На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сопротивление инновациям

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Основные аспекты сопротивления инновациям……………………………...5
    1.1. Сущность и содержание инноваций……………………………………...5
    1.2. Феномен сопротивления инновациям на торговом предприятии…….11
    1.3. Методы нейтрализации сопротивления инновациям………………….19
2. Особенности сопротивления инновациям  на примере ООО "Юмакс- 
     Иваново"………………………………………………………………………21
     2.1. Краткая характеристика ООО "Юмакс-Иваново"……………...……...21
     2.2. Процесс сопротивления инновациям  в ООО "Юмакс-Иваново"……24
     2.3. Причины и пути преодоления сопротивления инновациям………….31
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………..42
Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Инновационное управление предприятием по своему содержанию             представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и             взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии,             социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных             наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и             тактика.
Само развитие становится возможным благодаря гению             человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на             благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет             возможности накопления капитала благодаря повышению             производительности и качества труда и создает, тем самым, условия             для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.
Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.
В данной курсовой работе на тему «Особенности сопротивления инновациям на торговом предприятии» инновационный процесс представлен, в первую очередь, как содержание  социально-экономического развития общества, определяемое объективными закономерностями. Выявление закономерностей  научно-технического развития производства в условиях становления рыночной экономики и разработка новых принципов, обеспечивающих целенаправленность развития, составляют одну из главных особенностей этой курсовой работы.
Так, система удовлетворения потребностей  представлена в качестве большой экономической системы. В ней  удовлетворение общественных потребностей рассматривается как главная цель не только деятельности предприятий - производителей конечной продукции, но и как миссия предприятий инвестиционных отраслей, обеспечивающих научно-техническое развитие товаропроизводителя. Для достижения этой цели в условиях рыночной экономики необходимо каждому предприятию формировать систему своего развития из     внутренних и внешних элементов. Образование такой системы предполагает совершенно новый подход к организации общественного   производства и управления им.
Закономерности развития служат, базой выявления приоритетности задач  развития в различных условиях, образования совокупности системных             принципов технического развития, формирования системы разнообразных,             по природе воздействия, механизмов управления, выявления факторов             повышения работоспособности человека в производственном процессе,             построения корпоративных промышленных структур и т.д.
            Таким образом,   формируется хозяйственный механизм нового типа - комплексный механизм управления, обеспечивающий воздействие на факторы различной    природы. Следует отметить, что ранее действующие механизмы  управления формировались как мономеханизмы и это не могло обеспечить  эффективность воздействия на многие факторы социально-экономического   развития.
Интерес к проблемам теории  инноваций  в последнее время резко возрос, о чём свидетельствует постоянно возрастающий объем публикаций. Вместе с тем, в литературе понятийный аппарат инноватики разработан далеко не полностью. При этом один  и  тот же термин трактуется по-разному, либо отождествляется. Это говорит об актуальности уточнения  сущности   инновации.
В данной работе для достижения поставленной цели наиболее подробно рассмотрены два элемента инновационного управления предприятием: источники инноваций и сопротивление инновациям.
Применительно к торговым предприятиям  инновации  представляют собой реализацию в торговую практику результатов исследований  и  разработок в виде новых подходов к услугам, позволяющих повысить эффективность производства.
1.Основные аспекты сопротивления инновациям
1.1. Сущность и содержание инноваций
Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в.  И  означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно, речь шла об инфильтрации европейских обычаев  и  способов организации в традиционные азиатские  и  африканские общества.  И  только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений.
Основоположником теории  инноваций  считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций  и  которые выступают как его активный элемент». /9/
Позднее, в 30-х годах Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений в экономическом развитии:
- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства  и  его материально-технического обеспечения;
- появление новых рынков сбыта.
Значительный вклад в исследование  инноваций  внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал теорию больших циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом: «Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале – писал он – наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических изобретениях  и  открытиях, в глубоких изменениях техники производства  и  обмена». Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.
В мировой экономической литературе «инновация » интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах  и  технологиях.
В исследованиях отечественных экономистов термин «инновация» стал широко применяться с переходом экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической литературе проблематика нововведений широко освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса (НТП), развития науки  и  техники.
