На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие быстроты и силы реакции на деятельность и поведение медлительных детей в учебно-воспитательном процессе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
 
на тему: Развитие быстроты и силы реакции на деятельность и поведение медлительных детей в учебно-воспитательном процессе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: воспитатель РГОУ
"Коррекционная школа-интернат
 
 
 
 
 
 
2006
Козьмодемьянск

Содержание
 
 
Введение……………………………………………………………...              3
1. Индивидуальные особенности нервной системы
медлительных детей…………………………………………………              4
1.1. Темперамент ребенка………………………………………..              5
1.2. Внешние проявления медлительности…………….……….              7
1.3. Низкая скорость – характерная черта
медлительных детей……………………………………………..              8
1.4. Трудности переключения деятельности…………………...              10
2. Медлительность бывает разной…………………………………              11
3. Школьные проблемы медлительных детей…………………….              14
3.1. Проблемы школьной адаптации…………………………...              15
3.2. Особенности формирования навыка письма……………...              16
3.3. Особенности формирования навыка чтения………………              18
3.4. Индивидуальная работа с медлительными детьми……….              19
3.4.1. Совместная помощь ребенку………………………..              20
3.4.2. Правила работы и способы тренировки
медлительных детей………………………………………..              21
4. Пагубные последствия цейтнота………………………………..              23
5. Советы и рекомендации учителям и родителям………………..              25
Заключение………………………………………………………….              27
Список литературы…………………………………………….……              28
Приложение…………………………………………………...…….              29

Введение
 
"Расскажите, пожалуйста, как заставить ребенка работать быстрее?" "Что делать, если ученик работает медленнее всех и ничего не успевает?"
Пожалуй, это самые типичные вопросы родителей и преподавателей, когда речь идет о медлительных детях. Как правило, они не понимая состояние ребенка, дергают его, торопят и ругают за школьные неудачи, упрекают в лени, не обращая внимания на все его переживания. Постепенно повышается утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон, теряется интерес к учебе. Заканчивается все, как правило, резким ухудшением психического здоровья, и тогда уже нужна не только педагогическая коррекция, но и лечение.
Однако, не следует думать, что медлительные дети одинаковы. Медлительность бывает разной, и разной могут быть причины ее вызывающие. Это моет быть медлительность, вызванная врожденными, в том числе и наследственными, особенностями нервной системы, высшей нервной деятельностью.
Большое значение для развития теории и практики обучения и воспитания медлительных детей имели врачебно-педагогическая система Э. Сегена, идеи И. Т. Вайзе, В. Айрленда, а также л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Н. Граборов.
Все это позволяет считать нам актуальной тему исследования: "Развитие быстроты и силы реакции на деятельность и поведение медлительных детей в учебно-воспитательном процессе".
Цель данной работы – анализ явления медлительности в связи с особенностями нервной системы, типом темперамента и воспитанием ребенка.

1. Индивидуальные особенности нервной системы медлительных детей
 
Попробуем очень коротко разобраться, какими могут быть индивидуальные особенности нервной системы и как они проявляются в поведении ребенка, в его деятельности. Индивидуальные особенности нервной системы ребенка достаточно четко проявляются уже в 5-6 лет. В основе этих индивидуальных особенностей – свойства нервных процессов возбуждения и торможения и их различных сочетаний.1 Известно, что отдельные свойства личности передаются по наследству, однако влияние окружающей среды, условия жизни и воспитания тоже значительны. Когда родители и педагоги говорят о разном характере своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере (характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах и условиях), а о темпераменте ребенка, так как характер еще только складывается. А темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. Эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются еще до школы и в период полового созревания в виде таких основных компонентов, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Именно эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, ее интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакции и прочее, то есть все то, что имеет большое значение при обучении и воспитании, и то, что, в конечном счете, определяет – медлительный этот ребенок или нет.
 
1 Ермолаева М. В. Психология развития. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. – с. 189.

