с 1 января на 10%. С февраля, вследствие сезонного увеличения спроса и удорожания нефтепродуктов на мировых рынках, рост цен возобновился и составил 0,3% в феврале и 0,6% в марте.
     На  непродовольственные товары с исключением бензина, по расчету Минэкономразвития России, цены выросли с начала года на 1,0% (год назад – на 4,5%), а за период год к году – 6,1%. Понижательная динамика внутреннего спроса продолжает оказывать сдерживающее влияние на цены непродовольственных товаров. В январе-марте 2010 года оборот розничной торговли непродовольственных товаров снизился на 1,1% по отношению к январю-марту 2009 года. В основном принципиальных изменений в динамике цен не наблюдалось по сравнению со второй половиной 2009 года. Наблюдается с начала года снижение цен на медикаменты (на 1,4%), на табачные изделия цены выросли на 4,9% в связи с повышением акцизов, на 1,2% подорожали легковые автомобили.
Рост  цен на отдельные  виды непродовольственных  товаров
     
     На  платные услуги по итогам I квартала 2010 года прирост цен и тарифов составил 5,4% (год назад – 8,5%), за период год к году – 8,4% (год назад – 17,0%).
     Услуги  организаций ЖКХ подорожали в I квартале  на 12%,  что ниже, чем год назад (17,9%). Наиболее значительный рост тарифов с начала года отмечен в Республике Марий Эл – на 22,4% (21,5%), Свердловской области – на 19,8% (20,8%), а также в Москве – на 21,2% (26,2%); менее всего выросли тарифы в Приморском крае – на 0,1% (12%); Магаданской области – на 5,2% (31,8%); Липецкой области - на 5,5% (11,0%).
     Среди данных услуг оплата горячего водоснабжения  подорожала в среднем на 15,7% (более  всего в Чеченской Республике – в 2,2 раза (год назад – в 2,3раза); в Кемеровской области тарифы снижены на 2,5% (+10% год назад), отопление  – на 13,5% (более всего в Ингушетии – в 1,5 раза (год назад – прирост нулевой); в Республике Коми снижение - на 1,5% (+25,7% год назад)).
     Услуги  по снабжению электроэнергией подорожали в среднем по России на 11,5% (прирост  тарифа в республиках Дагестан, Карелия и Бурятия составил около 25%; в Приморском крае - прирост нулевой (год назад – 25%); в Ленинградской области – прирост всего 2,2% (год назад – 13,8%).
     Кроме того, к началу года, как правило, приурочено повышение регулируемых услуг пассажирского транспорта. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации оплата в плацкартных и общих вагонах дальнего следования повышена на 10%. Оплата за проезд в пригородных поездах повышена на 9,4% (год назад – на 10,2%), на городском муниципальном транспорте - в среднем на 8,6% (8,7%).
2.2 Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги

     Цены  производителей в промышленности (C+D+E) в I квартале 2010 года выросли на 2,7% (год  назад – на 4,4%), при этом рост цен  продолжается второй месяц подряд (в  феврале-марте – на 3,8% после снижения в январе на 1,1%), что связно с оживлением отдельных видов производств на фоне растущего внутреннего спроса. За период март 2010 к марту 2009 года прирост цен составил 19,2%.  
     На  торгуемые товары на внешних рынках в среднем отмечен незначительный прирост цен в I квартале – на 0,8%.
     2.3. Динамика цен в промышленности

     С начала года на цветные металлы цены выросли на 9,3%, при этом в марте  отмечено снижение цен на 1,7% после  значительного роста в январе-феврале  – на 11,2%.  Положительная динамика отмечена только в производстве прочих цветных металлов – рост 4,2% (за январь-март – на 16,5%).
       В остальных отраслях производства  цветных металлов в марте цены  либо снижаются: алюминий –  на 5,2% (в I квартале  2010 г. рост  на 9,7%), медь – на 4,5% (+8,0%), либо не растут.