Для того чтобы эффективно управлять  инновациями  необходимо четко понимать смысл  и  значение термина «инновация». В словарях С. И. Ожегова  и  В. И. Даля понятия «инновация» нет. У С. И. Ожегова есть термин «новация» - нечто новое, новшество, «новшество» - новый порядок, новый обычай, новый метод изобретения, новое явление. В словаре В. И. Даля – «новшество», употребляемое как введенье новизны, новых обычаев, порядков. В «Большой советской энциклопедии» понятие «инновация» также отсутствует.
В английских терминологических словарях термин «инновация» является синонимом нововведения или новшества. В ряде изданных в последние годы в России энциклопедических словарях  инновация  также отождествляется с нововведением, новшеством.
На основе изучения в экономической литературе последних лет на предмет понятия «инновация» можно утверждать, что существует множество его определений. Систематизация толкований понятия «инновация» приведена в табл.
Анализ приведенных определений термина «инновация» позволяет констатировать, что распространены три точки зрения. Первая –  инновация  отождествляется с нововведением, новшеством. Вторая точка зрения,  инновация  рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики  и  управления производством. Третья –  инновация  как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога. /10/
Существует множество определений «инновация». Так Э.А. Уткин, Н.И. Морозова, Г.И. Морозова под  инновацией  (нововведением) обычно подразумевали объект, внедренный в производство в результате проведенного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. /15/             
А.Л. Суворова говорила об инновациях, как об использовании результатов научных исследований  и  разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых  и  социальных отношений в области науки, культуры, образования  и  других сферах деятельности.             
А.С. Кулагин писал об инновациях как о новой или улучшенной продукции (товар, работа, услуга), способе (технологии) ее производства или применения, нововведении или усовершенствовании в сфере организации  и  (или) экономики производства,  и  (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги).              /2/
Большой толковый выделяет в качестве инновации нововведение в области техники, технологии. /5/
Мы разделяли позицию тех исследователей, которые считают неправомерным отождествлять понятия «новшество»  и  «инновация». Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности.
Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции  и  т.п.); результатов маркетинговых исследований  и  т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму  инновации, т.е. завершить инновационную деятельность  и  получить положительный результат, затем продолжить диффузию  инновации. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу.
Таким образом, новшество выступает как конкретный результат научных исследований  и  разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики  и  т.д. В свою очередь,  инновация  представляет собой процесс внедрения новшества с целью изменения объекта управления  и  получения научно-технического, экономического  и  социального эффекта.
На наш взгляд,  инновация  должна обладать следующими свойствами: иметь новизну, применимость в любой сфере деятельности человека, реализована на рынке, приносить экономический  и  другие виды эффекта.
Обобщая приведенные определения этого термина, можно дать следующую формулировку понятия  инновация.  Инновация  – коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления  и  приносящих различные виды эффекта. /3/
В научной литературе  инновации  принято классифицировать по ряду признаков – по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие  и  псевдоинновации (рационализирующие).
По направленности результатов  инновации  делят на продуктовые  и  процессные. Продуктовые  инновации  охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов  и  комплектующих, получение новых продуктов. Процессные  инновации  делятся на:
- технологические (новые технологии производства продукции);
- организационно-управленческие (новые методы организации производства, транспорта, сбыта  и  снабжения, новые организационные структуры управления);
- социальные (улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры).
Достаточно полную классификацию  инноваций  предложил А.И. Пригожин.
1. По распространенности: единичные, диффузные.
2. По месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие (связывающие), продуктовые.
3. По преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.
4. По охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические.
5. По инновационному потенциалу  и  степени новизны: радикальные, комбинаторные, совершенствующие.
Четвертое  и  пятое направления классификации, учитывающие масштаб  и  новизну  инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные  и  качественные характеристики  инноваций   и  имею значение для экономической оценки их последствий  и  обоснования управленческих решений.
Применительно к торговым предприятиям  инновации  представляют собой реализацию в торговую практику результатов исследований  и  разработок в виде новых подходов к услугам, позволяющих повысить эффективность производства. Здесь же, инновации  можно охарактеризовать как:
- средние;
- основанные на комбинации различных типов знаний;
- относящиеся к заменяющим;
- связанные с расчетом и оптимизацией параметров;
- централизованные;
- со сроком полезного использования не менее 5 лет.
