На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эстетическое воспитание школьников во внеклассной работе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА I.   ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  
      Эстетическое  воспитание школьников в педагогической и методической литературе
7
      Сущность и задачи эстетического воспитания
17
      Основные формы и методы эстетического воспитания
23
      Эстетическое воспитание на возрастных этапах
25
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ  
2.1.     Принципы и система эстетического  воспитания школьников 30
2.2.     Внеклассная работа как средство  формирования эстетической культуры 33
Заключение 38
Литература 41
 
 


ВВЕДЕНИЕ
    “Через  красивое – к человечному - такова закономерность воспитания”
    В. А. Сухомлинский 

    Тема  исследования: Эстетическое воспитание школьников во внеклассной работе.
    Обоснование темы: Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Рождаясь, человек не выбирает своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.
    Свободно  и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто  с малых лет учится ориентироваться  в ней, избирать для себя ценности соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает значительным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных  способностей.
    Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически  относиться к нему.
    Актуальность  темы: «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
    Эти слова Б. М. Неменского говорят о  том, что школа решает, что будут  любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 – 40 лет. Это теснейшим образом связанно с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным,  способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».
    Темой, которую я выбрал  для проведения своего исследования, является эстетическое воспитание школьников в процессе внеклассной  работы. Во время школьных занятий  просто необходимо указывать учащимся на красоту совершаемых действий, к примеру, написание формул по математике, написание предложений в диктанте по русскому языку, сочетание цветов на уроках рисования. Разумеется, воспитать  в учащихся полноценных ценителей  прекрасного невозможно только посредством  учебного процесса. Этому должны способствовать воспитание в семье, а также кружки различных видов деятельности, походы в театры, на экскурсии, а также  живое слово учителя либо воспитателя. В результате проведенных внеклассных  мероприятий значительно повышается уровень эстетики, учащиеся начинают смотреть по-другому на окружающий мир, окружающую среду. Следовательно, перед учащимися ставятся задачи увидеть что-либо новое, что раньше не было замечено в себе, в друзьях, в окружающих предметах. Актуальность и значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования.
    Объект  исследования: эстетическое воспитание
    Предмет исследования: эстетическое воспитание во внеклассной работе.
    Цель  исследования: Выявить влияние внеклассной работы на формирование эстетического воспитания школьников.
    Задачи  исследования:
    1.Изучить психологическую, педагогическую, методическую, литературу по проблеме эстетического воспитания школьников;
    2. Изучить содержание эстетического воспитания младших школьников;
    3.Обобщить  и систематизировать знания по  эстетическому воспитанию школьников.
    4. Сформировать выводы о значении  внеклассной работы в эстетическом  воспитании.
    Методы  исследования:
    1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ литературы  по рассматриваемой проблеме, составление  библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование. 
    Ключевые  понятия:
    Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства. Этика: Словарь. Под ред. А.А.Гусейнова и И.С,.Кона.- М.: Политиздат, 2001, с.429.
    Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность Прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие Прекрасного носит бескорыстный характер. Ванслов В. В., Проблема прекрасного, М., 2002 г.
    Безобразное - антипод, противоположность прекрасного. Эта категория обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства. Безобразное имеет с прекрасным диалектическую связь. Эта связь проявляется в нескольких аспектах: 1. безобразное в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала; 2. прекрасное и безобразное - это периоды развития одного и того же явления, процесса. Явно это прослеживается в природе. Слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество как Солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такое превращение свойством природы и общества; 3. прекрасное и безобразное относительны. Еще Гераклит мудро заметил: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом...Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте и по всему остальному» http://www.cultinfo.ru/
    Эстетический  вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства» Буров А. И. Эстетика: Проблемы и споры. М., 1975
    Эстетическое  воспитание - один из видов воспитания личности, цель которого - формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности. Лихачев Б.Т. Педагогика. С. 342 - 351.
          Эстетическое  воспитание - «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф.Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223с. 
 
 
 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    В этой главе мы анализируем основные теоретические подходы отечественных  и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания младших школьников, раскроем понятие  «эстетическое воспитание», выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического воспитания и их особенности в младшем  школьном возрасте, а также пути и средства эстетического воспитания. 

    1.1. Эстетическое воспитание школьников в педагогической и методической литературе
    Эстетика  – это наука, изучающая общие  законы эстетического познания и  преобразования действительности.
    Эстетика  – это наука о прекрасном в  действительности и искусстве.
