На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Доходы субъектов РФ

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ   4
ГЛАВА 1. Сущность и роль бюджета субъектов РФ в составе бюджетной системе страны
      Социально – экономическое назначение регионального бюджета и его сущность
      Бюджетная классификация, состав и структура бюджетных доходов и расходов               
      Роль бюджетов субъектов Российской Федерации в экономике 
ГЛАВА 2. Формирование доходной части бюджета субъектов РФ на современном этапе
      Налоговые и неналоговые доходы в составе финансовых ресурсов Курской области
      Формирование и анализ доходов регионального бюджета
      Исполнение и анализ бюджета Курской области по доходам
ГЛАВА 3. Проблемы и основные направления совершенствования  доходной базы бюджетов субъектов Федерации
      Проблемы формирования финансовых ресурсов бюджетов субъектов РФ на современном этапе
      Тенденции и перспективы совершенствования доходной базы региональных бюджетов
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.
     В последние годы субъекты Федерации  получили определенные права в области  налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.
     Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
     В настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета -  их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.
      Тема  данной работы актуальна в наше время, так как  доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны.
      Цель  данной дипломной работы состоит  в выявлении сущности, содержания и особенностей формирования доходной базы региональных бюджетов, разработке научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию формирования доходной базы региональных бюджетов, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности и федерализма, обосновании комплекса мер по оптимизации структуры доходной части бюджета Курской области.
      Для достижения данной цели в настоящей  работе поставлены и решены следующие задачи:
    раскрыть экономическое содержание понятий «региональный бюджет» и «доходы регионального бюджета» во взаимосвязи с общей теорией финансов и управления территориальными финансовыми ресурсами;
    выявить принципы построения и место в бюджетной системе РФ региональных бюджетов, их особенности;
    рассмотреть основания классификации доходных источников регионального бюджета;
    оценить состояние и специфику функционирования модели формирования доходной базы регионального бюджета (на примере бюджета Курской области за период 2004 – 2006 гг.);
    выявить и классифицировать факторы, определяющие структуру доходов региональных бюджетов;
    обосновать направления совершенствования механизма формирования доходов региональных бюджетов и обеспечения доходной самодостаточности, а также повышения эффективности управления финансовыми ресурсами региона.
      Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу формирования и исполнения доходной части региональных бюджетов.
      Объектом  исследования выступает доходная часть  областного бюджета Курской области.
      Теоретической основой данной работы являются труды ведущих теоретиков и практических работников, как Российской Федерации, так и зарубежных стран в области финансовой и бюджетной политики и территориальных финансов.
      Методологическую  основу исследования образуют общенаучные  методы познания, в первую очередь – диалектический метод, предусматривающий исследование экономических явлений в развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, а также структурный и функциональный подход к изучению доходов региональных бюджетов, методы анализа и синтеза, монографический, анализа общественной практики, расчетные, экономико-статистические и информационного моделирования. Графическое описание выполнено посредством диаграмм (сравнения, структуры, динамики) и графиков временного ряда.
      Фактологическую базу исследования составляют материалы Госкомстата Российской Федерации, Комитета финансов Курской области, периодические экономические и специализированные налоговые издания, законодательные акты Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, законодательные и нормативные акты по бюджету, бюджетному устройству и бюджетному процессу Российской Федерации и Курской области, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Бюджет субъектов Российской Федерации как органическая часть государственного бюджета
                                                                                        
      1.1. Социально – экономическое назначение и сущность регионального бюджета  

     Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
     Во  всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются  валовой внутренний продукт и  национальный доход. Произведенный  в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.
       Л.А. Дробозина отмечает, что государственный  бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий  год, имеющий силу закона, который утверждается законодательными органами власти (парламентами). По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государств, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода.
     Бюджету принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями и  населением с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
     Содержание  этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот  или иной исторический период.
     Формирование  бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются: образование и использование денежных накоплений (прибыли, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды); организация налогов; финансирование отраслей народного хозяйства; формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.
     Во  всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.
     В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
      Бюджетное устройство Российской Федерации обеспечивает непрерывную взаимосвязь бюджетов всех уровней: федеративный, субъектов Федерации и местных (Схема 1).
      Государственная бюджетная система РФ состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).


 






 





 

Схема 1. Взаимосвязи в бюджетной системе РФ 

      Принципы  построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:
    принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;
    принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;
    принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;
    принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления  не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
      Реализация  этих принципов прослеживается и в бюджетной системе субъектов РФ. Любой бюджет связан с денежными отношениями, имеющими объективный характер, то есть существование бюджета объективно обусловлено, он существует и во всех общественно-экономических формациях, где существовали финансовые отношения, таким образом можно утверждать, что бюджет – это экономическая категория, тесно связанная с существованием государства.
      Бюджет  субъектов РФ является неотъемлемой структурной частью государственного бюджета (Схема 2). 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Расходная часть

Доходная  часть

БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Расходная часть

Доходная  часть

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Расходная часть

Доходная  часть
 
Схема 2. Структура  Государственного бюджета 

      Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень  
бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ – это  
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для  
обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.  
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований,  
находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет  
субъекта РФ.

