На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономическое содержание налогов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Астраханский  Государственный Технический Университет
 
 
 
 
 
Кафедра: «Экономика бизнеса и финансы»
 
 
 
 
 
Реферат на тему:
«Экономическое содержание налогов»
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил:
Студент группы ДФЭФ-11б
Лысенко С.В.
 
 
 
 
 
Астрахань 2012
Налоговые поступления являются основой государственных финансов. Именно за счет налогов формируется  в основном доходная часть федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов, а также государственных социальных внебюджетных фондов.
Налоги появились на ранней стадии разделения общественного труда и возникновения государственных образований. По мере развития государства потребность в финансовых ресурсах все возрастала и периодические подати с покоренных племен и народов превратились в регулярные налоги, охватывающие все население страны. Постоянное взимание налогов с хозяйственных субъектов и большинства трудоспособных подданных требовало законодательного обеспечения.
Первые известные нам  законы о налогах относятся к 60-м гг. XVIII в. до н. э. Это выбитые  на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Законы были изложены по определенной системе и содержали 282 статьи, касающиеся судопроизводства, собственности и податей. Подати царю и местной знати обязаны были платить свободные землевладельцы и ремесленники. Они уплачивались деньгами или натурой, а именно зерном, ремесленными изделиями, скотом и пр. Объектом обложения служили земля, недвижимое имущество, а также движимое имущество, т. е. крупный рогатый скот. Сборщики подати находились на службе у царя (были чиновниками). Размер подати обычно составлял десятину, т. е. 10% доходов от имущества.
В законах царя Хаммурапи  присутствуют несколько элементов обязательных для налогового законодательства и сегодня. Имеются два вида податей: в царскую казну и местные подати. Определены субъекты податей - как отмечено выше, свободные люди, занимающиеся каким-либо видом деятельности. Определены объекты податей - с какого именно имущества и с каких доходов они взимаются. Установлены размер податей (налоговая ставка) и порядок их сбора. В законах содержатся также меры по защите налогоплательщиков.
Нельзя исключать, что  существовали еще более древние  законы.
Налоговое законодательство развивалось параллельно во всех странах мира. Впоследствии для многих европейских государств базовым стало римское право. В России система податей и пошлин была узаконена в Русской Правде КНЯЗЯ Ярослава Мудрого (ок. 978-1054).
Вхождение налогов в повседневную жизнь общества заставляло задуматься над вопросом о сущности и природе налогов. Развитие государства и расширение его функций сопровождается эволюцией научных взглядов на налоги как на социально-экономическую категорию. В рамках экономической науки появляется общая теория налогов.
Одной из первых стала теория обмена, которая основывалась на возмездном характере налогообложения. Ее суть такова: через уплату налогов граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка внутри страны и т. д.
Эта теория применялась в  условиях Средневековья и являлась формальным отражением существовавших в то время общественных отношений.
Более поздней разновидностью теории обмена является атомистическая теория. Ее представителями были французские мыслители Себастьян де Вобан (1633-1707) - теория общественного договора и Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - теория публичного договора. Их учение сводится к тому, что налог есть результат договора между гражданами и государством. Гражданин вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Налог - это плата за мир и определенные выгоды.
Последователями данной теории были Томас Гоббс (1588- 1679), Вольтер (1694-1778), Оноре Мирабо (1749-1791) - лидер крупной буржуазии в начале Великой французской революции.
Несколько позже возникла теория наслаждения, автором которой стал швейцарский экономист Жан Симонд де Сисмонди (1773-1842). Согласно этой теории гражданин покупает у государства наслаждение от общественного порядка, обеспечения защиты личности и общественности, правосудия и т. д. По сути это развитие теории обмена.
Теорию налога как страховой премии выдвинули Адольф Тьер (1797-1877) во Франции и Джон Рамсей Мак-Куллох (1789-1864) в Англии. По их мнению, налоги - это страховой платеж, уплачиваемый гражданами государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т. д. В отличие от истинного страхования, т. е. получения страхового возмещения при наступлении страхового случая, налоги уплачиваются, чтобы предотвратить этот случай, чтобы заранее профинансировать расходы государства на обеспечение правопорядка и обороны.
В последней трети XVIII в. вместе с классической политической экономией создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В 1776 г. вышла его книга "Исследование о природе и причинах богатства народов". Она стала, пожалуй, для науки о налогах тем же, чем аксиомы Евклида для геометрии. Из сочинения
А. Смита можно вывести четыре основных принципа налогообложения, которые не устарели до нашего времени.
    Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
    Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
    Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
    Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Первые три принципа, помимо своего содержания, безусловно, ориентируют не на фискальный подход к налогам, а на меры, способствующие расширению налоговой базы.
