Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Конфликтологии"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 19.10.2012. Год: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1
 
СТАНОВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Конфликт - это биполярное явление, проявляющее себя в ак­тивном противостоянии двух сторон, направленном на преодоление противоречия, причем сторо­ны конфликта представлены активным субъектом или субъектами.
Конфликтология—это особая междисциплинар­ная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подхо­ды к описанию, изучению и развитию прак­тики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.
1957 – Социологическая ассоциация ЮНЕСКО
1990 – конференция в Красноярске
1. Социал-дарвинизм ин­терпретирует человеческое общество в системе биологических понятий, опирающихся на законы естественного существования. Конфликт отождествляется с борьбой, которая, в свою очередь, рассматривается как форма социального взаимодействия.
Л. Гумплович (1838-1909), автор книги «Расовая борьба»: общество - совокупность групп людей, беспо­щадно борющихся между собой за влияние, выживание и господство с применением насилия и принуждения. Людям от рождения присуща взаим­ная ненависть, поэтому конф­ликты неустранимы из жизни общества.
У. Самнер (1840-1910) считал естественный отбор и борьбу за существование неиз­бежными и универсальными условиями социальной жизни.
А. Смолл (1854-1926) считал «интерес» основной единицей социологического анализа, а основным социальным конфликтом в обществе - конфликт интересов.
Г. Ратценхофер (1842-1904): базо­вым законом социологии должно быть «приведение во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов».
2. Функциональная («равновесная») модель
Гербер­т Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Т. Парсонс
Социальный конфликт рассматривается как патология в существовании социальных систем (временное негативное явление), он деструктивен, дис­функционален и разрушителен.
3. «Конфликтная модель» - идея социального изменения
Р. Мертон: Для современного общества типичны конф­ликт ценностей и столкновения культур
К. Маркс: тезис о неиз­бежности классовой борьбы, возникающей в силу  разделенности общества на враждующие классы (эксплуататоров и эксплуатируемых), а классовая борьба между ними - главная движущая сила истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношени­ях собственности и ее распределения.
4. Конфликтный функционализм: позитивные функции конфликтов
Георг Зиммель (немецкий философ, 1858-1918): конф­ликт в обществе неизбежен, потому что - это выражение естествен­ной враждебности между людьми, которая является «основой че­ловеческих отношений, наряду с другой — симпатией между людьми». Одна из его основных форм - конфликт между индивидом и об­ществом. Изучал конфликты между этни­ческими группами, разными поколения­ми людей и культурами, мужчинами и женщинами. Конфликт может приводить к соци­альной интеграции и, обеспечивая выход враж­дебности, усиливать социальную солидарность.
Ральф Дарендорф (немецкий социолог): социальный конфликт всегда был и будет присущ любому обществу в силу неизбежного разли­чия интересов. Однако в постиндустриальном обществе основной конфликт свя­зан с перераспределением власти.
Л. Козер не противопоставлял теорию конфликта струк­турному функционализму, а «вписал» конфликт в идеи общественного порядка. Социальный конфликт - это борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперни­ка. Одна из позитивных функций конфликта заключается в его способно­сти разрядить и снять напряженность между антагонистами, накопление которой только обостряет их отношения. Конфликт может выполнять «ком­муникативно-информационную» и «связующую» функции, он по-своему объединяет людей общностью ситуации, позволяя им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия. «Социально контролируемый конфликт «очищает воздух» для его участников и по­зволяет продолжение их отношений».
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
1. Интрапсихическая интерпретация Конфликта.
З. Фрейд первым охаракте­ризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, «психический конфликт», который является постоянным элементом душевной жизни че­ловека и его развития. Поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией. Идея о преобладании личностной обусловленности социально­го поведения. Межличностные труд­ности и конфликты, переживаемые человеком, имеют интрапсихическое происхождение.
К. Хорни: Человек невротического склада действует сразу в двух несовместимых направлениях.
Адлер проблемность во взаимодействии индивида с обществом связыва­ет с «невротическим стилем жизни», который является следствием «трудного» детства и характеризу­ется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереали­стичность.
Г. Салливен: под влиянием раннего опыта отношений у человека возни­кают т.н. «динамизмы» и «персонификации», которые начинают играть роль регулято­ров межличностного взаимодействия, сводя к минимуму значение последующих интерперсональных ситуаций.
Э. Эриксон: каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному ро­сту и преодолению жизненных препятствий.
 