     На  протяжении всего I квартала 2010 года активно  росли цены в производстве чугуна и доменных ферросплавов – с января по март на 44,3%, в т. ч. в  марте –  на 11,8%. В производстве стального  проката и горячекатаного кованного в марте цены выросли  на 6,1% (с начала года – на 5,6%); в производстве ферросплавов,  кроме доменных – на 6,0% (+8,2). Цены на сталь стабильны в течение последних пяти месяцев адекватно мировой конъюнктуре. В производстве кокса в I квартале цены выросли на 19,5%, в марте – на 9,4%, что связано с оживлением металлургического производства в связи с проводимыми Правительством Российской Федерации мерами по стимулированию экспорта и внутреннего спроса. Добыча и обогащение железных руд дорожает третий месяц подряд – с начала года на 19,6%, в том числе в марте – на 4,9%, в связи с ростом объемов экспорта; уголь коксовый подорожал на 14,6% (5,8%). В целом в черной металлургии в марте цены выросли – на 4,4% (с начала года – на 5,7%, годом ранее – снижение на 9,2%).
     В I квартале набирает темп рост цен в  химической промышленности– на 13,0%, (в том числе в марте –  на 3,1% после снижения в IV квартале прошлого года – на 0,1%),  что обусловлено  ростом внешнего спроса в преддверье посевной. Удобрения и азотные  соединения дорожают четвертый месяц подряд: в марте – на 3,3% (с января – на 17,9%). Также в марте отмечен прирост цен в отдельных химических производствах: в производстве прочих химических продуктов – на 7,3%; в производстве парфюмерных и косметических средств – на 4,7%. На остальные виды химического производства наблюдалось либо незначительный рост цен, либо снижение.
2.4. Динамика внутренних и биржевых цен на нефтепродукты

     На  нефтепродукты цены в I квартале выросли  на 2,9% (в марте – на 1,1%) после  снижения цен в IV квартале 2009 г. на 6,1%, что в основном отражает конъюнктуру  мировых рынков. При этом внутренние цены превысили экспортные с исключением пошлины в 1,21 раза. В марте продолжился сезонный рост цен на бензин на фоне возросшего спроса – на 3,6% (с начала 2010 года – на 9,2% после падения цен в IV квартале 2009 г. на 18,9%), дизельное топливо подорожало на 4,0% (+8,5% - с начала года). Цены на мазут топочный снизились на 6,2% (за январь-март снижение составило 11,5%).
     На  неторгуемые на внешних рынках товары (без учета роста цен в энергетике) в первом квартале 2010 г. ценовая динамика сохраняется низкой – прирост  на 2,0% (годом ранее – на 0,8%).
     В машиностроительных производствах(сводная  группировка с кодами DK, DL, DM) в  марте рост цен продолжился –  на 1,2% (с начала года – прирост  на 3,6%) на фоне некоторого оживления  производства.
     В производстве транспортных средств и оборудования отмечен прирост цен – в марте на 3,1%, а с начала года – на 6,0% в связи с проведением протекционистских мер Правительством Российской Федерации. Так, в производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств рост цен в марте составил 7,0% (с начала года – на 12,0%). Также в марте подорожали: грузовые автомобили – на 1,4% (с начала года – на 1,0%); легковые автомобили – на 0,4% (+1,6%). Набирает темп рост цен в смежных с автомобилестроением отраслях: в производстве резиновых шин, покрышек и камер в марте цены выросли на 2,6% (с начала года –  на 4,4%); в производстве резиновых изделий – на 2,2% (+3,5%) в связи с возросшим спросом.
     После продолжительного периода стагнации  цен наблюдается оживление в  целлюлозно-бумажной промышленности: в производстве целлюлозы и древесной массы рост цен с начала года составил 9,9% (год назад 1,1%), что связано с растущим внутренним спросом.
