На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система наказаний в уголовном праве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
Введение…………………………………………………………………….….…3
 
Глава 1 Система наказаний в уголовном праве РФ
1.1. Понятие системы наказаний в теории уголовного права……….…….…..4
1.2. История и эволюция системы наказаний …………………….…………..…7
1.3. Цели  и классификация наказан…………………………………………...…9
1.4. Отличие уголовного наказания от мер государственного - правового и общественного воздействия…………………….……………………………..…13
 
Глава 2 Виды наказаний и их характеристика
3.1.    Штраф………………………………………………………………...…..15
2.2. Лишение права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью……………………………………..………..…..16
3.3.  Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград…………………………………………….………...18
3.4 .   Обязательные работы……………………………..………….….…….…19
3.5.   Исправительные работы……………………………………………….…20
3.6.   Ограничение по военной службе………………………………………...21
3.7.   Ограничение свободы………………………………………………….…22
3.8.   Арест……………………………………………………………..……..…23
3.9.   Содержание в дисциплинарной воинской части……………………….24
3.10. Лишение свободы на определённый срок…………………………......…25
3.11. Пожизненное лишение свободы…………………………………………26
3.12. Смертная казнь…………………………………………………………..…27
 
ГЛАВА 3 Назначение наказания в уголовном праве России
3.1 Общие начала назначения наказания в уголовном праве России……..…28
3.2 Обстоятельства, отягчающие наказание…………………………………....31
3.3 Обстоятельства, смягчающие наказание…………….……………….……..36
3.4Специальные правила назначения наказания………………………..……...40
 
Заключение…………………………………………………………..…...44
 
Список использованных источников информации………………….…45
 
Приложение…………………………………………………………..…..47
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития нашего общества уголовное наказание, являясь одной из мер государственного принуждения, призвано играть немалую роль в борьбе с преступностью..
Система наказаний не является абстрактной категорией, а является продуктом человеческой деятельности, которая призвана собой регулировать общественные отношения. Проблема "преступление-наказание" существовала всегда, со времен появления человека и сохранялась до наших времен. Рассматривая систему уголовных наказаний как категорию, входящую в более обширную систему наказаний, являясь ее составной частью, можно сказать, что она взаимодополняет ее и воздействует друг с другом.
Вместе с тем, будучи подсистемой системы мер юридической ответственности, система наказаний обладает своими специфическими чертами и качественного и количественного порядка. Ни в одной подсистеме, кроме уголовно-правовой, нет столь суровых мер, таких как: смертная казнь, лишение свободы на длительные сроки. Только применение наказания к виновному лицу влечет судимость в виде установленных законом неблагоприятных последствий.
Применяемые в Российской Федерации уголовные наказания разнообразны и многоплановы. Устанавливая меры государственного принуждения, законодатель в целях предоставления суду возможности при вынесении приговора избрать меру наказания, адекватную характеру совершенного преступления, степени общественной опасности лица, совершившего преступление, максимально способствующую как его исправлению.
Целью курсовой работы является исследование научных основ построения системы видов наказаний по уголовному праву. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть структуру и основные составные части системы наказаний.
Дать характеристику видам наказаний.
Объектом исследования является система наказания по действующему российскому уголовному законодательству.
Предмет исследования: виды уголовных наказаний действующей системы наказаний в РФ.
Источниковая база: действующее уголовное законодательство Российской Федерации (Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс), другие нормативно-правовые акты.
 
 
 
 
 
 

1.                  СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РФ

 

