На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление персоналом в стрессовых ситуациях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?4
 
 
Содержание
Введение
1 Общая характеристика стресса
1.1. Понятие стресса
1.2 Причины стресса
2 Управление стрессом
2.1 Способы борьбы со стрессом
2.2. Релаксация
2.3. Концентрация
2.4. Ауторегуляция дыхания
2.5. Индивидуальные способы борьбы со стрессом
3 Борьба со стрессами на рабочем месте в современных условиях
3.1 Направления поддержки высвобожденного персонала
3.2 Способы управления стрессом на рабочем месте
3.3. Признаки стресса на работе
3.4. Сокращение стресса на работе при помощи эмоционального самоконтроля
3.5. Стресс-менеджмент как способ управления персоналом в стрессовых ситуациях
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.
Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благо-олучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
Цель работы – раскрытие вопроса связанного с причинами стресса и методами управления стрессом в организациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.      Дать общую характеристику стресса
2.      Рассмотреть основные понятия и причины возникновениястресса
3.      Выявить основные способы борьбы и управления стрессом
4.      Выявить методики борьбы со стрессом на рабочем месте.
Предмет исследования – стрессовые ситуации, а объект – рабочий коллектив, в котором возникают стрессовые ситуации и основные методы управления персоналом.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе будут рассмотрены основные понятия и причины возникновения стресса, вторая глава посвящены основным методикам управления стрессом, дана краткая характеристика способов борьбы со стрессом, рассмотрены такие методики как релаксация, концентрация и ауторегуляция дыхания. Третья глава посвящена способам борьбы со стрессами на рабочем месте в современных условиях, направления поддержки высвобожденного персонала, а также способы сокращения стресса на работе при помощи эмоционального самоконтроля.

1 Общая характеристика стресса

1.1. Понятие стресса

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.[1]
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности.
Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины. [2]
В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.
Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.
Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. [3]
В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время.
Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.
Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.
Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.
Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.
Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.
Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.
 
 
 
 