    Эстетику  интересует не только прекрасное, но и  такие явления, качества и свойства как возвышенное, безобразное, трагическое  и комическое и т.д.
    С помощью эстетики мы познаём мир  в целом, выражая к нему наше, человеческое, общественное отношение.
    Термин  «Эстетика» был введен в научный  обиход немецким ученым Александром  Баумгартеном в 1750г. Но сама наука зародилась в глубокой древности. Основной вопрос эстетики – это вопрос об отношении  эстетического сознания к действительности. Основные направления в развитии эстетики и отчетливо обозначились в Древней Греции, где искусство  и философы осмысление его сущности достигли довольно высокого уровня развития. Гераклит, Демокрит, Аристотель со всей определенностью отстаивают положение  о том, что эстетическое имеет  свое начало в материальных свойствах  объектов. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, целостность  рассматриваются мыслителями как  объективные стороны прекрасного.
    Платон  объявляет идею источникам эстетического  начала.
    В период средневековья Августин Блаженный, Фома Аквинский и другие источники  красоты видят в Боге. Эпоха  Возраждения ознаменовалось развитием  материалистических традиций античности. Леонардо да Винчи, Л. Альберти, А. Дюрер, М. Монтень, В. Шекспир, М. Сервантес  реабилитируют отвергнутую средневековыми мыслителями природу, утверждают мысль  о том, что природа и человек  по своей сущности прекрасны, что  задача художника воспроизводить эту  реальную красоту природы и человека. Природа – источник и творчества и вместе с человеком главный  предмет художественного отображения. Искусство, подобно науке, должно стремиться к постижению объективной правды. Искусство Эпохи Возрождения  утверждает жизнь. Французские просветители главное внимание уделяли выяснению  социальной функции искусства. Вальтер, Гельвеций, Руссо подчеркивают нравственный аспект искусства.
    Искусство может выполнить свое высокое  назначение, если оно будет давать правдивое отображение реальности. Заслугой немецких просветителей в трактовке фундаментальных эстетических понятий – прекрасного, трагического, комического, возвышенного. Особое место в развитии эстетической мысли занимают русские мыслители XIX века Белинский, Герцен, Чернышевский, Достоевский, Толстой и другие. Н.Г. Чернышевский высказал формулу, которая до сих пор является наиболее точным выражением сущности красоты – « прекрасное есть жизнь». Однако он и его последователи никогда не утверждали, что всякая жизнь – прекрасна. Жизнь прекрасна как принцип, как то прогрессивное начало, которое противостоит смерть, тьме, распаду.
    Прекрасное  светится жизнью. Эстетическое отношение  к действительности проявляется  через эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетическую оценку, эстетический идеал.
    Эстетическое  чувство (или переживание) – это  способность непосредственно воспринимать и ощущать гармонию мира, красоту  или безобразие предметов и явлений действительности. Проводниками и органами этого чувства служит зрение и слух. Эстетические чувства – это «…музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям…» - отмечал К. Маркс. Такое развитие достигается тренировкой и воспитанием органов чувств в процессе общения человека с природой, в труде, путем знакомства с произведениями искусства. Эстетическое чувство возвышает и облагораживает человека, пологая ему правильно воспринимать и выражать самому различные состояния – радость, восторг, сострадание, гнев, горе.
    Эстетический  вкус – это способность судить о прекрасном или безобразном  по чувству удовольствия или неудовольствия, испытываемого нами от предмета или  явления. Эстетический вкус зависит  от общей культуры человека, от развития его ума и чувств, поэтому его  можно вырабатывать, развивать, воспитать. Особую роль здесь играет искусство, на лучших образцах которого формируется  высокий эстетический вкус.
    Эстетическая  оценка – это умение судить об эстетических достоинствах и недостатках предметов  и явлений осмысленно, аргументировано, со знанием дела. Дать чему – значит конкретно и сознательно применить  к этому свои знания законов красоты, проявить понимание того, что данный предмет, поступок, человек прекрасны  или безобразны.
    Эстетический  идеал – это представления  людей о совершенном и желательном  в жизни и в самом человеке. Это представления о лучшей жизни  в целом, где прекрасны и отношения  между людьми, и их труд и окружающая среда, и сам человек. В сознании людей эстетический идеал существует как образ красоты, который должен воплотиться на практике. Для обозначения эстетических чувств, вкусов, оценок, идеала существует понятие «эстетическое», т.е. эстетическое отношение человека к реальному миру. Философы прошлого и настоящего в это понятие включают также – прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое и др. Понятие прекрасное и красота близки родственны друг другу, чаще всего их применяют как понятия однозначные. Однако эти понятия имеют и свои оттенки. Прекрасное есть высшая степень красоты.