1.1             Понятие системы наказаний в теории уголовного права

Если мы обратим свое внимание на историю уголовного права, то станет очевидно, что даже в самых первых памятниках права (Законы Ману, Законы царя Хаммурапи и т.п.) можно выделить определенную систему наказаний, хотя авторы этих сводов законов не знали такого понятия и не пытались составить строго определенный перечень возможных видов наказаний. Из этого можно сделать вывод, что система наказаний объективно существует независимо от степени ее формальной определенности в источнике уголовного права и теоретического обоснования в юридической науке.
Вопрос об определении системы наказаний является, наверное, единственным в данной области, который не вызывает серьезных разногласий у теоретиков уголовного права.
Система наказаний – это предусмотренный уголовным законом исчерпывающий перечень наказаний, расположенных в порядке возрастания их тяжести.
Система наказаний характеризуется следующими основными чертами:
- она определена и может быть изменена только уголовным законом;
- перечень видов наказаний является исчерпывающим: никакие иные наказания не могут быть применены независимо от их экономической, политической или иной целесообразности ;
- расположение наказаний в перечне от более мягких к более строгим является обязательным для всех правоприменительных органов и учитывается при определении обратной силы закона, замене неотбытой части наказания более мягким и т.д.
Указанные в ст. 44 и 881 Уголовного кодекса Российской Федерации          (далее УК РФ) виды наказания образуют систему, позволяющую суду на основе закона с учетом судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на осужденного, сочетая имущественные лишения, ограничения личных неимущественных прав и интересов, воздействие на психологическую структуру личности, ограничение использования своих профессиональных возможностей в будущем.
По действующему УК РФ система видов наказания в целом и каждый отдельный вид наказания содержат в себе комплекс различных средств воздействия на осужденного, который индивидуализируется судом при выне[1]сении приговора, а органами исполнения наказаний реализуется в соответствии с законом. Предписания о видах наказания в данной статье представляют собой действующее право, т.е. легитимную волю государства. Они подлежат неуклонному исполнению.
Суд и органы, исполняющие наказание обязаны считаться с волей законодателя и принимать все необходимые меры для ее наиболее эффективной реализации на основе уважения к действующему закону.
Необходимость и значение системы наказаний заключается в том, что она представляет собой целостный инструмент уголовно-правового воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания.
Законодатель, принимая уголовный кодекс, создает набор мер наказания, который, по его мнению, позволил бы:
а) учитывать различия преступного поведения, личность преступника;
б) выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;
в) обеспечивать эффективность наказания.
Система уголовных наказаний может быть сформирована обоснованно и справедливо, если она будет строиться с учетом определенных принципов. Под принципами построения системы наказаний понимаются отправные (руководящие) нормативные положения и научные идеи, которыми следует руководствоваться при построении и совершенствовании системы видов наказаний по отечественному уголовному праву. Принципы построения системы наказаний следует отличать от принципов уголовного права (уголовной ответственности);
При построении системы наказаний необходимо руководствоваться следующими отправными положениями (принципами):
1) Принцип гуманизма, существо которого заключается, прежде всего, в том, что при построении системы наказаний необходимо учитывать фактор силы и периода времени воздействия наказания.
2) Принцип определенности каждого вида наказаний, - существо которого заключается в четком установлении в уголовном законе для них точных размеров и сроков, а также объема лишений и ограничений прав и свобод осужденного;
3) Принцип восстановимости включаемых в систему видов наказаний, - согласно которому осужденный мог бы рассчитывать на возмещение понесенного материального и морального ущерба (возвращение утраченного, возмещение материального ущерба) в случаях судебной ошибки и реабилитации. Этому принципу в настоящее время не соответствует включение в систему наказаний смертной казни. Вероятно, поэтому смертная казнь названа в ч.2 ст.20[2] Конституции РФ и в ст.59[3] УК исключительной мерой наказания;
4) Принцип целесообразной и достаточной репрессивности включаемых в систему видов наказаний, - которые должны быть направлены на личность виновного, а не на членов его семьи или близких ему людей. Содержание данного принципа заключается, прежде всего, в том, что наказания, вводимые в систему наказаний, должны обеспечивать целесообразное и достаточно эффективное воздействие именно на личность осужденного, с учетом содеянного, при этом по возможности исключать либо сдерживать моральное и физическое унижение близких виновного;
5) Принцип недопустимости включения в систему видов наказаний, не имеющих ни размера, ни срока, что исключает индивидуализацию наказания судом (ст.48 УК)[4];
6) Принцип экономии при построении системы видов наказаний, - существо которого заключается в подборе и закреплении в УК таких видов наказаний, которые не требуют больших материальных затрат при их исполнении специальными органами государства;
7) Принцип учета исторических традиций законодательства, нравственных и религиозных воззрений народа, - существо которого сводится к требованию сохранять исторически оправдавшие себя на практике виды наказания, соответствующие ожиданиям народа;
8) Принцип справедливости при расположении в данной системе отдельных видов наказаний по признаку их тяжести, - согласно которому необходимо тщательно взвешивать и учитывать представления населения о соотносительной их тяжести при определении места каждому виду наказания в системе видов наказаний;
9) Принцип недопустимости включения в систему наказаний, так называемого декларативного характера (т.е. таких, которые ни судьями, ни населением не воспринимаются в качестве вида наказания и поэтому не применяются на практике);
10) Принцип использования опыта зарубежных государств;
11) Принцип построения системы наказаний в соответствии (согласии) с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Принципы построения системы видов уголовных наказаний есть ни что иное, как отражение в теории уголовного права основополагающих идей и положений, которыми руководствуются законодатели при построении системы уголовных наказаний в тот или иной исторический период законотворчества. Принципы построения системы наказаний не являются и не могут быть раз и навсегда данными основополагающими идеями (или положениями), они динамичны или изменяемы в зависимости от уголовной политики государства в борьбе с преступностью в тот или иной период его функционирования, целей наказания, религиозных, нравственных воззрений и культуры народа.
Однако они совпадают в одном - всегда более или менее адекватно отражают гуманистичные общечеловеческие ценности (или мировой опыт) в использовании уголовного наказания как средства борьбы с преступностью.
Таким образом, система наказаний должна отражать цели правовой и уголовно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.
Разумеется, в связи с изменением характера, сущности общественных отношений в нашей стране, представлений о необходимости или, наоборот, ненужности различных видов наказаний, гуманности и справедливости, система наказаний в отечественном уголовном праве на протяжении веков претерпевала различные изменения, которые и будут вкратце рассмотрены ниже.
 

1.2. История и эволюция системы наказаний[5]

