На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Конфликтологии"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1
 
СТАНОВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Конфликт - это биполярное явление, проявляющее себя в ак­тивном противостоянии двух сторон, направленном на преодоление противоречия, причем сторо­ны конфликта представлены активным субъектом или субъектами.
Конфликтология—это особая междисциплинар­ная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подхо­ды к описанию, изучению и развитию прак­тики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.
1957 – Социологическая ассоциация ЮНЕСКО
1990 – конференция в Красноярске
1. Социал-дарвинизм ин­терпретирует человеческое общество в системе биологических понятий, опирающихся на законы естественного существования. Конфликт отождествляется с борьбой, которая, в свою очередь, рассматривается как форма социального взаимодействия.
Л. Гумплович (1838-1909), автор книги «Расовая борьба»: общество - совокупность групп людей, беспо­щадно борющихся между собой за влияние, выживание и господство с применением насилия и принуждения. Людям от рождения присуща взаим­ная ненависть, поэтому конф­ликты неустранимы из жизни общества.
У. Самнер (1840-1910) считал естественный отбор и борьбу за существование неиз­бежными и универсальными условиями социальной жизни.
А. Смолл (1854-1926) считал «интерес» основной единицей социологического анализа, а основным социальным конфликтом в обществе - конфликт интересов.
Г. Ратценхофер (1842-1904): базо­вым законом социологии должно быть «приведение во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов».
2. Функциональная («равновесная») модель
Гербер­т Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Т. Парсонс
Социальный конфликт рассматривается как патология в существовании социальных систем (временное негативное явление), он деструктивен, дис­функционален и разрушителен.
3. «Конфликтная модель» - идея социального изменения
Р. Мертон: Для современного общества типичны конф­ликт ценностей и столкновения культур
К. Маркс: тезис о неиз­бежности классовой борьбы, возникающей в силу  разделенности общества на враждующие классы (эксплуататоров и эксплуатируемых), а классовая борьба между ними - главная движущая сила истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношени­ях собственности и ее распределения.
4. Конфликтный функционализм: позитивные функции конфликтов
Георг Зиммель (немецкий философ, 1858-1918): конф­ликт в обществе неизбежен, потому что - это выражение естествен­ной враждебности между людьми, которая является «основой че­ловеческих отношений, наряду с другой — симпатией между людьми». Одна из его основных форм - конфликт между индивидом и об­ществом. Изучал конфликты между этни­ческими группами, разными поколения­ми людей и культурами, мужчинами и женщинами. Конфликт может приводить к соци­альной интеграции и, обеспечивая выход враж­дебности, усиливать социальную солидарность.
Ральф Дарендорф (немецкий социолог): социальный конфликт всегда был и будет присущ любому обществу в силу неизбежного разли­чия интересов. Однако в постиндустриальном обществе основной конфликт свя­зан с перераспределением власти.
Л. Козер не противопоставлял теорию конфликта струк­турному функционализму, а «вписал» конфликт в идеи общественного порядка. Социальный конфликт - это борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперни­ка. Одна из позитивных функций конфликта заключается в его способно­сти разрядить и снять напряженность между антагонистами, накопление которой только обостряет их отношения. Конфликт может выполнять «ком­муникативно-информационную» и «связующую» функции, он по-своему объединяет людей общностью ситуации, позволяя им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия. «Социально контролируемый конфликт «очищает воздух» для его участников и по­зволяет продолжение их отношений».
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
1. Интрапсихическая интерпретация Конфликта.
З. Фрейд первым охаракте­ризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, «психический конфликт», который является постоянным элементом душевной жизни че­ловека и его развития. Поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией. Идея о преобладании личностной обусловленности социально­го поведения. Межличностные труд­ности и конфликты, переживаемые человеком, имеют интрапсихическое происхождение.
К. Хорни: Человек невротического склада действует сразу в двух несовместимых направлениях.
Адлер проблемность во взаимодействии индивида с обществом связыва­ет с «невротическим стилем жизни», который является следствием «трудного» детства и характеризу­ется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереали­стичность.
Г. Салливен: под влиянием раннего опыта отношений у человека возни­кают т.н. «динамизмы» и «персонификации», которые начинают играть роль регулято­ров межличностного взаимодействия, сводя к минимуму значение последующих интерперсональных ситуаций.
Э. Эриксон: каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному ро­сту и преодолению жизненных препятствий.
 