Один из главных выводов  А. Смита состоял в том, что  источником всякого богатства в натуральной и денежной форме является труд. Богатство любой нации зависит от двух основных факторов: удельного веса населения, занятого производительным трудом, и уровня производительности труда. А. Смит подразделял труд на производительный, т. е. увеличивающий стоимость предмета, к которому он прилагается, и непроизводительный, при котором возрастание стоимости не происходит. Самым главным двигателем производительного труда служит свобода конкуренции. Стихийное действие объективных экономических законов А. Смит считал "неведомой рукой", могущей регулировать экономические процессы без вмешательства государства. Этот тезис мог иметь право на существование в условиях начальной стадии товарного производства. Встречающиеся же в последнее время попытки руководстйоваться им сейчас говорят лишь о незнании истории развития хозяйства за последние два столетия. Впрочем, мощный кризис, показавший несостоятельность теории стихийности, проявился уже в 1825 г., более чем за 100 лет до великой депрессии XX в.
А. Смит заложил основы классической школы политической экономии. Нужно  сказать, что он многое впитал от своих  выдающихся предшественников. Кроме уже упомянутых выше, одним из замечательных ученых был английский экономист Уильям Петти (1623-1687), автор теории трудовой стоимости. В своем "Трактате о налогах и сборах" он разрабатывал теорию косвенных налогов.
Классическая теория рассматривает  налоги как один из видов государственных  доходов, которые должны покрывать  расходы на содержание правительства. Какая-либо иная роль налогам не отводится.
Речь не идет ни о регулировании  экономики, ни о плате за услуги, ни о страховом платеже.
Классическая теория налогов  основывается на теории рыночной экономики. Удовлетворение индивидуальных потребностей осуществляется через предоставление экономической свободы, свободы деятельности гражданина. Государство должно обеспечить развитие рыночных отношений, охрану права собственности. Для этого нужны финансовые ресурсы, а их основным источником могут быть только налоги.
Классическую теорию развивали  Давид Рикардо (1772- 1823), Джеймс Милль (1773-1836), Жан-Батист Сэй (1767-1832) и др.
А. Смит упорядочил классификацию  налогов, их разделение на прямые и  косвенные налоги.
Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
Первая классификация  налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в XVII в., был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог - это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами - на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.
Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия хотя и устарела, но не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, налог на операции с ценными бумагами, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.
При косвенном налогообложении  юридическое или физическое лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, которое должно быть подвергнуто налогообложению, - это разные лица. Например, акцизный налог на алкогольные изделия уплачивается производителем, хотя после реализации изделий акциз возмещается ему потребителем, который и оказывается действительным плательщиком налога.
Следует иметь в виду, что это только теоретическое  предположение, поскольку на практике может происходить иное. При определенных обстоятельствах прямые налоги также могут оказаться частично переложенными на потребителя через механизм роста цен. В свою очередь косвенные налоги не всегда могут быть переложены на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.
А теперь пора дать определение  налога в современном понимании. Статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) содержит определение налога и сбора.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Нужно сказать еще об одном  виде платежа, безусловно относящемся к налоговой системе. Это пошлины. Пошлина - оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика. Государственная пошлина уплачивается, например, за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, регистрацию сделок, записи в актах гражданского состояния, выдачу каких- либо свидетельств, выписок, данных и т. д.
Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через таможенную границу.
Исходя из определений  рассмотрим основные признаки и основные элементы налога.
Основные признаки налога следующие:
    императивность или абсолютная обязательность уплаты налога;
    индивидуальная безвозмездность, поскольку налогоплательщик в отличие от             плательщика сборов не может рассчитывать на какую-либо конкретную пользу' от государства лично для себя;
    законность, т. к. налог может устанавливаться только законодательством и взиматься лишь на основании закона;
    регулярность взимания;
    уплата в целях финансирования деятельности государства.
Для установления налога в  законе необходимо определить его основные элементы. Таковыми являются:
      субъект налогообложения, т. е. налогоплательщик или плательщик сбора;
      объект налогообложения и единица обложения;
      налоговая база;
      налоговая ставка;
      налоговый оклад, т. е. сумма налога с единицы обложения;
      налоговый период;
      налоговые льготы.
Налоговые льготы не принадлежат  к разряду обязательных элементов, ибо налог может быть установлен и без них.
А теперь вернемся к функциям налогов. Выше мы говорили, что налоги - основа формирования бюджета. Однако этим их функции отнюдь не исчерпываются. Сразу оговоримся, что по "поводу функций налогов у ученых не выработано единой точки зрения. В различных источниках можно встретить разные, порой противоположные взгляды.
Остановимся на наиболее приемлемом, на наш взгляд, варианте.