      Консолидированный бюджет Курской области включает в себя бюджеты  10 городов (включая собственный областной бюджет) и 33 районов, а именно  городов: Дмитриев, Обоянь, Рыльск, Суджа, Фатеж, Курчатов, Железногорск, Льгов, Щигры, Курск; районов: Беловский, Большесолдатский, Глушковский, Горшеченский, Дмитриевский, Железногорский, Золотухинский, Касторенский, Конышевский, Кореневский, Курский, Курчатовский, Льговский, Мантуровский, Медвенский, Обоянский, Октябрьский, Поныровский, Пристенский, Рыльский, Советский, Солнцевский, Суджанский, Тимский, Фатежский, Хомутовский, Черемисиновский, Щигровский. 
     По  своему статусу бюджеты субъектов РФ занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.
       Исследование принципа федерализма применительно к категории «региональный бюджет» актуализирует постановку вопроса о её экономической сущности. По нашему мнению, анализ данной категории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов.
     Относительно  понятия «региональный бюджет»  единства мнений в науке не существует, более того – данная категория в российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая распалась на бюджеты трех уровней.
     Современные ученые – экономисты полагают, что системная оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как:
    денежные отношения (то есть как финансовую категорию экономической науки);
    фонд денежных средств, централизуемых органами власти соответствующего уровня (то есть бюджет в материальном смысле);
    плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию).
     Соответственно  определение термина «региональный  бюджет» требует осмысления его  финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому в современной экономической литературе региональный бюджет определяется с различных позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая разработка и правовое оформление категории «региональный бюджет».
     Как известно, региональными называют бюджеты  субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения – Москвы и Санкт- Петербурга.
     Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание регионального бюджета не изменяется - это доходы и расходы.
     Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15). Понятие регионального бюджета закрепляется и законодательством субъектов РФ. Например, Закон Самарской области «О бюджетном процессе в Самарской области» определяет бюджет субъекта как составную часть консолидированного бюджета области, предназначенную для мобилизации доходов и финансирования расходов общеобластного значения, а также оказания помощи бюджетам самоуправляющихся административно – территориальных единиц области при недостаточности их собственных доходов.
     В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в целях гармонизации и сочетания экономических интересов регионов и муниципальных образований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.
     Таким образом, финансовая сущность бюджета  проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами.
     Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.
     Признание регионального бюджета в качестве финансовой категории требует исследования качественных признаков, характеризующих  данную категорию, свойств (черт), раскрывающих её специфику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность – это главное, что отличает финансовую сущность регионального бюджета как самостоятельной категории от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, которые также являются финансовыми категориями.
     К особым (исключительным) чертам регионального  бюджета относятся, на наш взгляд, следующие:
    имеет возможность рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;
    является средством регулирования местных бюджетов.
     Характеризуя  роль региональных  бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления  в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами). 
 

      1.2. Бюджетная классификация: состав и структура бюджетных доходов и расходов                 

      Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. В системе государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация даёт возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивается адресность выделения финансовых ресурсов; устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов РФ и субъектов РФ, согласованных принципов бюджетного процесса.
      Согласно  статьи 19 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная классификация включает:
    классификацию доходов бюджетов РФ;
    функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
    экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
    классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
    классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
    классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
    ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
      Рассмотрим  более подробно элементы бюджетной классификации.
      Классификация доходов бюджетов – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
      Функциональная  классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление  бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
      Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства; второй уровень образуют подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов; третий уровень – целевые статьи расходов федерального бюджета, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов; классификация видов расходов бюджета, детализирующая направления финансирования расходов по целевым статьям, образует четвертый уровень.
      Расходы федерального бюджета по главным  распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и  видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
      Экономическая классификация расходов бюджетов –  это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие  и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных  учреждений.
      Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
      Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.
      Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов  РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов.
      Ведомственная классификация расходов местных  бюджетов представляет собой группировку  расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов.
      Бюджетная классификация в части классификации  доходов бюджетов, функциональной классификации  расходов бюджетов, экономической классификации  расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов едина для бюджетов всех уровней  бюджетной системы и утверждается федеральным законом. [Закон]
      Законодательные и представительные органы субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить  дальнейшую детализацию объектов бюджетной  классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
      Совершенствование бюджетной классификации позволит повысить эффективность мобилизации  и использования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.
      Действующая в настоящее время редакция бюджетной  классификации утверждена Приказом Минфина РФ от 10 декабря 2004г. № 114н «Об утверждении указаний  о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
      Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
      Доходы  бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
      Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений.
      К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
      К неналоговым доходам относятся:
    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
    доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    иные неналоговые доходы.
      Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центров и регионов.  В соответствии с законодательством Российской Федерации, доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из собственных и регулирующих доходов (рис. 1).