2. Ситуационные подходы:
Стратегии поведения людей в конфликтах рассматриваются как результат научения тем или иным моделям взаимодействия.
М. Дойч - Теория о кооперации и конкуренции, ключевым моментом которой является «закон социальных отноше­ний»: Характерные процессы и эффекты, выз­ванные данным типом социального отно­шения, имеют тенденцию вызывать этот тип социального отношения.
Кооперация вызывает и вызывается воспринимае­мым подобием в представлениях и аттитюдах, готовностью оказывать помощь, от­крытостью в коммуникации, доверительными и дружественными аттитюдами, чув­ствительностью к общим интересам и неподчеркиванием противоположных инте­ресов, ориентацией на взаимную власть скорее, чем на различия во власти, и т. д.         
Конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принужде­ния, угрозы или хитрости; попытками увеличить различия в силе между собой и другим; ограни­ченной коммуникацией; минимизацией сходства в ценностях и увеличением чув­ствительности к противоположным интересам; подозрительными и враждебными установками; значимостью, ригидностью и масштабностью конфликтной проблемы и т. д.
М. Шериф - ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов:
Конфликт между людьми воз­никает в ситуациях, когда преследуемые ими цели блокируют­ся. Адекватное понимание этиоло­гии конфликта требует оце­нивания контек­ста ситуации, в которой он возникает.
3.Когнитивистские подходы
- акцент на субъективном переживании человека как ключевом факторе объяснения конфликтов.
К. Левин (провозвестник когнитивизма) фактически объединил интрапсихический и ситуационный подходы, придав «внешним» (объективным) факторам «внутренний», субъективный характер. В теории поля конфликт «психологически характеризует­ся как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные од­новременно воздействующие силы примерно равной величины».
Теории когнитивного соответствия
Ф. Хайдер - теория структурного баланса - анализ согласованности между системой установок инди­вида и его знаниями об установках и поведении окружающих. Сущность социально-психологического конфликта - в рассогласовании между системой представлений ин­дивида и его знаниями о представлениях и поведении других, между системами представлений разных людей.
Ньюком - акцент на процессе коммуникации между участни­ками взаимодействия, которые хотят, чтобы те, с кем они имеют дело, разделяли их точку зрения, особенно если речь идет о важных вещах, а их партнеры кажутся им привлекательными.
Гуманистическая психология: «поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа никогда не может быть оп­ределена полностью» (Роджерс).
Р. Мэй: Конфликт — это нормально, это то, что сопутствует как нашей внутренней жиз­ни, так и нашему взаимодействию с людьми. Переживание конфликтов — тяжелый и болезненный процесс, но это часть жизни человека. Причиной личностных проблем является нарушение пра­вильного распределения напряжений во внутренней структуре личности. Полное устранение конфликтов при­ведет к застою; задача - превращение деструктивных конфлик­тов в конструктивные.
Позитивные функции конфликтов
- Конфликт является источ­ником развития;
- Социо-когнитивные конфликты мо­гут быть источником интеллектуального развития детей.
- Противоречия и возможные конкурентные процессы - источник развития группы, в со­вместной деятельности «соперничество играет роль своеобраз­ного "катализатора" развития способностей». (
- Сигнальная функция - внутренние конфликты сигнализируют об объективных противоречиях жиз­ненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих от­ношений, чреватого пагубными последствиями (Ф.Е. Василюк). Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечи­вает сохранение, «выживание» наших отношений.
- Конфликт - это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений; возможность сближения.
- Ломка неверно сложившихся отношений, на месте которых строятся новые отношения и новые понятия.
 
ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление (Краткий психологический словарь).
В. С. Мерлин: психологический конфликт — это «состояние более или менее дли­тельной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ра­нее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свой­ствами, отношениями и действиями личности»
Мотивационные конфликты
К. Левин: 1) когда чело­век оказывается перед необходимостью выбо­ра между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами.
2) выбор меж­ду двумя в равной мере непривлекательными возможностями.
3) когда одна и та же цель (воз­можность, выбор) в равной мере и привлекательна, и
    непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы.
Н. Миллер: фундаментальные принципы конфликтов между тенденциями приближения и избегания:
1. Тенденция к достижению цели тем сильнее, чем ближе к ней субъект - градиент  
    приближения.
2. Тенденция к избеганию нежелательного объекта тем сильнее, чем ближе к нему
    субъект - градиент избегания.
3. Градиент избегания имеет более крутой характер, чем градиент приближения.
4. Усиление мотива повышает об­щий уровень градиента.
Когнитивные конфликты — столкновение несовместимых представлений.
Человек стремится к непротиворечивости, согласован­ности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и ис­пытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований.
Теория когнитивного диссо­нанса Л. Фестингера: Умень­шение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противореча­щих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу. Чем сильнее диссонанс, что определяется значимостью его составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или его устране­нию. Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем. Явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и по­тому делающая ее решение тяжелым.
Ролевые конфликты
1. конфликт «Я — роль», противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда либо из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора.
2. межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в се­рьезную психологическую проблему.
Внутриличностные противоречия и конфликты
Структуры личности, находящиеся в конфликте
Вид внутриличностного конфликта
     «Я хочу»       «Я должен»     («надо»)    «могу» («Я есть»)                               
 