Первая функция налогов - это, несомненно, фискальная функция, с которой собственно все и начиналось. Фиском в Римской империи называлась казна императора, берущая свое начало от воинской кассы. Фискальная функция отражает задачу наполнить деньгами казну или в современном понимании бюджет государства.
Вторая функция налогов - распределительная, или социальная. Через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в т. ч. перетекание денег из производственной сферы в социальную.
Третья функция налогов - регулирующая. Именно она определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении. Можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, обеспечить свободу товарному рынку, регулировать направление инвестиций. Подчеркнем, что речь идет о регулировании деятельности частных компаний, которым нельзя "приказать".
Разработка научных методов  регулирования экономики с помощью  налогов связана с именем выдающегося  английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Применение разработанных им методов позволило, в частности, изменить цикличность производства и существенно смягчить экономические кризисы, потрясающие на протяжении XIX - первой половины XX в. западные страны. В соответствии с теорией Дж.М. Кейнса налоги служат главным рычагом государственного регулирования экономики и способствуют ее развитию. Теория выдвигает необходимость создания "эффективного спроса" в виде условий для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Государство с его кредитно- денежной и бюджетной политикой должно содействовать притоку инвестиций, в т. ч. путем соответствующей системы налогов. Одно из важнейших положений теории Кейнса - зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, т. к. представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство. Необходимо изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций.
Согласно теории Дж.М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости". Налоги должны быть высокими и прогрессивными. Тогда они действуют как "встроенный стабилизатор". Во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а во время кризиса налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Так достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления не только зависят от величины ставок налога, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале. Колебания величин происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.
Четвертая функция налогов - контрольная. С их помощью, благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.
Пятая функция налогов - политическая. Нередко она противоречит фискальной. Это связано с особыми режимами налогообложения для отдельных стран. Последним таким примером является Правительственное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взимании налога на добавленную стоимость по принципу "страны назначения".
Иногда в качестве отдельной  функции выделяют поощрительную функцию налогов, осуществляемую через установление налоговых льгот. Но на наш взгляд, ее можно не выделять в качестве самостоятельной функции, поскольку она поглощается социальной и регулирующей функциями налогов.
Как видим, функции налогов  тесно связаны с налоговыми теориями. Еще и сегодня не утихают дискуссии  вокруг регулирующей функции налогов. В XX в. была разработана неоклассическая теория налогов.
Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции. Государственное вмешательство  не должно ограничивать рынок с его  естественными саморегулирующими законами, способными без вмешательства извне достичь экономического равновесия. Государственное вмешательство нужно лишь для того, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции.
В этом заключается отличие  неоклассической теории от кейнсианской, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о  необходимости прямого вмешательства  государства в экономические  процессы.
Неоклассическую модель построил Джеймс Мид (1907- 1995). Он отводил государству косвенную роль в регулировании экономических процессов.
В неоклассической теории получили развитие два направления: теория экономики предложения и монетаризм. Представителями теории экономики предложения, возникшей в последней четверти XX в., являются М. Берне, Г. Стайн, А. Лэффер, М. Уэйденбаум (все ученые из США). По их мнению, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования и обновления производства. Государство обязано всемерно сокращать расходы и по минимуму вмешиваться в рынок.
Профессор А. Лэффер построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой и сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную активность частного сектора. Во второй половине XX в. кривая Лэффера получила всеобщее признание. Лежащая в основе кривой идея заключается в том, что чем выше налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от налогов. Если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или если успешное функционирование рынка будет сопровождаться прогрессивным налогообложением, то экономическая активность будет падать. Заинтересованность хозяйствующих субъектов является движущей силой процветающей экономики.
Отсюда следует вывод, что рост налоговых ставок поддерживает увеличение налоговых поступлений только до определенного предела, затем рост поступлений начинает замедляться, после чего наступает плавное снижение доходов бюджета, переходящее в резкое падение. Предпринимательская инициатива в условиях повышения налоговых ставок сокращается, а часть налогоплательщиков переходит из легального бизнеса в теневой сектор экономики.
Кривая Лэффера изображена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Кривая Лэффера:
ДБ - доходы бюджета; СтН - налоговые ставки в %;
ДБмакс - максимально возможная величина доходов бюджета;
СтНмакс - ставка налога, при которой доходы бюджета достигают максимального размера


