ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
контрольная работа «Русская идея» в отечественной философии |
Информация: |
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 19.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
Министерство
образования и науки РФ
Гуманитарный
университет
г. Екатеринбург
Факультет
социальной психологии
Специальность
«Социально-культурный сервис и туризм»
Форма обучения
заочная
Курс 2
Ф.И.О. студента
Маторина
Анна Игоревна
Дисциплина
Философия
Контрольная
работа
«Русская
идея» в отечественной философии.
Преподаватель:
Погорельская Е.Ю.
Дата
сдачи:
Результат
к\р
Дата
возврата
Екатеринбург
– 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………..…3
Отечественная
философия и ее признаки……………………..…..4
«Русская
идея»……………………………………………………....6
Заключение………………………………………………………..…9
Список
литературы………………………………………………...11
Введение
Философская
мысль в России формировалась
под влиянием общемировой философии.
Однако специфика Русской философии во
многом складывалась под влиянием социально
культурных процессов, происходивших
на Руси. Христианизация Руси сыграла
огромную роль в становлении русской философской
мысли.
«Русская
Идея» философский термин, введенный В.
С. Соловьевым в 1887 – 1888 гг. Широко использовался
русскими философами в кон. 19 и 20 в. для
осмысления русского самосознания, культуры,
национальной и мировой судьбы России,
ее христианского наследия и будущности,
путей соединения народов и преображения
человечества. До сих пор существует множество
ее интерпретаций. Философствовать
означает постигать тайну бытия. Человек,
задаваясь вопросом, откуда этот окружающий
его мир, кто его создал и кто он сам, - уже
философствует, т.е. человек ищет Абсолют,
стремится к нему, вопрошает о нем в разных
сферах своей духовно-душевной деятельности
- религии, науке, искусстве. Этот процесс
стремления человеческого духа к Абсолюту
- объективный процесс. Русская философия
насчитывает тысячу лет - десять веков
- своего существования. Ее начало восходит
ко времени Киевской Руси, ее развитие
продолжалось в двадцатом столетии и в
пределах советского государства, и за
его границами, в русском Зарубежье. Вполне
естественно, что необходимо осмыслить,
в чем состоит национальное своеобразие
русской философии, определить конкретные
проявления этого своеобразия.
Отечественная
философия и ее признаки
В отечественной
философии, прошедшей самобытный путь
развития, отразилось культурно-историческое
развитие страны. Зародившись позднее,
чем в соседних странах, отечественная
философская мысль испытала сильное влияние
сначала византийской и античной мысли,
затем западноевропейской философии.
Отечественной
философской мысли присущи некоторые
общие признаки.
Во-первых,
отечественная философия тесно связана
с общественно-политической деятельностью,
с художественным и религиозным творчеством.
Отсюда публицистический характер многих
философских работ, авторы которых
общественные деятели, писатели, ученые.
Во-вторых,
отечественная философия не занимается
специально разработкой теоретико-познавательной
проблематики, познание становится предметом
изучения в связи с проблемами бытия -
в этом онтологизм(1) русской философии.
В-третьих,
особое внимание уделяется проблеме
бытия человека, в этом плане отечественная
мысль антропоцентрична.(2)
В-четвертых,
с проблемой человека тесно связаны
социально-исторические проблемы: проблема
смысла истории, места России во всемирной
истории. Русская философия историософична.
1Онтологизм
— философская система, согласно которой
достижение человеком знания возможно
благодаря интуитивному познанию Бога
и целостному вхождению познающего человека
в существующее
2Антропоцентризм—
ненаучное идеалистическое воззрение,
согласно которому человек есть
центр Вселенной и цель всех совершающихся
в мире событий.
В-пятых,
русская философская мысль этически
ориентирована, о чем свидетельствует
нравственно-практический характер решаемых
ею проблем, внимание обращено к внутреннему
миру человека. В целом отечественная
философская мысль неоднородна, указанные
черты неодинаково представлены в учениях
различных мыслителей.
Следует
иметь в виду, что некоторые
исследователи выделяют в рамках
отечественной философии оригинальную
русскую философию, по сути, религиозно-мистическую.
По замечанию А.Ф. Лосева, «русская самобытная
философия представляет собой непрекращающуюся
борьбу между западно-европейским ratio
и восточно-христианским, конкретным,
богочеловеческим Логосом».