 
Мотивационный конфликт («хочу» / «хочу»)
 
Нравственный конфликт («хочу»/«надо»)
 
Конфликт нереализованного желания
(между «хочу» и «могу»)
                  
Ролевой конфликт («надо» / «надо»)
                          
Адаптационный конфликт («надо» / «могу»)
                                                     
Конфликт неадекватной самооценки
(между «могу» и «могу»)
Внутриличностный конфликт можно рассматривать как одну из стадий развития внутриличностного противоречия - «субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т. п.) в самосознании личности, которые взаи­модействуют и изменяют друг друга в процессе развития» (Митина, Кузьменкова, 1998).
Межличностные конфликты — это ситуации противоречий, разногласий, стол­кновений между людьми. Ситуация противостоя­ния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере од­ним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разреше­ния и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.
           Психоаналитическая интерпретация
Хорни: Интерперсо­нальные проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интер­претируются через его внутренние конфликты, межличностное поведение - че­рез его личностный тип, определяющийся характером разрешения им внутренних конфликтов.
К. Левин (удовлетворение потребностей): как может индивид найти доста­точное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных персональных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы? Конфликты становятся более серьезными, если затрагивают наиболее значимые потребности человека. Брак связан с витальными потребностями людей.
М. Дойч: зависимость от контекста
Фундаментальные измерения интерпер­сональных отношений:
1.   Кооперация — конкуренция.
2.   Распределение власти (равное или неравное).
3.    Ориентация на задачу — социально-эмоционалная ориентация.
4.    Формальный — неформальный характер отношений.
5. Интенсивность и значимость.
Конфликты в различных сферах взаимодействия
Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский, Д. Б. Эльконин: динамика: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игру­шек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрас­те из-за правил игры. Основными сферами взрослого взаимодействиями, где возникают меж­личностные проблемы, являются дом и работа.
Два основных вида социальных конфликтов:
1. Конфликты ценнос­тей - это ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями (когнитивные), имеющи­ми для них особое значение. Система ценностей человека отражает то, что являет­ся для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим.
2. Ресурсные конфликты (или конфликты интересов, мотивационные) — это ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, ока­зывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.
Ролевые конфликты возникают из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила являются неотъемлемой час­тью совместного взаимодействия, его регуляторами, без которых оно оказывается  невозможным.
 
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА
1.       Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях:
А. Р. Лурия (Внутриличностные конфликты) вносил изменения в выполняемые испытуемым задания, фиксируя возникающие у него ре­акции на психофизиологическом уровне: конфликт темпов, «сшибка» внутренних ус­тановок, чего-то привычного (типа задачи, алгоритма выполнения и т. д.) и внезап­но появляющихся новых условий. На тех же принципах строил экспериментальные исследования конфликта Н. Миллер (на животных).
Наибольшее число методических процедур для экспериментального изу­чения конфликта было предложено представителями бихевиористской парадигмы.
Матричные игры («дилемма заключенного»), переговорные игры (в которых участники вступают в коммуникацию друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с дви­жением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы).
Создание реальных конфликтных ситуаций между участниками эксперимента в лабораторных условиях с участием под­ставного испытуемого («сообщника» экспериментатора).
Исследования с помощью гомеостатических аппа­ратурных методик.
 
2. Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях
Исследования Шерифа – межгрупповые конфликты в детском лагере.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон исследуя агрессию, со­здавали искусственные помехи в движении водителей или вводили в естественную ситуацию взаимодействия подставное лицо (ассистента экспериментатора), кото­рый пытался пройти куда-то без очереди или грубо толкал других при входе в транспорт и т. д.
3. Изучение специфических форм социального взаимодействия
    как моделей конфликта
П. М. Ершов - монография «Режиссура как практическая пси­хология»
Н.В. Крогиус изучал специфику взаимодействия в условиях шахматной игры.
В.Л. Ва­сильев, Филонов, Давыдов исследовали в качестве конфликта взаимодействие людей в различных ситуациях судебной практики.
Методы математического моделирования в изучении конфликтов.
 
4. Опросные методы
В.П. Левкович и О.Э. Зуськова - методика «Межличностный се­мейный конфликт» на основе представлений, что нарушение взаимоотношений между супругами и возникновение конфликтов являются следствием противоречий в сфере потребностей.
Для решения задач изучения поведения в семейных конфликтах предназначен опросник Ю. Алешиной, Л. Гозмана, Е. Дубовской «Характер взаимодействия суп­ругов в конфликтных ситуациях». Он содержит описание 32 ситуаций взаи­модействия супругов, которые носят конфликтный характер.
М. Штраус и С. Штайнметц разработали «Шкалу тактики поведения в кон­фликтах» для изучения конфликтов между членами семьи.
Тест К. Томаса направлен на выявление репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. Человеку предлагается 30 пар суждений, каждое из ко­торых отражает одну из возможных стратегий поведения. Испытуемый выбирает из каждой пары суждений то, которое он считает более соответствующим его ти­пичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»).
Тест Ф. Розенцвейга состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуе­мому предлагается идентификация с одним из них.
Методика рисуночного теста «Деловые ситуации» состоит из 20 рисунков, изоб­ражающих конфликтные ситуации производственного характера. Проце­дура опроса, обработки данных и интерпретации результатов аналогична тем, что используется в тесте Розенцвейга.
С.И. Ерина разработала шкалу диагностики ролевого конфликта, позволяющую выявить наличие психологического конфликта у руководителей первичных произ­водственных коллективов, степень его выраженности, зоны деятельности руково­дителя, вызывающие эти конфликтные переживания.
Т.А. Полозова - методическая процедура для изучения меж­личностного конфликта в группе, основанная на экспертных оценках отношений между членами обследуемого коллектива.
На тех же принципах основана «Модульная методика диагностики межличност­ных конфликтов» А. Я. Анцупова. Одни члены группы оценивают свои отношения с другими членами группы и их отношение к себе, кроме этого, оцениваются выпол­нение должностных обязанностей, ориентация на свои интересы и интересы орга­низации, нравственные качества и профессиональные знания коллег. В результате выявляются конфликтные и полуконфликтные диады, лица, имеющие наибольшее число конфликтных отношений, и другие особенности отношений в группе.
Для изучения взаимодействия руководителя и его подчиненных, стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, решает опросник А. А. Ершова. Автор выделяет у руководителей первичных коллективов четыре основные сферы ценностных ориентаций, которые актуализи­руются в конфликтных ситуациях: 1) на труд и его эффективность, 2) на себя, свои взгляды, опыт, 3) на авторитет коллег и руководителей, 4) на официальную субординацию, права и обязаннос­ти.
Московскими исследователями разработана методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах. Предполагается, что прогнозирование может осуществляться на основе информации о сфере и уровне притязаний человека, а также на результатах оценки его активности и эмоциональ­ности, потенциально ведущих к конфликтам.
Применительно к жизнедеятельности трудовых коллективов наиболее суще­ственными параметрами взаимных оценок, по ме­тодике А.Н.Лебедева, являются: уровень профессиональной подготовки, отношение к труду, уровень развития нравственных качеств, уровень способностей к руководству коллективом, уровень развития инновационных качеств.
Для исследования педагогического общения Э.И. Киршбаумом пред­ложены ситуации взаимодействия учителя с учениками.
Внутриличностные конфликты могут быть ди­агностированы путем выявления внутренних противоречий между различными сто­ронами «Я», личностными мотивами, тенденциями и т. д. Конфликты у больных неврозами связывались с расхожде­нием их представлений о своем «реальном» и «идеальном» «Я» (Иовлев и др.).
Е.Б. Фанталова - методика «Уровень соотношения "ценности" и "до­ступности" в различных жизненных сферах», предлагающая приемы распознавания внутренних конфликтов как «расхождений» между «ценностью» и «доступностью».
А.И. Тащева считает, что интерпретация человеком понятия «конфликт» позво­ляет уточнить особенности его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам. С этой целью ею предложена «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации», направленная на выявление семантического поля понятия конфликта.
Проективные методики, выявляю­щие соответствующие личностные особенности (например, ТАТ).
 