 
Количественно предельной ставкой  для налогового изъятия в бюджет А. Лэффер считает 30% суммы доходов. Резкое падение начинается после 40-50% изъятия.
Доходы государства должны увеличиваться за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и тем самым - налогового бремени.
Налоговая политика согласно данной теории состоит в снижении налоговых ставок и предоставлении налоговых льгот корпорациям.
Теория монетаризма связана  с именем профессора Чикагского университета Мильтона Фридмана (р. 1912). По его мнению, государство в экономике играет лишь одну роль: регулирование денег в обращении. Это достигается изменением денежной массы и процентных банковских ставок.
Государство непрерывно увеличивает  расходы, усиливая инфляцию. Поэтому  его нельзя допускать к регулированию  производства и цен. Между тем  оно должно изымать излишек денег  из обращения. Сочетание снижения налогов  с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования экономического механизма.
Основная теоретическая  предпосылка неоклассицизма - это  поиски методов снижения инфляции.
Надо отметить, что попытки  в первой половине 90-х гг. XX в. в  России строить экономическую, в  т. ч. налоговую, политику на базе теории монетаризма потерпели полную неудачу.
Неокейнсианскую теорию развивают английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор. По их мнению, центр тяжести налогообложения должен лежать в области потребления. Отсюда - идея усиления косвенных налогов. Тогда деньги, предназначенные на покупку потребительских товаров, будут направлены либо в инвестиции, либо в сбережения. Инвестиции - фактор сегодняшнего роста, а сбережения - фактор будущего роста экономики.
Н. Калдор считал, что налог на потребление по прогрессивным ставкам с применением льгот для определенных видов товаров более справедлив, чем фиксированный налог с продаж.
В трудах Поля Самуэльсона (р. 1915) тесно переплетаются классические и кейнсианские взгляды.
Говоря о налоговых  теориях, мы вынуждены во многом опираться на зарубежный опыт. Так сложилось, что в XVIII-XIX вв. развитие капитализма в России шло медленнее, чем в западных странах, а большую часть XX в. у нас господствовали экономические теории, недооценивающие роль товарно-денежных отношений в обществе, в т. ч. и налогов.
Тем не менее и в России были выдающиеся ученые, развивающие налоговые теории, и практики. Среди них нужно отметить современника Петра I И.Т. Посошкова, автора труда "Опыт теории налогов" (1818) Н.И. Тургенева, работавших во второй половине XIX - начале XX в. крупных ученых И.Х. Озерова, И.И. Янжула, А.А. Соколова, А.А. Исаева и многих других.
В настоящее время теория налогов как важнейшая составляющая экономической науки в России начала возрождаться.
Исходя из теории налогов  и функций налогов определяется налоговая политика государства. На практике можно выделить три основные формы налоговой политики. Они встречаются не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.
Во-первых, это выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, когда государство стремится методом высоких налогов наполнить доходную часть бюджета и обеспечить превышение доходов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал А. Лэффер, чаще всего не достигает поставленных целей. Вместе с тем она имеет и еще более серьезные последствия. Происходит замедление расширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству. Население оказывает пассивное сопротивление данному курсу, и начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогообложения приводит в свою очередь к росту теневой экономики.
В подобной ситуации мы имеем  дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению  с остальными функциями.
Во-вторых, это налоговая  политика экономического развития. При этом государство стремится всемерно снижать налоги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. На первый взгляд может показаться, что именно к такой политике следует стремиться. Однако она может иметь не менее тяжкие последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств у правительства, снижение уровня жизни работников бюджетных организаций, включая врачей, учителей и т. д.
Третьей формой следует признать оптимальную налоговую политику. Вот ее-то проведение требует детального научного анализа и осмысления экономической  ситуации, прогнозирования последствий любых налоговых изменений, комплексности принятия решений. Для успеха налоговой политики необходимо исследовать прошлое, знать опыт зарубежных развитых стран, применять его, не слепо копируя, а соотнося со специфическими особенностями национальной экономики.