Первый отечественный исторический источник уголовного права – «Русская правда», предусматривала несколько видов юридической ответственности - штраф (вира), конфискацию имущества и выдачу преступника в рабство вместе с семьей («поток и разграбление»), смертная казнь. Имеющая значительное количество пережитков родового строя, «Русская Правда», тем не менее, имела огромное значение как первый систематизированный сборник законодательства на территории нашей Родины. Впоследствии система наказаний пополнялась новыми видами, как правило, заимствованных из византийских обычаев, очень жестоких и архаичных.
Впервые же в четко сформулированном виде система наказаний предстала в Соборном Уложении 1649 года, принятом Земским собором. Для нее были характерны индивидуализация наказания (то есть, нераспространение карательных мер на родственников преступника), его сословный характер (различные виды и мера государственного принуждения для представителей разных сословий), неопределенность в установлении наказания (возможность судебных органов или царя определять меру наказания), чрезмерная жестокость (примерно в шестидесяти случаях предусматривалось применение смертной казни, различные средневековые методы квалифицированных казней, многочисленные увечащие наказания).
На протяжении более 200 лет система изменялась и совершенствовалась, пока во времена Александра II не была изменена вся судебная система. Некоторые виды наказаний, преимущественно средневековые, исчезали, например, заливание горла металлом для фальшивомонетчиков, некоторые появлялись, например, гражданская казнь. В целом, к Октябрьской революции Российская империя имела достаточно развитое уголовное законодательство, хорошо отлаженную машину правосудия, не лишенную, впрочем некоторых феодальных и сословных пережитков и определенной предвзятости судей.
После революции большевики, пришедшие к власти, начали решительное реформирование всей правовой системы. Разумеется, при этом не могло не измениться уголовное право в общем, и система и виды наказаний в частности. Была даже попытка убрать сам термин "наказание", заменив его на "меры социальной защиты судебно-исправительного характера", однако последнее словосочетание использовалось недолго.
Руководящие начала по уголовному права РСФСР 1919 года ввели ряд «примерных видов» наказания, располагая их от наименее тяжкого до наиболее строгого: внушение, общественное порицание, принуждение к действию, объявление бойкота, исключение из объединения на время или навсегда, возмещение причиненного ущерба, отрешение от должности, запрещение занимать ту или иную должность, исполнять работу, конфискация имущества, лишение политических прав, объявление врагом народа или революции, лишение свободы на определенный или неопределенный срок до наступления известного события, объявление вне закона, расстрел.
УК РСФСР 1922 года в устанавливал следующий перечень наказаний, на этот раз исчерпывающий: изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискация имущества, поражение прав, увольнение от должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред и расстрел.
Этот же УК различал наказания в собственном смысле слова и меры социальной защиты, к которым относились помещение в учреждение для умственно или морально дефективных, принудительное лечение, удаление из местности проживания (высылка) и запрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Эти меры социальной защиты были дополнены и классифицированы в Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 года на меры судебно-исправительного характера, медицинского и медико-педагогического характера. По своей сущности они принципиально отличались от наказания.
Перечень наказаний, предусмотренных Основными началами 1924 года неоднократно дополнялся. Так, в 1936 году судам было предоставлено право применять к лицам, совершившим наиболее опасные преступления, лишение свободы в виде заключения в тюрьму.
Основные начала характеризовались системой наказаний, сложившийся в условиях жесткой репрессивной политики, культа личности и классовой борьбы и не могла отвечать новым требованиям, сложившимся после смерти Сталина. Поэтому в 1958 году были приняты новые Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, которые внесли в нее существенные изменения. Так, из нее были исключены объявление врагом трудящихся, удаление из пределов СССР, лишение избирательных прав. После этого система наказаний включала в себя следующие виды: лишение свободы, ссылка, высылка, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания. Для военнослужащих предусматривалось также заключение в дисциплинарный батальон. Смертная казнь как исключительная мера наказания предусматривалась вне системы наказаний. Основы 1958 года предусматривали для республик возможность устанавливать иные виды наказания. В УК РСФСР 1961 года, кроме уже перечисленных видов, предусмотрены были также увольнение от должности и возложение обязанности загладить причиненный вред.
Основные принципы и цели наказания были заложены еще в советский период и в настоящее время в теории уголовного права не произошло в это направлении серьезных изменений, чего нельзя сказать о системе и отдельных видах наказаний.
Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт, позволяющих классифицировать их по различным основаниям.
1.3. Цели и классификация наказания.
          Цели наказания — это «конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе».
Вопрос о целях наказания в науке всегда являлся дискуссионным. Составители первых памятников права исходили из того, что наказание должно служить возмездием за совершённое злодеяние, и потому многие наказания в них основывались на принципе талиона («око за око»). Позже на первый план вышла компенсация ущерба, причинённого преступлением. Так, во многих средневековых актах основной применяемой мерой наказания служит денежный штраф («вира»), а телесные наказания и смертная казнь практически не упоминаются.
Классическая школа уголовного права предложила следующий взгляд на цели наказания: «Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление… Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же». Позже, на основе достижений социологического направления в криминологии, появились теории, в которых в качестве основной цели наказания называлось исправление преступника.
В настоящее время считается, что ни одна из этих целей не является единственной или доминирующей в наказании. На основе действующего УК РФ 1996 года выделяется три цели наказания:
1)     Восстановление социальной справедливости.
2)     Исправление осуждённого.
3)     Предупреждение совершения новых преступлений.
В англоязычной литературе данные цели конкретизируются: выделяются такие цели наказания, как возмездие и восстановление нарушенных прав (российскими авторами они рассматриваются как составляющие восстановления социальной справедливости); а предупреждение совершения новых преступлений рассматривается как совокупность трёх составляющих: удержание самого преступника от совершения новых преступлений из-за страха перед наказанием; удержание преступника от совершения новых преступлений за счёт изоляции его от общества или применения к нему иных мер, исключающих повторение преступного деяния; удержание других лиц от совершения преступления путём создания у них уверенности, что за совершенное преступление с большой вероятностью может последовать возмездие.
Возмездие
Первоначально наказание базировалось на принципе талиона («око за око, зуб за зуб»). Позже возмездие стало выражаться в причинении преступнику физических и нравственных страданий: стали применяться телесные наказания, а также различного рода позорящие меры.
Хотя современные системы наказаний далеко отошли от принципа талиона, элементы возмездия продолжают сохраняться в наказании. Применение к преступнику таких мер наказания, как, например, многолетние сроки заключения в местах лишения свободы, позволяет обществу получить моральное удовлетворение, почувствовать, что государство адекватным образом прореагировало на совершенное преступление. Применение мер возмездия со стороны государства к преступнику утоляет негодование, возникающее у людей в связи с совершением преступления, возвращает уверенность в том, что государство является способным защитить их от преступников.
Следует указать, что некоторые специалисты, признавая, что одной из целей наказания является удовлетворение потребности общества в применении к преступнику «справедливых» мер воздействия за совершённое преступление, отрицают наличие в наказании элемента возмездия, воздаяния преступнику со стороны государств.