Однако П.Н. Завлин предлагает классифицировать  инновации  по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету  и  сфере приложения. /14/
Итак, инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в  инновацию  Инновационный процесс включает следующие стадии: «наука – техника (технология) – производство – потребление». В торговых предприятиях инновационный процесс представляет собой постоянный поток превращения научных исследований  и  разработок в новые или улучшенные продукты, материалы, новые технологии, новые формы организации  и  управления  и  доведение их до использования в производстве с целью получения эффекта.
1.2. Феномен сопротивления инновациям на торговом предприятии
Современная российская экономика переживает не лучшие времена, что, к сожалению, вызвано не только с мировым экономическим кризисом. Сырьевая направленность отечественной экономики, связанная, в первую очередь с экспортом минерального сырья – нефти и газа, привела к тому, что на рынке предметов потребления значительная часть отечественной продукции оказалась вытесненной импортными производителями. В указанных условиях относительного сокращения объемов отечественного производства промышленной и сельскохозяйственной продукции возросла роль торговли. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 г. раздел G системы национальных счетов - объемы оптовой и розничной торговли внес наибольший вклад в объем ВВП, что составило 19,7% от его объема.
Современный этап развития сферы торговли в России характеризуется тем, что в этой области хозяйственной деятельности существенно возросла конкуренция. При этом в конкурентной борьбе на рынке отечественной торговли наблюдается все больше зарубежных участников.
В тоже время, несмотря на стремительный рост  предприятий  отрасли за последние десятилетия, общие тенденции развития торговли в России не изменились и носят преимущественно экстенсивный характер. По-прежнему на российском рынке у  торговых  предприятий преобладает наращивание номинальных объемов выручки за счет увеличения объемов предлагаемой продукции и роста цен вследствие инфляционных процессов. При этом наращивание объемов деятельности торговых предприятий часто носит форму тиражирования путем создания торговых сетей. Увеличивая масштабы деятельности, собственники торговых предприятий стремятся повысить рентабельность хозяйственной деятельности за счет объемов, «растворяя» в них постоянные издержки. С точки зрения внутреннего менеджмента такую меру принято считать вполне оправданной, но с точки зрения конкурентной борьбы (то есть внешнего менеджмента) необходимы более радикальные меры инновационного характера.
Анализируя сложившуюся практику инновационной деятельности  торговых   предприятий, можно констатировать, что она в большинстве случаев ограничивается обновлением товарного ассортимента и применением стереотипных схем размещения товаров в  торговых  залах в соответствии с потребительскими предпочтениями. /16/
Следует признать, что подобных мер инновационного развития в условиях роста конкуренции на рынке торговли становится явно недостаточно. Понимая это, руководители  торговых   предприятий  стали создавать инновационные службы, чаще всего именуемые подразделениями перспективного развития. Эти службы начали функционировать параллельно с маркетинговыми службами. При этом анализ деятельности инновационных и маркетинговых служб показал следующее.
Во-первых, содержание практических задач, решаемых этими службами, нередко носит дублирующий характер.
Во-вторых, практическое решение указанными службами одних и тех же задач нередко носит взаимоисключающий характер, что приводит к нерациональному использованию инвестиционных ресурсов и препятствует поступательному развитию  торговых   предприятий .
Таким образом, в современных условиях возникает актуальная проблема координации усилий инновационного развития  торговых   предприятий  путем создания и развития инновационно-маркетинговой службы  торгового   предприятия. В рамках этой проблемы одной из ключевых задач является совершенствование методических подходов к управлению инвестированием при создании и развитии инновационно-маркетинговой службы  торгового   предприятия .