При проведении налоговой  политики могут разойтись фискальные интересы государственных органов и налогоплательщиков. Как достичь гармонизации интересов? Налоговая политика должна учитывать как интересы бюджета, так и интересы широких масс населения. Примирить их вполне возможно. Все заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии расширенного воспроизводства на основе передовых технологий. Также все заинтересованы в решении социальных проблем. Вопрос - в оптимальных соотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в "прозрачности" доходов и расходов бюджета.
В XXI в. Россия осуществляет начатый в начале 90-х гг. ^ предыдущего века переход к рынку. Этой задаче всемерно спо- собствует развитие налоговой системы Российской Федерации. Вместе с тем нужно определить, какой именно рынок мы хотим .>- построить.
Сформулируем, что представляет собой рыночная система хозяйства. Рыночная экономика - это система  организации хозяйства страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности на средства производства, экономической свободе граждан как собственников своей рабочей силы, их конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.
В рыночной экономике функционируют  и активно взаимодействуют друг с другом три основных специфических рынка. Это рынок товаров и услуг, или товарный рынок; рынок труда и рынок финансовых ресурсов, включающий в себя рынок ценных бумаг. Цену на рынке формирует соотношение спроса и предложения. На рынке труда ценой является заработная плата наемного работника.
Юридические лица (хозяйствующие  субъекты) выступают в одно и то же время в качестве потребителей и производителей - на товарном рынке, эмитентов и инвесторов - на финансовом рынке, работодателей - на рынке труда. Граждане выступают в качестве продавцов своей рабочей силы на рынке труда (трудоспособная часть населения), потребителей - на товарном рынке, инвесторов - на финансовом рынке.
Рыночные модели разных стран  значительно отличаются друг от друга. Можно выделить две основные модели рыночной экономики: либеральную модель и модель социально ориентированного рынка.
Либеральная модель основана на незначительном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Действует минимум предприятий государственного сектора, обеспечивается максимальная свобода хозяйствующим субъектам, государство принимает минимальное участие в решении социальных проблем, заботясь о беднейших слоях населения, регулирование носит монетарный характер и ограничивается преимущественно макроэкономикой. Либеральная модель действует в США, Канаде, близки к ней системы Англии и Франции.
Надо отметить, что многое из сказанного о либеральной модели относится скорее к прошлому перечисленных  стран. В настоящее время они  двигаются в сторону второй модели.
Социально ориентированная  модель отличается более высокой степенью государственного регулирования экономики. Здесь значителен государственный сектор, предпринимательская деятельность подвержена регламентации, государство гарантирует определенный уровень удовлетворения потребностей населения (а не только его низших слоев) в жилье, услугах здравоохранения, образования и культуры, заботится о занятости трудоспособной его части. Подобная модель функционирует в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции, Норвегии. Близка к ней и система Японии.
Вполне понятно, что либеральная  и социально ориентированная модели рынка требуют наличия у государства различных финансовых ресурсов. И налоги в странах со второй моделью, конечно, должны быть выше. Так что понятие "высокие" или "низкие" налоги - это не абсолютное, а относительное представление. Величина налогов должна соответствовать поставленным государством перед собой задачам.
Поэтому, когда А. Лэффер и его последователи говорят  о 30-процентном налоговом изъятии, надо тут же ставить вопрос: о какой модели рынка идет речь.
При переходе к рынку российская налоговая система эволюционирует. Она прошла уже несколько этапов своего развития и в настоящее время еще не является устоявшейся. Очевидно, изменения будут продолжаться еще в течение нескольких лет, что нужно иметь в виду.
Мы предлагаем следующую  укрупненную классификацию этапов современной налоговой реформы  Российской Федерации:
    1-й этап. 1990-1991 гг. Начальный или подготовительный этап. Выработка и принятие пакета законов об отдельных налогах;
    2-й этап. 1991-1998 гг. Становление налоговой системы;
    3-й этап. 1998-2000 гг. Вступление в действие части первой НК РФ. Определение общих принципов налогообложения;
    4-й этап. 2001 г. - настоящее время. Вступление в действие части второй НК РФ. Отработка отдельных налогов, регулируемых главами НК РФ.
Так создается единая комплексная  налоговая система на всем экономическом  пространстве России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
      Налоги и налогообложение: Учебник/ Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, В.Г. Князев и др.; Под ред. Д.Г. Черника.- 3-е издание. – М.: МЦФЭР, 2006.-528с.

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.