Восстановление нарушенных прав
Хотя некоторые социальные блага, нарушенные преступлением, никак нельзя восстановить применением каких-либо мер к преступнику, однако во многих случаях применение наказания позволяет частично компенсировать ущерб, причинённый обществу совершённым преступлением.
В частности, имущественный ущерб, причинённый потерпевшему и обществу в целом, может быть компенсирован наложенными на преступника штрафами или привлечением его к общественно-полезным работам.
Исправление осуждённого
Мнение о том, что наказание должно быть направлено в первую очередь на то, чтобы «исправить» преступника, вновь сделать его законопослушным членом общества, является достаточно новым. Первоначально она была связана с деятельностью религиозных организаций, которые добивались того, чтобы преступник признал свои грехи и раскаялся в них.
Минимально достаточным при этом признаётся «юридическое» исправление осуждённого, которое выражается в том, что лицо после отбытия наказания больше не совершает новых преступлений; вопрос о том, способно ли наказание каким-либо образом перевоспитать преступника, исправив его не только юридически, но и фактически, является спорным в уголовно-правовой теории.
Достаточным числом специалистов принципиальная возможность исправления осуждённых подвергается сомнению. Они считают, что реабилитационные меры, применяемые в учреждениях, исполняющих наказание, не позволяют предотвратить рецидив преступлений, поскольку несмотря на все предпринимаемые меры число преступлений, совершаемых бывшими заключёнными остаётся высоким.
Специальная превенция
Специальная превенция — это предотвращение совершения новых преступлений лицом, которое было ранее осуждено за совершение преступления. Данная цель наказания может достигаться различными способами.
Во-первых, сама по себе наложенная мера наказания может затруднять или даже вовсе исключать совершение новых преступлений лицом. Так, наиболее распространённое наказание — лишение свободы — заключается в помещении преступника в специализированное учреждение, в котором его жизнь строго регламентирована и находится под строгим контролем представителей государства. В ходе пребывания лица в местах лишения свободы практически исключается возможность совершения им новых преступлений, причиняющих ущерб обществу. Менее строгие меры наказания также могут выполнять данную функцию: так, эту цель преследует лишение преступника права занимать определённые должности или заниматься определёнными видами деятельности.
Наиболее радикальным проявлением специальной превенции является применение смертной казни и пожизненного лишения свободы к лицам, совершившим наиболее тяжкие преступления. Аналогичную цель преследовало применение к преступникам лоботомии, а также кастрация лиц, совершивших половые преступления.
Во-вторых, применение к преступнику мер возмездия направлено на создание у него страха перед возможным наказанием в случае совершения нового преступления.
В-третьих, исправительное воздействие, в ходе отбывания уголовного наказания, способствует формированию у преступника положительных социальных установок.
Общая превенция
Общая превенция — это предупреждение совершения преступлений гражданами, склонными к противоправным поступкам. Основную роль в общей превенции играет страх преступника перед наказанием, которое с высокой вероятностью может последовать за совершением преступления. Кроме того, существенное значение имеет отношение общества в целом к преступлению и преступникам: если оно является негативным, преступлений совершается меньше.
Цель общей превенции достигается информированием общества о совершённых преступлениях и наказаниях, применённых к преступникам, а также проведением со стороны государства информационной политики, направленной на создание отрицательного образа преступника, непримиримого отношения к совершенным преступлениям.
Классификация наказаний
Классификация наказаний - объединение их в относительно однородные группы по определенным критериям с учетом характера и объема правоограничений, функциональной роли в выполнении задач.
В уголовном праве существует немало различных классификаций наказаний. Остановимся на двух наиболее важных для понимания и применения действующего уголовного законодательства.
Первая классификация носит теоретический характер, поскольку не закреплена в уголовном законе. Вместе с тем она имеет существенное значение для правоприменительной практики. Согласно этой классификации все наказания, входящие в их систему, можно разделить на три разряда:
1) наказания, не связанные с лишением свободы;
2) наказания, связанные с лишением свободы;
3) наказание в виде смертной казни.
В группу наказаний, не связанных с лишением свободы, входят: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы. Осужденные к этим видам наказаний не лишаются такого фундаментального блага, как личная свобода. Они не отрываются от семьи, работы, учебы или иной социально полезной деятельности. Объем правоограничений здесь относительно невелик. Все это обусловливает целесообразность первоочередного применения именно этих видов наказаний.
Исходя из международной классификации, рассматриваемая группа наказаний относится к разряду мер, не связанных с тюремным заключенным. В Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), подчеркивается, что в целях обеспечения большей гибкости в соответствии с характером и тяжестью деяния, личностью преступника, а также с интересами защиты общества и во избежание неоправданного применения тюремного заключения необходимо предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, поощрять их дальнейшую разработку.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 40 "О практике назначения судами РФ уголовного наказания" отмечается, что в случаях, когда санкции уголовного закона наряду с лишением свободы предусмотрены другие виды наказания, решение суда о назначении лишения свободы должно быть мотивировано в приговоре.
Группа наказаний, связанных с лишением свободы, включает: арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Изоляция осужденного от общества существенно изменяет его правовой статус, нередко приводит к разрыву социально полезных связей, криминальной зараженности и другим негативным последствиям. Применительно к международной классификации рассматриваемая группа наказаний относится к разряду мер, связанных с тюремным заключением. В целях минимизации вредных последствий изоляции осужденного от общества ООН приняла целый ряд международных актов, содержащих стандарты по применению тюремного заключения, наиболее важные из которых включены в Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. ООН рекомендует всем государствам изыскивать возможности для постепенного сокращения применения лишения свободы и других видов тюремного заключения.
Отдельное место в рассматриваемой классификации наказаний занимает смертная казнь, поскольку по своему характеру и ограниченному в сравнении с другими видами наказаний кругу целей она не может быть включена в какую-либо группу наказаний. Как особый вид наказания рассматривается смертная казнь и в международной классификации наказаний. Например, ООН предусмотрела специальные меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни.
Вторая классификация закреплена в уголовном законе (ст. 45 УК РФ)[6]. В зависимости от порядка применения все наказания делятся на три группы:
1) основные наказания;
2) дополнительные наказания;
3) наказания, способные выполнять роль основных и дополнительных.
К основным относятся наказания, которые назначаются судом самостоятельно и не могут присоединяться в качестве дополнения к другим наказаниям. В качестве основных наказаний применяются: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь(ч.1ст.45УК РФ).
Дополнительные наказания не могут назначаться судом самостоятельно, они присоединяются к основному наказанию, увеличивая таким образом объем правоограничений, которым подвергается осужденный. Эти наказания выполняют при определении объема уголовной ответственности не основную, а вспомогательную роль. К такого рода наказаниям закон (ч. 3 ст. 45 УК РФ) относит лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Вместе с тем имеются два вида наказаний, которые способны выполнять роль как основного, так и дополнительного наказания. К таким универсальным наказаниям относятся: штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 45 УК РФ).
 
