Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Содержание
                                                                                                                                          Стр.
  Введение………………………………………………………………………………………..2
  1. Финансово-правовое  регулирование государственного  кредита…………………..4
  2. Сущность  государственного кредита……………………………………………………5
  3. Функции государственного  кредита……………………………………………………...7
  4. Состав государственного  долга…………………………………………………………..10
  5. Управление  государственным долгом, его основные  проблемы в РФ…………….12
  Заключение……………………………………………………………………………………....22
  Список использованной литературы………………………………………………………..23
 

 

  Введение
  Актуальность  работы. Государственный кредит - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны.
  Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях  сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя  собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся  денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной  деятельности.
  Особое значение в современных условиях приобретает  вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним  из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные  заимствования. Государственные заимствования  являются важнейшим инструментом экономической  политики государства, формирующим  государственный долг. Государственное  кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования  экономики с целью поддержания  тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях  отдельных социально значимых предприятий  и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических  и политических интересов России в современном мире. В этой связи  необходимость рассмотрения и анализа  государственного долга, а также  государственного кредитования, которые  оказывают непосредственное влияние  на экономическое развитие страны, имеет важное значение. Однако, если в экономической- науке «заемно-кредитные» отношения государства являлись и являются предметом глубокого  изучения, то в юридической науке  данной тематике как в прошлом, так  и в настоящем уделяется недостаточное внимание.
  В современный  период, когда у Российской Федерации  сохраняется» значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны  государства в целях поддержания  его объема на безопасном для государства  уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации  стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся  организационно-функциональная структура  управленческого цикла в области  долговой политики государства получила юридическое оформление. Однако названная  система не лишена недостатков в  финансово-правовом аспекте. Не до конца  решенными остаются вопросы субъектного  состава управления госкредитом, а  именно в сфере разграничения  компетенции, ответственности за осуществляемые действия между государственными органами и специализированными кредитными организациями. Не получили должного нормативного закрепления активно применяемые  на практике «новые способы» управления долгом. Все это придает особую значимость правовой оценке названной  проблемы.
 


  1. Финансово-правовое  регулирование государственного кредит
  Финансово-правовое регулирование государственного кредита  характеризуется усилением его  взаимосвязи с другими институтами  и подотраслями финансового права. Это очевидно в отношении бюджетного и банковского права, правового  регулирования? валютных отношений, денежного  обращения, безналичных расчетов. Одновременно усиливается взаимосвязь государственного кредита с конституционным, гражданским, международным правом. Это позволяет  сделать вывод о межотраслевом, комплексном характере правового  регулирования государственного кредита  в рамках российской системы права.
  Правовое регулирование  государственных внешних ценных бумаг, выпускаемых Российской Федерацией, во многом связано с нормами международного частного права, а также обычаями делового оборота иностранных фондовых бирж. Вместе с тем, общего внутреннего  правового регулирования указанных  ценных бумаг на сегодняшний день нет.
  Кроме того, в  связи с тем, что в настоящее  время происходит процесс активного  вовлечения еврооблигаций в государственную  долговую политику, на законодательном  уровне необходимо закрепить нормы, которые позволят активно использовать облигации внешних облигационных  займов на внутреннем фондовом рынке, что, в конечном счете, будет способствовать аккумуляции дополнительных средств  в бюджет.
  Привлечение заемных  средств в форме ценных бумаг  способствует проведению денежно-кредитной  политики, которая в соответствии с законодательством осуществляется Центральным Банком Российской Федерации  путем проведения операций на открытом рынке. К таким операциям относятся, например, операции ломбардного кредитования, операции с обратным выкупом -- РЕПО. Единое нормативно-правовое регулирование  подобного рода сделок в настоящее  время практически отсутствует, за исключением нескольких нормативных  актов Банка России. В то же время  в связи с активным использованием подобного рода операций на практике, на законодательном уровне необходимо закрепить общие принципы и механизмы  их совершения.
  В целях компенсации  понесенных расходов федерального бюджета  по исполнению обязательства получателя государственной гарантии в Бюджетном  кодексе Российской Федерации необходимо закрепить норму, обязывающую гаранта (Российскую Федерацию) предъявлять регрессные требования к получателю гарантии по возмещению уплаченных сумм. Отсутствие предлагаемой нормы приводит к тому, что предоставляемая государственная гарантия фактически является формой финансирования, целей, которые не запланированы в расходной части соответствующего бюджета.
  В рамках государственного кредитования как отдельного института  произошло оформление двух групп  отношений: отношений, ведущих к  формированию внешних долговых активов  Российской Федерации, и отношений  по формированию внутренних долговых активов Российской Федерации, основными критериями, разграничения которых являются субъект - заемщик бюджетных средств и валюта кредита.
  В виду отсутствия в современный период легального определения понятия «управление  госдолгом» на законодательном уровне необходимо закрепить данную основную категорию государственного кредита, конкретизировав ее применительно  к активному и пассивному, внешнему и внутреннему долгу.
  В связи с  активным вовлечением в долговую политику «новых» инструментов управления госдолгом и отсутствием их законодательного регулирования, необходимо на уровне закона закрепить «новые» способы управления, а также определить цели и условия  их применения.
  2. Сущность  государственного кредита
  С начала проведения в России экономических реформ отмечается бурное развитие финансово-правового  института государственного кредита. Государственный кредит является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Несмотря на то, что  государственный долг по настоящее  время является одной из наиболее спорных проблем в экономике, мировая практика показывает, что  все современные государства, независимо от уровня их экономического развития, активно используют долговые инструменты  в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Соответственно, сопряженные с этим явления экономической  жизни подвергаются обширному и  сложному правовому регулированию.
  В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. «Традиционно роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения».
  Современная кредитная  система - это совокупность различных  кредитно-финансовых институтов, действующих  на рынке ссудных капиталов и  осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию  денежного капитала. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как  коммерческий и банковский, принимает  участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
  Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для  решения проблем достижения баланса  бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа  регулируются также гражданско-правовыми  нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о  том, что сам государственный  кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
  В условиях развитых товарно-денежных отношений государство  может привлекать к покрытию своих  расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный  кредит, выражающий отношения между  государственными и многочисленными  физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного  денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
  Принимая во внимание сложившиеся в России экономические  условия, хочется отметить, что государственный  кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния  в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие  показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение  страны на мировой арене.
  Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год  расходы правительства превосходят  его доходы; национальный или государственный  долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. 