    Возвышенное – это прекрасное в его величественном виде и выражении. Трагическое есть одно из проявлений прекрасного, это  утверждение прекрасного через  преодоление страданий, горя, смерти…  Комическое – есть безобразное, выступающее  как смешное. Незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями называется юмором. Беспощадное осмеяние и отрицание явления или человеческого  типа в целом – сатира.
    Эстетика  – это и наука об эстетическом воспитании. Совершенствование общества предполагает неуклонное воспитание эстетической культуры личности.
    Взрослые  и дети постоянно сталкиваются с  эстетическими явлениями. В сфере  духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении  – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует  трудовую активность, делает приятными  встречи с людьми. Безобразное  отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
    Идеи  эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная  со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием  эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное.[11; 33]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие. [15;147] В использованной литературе имеется множество различных подходов к определению понятия, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
    В книге «Общие вопросы эстетического  воспитания в школе» под редакцией  известного специалиста по эстетическому  воспитанию В.Н.Шацкой мы нашли такую  формулировку: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленного  воспринимать, чувствовать и правильно  понимать и оценивать красоту  в окружающей действительности –  в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства»
    В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку  и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно  понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и  искусстве»[24;47].
    В обоих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в  человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в  жизни, правильно понимать и оценивать  его.
    Д.Б.Лихачёв  в своей книге «Теория эстетического  воспитания школьников» опирается  на определение данное К.Марксом: «Эстетическое  воспитание – целенаправленный процесс  формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и  оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни  и искусстве, жить и творить «по  законам красоты». Автор подчёркивает ведущую роль целенаправленного  педагогического воздействия в  эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического  отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т.Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способно развивать их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [8;36].
    Существует  множество определений понятия  «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно  выделить основные положения, говорящие  о его сущности. Во-первых, это  процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности  воспринимать и видеть красоту в  искусстве и жизни, оценивать  её. В-третьих, задача эстетического  воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвёртых, развитие способности  к самостоятельному творчеству и  созданию прекрасного.
      Своеобразное понимание сущности  эстетического воспитания обуславливает  и различные подходы к его  целям. Поэтому проблема целей  и задач эстетического воспитания  требует особого внимания.
    В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов  бытует ошибочное мнение о тождестве  эстетического и художественного  воспитания. Однако это ошибочное  мнение необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед  эстетическим воспитание следующую  цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного  эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве»[7;61].
    Эстетическое  же воспитание гораздо шире, оно  затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми  эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и  искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко.
    Н.И. Киященко придерживается той же точки  зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания»[13;57].
    Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
    Помимо  формирования эстетического отношения  детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно  вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные  творческие занятия детей способствует развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организации, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического  воспитания М.М.Рукавицин, который считает: «Конечная цель(эстетического воспитания) – гармоничная личность, всесторонне  развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением  трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». Эта цель также отражает и особенность  эстетического воспитания, как части  всего педагогического процесса.
    Помимо  педагогических подходов существуют и  психологические. Их суть состоит в  том, что в процессе эстетического  воспитания у ребёнка формируется  эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического  воспитания и позволяют судить о  степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории эстетического  воспитания: эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Д.Б.Лихачев  выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение[13;51]. Эстетическое суждение выделяет также и профессор, доктор философских  наук Г.З.Апресян[3;26]. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее.
    Эстетическое  воспитание –это важнейший элемент всего эстетического в окружающем нас мире. Воспитание – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирования художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б.Лихачев эстетическое воспитание характеризует, как :»способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства»[13;51]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержание, формы. Это требует развитие у ребёнка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различие тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально – чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.
    Эстетические  явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный  отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б.Лихачева, является основой эстетического  чувства. Оно представляет собой  «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рождённое  оценочным отношением человека к  эстетическому явлению или предмету». В зависимости от содержания, яркости  эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного  наслаждения или отвращения, возвышенные  переживания или ужас, страх или  смех. Д.Б.Лихачев отмечает, что, испытывая  такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую  нужду в общении с художественно-эстетическими  ценностями, вызывающими глубокие переживания»[13;20].
    Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. «Эстетический  идеал – представление человека о совершенной красоте явлений  материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного  мира». То есть, это представление  о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А.Кушаев отмечает, что для школьного  возраста характерна неустойчивость представлений  об эстетическом идеале. «Школьник  способен ответить на вопрос, какое  произведение того или иного искусства  больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал». Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребёнка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.