2. Ситуационные подходы:
Стратегии поведения людей в конфликтах рассматриваются как результат научения тем или иным моделям взаимодействия.
М. Дойч - Теория о кооперации и конкуренции, ключевым моментом которой является «закон социальных отноше­ний»: Характерные процессы и эффекты, выз­ванные данным типом социального отно­шения, имеют тенденцию вызывать этот тип социального отношения.
Кооперация вызывает и вызывается воспринимае­мым подобием в представлениях и аттитюдах, готовностью оказывать помощь, от­крытостью в коммуникации, доверительными и дружественными аттитюдами, чув­ствительностью к общим интересам и неподчеркиванием противоположных инте­ресов, ориентацией на взаимную власть скорее, чем на различия во власти, и т. д.         
Конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принужде­ния, угрозы или хитрости; попытками увеличить различия в силе между собой и другим; ограни­ченной коммуникацией; минимизацией сходства в ценностях и увеличением чув­ствительности к противоположным интересам; подозрительными и враждебными установками; значимостью, ригидностью и масштабностью конфликтной проблемы и т. д.
М. Шериф - ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов:
Конфликт между людьми воз­никает в ситуациях, когда преследуемые ими цели блокируют­ся. Адекватное понимание этиоло­гии конфликта требует оце­нивания контек­ста ситуации, в которой он возникает.
3.Когнитивистские подходы
- акцент на субъективном переживании человека как ключевом факторе объяснения конфликтов.
К. Левин (провозвестник когнитивизма) фактически объединил интрапсихический и ситуационный подходы, придав «внешним» (объективным) факторам «внутренний», субъективный характер. В теории поля конфликт «психологически характеризует­ся как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные од­новременно воздействующие силы примерно равной величины».
Теории когнитивного соответствия
Ф. Хайдер - теория структурного баланса - анализ согласованности между системой установок инди­вида и его знаниями об установках и поведении окружающих. Сущность социально-психологического конфликта - в рассогласовании между системой представлений ин­дивида и его знаниями о представлениях и поведении других, между системами представлений разных людей.
Ньюком - акцент на процессе коммуникации между участни­ками взаимодействия, которые хотят, чтобы те, с кем они имеют дело, разделяли их точку зрения, особенно если речь идет о важных вещах, а их партнеры кажутся им привлекательными.
Гуманистическая психология: «поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа никогда не может быть оп­ределена полностью» (Роджерс).
Р. Мэй: Конфликт — это нормально, это то, что сопутствует как нашей внутренней жиз­ни, так и нашему взаимодействию с людьми. Переживание конфликтов — тяжелый и болезненный процесс, но это часть жизни человека. Причиной личностных проблем является нарушение пра­вильного распределения напряжений во внутренней структуре личности. Полное устранение конфликтов при­ведет к застою; задача - превращение деструктивных конфлик­тов в конструктивные.
Позитивные функции конфликтов
- Конфликт является источ­ником развития;
- Социо-когнитивные конфликты мо­гут быть источником интеллектуального развития детей.
- Противоречия и возможные конкурентные процессы - источник развития группы, в со­вместной деятельности «соперничество играет роль своеобраз­ного "катализатора" развития способностей». (
- Сигнальная функция - внутренние конфликты сигнализируют об объективных противоречиях жиз­ненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих от­ношений, чреватого пагубными последствиями (Ф.Е. Василюк). Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечи­вает сохранение, «выживание» наших отношений.
- Конфликт - это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений; возможность сближения.
- Ломка неверно сложившихся отношений, на месте которых строятся новые отношения и новые понятия.
 
ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление (Краткий психологический словарь).
В. С. Мерлин: психологический конфликт — это «состояние более или менее дли­тельной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ра­нее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свой­ствами, отношениями и действиями личности»
Мотивационные конфликты
К. Левин: 1) когда чело­век оказывается перед необходимостью выбо­ра между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами.
2) выбор меж­ду двумя в равной мере непривлекательными возможностями.
3) когда одна и та же цель (воз­можность, выбор) в равной мере и привлекательна, и
    непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы.
Н. Миллер: фундаментальные принципы конфликтов между тенденциями приближения и избегания:
1. Тенденция к достижению цели тем сильнее, чем ближе к ней субъект - градиент  
    приближения.
2. Тенденция к избеганию нежелательного объекта тем сильнее, чем ближе к нему
    субъект - градиент избегания.
3. Градиент избегания имеет более крутой характер, чем градиент приближения.
4. Усиление мотива повышает об­щий уровень градиента.
Когнитивные конфликты — столкновение несовместимых представлений.
Человек стремится к непротиворечивости, согласован­ности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и ис­пытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований.
Теория когнитивного диссо­нанса Л. Фестингера: Умень­шение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противореча­щих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу. Чем сильнее диссонанс, что определяется значимостью его составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или его устране­нию. Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем. Явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и по­тому делающая ее решение тяжелым.
Ролевые конфликты
1. конфликт «Я — роль», противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда либо из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора.
2. межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в се­рьезную психологическую проблему.
Внутриличностные противоречия и конфликты
Структуры личности, находящиеся в конфликте
Вид внутриличностного конфликта
     «Я хочу»       «Я должен»     («надо»)    «могу» («Я есть»)                               
 
 
Мотивационный конфликт («хочу» / «хочу»)
 
Нравственный конфликт («хочу»/«надо»)
 
Конфликт нереализованного желания
(между «хочу» и «могу»)
                  
Ролевой конфликт («надо» / «надо»)
                          
Адаптационный конфликт («надо» / «могу»)
                                                     
Конфликт неадекватной самооценки
(между «могу» и «могу»)
Внутриличностный конфликт можно рассматривать как одну из стадий развития внутриличностного противоречия - «субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т. п.) в самосознании личности, которые взаи­модействуют и изменяют друг друга в процессе развития» (Митина, Кузьменкова, 1998).
Межличностные конфликты — это ситуации противоречий, разногласий, стол­кновений между людьми. Ситуация противостоя­ния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере од­ним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разреше­ния и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.
           Психоаналитическая интерпретация
Хорни: Интерперсо­нальные проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интер­претируются через его внутренние конфликты, межличностное поведение - че­рез его личностный тип, определяющийся характером разрешения им внутренних конфликтов.
К. Левин (удовлетворение потребностей): как может индивид найти доста­точное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных персональных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы? Конфликты становятся более серьезными, если затрагивают наиболее значимые потребности человека. Брак связан с витальными потребностями людей.
М. Дойч: зависимость от контекста
Фундаментальные измерения интерпер­сональных отношений:
1.   Кооперация — конкуренция.
2.   Распределение власти (равное или неравное).
3.    Ориентация на задачу — социально-эмоционалная ориентация.
4.    Формальный — неформальный характер отношений.
5. Интенсивность и значимость.
Конфликты в различных сферах взаимодействия
Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский, Д. Б. Эльконин: динамика: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игру­шек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрас­те из-за правил игры. Основными сферами взрослого взаимодействиями, где возникают меж­личностные проблемы, являются дом и работа.
Два основных вида социальных конфликтов:
1. Конфликты ценнос­тей - это ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями (когнитивные), имеющи­ми для них особое значение. Система ценностей человека отражает то, что являет­ся для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим.
2. Ресурсные конфликты (или конфликты интересов, мотивационные) — это ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, ока­зывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.
Ролевые конфликты возникают из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила являются неотъемлемой час­тью совместного взаимодействия, его регуляторами, без которых оно оказывается  невозможным.
 
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА
1.       Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях:
А. Р. Лурия (Внутриличностные конфликты) вносил изменения в выполняемые испытуемым задания, фиксируя возникающие у него ре­акции на психофизиологическом уровне: конфликт темпов, «сшибка» внутренних ус­тановок, чего-то привычного (типа задачи, алгоритма выполнения и т. д.) и внезап­но появляющихся новых условий. На тех же принципах строил экспериментальные исследования конфликта Н. Миллер (на животных).
Наибольшее число методических процедур для экспериментального изу­чения конфликта было предложено представителями бихевиористской парадигмы.
Матричные игры («дилемма заключенного»), переговорные игры (в которых участники вступают в коммуникацию друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с дви­жением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы).
Создание реальных конфликтных ситуаций между участниками эксперимента в лабораторных условиях с участием под­ставного испытуемого («сообщника» экспериментатора).
Исследования с помощью гомеостатических аппа­ратурных методик.
 
2. Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях
Исследования Шерифа – межгрупповые конфликты в детском лагере.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон исследуя агрессию, со­здавали искусственные помехи в движении водителей или вводили в естественную ситуацию взаимодействия подставное лицо (ассистента экспериментатора), кото­рый пытался пройти куда-то без очереди или грубо толкал других при входе в транспорт и т. д.
3. Изучение специфических форм социального взаимодействия
    как моделей конфликта
П. М. Ершов - монография «Режиссура как практическая пси­хология»
Н.В. Крогиус изучал специфику взаимодействия в условиях шахматной игры.
В.Л. Ва­сильев, Филонов, Давыдов исследовали в качестве конфликта взаимодействие людей в различных ситуациях судебной практики.
Методы математического моделирования в изучении конфликтов.
 
4. Опросные методы
В.П. Левкович и О.Э. Зуськова - методика «Межличностный се­мейный конфликт» на основе представлений, что нарушение взаимоотношений между супругами и возникновение конфликтов являются следствием противоречий в сфере потребностей.
Для решения задач изучения поведения в семейных конфликтах предназначен опросник Ю. Алешиной, Л. Гозмана, Е. Дубовской «Характер взаимодействия суп­ругов в конфликтных ситуациях». Он содержит описание 32 ситуаций взаи­модействия супругов, которые носят конфликтный характер.
М. Штраус и С. Штайнметц разработали «Шкалу тактики поведения в кон­фликтах» для изучения конфликтов между членами семьи.
Тест К. Томаса направлен на выявление репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. Человеку предлагается 30 пар суждений, каждое из ко­торых отражает одну из возможных стратегий поведения. Испытуемый выбирает из каждой пары суждений то, которое он считает более соответствующим его ти­пичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»).
Тест Ф. Розенцвейга состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуе­мому предлагается идентификация с одним из них.
Методика рисуночного теста «Деловые ситуации» состоит из 20 рисунков, изоб­ражающих конфликтные ситуации производственного характера. Проце­дура опроса, обработки данных и интерпретации результатов аналогична тем, что используется в тесте Розенцвейга.
С.И. Ерина разработала шкалу диагностики ролевого конфликта, позволяющую выявить наличие психологического конфликта у руководителей первичных произ­водственных коллективов, степень его выраженности, зоны деятельности руково­дителя, вызывающие эти конфликтные переживания.
Т.А. Полозова - методическая процедура для изучения меж­личностного конфликта в группе, основанная на экспертных оценках отношений между членами обследуемого коллектива.
На тех же принципах основана «Модульная методика диагностики межличност­ных конфликтов» А. Я. Анцупова. Одни члены группы оценивают свои отношения с другими членами группы и их отношение к себе, кроме этого, оцениваются выпол­нение должностных обязанностей, ориентация на свои интересы и интересы орга­низации, нравственные качества и профессиональные знания коллег. В результате выявляются конфликтные и полуконфликтные диады, лица, имеющие наибольшее число конфликтных отношений, и другие особенности отношений в группе.
Для изучения взаимодействия руководителя и его подчиненных, стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, решает опросник А. А. Ершова. Автор выделяет у руководителей первичных коллективов четыре основные сферы ценностных ориентаций, которые актуализи­руются в конфликтных ситуациях: 1) на труд и его эффективность, 2) на себя, свои взгляды, опыт, 3) на авторитет коллег и руководителей, 4) на официальную субординацию, права и обязаннос­ти.
Московскими исследователями разработана методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах. Предполагается, что прогнозирование может осуществляться на основе информации о сфере и уровне притязаний человека, а также на результатах оценки его активности и эмоциональ­ности, потенциально ведущих к конфликтам.
Применительно к жизнедеятельности трудовых коллективов наиболее суще­ственными параметрами взаимных оценок, по ме­тодике А.Н.Лебедева, являются: уровень профессиональной подготовки, отношение к труду, уровень развития нравственных качеств, уровень способностей к руководству коллективом, уровень развития инновационных качеств.
Для исследования педагогического общения Э.И. Киршбаумом пред­ложены ситуации взаимодействия учителя с учениками.
Внутриличностные конфликты могут быть ди­агностированы путем выявления внутренних противоречий между различными сто­ронами «Я», личностными мотивами, тенденциями и т. д. Конфликты у больных неврозами связывались с расхожде­нием их представлений о своем «реальном» и «идеальном» «Я» (Иовлев и др.).
Е.Б. Фанталова - методика «Уровень соотношения "ценности" и "до­ступности" в различных жизненных сферах», предлагающая приемы распознавания внутренних конфликтов как «расхождений» между «ценностью» и «доступностью».
А.И. Тащева считает, что интерпретация человеком понятия «конфликт» позво­ляет уточнить особенности его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам. С этой целью ею предложена «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации», направленная на выявление семантического поля понятия конфликта.
Проективные методики, выявляю­щие соответствующие личностные особенности (например, ТАТ).
 