  3. Функции  государственного кредита
  Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:
  -наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
  -аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
  -возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
  Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его  часть составляет банковский кредит).
  Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие  в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных  отношений. Однако между государственным  и банковским кредитом имеются существенные различия.
  Основная, особенность  государственного кредита заключается  в непроизводительном использовании  капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют  в кругообороте производительного  капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения  процентов за пользование государственным  и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс  называл государственный кредит антиципированными (взятыми заранее) налогами.
  Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это  позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк -- в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица -- в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.
  Если отношения  банковского кредита имеют своим  следствием заключение между сторонами  договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный  долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.
  Представители финансово-правовой науки дореволюционной  России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным  и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:
  1. В отношениях  по государственному кредиту  всегда имеется верховенство  государства, несмотря на то, что  государство является заемщиком  (должником), а не кредитором. При  банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой  прав по применению мер принуждения,  предоставляемых ему законом  в случае неисправности должника.
  2. Учитывая  особую роль государства, оно  заключает долгосрочные займы  без обеспечения их каким-либо  залогом, тогда как при заключении  договоров долгосрочных банковских  ссуд необходимо предоставление  залога.
  3. При банковском  кредите договор банковской ссуды  заключается, как и любой гражданско-правовой  договор, на условиях равенства  сторон. Применение принципа диспозитивности,  в регулировании отношений по  банковскому кредиту абсолютно  несовместимо с элементом принуждения  при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите  принуждение «имеет иногда место при заключении займа»
  Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части  национального богатства. В сферу  его применения попадает часть доходов  и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства - подписка на государственные займы).
  Формирование  посредством госкредитных отношений  дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные  возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует  возврат средств с уплатой  кредиторам установленного дохода в  виде процентов. Госкредитные отношения  и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения  по возврату средств и выплате  вознаграждения также имеют перераспределительный  характер.
  Кредиторами выступают  физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов  власти). Для заемщика ценная форма  кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для  покрытия бюджетного дефицита без использования  для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного  обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного  процесса государственные займы  у населения временно уменьшают  его платежеспособный спрос. Из обращения  изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств  из денежного оборота на заранее  оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с  тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых  составит величину большую, чем поступления  от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
  В последнее  время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны.
  Итак, государственный  кредит -- это совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает  преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. 