    Ещё одна категория эстетического воспитания – сложное социально-психологическое  образование – эстетический вкус. А.И.Буров определяет его, как «относительно  устойчивое свойство личности, в котором  закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений»[28;20]. Д.Б.Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения  с подлинным искусством». Но нам  более импонирует определение данное А.К.Дремовым. «Эстетический вкус –  это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа  чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства  явлений природы, общественной жизни  и искусства»[7;56]. «Эстетический  вкус формируется у человека в  течении многих лет, в период становления  личностью. В младшем же школьном возрасте о нём говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не стоит  воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой  будущего вкуса человека». В школе  ребёнок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности  акцентировать внимание учащихся на эстетических качествах явлений  жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается  комплекс представлений, характеризующих  его личные предпочтения, симпатии. 
 

1.2. Сущность и задачи эстетического воспитания
    Эстетическое  воспитание - это одна из самых важных и сложных сторон системы воспитания. Оно приобщает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, ценить произведения подлинного искусства, формирует отрицательное отношение  к безобразному.
    Искусство всегда привлекало людей. В общении  с прекрасным человек находит не только отдых. Искусство помогает ему вносить в любую деятельность воодушевляющее начало.
    Эстетическое  воспитание в нашем обществе призвано бороться с проникновением в среду  молодежи извращенных вкусов и антихудожественных взглядов, вырабатывать иммунитет к  пошлости и безобразному.
    Эстетическое  воспитание имеет широкие и сложные  задачи. Однако из них является воспитание эстетических чувств и эстетического  воспитания.
    Чувствование  и видение прекрасного в жизни, в искусстве у людей бывают разными. Один смотрит и оторваться не может от красок заката, а другой скользнет равнодушным взглядом и пройдет мимо. Воспитание эстетической чуткости, зоркости восприятия, эстетической внимательности к окружающему миру является основой эстетического  развития ребенка. Задача эта решается непосредственным общением ребенка  с прекрасными сторонами действительности.
    Культура  эстетических чувств детей развивается  и специальными занятиями музыкой, пением, рисованием.
    Другой  задачей эстетического воспитания является формирование эстетических понятий, суждений, оценок. Важно, чтобы ребенок  не только чувствовал, но и понимал  прекрасное, мог судить о нем. Этому  помогают знания. Знания о форме  и цвете, свете и тени в области  изобразительного искусства, знания о  ритме, гармонии, о звуках в музыке и пении. Знания о выразительных  средствах художественного слова, знания направлений, жанров, методов  искусства, их исторической обусловленности. Эти знания вооружают школьника объективными критериями прекрасного, с позиций которых он может оценивать красоту, понимать обобщенность, глубину художественного образа. Решение этой задачи требует системы, последовательности, постепенного накопления знаний, анализа собственных впечатлений.
    Задача  воспитания художественного вкуса  является производной от первых двух. Эстетический вкус - это результат  органического единства чувства  прекрасного, эмоциональной отзывчивости человека к красоте жизни, культуры эстетических чувств и умения дать эстетическую оценку, понимания объективных  критериев красоты.
    Показателем художественного вкуса является, во-первых, качество
    избираемых  либо отвергаемых образцов произведений искусства. По тому, что предпочитает человек в искусстве, по тому, какими предметами он себя окружает, можно  судить о его вкусе.
    Во-вторых, это чувство меры в оценке красоты, умение сделать выбор между внешней  красивостью,  подлинной красотой, между вычурностью и совершенством, между сентиментальностью, мещанской  слащавостью и подлинным гуманизмом.
    В-третьих, показателем художественного вкуса  является высокая требовательность к произведениям искусства, к  манере исполнения, отрицание серости, кустарничества, примитива, фальши, умение увидеть глубину раскрытия образа при лаконичности средств.
    Эстетический  вкус развивает под влиянием красоты  окружающей жизни, природы, труда, отношений  людей, под влиянием подлинных образцов искусства.
    Вкус  формируется и под влиянием осмысленного восприятия красоты мира, в сознательном отношении к прекрасному, безобразному, трагическому, комическому.
    Больше  всего развитию эстетического вкуса  способствует художественная деятельность, либо связанная с восприятием  образцов искусства, либо собственного творчества.