Рассматривая торговлю как вид хозяйственной деятельности, следует отметить, что он относится к разновидности предпринимательства, то есть представляет собой процесс организации производства и реализации товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли. Фактически предпринимательство - это вид инновационной деятельности, который по определению В.И. Даля, означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного». Поскольку предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, методологически динамика инновационных процессов в торговле может быть представлена универсальной динамической структурой, включающей:
1) выявление проблемной ситуации (имитация  инновации);
2) формулировка целей  инновации;
3) анализ существующего положения (диагностика проблемы организации или отдельного ее элемента);
4) принятие решения о целесообразности разработки  инновации  определенного вида;
5) разработка (проектирование)  инновации;
6) согласование и утверждение проекта  инновации;
7) подготовка объекта к  инновации;
8) внедрение  инновации;
9) оценка фактической эффективности  инновации;
10) устаревание  инновации  и обоснование целесообразности внедрения новой  инновации. /7/
Эффективность перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения  инновации. Таким образом, успешность внедрения  инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по цепочке операций, что зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой, их заинтересованности при выполнении соответствующих операций и минимизации противоречий интересов.
            Под сопротивлением нововведениям на торговом предприятии понимается любое поведение члена организации, направленное на срыв и дискредитацию осуществляемых преобразований. Нововведение дифференцирует структуру реципиента нововведений и формирует две подсистемы - потенциального сторонника и агента сопротивления новшеству. Данный феномен является прямым следствием фактора неопределенности, заключающегося в новшестве и воспринимаемого определенной частью индивидов как угрозу их стабильному положению в рамках существующей социальной системы. В качестве источника сопротивления часто выступают иллюзии индивида относительно собственной важности, а сопротивление нововведениям обратно пропорционально желанию индивида приобрести новый опыт и             получить новое вознаграждение.
            В этом плане чрезвычайно велика методологическая ценность             исследований, инициированных К. Левиным, Характерным результатом             стало появление понятия о силовом поле, складывающемся в             организационной динамике в период интенсивных структурных             преобразований. Структурное преобразование, цель которого -             повышение эффективности функционирования системы, понимается как             эволюционный процесс, состоящий из трех основных стадий:
1) "размораживания" (институционализация сомнения в эффективности существующих культурных стереотипов);
2) нововведения (овладение новой информацией, знаниями);
3) "замораживания" (интеграция знаний в образец деятельности, рутинизация навыков, переход на более эффективный уровень функционирования системы).
Организация представлена здесь в виде некоего социального пространства,  состояние которого в темпоральной перспективе зависит от баланса сил, ограничивающих и поддерживающих векторы возникающих нововведений. Для организационной структуры свойственны как фазы преобразований, так и фазы относительного равновесия   взаимодействующих сил. Причины равновесия кроются в инерции индивидов и составляемых ими социальных систем. Структурное   преобразование обеспечивается последовательностью действий системы управления:
1) формированием новых сил, поддерживающих нововведения;
2) постепенной трансформацией ограничивающих сил;
3) усилением мощности поддерживающих сил;
4) снижением мощности ограничивающих сил;
5) окончательным преобразованием ограничивающих сил в силы поддержки нововведений. /9/
            По мнению исследователей, структура процесса принятия решения             содержит потенциальную возможность сопротивления нововведениям, на             организационном уровне является функцией индивидуальных процессов             принятия решения. Процесс начинается с восприятия индивидом нужды,             потребности и инновации. В данном случае временные аспекты процесса             не имеют значения. В целом исследование этих процессов достаточно             проблематично, поскольку на их результатах постоянно сказываются             установки исследователей.
            Прохождение реципиентом различных фаз адаптации меняет установки и  поведение. Индивиды согласны с инновацией, когда:
1) ситуация релевантна их опыту (биографии);
2) они компетентны;
3) они обладают властью для реализации инновации. Сторонники, появившиеся на самых ранних этапах жизненного цикла нововведения, как правило, знакомы с предметом инновационного процесса.
            С точки зрения мотивационных аспектов, любая удобная форма поведения (привычка) и поведение, эффективно решающее данную проблему с первого раза, выступают в качестве фактора, формирующего             сопротивление нововведениям. Действующие установки сами по себе             являются фактором сопротивления, который определяет консервативный             характер поведения. На стадии установки включаются три компонента -             когнитивный, аффективный и поведенческий. Убеждения развиваются у             индивида в результате получения информации в процессе социальных             интеракций, чтения рекламных материалов, аналитических обзоров и             т.д. Такие убеждения называются периферийными (вторичными). Они             могут измениться, если подкрепляющий их авторитет изменяет свою             статусно-ролевую позицию. Аффективный компонент на этой стадии             выражен незначительно и четко проявляется на стадии активных             действий (поведения).