Феноменология конфликтов
Структура конфликта
1. Стороны (участники) конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации. Выделяют инициатора, активную и пассивную стороны, пассивных участников.
2. Условия возникновения и протекания конфликта
Факторы ситуации — социокуль­турный контекст (культурные нормы протекания и разре­шения конфликтов), непосредственный ситуационный фон, наличие третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта и др.
Объективные особенности внеш­ней ситуации – общий характер отношений: позитивная взаимозависимо­сть (кооперативная ситуация) или негативная (конкурентная ситуация). Равенство — неравенство партнеров. Ориентации на задачу или взаимоотношения.
Тесные контакты между людьми (например, супружеские отноше­ния) потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно — в явном или скрытом виде — противоречия в целях и интересах.
Субъективные факторы – интересы участников, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологиче­ские особенности. 
3. Предмет конфликта — объект противоречащих или несовместимых притязаний сто­рон: материаль­ный предмет (одна книга на двоих), возможность (одна должность, на которую претендуют участники), некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюде­ние/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтую­щих сторон, однако не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.
4. Действия участников конфликта взаимонаправлены и взаимообусловлены - конфликтное взаимодействие - основное содержание процесса конфликта.
5. Исход конфликта - не столько ре­зультат, сколько его идеальный образ, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия, определяющий его направленность и регулирующий конкретные действия участни­ков ситуации.
Динамические характеристики конфликтов - этапы развития:
1)   возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);
2)   осознание ситуации как конфликтной;
3)   конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);
4)   разрешение конфликта.
 