1.1. Темперамент ребенка
 
Существует соотношение между типами нервной системы, особенностями нервных процессов и темпераментом ребенка, которое выделил русский физиолог И. П. Павлов. Это соотношение для наглядности мы представляем в таблице 1.2
Таблица 1
 
Тип нервной системы
Сильный
Слабый
Безудержный
Живой
Инертный
 
Особенности нервных процессов
Сила
Сильный
Сильный
Сильный
Слабый
Уравновешенность
Неуравно-
вешенный
Уравно-
вешенный
Уравно-
вешенный
Неуравно-
вешенный
Подвижность
Подвиж-
ный
Подвиж-
ный
 
Инертный
Подвиж-
ный,
инертный
Темперамент
Холерик
Сангвиник
Флегматик
Меланхолик
 
По мнению И. П. Павлова, эти типы нервной системы можно соотнести с четырьмя типами темперамента, установленными еще в IV веке до нашей эры греческим врачом Гиппократом:
?      сильный, неуравновешенный, подвижный – холерический темпера-мент;
?      сильный, уравновешенный, подвижный – сангвинический темпера-мент;
?      сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов – флегматический темперамент;
?      слабый, неуравновешенный – меланхолический темперамент.3
 
 
 
2 Попова М. В. Психология растущего человека: краткий курс.–М.: ТЦ Сфера, 2002.– с. 61.
3 Ермолаева М. В. Психология развития. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. – с. 192.

Есть определенное соотношение между темпераментом и показателями психических реакций ребенка (быстротой и силой). Это соотношение представлено в таблице 2.4

Таблица 2

Темперамент
Реакции
 
Быстрота
Сила
Холерик
Сангвиник
Флегматик
Меланхолик
Быстрые
Быстрые
Медленные
Медленные
Чрезмерные
Умеренные
Сильные
Слабые
 
Дети со слабым типом нервной системы вялы, замедленны во всех действиях, они медленно включаются в работу, долго переключаются и восстанавливаются, у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются, не могут долго и интенсивно работать. В то же время следует подчеркнуть, что слабость и интенсивность нервной системы могут быть не только врожденными, но и стать результатом ухудшения состояния ребенка, связанного с нарушением здоровья, утомления и рядом других причин. Мы хотим, заметить, что свойства нервной системы нельзя оценить как "хорошие" и "не очень". Известный советский психолог Б. М. Теплов писал: "Слабую нервную систему, то есть нервную систему маловыносливую, но высокочувствительную, нельзя считать во всех случаях хуже, чем сильная – выносливая, но малочувствительная. Для одних видов деятельности предпочтительнее одна из них, для других – другая. Следует вообще отказаться от оценочного подхода к таким свойствам, как сила или слабость, подвижность или инертность, возбудимость или тормозность нервной системы.5
 
 
4 Попова М. В. Психология растущего человека: краткий курс.–М.: ТЦ Сфера, 2002.–с. 65.
5 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 261.

1.2. Внешние проявления медлительности
 
Понаблюдайте внимательно за детьми, и вы без труда выделите тех, у кого медленный тип реакции – меланхоликов и флегматиков. Они обычно робки, нерешительны, с трудом вступают в контакт со сверстниками и со взрослыми, слывут тугодумами. А над их нерасторопностью, неуклюжестью порой даже насмехаются. Нередко их обижают, дразнят эти дети не будут бойко отвечать на ваши вопросы, с охотой рассказывать стихотворение или петь песню, не будут стремится к шумным и активным играм. Они будут долго "примериваться" прежде чем начать что-то делать. Им легче выполнять то, что им уже известно, опробовано ими, нежели что-то новое. Как правило, еще до школы у этих детей накапливается опыт собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Этими "копушами" и "мямлями" недовольны взрослые, их постоянно торопят, подгоняют, а нередко и запугивают: "Поторопись, побыстрее, в школе тебя ждать никто не будет", "В школе над тобой будут смеяться – полчаса шнурки завязываешь."6
Подобная подготовка к школе неизбежно вызовет новые трудности, но главная беда в том, что ребенок готов к ним, уверен, что так и должно быть, что это непреодолимо и он сам виновен. Вот это ощущение собственной вины – наиболее характерная черта медлительных детей, и эта постоянная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает все их действия неловкими и медлительными.7
 
 
 
 
 
 
6 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 263.
7 Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПБ.: Издательство "Лань", 2003. – с. 99.