            Стадия легитимации - это период, когда индивид ищет поддержку             действию, на которое решается. Приемлемость действия, имеющая             первичное значение, достигается наблюдением за поведением других             людей и поиском одобрения со стороны своей референтной группы.             Важная составляющая процесса обретения легитимности - интеракция,             недостаточность которой служит источником сопротивления. Последнее             тесно связано с феноменом зависимости, когда индивид не может             обойтись без поддержки других людей - как это было в детстве в его             отношениях с родителями. Природа инновации и ситуация могут не             позволять индивиду испытать инновацию в буквальном смысле слова -             тогда мы сталкиваемся с явлением заменяющей инновации. Инновационный  опыт индивида, не доверяющего своим способностями содержит в себе отрицание нововведения.
На стадии оценки определяются все "за" и "против" участия (отказа от             участия) в инновационном процессе. Ярко выраженный эмоциональный компонент состояния индивида воздействует на окончательное оформление ценностных ориентаций по отношению к инновации.
            Выработка решения - последняя стадия процесса. Здесь велика             вероятность возникновения диссонанса, являющегося следствием             ситуации, когда индивид вынужден выбирать из нескольких             привлекательных возможностей. Гомеостазис, как желание сохранить             имеющееся состояние, может служить источником сопротивления             нововведению. /17/
            В контексте исследования феномена социального нововведения главная цель менеджмента при осуществлении нововведений видится в установлении и обеспечении группового равновесия и поддержке             адаптации индивидов, условия которой диктовались процессом             преобразований. Сохранение группового равновесия представлялось им             как необходимое условие эффективного внедрения нововведений.             Равновесием  называется такая характеристика торговой организации, которая описывает способность организации восстанавливать и поддерживать баланс интересов индивидов, предохранять его от значительных нарушений. У каждого индивида существует определенный уровень толерантности к происходящим нововведениям в силу особенных физиологических, психических и социальных издержек адаптации индивида. Превышение определенного "лимита" издержек грозит индивиду жестокими стрессами и перегрузками, а организации - потенциальным провалом инновационного процесса. Рост масштабов инновации влечет рост издержек ее реализации, а скорость появления результатов нововведений обратно             пропорциональна их масштабу.
            Специалисты выделяют три типа сопротивления индивида нововведениям:
1)     логическое (рациональное);
2) психологическое (эмоциональное - установки, аттитюды);
            3) социальное (обусловленное воздействием группы на индивида).
            В фазе внедрения проигрывающая сторона может, как рассматривать, так и не рассматривать поставленный вопрос в одинаковой степени             вероятности. Если проблема не рассматривается, то меньшинство - оказывает сопротивление нововведениям (его поведение влияет на             эффективность и результативность внедрения); требует пересмотра фазы инициирования процесса организационного развития.
Явление первого типа свойственно авторитарному стилю принятия решений, второго - коллективному. Дестабилизация организационной системы на стадии инициирования инновации вызвана поступлением в организацию новой информации, новых знаний - в связи с использованием при передаче информации непривычной лексики. Сопротивление поступлению новой информации может быть вызвано статусными различиями потенциальных донора и реципиента.
            Инновация может не приниматься по причине потенциального влияния на  существующие социальные связи в торговой организации, так как угрожает иерархии власти и престижа, сложившимся на основе установленной технологии, точнее - предлагаемой ею системе контроля. Новаторы представляют для определенных социальных кругов организации личную угрозу. /7/
Причина сопротивления может заключаться и в том, что             называется local pride. Торговая организация уникальна, а грядущие             нововведения могут лишить ее этой уникальности. Фактором сопротивления инновации является применяемая в организации система ведения хозяйственной деятельности, особенно если она приносит определенные положительные результаты: по-настоящему сложной преградой на пути внедрения инновационных решений является благополучное текущее функционирование организации  - в том, что оно "здорово", а не в том, что оно разъедается   бюрократизмом, волокитой и самодовольством.
            И наконец, препятствие кроется и в разделении труда и связанной с ним ролевой структурой торговой организации. Велика вероятность возникновения конкуренции между подразделениями. Речь в данном случае будет идти о процессе перераспределения ограниченных ресурсов. Качество связей между подразделениями ухудшается и чаще всего перерастает в конфликт.            