ОЦЕНКА СИТУАЦИИ
Теорема Томаса: «Если ситуации определяются как реаль­ные, они становятся реальными по своим послед­ствиям».  Следствием «определения ситуации» ста­новится поведение, которое человек строит в соответствии со своим определением.
Понимание обра­за восприятия как «ориентировочной основы поведения» позволяет утверждать, что «образы» людей, групп, социальных явлений становятся регуляторами поведе­ния человека, более значимыми, чем сами объекты. «Определение ситуации» вы­полняет функцию категоризации применительно к социальным ситуациям, отвечая тем самым потребности человека в уменьшении сложности окружающего мира.
Основой «определения ситуации» является содержание обыденного знания, здравый смысл человека, то, что составляет «объем знаний под рукой».
Главный признак, на основании которого человек определяет ситу­ацию как конфликтную, - воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны.
Чем более определенной является внешняя ситуация, тем более однотипные реакции она вызывает. Если же внешняя ситуация является менее определенной, ее восприятие в большей степени зависит от инди­видуальных особенностей участников.
«Объективные» факторы определения ситуации - общее «коллективно разделяемое» знание, позволяющее людям прихо­дить к согласию относительно характера ситуации. Некоторые ситуации обладают «сильными» характеристиками: в этих ситуациях, несмотря на личностные различия, проявляются незначительные индивидуаль­ные вариации в поведении; ситуации со «слабыми» характеристиками допускают большее проявление индивидуальных различий.
Групповые факторы определения ситуации - влияние возраста, пола, профессиональных особенностей на преимуще­ственный характер конфликтов.
Индивидуальные факторы определения ситуации
Отсутствие личностной тревожности, интернальность (уверен в себе, не нуждается во внешней поддержке) способствует устойчивости в экстремальных ситуациях, меньшей подверженности дистрессу.
«Экстерналы» — неуве­рены в себе, нуждаются в поощрениях, болезненно реагируют на порица­ния, полагаются на случай, на судьбу. Обыден­ное представление о «конфликтной личности» связано с человеком, который чаще других оказывается участником конфликтных ситуаций, т. е. обладает повышенной склонностью к восприятию ситуаций как конфликтных или конфликтному реагиро­ванию на те или иные внешние обстоятельства. У человека может сформироваться своеобразное «эмоциональное тяготение» к периодической драматизации отношений и усилению межличностной напряженности. Еще одна основа «конфликтности» личности - неадекватность сформировавшихся у человека представлений о себе и других: завышенная самооценка, тенденция к ее подтверждению за счет низкой оценки других приводят к                                                                                                                                                                                                                                                                                   возникновению межличностных затруднений. В этих случаях может возникать устойчивая ориентация на преимущественное восприятие негативных свойств окру­жающих и как следствие — преобладание в отношении к ним отрицательных оце­нок. Другой вид «конфликтности» личности связан с преимущественным — более частым, чем это бывает в среднем, — использованием «конфликтных» стратегий взаимодействия.
Людей, «трудных» в общении, отличает выраженная ориентация на достижение собственных целей, стрем­ление добиваться своего, не считаясь с интересами и желаниями другого. Такая установка на жесткую реализацию своих интересов любой ценой приводит к тому, что человек начинает испытывать труд­ности в решении проблем, зависящих от других.
ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ
Оценка ситуации - это скорее це­лостное «схватывание» образа ситуации в аффективных тонах. Универсальной реакцией человека на противоречия, раздвоенность, дезинтег­рацию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление к преодоле­нию этой дисгармонии.
Уход от конфликта может иметь бессознательный или сознательный характер.
Бессознательный уход от возникающих проблем получил наиболь­шее освещение в психоаналитической традиции: бессознательные конфликты в психике человека, воздействуя на мотивацию, начинают управлять его поведением.
Согласно тео­рии структурного баланса Ф. Хайдера, человек сталкиваясь с противоречиями в своих представлениях об отношениях с другими людьми, их поведении и т.д., испытывает дискомфорт и стремится преодолеть это противоречие.
Переинтерпретация может иметь вполне рациональный характер, свя­занный, например, с пересмотром своего отношения к ситуации, ее действительной значимости для него. Конфликтологи считают уход от конфликта рациональным, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участ­ника конфликтной ситуации, либо принеся ему успех без особых усилий, либо, улучшив расстановку сил в его пользу, предоставит ему более выгодные возможно­сти для решения ситуации.
В интерперсональном взаимодействии уход от конфликта может быть реализо­ван в двух основных стратегиях поведения. 1) собственно уход, избегание ситуации, игнорирование проблемы, нежелание вступать во взаимодействие с партнером по поводу возникших разногласий, ограничение контактов с ним.
2) стратегия уступчивости, когда человек решает возникшую проблему за счет отказа от собственных интересов, своей позиции и идет навстречу интересам партнера. Такой выбор также можно считать рациональным, если предмет разногласий оце­нивается не столь высоко, чтобы вступать из-за него в «борьбу», ущерб, который может быть нанесен в этом случае отношениям, кажется уступающему более существенным.
Уступ­чивость, за которой стоит неспособность или нежелание решать свои проблемы, как постоянный стиль поведения является симптомом того, что личность хочет избежать трудностей.