      Рис. 1 Общая схема собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов 

      Собственные доходы – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.  Например, по действующему законодательству местными бюджетами закреплен налог на имущество физических лиц.
      Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются  регулирующие доходы.  
      Регулирующие  доходы – это федеральные и региональные налоги и иные  платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на очередной  финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
      В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы.
      Основная  часть налоговых доходов субъектов  федерации и местных бюджетов в настоящее время   формируется за счет регулирующих доходов.
      К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального  и региональных фондов финансовой поддержки  регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
      Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования  территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.
      Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
      Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов.
      Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
      В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае не целевого использования субвенций и субсидий  и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.
      Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).
      Формы расходов бюджетов:
    ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
    оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами  по государственным и муниципальным контрактам;
    трансферты населению;
    ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
    ассигнования на  осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
    ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов;
    бюджетные кредиты юридическим лицам;
    субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
    инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых  юридических лиц;
    межбюджетные трансферты;
    кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
    кредиты иностранным государствам;
    средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.
      Доходы  и расходы бюджета любого уровня должны быть сбалансированы. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. При этом перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ. Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ; размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования – займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешней) или российской валюте (внутренние заимствования). 
 

      1.3. Факторы, влияющие на формирование  доходной части бюджетов субъектов  РФ 

      Современная Российская Федерация представляет собой совокупность количественно  и качественно разнородных регионально-хозяйственных  и социально культурных комплексов. Необходимо определить комплекс факторов, влияющих на модель формирования доходов  региональных бюджетов.
      Факторы, влияющие на доходы региональных бюджетов, – это причины, факты, обуславливающие  формирование доходной части рассматриваемого бюджета; моменты, определяющие характер этого процесса.
      В экономической литературе известны различные подходы к классификации факторов, влияющих на формирование доходных источников региональных бюджетов. Однако общепризнанной и достаточно стройной их системы до сих пор не выработано.
      На  основе анализа экономической литературы нами предлагается следующая классификация факторов, влияющих на доходную базу региональных бюджетов:
      По источнику воздействия (природе происхождения):
      нормативно-правового характера;
      финансово-экономического характера;
      По месту возникновения:
    внешние;
    внутренние;
      По источнику дохода:
    налоговые;
    неналоговые;
      В зависимости от порядка образования:
    собственные;
    привлечённые;
      По направлению воздействия:
    прямые;
    косвенные;
      По возможности управления из субъекта РФ:
    регулируемые;
    нерегулируемые;
      В зависимости от влияния на порядок зачисления в  бюджет:
    стабильные;
    динамичные.
      В зависимости от источника воздействия  факторы можно подразделить по группам  отношений, в которых они функционируют. Так, особые группы отношений образуют правовые и финансово-экономические  отношения.
      В правовом и властном отношении причиной слабости и нестабильности бюджетной системы РФ является конституционная неопределенность доходов бюджетов субъектов РФ и их бюджетных полномочий. Конституция России предусматривает чрезмерно сложную систему полномочий: раздельные (исключительные), совместные и договорные полномочия по большинству параметров экономических, финансовых полномочий и соответствующие механизмы управления. Перенесение этой сложной конструкции на сферу бюджетных отношений порождает неопределённость бюджетных прав и ответственности, механизмов взаимодействия органов законодательной власти (отсутствует система подчинения органов законодательной власти в бюджетных, налоговых вопросах, в формировании и исполнении бюджетов и финансовом контроле). Естественно, следствием этого является такая же неопределённость в уплате налогов как основных доходов региональных бюджетов.
      Действие  факторов финансово-экономического характера  сдерживается неопределенностью отношений  собственности на землю и недра, которые потенциально должны стать финансово-экономической основой доходов на региональном уровне.
      По  месту возникновения факторы  бюджетной доходности могут быть разделены на внутренние и внешние.
      Внутренние  – это факторы, создаваемые внутри региона, которые направленно влияют на формирование доходной части региональных бюджетов. Одним из интегральных внутренних факторов, влияющих на доходы региональных бюджетов, является экономическое развитие региона. В условиях спада производства усиливается неравномерность социально-экономического развития регионов, разрыв между «развитыми» и «неразвитыми», в том числе и «депрессивными» районами. Эти факторы регионально дифференцированы, будь то глубокий экономический спад или безработица, высокий уровень задолженности по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям, низкая финансовая дисциплина, слабая защищённость отечественных товаропроизводителей, и предполагают определение у субъектов Федерации величины валового регионального продукта, необходимой и достаточной, то есть способной обеспечить поступление налогов для развития региона.
      Таким образов, внутренний фактор является основным при определении самостоятельности  региона в формировании доходов бюджета.
      Обширная  территория России к указанному фактору  добавляет и геополитический.
      Внешние факторы – это факторы, создаваемые вне региона, но также существенно влияющие на формирование доходной части региональных бюджетов.
      Основой укрепления доходной базы является экономическая и финансовая стабилизация, создание условий экономического роста, стимулирование инвестиционной активности всего государства в целом и отдельных регионов. Способствовать росту экономической динамики, на наш взгляд, будет благоприятный налоговый климат, в том числе самые низкие в европейских странах ставки налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. Кроме того, принят ряд важнейших законов, влияющих на инвестиционный климат в целом. Это новый закон о банкротстве предприятий и ряд других нормативных актов, направленных на укрепление защиты прав собственности. Принят и вступил в действие Земельный кодекс РФ, давший начало формированию рынка земель, используемых для несельскохозяйственных нужд.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.