1.3. Низкая скорость – характерная черта медлительных детей
 
Понятно, что очень низкая скорость – самая характерная черта медлительных детей, связанная с подвижностью их нервных процессов, отсюда и общее название – медлительные. Кстати, в англоязычных странах этих детей называют не медлительными, а неуклюжими, неловкими – clumsy children. Действительно, человек, вечно спешащий, ограниченный во времени, делает все неловко, неуклюже, особенно ярко это выражено в тех случаях, когда он делает что-то новое, незнакомое.8
Скорость любого действия как бы складывается из нескольких составляющих: сначала нужно сориентироваться, "что делать и как делать", а уже потом приступать к непосредственному выполнению действия или движения. Но и движение, как правило, тоже не выполняется "одним махом", в процессе выполнения есть остановки (паузы).9
Если подробно разобрать, как работает медлительный ребенок и почему он все делает так долго, то можно отметить следующие особенности. У такого ребенка время ориентировки гораздо продолжительнее, фактически это тоже связано с подвижностью нервных процессов. Так называемый латентный (от лат. Latens – скрытый, невидимый) период реакции – время, проходящее от сигнала к началу действия до возникновения действия – у медлительных детей намного продолжительнее, чем у сверстников. Есть специальные экспериментальные методики, которые позволяют определить латентное время зрительно-моторной реакции (то есть сигнал к началу действия подается зрительно – зажигается лампочка), слухо-моторной (сигнал "начинай" подается звуком).10
 
 
 
8 Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. – М.: Издательство "ИПП", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – с. 57.
 
9 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 269.
10 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 271.

Конечно, в процессе роста, развития, тренировки это время сокращается, но все же у медлительных детей оно остается более длительным, чем у сверстников. Само движение тоже выполняется в 1,5-2 раза медленнее. В этом нетрудно убедиться, если попросить медлительного ребенка постучать пальчиком по столу, считая до десяти, или попросить, считая, рисовать палочки, а потом дать такое же задание обычному ребенку.11
Ребенок практически не дифференцирует быстрый и медленный темпы и может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. Многие исследователи считают, что этот индивидуальный темп деятельности – врожденная характеристика, изменить которую практически невозможно.
Подвижность нервных процессов определяет не только скорость самого движения. Следует помнить, что торопить, подгонять ребенка не только бесполезно, но и вредно, так как создаются условия для развития невротических расстройств, вплоть до невроза.
При создании необходимых условий, при учете особенностей деятельности такого ребенка и, главное, при работе в оптимальном для него темпе качество и точность работы могут быть очень высокими.
И все же специальное изучение умственной работы медлительных детей (М. М. Кольцова, С. А. Ахледова 1988) показало, что у них не только ниже скорость работы (на 24%), но и значительно (на 32%) хуже качество. У этих детей благоприятные темпы работоспособности отмечены лишь в 58% случаев, а это означает, что работа быстрее приводит их к утомлению и переутомлению. Низкая сопротивляемость утомлению и является тем неблагоприятным фоном, на котором происходит вся учебная деятельность медлительного ребенка и в школе, и дома.12
 
 
 
11 Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс.–М.: ТЦ Сфера, 2002.–с.71.
12 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 272.

1.4. Трудности переключения деятельности
 
Еще одна особенность в деятельности медлительных детей, о которой следует помнить, – трудность переключения (особенно быстрота) на новый вид деятельности. Об этих детях часто говорят "инертные", имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не понимают ее. Если вы объяснили ребенку математику, а потом вдруг "заодно" решили вспомнить как пишется та или иная буква, то качество выполнения задания вас огорчит, потому что ребенок еще не успел переключиться, перестроится. Точно также он не может сходу ответить на ваш вопрос и немедленно дать ответ. Внешне эта трудность переключения, невозможность поспеть за быстро меняющимися заданиями, сменой деятельности может выражаться в отсутствии реакции; ребенок словно не реагирует. В действительности же новый стимул (задание) может прийтись не на то время, когда еще продолжается решение предыдущей задачи или выполнение предыдущего задания.
Очень часто невозможность быстрого переключения затрудняет не только процесс освоения нового материала, но и вообще работу в классе.
В основе этих процессов обучения лежит восприятие и усвоение информации. По данным ученых ускорение темпа подачи информации, требующее и ускорения деятельности мозга, оказывает стимулирующее влияние на протекание нервных процессов у подвижных детей. У медлительных реакция на ускорение подачи информации или резкое повышение ее интенсивности не увеличением, а дальнейшим уменьшением количества усваиваемой информации – значит, чрезмерная нагрузка ведет к углублению торможения.
Это еще раз показывает, что скорость и объем новой информации для медлительного ребенка должны быть строго нормированы, соответствовать его возрасту и возможностям.13
 