В социокультурном контексте «конфликтофобия» обусловлена присущими обыденному сознанию негативны­ми установками по отношению к конфликтам, за которыми стоит страх перед их возможным разрушительным влиянием, из-за чего конфликт воспринимается чело­веком как опасность, угроза собственному благополучию, отношениям с людьми, своей репутации и т. д. «Конфликтофобия» проявляется в стремлении поскорее «избавиться» от кон­фликта, например, с помощью подавления, избегания, ухода от конфликтов.
ДИАЛОГ - одна из форм преодоления проти­воречия, лежащего в основе конфликта человека с самим собой или с другими лю­дьми. Наиболее существенной чертой диалога является взаимодействие выраженных в речи различных смысловых позиций. Обе смысловые позиции получают равное право выражения. В конфликте диалогическое взаи­модействие приобретает особенно сложный характер: человек ведет с партнером диалог, который может сопровождаться внутренним монологом или даже внутрен­ним диалогом, спором с самим собой.
Чем более долговременные отношения связывают участников взаимодействия (семья, совместная работа, общая или сопредельная территория и т. д.), тем более важным является сохранение их отношений, которые не должны приноситься в жертву сию­минутному выигрышу.
КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Мотивы и цели участников конфликта
Целевая структура конфликтной ситуации:
1.    Цели участников конфликтной ситуации, связанные с предметной стороной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого результата.
2.    Цели участников конфликта, связанные с социальными аспектами конфлик­та (их взаимоотношениями друг с другом).
3.    Цели участников конфликта, связанные с психологической потребностью в обосновании своей позиции для себя и для других.
Конфликт существует, когда стороны преследуют разные и несовместимые цели.
Целью людей в конфликте является изменение ситуации в бла­гоприятную для себя сторону (идет ли речь о конфликте с другими или конфликте с самим собой). Поскольку конфликт предполагает взаимодействие сторон, то эта активность неиз­бежно направляется на «другую сторону», следовательно существуют цели, связанные с воздействием друг на друга («договориться», «взять верх» и т. д.).
Мотивы: «быть понятым», поддержанным окру­жающи, «быть справедливым», «сохранить лицо», «оказаться правым».
Стратегии и тактики взаимодействия
Е.И. Доценко предлагает все виды взаимодействий  расположить вдоль ценностной оси, один из полюсов которой — это «отношение к другому как к ценности», второй — «отношение к другому как к сред­ству».
1) Доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);
2) Уход (избегание, игнорирование);
3)      Уступчивость (иногда обозначается как приспособление);
4)      Сотрудничество (кооперация, интеграция).
5) компромисс (вариант сотрудничества).
Кооперативные и конкурентные стратегии вза­имодействия участников конфликта в ре­альной ситуации могут переходить друг в друга.
Процесс и виды воздействия              
Убеждение, внушение, просьба, принуждение, деструктивная критика, игнорирование, манипуляция. Объектом воздействия становятся мотивы партнера, его ценности, представления о сложившейся ситуации, его эмоциональные состояния. Психологически конструктивное влияние отве­чает трем критериям: 1) не быть разрушительным для личностей, участвующих во взаимодействии, и их отношений; 2) быть психологически корректным; 3) удов­летворять потребности обеих сторон.
Приемы психологического давления: 1) использование в своих целях мотивов оппонента, например, таких как материальная заинтересован­ность, мотивы продвижения по службе и т.д. 2) создание угрозы Я-концепции оппонента, его представлениям о себе: манипулирование чувством страха, неуверенности в себе, вины и т. д.
Типичные деструктивные приемы воздействия на противника: угрозы, «эмоциональные удары» (унижения, ос­корбления), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрица­ние), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д.
Регуляторы конфликтного взаимодействия
Ситуационный контекст взаимодействия
?       общий эмоциональный фон и характер отношений,
?       жесткость структуры, в рамках которой возникает конфликт.
?       наличие «третьих лиц», заинтересованных в усилении или ослаблении кон­фликта.
?       поведение оппонента, другой стороны.
Благоприятная ситуация, в которой оказывается человек, не дает оснований для проявления конфликтных тенденций его характера (или смягчает их), и напротив — общая неблагоприятная ситуация может привести к конфликтному поведению даже вполне «миролюбивых» людей. Подобная зависи­мость свидетельствует об известном приоритете социально-психологических фак­торов перед индивидуально-психологическими среди субъективных факторов, де­терминирующих возникновение конфликтов. Однако в обыденном сознании нередко преувеличивается значение личност­ных факторов в возникновении конфликтов.
М. Дойч - закон социальных отношений: «Характерные процессы и эффекты, вызываемые данным типом социальных отношений, имеют тенден­цию вызывать данный тип социальных отношений». Кооперация вызывает и вызывается воспринимаемым подобием в представлениях и установках участников взаимодействия, готовностью помо­гать, открытостью в коммуникации, восприимчивостью к общим интересам и не подчеркиванием противоположных интересов. Конкуренция вызывает и вы­зывается использованием тактики принуждения, угрозы и хитрости, попытками увеличить различия в относительной силе сторон в свою пользу, ограничениями в коммуникации, минимальным осознанием сходства в ценностях и усилении вос­приимчивости к противоположности интересов, подозрительными и враждебными установками, значимостью и жесткостью проблем в конфликте.
Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления в прошлом становится положительным фактором установки участников конфликта на новую ситуацию разногласий, не­гативный же опыт отрицательно влияет на развитие нового конфликта.
Психологические ориентации участников конфликта
Психологическая установка - более или менее устойчивый комплекс когнитивных и мотивационных ориентаций на данную ситуа­цию, который выполняет функцию регуляции выбора стратегии поведения в этой ситуации.
Когнитивная ориентация - комплексы представлений (ожи­даний): мы «за» или «против» друг друга, связаны ли мы таким образом, что мы вместе выиграем или вместе проигра­ем, или же если один выигрывает, то другой проигрывает.
Мотивационные ориентации: В кооперативных отношениях человек склонен воспринимать дру­гого позитивно, иметь доверительные и доброжелательные установки. В конкурентной ситуации существует тенденция воспринимать друго­го негативно, иметь по отношению к нему подозрительные и враждебные установки, психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, добиваться односторонних преимуществ для себя, рассматривать другого как про­тивника. От оппонента ожидается наличие аналогичных устано­вок.
Моральная ориен­тация связана с взаимными обязательствами и правами и предполагает, что отношения рассматриваются не только с точки зрения личной перспективы, но и с позиции социальной перспективы, учитывающей интересы других в этих отноше­ниях. В коо­перативных ситуациях возникает тенденция к принятию равенства и взаимному уважению. В конкурентных ситуациях моральная ориентация может включать обязательства по соблюдению правил (напри­мер в случае дуэли), или же борьба ведется без правил, когда «все сред­ства хороши».
Социально-перцептивные регуляторы
Само существование кон­фликта как социально-психологического явления зависит от субъективного отражения события его участниками.
Адекватность отражения конфликтной ситуации.
Образ ситуации, на основании которого человек строит свое поведение в конфликте, представляет собой относительно целостное отражение сути противоречия, общей «расстановки сил», соб­ственных возможностей и возможностей «оппонента», его личности в целом.
Фундаментальная характеристика образа другого в конфликте -пристрастность. Поведение «оппонента» воспринимается другим участником конфликта как проти­воречащее его позиции, а потому как «неправильное», «неестественное», «нело­гичное».
В возникновении конфликта всегда виноват другой
Противопоставле­ние «хорошего» себя «плохому» другому выполняет  в конфликте своеобразную защитную функцию обоснования своей позиции за счет обесценивания позиции «плохого» другого.
Нормативные регуляторы
Нормативное обоснование своей позиции и поведения
1.       «двойной стандарт» нормативов.
2.       феноменом каузальной атрибуции - свое поведение воспринимается как предопределенное влиянием ситуационных факторов, а поведение других — влиянием их личностных особенностей.
3.       «ошибка ложного со­гласия» свое пове­дение считается "нормальным" и соответствующим обстоятельствам, потому что «все так делают».
4.       «хоро­шие люди совершают хорошие поступки», «плохие люди — плохие», в силу чего позитивная оценка себя автоматически придает позитивный смысл собственным действиям, а негативная оценка другого — негативный смысл его действиям. Тем самым происходит обоснование своей позиции и ее усиление за счет дискредита­ции позиции другого.
Критерий справедливости / несправедливости
Справедливость - это такое по­ложение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее опреде­ленному пониманию сущности человека и его прав. Смысл, вкладываемый людьми в понятие справедливости, кажется им чем-то само собой разумеющимся, пригодным для оценки всех условий жизни. Ощущение несправедливости становится основанием, как для воз­никновения конфликта, так и для продолжения конфронтации. Понятие справедливости выступает в качестве од­ного из принципов морального обоснования своей позиции участниками конфлик­та.
Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях представляют собой систему представлений участни­ков конфликта о «правильном» поведении, которые определяют логику развития конфликтной ситуации, характер и последовательность действий ее участниками. Правила принимаются участниками за нечто «само собой разумеющееся» и потому далеко не всегда рефлексируются ими.
Культурные нормы взаимодействия в конфликте
Процесс возникновения, развития и разрешения конфлик­тов определяется нормами той культуры, в рамках которой он протекает.
Этические нормы взаимодействия в конфликте
Этическая проблема возникает тогда, когда взаимодействие развивается по типу «нечестной игры», когда партнер рассматривается как средство или помеха в дости­жении каких-либо целей, а значит, должен быть использован или нейтрализован. Даже при сознательном нарушении этических норм человек стремится придать своим действиям «законный» характер, нормативно обо­сновать их, а подчас и к некоторой «маскировке» с целью создания приемлемого «смысла для других» (а возможно, и «смысла для себя»).
Ту же роль в межличностном взаимодействии играют социальные стереотипы, связанные с «образом врага». То, что считается несправедливым, меняет свой смысл на противоположный, как только речь заходит о «врагах». При высокой степени непримиримости «другой» становится «врагом», по отношению к которому «все средства хороши».
Модели развития межличностной конфликтной ситуации
 
 
Характер ситуации (коопе-ративный или конкурентный)
Условия протекания конфликта
Наличие «третьих сил»
Опыт отношений сторон
 
Установка на взаимодействие

и т.д.................


Прежний опыт взаимо- действия участников
конфликта
Позитивный опыт отсут- ствия разногласий или их успешного преодоления
Опыт непреодоленных разногласий и
«недоговоренности»
Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального взаимодействия

Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.