ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
реферат Система безопасности в Республике Беларусь |
Информация: |
Тип работы: реферат.
Добавлен: 19.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра безопасности жизнедеятельности
и курортологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Защита населения
и хозяйственных объектов
в чрезвычайных ситуациях. Радиационная
безопасность
на тему: Система безопасности
в Республике Беларусь (структура,
функции)
Студент
Н.Е. Амельячик
ВШУБ, 4-й курс, ВВМ-1
Проверил
О.Н. Батян
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и классификация
чрезвычайных ситуаций…………………….........3
2Задачи гражданской обороны
при возникновении чрезвычайных
ситуаций…………………………………………………………………………..9
Понятие и классификация
чрезвычайных ситуаций
Хозяйственная деятельность
человека приводит к нарушению экологического
равновесия, возникновению аномальных
природных и техногенных ситуаций:
стихийные бедствия, катастрофы и
аварии с многочисленными человеческими
жертвами, огромные материальные потери
и нарушения условий нормальной
жизнедеятельности.
Человечество ежедневно
сталкивается с множеством суровых
природных явлений. На Земле ежегодно
происходят тысячи гроз, примерно 10 тыс.
наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений,
многочисленные пожары и оползни, извержения
вулканов и тропические циклоны.
По данным ООН, за последние
20 лет на нашей планете в результате
стихийных бедствий и катастроф
погибло более 3 млн. чел.
Предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций
(ЧС) - одна из актуальных проблем современности.
Умелые действия по спасению людей, оказанию
им необходимой помощи, проведению
аварийно-спасательных работ в очагах
поражений позволяют сократить
число погибших, сохранить здоровье
пострадавших, уменьшить материальные
потери. В связи с этим актуальной
становиться проблема подготовки специалистов
с высшим образованием, способных
грамотно и умело организовать предотвращение
экстремальных ситуаций и оказать
помощь населению в ликвидации опасности.
Тысячелетняя практика жизнедеятельности
человека свидетельствует о том,
что ни в одном виде деятельности
невозможно достичь абсолютной безопасности.
Следовательно, любая деятельность
потенциально опасно.
На рисунке 1 представлена
взаимосвязь человека, его жизнедеятельности
и чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера. Прослеживая
направления линий на схеме, видно,
что ЧС, от каких бы причин они
не возникали, отрицательно воздействуют
на природу и человека.
Основные причины
возникновения ЧС:
- внутренние: сложность технологий,
недостаточная квалификация персонала,
проектно- конструкторские недоработки,
физический и моральный износ
оборудования, низкая трудовая и
технологическая дисциплина;
- внешние: стихийные бедствия,
неожиданное прекращение подачи
электроэнергии, газа, технологических
продуктов, терроризм, войны.
ЧС могут произойти
при следующих обстоятельствах:
- наличие источника риска
(давление, взрывчатые вещества, радиоактивные
вещества);
- действие факторов риска
(выброс газа, взрыв, возгорание);
-нахождение в очагах
поражения людей, сельскохозяйственных
животных и угодий.
Анализ причин и хода развития
ЧС различного характера выявил их
общую черту- стадийность. Можно
выделить пять стадий (периодов) развития
ЧС:
- накопление отрицательных
эффектов, приводящих к аварии;
- период развития катастрофы;
- экстремальный период, при
котором выделяется основная
доля энергии;
- период затухания;
- период ликвидации последствий.
В литературе часто используется
понятие «экстремальная ситуация»,
которое отражает воздействие на
человека опасных и вредных факторов,
приведших к несчастному случаю
или чрезмерному отрицательному
эмоциональному психологическому воздействию.
К экстремальным ситуациям (ЭС) относятся
травмы на производстве, пожары, взрывы,
дорожно-транспортные происшествия, а
также обстоятельства, которые могут
привести к травмам различной
тяжести.
В целом ЧС можно рассматривать
как совокупность ЧС и ЭС. ЭС при
определенных условиях может перерастать
ЧС. Например, в случае неадекватных
действий такая ЭС, как возгорание,
может превратиться в серьезный
пожар, связанный с угрозой для
жизни многих людей.
Совокупность ЭС и ЧС называют
опасной ситуацией. В основе ЭС и
ЧС лежит остаточный риск, вытекающий
из истины о потенциальной опасности
любой деятельности человека.
Классификация чрезвычайных
ситуаций.