13 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 273.
2. Медлительность бывает разной
 
Итак, присущая каждому ребенку скорость различных видов деятельности, то есть его индивидуальный темп и скорость, определяется в основном врожденными особенностями его нервной системы. Однако специальные наблюдения показали, что личный темп может зависеть и от некоторых других причин: воспитание, условие роста и развития, состояние здоровья и др. Представим себе ребенка, который воспитывается пожилой бабушкой. У нее размеренные движения, медленная походка, неторопливая речь. Она не терпит шума, быстрых движений и постоянно сдерживает ребенка, одергивает, не разрешает "бегать без толку", кружиться, считая, что лучше спокойно почитать книжку. Вот так вырастает человек, который не сможет безболезненно адаптироваться в активном, подвижном детском коллективе, будет сторониться детей, остро ощущать свою неловкость. Он не привык быстро думать и быстро действовать, и поэтому у этого ребенка, возможно с вполне нормальной подвижностью нервных процессов, будут все трудности, свойственные медлительным детям.14
Многолетние наблюдения убедили, что уровень подвижности нервных процессов обуславливает определенный личный темп, проявляющийся равно в двигательной и умственной сферах. Но могут быть случаи расхождения в скорости протекания умственных и двигательных реакций, и связано это также с теми влияниями, которые накладывают условия жизни и воспитания. К сожалению, чаще приходится наблюдать изменения в сторону понижения подвижности, как следствие неправильного воспитания.15
 
 
 
14 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 274-275.
15 Ермолаева М. В. Психология развития. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. – с. 201.

Особое значение имеет влияние воспитательных воздействий в тех случаях, когда инертность нервных процессов проявляется как природная черта нервной деятельности ребенка. Как правило, такие дети "удобны", они не вызывают беспокойства, так как предпочитают спокойные игры беготне, игре с другими детьми.
Из-за своей медлительности они уже с детского возраста могут сторониться сверстников, и если родители поощряют такое поведение, не помогают ребенку, не учат двигаться, бегать, прыгать, а иногда из-за боязни инфекций сами ограничивают контакты детей, то все это усугубляет проявление медлительности.16
При поступлении в школу такое развитие и воспитание ребенка могут обострит медлительность. Нередко новая обстановка, новые лица, новые требования становятся непосильными для него, он теряется, не знает, что ему делать, буквально столбенеет, когда к нему обращаются с вопросом, а в ответ чаще молчит или начинает плакать.
Понятно, что темп работы зависит от многих причин,  и среди них важное место принадлежит состоянию здоровья. Любое заболевание, а тем более цепь следующих друг за другом "безобидных" простуд, может так ослабить организм, что не будет сил интенсивно работать в короткое время. В этих случаях внешние проявления  будут такими же, как и у медлительного ребенка: длительное включение в работу, трудности переключения, медленный темп работы и высокая истощаемость, быстрое утомление. При увеличении темпа работы, мы отмечали все отрицательные проявления цейтнота, вплоть до полного отказа от работы. Все это – результат ослабления функционального состояния нервной системы ребенка. И если не учитывать эти особенности, то очень скоро появляются вялость, головные боли, раздражительность, плаксивость.
 
 
16 Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПБ.: Издательство "Лань", 2003. – с. 106.

