ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
реферат Несовершенство государственного регулирования |
Информация: |
Тип работы: реферат.
Добавлен: 19.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
? НЕСОВЕРШЕНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. П Л А Н. 1.Границы вмешательства государства в рыночную экономику. 2.Функции государства в экономике. 3.Причны «провалов» государственного регулирования. 1 1.Границы вмешательства государства в рыночную экономику. Необходимость и границы вмешательства государства в экономику связаны с невозможностью рынка в автоматическом режиме обеспечить общественную эффективность экономической системы. «Провалы рынка» есть препятствия, не позволяющие рыночному механизму обеспечить достижения общественной эффективности. К ним относятся: ? общественные блага. ? внешние эффекты; ? неравенство в доходах . ? рыночная власть ? асимметричность информации. Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику состоит в том, чтобы использовать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему недостатки. В этой связи к основным методам государственного регулирования рыночной экономики относятся: ? создание общественных благ ( оборона , образование, здравоохранение правоохранительная деятельность , охрана окружающей среды, поддержка научно-технического прогресса. ? Регулирование внешних эффектов. ? Регулирование перераспределения доходов. ? Проведение антимонопольной политики. ? Поддержка малого бизнеса. 2 ? Макроэкономическая стабилизация. ? Регулирование внешнеэкономической деятельности . Государственное регулирование экономики осуществляется по средствам комплекса мер административного , правого и экономического характера. К административным формам относятся : лицензирование , квотирование , контроль над ценами , доходами, валютным курсам, учетным процентам и др. Правовое регулирование осуществляется на основе законодательства через систему установления норм и правил ,регулирующих деятельность экономических субъектов. Экономическое (правовое) регулирование имеет разнообразные формы безвозвратного финансирования отраслей ,территорий , предприятий в форме дотаций, пособий , доплат из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального , регионального и местного уровней, Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К экономическим (косвенным) фондам государственного регулирования относятся относятся рычаги кредитно-денежной , налоговой, амортизационной , валютной , таможенной политики . Однако государство , подобно рынку , имеет свои «провалы» , т.е. те препятствия которые не позволяют государственному регулированию обеспечить достижение общественной эффективности. К « провалам государства» относятся : ? Наличие дефицитов и избытков ( высокие дотационные цены могут защищать неэффективных производителей) ? Отсутствие рыночных стимулов (субсидии позволяют функционировать 3 неэффективным предприятиям , а пособия могут ослаблять стремление индивидов прикладывать собственные усилия). ? Недостаток информации для государственных органов и избирателей (государственные органы не могут знать обо всех выгодах и издержках регулирующей политики, как избиратели , которые не могут сравнить все выгоды и издержки от реализации экономических программ различных политических партий). ? Изменения в государственной политике (экономическая эффективность Может серьезно пострадать от частной смены политики правительства , что затрудняет планирование ее действий и последствий). ? Бюрократия и неэффективность ( государственное вмешательство влечет за собой административные издержки , а государственные служащие преследуют свои собственные цели , не совпадающие с теми , ради которых им выделяются ресурсы). ? Ограниченные свободы для экономических субъектов (государственное вмешательство может повлечь за собой подрыв свободы экономических субъектов в принятии хозяйственных решений). В результате , целесообразность или нецелесообразность государственного вмешательства не имеет однозначной оценки , т.к. принятие решения о государственном вмешательстве в экономику должно строится на основе совпадения выгод и издержек такого вмешательства. Среди экономистов , в зависимости от того на выгодах или на издержках государственного регулирования делается главный акцент , сформировались три основных подхода о границах государственного вмешательства в экономику. 1. Границы вмешательства государства в экономику : модуль само- регулирующейся экономики. Разработана классической школой (Смит) . 4 Доминировала до великой депрессии 1919-1933 гг. Основные положения: ? Невмешательство государства в регулировании рыночной экономики, государство должно ведать обороной , правосудием , общественными работами. ? «невидимая рука рынка» ,т.е. рынок сам через спрос и предложение Регулирует производство. ? Саморегулирование экономики осуществляется через систему прямых и обратных связей ( прямая –предприниматели определяют сферу производства ; обратная –информация идущая от рынка). 