В первой главе
своей статьи А.Ф.Лосев размышляет
о том, как
осуществляется
познание, только ли в русле мышления.
И сразу же поясняет, что русская
философия являет собой до-логическую,
до-систематическую, сверхлогическую,
сверхсистематическую картину
философских течений и направлений.
Несмотря на многочисленный ряд мыслителей
, еще никто в России не
оставил
после себя цельной, замкнутой
философской системы, охватывающей
своими логическими построениями всю
проблему жизни и её смысла.
И он говорит, что русская философия
является насквозь интуитивным, мистическим
творчеством, у которого нет
времени и охоты заниматься
логическим оттачиванием мыслей.
Впервые философские интересы
пробуждаются в России в 18
в., когда
русский
ум был затронут идеями французского
Просвещения и просвещенного абсолютизма.
На смену им пришел немецкий идеализм.
Но ни славянофилам, ни западникам,
ни пришедшему на смену
материализму и западничеству
идеалистическому направлению
, ни даже наиболее плодовитому
философу
Соловьёву
не удалось построить философской
системы, т.е. оформить свои мысли
в определенную систему. Автор считает
причиной этого – внутреннее
строение русского мышления
и приводит изложение
Н.Бердяевым теории познания А.Хомякова:«…наша
философия должна развиться
из нашей жизни, создаться из текущих
вопросов, из господствующих интересов
нашего народного и частного быта.»
Несколько с другой
точки зрения сущность русской
философии
характеризуется
Волжским: «Русская художественная литература
– вот истинная русская философия,
самобытная, блестящая философия
в красках слова, сияющая
радугой мыслей, облеченная
в плоть и кровь живых
образов художественного творчества.»
В конце первой главы автор кратко
формулирует общие формальные
особенности
русской философии.
1. Русской
философии чуждо стремление
к абстрактной, чисто
интеллектуальной
систематизации взглядов. Она представляет
собой
чисто
внутреннее, интуитивное, чисто
мистическое познание
сущего,
его скрытых глубин, которые могут
быть постигнуты не
посредством
сведения к логическим понятиям, а
только посредством
силы
воображения и внутренней жизненной
подвижности.
2. Русская
философия неразрывно связана с действительной
жизнью,
поэтому
она часто является в виде
публицистики, которая берет
начало
в общем духе времени, со
всеми его положительными и
отрицательными
сторонами, со всеми его радостями
и страданиями,
со всем
его порядком и хаосом.
3. Художественная
литература – кладезь
самобытной русской
философии.
В прозаических сочинениях Жуковского
и Гоголя, в
творениях
Тютчева, Фета, Толстого, Достоевского,
Горького часто
разрабатываются
основные философские проблемы, само
собой в их
специфически
русской , исключительно
практической,
ориентированной
на жизнь форме.
Русская
Идея
«Русская
идея» философский термин, введенный
В. С. Соловьевым в 1887 – 1888 гг. Широко использовался
русскими философами в кон. 19 и 20 в. для
осмысления русского самосознания, культуры,
национальной и мировой судьбы России,
ее христианского наследия и будущности,
путей соединения народов и преображения
человечества.
Леонид
Владимирович Карасев в известной
статье «Русская идея (символика
и смысл»
(Вопросы философии, Москва, 1992, № 8)
пишет – «Русская
идея -
идея о другом мире. И если это
так, то хотим мы этого или нет,
она есть также и идея об изменении,
ибо достигнуть чего-то иного можно, либо
изменив мир, либо самого себя. Надежду
на изменение мира поколебать было довольно
трудно; хотя мир не изменялся столетиями
и тысячелетиями (не изменялся к лучшему),
ожидание перемен всегда можно было перенести
на будущее… Суть дела состоит в том, насколько
те или иные идеи могут захватить народ
и сделать его своим пленником. Русские
отдались своей идее-мечте безоглядно
и искренно: они верили в нее и когда называли
Москву Третьим Римом, и когда умирали
за дело коммунизма. Россия потому и стала
особым местом на земле, что взялась действительно
за общее дело, удачно или неудачно - разговор
особый. Россия - это вопрос, который задало
себе человечество»(1).