Причем время эффективной работы и ее скорость будут уменьшаться. Даже минутная нагрузка может стать предельной. Следует выделить особые трудности – в письме и чтении, усугубляющие по мере нарастания объема, сложности и скорости работы.
В таких случаях учителю и родителям даются рекомендации по коррекции возникающих трудностей: организация щадящего режима и снижение учебной нагрузки, изменение тактики работы с ребенком.
Щадящий режим предусматривал:
?      Освобождение от группы продленного дня;
?      Нормализацию режима (достаточный сон, обязательный дневной отдых, трехчасовые прогулки и игры на свежем воздухе, приготовление домашних заданий только в дневное время);
?      Дополнительный день отдыха (четверг).
Кроме этого предлагалось в школе-интернате и дома создать условия, при которых темп работы ребенка был бы наиболее эффективным и ему не приходилось бы спешить.
Это показывает, что медлительность, вызванная функциональной слабостью центральной нервной системы, создает дополнительные трудности в процессе обучения.
Как видите, разобраться в причинах медлительности можно, но это совсем не просто. Если у вас есть возможность, проконсультируйтесь с врачом или психологом. Важно, чтобы все меры коррекции, которые вы будите использовать, "били в цель". Если это врожденная медлительность – это одно, если вы ее воспитали – другое, а если причины медлительности – нарушение здоровья, переутомление, нужно обратить внимание не на медлительность, а на укрепление здоровья, изменение условий жизни, приводящих к переутомлению.17
 
 
17 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 278-280.

3. Школьные проблемы медлительных детей
 
Пожалуй, наибольшие сложности испытывает медлительный ребенок, когда он начинает учиться. Безусловно, у всех бывают причины для спешки, упреков взрослых, обид на себя и окружающих, но это всё мелочи по сравнению с теми испытаниями, которые ждут ребенка в школе.
Помните, рассказывая об особенностях этих детей, мы подчеркивали не только медленный темп деятельности, трудности переключения, но и быструю утомляемость, резкое снижение работоспособности. Все это не может не отразиться на состоянии ребенка при адаптации к школе. Его отставание словно запрограммировано, если учитель просто не хочет видеть его медлительность или просто считаться с ней. К сожалению, система школьного обучения не рассчитана на таких детей. Учитель стремиться сделать в классе как можно больше. Особенно трудно придется медлительным детям с активным, требовательным, гордящимся своим ускоренным темпом преподавания учителем. Порой ситуация осложняется тем, что трудности контактов со сверстниками и учителем перерастают в затяжной конфликт, усугубляя нерешительность, скованность и еще более замедляя любую деятельность.18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
18 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 280-281.

3.1. Проблемы школьной адаптации
 
На первом, наиболее сложном этапе адаптации к школе, а этот период продолжается у первоклассников почти полтора месяца, может не быть каких-то специфических трудностей письма, чтения и др. Но следует обратить внимание на общее состояние ребенка, его жалобы. Он может сильно уставать, жаловаться на головные боли, может измениться его поведение. Постарайтесь разобраться, в чем причина. Возможно, ребенок просто устает от непосильного темпа работы и очень старается все успеть, что дается ему высокой ценой. Возможно, он уже начал отставать, понимая это и расстраивается, огорчается. Для медлительного ребенка в школе все чрезмерно, поэтому после занятий ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка, не для медлительных детей. Иногда период адаптации проходит относительно спокойно, если учитель и родители не предъявляют чрезмерных требований, но появляются специфические трудности в процессе обучения чтению и письму.19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
19 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 281.

3.2. Особенности формирования навыка письма
 
С первым "не успел" учитель сталкивается, как правило, при письме. Посмотрите прописи медлительных детей. С первых страниц видно. Что ребенок едва успевает выполнить половину, а чаще четверть задания. Дальше – больше. "Не успел написать" – расценивается только как механическая невозможность осуществить движение при написании букв. В действительности все гораздо сложнее. Дело в том, что существующая методика обучения письму, построенная на принципе механического копирования, требует гораздо более длительного времени на учение, чем предусмотрено программой. Фактически времени на механическое обучение нет, а учитель еще мало объясняет, что и как делается, и ученик с трудом постигает, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей. Медлительные дети не успевают "ухватить", понять, осмыслить даже то, что происходит на уроке, и поэтому весь процесс формирования навыка письма тормозится.
В сложном положении оказываются дети, имеющие какие-либо задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать и управлять своими движениями. Но особая трудность в том, "что и как писать", возникает в силу того, что они просто не успевают воспринять эту информацию, не успевают переключиться с одного вида деятельности на другой. Эти дети словно не видят конфигурации буквы, соотношения ее частей, путают правые и левые части букв, "не видят строку". Буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различить элементы букв, умение выделить соотношение частей, понимание того как располагаются эти элементы на строке, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить – первый шаг в обучении.