2. Границы вмешательства государства в экономику : кейнсианство. Теория « эффективного спроса» и ведущий роли государства в экономике. Доминировала до 70-х годов прошлого века. Основные положения : ? Зависимость ставки процента от величины дохода ,т.е. чем выше доход населения , тем выше спрос на деньги ,тем выше процент ; ? Зависимость объема инвестиций от ставки процента . Чем выше ставка процента , тем меньше объем инвестиций ; ? Зависимость дохода от объема инвестиций (действие мультипликатора). 3. Границы вмешательства государства в экономику : неоконсерватизм и институционализм. Выступают за невмешательство или ограничение вмешательства государства в экономику. Направление неоконсерватизма проявилось в тех школах. 1. Монетаристы (Фридман) Главный инструмент регулирования экономики- 5 рыночные цены , которые выполняют информационную , стимулирующую и распределительную функции , поэтому основным инструментом государственного вмешательства выступает денежно- кредитная политика. Для эффективности работы рыночного механизма цен государство должно ежегодно повышать количество денег в обращении на 2-3%. 2. Теория рациональных ожиданий (Лукас). Предприниматели сами способны принимать оптимальные решения , а непредсказуемость государственного вмешательства только мешает предпринимателям принимать эффективные решения. 3. Теория экономики предложения (Лаффер). Цель экономики- создание благоприятных условий для предложения труда и капитала , поэтому государство не должно ограничивать свободу предпринимательства. Институционализм. Основные положения: ? Ведущая роль в развитии экономики и ее регулировании принадлежит рыночным институтам; ? Государственное вмешательство сводится к созданию «инфраструктурных» институтов (спецификация и защита прав собственности , создание каналов обмена информацией ,разработка стандартов мер и весов, создание финансовой инфраструктуры); ? Организация и управление производством общественных благ (оборона , здравоохранение, образование). Таким образом , принятие решения о государственном вмешательстве в экономику должно строится на основе сопоставления выгод и издержек такого вмешательства. Границей государственного регулирования является 6 эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов , обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма , а значит и всей хозяйственной системы в целом. 7 3.ПРИЧИНЫ «ПРОВАЛОВ» ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. «Провалы» (фиаско) рынка – это случаи ,когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций ,свидетельствующих о «провалах» рынка: 1. монополия ; 2. несовершенная (асимметричная) информация; 3. внешние эффекты ; 4. общественные блага; Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы , осуществляя антимонопольную политику ,социальное страхование , ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе : развитие инфраструктуры , дотации на школьное обучение , пособия по безработице , различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно , индивидуально. Тем не менее доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в ХХ в. имеет тенденцию к росту . К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику ,стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений , стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование , то станет очевидно 7 ,почему роль государства в течении ХХ в неуклонно возросла. Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи : обеспечивать нормальную работу рынка и решать (или хотя бы смягчать) острые социально-экономические проблемы. Между тем стремление увеличения государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения. Прежде всего недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм , подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги ,субсидии) ,особенно те из них, которые ограничено встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы, рынка а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить ,что все экономические регуляторы противоречивы . Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того , применяя целый набор экономических мер , не следует забывать ,что многие из них противоречивы , действуют в разные , нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Способы разгосударствления могут быть различны. Это прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков , снижение барьеров для вступления в отрасль ,активная антимонопольная политика. 8 Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец ,сильной мерой является денационализация государственной собственности , развитие процессов приватизации. Опыт показывает ,что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий . Прежде всего к ним относятся : ? наличие надежной правовой базы проведения денационализации; ? создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка прежде всего); ? хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий; ? предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики. Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить ,однако , что этот процесс во многом зависит от самого государства . и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|