    Появление дурного вкуса - это результат  влияния окружения, где ребенок  видит, слышит и чувствует пошлое, некрасивое в отношениях людей, в  организации труда, в произведениях  искусства. Очищение эстетической атмосферы, в которой живет ребенок, пробуждение  у него активности в отборе подлинных  художественных средств, сообщение  ему элементов знаний о законах  красоты, развитие у него понимания  языка искусства - все это составляет основу формирования художественных вкусов.
    Особенно  важной для современного этапа нашей  общественной жизни является задача воспитания эстетической активности ребенка. Не только чувствовать прекрасное, понимать законы красоты, но и преобразовывать близкое окружение по этим законам должен человек. Эстетика проникающая в жизнь: эстетика труда, природы, отношений людей, эстетика обстановки и внешнего вида, - облагораживает человека. Но сам человек не может быть только созерцателем прекрасного, он должен активно вносить прекрасное в жизнь, освобождать ее от уродов и безобразного.
    Эстетическая  активность как показатель воспитанности  человека многозначно. Она выражается прежде всего в активности эстетического  воспитания. Мы огорчаемся, когда наши дети бывают глухи к красоте природы  и к произведениям искусства, когда они равнодушно проходят мимо пошлости, грубости.
    Воспитывая  эстетическую активность детей, необходимо пробуждать в каждом из них чуткого  читателя, отзывчивого зрителя. Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей  и рассчитывает автор, когда напрягает  свои душевные силы в поисках верного  образа, верного поворота действия, верного слова. Картина, спектакль, фильм, повесть по-настоящему активно будут восприниматься нашими детьми только тогда, когда, читая книгу, слушая музыку, смотря на игру актеров, они мысленно будут видеть и слышать все, что отображается в них, переносится силой воображения в мир, облеченный в образы.
    Эстетическая  активность, однако, не ограничивается эстетической отзывчивостью. Это также  и умение вносить прекрасное в  жизнь, преобразовывать серое, бесцветное окружение, делать его эстетически  выразительным, содержательным и приятным для окружающих. Как и любая черта личности, эстетическая культура и активность развивается в деятельности, и если вся жизнь ребенка, его учение, труд, отдых будут проникнуты эстетической направленностью, тогда он будет вносить в свою жизнь элементы прекрасного.
    В семье и школе дети приобретают  много таких умений и навыков, которые необходимы культурному  человеку. Родители учат красиво накрывать  стол к обеду, убирать комнату, девочки  учатся вышивать, мальчики выжигать и  выпиливать. В школе, помимо уроков, на которых приобретается много  ценных эстетических умений, учащиеся овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы бывают в коллективной и общественной работе. Они пишут  в школьную газету, оформляют ее, готовят выставки, стенды, альбомы  к памятным датам, организуют вечера самодеятельности, участвуют в конкурсах  на лучшего чтеца, танцора, музыканта, готовят игрушки на елку малышам  и т.д.
    Эта многообразная и интересная деятельность, которую многие дети выполняют увлеченно, дает разумный выход познавательной, трудовой, эстетической активности детей. Именно в деятельности, имеющей эстетическую направленность, и развивается эстетическая активность преобразователя и устроителя жизни по законам красоты.
    Воспитателям  нужно быть зоркими, не проходить  мимо аляповато, небрежно сделанных  детьми вещей, плохо подготовленной самодеятельности, безвкусно оформленных  стенгазет, чтобы не закреплялся  отрицательный опыт, противодействующий формированию эстетического вкуса.
    Важнейшей задачей эстетического воспитания является развитие творческих художественных способностей детей, их интересов и склонностей в различных областях искусств. Человек - творец прекрасного, создатель эстетических ценностей, и к этому его должна готовить школа. Н.Г. Чернышевский говорил, что искусство воспринимается не отвлеченным стремлением к прекрасному, а совокупным действием всех сил и способностей живого человека. Л.Н. Толстой был убежден в том, что каждый человек обладает высокой потребностью служения искусству, которая должна быть удовлетворена. Развитие творческих сил учащихся в области художественной деятельности нельзя считать задачей их профессиональной полготовки. В школе надо максимально раскрывать потенциальные возможности и способности учащихся.
    Развитие  творческих сил и художественных способностей учащихся в различных  видах искусства, бесспорно, имеет  своеобразие. Изобразительное творчество опирается на способности видения света и тени, многообразие цвета, перспективы. Музыкальное творчество связано с развитием музыкального слуха, способности понимать и чувствовать гармонию звуков, с развитием чувства ритма. Театральное творчество имеет в виду развитие способности перевоплощения, глубокого проникновения в создаваемый образ.