Феноменология конфликтов
Структура конфликта
1. Стороны (участники) конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации. Выделяют инициатора, активную и пассивную стороны, пассивных участников.
2. Условия возникновения и протекания конфликта
Факторы ситуации — социокуль­турный контекст (культурные нормы протекания и разре­шения конфликтов), непосредственный ситуационный фон, наличие третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта и др.
Объективные особенности внеш­ней ситуации – общий характер отношений: позитивная взаимозависимо­сть (кооперативная ситуация) или негативная (конкурентная ситуация). Равенство — неравенство партнеров. Ориентации на задачу или взаимоотношения.
Тесные контакты между людьми (например, супружеские отноше­ния) потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно — в явном или скрытом виде — противоречия в целях и интересах.
Субъективные факторы – интересы участников, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологиче­ские особенности. 
3. Предмет конфликта — объект противоречащих или несовместимых притязаний сто­рон: материаль­ный предмет (одна книга на двоих), возможность (одна должность, на которую претендуют участники), некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюде­ние/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтую­щих сторон, однако не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.
4. Действия участников конфликта взаимонаправлены и взаимообусловлены - конфликтное взаимодействие - основное содержание процесса конфликта.
5. Исход конфликта - не столько ре­зультат, сколько его идеальный образ, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия, определяющий его направленность и регулирующий конкретные действия участни­ков ситуации.
Динамические характеристики конфликтов - этапы развития:
1)   возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);
2)   осознание ситуации как конфликтной;
3)   конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);
4)   разрешение конфликта.
 