1.2 Причины стресса

Существует несколько видов стрессов:
1. Информационный стресс. При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.
2. Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности — то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной илипредполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.
3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования.
Профессиональный стресс. Стресс, связанный с работой, отражается на человеке в целом.
Стрессу в той или иной мере подвержены все работающие, независимо от должностного уровня и характера труда.
Стрессоры скорее привносятся в работу, а не появляются в результате.
Вид взаимодействия со стрессорами на работе также является личностной характеристикой (то есть разные люди по разному переживают стрессы). К таким характеристикам можно отнести:
Гендерные различия. Как правило, женщины больше жалуются на стрессы, чем мужчины. Результаты исследований говорят о том, что работающие женщины чаще, чем их коллеги-мужчины страдают от таких последствий стрессов, как головные боли, нервозность, депрессия, нарушение сна и аппетита. Женщины также говорят о том, что производственные стрессы заставляют их больше курить, пить и употреблять наркотики. Однако у женщин есть и одно преимущество: они гораздо чаще, чем мужчины, для борьбы с последствиями стрессов прибегают к социальной поддержке
Личность типа А. После того как психологи стали контролировать традиционные факторы риска (например: кровяное давление, уровень холестерина, историю семьи), выяснилось, что риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у людей А — типа в два раза выше, чем у людей Б — типа. Личностям типа А присущи две основные особенности: чрезвычайно высокая соревновательность и постоянное ощущение цейтнота. Люди, относящиеся к этому типу, отличаются также исключительной амбициозностью и агрессивностью, они всегда стремятся к достижениям, бегут, что называется, впереди паровоза, сами загоняют себя в жесткие временные рамки и не позволяют себе отступать от намеченных целей. Исследовались механизмы, создающие у представителей А — типа итоговые напряжения. В соответствии с одной из гипотез люди А — типа ненамеренно сами «подставляют» себя в ситуации, где влияние стрессоров на них будет усиленным, например: сами выбирают работу с высоким уровнем требований; таким образом, связь личностных характеристик и уровня напряжения опосредуется рабочими стрессорами. Люди типа А, как правило, — экстраверты, обладающие ярко выраженным чувством собственного достоинства. Они с головой уходят в работу и испытывают большую потребность в достижениях и во власти; они нетерпеливы, раздражительны, враждебны, склонны к соперничеству, чрезмерно поглощены работой, стремятся к достижениям и сосредоточенны на соблюдении сроков выполнения работы и первенстве любой ценой.
Негативная аффективность. Люди с высокой негативной аффективностью:
— чаще испытывают дискомфорт и неудовлетворенность;
— больше склонны к самоанализу и чаще фиксируются на своих неудачах и недостатках;
— чаще обращают внимание на негативные стороны мира, и поэтому
относятся к себе хуже и меньше удовлетворены собой и жизнью в целом.
Они сами могут создавать больше стрессоров. Так, например, они чаще вступают в конфликты, в результате чего в силу могут вступать дополнительные объективные стрессоры.
Такие люди весьма склонны чувствовать себя несчастными и неудовлетворенными жизнью вообще, а не только тем, что происходит с ними на работе. Они сосредоточены на негативных сторонах того, что с ними происходит, и «зацикливаются» на своих неудачах, слабостях и недостатках.
Локус контроля. Это склонность человека описывать события или как находящиеся под личным (внутренним) контролем, или под контролем внешних факторов, таких как судьба, случай и удача. Человек с ярко выраженным внутренним локусом контроля, убежден в своей способности влиять на силы и события, определяющие их жизнь. Люди с ярко выраженным внешним локусом контроля уверены в том, что их жизнь зависит от других и определяется такими не зависящими от них обстоятельствами.
Установлено, что люди с внутренним локусом контроля менее подвержены стрессам, чем их коллеги с внешним локусом контроля, выполняющие ту же работу.
Образование и социальный статус. Поскольку профессия и образование непосредственно связаны с доходом человека, то можно ожидать, что эти факторы связаны с психологическим и физическим здоровьем. Люди, лучше владеющие специальностью, как правило, считают свою работу менее стрессовой, нежели те, кто уступает им в квалификации.
Выносливость. Люди, о которых принято говорить, что они выносливы, имеют установки, делающие их менее восприимчивыми к стрессам. Выносливые люди убеждены в своей способности контролировать события собственной жизни и влиять на них. Они с головой уходят в работу и в свои иные интересы, а перемены для них — не столько источник опасности, сколько возбуждающая их возможность испытать свои силы. Выносливость может смягчить влияние стрессов, ибо от нее зависит, как люди оценивают и интерпретируют события, происходящие в их жизни, и приобретаемый ими опыт.
Самоэффективность. Это уверенность человека в том, что он решит стоящую перед ним задачу, т. е. то, насколько адекватными, эффективными и компетентными мы ощущаем себя перед лицом тех требований, которые предъявляет к нам жизнь. Людей, уверенных в своей эффективности, стрессы волнуют меньше, чем тех, кто не уверен в себе.
Самоуважение. Когда же говорят о самоуважении (отражает наше отношение к самим себе) работающего человека вместо этого термина используют другой — самоуважение, основанное на полном служебном соответствии. Люди с ярко выраженным чувством самоуважения, основанным на полном служебном соответствии, ощущают себя профессионально адекватными и видят в себе важных, эффективных и стоящих сотрудников своей организации. Результаты исследований говорят о том, что люди, обладающие этим чувством, более устойчивы к воздействию стрессоров. Люди, не обладающие им, либо обладающие лишь в незначительной степени, более подвержены влиянию ролевых конфликтов (основных производственных стрессоров) и болезненнее реагируют на недостаточную поддержку со стороны руководителей. Они также более пассивны в том, что касается сопротивления стрессу и его преодоления.
Существует целый ряд событий, которые вызывают сильные эмоциональные переживания. Эти переживания не всегда проходят бесследно. По данным западных психологов, около 80% попавших в ситуацию психологической травмы выходят из нее без последствий для собственного организма, остальные 20% нуждаются в различных видах профессиональной помощи.
Очень важно определить ранние признаки стрессового состояния, которые сопровождают, а иногда и предвещают симптомы, принимающие со временем все более серьезную угрозу для нашего организма. К сожалению, люди часто игнорируют эти ранние признаки, что повышает риск серьезных заболеваний.
Некоторые из признаков раннего предупреждения говорят об изменении физического состояния организма. Это повышение частоты дыхания (гипервентиляция легких), хроническая усталость, изжога или тошнота. Другие сигналы свидетельствуют о снижении эмоционального фона: чаще это изменение в поведении (человек больше ест, чаще курит, злоупотребляет алкоголем). Третьи касаются изменений психологического состояния человека: он становится более раздражительным, резким,
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.
Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий,
например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или
чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и
ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и
необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать
стресс.
Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком.
Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.
 