1.4. Отличие уголовного наказания от мер государственного - правового и общественного воздействия.
Уголовное наказание устанавливается в соответствии с уголовным законом. Единственный источник - действующий уголовный кодекс.
Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.
Дисциплинарная ответственность – законодательством о труде, различными законами, подзаконными актами, устанавливающими категорий рабочих и служащих. Материальная ответственность устанавливается
законодательством о труде, гражданским кодексом в некоторых случаях нормами административного права.
Общественное воздействия устанавливается в соответствии с общественными ценностями, обычаями, традициями. Общественная ответственность налагается от имени общества, а уголовное наказание осуществляется от имени государства.
Административные взыскания налагаются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а, также, судами.
Дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции.
Меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в отдельных случаях – в административном порядке.
Меры общественного воздействия устанавливаются со стороны общества или отдельных его групп.
Уголовное наказание назначается только судом.
Основанием для назначения административной ответственности является административное правонарушение; для дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального ущерба или гражданско-правовой деликт.
Основами для назначения уголовного наказания является преступлением. Субъектами административной ответственности являются физические лица и коллективные образования.
Вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным, т.к. предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п., но и меры не определены в законодательстве; общественное воздействие может быть обращено как на физических, так и на юридических лиц.
Субъектами уголовного права могут быть только физические лица.
Только уголовное наказание влечёт за собой судимость. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производства по делам об административных правонарушениях.
Меры дисциплинарной ответственности -  в соответствии с нормами, устанавливающими порядок  дисциплинарного производства. Дела о материальной ответственности решаются, как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Меры общественного воздействия не регулируются законодательством. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
В целом можно сделать вывод, что уголовное наказание обладает рядом чёрт, отличающих его от других мер государственно-правового и общественного воздействия