1.3. Методы нейтрализации сопротивления инновациям
Инновация – это идея, товар или технология, применяемые в производстве, воспринимающие потребителем как новые или которым присущи уникальные свойства.
Внедряя что-либо новое, торговая компания сталкивается с такой проблемой, как сопротивление инновациям. Его присутствие обусловлено тем, что большинству людей присущи консерватизм и инертность, которые существенно осложняют восприятие новшества.
Любые проблемы, возникающие в ходе внедрения инноваций на фирме, связаны с неадекватной реакцией людей на эти изменения. Причиной тому часто становятся инертность и консерватизм, изначально присущие человеку и создающие внешний и внутренний барьер на пути инноваций. Можно выделить факторы внутреннего и внешнего сопротивления инновациям.
Под внутренним сопротивлением инновациям следует понимать нежелание или полный отказ участвовать в данном процессе со стороны организационных единиц компании, руководителей различных уровней управления и самих служащих. Данный вид сопротивления носит как осознанный, так и неосознанный характер и зависит от множества факторов.
Среди основных факторов внутреннего сопротивления можно выделить:
- характер внутрифирменного управления (в частности, такие функции, как планирование и контроль);
- уровень развития коммуникаций и системы сбора и анализа информации, профессиональную подготовку служащих;
- практику принятия важнейших решений руководством торговой компании.
Внешнее сопротивление. Любая организация действует в окружении других субъектов рынка и, естественно, испытывает определенное воздействие с их стороны. Поставщики, потребители, посредники, общественные организаций, конкуренты так или иначе влияют на деятельность компании. В период осуществления инноваций это влияние часто переходит в давление и сопротивление в силу того, что стратегические нововведения непременно затрагивают всех субъектов микросреды./6/
Главными задачами руководителя являются устранение сложившегося сопротивления и направление этой энергии в положительное русло еще на стадии планирования и разработки инновационной политики.
Для этого торговой компании необходимо прежде всего:
1) реально подходить к возможностям торговой фирмы;
2) создать хорошо отлаженную систему сбора и обработки информации;
3) стимулировать поступление необходимой информации от всех функциональных подразделений;
4) внедрить систему консенсуса, то есть коллективного принятия решений и коллективной ответственности, с участием руководителей всех уровней и служащих;
5) построить успешную систему мотивации для стимулирования творческого подхода и разработки идей;
6) в инновационной деятельности торговым организациям необходимо ориентироваться на социально-этическую полезность нововведений для общества в целом;
7) создавать долгосрочные связи с кредиторами, поставщиками и потребителями, а также всячески взаимодействовать с общественными группами и учреждениями на взаимовыгодной основе, привлекая их к участию в инновационном процессе. /4/
Таким образом, несмотря на всевозможные проблемы, связанные с внедрением инноваций, преодоление сопротивления возможно. Для этого необходимы четкое планирование и своевременное исполнение намеченных целей.
 
2. Особенности сопротивления инновациям  на примере ООО «Юмакс-
Иваново»
2.1. Краткая характеристика ООО «Юмакс-Иваново»
Общество с ограниченной ответственностью «Юмакс-Иваново» - это торговое предприятие, которое осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г.Иваново. Основным видом деятельности предприятия является офисная техника, лазерные и струйные картриджи, тонер, фотобумага, CD/DVD-R/RW-диски и другие товары.
В настоящее время, данное предприятие является юридическим лицом и имеет самостоятельный отчетный баланс, расчетный счет и иные счета в Сбербанке РФ, круглую печать, штампы, бланки с указанием своего полного наименования, собственный товарный знак (Приложение 1, 2).
Торговое предприятие ООО «Юмакс-Иваново» было создано 26 апреля 2007 года в соответствии с действующим законодательством РФ. В своей деятельности ООО «Юмакс-Иваново» руководствуется Уставом и Учредительным договором, а также соответствующими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности.
ООО «Юмакс-Иваново» является одним из показательных предприятий в Ивановском крае, по культуре производства и внедрению новейших достижений науки, техники и передового иностранного опыта. По основным производственно- экономическим показателям оно значительно опережает промышленные формирования в своей экономической зоне.