Чрезвычайные ситуации классифицируют:
- по природе возникновения
- природные, техногенные, экологические,
биологические, антропогенные, социальные
и комбинированные;
- по масштабам распространения
последствий - локальные, объектовые,
местные, национальные, региональные,
глобальные;
- по причине возникновения
- преднамеренные и непреднамеренные
(стихийные);
- по скорости развития
- взрывные, внезапные, скоротечные,
плавные;
- по возможности предотвращения
ЧС - неизбежные (природные), предотвращаемые
(техногенные, социальные), антропогенные.
К техногенным относятся ЧС,
происхождение которых связано с техническими
объектами - пожары, взрывы, аварии на химически
опасных объектах, выбросы радиоактивных
веществ, обрушений зданий, аварии на системах
жизнеобеспечения.
К природным
относятся ЧС, связанные с проявлением
стихийных сил природы - землетрясения,
наводнения, извержения вулканов, оползни,
ураганы, смерти, бури, природные пожары
и др.
К экологическим ЧС относятся
аномальные природное загрязнение атмосферы,
разрушение озонового слоя земли, опустынивание
земель, засоление почв, кислотные дожди
и др.
К биологическим ЧС относятся
эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
К социальным
ЧС относятся события, происходящие в
обществе - межнациональные конфликты,
терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.
Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных
действий людей.
Локальные ЧС - это чрезвычайные ситуации,
масштабы которых ограничиваются одной
промышленной установкой, поточной линией,
цехом, небольшим производством или какой-то
отдельной системой предприятия. Для ликвидации
последствий достаточно сил и средств,
имеющихся на пострадавшем объекте.
Объектовые ЧС - это чрезвычайные ситуации,
когда последствия ограничиваются территорией
завода, комбината, промышленно - производственного
комплекса, учреждения, учебного заведения,
но не выходит за рамки объекта. Для их
ликвидации привлекают, хотя и все силы
и средства предприятия, но их достаточно,
чтобы справиться с аварийной ситуацией.
Местные ЧС - это чрезвычайные ситуации,
масштабы которых ограничены поселком,
городом, районом, отдельной областью.
Для ликвидации последствий достаточно
сил и средств, имеющихся в непосредственном
подчинении местной власти, начальника
ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах
промышленности, транспорта. В отдельных
случаях могут привлекаться воинские
части гражданской обороны и другие подразделения
МЧС.
Национальные ЧС - это чрезвычайные ситуации,
которые охватывают несколько экономических
районов или суверенных государств, но
не выходят за пределы страны. Последствия
ликвидируются силами и ресурсами страны,
зачастую с привлечением иностранной
помощи.
Региональные ЧС - это чрезвычайные ситуации,
распространяющиеся на несколько областей,
республик, крупный регион. Их ликвидацией
занимаются, как правило, региональные
центры МЧС или специально создаваемые
министерством оперативные группы. Для
проведения спасательных и других неотложных
работ привлекают, кроме всех видов формирований,
подразделения МЧС, МВД и ОМ.
Глобальные ЧС - это чрезвычайные ситуации,
последствия которых настолько велики,
что захватывают значительные территории,
несколько республик, краев, областей
и сопредельные страны. Для ликвидации
последствий привлекают силы МЧС, МО, МВД,
ФСБ. Проведением спасательных и других
неотложных работ, как правило, занимается
специальная правительственная комиссия
или лично начальник ГО страны - Председатель
Правительства.
Чрезвычайные ситуации мирного
времени можно разделить на пять групп:
- сопровождающиеся выбросами
опасных веществ в окружающую
среду;
- связанные с возникновением
пожаров, взрывов и их последствий;
-на транспортных коммуникациях;
- военно-политического характера;
- вызванные стихийными
бедствиями.
К первой
группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся
выбросами опасных веществ в окружающую
среду, относят:
- аварии на атомных
электростанциях;
- утечки радиоактивных
газов на предприятиях ядерно-топливного
цикла за пределы санитарно-защитной
зоны;
- аварии на атомных
судах с радиоактивным загрязнением
акватории порта и прибрежной
территории;
-аварии на ядерных
установках научно - исследовательских
центров с радиоактивным загрязнением
территории;
- аварийные ситуации во
время промышленных и испытательных
ядерных взрывов, связанные со
сверхнормативным выбросом радиоактивных
веществ в окружающую среду;
- падение летательных
аппаратов с ядерными энергетическими
устройствами на борту с последующим
радиоактивным загрязнением местности;
- аварии на химически
опасных объектах с выбросом (утечкой)
в окружающую среду сильнодействующих
ядовитых веществ;
- аварии с выбросом (утечкой)
в окружающую среду бактериологических
средств и биологических веществ
в концентрациях, превышающих
допустимых значения.