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

2.1 Штраф

Статья 46 УК РФ Штраф является наиболее мягким видом наказания и в системе наказаний он стоит на первом месте. В качестве основного наказания штраф назначается, как правило, за преступления небольшой и средней тяжести, однако, в некоторых случаях в виде такового он может назначаться и за тяжкие преступления (ч.3 ст.158, ч.3 ст.159 УК и т.д.)[7]. В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться как в качестве альтернативы (ч.3 ст.141, ч.2 ст.161 УК)[8], так и как обязательное дополнительное наказание (ч.2 ст.162, ч.2 ст.175 УК)[9].
С учетом изменений и дополнений, внесенных в УК Федеральным законом от 08.12.03 N 162-ФЗ, штраф назначается в твердой денежной сумме в размере от 2500 до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Вместе с тем наиболее крупный размер штрафа (от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет) согласно ч.2 ст.46 может назначаться только за тяжкие или особо тяжкие преступления.
Наказание в виде штрафа должно быть таким, чтобы была возможность его реально исполнить. В связи с этим законом расширены основания, которые должны быть выяснены судом и учтены при назначении штрафа. Размер штрафа, как указано в ч.3 ст.46, определяется с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. Суду предоставлено право назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями в срок до трех лет. Исходя из смысла закона, такая рассрочка может быть предоставлена осужденному как при постановлении приговора, так и в порядке исполнения указанного наказания.
Порядок такого исполнения наказания в виде штрафа определен ст.31 Уголовно-исполнительного кодекса (далее УИК), в ч.3[10] которой указано, что при рассрочке выплаты штрафа осужденный обязан в течение тридцати дней со дня вступления приговора в законную силу уплатить первую часть штрафа. Последующие части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.
Важно, чтобы уплата штрафа при его рассрочке не продолжалась более указанных в законе трех лет.
Закон предусматривает возможность такого поведения осужденного, которое рассматривается как злостное уклонение от уплаты штрафа. Под злостным уклонением от уплаты штрафа понимаются случаи, когда осужденный, имея возможность уплатить штраф, не делает этого, несмотря на предупреждение судебного пристава-исполнителя, например, увольняется с работы, скрывает свои доходы и имущество от описи либо уже описанное имущество, на которое может быть обращено взыскание штрафа. Законом определен порядок замены штрафа в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от его уплаты. При уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется наказанием, установленным санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, по которой штраф был назначен.
Ни УК, ни УИК не устанавливают жестких паритетов, которых должен придерживаться суд при замене наказаний. Сейчас этот вопрос оставлен на усмотрение суда. Какой из видов наказания бут назначен в качестве замены штрафа, определяет суд при вынесении определения (постановления) в порядке, установленном ст.396 и п. "а" ч.2 397[11] УПК РФ.
Наказание в виде штрафа исполняется по месту жительства осужденного. (Исполнительный лист передается судебному приставу-исполнителю по месту жительства, или по месту работы, либо по месту нахождения имущества. При исполнении наказания не по месту жительства (штраф как дополнительное наказание при осуждении к ограничению свободы, аресту, лишению свободы) исполнительный лист направляется администрации исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения.
 

2.2 Лишение права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью

Статья 47 УК РФ Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться в качестве как основного наказания, так и дополнительного.
Значимость этого вида наказания заключается в том, что по приговору суда исключается доступ осужденного к той должности или деятельности, которые были использованы им для совершения преступления.
Законом наложен запрет на занятие должностей на государственной службе, в органах местного самоуправления либо в сфере определенной профессиональной или иной деятельности (ст.47 УК).
Данный вид наказания не следует отождествлять с понятием должностного лица, которое несет уголовную ответственность за совершение должностного преступления. Лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью предполагает неограниченный круг профессий и иного приложения своих знаний осужденным. Это может быть и механик гаража, и водитель трамвая, и программист ЭВМ, а также лицо, которое работает в коммерческой и иной организации и несет ответственность за совершение преступлений, предусмотренных УК.
Сроки назначения данного вида наказания зависят от того, каким оно является в конкретной ситуации - основным или дополнительным (ч.2 ст.47 УК).
Как правило, указанный вид наказания применяется в качестве основного и дополнительного в случаях, когда это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. В то же время этот вид наказания может назначаться как дополнительное наказание и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление. Такое решение судом может быть принято, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного будет признано невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Например, за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, совершенное педагогом или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, по признаку применения насилия или угрозы его применения предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет (ч.3 ст.151 УК)[12]. Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в отличие от ч.2 ст.151 УК, здесь не предусмотрено. При указанных выше обстоятельствах (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и т.п.) суд может признать невозможным сохранение за осужденным, например, права заниматься педагогической деятельностью и принять решение о лишении его права заниматься такой деятельностью на срок до трех лет.
Это положение нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного суда РФ, который разъяснил, что суд вправе применить к лицу, совершившему преступление в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью, в качестве дополнительного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что указанный вид наказания не предусмотрен санкцией закона, по которому осужден виновный, с приведением в описательной части приговора мотивов принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица.
Также в Уголовном Кодексе указаны и сроки исчисления данного вида наказания, когда оно назначено как дополнительное наказание. В частности, если дополнительное наказание назначается к основному наказанию, отбываемому реально, то срок его исчисления начинается с момента окончания реально отбытого наказания.
Если же этот вид наказания как дополнительный назначается к обязательным работам, исправительным работам, при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.
Например, при назначении наказания по ч.1 ст.263[13] УК в виде двух лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством в течение трех лет течение срока исполнения дополнительного наказания начнется после отбытия двух лет лишения свободы или после решения вопроса об условно-досрочном освобождении от основного наказания, если при этом не решен вопрос о полном освобождении от отбывания дополнительного наказания (ч.1 ст.79 УК)[14].
Если же лишение свободы будет назначено условно (ст.73 УК)[15], то исчисление срока дополнительного наказания пойдет параллельно с исчислением срока отбывания основного наказания. Если в таком случае условное осуждение отменяется в связи с совершением нового преступления или отменой условного осуждения по другим указанным в законе основаниям, то дополнительное наказание считается отбытым, если к моменту отмены условного осуждения истек срок этого наказания. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при назначении его в качестве основного наказания или в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или при условном осуждении исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Эта функция уголовно-исполнительной инспекции закреплена в п. "а" ст.4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729.
 