  4. Состав  государственного долга
  Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный  долг.
  Государственный долг подразделяется на две части -- капитальный и текущий. Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) -- непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.
  Текущий государственный  долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает  в отчетном периоде (году).
  Понятие внутреннего  государственного долга России, представляющего  собой долговые обязательства Правительства  РФ, выраженные в валюте РФ перед  юридическими и физическими лицами, закреплен в Бюджетном кодексе  РФ, в нем государственному долгу  посвящена отдельная глава. Бюджетный  кодекс РФ закрепляет не только общее  понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга  субъекта РФ.
  Государственный долг РФ определяется в Бюджетном  кодексе РФ как долговые обязательства  Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный  долг РФ полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ -- соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.
  В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:
  -кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  -государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  -договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  -договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  -соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
  Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и  долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
  Долговые обязательства  Российской Федерации погашаются в  сроки, которые определяются конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет. Изменение условий  выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.
  В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:
  -основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
  -объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
  -объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
  -объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
  В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:
  -объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
  -объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
  5. Управление  государственным долгом,
  его основные проблемы в РФ
  Рост государственного внутреннего долга РФ с начала 90-х гг. был особенно стремительным, что связано с кризисом в экономике  и финансах, обусловленным перестроечным  периодом в развитии страны. Так, например,
  в 1993 г. сумма  государственного долга составила 838 млрд. руб. (при верхнем пределе -- т.е. максимально возможном размере  долга, установленном в законе, -- в 10 трлн руб.).
  в 1994 г. на эти  же цели из федерального бюджета было направлено более 48 млрд руб. при верхнем  пределе в 88,4 трлн руб.
  в 1997 г. верхний  предел внутреннего долга был  установлен в сумме 560 трлн руб.,
  в 1998 г. -- 785,9 млрд. руб. (в деноминированных рублях).
  в 1999 г. верхний  предел государственного внутреннего  долга РФ был несколько снижен -- до 678,3 млрд. руб.
  Рост государственного долга, как правило, влечет повышение  ставок действующих налогов или  даже введение новых налоговых платежей, ведь основной источник погашения государственных  долговых обязательств и расходов по его обслуживанию, как правило, один -- бюджет, в котором эти средства закрепляются как расходы и выделяются отдельной строкой.
  В связи с  этим требуется установление управления государственным долгом.
  Под управлением  государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства  по выплате доходов кредиторам и  погашению займов, изменению условий  уже выпущенных займов, определение  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.
  Управление  государственным долгом является одним  из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга  может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические  флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней  задолженности может стать серьезным  негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно  высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.
  Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области управления задолженностью, состояла в упорядочении отношений  с внешними кредиторами бывшего  СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.
  Цели управления внешним долгом:
  1. экономические:  минимизация стоимости привлекаемых  внешних займов, улучшение условий  рефинансирования и/или переоформление  задолженности, снижение общих  издержек по обслуживанию внешнего  долга, повышение эффективности  использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно отнести  также бюджетные цели, такие, как  сглаживание неравномерности налоговых  поступлений и финансирования  текущих бюджетных расходов;
  2. политические: поддержание стабильности функционирования  политической системы;
  3. социальные: своевременное финансирование социальных  программ, обеспечение социальной  стабильности;
  4. обеспечение  национальной безопасности: чрезмерно  высокое бремя внешнего долга,  несвоевременное осуществление  платежей по нему создают серьезные  трудности функционирования национальной  экономики, подрывают возможность  проведения независимой экономической  политики и, как следствие,  является фактором, который может  самым серьезным образом влиять  на экономическую безопасность  страны. В теории подобное явление  называется "тиски зависимости", на практике это означает фактическое  банкротство страны.
  Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение.
  Управление  привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и  нормативно-административное регулирование  привлечения не гарантированных  кредитов частными фирмами. Прямое государственное  управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры  государственных заимствований  и государственных гарантий на текущий  бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется на значительные внешние  заимствования.
  Управление  размещением государственного долга  характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа  возможного использования привлекаемых ресурсов:
  - финансовое  размещение, когда из внешнего  источника осуществляется финансирование  инвестиционных проектов и развития  экономики. Данный способ является  наиболее прогрессивным видом  использования внешнего долга.  При этом крайне важен отбор  конкурентных высокоэффективных  инвестиционных проектов, которые  обеспечили бы возврат полученных  ресурсов;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.