Ко второй
группе чрезвычайных ситуаций относятся:
- пожары в населенных
пунктах, на объектах экономики
и транспортных коммуникациях;
- взрывы на объектах
и транспортных коммуникациях;
- взрывы в жилых домах.
К третьей
группе относятся:
- авиационные катастрофы;
- столкновение и сход
с рельсов железнодорожных составов
(поездов в метрополитене);
- аварии на водных коммуникациях,
повлекшие значительное количество
человеческих жертв или вызвавшие
загрязнение акватории портов, прибрежных
территорий, внутренних водоемов
нефтепродуктами и (или) сильнодействующими
ядовитыми веществами;
- аварии на трубопроводах,
вызвавшие выброс большой массы
транспортируемых веществ и загрязнение
ими окружающей среды;
- аварии на энерго - и
других инженерных сетях, повлекшие
нарушение нормальной жизнедеятельности
населения в результате возникновения
вторичных факторов.
К четвертой
группе относятся ЧС военно-политического
характера в мирное время:
- единичный (случайный)
ракетно - ядерный удар, нанесенный
с акватории нейтральных вод
кораблем неустановленной принадлежности
или падения носителя ядерного
оружия с взрывом боевой части;
- падение носителя ядерного
оружия с разрушением или без
разрушения боевой части;
- вооруженное нападение
на штабы, пункты управления, узлы
связи, склады войсковых сооружений
и частей (в том числе гражданской
обороны);
-волнение в отдельных
районах, вызванных выступление
антиобщественных или националистических
групп (элементов), попытка захвата
радиовещательных станций, государственных
и общественно-политических учреждений.
Пятая группа включает чрезвычайные
ситуации, вызванные стихийные бедствиями:
-стихийные бедствия, геологического
характера (землетрясения, вулканы,
оползни, селевые потоки, снежные
лавины);
- Стихийные бедствия метеорологического
характера (ураганы, бури, смерчи);
- стихийные бедствия гидрологического
характера (наводнение, заторы льдов
на реках, цунами);
- природные пожары.
Задачи гражданской
обороны при возникновении чрезвычайных
ситуаций
Гражданская оборона (ГО) Республики
Беларусь является системой государственных
мероприятий по защите населения, материальных
и культурных ценностей, территории
страны в ЧС мирного и военного
времени. Организация и ведение
гражданской обороны - одна из важнейших
функций государства, составная
часть гражданского и оборонного
строительства, элемент безопасности
страны и достигается проведением
единой государственной политики на
республиканском, областном и местном
уровнях, системой мер законодательного,
экономического, административного, технического
и иного характера, соответствующим
реальным угрозам и экономическим
возможностям государства по их предотвращению.
Главными
целями государственной политики в
области гражданской обороны
являются:
создание необходимых
условий для предотвращения или
максимального снижения возможности
поражения населения страны от воздействия
современных средств поражения
и вторичных факторов, возникающих
при разрушении потенциально опасных
объектов;
обеспечение устойчивого
функционирования экономики страны
в военное время;
своевременное проведение аварийно-спасательных
и других неотложных работ, оказание
помощи пострадавшему населению;
жизнеобеспечение пострадавшего
населения, а также населения, оказавшегося
в зонах поражения по установленным
нормативам военного времени.
Для достижения
указанных целей предусматривается
решение следующих основных задач:
обучение населения способам
защиты в условиях чрезвычайных ситуаций,
в том числе при ведении
военных действий или вследствие
этих действий;
организация постоянного
наблюдения и контроля на всей территории
страны за уровнем зараженности (загрязненности)
окружающей среды, продуктов питания
и воды радиоактивными, отравляющими
веществами и бактериальными средствами;
оперативное доведение до
органов управления и населения
страны сигналов оповещения и информации
о возникающих угрозах, порядке
и правилах поведения в сложившейся
обстановке;
ведение радиационной, химической
и неспецифической биологической
разведки, дозиметрического контроля
облучения населения на зараженных
(загрязненных) территориях;
обеспечение укрытия населения
страны в защитных сооружениях;
накопление расчетного количества
средств индивидуальной защиты, хранение
и организация их выдачи при возникновении
угроз для населения, п и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|