Данное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. От своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Также данное предприятие самостоятельно отвечает за полученные результаты от своей производственной деятельности и выполнение обязательств перед заказчиками, бюджетами, банками и другими контрагентами.
Предприятие заключает сделки (договоры, контракты) со многими предприятиями г.Иваново на поставку своей продукции. Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг. На предприятии созданы следующие фонды: уставный, социального развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.
В анализируемом предприятии ООО «Юмакс-Иваново» два учредителя. Оба учредителя (заинтересованные лица) могут принять участие в управлении, что отвечает их интересам, с одной стороны, а с другой, соответствует целям самого партнерского предприятия - получить максимальную прибыль - за счет четкой структуры управления отдельным направлением торговли.
Управление деятельностью предприятия осуществляется директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты.
Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым и утверждаемым планом экономического и социального развития.
Производственный процесс ООО «Юмакс-Иваново» является “ноу-хау” данного предприятия. В результате применения современного оборудования и технологического процесса вредных выбросов в атмосферу, в воду сброс вредных веществ в виде промышленных стоков не производится. Это является положительным аспектом производства данного предприятия.
Основные виды деятельности предприятия в соответствии с учредительными документами:
1. Оптовая и розничная торговля.
2. Купля - продажа всех видов движимого и недвижимого имущества, в том числе сырья и полуфабрикатов, строительных материалов, ТНП и продуктов питания.
3. Осуществление сбора и распространение коммерческой и экономической информации.
4. Оказание посреднических, дилерских, рекламных, консультационных и иных видов услуг.
Уставный капитал ООО «Юмакс-Иваново» составляет 275 тыс. руб.
Отношения работников и предприятия, возникшие на основе трудового договора - контракта, регулируются законодательством РФ о труде.
Предприятие ООО «Юмакс-Иваново» имеет линейно-функциональную организационную структуру, при которой четко выражено разделение труда и специализация. Преимуществами такого типа организационной структуры является единство и четкость распоряжений, согласованность действий и четкая система взаимосвязей между директором и подчиненными, ясно выражена ответственность.
Недостатками же такого типа структуры являются высокие требования к директору, который должен иметь знания в различных областях науки и техники, и опыт работы по всем функциям управления и сферам действия предприятия, поэтому огромный поток поступающей информации сосредоточен у директора, и именно в его руках находятся все «бразды правления».
 
2.2. Процесс сопротивления инновациям  в ООО «Юмакс-Иваново»
Для обоснования актуальности нововведений, необходимо произвести общий анализ состояния дел ООО «Юмакс-Иваново». Для этого необходимо ответить на ряд вопросов.
1. В каком положении находится торговое предприятие с точки зрения:
- прибыльности;
- социального развития;
- психологического климата в коллективе;
- возможности применения опережающей стратегии.
2. Какие изменения в производственной и управленческой системах вашего предприятия необходимы:
- укрупнение производственных подразделений;
- диверсификация производства (в каких направлениях);
- сокращение численности;
- какие еще?
3. Какие изменения уже произошли на вашем предприятии за последние 2 года?
4. Как вы считаете:
- эти изменения были абсолютно необходимы, и все это понимали;
- изменения были произведены неожиданно для коллектива;
- самые ли важные изменения были осуществлены? Если нет, то почему?
5. Кто был инициатором этих изменений?
6. На чьи интересы они повлияли и каким образом?
7. Кто сопротивлялся этим изменениям и почему?
8. Как реализовались изменения (обсуждение, учеба, принуждение)?
9. Были ли они успешными? Если нет, то почему?
В настоящий момент ООО «Юмакс-Иваново» достаточно прибыльно, но внедрение определенных новшеств, позволило бы повысить показатели прибыльности.
Внутри организации стабильная социально-психологическая обстановка, однако до некоторого времени применяемая нормированная, средняя оплата труда вызывала ряд достаточно жестких конфликтных ситуаций.
Необходимо расширение списка предоставляемых услуг, в частности, и использования новых технологий. За последние 2 года в ООО «Юмакс-Иваново» были внедрены дополнительные услуги. Все изменения были произведены с привлечением мнения квалифицированного персонала, внедрение новых услуг в сервис позволили повысить степень доходности торгового предприятия, привлечь дополнительных клиентов и расширить перечень потенциальных направлений для последующего развития.