ОЦЕНКА СИТУАЦИИ
Теорема Томаса: «Если ситуации определяются как реаль­ные, они становятся реальными по своим послед­ствиям».  Следствием «определения ситуации» ста­новится поведение, которое человек строит в соответствии со своим определением.
Понимание обра­за восприятия как «ориентировочной основы поведения» позволяет утверждать, что «образы» людей, групп, социальных явлений становятся регуляторами поведе­ния человека, более значимыми, чем сами объекты. «Определение ситуации» вы­полняет функцию категоризации применительно к социальным ситуациям, отвечая тем самым потребности человека в уменьшении сложности окружающего мира.
Основой «определения ситуации» является содержание обыденного знания, здравый смысл человека, то, что составляет «объем знаний под рукой».
Главный признак, на основании которого человек определяет ситу­ацию как конфликтную, - воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны.
Чем более определенной является внешняя ситуация, тем более однотипные реакции она вызывает. Если же внешняя ситуация является менее определенной, ее восприятие в большей степени зависит от инди­видуальных особенностей участников.
«Объективные» факторы определения ситуации - общее «коллективно разделяемое» знание, позволяющее людям прихо­дить к согласию относительно характера ситуации. Некоторые ситуации обладают «сильными» характеристиками: в этих ситуациях, несмотря на личностные различия, проявляются незначительные индивидуаль­ные вариации в поведении; ситуации со «слабыми» характеристиками допускают большее проявление индивидуальных различий.
Групповые факторы определения ситуации - влияние возраста, пола, профессиональных особенностей на преимуще­ственный характер конфликтов.
Индивидуальные факторы определения ситуации
Отсутствие личностной тревожности, интернальность (уверен в себе, не нуждается во внешней поддержке) способствует устойчивости в экстремальных ситуациях, меньшей подверженности дистрессу.
«Экстерналы» — неуве­рены в себе, нуждаются в поощрениях, болезненно реагируют на порица­ния, полагаются на случай, на судьбу. Обыден­ное представление о «конфликтной личности» связано с человеком, который чаще других оказывается участником конфликтных ситуаций, т. е. обладает повышенной склонностью к восприятию ситуаций как конфликтных или конфликтному реагиро­ванию на те или иные внешние обстоятельства. У человека может сформироваться своеобразное «эмоциональное тяготение» к периодической драматизации отношений и усилению межличностной напряженности. Еще одна основа «конфликтности» личности - неадекватность сформировавшихся у человека представлений о себе и других: завышенная самооценка, тенденция к ее подтверждению за счет низкой оценки других приводят к                                                                                                                                                                                                                                                                                   возникновению межличностных затруднений. В этих случаях может возникать устойчивая ориентация на преимущественное восприятие негативных свойств окру­жающих и как следствие — преобладание в отношении к ним отрицательных оце­нок. Другой вид «конфликтности» личности связан с преимущественным — более частым, чем это бывает в среднем, — использованием «конфликтных» стратегий взаимодействия.
Людей, «трудных» в общении, отличает выраженная ориентация на достижение собственных целей, стрем­ление добиваться своего, не считаясь с интересами и желаниями другого. Такая установка на жесткую реализацию своих интересов любой ценой приводит к тому, что человек начинает испытывать труд­ности в решении проблем, зависящих от других.
ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ
Оценка ситуации - это скорее це­лостное «схватывание» образа ситуации в аффективных тонах. Универсальной реакцией человека на противоречия, раздвоенность, дезинтег­рацию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление к преодоле­нию этой дисгармонии.
Уход от конфликта может иметь бессознательный или сознательный характер.
Бессознательный уход от возникающих проблем получил наиболь­шее освещение в психоаналитической традиции: бессознательные конфликты в психике человека, воздействуя на мотивацию, начинают управлять его поведением.
Согласно тео­рии структурного баланса Ф. Хайдера, человек сталкиваясь с противоречиями в своих представлениях об отношениях с другими людьми, их поведении и т.д., испытывает дискомфорт и стремится преодолеть это противоречие.
Переинтерпретация может иметь вполне рациональный характер, свя­занный, например, с пересмотром своего отношения к ситуации, ее действительной значимости для него. Конфликтологи считают уход от конфликта рациональным, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участ­ника конфликтной ситуации, либо принеся ему успех без особых усилий, либо, улучшив расстановку сил в его пользу, предоставит ему более выгодные возможно­сти для решения ситуации.
В интерперсональном взаимодействии уход от конфликта может быть реализо­ван в двух основных стратегиях поведения. 1) собственно уход, избегание ситуации, игнорирование проблемы, нежелание вступать во взаимодействие с партнером по поводу возникших разногласий, ограничение контактов с ним.
2) стратегия уступчивости, когда человек решает возникшую проблему за счет отказа от собственных интересов, своей позиции и идет навстречу интересам партнера. Такой выбор также можно считать рациональным, если предмет разногласий оце­нивается не столь высоко, чтобы вступать из-за него в «борьбу», ущерб, который может быть нанесен в этом случае отношениям, кажется уступающему более существенным.
Уступ­чивость, за которой стоит неспособность или нежелание решать свои проблемы, как постоянный стиль поведения является симптомом того, что личность хочет избежать трудностей.