    Но  вместе с этим своеобразием творческие способности в различных областях искусства обнаруживают и значительную общность, которая заключается прежде всего в остроте восприятия и  наблюдательности, в эмоциональной  отзывчивости, в развитом воображении  и способности своеобразного  видения.
    Вот почему, осуществляя эту задачу, нужно руководствоваться следующими общими педагогическими требованиями:
    - основой художественного творчества  детей является отражение жизни.  Поэтому важно учить их видеть, чувствовать и понимать красоту  окружающей действительности;
    - любой вид художественного творчества  требует постоянного и систематического приобщения детей к данной области искусства. Чтобы любить и понимать музыку, нужно часто слушать ее, чтобы развить литературное творчество, нужно много и основательно читать и т.д.
    -на  развитии творческих способностей  губительно сказывается штамп,  пустое подражательство, слепое  копирование, от которых учитель  должен оберегать детское творчество;
    -в  основе художественного творчества  лежит деятельность воображения.  Поэтому развитие воображения  и фантазии детей является  специальной задачей в творческих  занятиях с ними;
    -развитие  способностей - процесс тонкий и  индивидуальный, поэтому следует  всемерно поддерживать у детей  даже самые слабые попытки  творчества: не отстранять желающих  заниматься в том или ином  творческом коллективе, а, изучив  возможности школьника, посоветовать  ему заняться той деятельностью,  в которой он сможет добиться  успеха;
    -вместе  с тем к результатам творчества  детей школьного возраста следует  предъявлять требовательность, не  довольствоваться кое-чем, а учить  добиваться  возможно более высоких образов.
    Указанные задачи воспитания прекрасного взаимообусловлены  и тесно переплетаются одна с  другой. В живом процессе воспитания изолированная их реализация не должна иметь места. В конечном итоге  решение всех этих задач и направлено на формирование эстетического отношения  к действительности, которое представляет собой неразрывное единство эстетических чувств, понятий, суждений, оценок, практической деятельности, активного влияния  на окружающее.
 

    
     1.3.Основные формы и методы эстетического воспитания
    В воспитании детей и юношества  эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда - повседневного  и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей  общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность - является важной стороной эстетического  воспитания.
    Внешним выражением духовного богатство  человека служит его манера разговаривать, выслушивать собеседника, реагировать  на окружающее. Поза, мимика, жесты, даже походка и множество иных тончайших  проявлений человека могут свидетельствовать  о его эстетическом облике.
    Эти внешние признаки духовного богатства  детей создаются под влиянием условий жизни, подражания взрослым и сверстникам, системы воспитания в школе и семье.
    Эстетика  отношений между людьми является основой эстетики повседневной жизни. Здоровые, человечные, красивые отношения  в семье, отношения в школе  между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент  эстетического воспитания. По глубине  и тонкости эти отношения могут  быть сложны и многообразны. Быть приветливым с людьми, отзывчивым собеседником, гостеприимным хозяином, тактичным гостем, внимательным сыном и добросовестным учеником, добрым товарищем и верным другом - все это не только область морали, но и эстетики. Чувство такта, умение в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, способность создавать хорошее настроение - все это не только нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры.
    Такие отношения детей к окружающим формируются всем укладом их жизни  в семье, в школе. Они систематически и повседневно воздействуют на эстетические чувства детей. Примитивные, черствые, неискренние отношения между  людьми в семье и школе глубоко  ранят личность ребенка и оставляют след на всю жизнь.
    Каждый  год десятки тысяч новоселов  обставляют свои квартиры новыми вещами. Каждая советская семья стремиться создать уют, приобрести вещи, которые  радовали бы глаз, были ей по вкусу. В обстановку советской семьи все больше проникают черты современного стиля: простота и удобство мебели, легкость тканей, целесообразность в расстановке предметов, стремление создать в помещении больше удобств для работы и отдыха. Создать обстановку взрослые, но активное воспитание требует, чтобы дети привлекались к созданию уюта, эстетики обстановки. Целесообразность, простота и удобство являются здесь основными требованиями. Приучать детей содержать свои личные вещи в порядке, никогда не производить уборку за ребенка, а терпеливо приучать к этому его самого, постоянно заботиться о том, чтобы школьник стремился создавать уют в классе, в своем уголке, - все это очень важно для воспитания у него эстетического вкуса. В отборе предметов, которые окружают школьника, необходимы высокая требовательность, чувство меры. Нельзя допускать вещей антихудожественных, портящих вкус, аляповатых.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.