Основная область внедрения инновационных проектов в ООО «Юмакс-Иваново»:
- услуги, представляемые клиентам;
- организационная структура;
- система управления ООО «Юмакс-Иваново».
Очевидно, что внедрение новшеств в одной области, влечет за собой изменения и в другой. Рассмотрим некоторые моменты внедрения нововведения в ООО «Юмакс-Иваново» и некоторые проблемы, возникающие при этом.
Обязательность привлечения сотрудников к процессу изменений ни в коей мере не отрицает проявления лидерства. Более того, изменения не могут привести к позитивным сдвигам, если они не направляются из единого центра. Нагрузка на управление при этом возрастает, поскольку организация вынуждена функционировать в экстремальном режиме.
Руководителю необходимо принимать компетентное решение в короткие сроки и оно должно поддерживаться подчиненными. Если работать над решением всем вместе, поддержка будет более полная, но на это может уйти слишком много времени. Если принимать решение самостоятельно, оно появится быстро, но не всегда будет опираться на поддержку. В некотором смысле длительные обсуждения, в которых задействованы многие сотрудники, могут считаться показателем некомпетентности самого руководителя.
В ООО «Юмакс-Иваново» нашли выход из данного противоречия в следующем: соотношения коллегиальности и лидерства различны в зависимости от этапов введения изменений.
Примером может служить ситуация, когда в ООО «Юмакс-Иваново» возникла комплексная проблемная ситуация, требующая изменения приоритетов развития. Проблема носила двойственный характер, так как, во-первых, сложился определенный комплекс услуг, предоставляемый клиентам в нескольких сегментах рынка, во-вторых, структура управления оставалась неизменной несколько лет, и руководство почувствовало необходимость реформ в нескольких подразделениях.
Психологическая и социальная проблемы заключались в том, что руководители понимали необходимость участия в реформах ведущих сотрудников, и в то же время руководству не хотелось терять контроль над ситуацией. То есть потребовалась такая ситуация, когда процедура принятия решения включала бы в себя и принятие решения с участием менеджеров, но окончательное решение бы принималось руководящим составом.
В результате опроса, который проводился среди ведущих сотрудников ООО «Юмакс-Иваново» и касающегося основных проблем его функционирования и дальнейшего развития было выявлено следующее:
1. Наиболее перспективными направлениями деятельности ООО «Юмакс-Иваново», которые могли бы сформировать более эффективное продвижение организации на рынке, являются:
 
- развитие новых видов офисной техники, лазерных и струйных картриджей, CD/DVD-R/RW-дисков и других товаров;
- привлечение профессиональных специалистов в области офисной техники;
- организация обучения будущих сотрудников ООО «Юмакс-Иваново»;
- внедрение новых технологий.
2. Внедрение новых технологий в ООО «Юмакс-Иваново» сдерживалось тем, что не было достаточного количества требуемых высококвалифицированных специалистов в данных областях.
3. Опрошенные специалисты подтверждали неудовлетворенность нынешним состоянием дел в ООО «Юмакс-Иваново». Подчеркивалось, что нынешняя система управления салоном во многом устарела и не отвечает современным условиям. Усилия по реорганизации наибольшими должны быть в таких подразделениях, как маркетинговая служба, повышение квалификации, внедрение новых технологий, предоставление новых услуг.
4. Итоговый показатель перспективности изменений (Р) равен частному от деления S1 на S2. Размер Pi выражает прогноз эффективности изменений в i-том подразделении.
Оценка перспективности и сложности преобразований ряда направлений деятельности ООО «Юмакс-Иваново» представлена в таблице 2.1.
Сравнительный анализ ответов позволил выявить четыре различающихся группы подразделений ООО «Юмакс-Иваново»:
К первой группе могут быть отнесены подразделения наиболее перспективные и нуждающиеся в максимальных усилиях для улучшения их работы: офисная техника, дизайн, технологические линии, обучение персонала, создание собственного учебного центра.
 
 
Таблица 2.1
«Оценка перспективности и сложности преобразований ряда направлений деятельности ООО «Юмакс-Иваново»»

и т.д.................


Параметры
Престиж
 
Удовлетворение клиентов
 

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.