Анализ особенностей формирования навыка письма у первоклассников позволяет объяснить это.
При формировании навыка письма следует помнить о нецелесообразности безотрывного письма, о необходимости выполнять движения в соответствии с более оптимальными биомеханическими траекториями. Все это очень важно при обучении медлительных детей, так как пренебрежение этими условиями создает дополнительные трудности.20
Однако, основные сложности медлительных детей начинаются Во второй четверти. Увеличиваются объем, интенсивность письменной работы, и тогда возникает весь комплекс трудностей при письме. Какой у ребенка выход? Либо писать красиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, но медленно, либо писать быстро, как необходимом учителю при определенном темпе работы всего класса, но тогда от чрезмерного напряжения в тетради появятся дрожащие линии, дополнительные штрихи, буквы. Различные по высоте и ширине, будут смотреть в разные стороны. Впрочем, попробуйте сами писать раза в 2-3 быстрее, чем обычно, что получится? Так и у медлительного ребенка. Дальше – хуже. Он не успевает выполнить задания, начинает писать с ошибками, а в школе и дома считают, что он ленится, не хочет, не старается.
Сложности медлительного ребенка в школе не ограничиваются письмом: любые задания, требующие записи, заставляют ребенка волноваться – вдруг не успею.21
 
 
 
 
 
 
20 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 282.
21 Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПБ.: Издательство "Лань", 2003. – с. 104.

3.3. Особенности формирования навыка чтения
 
Еще один камень преткновения медлительных детей – чтение. И даже не столько само чтение, сколько чтение "на скорость".
К сожалению не все учителя знают, что темп письма и чтения медлительных детей может быть гораздо ниже "нормативных" и ничего страшного в этом нет. Больше того, мы не имеем права требовать от ребенка читать быстрее, чем он может. Увы, в практике школы принята оценка качества чтения именно на скорость и нормативы достигаются любой ценой. Нередко процесс чтения напоминает бег с препятствиями: ребенок набирает в легкие воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв.
Именно назвать, а не прочитать, ведь смысл прочитанного почти не постигается. Дети спотыкаются на новых словах, останавливаются, но, словно спохватившись, "бегут" по строке дальше. Темп чтения в этих случаях неровный, знакомые слова "глотаются", в незнакомых – часты пропуски, перестановки.
Родители и учителя не меньше детей переживают эти неудачи, заставляют читать больше, быстрее, "на время", сердятся, если не получается, нередко доводят ребенка до слез, до протеста, отказа читать.
Подобные занятия "на нервах" не проходят бесследно, тем более, что родительское рвение удовлетворяется по вечерам, когда ребенок уже устал, не может собраться, сконцентрироваться. Недовольство взрослых тоже бывает разным. Они просто нервничают, другие могут накричать и обругать, третьи, недолго думая, берутся за ремень.22
 
 
 
 
22 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 286.

3.4. Индивидуальная работа с медлительными детьми
 
Медлительный ребенок на первых парах в школе почти не требует каких-то особенных коррекционных мер, важно только найти такие варианты индивидуального подхода, чтобы ребенок мог работать в оптимальном для него темпе. То, что не удалось сделать в классе, можно закончить дома или во второй половине дня, а диктанты, контрольные хорошо бы провести с таким ребенком отдельно, уменьшив для них объем заданий. В дальнейшем, когда дети освоят письмо и чтение, очень эффективна работа по карточкам с индивидуальными заданиями. Почти каждый учитель имеет свои маленькие находки в работе с медлительными детьми, порой он не фиксирует на них внимание, не делает что-то специально, но следит за теми, кто не успевает, снижает темп, дает индивидуальные задания. Но не могут не настораживать встречающееся в педагогической литературе рекомендации увеличивать темп или следить за тем, чтобы все работали вместе, то есть в одном темпе, что практически невозможно.23
Успешная работа медлительного ребенка во многом зависит от совместной помощи педагогов и родителей, их согласованной тактики, соразмерности требований и возможностей ребенка.24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
23 Безруких М. М. Проблемные дети. – М.: Издательство УРАО, 2000. – с. 287.
24 Выготский Л. С. Основы дефектологии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.