2.3 Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Данное наказание может назначаться только как дополнительное и только при осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В санкциях статей это наказание не указывается. При этом необходимо учитывать, что суд может принять такое решение только после тщательного изучения личности осужденного и обязательного изложения в приговоре мотивов принимаемого решения (ст.48 УК).
Основной карательный элемент данного наказания представляет собой, во-первых, морально-психологическое воздействие на осуждённого (отмена государственного признания прошлых заслуг лица), а во-вторых, лишение его соответствующих льгот и преимуществ, что позволяет относить его к разряду наказаний имущественного характера.
При назначении и исполнении лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград у осуждённого аннулируются специально предусмотренные законом определённые карьерные, экономические и социальные преимущества, установленные для лиц, имеющих специальное, воинское или почётное звание, классный чин или государственную награду.
Суд может самостоятельно по приговору лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной награды, независимо от того, какой орган или какое должностное лицо присвоили это звание, чин или удостоили награды.
Вопрос о лишении званий может решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и ушедших в запас или отставку. Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней и ученых званий. О лишении осужденного звания, чина или награды суд сообщает органу, присвоившему это звание, чин или награду, направляя копию приговора по вступлении его в законную силу.
Одновременно направляются награды и документы к ним.
 

2.4 Обязательные работы

Наказание в виде обязательных работ в определенной степени появилось в УК и УИК РФ как аналогичное широко распространенному в мире правовому институту – общественные работы. Применение общественных работ рекомендуется во многих международных правовых актах, рассматривающих вопросы использования альтернативных лишению свободы наказаний.
Этот вид наказания заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст.49 УК). По своему карательному содержанию обязательные работы близки к исправительным работам, но несколько уступают им по объему правоограничений. Обязательные работы могут быть назначены только в качестве основного наказания.
УИК устанавливает, что обязательные работы применяются уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
Основным условием исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ является привлечение осужденного к общественно полезному труду.
Работы могут быть любого качества, в том числе и трудоемкие, они не связаны с основной работой и специальностью осужденного, от их выполнения осужденный не может отказаться без уважительных причин. Обязательные работы не должны унижать честь и достоинство осужденного или носить характер мучения.
Выходные дни и предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливают исполнение наказания в виде обязательных работ. Выполнение обязательных работ во время очередного отпуска является одним из карательных элементов данного наказания.
В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. Приостанавливается исполнение наказания и при невыходе осужденного на обязательные работы по неуважительным причинам. В последнем случае для него могут наступить негативные последствия, предусмотренные ст.29 УИК.
В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они могут быть заменены ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При замене обязательных работ другими видами наказания, отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч.3 статьи 49 УК.
Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч.4 статьи 49 перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Категории таких лиц значительно сужены по сравнению с прежней редакцией этой части статьи.
В случае наступления беременности женщины, которой будет назначено наказание в виде обязательных работ, инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания. Представляется, что в этих случаях возможно и освобождение женщины от наказания в связи с изменением обстановки.
 

2.5 Исправительные работы

Согласно Федеральному закону от 08.12.03 N 162-ФЗ исправительные работы могут быть назначены только осужденному, не имеющему постоянного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления в районе места жительства осужденного.
Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания и могут быть назначены на срок от двух месяцев до двух лет. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ определен ст.39-46 УИК.
Согласно ст.50 УК исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. УИК конкретизирует эту норму, указав на основное место работы. Такая конкретизация предопределена прежде всего тем, что карательное содержание рассматриваемого наказания заключается не столько в количестве взыскиваемых денег, сколько в самом факте наличия такого ограничения прав осужденного, как производство удержаний из его заработка.
Из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства от 5 до 20% каждый месяц.
Статья 40[16] УИК устанавливает ряд условий отбывания наказания, которые осужденный к исправительным работам обязан соблюдать. Названные условия носят как общий, так и специфический для данного вида наказания характер. Часть из них не содержит элементов кары и адресована непосредственно осужденному, другая выражает карательное содержание наказания.
К условиям общего характера относятся обязанности осужденного: соблюдать установленный порядок отбывания наказания; добросовестно относиться к труду.
К специфическим условиям отбывания наказания в виде исправительных работ отнесены: обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденного уголовно-исполнительной инспекцией; производство удержаний из заработка осужденного; запрет увольнения осужденного с места работы по собственному желанию.
Объединяющими признаками перечисленных условий отбывания наказания являются их обязательность и наступление для осужденного негативных последствий в случае их нарушения.
Закон устанавливает, что в срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата. Сюда входит время: болезни, за исключением случаев, когда это время не засчитывается в срок отбывания исправительных работ; предоставленное для ухода за больным; нахождения в очередном и дополнительном отпусках; проведенное в отпуске по беременности и родам; участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля; когда в силу объективных причин осужденным работникам сельского хозяйства не предоставлялась работа и общее количество отработанных дней при этом было не ниже установленного по ходатайству годового минимума по отдельным его периодам. Время, в течение которого осужденный официально был признан безработным, также включается в срок отбывания наказания.
Не засчитывается в срок отбывания наказания время, в течение которого осужденный не работал (за исключением специально оговоренных случаев) и ему не выплачивалась заработная плата, в том числе время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; время прогула; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также содержания под стражей в порядке меры пресечения за совершение нового преступления.
За нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ предусмотрено взыскание в виде письменного предупреждения о замене исправительных работ другим видом наказания. В соответствии с ч.4 ст.50 УК таким видом наказания могут быть ограничение свободы, арест либо лишение свободы.
Исправительные работы не применяются к инвалидам I группы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.
 