2 Управление стрессом

2.1 Способы борьбы со стрессом

  В настоящее время  все больше людей во всем мире испытывают стресс. Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые  возникают при разных жизненных ситуациях.  Стресс  испытывают  разные возрастные группы: дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста. Одна из причин стресса у детей - ожидания наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе. Стресс у детей может вызван плохой адаптацией среди сверстников. У студентов чаще всего стрессовое состояние вызвано со сдачей экзаменов. Человек подвергается стрессу по разным причинам. Это могут быть экстремальные  ситуации, к которым относятся всевозможные техногенные аварии, природные катаклизмы, попадания человека в места лишения свободы, физическое, психологическое и сексуальное насилие; семейные проблемы, трудности на работе, проблема одиночества, выход на пенсию. У человека, испытывающего постоянный стресс, со временем могут возникнуть психосоматические заболевания. Поэтому в области психологии проводятся исследования учеными, направленные на выявление стрессовых  ситуаций, их классификация и предотвращение этих ситуаций, с учетом характера человека, выявление внутренних ресурсов личности для  совладания со стрессом. Рассмотрим возможные реакции организма на стресс и основные способы борьбы со стрессом: [4]
- релаксацию;
- концентрацию;
- ауторегуляцию дыхания.
Неблагоприятные факторы ( стрессоры ) вызывают реакцию стресса,
т.е.стресс. Человек сознательно или подсознательно старается
приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает
выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в
создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не
адаптируется к ней - это так называемая МАЛ-АДАПТАЦИЯ ( плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.
Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что , в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.
Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.
Две другие реакции активные и подчинены воле человека.
Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и
находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного
равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п. )
Активная релаксация ( расслабление ), которая повышает природную
адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую.
Эта реакция наиболее действенная.
Попытаемся объяснить, что происходит в организме во время стресса.
В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка
осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет
реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит никакого физического
действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально
небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце
начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы
напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза
жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в
организме возникает тревога и в ответ на нее - готовность противостоять.
 

2.2. Релаксация

Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г.Селье) :
- импульс
-стресс
-адаптация.
Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние
идет на убыль - человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация
нарушается ( или вообще отсутствует), то возможно возникновение
некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.
Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ( если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.
Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует
настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или
сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.
Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко –  для этого не требуется специального образования и даже природного дара.[5]
Но есть одно непременное условие - мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.
Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости.
При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив
релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать,
приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.
Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является
полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает
положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие.
Психическая ауторелаксация может вызвать состояние “идейной пустоты”.
Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с
окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо
проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира.
Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела( ладонями вверх ). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.
Приведем примеры некоторых релаксационных упражнений.
1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь
представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату(вдоль стен), а затем проделайте путь по всему
периметру тела - от головы до пяток и обратно.
2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.
3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание.
Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь
почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь.
Повторите 3 раза.
Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и
сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим
приятным ощущением.
Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела - с попеременным напряжением и расслаблением.
4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног - от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы.
Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью
расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.
Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не
воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их
побороть, их нужно только регистрировать.[6]
Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица ( губы, лоб).
В заключение мысленно “пробегитесь” по всем мышцам тела - не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.
Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине - спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию - и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.
Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно,
без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте,
стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего
расслабления.[7]
Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.


2.3. Концентрация

Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом.
Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции:
домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от
женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной
самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих
трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу(учебу) , или вечером, перед сном, или - еще лучше - сразу же после возвращения домой.
Итак, обозначим примерный порядок выполнения концентрационных
упражнений.
1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.
2. Сядьте на табуретку или обы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.