По
мнению Леонида Карасева, корни русской
идеи укоренены в глубинах русской души,
главным свойством которой он считает
не "вечную женственность", "неотмирность"
или "апокалиптизм", а вслед отчасти
за Алексеем Степановичем Хомяковым -
"детскость". Именно детскость русской
души является причиной всех остальных
её свойств, служит психологическим ключом
к разгадке тайны русской идеи. "Детскость
- причина и условие, все остальное - следствия
и переименования" (1).
Находясь
в мире обыденности-вульгарности, ребенок
тоскует по миру иному – сказочному.
«Этот мир притягивает его к себе сильно
и настойчиво: возможно, потому что чувствует
в нем "своего". Ощущает это и ребенок,
однако пути к "неведомому царству"
не знает. Он чувствует его метафизическую
близость, живет его духом, но время идет,
он взрослеет, и дорога - прежде существовавшая
– исчезает». Общим для всякой русской
"мечты" или "идеи" всегда было
одно и то же: вера в то, что дорогу эту
можно отыскать, вера в то, что человек
и мир могут измениться. «Иначе говоря,
главным в русской идее была сокровенная
надежда на возможность
обретения
другого мира»" (1)
Л. В. Карасев
замечает: "Я не хочу сказать, что
русские и дети - одно и то же.
Это, само
собой, символический ход" (1). Тем не
менее из приведенных фактов и суждений
вытекает, что если русские чем-то и отличаются
от детей, так это тем, что не взрослеют
и продолжают оставаться в плену русской
мечты. Всё, от веры в Третий Рим до практики
Коммунистической Революции, становится
понятнее, если в русских разглядеть народ,
ставший практическим воплощением евангельского
завета – «Истинно говорю вам, если не
обратитесь и не будете как дети, не
войдете
в Царство Небесное»
Разберем
подход отечественных мыслителей XX в.
к основным проблемам, объединяемым понятием
"русская идея".
Патриотизм,
любовь к России, боль и тревога
за нее красной нитью проходили
сквозь рассуждения сколько-нибудь известных
и влиятельных мыслителей России XX в.,
независимо от того, как именно каждый
из них представлял себе и оценивал российский
путь в истории. Патриотизм был самой общей
ценностной предпосылкой более конкретных
философско-исторических размышлений
о русской идее.
Преданность
России, патриотизм свойствен и тем
мыслителям, которые, подобно И. Ильину,
были изгнаны с родной земли. В
статье "О русской идее", опубликованной
за рубежом в сборнике статей 1948—
1954 гг., Ильин писал: "Если нашему поколению
выпало на долю жить в наиболее трудную
и опасную эпоху русской истории, то это
не может и не должно колебать наше разумение,
нашу волю и наше служение России. Борьба
русского народа за свободную и достойную
жизнь на земле—продолжается. И ныне нам
более, чем когда-нибудь, подобает верить
в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие
и выговаривать за нее, от ее лица и для
ее будущих поколений, ее творческую идею".
А.Ф.
Лосев, испытавший на себе превратности
судьбы крупного, самобытного мыслителя,
жившего в условиях советского режима,
писал в 1941г.: "Любящий любит не потому,
что любимое—высоко, велико, огромно.
Родители любят детей, и дети любят родителей
не за высшие добродетели, а потому что
они друг другу родные. Благородный гражданин
любит свою Родину также не за то, что она
везде и всегда, во всем и непременно велика,
высока, богата, прекрасна и пр. Нет. Мы
знаем весь тернистый путь нашей страны;
мы знаем многие и томительные годы борьбы,
недостатка, страданий. Но для сына своей
Родины все это — свое, неотъемлемое свое,
родное: он с этим живет, с этим погибает;
он и есть это самое, а это самое, родное,
и есть он сам".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делаем
вывод что « Русская идея» это философский
термин широко используемый русскими
философами для осмысления русского самосознания,
культуры, национальной и мировой судьбы
России, ее христианского наследия и будущности,
путей соединения народов и преображения
человечества. Леонид Владимирович Карасев
пишет – «Русская идея - идея о другом
мире. И если это так, то хотим мы этого
или нет, она есть также и идея об изменении,
ибо достигнуть чего-то иного можно, либо
изменив мир, либо самого себя. Надежду
на изменение мира поколебать было довольно
трудно; хотя мир не изменялся столетиями
и тысячелетиями, ожидание перемен всегда
можно было перенести на будущее… и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|