2.6 Ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе - новое наказание в уголовном законодательстве, связанное с определенными ограничениями военнослужащего, касающимися его непосредственной службы, а также его материального положения. Ограничение по военной службе может быть назначено военнослужащему, проходящему службу по контракту, за совершение преступлений против военной службы; к военнослужащему, проходящему службу по призыву, указанный вид наказания применяться не может.
Ограничение по военной службе может быть назначено вместо исправительных работ, однако только в том случае, если они предусмотрены соответствующей статьей Особенной части УК; например, военнослужащий осужден не за воинское преступление, а по ч.1 ст.167[17] УК (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества), за которое предусмотрено наказание в виде исправительных работ сроком до одного года. Суд в этом случае может назначить вместо исправительных работ ограничение по военной службе на тот же срок.
Особенность этого вида наказания заключается в том, что из денежного содержания осужденного производится удержание в доход государства в размере, не превышающем 20%; во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Контроль за исполнением наказания в виде ограничения по военной службе возлагается на командира воинской части, который обязан в течение трех дней после получения копии приговора и распоряжения о его исполнении издать приказ, установив в нем порядок исполнения приговора, о чем извещается в последующие три дня суд, постановивший приговор. В суд также направляется копия приговора. Полностью порядок исполнения приговора в виде ограничения по военной службе указан в ст.143-148[18] УИК.
 

2.7 Ограничение свободы

Ограничение свободы представляет собой новый вид наказания, ранее не известный уголовному и уголовно-исполнительному законодательству. Этот вид наказания конкурирует с лишением свободы в колониях-поселениях. Если сравнить соответствующие положения главы 8[19] УИК РФ, регулирующие порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы и ст.129[20] УИК РФ, определяющей условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях, то видно, что они практически идентичны.
Элемент конкуренции проявляется и в том, что одной и той же категории лиц, например, осужденным за неосторожные преступления, с равным основанием может быть назначен и тот, и другой вид наказания (п. б) ч.2 ст.53[21] и п. а) ч.1 ст.58[22] УК РФ) на срок до пяти лет, что неизбежно породит трудности в судебной практике.
Для лиц, совершивших умышленные преступления, при назначении наказания в виде ограничения свободы имеется определенное условие - оно может назначаться только тем из них, которые не имеют судимости, сюда же относятся лица, у которых судимость снята или погашена в установленном законом порядке (ч.3 и 6 ст.86[23] УК); к осужденным же за преступления по неосторожности ограничение свободы может применяться и при повторном совершении ими неосторожного преступления. Ограничение свободы также может быть применено: при осуждении лица впервые при совокупности умышленных преступлений; при совокупности умышленного и неосторожного преступлений; при совокупности неосторожных преступлений.
При всех указанных вариантах ограничение свободы по совокупности назначается, если за каждое из преступлений, входящих в нее, назначается ограничение свободы или более мягкое наказание (при применении принципа поглощения менее строгого наказания более строгим - ч.2 ст.69[24] УК), либо при сложении назначенных наказаний в виде ограничения свободы (ч.2 и 3 ст.69 УК). Порядок отбывания ограничения свободы регулируется ст.47-60 УИК.
При ограничении свободы осужденные отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах. Они находятся под надзором и обязаны, в частности, работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра, постоянно находиться в пределах исправительного центра и не покидать его без специального разрешения, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях и без разрешения не покидать их в ночное время. Осужденным, не допускающим нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и имеющим семью, может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади.
Злостным уклонением от отбывания ограничения свободы признаются: самовольное (без уважительных причин) оставление осужденным территории исправительного центра; невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания; оставление места работы или места жительства.
Время, в течение которого осужденный уклонялся от отбытия наказания (самовольное оставление учреждения или отказ от работы и т.д.), не засчитывается в срок отбывания наказания.
Ограничение свободы связано не только с выполнением физического труда, но и с другими основаниями, ограничивающими труд отдельных категорий граждан. В силу этого в ч.5 статьи 53 УК приводится гораздо больший, по сравнению с обязательными и исправительными работами, круг лиц, к которым ограничение свободы не может быть применено.
 

2.8 Арест

Арест как вид наказания отличается от лишения свободы не только своей продолжительностью, но и условиями его отбывания. Арест есть своего рода напоминание преступнику о том, что значит уголовное наказание, что за этим видом наказания может последовать и длительное лишение свободы.
Строгая изоляция от общества при аресте заключается в том, что осужденным не предоставляется свиданий, за исключением свиданий с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, не разрешается передвижение без конвоя. Арест устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.
Арест может быть назначен не только в случае, когда он предусмотрен в качестве основного (обычно альтернативно) наказания в санкции статьи Особенной части УК, предусматривающей ответственность за соответствующее преступление, но и в случае замены обязательных работ или исправительных работ (в случае злостного уклонения от их отбывания), а также (вместо лишения свободы) при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст.64 УК РФ)[25], и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.80[26] УК РФ).
Лица, осужденные к аресту, отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах. Как правило, отбывание всего срока наказания осужденным осуществляется в одном арестном доме. Перевод из одного арестного дома в другой допускается лишь в случае болезни либо для обеспечения личной безопасности осужденного, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном арестном доме.
Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста установлены УИК (ст.68-72)[27].
Поскольку арест не предполагает привлечения осужденных к активному труду, этот вид наказания может применяться к любой категории осужденных. Однако, исходя из того, что осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции, законодатель, руководствуясь принципом гуманизма, при назначении этого вида наказания предусмотрел возможность не применять арест к лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

 

2.9 Содержание в дисциплинарной воинской части

Применение этого наказания даст возможность военнослужащим, совершившим преступления небольшой тяжести, отбывать наказание, одновременно выполняя обязанности военной службы.
Согласно УК наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части содержит несколько новых положений:
во-первых, этот вид наказания может быть назначен только военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (срочная служба), а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесени
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.