     На  стройматериалы цены в марте продолжают падать – на 0,4% (с начала года –  на 0,7%, а за годовой период – на 3,7%). В марте цены растут в производстве извести – на 4,3% (с начала года – на 3,1%), в остальных производствах прирост цен близок к нулю. Цемент в марте подешевел на 0,3% (за I квартал 2010 г. – на 4,2%, а за годовой период – на 15,4%).
     В легкой промышленностис января по март цены практически не растут – прирост  на 0,9%, в т.ч. в марте – на 0,14% (низкая динамика цен наблюдалась  в течение 2008 - 2009 годов), что связано  с низким спросом на отечественную  продукцию. Рост цен отмечен только в текстильном производстве – прядение текстильных волокон подорожало в марте на 4,8% (с начала года – на 7,3%) на фоне увеличения спроса.
     В пищевой промышленности в марте  динамика цен остается низкой –  прирост на 0,3% (с января по март цены выросли всего на 1,5%). В марте перестали расти цены производителей сахара на фоне снижения цен на сырец на мировых  рынках и высоких переходящих запасов – прирост на 0,1% (за I квартал 2010 года цены выросли на 7,6%) после ценового пика в январе: 6,0%. В марте замедляется рост цен в производстве молочных продуктов: сыры твердые подорожали на 2,8% (с начала года – на 13,6%), а молоко питьевое - всего на 1,4% (+6,3%) в связи с сезонным увеличением предложения сырого молока.
     На  продукцию естественных монополий  в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в январе проведено повышение регулируемых цен и тарифов. На газ (оптовые цены) цены для промышленных потребителей стали выше на 15%, для населения – на 5%. В электроэнергетике регулируемые тарифы для всех категорий потребителей с начала года повышаются на 8%, в том числе для населения – на 10%, для остальных потребителей – на 7,6%.
     Доля  свободного рынкана электроэнергию, по оценке Минэкономразвития России, в I квартале 2010 г. увеличилась до 44,4% против 36,6% в декабре 2009 года. Цены на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей, выросли на 14,9%.
     На  свободном рынке цены на электроэнергию с начала года повысились на 16,7%. Отпущенная электрическая мощность в среднем  по России подорожала на 19,9%, в том числе по регулируемым тарифам - на 22,6%, по свободным ценам - на 14,0%.
     На  железнодорожные перевозкигрузов, осуществляемые ОАО «РЖД», тарифы повышены с января 2010 года на 9,4%.
     На  реализованную сельскохозяйственную продукцию за январь-март 2010 г. цены выросли на 4,3%, при этом в марте рост цен продолжился – на 1,7%, а за годовой период цены выросли на 1,1%.
     На  продукцию растениеводства в  марте прирост цен замедлился – на 0,1% (с начала года цены выросли  на 5,2%, а за годовой период снижение цен составило 5,6%). В первом квартале значительно подрожал подсолнечник – на 12,1%, в т.ч. в марте – на 3% , что связано с невысоким урожаем 2009 года и сокращением запасов рекордного урожая 2008 года. Вместе с тем резкого скачка цен на подсолнечник не наблюдается в связи с сокращением объемов экспорта. Пшеница подешевела за I квартал на 1,7% (в марте – на 1,0% до 3,59 тыс. руб. за тонну, достигнув показателей января 2007 года - 3,51 тыс. рублей за т.), а за годовой период – на 16,4% на фоне продолжающегося снижения мировых цен и высокого внутреннего предложения.
     После высокой динамики цен осенью-зимой 2009 года в январе – феврале наблюдался значительный сезонный рост цен  на овощи– с начала года на 37,8% (к марту  прошлого года цены выросли на 7,8%). При этом после пика роста цен в феврале – на 20,9%, в марте отмечено снижение цен на 0,4% по мере поступления продукции нового урожая. Картофель подорожал – на 0,9% (-16,4% против февраля 2009 г.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.