В социокультурном контексте «конфликтофобия» обусловлена присущими обыденному сознанию негативны­ми установками по отношению к конфликтам, за которыми стоит страх перед их возможным разрушительным влиянием, из-за чего конфликт воспринимается чело­веком как опасность, угроза собственному благополучию, отношениям с людьми, своей репутации и т. д. «Конфликтофобия» проявляется в стремлении поскорее «избавиться» от кон­фликта, например, с помощью подавления, избегания, ухода от конфликтов.
ДИАЛОГ - одна из форм преодоления проти­воречия, лежащего в основе конфликта человека с самим собой или с другими лю­дьми. Наиболее существенной чертой диалога является взаимодействие выраженных в речи различных смысловых позиций. Обе смысловые позиции получают равное право выражения. В конфликте диалогическое взаи­модействие приобретает особенно сложный характер: человек ведет с партнером диалог, который может сопровождаться внутренним монологом или даже внутрен­ним диалогом, спором с самим собой.
Чем более долговременные отношения связывают участников взаимодействия (семья, совместная работа, общая или сопредельная территория и т. д.), тем более важным является сохранение их отношений, которые не должны приноситься в жертву сию­минутному выигрышу.
КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Мотивы и цели участников конфликта
Целевая структура конфликтной ситуации:
1.    Цели участников конфликтной ситуации, связанные с предметной стороной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого результата.
2.    Цели участников конфликта, связанные с социальными аспектами конфлик­та (их взаимоотношениями друг с другом).
3.    Цели участников конфликта, связанные с психологической потребностью в обосновании своей позиции для себя и для других.
Конфликт существует, когда стороны преследуют разные и несовместимые цели.
Целью людей в конфликте является изменение ситуации в бла­гоприятную для себя сторону (идет ли речь о конфликте с другими или конфликте с самим собой). Поскольку конфликт предполагает взаимодействие сторон, то эта активность неиз­бежно направляется на «другую сторону», следовательно существуют цели, связанные с воздействием друг на друга («договориться», «взять верх» и т. д.).
Мотивы: «быть понятым», поддержанным окру­жающи, «быть справедливым», «сохранить лицо», «оказаться правым».
Стратегии и тактики взаимодействия
Е.И. Доценко предлагает все виды взаимодействий  расположить вдоль ценностной оси, один из полюсов которой — это «отношение к другому как к ценности», второй — «отношение к другому как к сред­ству».
1) Доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);
2) Уход (избегание, игнорирование);
3)      Уступчивость (иногда обозначается как приспособление);
4)      Сотрудничество (кооперация, интеграция).
5) компромисс (вариант сотрудничества).
Кооперативные и конкурентные стратегии вза­имодействия участников конфликта в ре­альной ситуации могут переходить друг в друга.
Процесс и виды воздействия              
Убеждение, внушение, просьба, принуждение, деструктивная критика, игнорирование, манипуляция. Объектом воздействия становятся мотивы партнера, его ценности, представления о сложившейся ситуации, его эмоциональные состояния. Психологически конструктивное влияние отве­чает трем критериям: 1) не быть разрушительным для личностей, участвующих во взаимодействии, и их отношений; 2) быть психологически корректным; 3) удов­летворять потребности обеих сторон.
Приемы психологического давления: 1) использование в своих целях мотивов оппонента, например, таких как материальная заинтересован­ность, мотивы продвижения по службе и т.д. 2) создание угрозы Я-концепции оппонента, его представлениям о себе: манипулирование чувством страха, неуверенности в себе, вины и т. д.
Типичные деструктивные приемы воздействия на противника: угрозы, «эмоциональные удары» (унижения, ос­корбления), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрица­ние), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д.
Регуляторы конфликтного взаимодействия
Ситуационный контекст взаимодействия
?       общий эмоциональный фон и характер отношений,
?       жесткость структуры, в рамках которой возникает конфликт.
?       наличие «третьих лиц», заинтересованных в усилении или ослаблении кон­фликта.
?       поведение оппонента, другой стороны.
Благоприятная ситуация, в которой оказывается человек, не дает оснований для проявления конфликтных тенденций его характера (или смягчает их), и напротив — общая неблагоприятная ситуация может привести к конфликтному поведению даже вполне «миролюбивых» людей. Подобная зависи­мость свидетельствует об известном приоритете социально-психологических фак­торов перед индивидуально-психологическими среди субъективных факторов, де­терминирующих возникновение конфликтов. Однако в обыденном сознании нередко преувеличивается значение личност­ных факторов в возникновении конфликтов.
М. Дойч - закон социальных отношений: «Характерные процессы и эффекты, вызываемые данным типом социальных отношений, имеют тенден­цию вызывать данный тип социальных отношений». Кооперация вызывает и вызывается воспринимаемым подобием в представлениях и установках участников взаимодействия, готовностью помо­гать, открытостью в коммуникации, восприимчивостью к общим интересам и не подчеркиванием противоположных интересов. Конкуренция вызывает и вы­зывается использованием тактики принуждения, угрозы и хитрости, попытками увеличить различия в относительной силе сторон в свою пользу, ограничениями в коммуникации, минимальным осознанием сходства в ценностях и усилении вос­приимчивости к противоположности интересов, подозрительными и враждебными установками, значимостью и жесткостью проблем в конфликте.
Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления в прошлом становится положительным фактором установки участников конфликта на новую ситуацию разногласий, не­гативный же опыт отрицательно влияет на развитие нового конфликта.
Психологические ориентации участников конфликта
Психологическая установка - более или менее устойчивый комплекс когнитивных и мотивационных ориентаций на данную ситуа­цию, который выполняет функцию регуляции выбора стратегии поведения в этой ситуации.
Когнитивная ориентация - комплексы представлений (ожи­даний): мы «за» или «против» друг друга, связаны ли мы таким образом, что мы вместе выиграем или вместе проигра­ем, или же если один выигрывает, то другой проигрывает.
Мотивационные ориентации: В кооперативных отношениях человек склонен воспринимать дру­гого позитивно, иметь доверительные и доброжелательные установки. В конкурентной ситуации существует тенденция воспринимать друго­го негативно, иметь по отношению к нему подозрительные и враждебные установки, психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, добиваться односторонних преимуществ для себя, рассматривать другого как про­тивника. От оппонента ожидается наличие аналогичных устано­вок.
Моральная ориен­тация связана с взаимными обязательствами и правами и предполагает, что отношения рассматриваются не только с точки зрения личной перспективы, но и с позиции социальной перспективы, учитывающей интересы других в этих отноше­ниях. В коо­перативных ситуациях возникает тенденция к принятию равенства и взаимному уважению. В конкурентных ситуациях моральная ориентация может включать обязательства по соблюдению правил (напри­мер в случае дуэли), или же борьба ведется без правил, когда «все сред­ства хороши».
Социально-перцептивные регуляторы
Само существование кон­фликта как социально-психологического явления зависит от субъективного отражения события его участниками.
Адекватность отражения конфликтной ситуации.
Образ ситуации, на основании которого человек строит свое поведение в конфликте, представляет собой относительно целостное отражение сути противоречия, общей «расстановки сил», соб­ственных возможностей и возможностей «оппонента», его личности в целом.
Фундаментальная характеристика образа другого в конфликте -пристрастность. Поведение «оппонента» воспринимается другим участником конфликта как проти­воречащее его позиции, а потому как «неправильное», «неестественное», «нело­гичное».
В возникновении конфликта всегда виноват другой
Противопоставле­ние «хорошего» себя «плохому» другому выполняет  в конфликте своеобразную защитную функцию обоснования своей позиции за счет обесценивания позиции «плохого» другого.
Нормативные регуляторы
Нормативное обоснование своей позиции и поведения
1.       «двойной стандарт» нормативов.
2.       феноменом каузальной атрибуции - свое поведение воспринимается как предопределенное влиянием ситуационных факторов, а поведение других — влиянием их личностных особенностей.
3.       «ошибка ложного со­гласия» свое пове­дение считается "нормальным" и соответствующим обстоятельствам, потому что «все так делают».
4.       «хоро­шие люди совершают хорошие поступки», «плохие люди — плохие», в силу чего позитивная оценка себя автоматически придает позитивный смысл собственным действиям, а негативная оценка другого — негативный смысл его действиям. Тем самым происходит обоснование своей позиции и ее усиление за счет дискредита­ции позиции другого.
Критерий справедливости / несправедливости
Справедливость - это такое по­ложение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее опреде­ленному пониманию сущности человека и его прав. Смысл, вкладываемый людьми в понятие справедливости, кажется им чем-то само собой разумеющимся, пригодным для оценки всех условий жизни. Ощущение несправедливости становится основанием, как для воз­никновения конфликта, так и для продолжения конфронтации. Понятие справедливости выступает в качестве од­ного из принципов морального обоснования своей позиции участниками конфлик­та.
Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях представляют собой систему представлений участни­ков конфликта о «правильном» поведении, которые определяют логику развития конфликтной ситуации, характер и последовательность действий ее участниками. Правила принимаются участниками за нечто «само собой разумеющееся» и потому далеко не всегда рефлексируются ими.
Культурные нормы взаимодействия в конфликте
Процесс возникновения, развития и разрешения конфлик­тов определяется нормами той культуры, в рамках которой он протекает.
Этические нормы взаимодействия в конфликте
Этическая проблема возникает тогда, когда взаимодействие развивается по типу «нечестной игры», когда партнер рассматривается как средство или помеха в дости­жении каких-либо целей, а значит, должен быть использован или нейтрализован. Даже при сознательном нарушении этических норм человек стремится придать своим действиям «законный» характер, нормативно обо­сновать их, а подчас и к некоторой «маскировке» с целью создания приемлемого «смысла для других» (а возможно, и «смысла для себя»).
Ту же роль в межличностном взаимодействии играют социальные стереотипы, связанные с «образом врага». То, что считается несправедливым, меняет свой смысл на противоположный, как только речь заходит о «врагах». При высокой степени непримиримости «другой» становится «врагом», по отношению к которому «все средства хороши».
Модели развития межличностной конфликтной ситуации
 
 
Характер ситуации (коопе-ративный или конкурентный)
Условия протекания конфликта
Наличие «третьих сил»
Опыт отношений сторон
 
Установка на взаимодействие

и т.д.................


Прежний опыт взаимо- действия участников
конфликта
Позитивный опыт отсут- ствия разногласий или их успешного преодоления
Опыт непреодоленных разногласий и
«недоговоренности»
Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального взаимодействия

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.